Способ коррекции школьной дезадаптации Российский патент 2017 года по МПК A61B5/00 A61B5/16 

Описание патента на изобретение RU2608607C1

Изобретение относится к области педагогики, а точнее коррекционной педагогики, и может быть использовано для коррекции школьной дезадаптации у детей в возрасте 7-12 лет.

Школьная дезадаптация (ШД) является одной из наиболее частых причин нарушения поведенческих, коммуникативных, волевых навыков, является причиной школьной успеваемости и формирования асоциального поведения у учеников начальной школы. Согласно современным данным в большинстве случаев ШД возникает в результате наличия синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у ребенка. В основе развития СДВГ лежат повреждения головного мозга в пре- и перинатальном периоде (Барашнев и др. 1998; Чутко, Пальчик, Кропотов 2004; Milberger et al., 1997), а также (примерно в 10-15%) имеет место наследственная предрасположенность (по данным некоторых авторов - моногенный характер наследования; снижение функционирования нейромедиаторной допаминергической системы головного мозга); перинатальные факторы поражения центральной нервной системы (гипоксия, ишемия, резус-несовместимость, токсическое поражение центральной нервной системы, инфекции) - во время беременности, патология родов, недоношенность, внутриутробная задержка развития и проч.; нейроанатомические факторы (уменьшение размеров правой лобной доли, уменьшение размеров мозолистого тела, уменьшение в размерах структур стриопаллидарного комплекса; снижение кровотока в префронтальных отделах головного мозга; эволюционные факторы (несоответствие биологического и реального возраста ребенка - т.е. отставание созревания центральной нервной системы ребенка к определенному возрасту). Все эти нарушения проявляются комплексом психологических, электрофизиологических и биохимических изменений.

Клинические проявления школьной дезадаптации (ШД) характеризуются основными проявлениями - невнимательностью, рассеянностью, повышенной эмоциональной и умственной истощаемостью, забывчивостью, чрезмерной двигательной активностью, импульсивностью в поведении.

Проблема ШД определяется с одной стороны его широкой распространенностью и высокой степенью социальной дезадаптации, возникающей на ее фоне, а с другой стороны - недостаточной эффективностью существующих методов коррекции данного состояния.

Известен прибор биологической обратной связи, используемый для коррекции психоэмоционального фона у детей со школьной дезадаптацией и синдромом дефицита внимания и гиперактивности, применяемая в некоторых психолого-педагогических центрах Перми, Москвы и Санкт-Петербурга (прибор «Психоэмоциональный комплекс БОС», является оригинальной разработкой ЗАО «Биосвязь», г. Санкт-Петербург (Авт. свидетельство СССР №1717116, патенты РФ №2020870, №2190952, №2217177, №2224455, №2234344). Правообладатель - ЗАО «Биосвязь»). В данном случае программно-индикаторный комплекс биологической обратной связи регистрирует и обрабатывает одновременно несколько сигналов электрической активности мозга (ЭЭГ), электрической активности мышц (ЭМГ), частоты дыхания (ЧД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС). Прибор используется для коррекции психоэмоционального состояния у детей и взрослых, в том числе при школьной дезадаптации.

В данном случае тренинги проводят, задействуя электроэнцефалографический, электромиографический, кардиоритмографический каналы. Однако для школьников не предусмотрено наличие тренинговых нейропсиологических тестов и занятий, которые выполняют в начале курса занятий и в конце курса занятий, обеспечивая субъективность коррекции. Кроме того, отсутствует диагностические тесты, определяющие наличие у ребенка синдрома дефицита внимания и гиперактивности (что в большинстве случаев определяет развитие школьной дезадаптации), а соответственно отсутствует индивидуальный подход в подборе тренингов для каждого ребенка в отдельности - поэтому «Психоэмоциональный комплекс БОС» для коррекции школьной дезадаптации недостаточно эффективен.

Технический результат - повышение эффективности способа коррекции проявлений школьной дезадаптации у детей в возрасте 7-12 лет путем усиления и закрепления управляющих функций (функции внимания, саморегуляции и самоконтроля) и улучшения мелкой моторики.

