Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено, прежде всего, для тренировки двигательных действий и технических приемов в футболе, хоккее и баскетболе. Вместе с тем, данное изобретение может найти применение и в других видах спорта, а также в физиологической, медицинской и спортивной науке и практике.
Обучение техническим действиям наиболее типично для первой стадии технической подготовки спортсмена, охватывающей так называемую стадию «базовой» технической подготовки, на которой базовыми элементами техники владения клюшкой или мячом являются передача, ведение, обводка, бросок и удар [1-4].
Согласно исследованиям В.В. Плотникова [3] результативность технических действий в хоккее, в частности обводки, должна быть выше 46,5%. По данным В.В. Суворова [1] результативность обводки у юных футболистов менее 60%, однако используется она в структуре соревновательной деятельности сравнительно редко, не более 7% суммарного объема технических действий, что является следствием недостаточной обучености данному элементу техники игры.
Традиционным методикам технической подготовки более 40 лет, поэтому проблемой роста технического мастерства является укоренившаяся система обучения элементам техники. По мнению М.А. Вершинина и соавторов [5] необходим системный подход к разработке и совершенствованию методики тренировки технических действий в спортивных играх, что предполагает поиск и разработку новых решений.
Известны световые интерактивные панели и интерактивный пол, на который передается изображение, способное изменяться в зависимости от перемещений человека. Использование интерактивной компьютерной графики позволяет создать на поверхности интерактивного пола большое число динамичных световых эффектов [6].
Однако такие системы не предназначены для проведения спортивных тренировок.
Близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ, где тренировки спортсменов со спортивным снарядом осуществляются на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи светодинамической подсветки задают разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон. По возможности спортсмена постоянно находиться и удерживать спортивный снаряд в разрешенной зоне судят о росте спортивного мастерства спортсмена и об эффективности тренировок [7].
Недостатком способа является отсутствие возможности тренировки разносторонних двигательных действий и технических приемов спортсмена.
Для эффективного развития спортсмена важно иметь в арсенале тренировочных упражнений действия, приближенные к реальной игре, включающие бег спиной вперед, приставные шаги и прыжки. Бег спиной, приставные и скрестные шаги используются практически всеми игроками для смены позиции и при сопровождении противника, владеющего снарядом и пытающегося применить обводку.
Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении эффективности тренировки двигательных действий и технических приемов спортсмена.
Технический результат достигается тем, что тренер или спортсмен выбирает программу, задающую режим тренировки, где тренировки спортсменов осуществляются на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи светодинамической подсветки задают разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон. Изменение зон и режим тренировок может задаваться тренером вручную или программно-аппаратным комплексом. Причем новым является то, что задается режим тренировки, где в пределах видимости спортсмена формируется стационарный или мобильный ориентир, на который спортсмен должен ориентировать свою грудь во время выполнения своих упражнений; при этом ориентир создается при помощи световой метки на плоскостях окружающего пространства или физическими предметами заданного объема и формы.
Предлагаемый способ тренировки двигательных действий и технических приемов осуществляется следующим образом. Тренер или спортсмен выбирает программу, задающую режим тренировки, при котором на игровом поле формируются разрешенные и запрещенные светодинамические зоны, перемещаемые вручную или программно-аппаратным комплексом.
В зависимости от подготовленности спортсмена задается скоростной уровень трансформации и перемещений зон на игровом поле. Для начинающих спортсменов устанавливается минимальная скорость. Более подготовленным спортсменам предъявляют сложные задания, имитирующие игру с опытным соперником.
Задача спортсмена - удерживаться в границах разрешенной светодинамической зоны, при этом контролировать перемещение ориентира-метки и выполнять двигательные действия с техническими приемами, ориентируя свою грудь на предъявляемый ориентир.
Ошибкой признается попадание спортсмена на площадь запрещенной зоны или выполнение двигательных и технических действий в положении не ориентированным на метку.
При отсутствии заступов спортсмена на запрещенную зону, свободное пространство вокруг спортсмена-площадь разрешенной зоны уменьшают, а динамику игры увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнять данное упражнение.
По минимальному размеру, максимальной скорости разрешенной зоны, при которой спортсмен, выполняя данное упражнение, не допускает ошибок, судят о технической подготовленности спортсмена и его качестве двигательных действий.
Пример. На игровой площадке футболист с мячом располагается в разрешенной зоне - в центре светового пятна диаметром два метра. Пятно непредсказуемо для спортсмена перемещается в пределах игровой площадки программно-аппаратным комплексом. Спортсмен перемещает спортивный снаряд, следуя за центром разрешенной зоны. Подается команда тренера на выполнение следующего упражнения, с ориентированием груди спортсмена на метку, которую создает тренер на границе светового пятна цветной лазерной указкой. Спортсмен контролирует перемещение лазерной метки и границы разрешенной зоны, осуществляя перемещения спортивного снаряда с ориентацией своей груди на метку. При этом тренер наблюдает за качеством и скоростью разноплановых действий игрока и предлагает ему больший объем тренировочной работы на отработку технических приемов, которые выполняются спортсменом с большим числом ошибок.
