Изобретение относится к области педагогики, а точнее коррекционной педагогики, и может быть использовано для коррекции школьной дезадаптации у детей в возрасте 7-12 лет.
Школьная дезадаптация (ШД) является одной из наиболее частых причин нарушения поведенческих, коммуникативных, волевых навыков, является причиной школьной успеваемости и формирования асоциального поведения у учеников начальной школы. Согласно современным данным в большинстве случаев ШД возникает в результате наличия синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у ребенка. В основе развития СДВГ лежат повреждения головного мозга в пре- и перинатальном периоде (Барашнев и др. 1998; Чутко, Пальчик, Кропотов 2004; Milberger et al., 1997), а также (примерно в 10-15%) имеет место наследственная предрасположенность (по данным некоторых авторов - моногенный характер наследования; снижение функционирования нейромедиаторной допаминергической системы головного мозга); перинатальные факторы поражения центральной нервной системы (гипоксия, ишемия, резус-несовместимость, токсическое поражение центральной нервной системы, инфекции) - во время беременности, патология родов, недоношенность, внутриутробная задержка развития и проч.; нейроанатомические факторы (уменьшение размеров правой лобной доли, уменьшение размеров мозолистого тела, уменьшение в размерах структур стриопаллидарного комплекса; снижение кровотока в префронтальных отделах головного мозга; эволюционные факторы (несоответствие биологического и реального возраста ребенка - т.е. отставание созревания центральной нервной системы ребенка к определенному возрасту). Все эти нарушения проявляются комплексом психологических, электрофизиологических и биохимических изменений.
Клинические проявления школьной дезадаптации (ШД) характеризуются основными проявлениями - невнимательностью, рассеянностью, повышенной эмоциональной и умственной истощаемостью, забывчивостью, чрезмерной двигательной активностью, импульсивностью в поведении.
Проблема ШД определяется с одной стороны его широкой распространенностью и высокой степенью социальной дезадаптации, возникающей на ее фоне, а с другой стороны - недостаточной эффективностью существующих методов коррекции данного состояния.
Известен прибор биологической обратной связи, используемый для коррекции психоэмоционального фона у детей со школьной дезадаптацией и синдромом дефицита внимания и гиперактивности, применяемая в некоторых психолого-педагогических центрах Перми, Москвы и Санкт-Петербурга (прибор «Психоэмоциональный комплекс БОС», является оригинальной разработкой ЗАО «Биосвязь», г. Санкт-Петербург (Авт. свидетельство СССР №1717116, патенты РФ №2020870, №2190952, №2217177, №2224455, №2234344). Правообладатель - ЗАО «Биосвязь»). В данном случае программно-индикаторный комплекс биологической обратной связи регистрирует и обрабатывает одновременно несколько сигналов электрической активности мозга (ЭЭГ), электрической активности мышц (ЭМГ), частоты дыхания (ЧД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС). Прибор используется для коррекции психоэмоционального состояния у детей и взрослых, в том числе при школьной дезадаптации.
В данном случае тренинги проводят, задействуя электроэнцефалографический, электромиографический, кардиоритмографический каналы. Однако для школьников не предусмотрено наличие тренинговых нейропсиологических тестов и занятий, которые выполняют в начале курса занятий и в конце курса занятий, обеспечивая субъективность коррекции. Кроме того, отсутствует диагностические тесты, определяющие наличие у ребенка синдрома дефицита внимания и гиперактивности (что в большинстве случаев определяет развитие школьной дезадаптации), а соответственно отсутствует индивидуальный подход в подборе тренингов для каждого ребенка в отдельности - поэтому «Психоэмоциональный комплекс БОС» для коррекции школьной дезадаптации недостаточно эффективен.
Технический результат - повышение эффективности способа коррекции проявлений школьной дезадаптации у детей в возрасте 7-12 лет путем усиления и закрепления управляющих функций (функции внимания, саморегуляции и самоконтроля) и улучшения мелкой моторики.
