ОПОРНО-НАЖИМНОЙ УЗЕЛ ТОРЦОВОГО УПЛОТНЕНИЯ ВАЛА Российский патент 2017 года по МПК F16J15/34 

Описание патента на изобретение RU2627758C1

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к торцовым уплотнениям вращающихся валов, а именно к уплотнениям между подвижными одна относительно другой поверхностями со скользящим кольцом (кольцом трения).

Уровень техники

Известен опорно-нажимной узел торцового уплотнения вала, включающий располагаемые на валу упорное кольцо и подвижное кольцо трения с цилиндрическими расточками, обращенными друг к другу, размещенную между ними осевую цилиндрическую пружину с поджатыми и нешлифованными крайними витками, передающую крутящий момент от упорного кольца к подвижному кольцу трения и поджимающую его к неподвижному, установленному в корпусе, а также манжеты из эластичного материала, установленные в цилиндрические расточки упорного кольца и подвижного кольца трения с возможностью взаимодействия их с последними и крайними витками осевой пружины (патент RU №2095668 С1, МПК F16J15/34, опубл. 10.11.1997).

Признаки известного торцового уплотнения вала, являющиеся общими с заявленным узлом торцового уплотнения вала, заключаются в наличии упорного кольца, подвижного кольца трения и цилиндрической (осевой) пружины.

Причина, препятствующая получению в известном техническом решении заявленного технического результата, заключается в том, что упомянутая пружина одновременно выполняет три функции: 1) обеспечивает поджатие подвижного кольца трения к неподвижному, 2) обеспечивает передачу крутящего момента подвижному кольцу трения от упорного кольца, 3) обеспечивает необходимую герметизацию по валу путем вдавливания манжет из эластичного материала в цилиндрические расточки упорного кольца и подвижного кольца трения за счет радиальной нагрузки, создаваемой упругосжатыми при сборке поджатыми и нешлифованными крайними витками пружины.

Наиболее близким известным техническим решением (прототипом) является опорно-нажимной узел торцового уплотнения вала, выполненный в виде устанавливаемых на валу ведущего и ведомого элементов и размещенной между ними осевой пружины с нешлифованными крайними витками с направлением навивки, противоположной направлению вращения вала, и поджимающей вращающееся кольцо к неподвижному, установленному в корпусе, при этом поверхности ведущего и ведомого элементов, обращенные к осевой пружине, выполнены в виде прямого геликоида с шагом, соответствующим шагу навивки крайних витков, и сопряжены с последним (см. описание изобретения к патенту RU №2098705 С1, МПК F16J15/34, опубл. 10.12.1997).

Признаки известного узла, являющиеся общими с заявленным техническим решением, заключаются в наличии ведущего и ведомого элементов (т.е. металлических бандажных колец в терминах заявленного технического решения) и размещенной между ними осевой (цилиндрической) пружины.

Причина, препятствующая получению в известном техническом решении заявленного технического результата, заключается прежде всего в том, что вращательный момент от ведущего элемента, жестко связанного с валом, к ведомому элементу передается через пружину, известные упругие свойства которой не обеспечивают жесткость передачи указанного вращательного момента, особенно необходимую в переходные моменты старта и остановки вращения вала. В эти переходные моменты из-за мягкости пружинной передачи вращательного момента имеет место отставание поворота ведомого элемента по отношению к ведущему элементу, и, как следствие, прокручивание уплотнительного элемента относительно вала, обусловливающее его быстрый износ.

Причина недостижения технического результата также заключается в том, что герметизация по валу обеспечивается уплотнительным элементом, имеющим малую площадь контакта с валом, поскольку искомая герметизация обеспечивается заклиниванием уплотнительного элемента усилием пружины в зазор между валом и подвижным кольцом трения.

Раскрытие изобретения

Задача заключается в увеличения срока службы опорно-нажимного узла торцового уплотнения вала за счет повышения надежности работы элемента, непосредственно обеспечивающего уплотнение по валу.

Технический результат, решение указанной задачи заключаются, во-первых, в увеличении площади контакта вала с элементом, непосредственно обеспечивающим уплотнение по валу, а во-вторых, в повышении жесткости передачи вращательного момента от вала на кольцо трения (подвижное кольцо трения).