Указанный результат достигается с помощью проведения сеансов БОС-тренинга на программно-аппаратном комплексе по параметрам электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и по параметрам электромиограммы (ЭМГ). Отличается тем, что в программно-аппаратный комплекс БОС-тренинга добавлена батарея нейропсихологических тестов, состоящая из шкалы-классификации DSM-IV, цветового теста Люшера, теста «таппинг», теста «лабиринт», дихотического прослушивания, теста латерализации корковых функций по Аннет, корректурной пробы. Тренинг проводят в количестве 10-15 сеансов, по 30-45 минут, причем на 1-м этапе проводят 5-7 сеансов по 30-35 минут: по параметрам ЭЭГ 15-18 минут, по параметрам ЭМГ 10-12 минут, нейропсихологический тренинг 5 минут. Перед первым этапом тренинга проводят первичную диагностику на батарее нейропсихологических тестов, после первого этапа тренинга проводят контрольную диагностику на батарее нейропсихологических тестов с целью корректировки тренингов. Далее проводят 2-й этап, 5-8 сеансов, по 35-45 минут по параметрам ЭЭГ 20-25 минут, по параметрам ЭМГ 10-15 минут, нейропсихологический тренинг 5 минут, ежедневно.

Способ осуществляют следующим образом. До проведения сеанса на программно-аппаратном комплексе комбинированного БОС-тренинга проводят первичную диагностику на батарее нейропсихологических тестов: родители детей или педагоги, у которых дети учатся, отвечают на вопросы классификации DSM-IV на предмет наличия у ребенка со школьной дезадаптацией синдрома дефицита внимания и гиперактивности, степени его выраженности и определения дальнейшей тактики тренинга; также в программе предусмотрено прохождение детьми теста Люшера (для определения психоэмоционального состояния ребенка), расширенного (в модификации А.Р. Лурия) теста по Аннет, диагностического дихотического прослушивания (для определения латерализации корковых функций), тестов «таппинг» и «лабиринт» (для определения ведущей руки и доминантности полушария, определения функционирования межполушарного взаимодействия, скорости выполнения тестов на внимание). Тесты «таппинг» и «лабиринт» помимо диагностики используются в ежедневном тренинге. После чего начинают проведение комбинированного БОС-тренинга длительностью 30-45 минут ежедневно в течение 10-15 дней, причем тренинги поделены на 2 этапа: тренинги 1-го этапа (5-7 сеансов) длятся по 30-35 минут, тренинги 2-го этапа (5-8 сеансов) длятся по 35-45 минут. Между 1-ми 2-м этапами тренингов проводят контрольную диагностику на батарее нейропсихологических тестов с целью корректировки занятий. Сеансы проводят сначала по параметрам электроэнцефалограммы (15-18 минут на 1-м этапе тренингов, 20-25 минут на 2-м этапе тренингов), ребенку надевают специальный экстракраниальный фиксатор, учитывая функциональную асимметрию полушарий головного мозга, в который встроен электрод, регистрирующий биоэлектрические сигналы (биопотенциалы головного мозга) от центрального лобно-полюсного отведения (регистрируют альфа-ритм от лобных отделов головного мозга). Последовательно проводят задания в игровой форме: «удержи картинку» (в которой нужно максимально сконцентрироваться на деталях картины так, чтобы изображение фиксировалось на экране компьютера и не возникало «провалов» картинки), «смайлики» (в которой нужно максимально сконцентрироваться и представить появление на мониторе компьютера синих шариков разной величины - чем выше уровень концентрации внимания, а соответственно активнее функционируют лобные доли головного мозга и интенсивнее фиксируется альфа-ритм, тем большего диаметра появляется шарик). Кроме того, в игре «смайлики» предусмотрена опция «кто быстрее», когда одновременно 2 ребенка на одном компьютере в игровой форме могут соревноваться друг с другом (кто быстрее) по появлению шариков (у одного соперника синий шарик, а у другого красный). Далее проводят занятие БОС-тренинга по параметрам электромиографии - ребенку надевают на ведущую руку специальный браслет, в который встроен электрод, регистрирующий биопотенциалы от мышц-разгибателей и сгибателей верхней конечности. Проводят фазический БОС-тренинг в течение 10-12 минут на 1-м этапе и 10-15 минут на 2-м этапе тренингов. Далее в течение 5 минут ежедневно проводят 2 нейропсихологических тренинга (выполнение тестов «таппинг» и «лабиринт»).