Указанный результат достигается с помощью проведения сеансов БОС-тренинга на программно-аппаратном комплексе по параметрам электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и по параметрам электромиограммы (ЭМГ). Отличается тем, что в программно-аппаратный комплекс БОС-тренинга добавлена батарея нейропсихологических тестов, состоящая из шкалы-классификации DSM-IV, цветового теста Люшера, теста «таппинг», теста «лабиринт», дихотического прослушивания, теста латерализации корковых функций по Аннет, корректурной пробы. Тренинг проводят в количестве 10-15 сеансов, по 30-45 минут, причем на 1-м этапе проводят 5-7 сеансов по 30-35 минут: по параметрам ЭЭГ 15-18 минут, по параметрам ЭМГ 10-12 минут, нейропсихологический тренинг 5 минут. Перед первым этапом тренинга проводят первичную диагностику на батарее нейропсихологических тестов, после первого этапа тренинга проводят контрольную диагностику на батарее нейропсихологических тестов с целью корректировки тренингов. Далее проводят 2-й этап, 5-8 сеансов, по 35-45 минут по параметрам ЭЭГ 20-25 минут, по параметрам ЭМГ 10-15 минут, нейропсихологический тренинг 5 минут, ежедневно.
Способ осуществляют следующим образом. До проведения сеанса на программно-аппаратном комплексе комбинированного БОС-тренинга проводят первичную диагностику на батарее нейропсихологических тестов: родители детей или педагоги, у которых дети учатся, отвечают на вопросы классификации DSM-IV на предмет наличия у ребенка со школьной дезадаптацией синдрома дефицита внимания и гиперактивности, степени его выраженности и определения дальнейшей тактики тренинга; также в программе предусмотрено прохождение детьми теста Люшера (для определения психоэмоционального состояния ребенка), расширенного (в модификации А.Р. Лурия) теста по Аннет, диагностического дихотического прослушивания (для определения латерализации корковых функций), тестов «таппинг» и «лабиринт» (для определения ведущей руки и доминантности полушария, определения функционирования межполушарного взаимодействия, скорости выполнения тестов на внимание). Тесты «таппинг» и «лабиринт» помимо диагностики используются в ежедневном тренинге. После чего начинают проведение комбинированного БОС-тренинга длительностью 30-45 минут ежедневно в течение 10-15 дней, причем тренинги поделены на 2 этапа: тренинги 1-го этапа (5-7 сеансов) длятся по 30-35 минут, тренинги 2-го этапа (5-8 сеансов) длятся по 35-45 минут. Между 1-ми 2-м этапами тренингов проводят контрольную диагностику на батарее нейропсихологических тестов с целью корректировки занятий. Сеансы проводят сначала по параметрам электроэнцефалограммы (15-18 минут на 1-м этапе тренингов, 20-25 минут на 2-м этапе тренингов), ребенку надевают специальный экстракраниальный фиксатор, учитывая функциональную асимметрию полушарий головного мозга, в который встроен электрод, регистрирующий биоэлектрические сигналы (биопотенциалы головного мозга) от центрального лобно-полюсного отведения (регистрируют альфа-ритм от лобных отделов головного мозга). Последовательно проводят задания в игровой форме: «удержи картинку» (в которой нужно максимально сконцентрироваться на деталях картины так, чтобы изображение фиксировалось на экране компьютера и не возникало «провалов» картинки), «смайлики» (в которой нужно максимально сконцентрироваться и представить появление на мониторе компьютера синих шариков разной величины - чем выше уровень концентрации внимания, а соответственно активнее функционируют лобные доли головного мозга и интенсивнее фиксируется альфа-ритм, тем большего диаметра появляется шарик). Кроме того, в игре «смайлики» предусмотрена опция «кто быстрее», когда одновременно 2 ребенка на одном компьютере в игровой форме могут соревноваться друг с другом (кто быстрее) по появлению шариков (у одного соперника синий шарик, а у другого красный). Далее проводят занятие БОС-тренинга по параметрам электромиографии - ребенку надевают на ведущую руку специальный браслет, в который встроен электрод, регистрирующий биопотенциалы от мышц-разгибателей и сгибателей верхней конечности. Проводят фазический БОС-тренинг в течение 10-12 минут на 1-м этапе и 10-15 минут на 2-м этапе тренингов. Далее в течение 5 минут ежедневно проводят 2 нейропсихологических тренинга (выполнение тестов «таппинг» и «лабиринт»).
