Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот, и может быть использовано, например, в двигателях внутреннего сгорания, компрессорах, насосах.
Известен зубчато-рычажный преобразователь вращательного движения в возвратно-поступательное, патент №2365799 РФ [1]. Он содержит стойку, вал, несущий ведущую шестерню с внешними зубьями, колесо с внешними зубьями с эксцентрично расположенной осью, кинематическую цепь, обеспечивающую постоянное межосевое расстояние шестерни и колеса, направляющее звено, а также ведомое звено, опирающееся непосредственно или через промежуточные звенья на эксцентричную ось зубчатого колеса. Направляющее звено связано с осью колеса вращательной, а со стойкой поступательной или вращательной парой. Шестерня и колесо помимо зубчатых венцов содержат опорные дорожки качения. Кинематическая цепь выполнена в виде замкнутой системы тел качения, включающей охватывающее кольцо и дополнительные тела качения, расположенные между шестерней и кольцом. Дополнительные тела качения могут быть выполнены гладкими или зубчатыми. Для уравновешивания инерционных вращающих моментов преобразователь может состоять из двух преобразователей, расположенных на одном общем ведущем валу и установленных в противофазе. Решение направлено на увеличение частоты вращения коленчатого вала при неизменных габаритах конструкции, обеспечение расположения нескольких ведомых звеньев в одной плоскости.
Недостатками данной конструкции (патент №2365799) являются:
1) громоздкость конструкции, создающая невозможность ее полного уравновешивания;
2) в формуле изобретения написано: «шестерня и колесо, помимо зубчатых венцов содержат опорные дорожки качения, совпадающие или близкие с их начальными поверхностями». Эта фраза сама доказывает невозможность точного уравновешивания;
3) из фиг. 3 видно, что массы звеньев 5 ничем не уравновешиваются;
4) из фиг. 4 очевидно, что имеются неуравновешенные моменты;
5) на чертежах: Фиг. 1 и Фиг. 3 противоречие: условие d7/d3=2 на фиг. 1 соблюдено, а на фиг. 3 не соблюдено, что недопустимо.
Также известно «Уравновешенное устройство преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное, и наоборот», патент 2267674(13) РФ [2]. Оно содержит корпус, в котором размещено тело вращения в виде маховика, фиксированного от смещения вдоль оси вращения, на боковой поверхности ползуна выполнена замкнутая винтовая канавка, между ползуном и телом вращения размещен поводок, одна часть которого зафиксирована в маховике, а другая часть утоплена в замкнутой винтовой канавке ползуна, поворот ползуна относительно корпуса ограничен шлицевым соединением. Сущность изобретения заключается в том, что вдоль оси вращения маховика оппозитивно ползуну размещен дополнительный ползун, аналогичный первому, при этом поводки основного и дополнительного ползунов зафиксированы в маховике со смещением либо дополнительный ползун повернут таким образом, что при вращении маховика ползуны движутся в противоположные стороны. Технический результат заключается в уравновешивании сил инерции возвратно-поступательного движения ползунов.
Недостатками конструкции (патенту №2267674(13)РФ) являются: 1) громоздкость; 2) ползуны 4 и 5, двигаясь против друг друга в противоположные стороны, как показано на чертеже, двигаются не по одной линии, поэтому они создают неуравновешенный момент сил инерции; 3) поводки 11 и 12 неуравновешенны; 4) при достижении ползуном 4 крайнего левого положения, а ползуном 5 крайнего правого положения происходит переход поводков 11 и 12 на реверсивные ветви винтовых канавок, т.е. на ветви, имеющие обратное направление, при этом, безусловно, возникают динамические нагрузки; 5) внутренний диаметр маховика (вала маховика) не может быть слишком большим (безразмерным), т.е. он ограничивает возможности применения данного механизма по назначению.
Наиболее близким по технической сути предлагаемому в данной заявке механизму преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот является «Устройство преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот» (патент 2471099 РФ [3]). Суть этого изобретения в нижеследующем. Устройство содержит неподвижное зубчатое колесо внутреннего зацепления, водило, раму, по две штуки с соответственно равными между собой массами: сателлитов, дисков, шатунов и поршней. К сателлитам жестко присоединены диски. Числа зубьев каждого сателлита в два раза меньше числа зубьев неподвижного зубчатого колеса внутреннего зацепления. В возвратно-поступательных точках дисков к ним шарнирно присоединены шатуны, на вторых своих концах шарнирно присоединены с поршнями. Центры тяжести масс шатунов и поршней постоянно, а именно в покое и в движении в пространстве, взаимно друг друга уравновешивают. На равных расстояниях от оси вращения водила на обоих концах его находятся оси вращения сателлитов и жестко присоединенных к ним дисков для взаимного уравновешивания вращательных масс.