Достигается технический результат тем, что опорно-нажимной узел торцового уплотнения вала содержит кольцо трения, два бандажных кольца, выполненных из металла, цилиндрическую пружину сжатия, установленную между бандажными кольцами, а также выполненную из эластомера цилиндрическую втулку с осевым отверстием для расположения в нем вала, с двумя кольцевыми буртами на наружной поверхности втулки в области ее торцов и кольцевой выемкой на торце, в которой установлено кольцо трения, при этом бандажные кольца установлены на указанных кольцевых буртах снаружи втулки с аксиально расходящимся поджатием к этим буртам при помощи упомянутой пружины и снабжены зубьями для обеспечения зубчатой передачи вращательного момента от одного бандажного кольца к другому, так что число зубьев одного бандажного кольца равно числу зубьев другого бандажного кольца, а высота каждого зуба указанной зубчатой передачи меньше расстояния между линиями расположения оснований зубьев противоположных бандажных колец.

Отличительные признаки заявленного технического решения заключаются в наличии выполненной из эластомера цилиндрической втулки с осевым отверстием для расположения в нем вала, с двумя кольцевыми буртами на наружной поверхности втулки в области ее торцов и кольцевой выемкой на торце, в которой установлено кольцо трения, а также в том, что бандажные кольца установлены на указанных кольцевых буртах снаружи втулки и снабжены зубьями для обеспечения зубчатой передачи вращательного момента от одного бандажного кольца к другому, так что число зубьев одного бандажного кольца равно числу зубьев другого бандажного кольца, а высота каждого зуба указанной зубчатой передачи меньше расстояния между линиями расположения оснований зубьев противоположных бандажных колец.

Краткое описание чертежей

На фиг.1 в продольном разрезе показан опорно-нажимной узел торцового уплотнения вала (при этом сам вал не показан); на фиг.2 схематично показана зубчатая передача вращательного момента между бандажными кольцами, являющимися конструктивными элементами указанного узла.

Осуществление изобретения

Опорно-нажимной узел торцового уплотнения вала (фиг.1) содержит выполненную из эластомера втулку 1 с осевым сквозным отверстием 2 для расположения в нем вала (вал не показан). На наружных поверхностях втулки 1 в области ее торцов выполнены два кольцевых бурта 3 и 4, а на одном торце втулки 1 выполнена кольцевая выемка 5, в которой установлено кольцо трения 6 (подвижное кольцо трения).

Узел также содержит два бандажных кольца 7 и 8, выполненных из металла, и цилиндрическую (осевую) пружину сжатия 9, установленную между бандажными кольцами 7 и 8. Данные бандажные кольца установлены на буртах 3 и 4 снаружи втулки 1 с аксиально расходящимся поджатием к этим буртам при помощи упомянутой пружины 9.

Бандажные кольца 7 и 8 снабжены зубьями соответственно 10 и 11 (фиг.2). При этом линии 12 и 13 оснований указанных зубьев расположены на обращенных друг к другу торцах бандажных колец 7 и 8 на расстоянии L друг от друга. Зубья 10 и 11 имеют одинаковую высоту h и ориентированы параллельно оси бандажных колец 7 и 8 навстречу друг другу так, что h<L (т.е. высота h каждого зуба меньше расстояния L между линиями 12 и 13 расположения оснований зубьев 10 и 11 соответствующих бандажных колец 7 и 8). Кроме того, число зубьев 10 одного бандажного кольца равно числу зубьев 11 другого бандажного кольца. Указанные зубья обеспечивают зубчатую передачу вращательного момента от одного бандажного кольца к другому (т.е. от бандажного кольца 7 к бандажному кольцу 8 и от бандажного кольца 8 к бандажному кольцу 7), а условие h<L обеспечивает работоспособность данной зубчатой передачи при уменьшении L в процессе установки узла на вал.

Установка и работа опорно-нажимного узла заключается в следующем.