Новым в способе, в отличие от прототипа, является то, что в программно-аппаратный комплекс встроена батарея нейропсихологических тестов, что позволяет перед курсом проводить первичную диагностику состояния ребенка (наличие синдрома дефицита внимания, психоэмоциональный и вегетативный статус, уровень интеллекта, доминантность полушария) и в течение курса проводить корректировку тренингов. Программно-аппаратный комплекс представляет собой комплекс программно-аппаратных средств, адаптированных в логическую сеть, которая может поставляться в частные и государственные образовательные учреждения и повышать качество предоставления образовательных услуг. Добавление батареи нейропсихологических тестов способствуют более гармоничному развитию высшей нервной деятельности в целом, что приводит к улучшению функции внимания, самопрограммирования, самоконтроля, памяти, зрительного гнозиса, мелкой моторики. Кроме того, коррекционно-диагностические тренинги ««таппинг»» и ««лабиринт»» позволяет улучшить межполушарное взаимодействие, что в конечном итоге снижает проявления школьной дезадаптации.
Количество сеансов - 10-15 по 30-45 минут, проводят в 2 этапа: 1-й этап 5-7 сеансов проводят по 30-35 минут, до и после которого проводят первичную диагностику с целью оценки исходного состояния ребенка и контрольную диагностику на батарее нейропсихологических тестов с целью корректировки тренингов, и далее проводят 2-й этап 5-8 сеансов по 35-45 минут ежедневно, зависит от возраста пациентов, от клинической выраженности симптоматики и динамики состояния ребенка.
Примеры выполнения способа
Ученик А., 7 лет, правша, синдром дефицита внимания, школьная дезадаптация
Родители и учителя отмечают невнимательность, неусидчивость, неспособность сконцентрироваться на задании длительное (около 40-50 минут) время, медлительность, повышенная отвлекаемость на посторонние стимулы, сложности восприятия на слух (снижение фонематического слуха), избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания, трудно поддерживает внимание во время заданий и игр, суетливость в поведении, неспособность долго усидеть на одном месте, болтливость, часто отвечает не подумав и не дослушав вопрос, снижен фонематический слух.
В диагностике:
По классификации DSM-IV - синдром дефицита внимания: 7 баллов (достоверно).
По тесту Люшера: проявления эмоциональной лабильности.
По тесту Аннет: латерализация корковых функций преимущественно в правом полушарии.
По диагностическому дихотическому прослушиванию: латерализация корковых функций преимущественно в правом полушарии.
Тест «таппинг» (модифицированный, на 9 квадратов): ведущая рука правая, много заминок при проведении теста левой рукой. Косвенный признак нарушения формирования межполушарного взаимодействия.
Корректурная проба: 16 минут, 18 ошибок.
БОС-тренинг по ЭЭГ (первичный) - «удержи картинку» - 18 «провалов» (состояние, когда картинка исчезает ввиду того, что снижается концентрация внимания на объекте), сложности в концентрации внимания, отмечается 7 максимальных удержаний картинки за 1 минуту.
БОС-тренинг по ЭЭГ (первичный) - «смайлики» - за 1 минуту появляется 18 шариков, сложности в концентрации.
БОС-тренинг по ЭМГ - ЭМГ-сигнал с мышц-разгибателей и сгибателей верхних конечностей:
справа - разгибатели - при пороге 2, усиление 7, максимальная амплитуда мышечного сокращения 125 мкВ.
Справа - сгибатели - при пороге 3, усиление 8, максимальная амплитда мышечного сокращения 122 мкВ.