Недостатками данной конструкции (патент 2471099 РФ [3]) являются 1) большая длина каждого шатуна: 2R плюс расстояние, равное двум толщинам обода неподвижного зубчатого колеса, и еще раз плюс 2R неподвижного зубчатого колеса; 2) сложная конфигурация шатунов - по горизонтальной линии их следует изготовить загнутыми там, где второй раз размер 2R, чтобы расположить массы шатуна на одной линии; 3) оба шатуна в вертикальной плоскости тоже надо сделать фигурными, чтобы во время их работы не застопорились, встретившись с продолжением водила. Из отмеченных недостатков видно, что вес шатунов возрастает значительно, а также возникают сложности расположения их центров масс на одной линии.
В качестве ближайшего аналога (прототипа) выбрано устройство преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот, патент RU №2499934 С2, МПК F16H 19/02, F16H 21/16, опубл. 27.11.2013, Бюл. №22. Прототип содержит по две штуки валов, поршней, цилиндрических колес внешнего зацепления, зубчатых колеса внутреннего зацепления, сателлитов, к каждому сателлиту жестко присоединена планка. В возвратно-поступательных точках планок к ним шарнирно присоединены шатуны, которые вторыми своими концами шарнирно соединены с поршнями. На продолжении водил установлены корректирующие массы. Изобретение позволяет улучшить динамические качества механизма, повысить его долговечность, надежность, производительность.
К недостаткам ближайшего аналога (прототипа) следует отнести то, что там решены проблемы уравновешивания, повышения КПД, прочности, долговечности, понижения расхода горюче-смазочных материалов и т.д. только для двухцилиндровых устройств, а не шестицилиндрового механизма преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот. Кроме того, прототип развивает мощность в три раза меньше, чем предлагаемый в данной заявке на изобретение механизм.
Устранение перечисленных недостатков решается в заявке на изобретение шестицилиндрового механизма преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот.
Технической задачей изобретения является безотказная работа, полная динамическая уравновешенность шестицилиндрового механизма преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот, понижение коэффициента трения, предотвращение заклинивания, повышение мощности, прочности, долговечности, КПД, понижение расхода материалов.
Поставленная задача решается в развитии идей, заложенных в прототипе, а именно заменой коленчатых валов простыми круглыми, полным уравновешиванием моментов сил инерции шести шатунов путем замены их сложного плоскопараллельного движения на возвратно-поступательное, сведением углов давления шатунов на стенки цилиндров до нулей, самоуравновешиванием поступательных масс и балансировкой вращающихся масс. Разница с прототипом в том, что ниже приводится решение всех перечисленных сложных народно-хозяйственных технических проблем не для двухцилиндровых механизмов, а шестицилиндровых.
Предлагаемый шестицилиндровый механизм преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот представлен на чертежах: фиг. 1 - вид спереди, фиг. 2 - разрезы по А-А, по Б-Б и по В-В. Данный механизм содержит раму 1 (фиг. 1, 2); по шесть штук одинаковых цилиндрических колес 2; 3, 10; 11, 18; 19 (фиг. 2); круглых валов: O1-O1,
Поступательные массы шатунов mшi и поршней mпi, попарно соединенные друг с другом, складываются в Σmi и находятся на одних и тех же прямых линиях на одинаковых расстояниях друг от друга. Приведем их по линиям:
На фигуре 2 по линиям C1C2, С3С4 и С5С6:
Σm1=mш5+mп4 и Σm2=mш8+mп9, Σm1= -Σm2,
Σm3=mш13+mп12 и Σm4=mш16+mп17, Σm3= -Σm4,
Σm5=mш21+mп20 и Σm6=mш24+mп25, Σm5= -Σm6,
где mшi - масса шатуна, i - порядковый номер шатуна, mпi - масса поршня, i - порядковый номер поршня.
Корректирующие массы соответственно обозначены:
К1-mК1, К2-mК2, К3-mК3, К4-mК4, К5-mК5, К6-mК6.
На осях всех корректирующих масс нарезана резьба. Гайками они регулируются так, чтобы их центры масс и соответствующих им суммарных масс сателлитов с дисками находились на одной и той же линии противоположно друг другу. Дисбалансы сателлитов с дисками соответственно должны быть равны дисбалансам корректирующих масс.
Запишем равенства дисбалансов по фигуре 2:
, ,
, ,
, ,
где Qсi - силы тяжести сателлитов, i - их порядковые номера,
Qдi - силы тяжести дисков, i - их порядковые номера,
H1 и
Во избежание заклинивания механизма длины осей корректирующих масс l1 следует проектировать меньше l2 - расстояний от горизонтальных общих линий
Числа зубьев каждого сателлита 6, 7, 14, 15, 22, 23 должны быть меньше в два раза числа зубьев каждого неподвижного колеса внутреннего зацепления 1′, 1′, 1′, 1′, 1′, 1′ (фигуры 1, 2), т.е. R=2r. В результате на всех сателлитах имеются точки, точнее, на их делительных окружностях, а также прямо напротив них на дисках - В1, В2, В3, В4, В5, В6, совершающие возвратно-поступательное движение в противофазе друг другу.