При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства, включая использование известного или оригинального программного обеспечения.
Заявляемый способ позволяет повысить эффективность тренировки двигательных действий и технических приемов в игровых видах спорта, а также оценить подготовленность спортсменов на всех этапах их профессиональной карьеры.
Данный способ дает возможность на качественно новом уровне организовать техническую подготовку спортсменов, где тренировка максимально вариабельна, приближена к реальным условиям игры и обладает эффектом присутствия активно противодействующих соперников.
Предложенный способ позволяет интенсифицировать развитие спортсменов по требуемым характеристикам с учетом оценки текущей функциональной подготовленности игрока. Благодаря искусственно созданной среде, тренировочные задания выполняются с оптимальной скоростью и необходимым числом повторений до усвоения требуемого навыка. Сравнивая результаты показателей разновременных тренировок, можно оценить динамику развития двигательных навыков и технической подготовленности спортсмена.
Таким образом, заявляемый способ тренировки двигательных действий и технических приемов спортсмена обладает новыми свойствами, обусловливающими получение положительного эффекта.
Источники информации
1. Суворов В.В. Индивидуальные типологические показатели технико-тактических действий футболистов 12-15 лет // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - №6. - С. 85-89.
2. Рами З. М. А. Возрастная дифференцировка состава критериев отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - №2. - С. 232-236.
3. Плотников В.В. Технико-тактическая подготовка хоккеистов на этапе углубленной специализации // Омский научный вестник. - 2012. - №5. - С. 211-214.
4. Быков А.В. Программированное обучение двигательным действиям в командных игровых видах спорта // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2012. - №28. - С. 707-710.
5. Вершинин Μ.Α., Корзун Д.Л., Москвичев Ю.Н. Сравнительный анализ технико-тактических действий юных футболистов // Фундаментальные исследования. - 2013. - №6-4. - С. 976-981.
6. Eagles Hi-Tech // Marketingpro. - 2009. - №3. - V. 52. - P. 76.
7. Патент 2444392 РФ, МПК А63В 69/00. Способ тренировки игроков и спортсменов / Афоньшин В.Е.; опубл. 10.03.12, Бюл. №7.
Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено, прежде всего, для тренировки двигательных действий и технических приемов в футболе, хоккее и баскетболе. В предлагаемом способе раскрыты пути повышения эффективности подготовки спортсменов при формировании у них разносторонних двигательных способностей. Результат достигается тем, что при помощи светодинамической подсветки формируют разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь этих зон. Вместе с тем, в пределах видимости спортсмена формируется световая метка, на которую спортсмен должен ориентировать свою грудь во время выполнения упражнений. Это задается с целью тренировки перемещений вперед спиной, приставным, перекрестным или комбинированным шагом. В зависимости от подготовленности спортсмена задается скоростной уровень трансформации и перемещений зон на игровом поле. При правильной ориентации спортсмена на метку и отсутствии его заступов на запрещенную зону, свободное пространство вокруг спортсмена уменьшают, а динамику игры увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнять данное упражнение. По минимальному размеру, максимальной скорости разрешенной зоны, при которой спортсмен, выполняя данное упражнение, не допускает ошибок, судят о технической подготовленности спортсмена. Сравнивая результаты показателей разновременных тренировок, можно оценить динамику развития двигательных навыков и технической подготовленности спортсмена.
Способ тренировки двигательных действий и технических приемов, включающий выполнение тренировки на поле с управляемой светодинамической подсветкой, при помощи которой создают разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон, режимы тренировки задают вручную или программно-аппаратным комплексом, отличающийся тем, что с целью повышения эффективности тренировки задается режим тренировки, где в пределах видимости спортсмена формируется стационарный или мобильный ориентир, на который спортсмен должен ориентировать свою грудь во время выполнения своих двигательных действий и технических приемов; при этом ориентир создается при помощи световой метки на плоскостях окружающего пространства или физическими предметами заданного объема и формы.
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ИГРОКОВ И СПОРТСМЕНОВ | 2011 |
|
RU2444392C1 |
US 7278954 B2, 09.10.2007 | |||
ТРЕНАЖЕР-КОРРЕКТОР ОСАНКИ | 2006 |
|
RU2329778C1 |
Способ получения перхлората П-фенилхинолиния | 1956 |
|
SU109979A1 |
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ДЛЯ АНАЛИЗА СВИНГА В ГОЛЬФЕ | 2008 |
|
RU2497565C2 |
US 20110098094 A1, 28.04.2011 |
Авторы
Даты
2015-07-20—Публикация
2014-10-13—Подача