Новым в способе, в отличие от прототипа, является то, что в программно-аппаратный комплекс встроена батарея нейропсихологических тестов, что позволяет перед курсом проводить первичную диагностику состояния ребенка (наличие синдрома дефицита внимания, психоэмоциональный и вегетативный статус, уровень интеллекта, доминантность полушария) и в течение курса проводить корректировку тренингов. Программно-аппаратный комплекс представляет собой комплекс программно-аппаратных средств, адаптированных в логическую сеть, которая может поставляться в частные и государственные образовательные учреждения и повышать качество предоставления образовательных услуг. Добавление батареи нейропсихологических тестов способствуют более гармоничному развитию высшей нервной деятельности в целом, что приводит к улучшению функции внимания, самопрограммирования, самоконтроля, памяти, зрительного гнозиса, мелкой моторики. Кроме того, коррекционно-диагностические тренинги ««таппинг»» и ««лабиринт»» позволяет улучшить межполушарное взаимодействие, что в конечном итоге снижает проявления школьной дезадаптации.

Количество сеансов - 10-15 по 30-45 минут, проводят в 2 этапа: 1-й этап 5-7 сеансов проводят по 30-35 минут, до и после которого проводят первичную диагностику с целью оценки исходного состояния ребенка и контрольную диагностику на батарее нейропсихологических тестов с целью корректировки тренингов, и далее проводят 2-й этап 5-8 сеансов по 35-45 минут ежедневно, зависит от возраста пациентов, от клинической выраженности симптоматики и динамики состояния ребенка.

Примеры выполнения способа

Ученик А., 7 лет, правша, синдром дефицита внимания, школьная дезадаптация

Родители и учителя отмечают невнимательность, неусидчивость, неспособность сконцентрироваться на задании длительное (около 40-50 минут) время, медлительность, повышенная отвлекаемость на посторонние стимулы, сложности восприятия на слух (снижение фонематического слуха), избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания, трудно поддерживает внимание во время заданий и игр, суетливость в поведении, неспособность долго усидеть на одном месте, болтливость, часто отвечает не подумав и не дослушав вопрос, снижен фонематический слух.

В диагностике:

По классификации DSM-IV - синдром дефицита внимания: 7 баллов (достоверно).

По тесту Люшера: проявления эмоциональной лабильности.

По тесту Аннет: латерализация корковых функций преимущественно в правом полушарии.

По диагностическому дихотическому прослушиванию: латерализация корковых функций преимущественно в правом полушарии.

Тест «таппинг» (модифицированный, на 9 квадратов): ведущая рука правая, много заминок при проведении теста левой рукой. Косвенный признак нарушения формирования межполушарного взаимодействия.

Корректурная проба: 16 минут, 18 ошибок.

БОС-тренинг по ЭЭГ (первичный) - «удержи картинку» - 18 «провалов» (состояние, когда картинка исчезает ввиду того, что снижается концентрация внимания на объекте), сложности в концентрации внимания, отмечается 7 максимальных удержаний картинки за 1 минуту.

БОС-тренинг по ЭЭГ (первичный) - «смайлики» - за 1 минуту появляется 18 шариков, сложности в концентрации.

БОС-тренинг по ЭМГ - ЭМГ-сигнал с мышц-разгибателей и сгибателей верхних конечностей:

справа - разгибатели - при пороге 2, усиление 7, максимальная амплитуда мышечного сокращения 125 мкВ.

Справа - сгибатели - при пороге 3, усиление 8, максимальная амплитда мышечного сокращения 122 мкВ.

Слева - разгибатели - при пороге 1, усиление 8, максимальная амплитуда мышечного сокращения - 101 мкВ.

слева - сгибатели - при пороге 1, усиление 8 максимальная амплитуда мышечного сокращения - 100 мкВ.

Проведен 1-й этап: 5 занятий по 30 минут: ЭЭГ-тренинг - 15 минут, ЭМГ-тренинг - 10 минут, нейропсихологический тренинг 5 минут (проведение тестов «таппинг» и «лабиринт»).

Проведена контрольная диагностика с целью корректировки занятий, при этом отмечается постепенное улучшение по тесту Аннет, по цветовому тесту Люшера, по классификации DSM-IV (снижение проявления невнимательности). Ввиду положительной динамики решено удлинить время проведения ЭЭГ-тренинга до 20 минут. На 2-м этапе проведено 5 занятий по 35 минут: ЭЭГ-тренинг - 20 минут, ЭМГ-тренинг - 10 минут, нейропсихологический тренинг 5 минут.