Одни концы шатунов 5, 8, 13, 16, 21, 24 шарнирно соединены с дисками в точках B1, В2, В3, В4, В5, В6, а в других точках С1, С2, С3, С4, С5, С6 - к поршневым пальцам.
Массы всех поршней одной величины, а также массы всех шатунов тоже одной величины, точно так же между собой должны быть равны массы дисков, сателлитов. Массы все попарно между собой должны двигаться в противофазе для полного уравновешивания всего механизма.
На фигурах 1 и 2 представлен предложенный шестицилиндровый механизм преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот, который включает в себя:
1 - раму;
1′ - шесть неподвижных одинаковых зубчатых колес внутреннего зацепления, поскольку они неподвижны, то являются как бы частью стойки, поэтому они обозначены одним номером (1′, 1′, 1′, 1′, 1′, 1′);
2 - цилиндрическое зубчатое колесо;
3 - цилиндрическое зубчатое колесо;
4 - поршень;
5 - шатун;
6 - сателлит с диском 6′;
7 - сателлит с диском 7′;
8 - шатун;
9 - поршень;
10 - цилиндрическое зубчатое колесо;
11 - цилиндрическое зубчатое колесо;
12 - поршень;
13 - шатун;
14 - сателлит с диском 14′;
15 - сателлит с диском 15′;
16 - шатун;
17 - поршень;
18 - цилиндрическое зубчатое колесо;
19 - цилиндрическое зубчатое колесо;
20 - поршень;
21 - шатун;
22 - сателлит с диском 22′;
23 - сателлит с диском 23′;
24 - шатун;
25 - поршень;
К1 - корректирующая масса;
К2 - корректирующая масса;
К3 - корректирующая масса;
К4 - корректирующая масса;
К5 - корректирующая масса;
К6 - корректирующая масса;
Шестицилиндровый механизм преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот работает следующим образом. Цилиндрические колеса 2 и 3, 10 и 11, 18 и 19 внешнего зацепления имеют равные числа зубьев и находятся попарно в зацеплении (фигуры 1 и 2). Они попарно вращаются в противоположные стороны с равными угловыми скоростями:
Как видно из фигур 1, 2 и из приведенных угловых скоростей, валы каждого ряда: O1O1 и
Сателлит с диском 6 с 6′ и корректирующая масса К1, установленная на продолжении водила
Сателлит с диском 14 с 14′ и корректирующая масса К3, установленная на продолжении водила
Сателлит с диском 22 с 22′ и корректирующая масса К5, установленная на продолжении водила
Таким образом, центры тяжести корректирующих масс и соответствующих блоков сателлитов с дисками, дисбалансы которых рассчитаны по вышеприведенным формулам, вращаются в противофазе друг с другом в одних и тех же плоскостях.
На сателлитах имеются поступательно двигающиеся точки и напротив им на дисках точки, совершающие также поступательное движение, где установлены вращательные кинематические пары, т.е. в точках В1, В2, В3, В4, В5, В6, совершающие в противофазе друг с другом возвратно-поступательные движения вместе с присоединенными к ним шатунами и поршнями. Перечислим их.
Шатун 5 с поршнем 4 по прямой линии С1С2 двигаются в противофазе шатуну 8 и поршню 9 (фиг. 2).
Шатун 13 с поршнем 12 по прямой линии С3С4 двигаются в противофазе шатуну 16 и поршню 17 (фиг. 2).
Шатун 21 с поршнем 20 по прямой линии С5С6 двигаются в противофазе шатуну 24 и поршню 25 (фиг. 2).
