Способ формирования защитного слоя кузова железнодорожного транспорта Российский патент 2017 года по МПК B61D17/18 

Описание патента на изобретение RU2610842C2

Предлагаемое изобретение относится к области создания защитных покрытий, в том числе теплоизоляционных и шумоизоляционных, для транспортных средств.

Проблеме формирования защитных покрытий уделено достаточно большое внимание. Известно огромное количество решений в этой области, например нанесение антикоррозийных покрытий, шумозащитных (в том числе для устранения вибраций), а также теплоизоляционных.

Например, по материалам сайта http://www.rs-trade.ru/pages/bibl/noise4.htm (создан 30.09.2005 года, действует до 30.09.2015 года) традиционно используются следующие решения:

- вибропоглощающий битумно-мастичный материал, представляющий собой многослойную конструкцию, состоящую из сдублированных слоев вибропоглащающих материалов: алюминиевой фольги, эластомерно-битумной композиции и мастики, являющейся одновременно липким монтажным слоем. Монтажный слой защищен антиадгезионной бумагой.

Указанные материалы сочетают в себе все лучшие качества битумных и мастичных материалов: конструкционную жесткость и одновременно удобство монтажа, клейкость и надежность крепления. Обеспечивают защиту кузова от коррозии. Однако материал имеет слишком большую массу, сложен в использовании и обладает высокой стоимостью.

Еще одно решение - пенополиэтилен с мастичным монтажным слоем.

Оба материала в достаточной степени гасят шумы и вибрации, но мастичный клеевой слой обладает сильной адгезией. После наклейки на поверхность его невозможно оторвать без повреждения конструкции, что накладывает повышенные требования к использованию.

Применение перфорированного изолона на мастике существенно улучшает звукопоглощение, начиная со средних частот.

По приведенным примерам можно сделать следующие выводы.

Существенным фактором является избирательность каждого из материалов к определенному виду воздействия. Как следствие, для улучшения звукоизолирующих свойств покрытие формируется из нескольких видов материалов. (Например, рекомендуется накладывать пористые материалы (в том числе поролоны) на битумные покрытия.)

Некоторые материалы эффективны в диапазонах определенных частот, некоторые при вибрациях.

То есть необходимость использования конкретного материала зависит от наличия определенного фактора воздействия, который следует предвидеть.

Решение проблемы шумоизоляции не гарантируют исключение проблем с теплоизоляцией (как и наоборот, комплексная теплоизоляция не является шумоизоляцией).

Не все виды защитных покрытий гарантируют защиту от коррозии, образования конденсата на поверхности каркаса, имеющего отрицательные последствия как для конструкции, так и для человека (способствует образованию плесени). Многие виды покрытий имеют большой вес.

В итоге, использование каждого вида покрытия требует существенных ресурсов, ведет к удорожанию транспортных средств, увеличению массы кузова, времени изготовления кузова и накладывает ограничение на эксплуатацию кузова, требует обязательное периодическое проведение регламентных работ по контролю и восстановлению свойств покрытия.

Использование многослойного покрытия увеличивает габариты транспортных средств, а также уменьшает полезный объем внутри транспорта.

Наиболее близким аналогом к предлагаемому решению является технология нанесения жидкой шумоизоляции (по материалам сайта http://autoshum.com/materiali/zhidkaya-shumoizolyaciya-avto/, (создан 09.10.2014 года, действует до 09.10.2017 года)).

Используемый в прототипе материал представляет собой эластичную, шумовиброизоляционую пасту на основе водорастворимого полимера. За счет высокой пластичности материал предотвращает возникновение резонансных частот и эффективно поглощает вибрации акустического диапазона. Кроме того, взаимное перемещение слоев поглощающего материала приводит к превращению механической энергии колебаний в тепло.

Покрытие из используемого материала не имеет большого сопротивления в прямом направлении, но в обратном направлении сопротивление чрезвычайно велико. Благодаря этому рассеиваются колебания, приостанавливается нежелательная вибрация и шум.