После чего в диагностике отмечается:

По классификации DSM-IV в блоке «дефицит внимания»: 4 балла (снижение на 3 балла).

По тесту Люшера: снижение проявлений эмоциональной лабильности.

По тесту Аннет: латерализация корковых функций распределяется более равномерно.

По диагностическому дихотическому прослушиванию: латерализация корковых функций преимущественно в правом полушарии сохраняется.

Тест «таппинг» (модифицированный, на 9 квадратов): правая и левая руки одинаково выполняют тест, отмечается значительное уменьшение «заминок» при выполнении теста левой рукой. Косвенный признак нормализации межполушарного взаимодействия.

Корректурная проба: 6 минут, 4 ошибки.

БОС-тренинг по ЭЭГ (повторный тест) - «удержи картинку» - равномерное удержание картинки в течение 1 минуты, (отмечается 3 «провала»), отмечается 15 максимальных удержаний картинки за 1 минуту.

БОС-тренинг по ЭЭГ (первичный) - «смайлики» - за 1 минуту появляется 65 шариков, равномерная фиксация внимания на задании.

БОС-тренинг по ЭМГ - ЭМГ-сигнал с мышц-разгибателей и сгибателей верхних конечностей:

справа - разгибатели - при пороге 6, усиление 3, максимальная амплитуда мышечного сокращения 225 мкВ.

Справа - сгибатели - при пороге 5, усиление 8, максимальная амплитуда мышечного сокращения 302 мкВ.

Слева - разгибатели - при пороге 4, усиление 4, максимальная амплитуда мышечного сокращения - 198 мкВ.

слева - сгибатели - при пороге 4, усиление 6 максимальная амплитуда мышечного сокращения - 202 мкВ.

Ученик В., 9 лет, правша, синдром дефицита внимания и гиперактивности, школьная дезадаптация.

Родители и педагоги отмечают невнимательность, неусидчивость, неспособность сконцентрироваться на задании длительное (около 40-50 минут) время, медлительность, повышенная отвлекаемость на посторонние стимулы, сложности восприятия на слух (снижение фонематического слуха), избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания, трудно поддерживает внимание во время заданий и игр, неспособность долго усидеть на одном месте, болтливость, часто отвечает не подумав и не дослушав вопрос, повышенную двигательную активность, суетливость в поведении, много нецеленаправленных движений, болтливость.

В диагностике:

По классификации DSM-IV - синдром дефицита внимания с гиперактивности: 16 баллов (8 баллов по блоку «невнимательность», 8 баллов по блоку «гиперактивность/импульсивность» (достоверно)).

По тесту Люшера: выраженная эмоциональная лабильность.

По тесту Аннет: латерализация корковых функций преимущественно в правом полушарии.

По диагностическому дихотическому прослушиванию: латерализация корковых функций преимущественно в правом полушарии.

Тест «таппинг» (модифицированный, на 9 квадратов): ведущая рука правая, 13 заминок при проведении теста левой рукой. Косвенный признак нарушения формирования межполушарного взаимодействия.

Корректурная проба: время 16 минут, количество ошибок 34.

БОС-тренинг по ЭЭГ (первичный) - «удержи картинку» - 20 «провалов» (состояние, когда картинка исчезает ввиду того, что снижается концентрация внимания на объекте), сложности в концентрации внимания, отмечается 8 максимальных удержаний картинки за 1 минуту.

БОС-тренинг по ЭЭГ (первичный) - «смайлики» - за 1 минуту появляется 13 шариков, сложности в концентрации.

БОС-тренинг по ЭМГ - ЭМГ-сигнал с мышц-разгибателей и сгибателей верхних конечностей:

справа - разгибатели - при пороге 1, усиление 7, максимальная амплитуда мышечного сокращения 135 мкВ.

Справа - сгибатели - при пороге 3, усиление 8, максимальная амплитуда мышечного сокращения 125 мкВ.

Слева - разгибатели - при пороге 2, усиление 7, максимальная амплитуда мышечного сокращения - 112 мкВ.

Слева - сгибатели - при пороге 2, усиление 7 максимальная амплитуда мышечного сокращения - 105 мкВ.

