Способ переработки древесных и термополимерных отходов с получением железнодорожных шпал Российский патент 2017 года по МПК C08J11/06 C08L31/08 C04B18/26 E01B3/02 B27M3/14 

Описание патента на изобретение RU2614684C2

Изобретение относится к линейным конструкциям верхнего строения рельсовых путей и применяется на магистральных железнодорожных линиях, в том числе высокоскоростных, в тоннелях, метрополитенах, трамвайных путях и на подъездных железнодорожных путях промышленных предприятий.

Известен способ переработки полимерных отходов с получением строительного материала, включающий измельчение отходов, их пластификацию и вальцевание, отличающийся тем, что перед измельчением отходы сортируют по цвету, сорту и степени загрязнения, а после измельчения в измельчительной машине полученную полимерную массу моют, отжимают от влаги, сушат. Высушенную полимерную массу подают при интенсивном перемешивании в специальную обогреваемую камеру с температурой 140°С и проводят термопластификацию с введением антиоксиданта и светостабилизатора вторичного полиэтилена, после чего добавляют наполнители, при этом в качестве наполнителей используют мелкодисперсные волокнистые или листовые наполнители, как рисовую, овсяную, гречневую, пшеничную шелуху, древесные опилки, отходы стекловолокна, синтетических тканей, измельченные автопокрышки, измельченные ПЭТ-бутылки; далее, интенсивно перемешивая, вводят красители, совместимые с полиэтиленом, и перемешивают до получения однородной массы, которую направляют на резинотехнические вальцы, разогретые до температуры 130°С, смазанные парафином, где полимерную массу вальцуют и направляют под пресс, где посредством охлаждаемой пресс-формы формируют строительное изделие. См. патент RU №2002106847, МПК C08J 11/06, 2003.

Недостатками данного способа являются сложность и длительность технологического процесса и низкие физико-механические показатели материала.

Известен способ изготовления плит из композиционного материала, включающий фракционирование наполнителя, обработку наполнителя ингредиентом, повышающим совместимость наполнителя и связующего, с последующей сушкой. Далее проводят совмещение модифицированных древесных частиц с полиэтиленом путем предварительного смешивания и нагревания с последующим вальцеванием на вальцах с диаметром валков 180 мм и зазором между ними 1 мм. Затем полученную массу прессуют в пресс-форме гидравлического пресса при температуре 130-140°С и давлении 5 МПа. В древесно-полимерную композицию вводят в качестве ингредиента, повышающего совместимость полярного древесного наполнителя с неполярным термопластичным связующим в виде вторичного полиэтилена, сополимер 4-винилциклогексена и малеинового ангидрида (СВМ). При этом соотношение, мас. %:

вторичный полиэтилен 59,0-70,5 древесные частицы 27-38 СВМ 2,5-3,0

См. патент RU №2356728, МПК B27N 3/00 (2006.01), 2009.

Недостатками данного способа является получение материала с низкими физико-механическими показателями.

Наиболее близким по технической сущности является способ переработки полимерных отходов с получением строительного материала, включающий смешение несортированных отходов термопластичных полимеров - ПЭНД, ПЭВД в количестве 10-50 мас. % с глиной влажностью 8-12%. Формуют и прессуют изделие при удельном давлении 10 МПа. Далее проводят температурную обработку со скоростью подъема температуры 20°С/мин. Продолжительность выдержки при температуре плавления полимера - 90-180 мин. См. патент RU №2327712, МПК 7 C08J 11/06 (2006.01), C08L 23/06 (2006.01), C04B 14/10 (2006.01), 2008.

Недостатком данного способа является получение материала с низкими показателями прочности при использовании в дорожном строительстве.

Задачей изобретения является получение композиционных железнодорожных шпал с высокими физико-механическими и эксплуатационными показателями путем переработки полимерных и органических отходов.

Техническая задача решается разработкой способа переработки древесных и термополимерных отходов с получением железнодорожных шпал, включающего смешение наполнителя и связующего, формование композиционной смеси, отличающегося тем, что в качестве наполнителя используют древесные частицы толщиной 6±2 мм, шириной 15±2 мм, длиной до 50±4 мм, в качестве связующего используют вторичные термопластичные полимеры - полиэтилентерефталат, измельченные до условного диаметра 10 мм, подвергают обработке нагревом до 100°С, при соотношении всех компонентов смеси, мас. %,

древесные частицы 70 полиэтилентерефталат 30

нагревают полученную смесь до 200°С, формуют в пресс-форме под давлением 5±1 МПа и температуре стенок пресс-формы 210±5°С, форму фиксируют запорами и выдерживают 15 мин, охлаждают пресс-форму предварительно в проточной воде в течение 5 мин, далее конвекцией воздуха в течение 15 мин с последующим извлечением композиционного материала и выдержку в течение 24 часов при температуре воздуха 18±3°С.

Решение технической задачи позволяет получить материал с повышенной прочностью материала в 1,7 раза, долговечностью в 3,2 раза.

На Фиг. 1 представлена схема способа переработки древесных и термополимерных отходов с получением железнодорожных шпал.