Также отмечены и дополнительные положительные свойства. Покрытие из водорастворимого полимера препятствует возникновению конденсата на нанесенной поверхности (кузов транспортного средства), а также имеет высокие антикоррозийные и антигравийные свойства. Обладает высокой устойчивостью к механическим нагрузкам.

Однако у данного способа формирования защитного слоя основным недостатком является отсутствие теплоизоляционных свойств.

Задачей изобретения является разработка такого способа формирования защитного слоя кузова железнодорожного транспорта, реализация которого была бы способна компенсировать основные факторы воздействия на транспортные средства: звуковое, вибрационное, температурное, агрессивных компонентов внешней среды, а также сопутствующие им производные факторы: обледенение или повышение влажности внутри кузова (каркаса), испарения материалов и другое. Способ формирования защитного слоя должен быть технологичным и недорогим в применении.

При этом защитный слой должен работать в широком диапазоне температур, иметь минимальные габариты (не занимать полезный объем транспортных средств), не оказывать вредных побочных эффектов.

Задача изобретения достигается тем, что в способе формирования защитного слоя кузова железнодорожного транспорта, включающего подготовку кузова, заключающегося в очистке поверхности, нанесении на кузов транспортного средства грунтовочного покрытия, на который наносится слой шумопоглощающего покрытия, дополнительно включено следующее.

Формируется не менее одного слоя теплоизоляции нанесением теплоизоляционной мастики в жидком состоянии, выполненного из композиции, включающей полимерное связующее и полые микросферы, при этом слой теплоизоляции имеет теплопроводность не более 0,003 Вт/м °С, плотность в диапазоне от 350 до 400 кг/м. куб, указанный слой теплоизоляции формируется из технологических слоев, в количестве от одного до пяти, определяемым зависимостью:

n=1+N, где

n - количество технологических слоев в слое теплоизоляции;

N - коэффициент, определяемый в соответствии со значениями термического сопротивления теплопередаче R слоя теплоизоляции по прилагаемой ниже зависимости:

каждый технологический слой имеет толщину не более 1500 мкм и образуется посредством нанесения вспомогательных слоев в количестве не более пяти, при этом после нанесения каждого вспомогательного слоя производится его сушка, после формирования каждого технологического слоя производится его сушка в течение времени порядка 24 часов, после сушки последнего слоя производится контроль толщины слоя теплоизоляции.

Также в решении может быть использовано следующее, что в способе формирования защитного слоя кузова железнодорожного транспорта дополнительно формируется теплоизоляционный слой из твердых плит.

Указанные твердые плиты дополнительного теплоизоляционного слоя могут быть выполнены из минеральной ваты или пеноизола, а шумопоглощающее покрытие может быть выполнено из водорастворимого полимера.

Очередность нанесения вида покрытия и, соответственно, материала принципиально не имеет значения. Для ряда предприятий более технологичным является изначальное нанесение теплоизоляционной мастики (в жидком состоянии) при соответствующем проведении подготовительных работ с кузовом (включая его грунтовку). На слой теплоизоляции наносится шумоизоляция.

Наряду с такой последовательностью не менее эффективным остается первичное нанесение шумоизоляционных полимеров, на покрытие из которых наносится теплоизоляционный слой.

Защитный слой может быть сформирован как внутри кузова транспортного средства, так и на внешней его части.

Исключением является формирование теплоизоляционного слоя из твердых плит, выполненного, например, из минеральной ваты или пеноизола.

Применение пеноизола целесообразно в случаях, когда эксплуатация кузова подвергается внешнему звуковому воздействию на частотах 800-3200 Гц, так как наиболее эффективное поглощение пеноизолом звуковых волн происходит в этом диапазоне.