Проведен 1-й этап: 6 занятий по 30 минут: ЭЭГ-тренинг - 15 минут, ЭМГ-тренинг - 10 минут, нейропсихологический тренинг 5 минут.

Проведена контрольная диагностика с целью корректировки занятий, при этом отмечается постепенное улучшение по тесту Аннет, по цветовому тесту Люшера (снижение психоэмоциональной напряженности), отмечается нормализация межполушарного взаимодействия, отмечается снижение количества ошибок и увеличение скорости выполнения корректурной пробы, по классификации DSM-IV (снижение проявления невнимательности). Ввиду отмечающейся динамики решено увеличить тренинг по ЭЭГ до 25 минут, тренинги по ЭМГ оставить по 10 минут. На 2-м этапе проведено 6 занятий по 40 минут: ЭЭГ-тренинг - 25 минут, ЭМГ-тренинг - 10 минут, нейропсихологический тренинг 5 минут.

После чего в диагностике отмечается:

По классификации DSM-IV в блоке «дефицит внимания»: 5 баллов (снижение на 3 балла), в блоке «гиперактивость/импульсивность» 5 баллов (снижение на 3 балла).

По тесту Люшера: снижение проявлений эмоциональной лабильности.

По тесту Аннет: латерализация корковых функций распределяется более равномерно.

По диагностическому дихотическому прослушиванию: латерализация корковых функций преимущественно в правом полушарии сохраняется.

Тест «таппинг» (модифицированный, на 9 квадратов): правая и левая руки одинаково выполняют тест, отмечается значительное уменьшение «заминок» (4 «заминки») при выполнении теста левой рукой. Косвенный признак нормализации межполушарного взаимодействия.

Корректурная проба: 8 минут, 10 ошибок.

БОС-тренинг по ЭЭГ (повторный тест) - «удержи картинку» - равномерное удержание картинки в течение 1 минуты, (отмечается 4 «провала»), отмечается 20 максимальных удержаний картинки за 1 минуту.

БОС-тренинг по ЭЭГ (первичный) - «смайлики» - за 1 минуту появляется 70 шариков, равномерная фиксация внимания на задании.

БОС-тренинг по ЭМГ - ЭМГ-сигнал с мышц-разгибателей и сгибателей верхних конечностей:

справа - разгибатели - при пороге 5, усиление 3, максимальная амплитуда мышечного сокращения 330 мкВ.

Справа - сгибатели - при пороге 5, усиление 4, максимальная амплитуда мышечного сокращения 350 мкВ.

Слева - разгибатели - при пороге 4, усиление 4, максимальная амплитуда мышечного сокращения - 250 мкВ.

слева - сгибатели - при пороге 4, усиление 6 максимальная амплитуда мышечного сокращения - 265 мкВ.

Ученик Р., 12 лет, правша, синдром дефицита внимания, школьная дезадаптация.

Родители и педагоги отмечают невнимательность, неусидчивость, неспособность сконцентрироваться на задании длительное (около 30-35 минут) время, медлительность, повышенная отвлекаемость на посторонние стимулы, сложности восприятия на слух (снижение фонематического слуха), избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания, трудности в поддержании внимания во время заданий и игр.

В диагностике:

По классификации DSM-IV - синдром дефицита внимания: 9 баллов (по блоку «невнимательность»), достоверно.

По тесту Люшера: выраженная эмоциональная лабильность.

По тесту Аннет: латерализация корковых функций преимущественно в правом полушарии.

По диагностическому дихотическому прослушиванию: латерализация корковых функций преимущественно в правом полушарии.

Тест «таппинг» (модифицированный, на 9 квадратов): ведущая рука правая, 10 заминок при проведении теста правой рукой и 21 заминка при проведении теста левой рукой. Косвенный признак нарушения формирования межполушарного взаимодействия.

Корректурная проба: 10 минут, 12 ошибок.

БОС-тренинг по ЭЭГ (первичный) - «удержи картинку» - 15 «провалов» (состояние, когда картинка исчезает ввиду того, что снижается концентрация внимания на объекте), сложности в концентрации внимания, отмечается 6 максимальных удержаний картинки за 1 минуту.

БОС-тренинг по ЭЭГ (первичный) - «смайлики» - за 1 минуту появляется 21 шарик, сложности в концентрации внимания на задании.