Способ осуществляется согласно схеме переработки древесных и термополимерных отходов с получением железнодорожных шпал на установке, которая состоит из: 1 - бункер для древесного наполнителя; 2 - узел подготовки древесного наполнителя; 3 - бункер для полимерного связующего; 4 - узел подготовки полимерного связующего; 5 - узел смешения компонентов; 6 - термическая часть узла формования композиционной смеси; 7 - механическая часть узла формования композиционной смеси; 8 - гидравлическая часть узла охлаждения композиционной массы; 9 - конвективная часть узла охлаждения композиционной массы; 10 - узел расформования пресс-форм.

Для приведения полной картины сущности изобретения представлен пример получения образцов железнодорожных шпал. Состав и основные показатели материала, а именно плотность, предел прочности при сжатии, изгибе и растяжении, модуль упругости при сжатии, изгибе и растяжении, водопоглощении, силе выдергивания болтов-шпилек, ударной вязкости, истираемости, морозостойкости, заявляемого материала и значений, указанные в нормативных документах, приведены в таблице 1.

Пример. Способ переработки древесных и термополимерных отходов с получением железнодорожных шпал осуществляют следующим образом. Берут 70 мас. % (87,665 кг) древесных отходов, измельченных до фракции технологической щепы - толщиной 6±2 мм, шириной 15±2 мм, длиной до 50±4 мм, транспортируются в бункер для древесного наполнителя 1, откуда посредством секторного дозатора подаются в узел подготовки древесного наполнителя 2, где подвергают обработке нагревом при температуре 100°С. Берут 30 мас. % (37,57 кг) полимерно-бытовых отходов (полиэтилентерефталат), измельченных до заданной фракции - условного диаметра 10 мм, транспортируются в бункер для полимерного связующего 3, откуда посредствам секторного дозатора подаются в узел подготовки полимерного связующего 4, где подвергают обработке нагревом при температуре 100°С. Компоненты, прошедшие стадию подготовки с помощью секторных дозаторов, подаются в узел смешения компонентов 5, где образуется композиционная смесь. Композиционная смесь посредством открытия шлюзового затвора в узле смешения подается в термическую часть узла формования композиционной смеси 6, где нагревается при транспортировании шнековым устройством до температуры 200°С и загружается в обогреваемую пресс-форму. Загруженная пресс-форма подается в механическую часть узла формования композиционной смеси 7, где происходит прессование композиционной массы под давлением 5±1 МПа и температуре стенок пресс-формы 210±5°С до фиксирования крышки пресс-формы. Закрытая пресс-форма после технологической выдержки в течение 15 мин подается в гидравлическую часть узла охлаждения композиционной массы 8, где происходит первая стадия охлаждения композиционной массы, в течение 5 мин. После снижения температуры до заданной закрытая пресс-форма подается в конвективную часть узла охлаждения композиционной массы 9, где происходит окончательное снижение температуры композиционной массы в течение 15 мин до расформовочного состояния. Остывшая закрытая пресс-форма подается в узел расформования пресс-форм 10, где осуществляется расфиксация затворов крышки пресс-формы и расформование пресс-формы. Извлеченный материал подается на технологическую выдержку в течение 24 часов при температуре воздуха 18±3°С на склад готовой продукции. Полученный образец имеет геометрические размеры: 2750×220×180 мм.

Таким образом, заявляемый способ переработки древесных и термополимерных отходов с получением железнодорожных шпал, в сравнении с прототипом, позволяет получить материал с прочностью выше в 1,7 раза, долговечностью в 3,2 раза и с показателями, превышающими значения, указанные в нормативных документах для железнодорожных шпал.