Практика показывает, что более целесообразно формировать этот слой внутри кузова. Причем, твердые плиты наносятся на сформированное ранее защитное покрытие. (Тем не менее положительный эффект был достигнут и при нанесении в жидком виде описанных выше шумозащитных и теплоизоляционных материалов на слой из твердых плит.)

На приведенных фигурах 1-5 схематично показаны варианты формируемого защитного слоя кузова железнодорожного транспорта, где позиционно обозначены:

1 - кузов;

2 - теплоизоляционный слой;

3 - шумоизоляционный слой;

4 - теплоизоляционный слой из твердых плит;

5 - внутренняя часть кузова.

Приведенный выше способ формирования защитного слоя кузова железнодорожного транспорта был испытан в производственной практике. Задача изобретения была достигнута. Отмечен дополнительный эффект - смещение точки росы внутрь слоя защитного покрытия, вследствие чего устранилось формирование конденсата атмосферной влаги внутри транспортного средства, что привело к ряду положительных свойств: устранились причины для образования грибковой плесени, улучшился состав воздуха, увеличилась долговечность материалов и др.

Таким образом, при минимальных габаритах были улучшены теплоизоляционные и шумоизоляционные свойства железнодорожного транспорта.

Приведенный способ формирования защитного слоя кузова железнодорожного транспорта может быть рекомендован для повсеместного применения.

Похожие патенты RU2610842C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ КУЗОВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2021
  • Перетертов Владислав Георгиевич
  • Кондарь Евгений Алексеевич
  • Мышенков Алексей Андреевич
RU2770873C1
ПОДКРЫЛОК С ШУМОИЗОЛЯЦИЕЙ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2015
  • Хромов Игорь Сергеевич
  • Борисовский Станислав Сергеевич
RU2597751C1
МНОГОСЛОЙНОЕ ИЗОЛЯЦИОННОЕ ПОКРЫТИЕ ДЛЯ ТРУБОПРОВОДА 2016
  • Макаров Сергей Николаевич
  • Кирсанов Валерий Юрьевич
  • Газизов Марат Хамидович
  • Рисберг Тимур Александрович
RU2639257C2
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ШУМОИЗОЛЯЦИОННАЯ СТРУКТУРА КАБИНЫ И/ИЛИ ПАССАЖИРСКОГО САЛОНА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2004
  • Паньков Леонид Анатольевич
RU2270767C2
ШУМОПОГЛОЩАЮЩАЯ ПАНЕЛЬ 2007
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Кочетова Мария Олеговна
RU2362855C1
ОБОЛОЧЕЧНЫЙ ОБЪЕМНЫЙ ПОГЛОТИТЕЛЬ ЗВУКОВОЙ ЭНЕРГИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2010
  • Фесина Михаил Ильич
  • Малкин Илья Владимирович
  • Горина Лариса Николаевна
RU2442705C1
ИЗОТЕРМИЧЕСКИЙ КУЗОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Тихонов С.П.
  • Гапцов Ю.Д.
  • Белослудцев Б.С.
  • Безруков Г.Ю.
  • Колков Ю.А.
RU2208531C2
СПОСОБ АНТИКОРРОЗИОННОЙ ЗАЩИТЫ ТРУБОПРОВОДА 2007
  • Созонов Петр Михайлович
  • Рябов Виктор Михайлович
  • Гольдфарб Анатолий Яковлевич
  • Бухарин Игорь Александрович
  • Нуриев Гаптыльмажит Назипович
  • Скаковский Евгений Анатольевич
  • Кунгурцева Светлана Александровна
RU2340830C1
СПОСОБ ПРОТИВОКОРРОЗИОННОЙ ИЗОЛЯЦИИ СВАРНОГО СТЫКА ТРУБОПРОВОДА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2008
  • Горда Владимир Григорьевич
  • Софилканич Олег Карлович
  • Тарабрин Геннадий Григорьевич
  • Яковенко Александр Захарович
  • Борисов Вячеслав Борисович
  • Сериков Александр Валерьевич
RU2398155C2
ВИБРОУСТАНОВКА С ШУМОГЛУШЕНИЕМ 2011
  • Ананьин Игорь Константинович
  • Галяпин Дмитрий Владимирович
  • Лихачева Валентина Михайловна
  • Плихунов Виталий Валентинович
  • Румянцев Юрий Сергеевич
  • Ткачев Александр Васильевич
RU2453416C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 610 842 C2