БОС-тренинг по ЭМГ - ЭМГ-сигнал с мышц-разгибателей и сгибателей верхних конечностей:

справа - разгибатели - при пороге 2, усиление 6, максимальная амплитуда мышечного сокращения 235 мкВ.

Справа - сгибатели - при пороге 3, усиление 7, максимальная амплитуда мышечного сокращения 225 мкВ.

Слева - разгибатели - при пороге 4, усиление 7, максимальная амплитуда мышечного сокращения - 198 мкВ.

Слева - сгибатели - при пороге 3, усиление 8 максимальная амплитуда мышечного сокращения - 170 мкВ.

Проведен 1-й этап: 7 занятий по 35 минут: ЭЭГ-тренинг - 18 минут, ЭМГ-тренинг - 12 минут, нейропсихологический тренинг 5 минут.

Проведена контрольная диагностика с целью корректировки занятий, при этом отмечается постепенное улучшение по тесту Аннет, по цветовому тесту Люшера (снижение психоэмоциональной напряженности), отмечается нормализация межполушарного взаимодействия, отмечается снижение количества ошибок и увеличение скорости выполнения корректурной пробы, по классификации DSM-IV без динамики. По тестам «таппинг» и «лабиринт» отмечается незначительное улушение координации движений верхних конечностей. Ввиду отмечающейся динамики решено увеличить тренинг по ЭЭГ до 25 минут, тренинги по ЭМГ увеличить до 15 минут. На 2-м этапе проведено 8 занятий по 45 минут: ЭЭГ-тренинг - 25 минут, ЭМГ-тренинг - 15 минут, нейропсихологический тренинг 5 минут.

После чего в диагностике отмечается:

По классификации DSM-IV в блоке «дефицит внимания»: 4 баллов (снижение на 5 баллов).

По тесту Люшера: снижение проявлений эмоциональной лабильности.

По тесту Аннет: латерализация корковых функций распределяется более равномерно.

По диагностическому дихотическому прослушиванию: латерализация корковых функций преимущественно в правом полушарии сохраняется.

Тест «таппинг» (модифицированный, на 9 квадратов): правая и левая руки одинаково выполняют тест, отмечается значительное уменьшение «заминок» (4 «заминки» с правой руки, 2 заминки с левой руки). Косвенный признак нормализации межполушарного взаимодействия.

Корректурная проба: 8 минут, 6 ошибок.

БОС-тренинг по ЭЭГ (повторный тест)- «удержи картинку» - равномерное удержание картинки в течение 1 минуты, (отмечается 7 «провалов»), отмечается 15 максимальных удержаний картинки за 1 минуту.

БОС-тренинг по ЭЭГ (первичный) - «смайлики» - за 1 минуту появляется 55 шариков, равномерная фиксация внимания на задании.

БОС-тренинг по ЭМГ - ЭМГ-сигнал с мышц-разгибателей и сгибателей верхних конечностей:

справа - разгибатели - при пороге 4, усиление 4, максимальная амплитуда мышечного сокращения 395 мкВ.

Справа - сгибатели - при пороге 4, усиление 4, максимальная амплитуда мышечного сокращения 375 мкВ.

Слева - разгибатели - при пороге 4, усиление 4, максимальная амплитуда мышечного сокращения - 370 мкВ.

слева - сгибатели - при пороге 4, усиление 4 максимальная амплитуда мышечного сокращения - 365 мкВ.

Предлагаемый способ по сравнению с известным имеет ряд преимуществ.

Сокращение сроков получения положительного эффекта до 2-3 недель при известных способах от 3 месяцев до нескольких лет.

Возможность применения программно-аппаратного комплекса в условиях образовательного учреждения без отрыва от учебного процесса.

Устойчивый клинический эффект, приобретенный в ходе тренингов на комбинированном БОС-аппарате со встроенной батареей нейропсихологических тестов у детей со школьной дезадаптацией и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью данным способом в течение 3 недель, после окончания лечения прогрессивно возрастает ввиду возникших и закрепляющихся нейрофизиологических изменений.

Нормализация нейродинамических процессов обоих полушариях головного мозга приводит к более гармоничному развитию высшей нервной деятельности в целом, к улучшению функции внимания и к скачкообразному улучшению высших психических функций - самопрограммирования, самоконтроля, памяти, гнозиса, а также улучшению мелкой моторики.