Слева - разгибатели - при пороге 1, усиление 8, максимальная амплитуда мышечного сокращения - 101 мкВ.
слева - сгибатели - при пороге 1, усиление 8 максимальная амплитуда мышечного сокращения - 100 мкВ.
Проведен 1-й этап: 5 занятий по 30 минут: ЭЭГ-тренинг - 15 минут, ЭМГ-тренинг - 10 минут, нейропсихологический тренинг 5 минут (проведение тестов «таппинг» и «лабиринт»).
Проведена контрольная диагностика с целью корректировки занятий, при этом отмечается постепенное улучшение по тесту Аннет, по цветовому тесту Люшера, по классификации DSM-IV (снижение проявления невнимательности). Ввиду положительной динамики решено удлинить время проведения ЭЭГ-тренинга до 20 минут. На 2-м этапе проведено 5 занятий по 35 минут: ЭЭГ-тренинг - 20 минут, ЭМГ-тренинг - 10 минут, нейропсихологический тренинг 5 минут.
После чего в диагностике отмечается:
По классификации DSM-IV в блоке «дефицит внимания»: 4 балла (снижение на 3 балла).
По тесту Люшера: снижение проявлений эмоциональной лабильности.
По тесту Аннет: латерализация корковых функций распределяется более равномерно.
По диагностическому дихотическому прослушиванию: латерализация корковых функций преимущественно в правом полушарии сохраняется.
Тест «таппинг» (модифицированный, на 9 квадратов): правая и левая руки одинаково выполняют тест, отмечается значительное уменьшение «заминок» при выполнении теста левой рукой. Косвенный признак нормализации межполушарного взаимодействия.
Корректурная проба: 6 минут, 4 ошибки.
БОС-тренинг по ЭЭГ (повторный тест) - «удержи картинку» - равномерное удержание картинки в течение 1 минуты, (отмечается 3 «провала»), отмечается 15 максимальных удержаний картинки за 1 минуту.
БОС-тренинг по ЭЭГ (первичный) - «смайлики» - за 1 минуту появляется 65 шариков, равномерная фиксация внимания на задании.
БОС-тренинг по ЭМГ - ЭМГ-сигнал с мышц-разгибателей и сгибателей верхних конечностей:
справа - разгибатели - при пороге 6, усиление 3, максимальная амплитуда мышечного сокращения 225 мкВ.
Справа - сгибатели - при пороге 5, усиление 8, максимальная амплитуда мышечного сокращения 302 мкВ.
Слева - разгибатели - при пороге 4, усиление 4, максимальная амплитуда мышечного сокращения - 198 мкВ.
слева - сгибатели - при пороге 4, усиление 6 максимальная амплитуда мышечного сокращения - 202 мкВ.
Ученик В., 9 лет, правша, синдром дефицита внимания и гиперактивности, школьная дезадаптация.
Родители и педагоги отмечают невнимательность, неусидчивость, неспособность сконцентрироваться на задании длительное (около 40-50 минут) время, медлительность, повышенная отвлекаемость на посторонние стимулы, сложности восприятия на слух (снижение фонематического слуха), избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания, трудно поддерживает внимание во время заданий и игр, неспособность долго усидеть на одном месте, болтливость, часто отвечает не подумав и не дослушав вопрос, повышенную двигательную активность, суетливость в поведении, много нецеленаправленных движений, болтливость.
В диагностике:
По классификации DSM-IV - синдром дефицита внимания с гиперактивности: 16 баллов (8 баллов по блоку «невнимательность», 8 баллов по блоку «гиперактивность/импульсивность» (достоверно)).
По тесту Люшера: выраженная эмоциональная лабильность.
По тесту Аннет: латерализация корковых функций преимущественно в правом полушарии.
По диагностическому дихотическому прослушиванию: латерализация корковых функций преимущественно в правом полушарии.
Тест «таппинг» (модифицированный, на 9 квадратов): ведущая рука правая, 13 заминок при проведении теста левой рукой. Косвенный признак нарушения формирования межполушарного взаимодействия.