Реферат патента 2017 года Способ формирования защитного слоя кузова железнодорожного транспорта

Изобретение относится к области создания защитных покрытий, в том числе теплоизоляционных и шумоизоляционных, для транспортных средств. Способ формирования защитного слоя кузова включает очистку поверхности, нанесение на кузов транспортного средства грунтовочного покрытия, на который наносится слой шумопоглощающего покрытия. Формируется не менее одного слоя теплоизоляции нанесением теплоизоляционной мастики в жидком состоянии, выполненного из композиции, включающей полимерное связующее и полые микросферы, при этом слой теплоизоляции имеет теплопроводность не более 0,003 Вт/м °С, плотность в диапазоне от 350 до 400 кг/м3. Слой теплоизоляции формируется из технологических слоев, в количестве от одного до пяти. Каждый технологический слой имеет толщину не более 1500 мкм и образуется посредством нанесения вспомогательных слоев в количестве не более пяти. После нанесения каждого вспомогательного слоя производится его сушка и контроль толщины слоя. Изобретение повышает технологичность. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 610 842 C2

1. Способ формирования защитного слоя кузова железнодорожного транспорта, включающий подготовку кузова, заключающийся в очистке поверхности, нанесении на кузов транспортного средства грунтовочного покрытия, на который наносится слой шумопоглощающего покрытия, отличающийся тем, что формируется не менее одного слоя теплоизоляции нанесением теплоизоляционной мастики в жидком состоянии, выполненного из композиции, включающей полимерное связующее и полые микросферы, при этом слой теплоизоляции имеет теплопроводность не более 0,003 Вт/м⋅°С, плотность в диапазоне от 350 до 400 кг/м3, указанный слой теплоизоляции формируется из технологических слоев, в количестве от одного до пяти, определяемым зависимостью:

n=1+N, где

n - количество технологических слоев в слое теплоизоляции;

N - коэффициент, определяемый в соответствии со значениями термического сопротивления теплопередаче R слоя теплоизоляции по прилагаемой ниже зависимости:

,

каждый технологический слой имеет толщину не более 1500 мкм и образуется посредством нанесения вспомогательных слоев в количестве не более пяти, при этом после нанесения каждого вспомогательного слоя производится его сушка, после формирования каждого технологического слоя производится его сушка в течение времени порядка 24 часов, после сушки последнего слоя производится контроль толщины слоя теплоизоляции.

2. Способ формирования защитного слоя кузова железнодорожного транспорта по п.1, отличающийся тем, что дополнительно формируется теплоизоляционный слой из твердых плит.

3. Способ формирования защитного слоя кузова железнодорожного транспорта по п.2, отличающийся тем, что теплоизоляционный слой из твердых плит выполнен из минеральной ваты или пеноизола.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2610842C2

Способ изготовления электрических ламп накаливания 1926
  • Г. Альтертум
  • В. Дайдт
SU12151A1
Способ лечения заикания 1988
  • Волоткевич Станислав Иванович
SU1659044A1
US 7297390 B2, 20.11.2007
ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННОЕ, АНТИКОРРОЗИОННОЕ И ЗВУКОПОГЛОЩАЮЩЕЕ ПОКРЫТИЕ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 2012
  • Беляев Виталий Степанович
RU2533493C2

RU 2 610 842 C2

Авторы

Бузин Дмитрий Александрович

Даты

2017-02-16Публикация

2015-06-29Подача