СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА Российский патент 2017 года по МПК C10L1/08 C10L1/00 C10L1/182 

Описание патента на изобретение RU2616297C1

Изобретение относится к способам получения экологически чистых дизельных топлив для двигателей внутреннего сгорания с улучшенными смазочными свойствами на основе продуктов процессов глубокой гидроочистки дизельных топлив и переэтерификации растительных масел.

Известен способ получения ЭЧДТ путем глубокого гидрирования дизельной фракции (Каминский Э.Ф., Хавкин В.А. Глубокая переработка нефти. - М.: Изд-во «Техника», 2001, стр. 46-50), выделяемой из нефти при прямой перегонке на установке атмосферно-вакуумной перегонки.

Недостатком данного способа является получение гидроочищенного дизельного топлива (Г/О ДТ), имеющего низкую смазывающую способность, что создает затруднения при работе топливной системы автомобиля из-за повышенного износа топливного насоса.

Известен способ производства биотоплива на основе рапсового масла для дизельных автотракторных двигателей (патент РФ №2393209, опубл. 27.06.2010 г.), где при нейтрализации жирных кислот в рапсовом масле едким калием получают метиловые эфиры рапсового масла и определяют оптимальное количество едкого калия, используемого в эксперименте.

К недостаткам данного вида топлива относится принадлежность метилового эфира рапсового масла (МЭРМ) к химически агрессивным жидкостям, производство которого не является экологически чистым. К тому же, теплотворная способность МЭРМ на 10-12% ниже, чем у дизельного топлива, что приводит к увеличению расхода топлива в двигателе и повышению затрат при его эксплуатации.

Известна биотопливная композиция (патент РФ №2544239, опубл. 20.03.2015), которая представляет собой смесь нефтяного дизельного топлива (98-60 об.%) и биодобавки (2-40 об.%), состоящей из диэтилформаля 35-40 об.% и глицеридов ненасыщенных жирных кислот. В качестве глицеридов используют любые растительные масла.

Недостатком данной биотопливной композиции является недостаточно высокая степень улучшения смазывающей способности вещества, меньшая теплота сгорания топлива (на 7-10%) за счет содержания в нем высококипящих растительных масел, более высокая вязкость (в 2-10 раз) и температура застывания, повышенная склонность к нагарообразованию, а также возможность загрязнения моторного масла продуктами полимеризации.

Известен способ получения экологически чистого дизельного топлива (патент РФ №2426770, опубл. 20.08.2011), принятый за прототип, в котором рапсовое масло подвергают процессу переэтерификации нормальным бутиловым спиртом с использованием концентрированной серной кислоты в количестве 2 мас.%, температура процесса составляет 115°C. Очистку продукта проводят отстаиванием и ректификацией. Затем смешивают 95-99 мас.% малосернистого дизельного топлива, 1-5 мас.% бутиловых эфиров рапсового масла и 0,1 мас.% антиокислительной добавки и получают образцы ЭЧДТ. Наименьший диаметр пятна износа равен 216 мкм при количестве биодобавки 5%.

Недостатком данного способа является низкая смазывающая способность, а также достаточно высокое содержание общей серы, поэтому эффект при применении данной биодобавки достигается в том числе и за счет высокого содержания серы в топливе, что не отвечает требованиям российских и зарубежных стандартов, а также перспективам развития и улучшения качества дизельного топлива.

Техническим результатом является улучшение смазывающей способности ЭЧДТ, что повышает ресурс дизельного двигателя, предотвращает преждевременный износ деталей топливной аппаратуры, а также снижает содержание токсичных выхлопов с отработанными газами. Данный способ позволяет получить биодобавки с высоким выходом продукта и низкой себестоимостью и конечное топливо, соответствующее действующему ГОСТ Р 52368, а также расширить сырьевую базу и ассортимент товарной продукции нефтеперерабатывающего предприятия.

Технический результат достигается тем, что в качестве биодобавки используют бутиловый эфир рыжикового масла, количество которого в смеси с гидроочищенным дизельным топливом достигает 10 мас.%, при этом массовое соотношение при компаундировании полученных компонентов составляет:

Гидроочищенное дизельное топливо 90-99 Биодобавка (бутиловые эфиры рыжикового масла) 1-10

Способ поясняется следующими фигурами:

фиг. 1 - физико-химические характеристики базового компонента ЭЧДТ - гидроочищенного дизельного топлива и биодобавки по предлагаемому изобретению;

фиг. 2 - физико-химические свойства ЭЧДТ по прототипу и предлагаемому изобретению.

Способ осуществляется следующим образом.