Корректурная проба: время 16 минут, количество ошибок 34.
БОС-тренинг по ЭЭГ (первичный) - «удержи картинку» - 20 «провалов» (состояние, когда картинка исчезает ввиду того, что снижается концентрация внимания на объекте), сложности в концентрации внимания, отмечается 8 максимальных удержаний картинки за 1 минуту.
БОС-тренинг по ЭЭГ (первичный) - «смайлики» - за 1 минуту появляется 13 шариков, сложности в концентрации.
БОС-тренинг по ЭМГ - ЭМГ-сигнал с мышц-разгибателей и сгибателей верхних конечностей:
справа - разгибатели - при пороге 1, усиление 7, максимальная амплитуда мышечного сокращения 135 мкВ.
Справа - сгибатели - при пороге 3, усиление 8, максимальная амплитуда мышечного сокращения 125 мкВ.
Слева - разгибатели - при пороге 2, усиление 7, максимальная амплитуда мышечного сокращения - 112 мкВ.
Слева - сгибатели - при пороге 2, усиление 7 максимальная амплитуда мышечного сокращения - 105 мкВ.
Проведен 1-й этап: 6 занятий по 30 минут: ЭЭГ-тренинг - 15 минут, ЭМГ-тренинг - 10 минут, нейропсихологический тренинг 5 минут.
Проведена контрольная диагностика с целью корректировки занятий, при этом отмечается постепенное улучшение по тесту Аннет, по цветовому тесту Люшера (снижение психоэмоциональной напряженности), отмечается нормализация межполушарного взаимодействия, отмечается снижение количества ошибок и увеличение скорости выполнения корректурной пробы, по классификации DSM-IV (снижение проявления невнимательности). Ввиду отмечающейся динамики решено увеличить тренинг по ЭЭГ до 25 минут, тренинги по ЭМГ оставить по 10 минут. На 2-м этапе проведено 6 занятий по 40 минут: ЭЭГ-тренинг - 25 минут, ЭМГ-тренинг - 10 минут, нейропсихологический тренинг 5 минут.
После чего в диагностике отмечается:
По классификации DSM-IV в блоке «дефицит внимания»: 5 баллов (снижение на 3 балла), в блоке «гиперактивость/импульсивность» 5 баллов (снижение на 3 балла).
По тесту Люшера: снижение проявлений эмоциональной лабильности.
По тесту Аннет: латерализация корковых функций распределяется более равномерно.
По диагностическому дихотическому прослушиванию: латерализация корковых функций преимущественно в правом полушарии сохраняется.
Тест «таппинг» (модифицированный, на 9 квадратов): правая и левая руки одинаково выполняют тест, отмечается значительное уменьшение «заминок» (4 «заминки») при выполнении теста левой рукой. Косвенный признак нормализации межполушарного взаимодействия.
Корректурная проба: 8 минут, 10 ошибок.
БОС-тренинг по ЭЭГ (повторный тест) - «удержи картинку» - равномерное удержание картинки в течение 1 минуты, (отмечается 4 «провала»), отмечается 20 максимальных удержаний картинки за 1 минуту.
БОС-тренинг по ЭЭГ (первичный) - «смайлики» - за 1 минуту появляется 70 шариков, равномерная фиксация внимания на задании.
БОС-тренинг по ЭМГ - ЭМГ-сигнал с мышц-разгибателей и сгибателей верхних конечностей:
справа - разгибатели - при пороге 5, усиление 3, максимальная амплитуда мышечного сокращения 330 мкВ.
Справа - сгибатели - при пороге 5, усиление 4, максимальная амплитуда мышечного сокращения 350 мкВ.
Слева - разгибатели - при пороге 4, усиление 4, максимальная амплитуда мышечного сокращения - 250 мкВ.
слева - сгибатели - при пороге 4, усиление 6 максимальная амплитуда мышечного сокращения - 265 мкВ.
Ученик Р., 12 лет, правша, синдром дефицита внимания, школьная дезадаптация.