Похожие патенты RU2614684C2

название год авторы номер документа
Комплексный способ получения композиционных шпал путем переработки древесных и полимерных отходов 2019
  • Степанов Владислав Васильевич
  • Степанова Ольга Владимировна
RU2707260C1
СМЕСЬ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, СОДЕРЖАЩАЯ КОМПОНЕНТЫ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ 2018
  • Фомина Наталья Николаевна
  • Иващенко Юрий Григорьевич
  • Полянский Михаил Михайлович
RU2688718C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ ДРЕВЕСНЫХ И ТЕРМОПЛАСТИЧНЫХ ОТХОДОВ 2014
  • Салдаев Владимир Александрович
  • Степанов Владислав Васильевич
  • Сафин Рушан Гареевич
  • Сафин Руслан Рушанович
  • Тимербаев Наиль Фарилович
  • Шаяхметов Фанус Фаилевич
RU2581047C2
СМЕСЬ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ 2004
  • Лукасик Владислав Антонович
  • Анцупов Юрий Абрамович
  • Сычев Николай Владимирович
  • Медведев Виктор Прокофьевич
  • Лукьяничев Вадим Вадимович
  • Медведев Даниил Викторович
RU2270817C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛИТОЙ ШПАЛЫ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ШИРОКОЙ КОЛЕИ 2000
  • Занегин Л.А.
  • Селиванов Н.Ф.
  • Петров Ю.Л.
RU2179923C2
Биоразлагаемый полимерный композиционный материал на основе смеси полиэтилена низкого давления и вторичного полипропилена 2017
  • Захаров Вадим Петрович
  • Базунова Марина Викторовна
  • Кулиш Елена Ивановна
  • Фахретдинов Раиль Камилович
  • Галиев Линар Ризович
  • Базунова Анна Андреевна
RU2661230C1
Биоразлагаемый полимерный композиционный материал на основе вторичного полипропилена 2018
  • Захаров Вадим Петрович
  • Базунова Марина Викторовна
  • Кулиш Елена Ивановна
  • Садритдинов Айнур Радикович
  • Фахретдинов Раиль Камилович
  • Галиев Линар Ризович
RU2678675C1
Сырьевая смесь для получения облицовочных минерально-полимерных материалов 2023
  • Филиппова Любовь Сергеевна
  • Акимова Анастасия Сергеевна
  • Пикалов Евгений Сергеевич
RU2813002C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДРЕВЕСНО-НАПОЛНЕННОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА 2011
  • Сафин Руслан Рушанович
  • Галяветдинов Нур Равилевич
  • Сафин Рушан Гареевич
  • Хасаншин Руслан Ромелевич
  • Валеев Ильнар Анварович
  • Разумов Евгений Юрьевич
  • Кайнов Павел Александрович
  • Аминов Ленар Ильдарович
RU2464162C1
СМЕСЬ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ 2016
  • Иващенко Юрий Григорьевич
  • Фомина Наталья Николаевна
  • Полянский Михаил Михайлович
RU2623754C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 614 684 C2

Реферат патента 2017 года Способ переработки древесных и термополимерных отходов с получением железнодорожных шпал

Изобретение относится к линейным конструкциям верхнего строения рельсовых путей. Способ переработки древесных и термополимерных отходов с получением железнодорожных шпал включает смешение наполнителя и связующего и формование композиционной смеси. В качестве наполнителя используют древесные частицы толщиной 6±2 мм, шириной 15±2 мм, длиной до 50±4 мм. В качестве связующего используют вторичные термопластичные полимеры - полиэтилентерефталат, измельченные до условного диаметра 10 мм. Смесь нагревают до 100°С при соотношении компонентов: древесные частицы 70 мас. %, полиэтилентерефталат 30 мас. %. Затем полученную смесь нагревают до 200°С, формуют в пресс-форме под давлением 5±1 МПа и температуре стенок пресс-формы 210±5°С. Форму фиксируют запорами и выдерживают 15 мин. Предварительно охлаждают пресс-форму в проточной воде в течение 5 мин, далее конвекцией воздуха в течение 15 мин. Затем извлекают композиционный материал и выдерживают в течение 24 часов при температуре воздуха 18±3°С. Обеспечивается получение материала с повышенной прочностью и долговечностью. 1 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 614 684 C2

Способ переработки древесных и термополимерных отходов с получением железнодорожных шпал, включающий смешение наполнителя и связующего, формование композиционной смеси, отличающийся тем, что в качестве наполнителя используют древесные частицы толщиной 6±2 мм, шириной 15±2 мм, длиной до 50±4 мм, в качестве связующего используют вторичные термопластичные полимеры - полиэтилентерефталат, измельченные до условного диаметра 10 мм, подвергают обработке нагревом до 100°C, при соотношении всех компонентов смеси, мас. %,

древесные частицы 70 полиэтилентерефталат 30

нагревают полученную смесь до 200°C, формуют в пресс-форме под давлением 5±1 МПа и температуре стенок пресс-формы 210±5°C, форму фиксируют запорами и выдерживают 15 мин, охлаждают пресс-форму предварительно в проточной воде в течение 5 мин, далее конвекцией воздуха в течение 15 мин с последующим извлечением композиционного материала и выдержку в течение 24 часов при температуре воздуха 18±3°C.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2614684C2

ТЕЛЕФОННОЕ УСТРОЙСТВО 1926
  • М. Лангер
SU15577A1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ПОЛИМЕРНЫХ ОТХОДОВ С ПОЛУЧЕНИЕМ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА 2007
  • Попов Савва Николаевич
  • Буренина Ольга Николаевна
  • Даваасенге Сардана Суреновна
RU2327712C1
RU 2012148199 A, 20.05.2014
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛИТОЙ ШПАЛЫ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ШИРОКОЙ КОЛЕИ 2000
  • Занегин Л.А.
  • Селиванов Н.Ф.
  • Петров Ю.Л.
RU2179923C2
KR 1020050087322 A, 31.08.2005.

RU 2 614 684 C2

Авторы

Степанов Владислав Васильевич

Степанова Ольга Владимировна

Мельников Александрович Иванович

Чеглаков Вячеслав Викторович

Архипов Артемий Алексеевич

Сафин Рушан Гареевич

Сафин Руслан Рушанович

Тимербаев Наиль Фарилович

Салдаев Владимир Александрович

Даты

2017-03-28Публикация

2015-06-02Подача