Изобретение относится к транспортной безопасности, а именно к средствам защиты водителя и пассажиров транспортного средства от пуль стрелкового оружия и осколков разорвавшихся боеприпасов.
При использовании транспортных средств в условиях воздействия пуль стрелкового оружия и осколков боеприпасов и взрывных устройств возникает необходимость защиты от них водителя и пассажиров. В то же время видимость - непременное условие безопасности дорожного движения [1]. Поэтому экран должен не только защитить людей от поражающих элементов кинетического действия, но также обеспечить обзор и видимость дорожно-транспортной обстановки для водителя, без которых невозможно безопасное движение транспортного средства.
Известны различные конструкции одно- и многослойных бронестекол для защиты людей, находящихся в транспортных средствах, которые не препятствуют обзору и обеспечивают видимость водителю [2]. Они используются на военных автотранспортных средствах и в бронированных автомобилях.
Недостатками таких конструкций являются высокая стоимость подобных стекол, а также снижение безопасности движения в условиях огневого воздействия, поскольку при попадании в бронестекло пуль или осколков оно покрывается плотной сетью различных трещин и сколов, которые уменьшают обзор водителю и видимость вплоть до невозможности безопасного дорожного движения.
Известно пуленепробиваемое изделие в виде гибкого эластичного многослойного текстильного материала на основе высокопрочных арамидных (полиамидных) волокон. Из такого материала изготавливаются пуленепробиваемые жилеты и элементы одежды [3].
Недостатком изделия является его непрозрачность.
Наиболее близким аналогом является защитный экран в виде перфорированных с заданным шагом смотровыми щелями двух плоских прямоугольных броневых листов (защитных элементов). Листы заключены в броневую раму и имеют приводной механизм, который обеспечивает одновременное возвратно-поступательное движение броневых листов в диаметрально-противоположных направлениях. При этом частота мельканий смотровых щелей выше порога чувствительности глаза человека [4].
Указанное защитное устройство принято за прототип.
Недостатком устройства является скоростной режим движения броневых листов. Возвратно-поступательное движение защитных элементов предполагает их остановку в крайних положениях, что снижает защитные свойства экрана.
Целью заявляемого устройства является повышение его защитных свойств за счет изменения характера движения защитных элементов.
Поставленная цель достигается установкой снаружи транспортного средства (перед лобовым или боковым стеклом кабины) экрана в виде замкнутой по оборачивающей и движущейся поступательно с заданной постоянной скоростью защитной ленты из пуленепробиваемой эластичной ткани с выполненными в ней горизонтальными смотровыми щелями. При этом противоположные ветви ленты, находящиеся в поле зрения водителя, движутся в противоположных направлениях, а частота мельканий смотровых щелей выше порога чувствительности глаза человека.
Предлагаемое устройство иллюстрируется чертежами, представленными на:
фиг. 1 - вид спереди;
фиг. 2 - вид сбоку (по A-A);
фиг. 3 - принципиальная схема электропривода устройства.
Защитный экран включает раму, приводное устройство, защитный элемент и электропривод.
Рама 1 (фиг. 1, 2) включает две продольные и две поперечные броневые балки, жестко соединенные между собой (например, сваркой) в прямоугольную плоскую конструкцию с выступающими консолями.
Приводной механизм (фиг. 1, 2) включает ведущий вал 2 и направляющую ось 3, на которые жестко посажены (например, с помощью призматических шпонок) по два зубчатых колеса 4. Резьбованные концы направляющей оси 3 и один конец ведущего вала 2 с возможностью вращения вокруг своих осей введены в отверстия, выполненные в консолях продольных броневых балок рамы 1 и зафиксированных там от осевого смещения. Выходной конец ведущего вала 2 выведен через отверстие в консоли продольной броневой балки рамы 1, зафиксирован там и снабжен соединительной муфтой 5.