Родители и педагоги отмечают невнимательность, неусидчивость, неспособность сконцентрироваться на задании длительное (около 30-35 минут) время, медлительность, повышенная отвлекаемость на посторонние стимулы, сложности восприятия на слух (снижение фонематического слуха), избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания, трудности в поддержании внимания во время заданий и игр.
В диагностике:
По классификации DSM-IV - синдром дефицита внимания: 9 баллов (по блоку «невнимательность»), достоверно.
По тесту Люшера: выраженная эмоциональная лабильность.
По тесту Аннет: латерализация корковых функций преимущественно в правом полушарии.
По диагностическому дихотическому прослушиванию: латерализация корковых функций преимущественно в правом полушарии.
Тест «таппинг» (модифицированный, на 9 квадратов): ведущая рука правая, 10 заминок при проведении теста правой рукой и 21 заминка при проведении теста левой рукой. Косвенный признак нарушения формирования межполушарного взаимодействия.
Корректурная проба: 10 минут, 12 ошибок.
БОС-тренинг по ЭЭГ (первичный) - «удержи картинку» - 15 «провалов» (состояние, когда картинка исчезает ввиду того, что снижается концентрация внимания на объекте), сложности в концентрации внимания, отмечается 6 максимальных удержаний картинки за 1 минуту.
БОС-тренинг по ЭЭГ (первичный) - «смайлики» - за 1 минуту появляется 21 шарик, сложности в концентрации внимания на задании.
БОС-тренинг по ЭМГ - ЭМГ-сигнал с мышц-разгибателей и сгибателей верхних конечностей:
справа - разгибатели - при пороге 2, усиление 6, максимальная амплитуда мышечного сокращения 235 мкВ.
Справа - сгибатели - при пороге 3, усиление 7, максимальная амплитуда мышечного сокращения 225 мкВ.
Слева - разгибатели - при пороге 4, усиление 7, максимальная амплитуда мышечного сокращения - 198 мкВ.
Слева - сгибатели - при пороге 3, усиление 8 максимальная амплитуда мышечного сокращения - 170 мкВ.
Проведен 1-й этап: 7 занятий по 35 минут: ЭЭГ-тренинг - 18 минут, ЭМГ-тренинг - 12 минут, нейропсихологический тренинг 5 минут.
Проведена контрольная диагностика с целью корректировки занятий, при этом отмечается постепенное улучшение по тесту Аннет, по цветовому тесту Люшера (снижение психоэмоциональной напряженности), отмечается нормализация межполушарного взаимодействия, отмечается снижение количества ошибок и увеличение скорости выполнения корректурной пробы, по классификации DSM-IV без динамики. По тестам «таппинг» и «лабиринт» отмечается незначительное улушение координации движений верхних конечностей. Ввиду отмечающейся динамики решено увеличить тренинг по ЭЭГ до 25 минут, тренинги по ЭМГ увеличить до 15 минут. На 2-м этапе проведено 8 занятий по 45 минут: ЭЭГ-тренинг - 25 минут, ЭМГ-тренинг - 15 минут, нейропсихологический тренинг 5 минут.
После чего в диагностике отмечается:
По классификации DSM-IV в блоке «дефицит внимания»: 4 баллов (снижение на 5 баллов).
По тесту Люшера: снижение проявлений эмоциональной лабильности.
По тесту Аннет: латерализация корковых функций распределяется более равномерно.
По диагностическому дихотическому прослушиванию: латерализация корковых функций преимущественно в правом полушарии сохраняется.
Тест «таппинг» (модифицированный, на 9 квадратов): правая и левая руки одинаково выполняют тест, отмечается значительное уменьшение «заминок» (4 «заминки» с правой руки, 2 заминки с левой руки). Косвенный признак нормализации межполушарного взаимодействия.
Корректурная проба: 8 минут, 6 ошибок.