Похожие патенты RU2608607C1

название год авторы номер документа
Способ коррекции психоэмоциональных и когнитивных нарушений методом биологической обратной связи у больных с ранней формой церебральной микроангиопатии 2023
  • Добрынина Лариса Анатольевна
  • Байдина Екатерина Вадимовна
  • Новикова Евгения Сергеевна
  • Добрушина Ольга Роландовна
  • Арина Галина Александровна
  • Аристова Влада Вячеславовна
  • Казанцева Дарья Александровна
RU2819166C1
СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНОВ С ПОМОЩЬЮ НЕЙРОБИОУПРАВЛЕНИЯ ПО β РИТМУ ГОЛОВНОГО МОЗГА 2023
  • Лунина Наталья Владимировна
  • Корягина Юлия Владиславовна
  • Тер-Акопов Гукас Николаевич
  • Нопин Сергей Викторович
RU2806480C1
Способ мультимодальной коррекции двигательных и когнитивных нарушений у пациентов, перенесших ишемический инсульт 2023
  • Костенко Елена Владимировна
  • Петрова Людмила Владимировна
  • Погонченкова Ирэна Владимировна
  • Воронцова Светлана Олеговна
  • Непринцева Наталия Викторовна
  • Шурупова Светлана Тагировна
  • Копашева Вера Дмитриевна
RU2813807C1
Способ комплексной медико-психологической реабилитации пациентов с использованием биологической обратной связи (БОС) в поздний восстановительный период после острого ишемического инсульта 2021
  • Одарущенко Ольга Ивановна
  • Рачин Андрей Петрович
  • Нувахова Маргарита Борисовна
  • Кузюкова Анна Александровна
RU2772542C1
Способ комплексной оценки функции верхних конечностей 2019
  • Бирюкова Елена Александровна
  • Джелдубаева Эльвиза Рашидовна
  • Чуян Елена Николаевна
  • Кубряк Олег Витальевич
  • Бабанов Никита Дмитриевич
RU2725055C1
Способ лечения хронической тазовой боли у женщин на основе биологической обратной связи (БОС) 2019
  • Одарущенко Ольга Ивановна
  • Котенко Наталья Владимировна
  • Рачин Андрей Петрович
RU2717200C1
Способ нейрокоррекции легких когнитивных нарушений у лиц пожилого возраста 2022
  • Лисова Надежда Александровна
  • Черенева Елена Александровна
  • Шилов Сергей Николаевич
RU2806235C1
СПОСОБ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ПЕРВИЧНОЙ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ БОС-ТЕРАПИЕЙ И КВЧ-ПУНКТУРОЙ 2009
  • Колесникова Любовь Ильинична
  • Долгих Владимир Валентинович
  • Машанская Александра Валерьевна
  • Прохорова Жанна Владимировна
  • Поляков Владимир Матвеевич
  • Киргизова Оксана Юрьевна
RU2412685C2
Способ медицинской реабилитации пациентов трудоспособного возраста в раннем и позднем восстановительных периодах ишемического инсульта 2019
  • Рачин Андрей Петрович
  • Нувахова Маргарита Борисовна
  • Выговская Светлана Николаевна
  • Кончугова Татьяна Венедиктовна
  • Кузюкова Анна Александровна
  • Одарущенко Ольга Ивановна
RU2714213C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НЕЙРОМОТОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ МЕТОДОМ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ 1996
  • Бабина Л.М.
  • Котляров В.В.
RU2148946C1