Для получения биодобавки (фиг. 1) осуществляют синтез эфира путем проведения реакции переэтерификации триглицеридов рыжикового масла нормальным бутиловым спиртом. Процесс переэтерификации рыжикового масла нормальным бутиловым спиртом проводят следующим образом. В трехгорлой колбе объемом 250 мл готовят смесь реагентов: нормальный бутиловый спирт и рыжиковое масло. Мольное соотношение спирт: масло составляет 6:1, массовое - 1:2,06. В трехгорлую колбу помещают мешалку, устанавливают обратный водяной холодильник и ртутный термометр. Колбу ставят на песчаную баню. Интенсивность перемешивания регулируют на мешалке, устанавливают 250 оборотов в минуту. Нагревают до 115°С и одновременно начинают перемешивание. После нагревания масла к нему добавляют спирт и катализатор -концентрированную серную кислоту, отмеренную пипеткой в количестве 2 мас.%. По окончании опытов смесь продуктов остужают, отстаивают в течение 2 дней, затем разделяют на фазы - эфирную и глицериновую. После для лучшего разделения проводят ректификацию.

Полученную эфирную биодобавку компаундируют с гидроочищенным дизельным топливом в соотношениях 1-99%, 5-95% и 10-90% соответственно. Диаметр пятна износа исходного топлива равен 443 мкм.

Пример 1. Гидроочищенное дизельное топливо получают на установке глубокой гидроочистки с содержанием серы не выше 10 ppm (фиг. 1). Биодобавку получают в процессе переэтерификации рыжикового масла нормальным бутиловым спиртом в присутствии катализатора - концентрированной 98% серной кислоты. После окончания синтеза проводят тщательную очистку полученных групп эфиров от глицерина и катализатора и смешивают их с базовым гидроочищенным дизельным топливом в соотношении 1:99 мас.% соответственно.

По физико-химическим показателям (плотность при 20°С, кинематическая вязкость при 40°С, температура застывания) данная смесь с соотношением компонентов 1:99 мас.% (биодобавка: дизельное топливо) удовлетворяет российскому стандарту ГОСТ Р 52368 (фиг. 2).

При введении данного количества экологически чистой биодобавки содержание серы в дизельном топливе снижается до 9 ppm (3 вид), что подтверждает хорошие экологические свойства топлива. При этом диаметр пятна износа уменьшается до 281 мкм, это на 36,6% меньше чем у исходного топлива (фиг. 2).

Пример 2. Гидроочищенное дизельное топливо получают на установке глубокой гидроочистки с содержанием серы не выше 10 ppm (фиг. 1). Биодобавку получают в процессе переэтерификации рыжикового масла нормальным бутиловым спиртом в присутствии катализатора - концентрированной 98% серной кислоты. После окончания синтеза проводят тщательную очистку полученных групп эфиров от глицерина и катализатора и смешивают их с базовым гидроочищенным дизельным топливом в соотношении 5:95 мас.% соответственно.

По физико-химическим показателям (плотность при 20°С, кинематическая вязкость при 40°С, температура застывания) данная смесь с соотношением компонентов 5:95 мас.% (биодобавка: дизельное топливо) удовлетворяет российскому стандарту ГОСТ Р 52368 (фиг. 2).

При введении данного количества экологически чистой биодобавки содержание серы в дизельном топливе снижается до 16 ppm (2 вид), что подтверждает хорошие экологические свойства топлива. При этом диаметр пятна износа уменьшается до 174 мкм, это на 60,7% меньше чем у исходного топлива (фиг. 2).

Пример 3. Гидроочищенное дизельное топливо получают на установке глубокой гидроочистки с содержанием серы не выше 10 ppm (фиг. 1). Биодобавку получают в процессе переэтерификации рыжикового масла нормальным бутиловым спиртом в присутствии катализатора - концентрированной 98% серной кислоты. После окончания синтеза проводят тщательную очистку полученных групп эфиров от глицерина и катализатора и смешивают их с базовым гидроочищенным дизельным топливом в соотношении 10:90 мас.% соответственно.

По физико-химическим показателям (плотность при 20°С, кинематическая вязкость при 40°С, температура застывания) данная смесь с соотношением компонентов 10:90 мас.% (биодобавка: дизельное топливо) удовлетворяет российскому стандарту ГОСТ Р 52368 (фиг. 2).

При введении данного количества экологически чистой добавки содержание серы в дизельном топливе равно до 24 ppm (2 вид). При этом диаметр пятна износа уменьшается до 269 мкм, это на 39,3% меньше чем у исходного топлива (фиг. 2).

Таким образом, предлагаемая технология позволяет получить экологически чистое дизельное топливо с улучшенной смазывающей способностью и низким содержанием общей серы.