БОС-тренинг по ЭЭГ (повторный тест)- «удержи картинку» - равномерное удержание картинки в течение 1 минуты, (отмечается 7 «провалов»), отмечается 15 максимальных удержаний картинки за 1 минуту.
БОС-тренинг по ЭЭГ (первичный) - «смайлики» - за 1 минуту появляется 55 шариков, равномерная фиксация внимания на задании.
БОС-тренинг по ЭМГ - ЭМГ-сигнал с мышц-разгибателей и сгибателей верхних конечностей:
справа - разгибатели - при пороге 4, усиление 4, максимальная амплитуда мышечного сокращения 395 мкВ.
Справа - сгибатели - при пороге 4, усиление 4, максимальная амплитуда мышечного сокращения 375 мкВ.
Слева - разгибатели - при пороге 4, усиление 4, максимальная амплитуда мышечного сокращения - 370 мкВ.
слева - сгибатели - при пороге 4, усиление 4 максимальная амплитуда мышечного сокращения - 365 мкВ.
Предлагаемый способ по сравнению с известным имеет ряд преимуществ.
Сокращение сроков получения положительного эффекта до 2-3 недель при известных способах от 3 месяцев до нескольких лет.
Возможность применения программно-аппаратного комплекса в условиях образовательного учреждения без отрыва от учебного процесса.
Устойчивый клинический эффект, приобретенный в ходе тренингов на комбинированном БОС-аппарате со встроенной батареей нейропсихологических тестов у детей со школьной дезадаптацией и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью данным способом в течение 3 недель, после окончания лечения прогрессивно возрастает ввиду возникших и закрепляющихся нейрофизиологических изменений.
Нормализация нейродинамических процессов обоих полушариях головного мозга приводит к более гармоничному развитию высшей нервной деятельности в целом, к улучшению функции внимания и к скачкообразному улучшению высших психических функций - самопрограммирования, самоконтроля, памяти, гнозиса, а также улучшению мелкой моторики.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ коррекции психоэмоциональных и когнитивных нарушений методом биологической обратной связи у больных с ранней формой церебральной микроангиопатии | 2023 |
|
RU2819166C1 |
СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНОВ С ПОМОЩЬЮ НЕЙРОБИОУПРАВЛЕНИЯ ПО β РИТМУ ГОЛОВНОГО МОЗГА | 2023 |
|
RU2806480C1 |
Способ мультимодальной коррекции двигательных и когнитивных нарушений у пациентов, перенесших ишемический инсульт | 2023 |
|
RU2813807C1 |
Способ комплексной медико-психологической реабилитации пациентов с использованием биологической обратной связи (БОС) в поздний восстановительный период после острого ишемического инсульта | 2021 |
|
RU2772542C1 |
Способ комплексной оценки функции верхних конечностей | 2019 |
|
RU2725055C1 |
Способ лечения хронической тазовой боли у женщин на основе биологической обратной связи (БОС) | 2019 |
|
RU2717200C1 |
Способ нейрокоррекции легких когнитивных нарушений у лиц пожилого возраста | 2022 |
|
RU2806235C1 |
СПОСОБ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ПЕРВИЧНОЙ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ БОС-ТЕРАПИЕЙ И КВЧ-ПУНКТУРОЙ | 2009 |
|
RU2412685C2 |
Способ медицинской реабилитации пациентов трудоспособного возраста в раннем и позднем восстановительных периодах ишемического инсульта | 2019 |
|
RU2714213C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НЕЙРОМОТОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ МЕТОДОМ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ | 1996 |
|
RU2148946C1 |