Как показали проведенные расчеты и опыты, экономическая эффективность шестицилиндрового механизма преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот заключается в безотказности работы, долговечности в связи с тем, что угол давления шатуна на стенки цилиндра равен нулю. В результате полной уравновешенности подвижных масс значительно улучшились динамические качества механизма: полное отсутствие вредных вибраций, шума, потери мощности, повышение частоты вращения, КПД и производительности. Кроме того, за счет звеньев, имеющих постоянные значения моментов инерции, увеличился маховой момент, что привело к значительному уменьшению колебаний скорости - к уменьшению коэффициента неравномерности движения 8. Использование данного механизма повысит экологичность двигателей внутреннего сгорания, а также других механизмов и машин.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДЕСЯТИЦИЛИНДРОВЫЙ МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ И НАОБОРОТ | 2014 |
|
RU2604900C2 |
ВОСЬМИЦИЛИНДРОВЫЙ МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ И НАОБОРОТ | 2014 |
|
RU2603045C2 |
МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ И НАОБОРОТ | 2013 |
|
RU2552403C2 |
УСТРОЙСТВО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ И НАОБОРОТ | 2012 |
|
RU2499934C2 |
УСТРОЙСТВО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ И НАОБОРОТ | 2010 |
|
RU2471099C2 |
ТРЕХЦИЛИНДРОВОЕ УСТРОЙСТВО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ И НАОБОРОТ | 2016 |
|
RU2672519C2 |
Сепаратор сыпучих материалов | 1985 |
|
SU1282828A1 |
Механизм привода ножей косилки | 1976 |
|
SU664606A1 |
Устройство для уравновешивания силиНЕРции MACC, СОВЕРшАющиХ ВОзВРАТНО- пОСТупАТЕльНОЕ дВижЕНиЕ | 1977 |
|
SU804950A1 |
Встряхиватель плодоуборочной машины | 1982 |
|
SU1071261A1 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механизмам преобразования движения. Механизм преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот содержит по шесть одинаковых цилиндрических колес внешнего зацепления, круглых валов, неподвижных зубчатых колес внутреннего зацепления, шатунов и поршней. Также в его состав входит по шесть штук одинаковых водил и сателлитов, к которым жестко присоединены диски. Число зубьев сателлитов в два раза меньше числа зубьев неподвижных зубчатых колес внутреннего зацепления. К каждому сателлиту жестко присоединен диск. В возвратно-поступательных точках дисков к ним шарнирно присоединены шатуны, которые вторыми своими концами шарнирно соединены с поршнями. На продолжении водил установлены корректирующие массы. Достигается компактность конструкции и повышение экологичности. 2 ил.
Шестицилиндровый механизм преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот, содержащий раму, по две штуки одинаковых неподвижных зубчатых колес внутреннего зацепления, валов, цилиндрических колес внешнего зацепления, жестко соединенных с соответствующими валами водил, шатунов, поршней, сателлитов, при этом к каждому сателлиту жестко присоединен диск, в возвратно-поступательных точках дисков к ним шарнирно присоединены одинаковые шатуны, которые противоположно расположены на одной и той же линии с присоединенными шарнирно к ним поршнями, взаимно уравновешивая друг друга, на продолжении обоих водил установлены корректирующие массы, дисбалансы которых соответственно равны дисбалансам масс сателлитов с дисками, точки нахождения центров тяжести корректирующих масс регулируются так, чтобы они лежали на одной и той же линии противоположно с центрами тяжести сателлитов с дисками, полностью их уравновешивая, отличающийся тем, что дополнительно содержит четыре диска, жестко присоединенных к каждому сателлиту и шарнирно к шатунам, а также тем, что дополнительно содержит по четыре штуки одинаковых цилиндрических колес внешнего зацепления, круглых валов, неподвижных зубчатых колес внутреннего зацепления, шатунов, поршней, водил, жестко соединенных с соответствующими валами, и сателлитов, число зубьев каждого сателлита в два раза меньше числа зубьев каждого неподвижного зубчатого колеса внутреннего зацепления, в возвратно-поступательных точках дисков к ним шарнирно присоединены шатуны, которые расположены противоположно между собой на одних и тех же прямых линиях с присоединенными к ним шарнирно поршнями, взаимно уравновешивая друг друга, на продолжении водил установлены корректирующие массы, дисбалансы которых равны дисбалансам масс сателлитов с дисками, точки нахождения центров тяжести корректирующих масс регулируются так, чтобы они лежали на одних и тех же прямых линиях противоположно с центрами тяжести соответствующих им сателлитов с дисками, полностью их уравновешивая.
БЕСШАТУННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ И НАОБОРОТ | 2011 |
|
RU2476700C2 |
ФРИКЦИОННАЯ ПЕРЕДАЧА | 1991 |
|
RU2011069C1 |
СИСТЕМА ИЗ ДВУХ ОБЪЕКТОВ, ШАРНИРНО СВЯЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ С ДВУМЯ СТЕПЕНЯМИ СВОБОДЫ ПРИ ВРАЩАТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ | 1999 |
|
RU2207454C2 |
УСТРОЙСТВО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ И НАОБОРОТ | 2012 |
|
RU2499934C2 |
RU 2010123163 A, 20.12.2011 | |||
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УРАВНОВЕШИВАНИЯ ПОРШНЕВОЙ МАШИНЫ | 1992 |
|
RU2018039C1 |
US 20110247581 A1, 13.10.2011 | |||
ПОРШНЕВАЯ МАШИНА | 1989 |
|
RU2022118C1 |
Авторы
Даты
2016-12-10—Публикация
2014-07-02—Подача