Похожие патенты RU2616297C1

название год авторы номер документа
СОСТАВ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА (ЭЧДТ) 2017
  • Кондрашева Наталья Константиновна
  • Еремеева Анжелика Михайловна
  • Нелькенбаум Савелий Яковлевич
  • Нелькенбаум Константин Савельевич
RU2650119C1
СОСТАВ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА С УЛУЧШЕННЫМИ СМАЗЫВАЮЩИМИ СВОЙСТВАМИ 2022
  • Кондрашева Наталья Константиновна
  • Еремеева Анжелика Михайловна
RU2786216C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2009
  • Хайрудинов Ильдар Рашидович
  • Жирнов Борис Семёнович
  • Сидрачёва Ирина Ириковна
  • Теляшев Эльшад Гумерович
RU2426770C1
СОСТАВ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2020
  • Кондрашева Наталья Константиновна
  • Еремеева Анжелика Михайловна
  • Комарова Ксения Владиславовна
RU2738610C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2011
  • Хайрудинов Ильдар Рашидович
  • Ахметзянов Евгений Галиевич
  • Файзрахманов Илшат Салихьянович
  • Лелюшкин Владимир Арнольдович
  • Теляшев Эльшад Гумерович
  • Капустин Владимир Михайлович
RU2468068C1
Способ получения смазывающей присадки к дизельному топливу 2023
  • Говорин Александр Сергеевич
  • Стадник Александр Владимирович
  • Коновалов Николай Петрович
RU2812588C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВСЕСЕЗОННОГО УНИФИЦИРОВАННОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2018
  • Шарин Евгений Алексеевич
  • Лунева Вера Всеволодовна
  • Середа Василий Александрович
RU2673558C1
СПОСОБ ГИДРООБЛАГОРАЖИВАНИЯ ТРИГЛИЦЕРИДОВ ЖИРНЫХ КИСЛОТ В СМЕСИ С НЕФТЯНЫМИ ФРАКЦИЯМИ 2018
  • Бухтияров Валерий Иванович
  • Бухтиярова Галина Александровна
  • Демидов Михаил Борисович
  • Делий Ирина Валерьевна
  • Власова Евгения Николаевна
  • Александров Павел Васильевич
RU2689416C1
ПРОТИВОИЗНОСНАЯ ПРИСАДКА К УГЛЕВОДОРОДНОМУ ТОПЛИВУ 2015
  • Томин Виктор Петрович
  • Целютина Марина Ивановна
  • Кударенко Ольга Ивановна
  • Англюстер Владимир Викторович
  • Бутенко Елена Викторовна
  • Волчатов Леонид Геннадьевич
  • Давыдкина Юлия Владимировна
  • Оглезнев Илья Олегович
RU2600329C1
Способ гидрогенизационной переработки растительного и нефтяного сырья 2019
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Виноградова Наталья Яковлевна
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Красильникова Людмила Александровна
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Битиев Георгий Владимирович
  • Минаев Артем Константинович
  • Никульшин Павел Анатольевич
  • Ишутенко Дарья Игоревна
  • Варакин Андрей Николаевич
  • Пимерзин Андрей Алексеевич
RU2741302C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 616 297 C1

Реферат патента 2017 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

Изобретение описывает способ получения экологически чистого дизельного топлива (ЭЧДТ) путем смешения исходного дизельного топлива с биодобавкой - продуктом переэтерификации растительного масла нормальным бутиловым спиртом в присутствии концентрированной серной кислоты, характеризующийся тем, что в качестве биодобавки используют бутиловый эфир рыжикового масла, количество которого в смеси с гидроочищенным дизельным топливом достигает 10 мас.%, при этом массовое соотношение при компаундировании полученных компонентов составляет:

Гидроочищенное дизельное топливо 90-99 Биодобавка (бутиловые эфиры рыжикового масла) 1-10

Технический результат заключается в получении экологически чистого дизельного топлива для двигателей внутреннего сгорания с улучшенной смазывающей способностью и низким содержанием общей серы. 2 ил., 3 пр.

Формула изобретения RU 2 616 297 C1

Способ получения экологически чистого дизельного топлива (ЭЧДТ) путем смешения исходного дизельного топлива с биодобавкой - продуктом переэтерификации растительного масла нормальным бутиловым спиртом в присутствии концентрированной серной кислоты, отличающийся тем, что в качестве биодобавки используют бутиловый эфир рыжикового масла, количество которого в смеси с гидроочищенным дизельным топливом достигает 10 мас.%, при этом массовое соотношение при компаундировании полученных компонентов составляет:

Гидроочищенное дизельное топливо 90-99 Биодобавка (бутиловые эфиры рыжикового масла) 1-10

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2616297C1

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2009
  • Хайрудинов Ильдар Рашидович
  • Жирнов Борис Семёнович
  • Сидрачёва Ирина Ириковна
  • Теляшев Эльшад Гумерович
RU2426770C1
US 5730029 A1 24.03.1998
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА 2006
  • Сринивас Дарбха
  • Сривастава Раджендра
  • Ратнасами Пол
RU2428460C2
US 20080202021 A1 28.08.2008
ПОЛНОСТЬЮ СГОРАЮЩЕЕ ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО 2006
  • Валентайн Джеймс М.
RU2360950C2
Мишень, появляющаяся на определенные промежутки времени 1926
  • Кот А.М.
SU12177A1

RU 2 616 297 C1

Авторы

Кондрашева Наталья Константиновна

Еремеева Анжелика Михайловна

Олейник Иван Леонидович

Даты

2017-04-14Публикация

2015-10-26Подача