Изобретение относится к области педагогики, а точнее коррекционной педагогики, и может быть использовано для коррекции школьной дезадаптации у детей в возрасте 7-12 лет. Проводят сеансы БОС-тренинга с помощью программно-аппаратного комплекса биологической обратной связи (БОС) по параметрам электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и по параметрам электромиограммы (ЭМГ). В комплекс БОС-тренинга добавлена батарея нейропсихологических тестов, состоящая из шкалы-классификации DSM-IV, цветового теста Люшера, теста «таппинг», теста «лабиринт», дихотического прослушивания, теста латерализации корковых функций по Аннет, корректурной пробы. При этом для диагностики проводят все семь нейропсихологических тестов, а для ежедневного тренинга проводят 2 нейропсихологических теста: «таппинг» и «лабиринт». БОС-тренинг проводят в количестве 10-15 сеансов, по 30-45 минут, в 2 этапа. Перед первым этапом проводят первичную диагностику на батарее нейропсихологических тестов, затем на 1-м этапе проводят 5-7 сеансов по 30-35 минут: по параметрам ЭЭГ 15-18 минут, по параметрам ЭМГ 10-12 минут и нейропсихологический тренинг 5 минут, состоящий из тренингов «таппинг» и «лабиринт». После чего проводят контрольную диагностику на батарее нейропсихологических тестов с целью корректировки тренингов. Далее проводят 2-й этап, 5-8 сеансов, по 35-45 минут по параметрам ЭЭГ 20-25 минут, по параметрам ЭМГ 10-15 минут и нейропсихологический тренинг, состоящий из тренингов «таппинг» и «лабиринт», 5 минут, ежедневно. Способ позволяет повысить эффективность коррекции проявлений школьной дезадаптации у детей в возрасте 7-12 лет за счет усиления и закрепления функций внимания, саморегуляции и самоконтроля, а также улучшения мелкой моторики. 3 пр.
Способ коррекции школьной дезадаптации путем проведения сеансов БОС-тренинга с помощью программно-аппаратного комплекса биологической обратной связи (БОС) по параметрам электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и по параметрам электромиограммы (ЭМГ), отличающийся тем, что в программно-аппаратный комплекс БОС-тренинга добавлена батарея нейропсихологических тестов, состоящая из шкалы-классификации DSM-IV, цветового теста Люшера, теста «таппинг», теста «лабиринт», дихотического прослушивания, теста латерализации корковых функций по Аннет, корректурной пробы, при этом для диагностики проводят все семь нейропсихологических тестов, а для ежедневного тренинга проводят два нейропсихологических теста: «таппинг» и «лабиринт», БОС-тренинг проводят в количестве 10-15 сеансов, по 30-45 минут, в 2 этапа, причем перед первым этапом проводят первичную диагностику на батарее нейропсихологических тестов, затем на 1-м этапе проводят 5-7 сеансов по 30-35 минут: по параметрам ЭЭГ 15-18 минут, по параметрам ЭМГ 10-12 минут и нейропсихологический тренинг 5 минут, состоящий из тренингов «таппинг» и «лабиринт», после чего проводят контрольную диагностику на батарее нейропсихологических тестов с целью корректировки тренингов, и далее проводят 2-й этап, 5-8 сеансов, по 35-45 минут по параметрам ЭЭГ 20-25 минут, по параметрам ЭМГ 10-15 минут и нейропсихологический тренинг, состоящий из тренингов «таппинг» и «лабиринт», 5 минут, ежедневно.
КУЛГАНОВ В | |||
А | |||
Коррекция дезадаптации школьников методом биологической обратной связи | |||
Современные методы диагностики и коррекции социальных дезадаптаций и аддикций у участников образовательного процесса | |||
Сб | |||
научн.-практич | |||
семинира.СПб., 2011, С | |||
Способ получения бензидиновых оснований | 1921 |
|
SU116A1 |
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОПАТИИ И ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ МИКРОСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ | 1993 |
|
RU2093076C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОПИЙНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ОСТРОМ ПЕРИОДЕ | 2002 |
|
RU2217177C1 |
ГОРМИН А | |||
С | |||
и др | |||
Программа "Коррекция школьной дезадаптации" и ее реализация в муниципальной системе образования | |||
Человек и образование | |||
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Вел | |||
Новгород, 2007, С | |||
Способ подпочвенного орошения с применением труб | 1921 |
|
SU139A1 |
Авторы
Даты
2017-01-23—Публикация
2015-09-21—Подача