Защитный элемент 6 (фиг. 1, 2) представляет собой узкое полотнище из эластичной пуленепробиваемой многослойной ткани (например, сплетенной из нитей, изготовленных из жесткоцепных полиамидных волокон), сопряженное торцами (например, с помощью клея или прошивкой) в цельную замкнутую защитную ленту. В ленте выполнена перфорация сквозными горизонтальными смотровыми щелями 7. Вдоль краев защитного элемента 6 с заданным шагом выполнены сквозные прямоугольные отверстия 8, в которые при сборке вводятся зубья зубчатых колес 4, вала 2 и оси 3, обеспечивая их нормальное зацепление с защитным элементом 6.
Для крепления к транспортному средству к раме 1 жестко прикрепляются (например, привариваются) кронштейны 9 регулируемой длины (фиг. 2).
Электропривод (фиг. 1, 3) включает электродвигатель 10, регулятор 11 частоты вращения электродвигателя 10, сигнальную лампу 12, предохранитель 13, включатель 14; источник питания 15 (бортовая сеть транспортного средства или автономный источник электрического тока), штекерный разъем 16. Регулятор частоты вращения 11, сигнальная лампа 12, предохранитель 13 и включатель 14 размещаются в кабине автотранспортного средства.
Монтаж защитного экрана производится в следующей последовательности. С помощью кронштейнов 9 и, например, болтового соединения рама 1 защитного экрана прикрепляется к корпусу транспортного средства снаружи перед защищаемым оконным проемом кабины транспортного средства на заданном расстоянии от лобового (бокового) стекла. Электродвигатель 10 посредством соединительной муфты 5 прикрепляется к выходному концу ведущего вала 2 приводного механизма. Через штекерный разъем 16 сеть электропривода подключается к электродвигателю 10 (фиг. 3). Устройство к работе готово.
Предлагаемое устройство работает следующим образом.
При включении защитного экрана замыкаются контакты включателя 14, ток от источника питания 15 через включатель 14, предохранитель 13, сигнальную лампу 12, регулятор 11 частоты вращения и штекерный разъем 16 поступает к электродвигателю 10. В кабине загорается сигнальная лампа 12, вал электродвигателя 10 получает вращение. С вала электродвигателя 10 крутящий момент через муфту 5 передается на ведущий вал 2 приводного механизма, вызывая вращение его зубчатых колес 4. Вращаясь, зубчатые колеса 4 ведущего вала 2 передают усилия через кромки отверстий 8 на защитный элемент 6, вызывая поступательное движение ленты. Защитная лента 6 через кромки отверстий 8 передает усилия на зубчатые колеса 4 направляющей оси 3. Зубчатые колеса 4 заставляют направляющую ось 3 вращаться вокруг своей продольной оси и выполнять направляющие функции. Эластичность материала ленты позволяет защитному элементу оборачиваться вокруг ведущего вала 2 и направляющей оси 3, изменяя направление движения своих ветвей на противоположное без изменения скорости ее поступательного движения.
При необходимости водитель регулятором 11 частоты вращения электродвигателя 10 увеличивает или уменьшает скорость движения защитного элемента 6 и частоту мельканий смотровых щелей 7 в соответствии с комфортными условиями видимости через защитный экран.
Для выключения устройства (фиг. 3) включатель 14 ставится в положение «выключено», электродвигатель 10 обесточивается, защитный элемент 6 останавливается, сигнальная лампа 12 гаснет.
Демонтаж защитного экрана производится в обратной последовательности.
Предлагаемое устройство может найти применение в качестве защиты водителя и пассажиров автотранспортных средств и бронированных машин, а также в качестве окон для наблюдения в различных сооружениях в условиях угрозы воздействия пуль стрелкового оружия и осколков боеприпасов.
Источники информации
1. Куперман А.И. Искусство управления автомобилем: Справ. пособие / А.И. Куперман, М.Б. Афанасьев: - М.: Высш. шк., 2003. - 263 с.