Реферат патента 2017 года Способ коррекции школьной дезадаптации

Изобретение относится к области педагогики, а точнее коррекционной педагогики, и может быть использовано для коррекции школьной дезадаптации у детей в возрасте 7-12 лет. Проводят сеансы БОС-тренинга с помощью программно-аппаратного комплекса биологической обратной связи (БОС) по параметрам электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и по параметрам электромиограммы (ЭМГ). В комплекс БОС-тренинга добавлена батарея нейропсихологических тестов, состоящая из шкалы-классификации DSM-IV, цветового теста Люшера, теста «таппинг», теста «лабиринт», дихотического прослушивания, теста латерализации корковых функций по Аннет, корректурной пробы. При этом для диагностики проводят все семь нейропсихологических тестов, а для ежедневного тренинга проводят 2 нейропсихологических теста: «таппинг» и «лабиринт». БОС-тренинг проводят в количестве 10-15 сеансов, по 30-45 минут, в 2 этапа. Перед первым этапом проводят первичную диагностику на батарее нейропсихологических тестов, затем на 1-м этапе проводят 5-7 сеансов по 30-35 минут: по параметрам ЭЭГ 15-18 минут, по параметрам ЭМГ 10-12 минут и нейропсихологический тренинг 5 минут, состоящий из тренингов «таппинг» и «лабиринт». После чего проводят контрольную диагностику на батарее нейропсихологических тестов с целью корректировки тренингов. Далее проводят 2-й этап, 5-8 сеансов, по 35-45 минут по параметрам ЭЭГ 20-25 минут, по параметрам ЭМГ 10-15 минут и нейропсихологический тренинг, состоящий из тренингов «таппинг» и «лабиринт», 5 минут, ежедневно. Способ позволяет повысить эффективность коррекции проявлений школьной дезадаптации у детей в возрасте 7-12 лет за счет усиления и закрепления функций внимания, саморегуляции и самоконтроля, а также улучшения мелкой моторики. 3 пр.

Формула изобретения RU 2 608 607 C1

Способ коррекции школьной дезадаптации путем проведения сеансов БОС-тренинга с помощью программно-аппаратного комплекса биологической обратной связи (БОС) по параметрам электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и по параметрам электромиограммы (ЭМГ), отличающийся тем, что в программно-аппаратный комплекс БОС-тренинга добавлена батарея нейропсихологических тестов, состоящая из шкалы-классификации DSM-IV, цветового теста Люшера, теста «таппинг», теста «лабиринт», дихотического прослушивания, теста латерализации корковых функций по Аннет, корректурной пробы, при этом для диагностики проводят все семь нейропсихологических тестов, а для ежедневного тренинга проводят два нейропсихологических теста: «таппинг» и «лабиринт», БОС-тренинг проводят в количестве 10-15 сеансов, по 30-45 минут, в 2 этапа, причем перед первым этапом проводят первичную диагностику на батарее нейропсихологических тестов, затем на 1-м этапе проводят 5-7 сеансов по 30-35 минут: по параметрам ЭЭГ 15-18 минут, по параметрам ЭМГ 10-12 минут и нейропсихологический тренинг 5 минут, состоящий из тренингов «таппинг» и «лабиринт», после чего проводят контрольную диагностику на батарее нейропсихологических тестов с целью корректировки тренингов, и далее проводят 2-й этап, 5-8 сеансов, по 35-45 минут по параметрам ЭЭГ 20-25 минут, по параметрам ЭМГ 10-15 минут и нейропсихологический тренинг, состоящий из тренингов «таппинг» и «лабиринт», 5 минут, ежедневно.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2608607C1

КУЛГАНОВ В
А
Коррекция дезадаптации школьников методом биологической обратной связи
Современные методы диагностики и коррекции социальных дезадаптаций и аддикций у участников образовательного процесса
Сб
научн.-практич
семинира.СПб., 2011, С
Способ получения бензидиновых оснований 1921
  • Измаильский В.А.
SU116A1
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОПАТИИ И ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ МИКРОСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ 1993
  • Кржечковский А.Ю.
  • Чудновский В.С.
RU2093076C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОПИЙНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ОСТРОМ ПЕРИОДЕ 2002
  • Яковлев Н.М.
  • Сметанкин А.А.
RU2217177C1
ГОРМИН А
С
и др
Программа "Коррекция школьной дезадаптации" и ее реализация в муниципальной системе образования
Человек и образование
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Вел
Новгород, 2007, С
Способ подпочвенного орошения с применением труб 1921
  • Корнев В.Г.
SU139A1

RU 2 608 607 C1

Авторы

Муравьев Сергей Владимирович

Неверов Иван Валерьевич

Кравцова Елена Юрьевна

Бронников Владимир Анатольевич

Пинчук Дмитрий Юрьевич

Тверская Ольга Николаевна

Шугар Ольга Павловна

Печерский Виктор Иванович

Семенова Елена Викторовна

Чичерина Варвара Алексеевна

Даты

2017-01-23Публикация

2015-09-21Подача