2. Патент РФ №2465536, C2 Российская Федерация МПК F41H 5/04, E06B 5/12, B60J 1/02, B32B 3/06, B32B 7/02, B32B 17/06. Бронестекло / Мак-КАРТИ Деннис П. (US), МИЛЛЕР Джон P. (US) №2010139510/11; заявл. 25.02.2009, опубл. 27.10.2012.
3. Патент №2284005, C2, Российская Федерация МПК F41H 5/04. Пуленепробиваемое изделие / Чиоу Миншон Дж. (US), Е.И. Дюпон (US) 2003132880/02, заявл. 27.03.2002, опубл. 20.09.2006.
4. Патент РФ №138979, U1, Российская Федерация МПК F41H 5/00. Устройство безопасности для транспортного средства / О.А. Матвеев, А.Ю. Дащенко, А.П. Трофимов, Г.И. Шибаев, Д.А. Ковачев №2013144883/11, заявл. 07.10. 2013, опубл. 27.03.2014, бюл. №9.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2017 |
|
RU2648500C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОКОННОГО ПРОЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2017 |
|
RU2645174C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2014 |
|
RU2550943C1 |
ЗАЩИТНЫЙ ЭКРАН | 2015 |
|
RU2605807C1 |
ЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ БРОНИРОВАННЫХ МАШИН | 2015 |
|
RU2584362C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ АВТОМОБИЛЯ | 2022 |
|
RU2790891C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПОЖАРА НА ГРУЗОВОМ ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ | 2022 |
|
RU2787575C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2003 |
|
RU2227891C1 |
СПОСОБ УДАЛЕНИЯ ВОСПЛАМЕНИВШЕГОСЯ ТОПЛИВНОГО БАКА АВТОМОБИЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2020 |
|
RU2759166C1 |
Система рулевого управления транспортного средства | 1986 |
|
SU1324906A1 |
Изобретение относится к защитным экранам. Защитный экран содержит раму, приводной механизм, защитный элемент и электропривод. Рама, включающая две поперечные и две продольные броневые балки, снабжена кронштейнами для крепления к транспортному средству. В отверстия консолей продольных балок с возможностью осевого вращения помещены и зафиксированы концы ведущего вала и направляющей оси приводного устройства с жестко посаженными на них зубчатыми колесами, зубья которых вводятся в прямоугольные отверстия, выполненные вдоль кромки защитного элемента в виде замкнутой ленты, выполненной из пуленепробиваемой эластичной ткани, перфорированной горизонтальными смотровыми щелями. Электропривод содержит электродвигатель, вал которого сопряжен посредством соединительной муфты с выходным концом ведущего вала, получающий питание от источника питания через штекерный разъем, регулятор частоты вращения, сигнальную лампу, предохранитель и включатель. Достигается повышение защитных свойств за счет характера движения защитных элементов. 3 ил.
Защитный экран, содержащий раму, приводной механизм, защитный элемент и электропривод, отличающийся тем, что рама, включающая две поперечные и две продольные броневые балки, снабжена кронштейнами для крепления к транспортному средству, а в отверстия консолей продольных балок с возможностью осевого вращения помещены и зафиксированы концы ведущего вала и направляющей оси приводного устройства с жестко посаженными на них зубчатыми колесами, зубья которых вводятся в прямоугольные отверстия, выполненные вдоль кромки защитного элемента в виде замкнутой ленты, выполненной из пуленепробиваемой эластичной ткани, перфорированной горизонтальными смотровыми щелями, а электропривод содержит электродвигатель, вал которого сопряжен посредством соединительной муфты с выходным концом ведущего вала, получающий питание от источника питания через штекерный разъем, регулятор частоты вращения, сигнальную лампу, предохранитель и включатель.
Способ изготовления печатных схем | 1960 |
|
SU138979A1 |
DE 4418188 A1, 30.11.1995 | |||
Устройство для защиты ветрового стекла транспортного средства | 1990 |
|
SU1743921A1 |
US 2005050812 A1, 10.03.2005. |
Авторы
Даты
2016-12-27—Публикация
2015-09-29—Подача