Установку узла на вал осуществляют в два этапа (вал не показан). Сначала узел устанавливают на вал путем размещения вала в отверстии 2 втулки 1 так, чтобы кольцо трения 6 (т.е. подвижное кольцо трения) непосредственно упиралось в предварительно установленное в корпусе неподвижное кольцо трения (корпус и неподвижное кольцо не показаны). Затем осуществляют силовое осевое воздействие на торец втулки 1 со стороны бурта 4 в направлении кольца трения 6, осуществляя тем самым уменьшение расстояния L, что оказывается возможным благодаря отношению h<L. Вследствие уменьшения расстояния L происходит сжатие пружины 9 и радиальное деформирование стенки втулки 1. При этом данное новое положение указанного торца втулки 1, характеризующееся уменьшенным расстоянием L, фиксируют от осевого обратного перемещения. В результате сжатия пружины 9 происходит поджатие кольца трения 6 (т.е. подвижного кольца) к неподвижному кольцу трения, обеспечивая тем самым необходимую герметизацию по плоскости их контакта. В результате радиального деформирования стенки втулки 1 диаметр отверстия 2 уменьшается, обеспечивая тем самым, во-первых, необходимую герметизацию по валу на длине L+2z, где z – толщина бандажного кольца 7 (или 8), а во-вторых, необходимое сцепление втулки 1 с валом для передачи крутящего момента от вала к кольцу трения 6.

Таким образом, предлагаемый узел имеет увеличенную площадь герметизации по валу (L+2z), что повышает его надежность и продолжительность безотказной работы. Кроме того, в предлагаемом узле благодаря наличию упомянутой зубчатой передачи с одинаковым числом зубьев полностью исключается возможность крутильной деформации втулки 1 в переходных процессах вращения вала, ведущей к разрушению втулки. При этом упомянутое условие одинакового числа зубьев 10 и 11 гарантированно обеспечивает при повороте одного бандажного кольца на некоторый угол поворот другого бандажного кольца на тот же угол, что увеличивает срок службы втулки 1, непосредственно обеспечивающей передачу крутящего момента от вала к кольцу трения 6.

Похожие патенты RU2627758C1

название год авторы номер документа
МНОГОРЯДНАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА 2009
  • Волков Глеб Юрьевич
  • Ратманов Эдуард Владимирович
RU2424458C2
КОЛЬЦО УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ 2018
  • Бокач Евгений Николаевич
RU2682997C1
ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ МОДУЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ 1994
  • Прохоров Е.И.
  • Жучков И.И.
  • Гладков В.В.
  • Костин В.И.
  • Ходыкин В.Г.
RU2072460C1
Торцовое уплотнение 1990
  • Ковальский Вадим Адольфович
SU1770652A1
Торцовое уплотнение 1985
  • Василенко Борис Иванович
  • Передрий Николай Васильевич
SU1303782A1
МЕХАНИЧЕСКОЕ УПЛОТНЕНИЕ 2019
  • Валитов Мухтар Зуфарович
  • Нургалиев Роберт Загитович
  • Бикбулатова Голия Ильдусовна
  • Шулин Вячеслав Сергеевич
RU2709005C1
Сальниковое уплотнение вала 1985
  • Шевченко Сергей Станиславович
  • Марцинковский Владимир Альбинович
  • Бережной Иван Семенович
  • Бондаренко Евгений Васильевич
SU1335766A2
МЕХАНИЧЕСКОЕ УПЛОТНЕНИЕ 2018
  • Валитов Мухтар Зуфарович
  • Нургалиев Роберт Загитович
  • Бикбулатова Голия Ильдусовна
RU2679291C1
УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ ШТОКА СИЛОВОГО ЦИЛИНДРА 2013
  • Левин Владимир Николаевич
  • Вилейко Владимир Викторович
  • Григоренко Дмитрий Николаевич
  • Малахо Артем Петрович
  • Авдеев Виктор Васильевич
  • Левин Денис Михайлович
  • Бреженко Сергей Борисович
  • Кабанов Владислав Владимирович
RU2546380C1
Торцовое уплотнение 1984
  • Стародубов Рудольф Михайлович
  • Шатаев Евгений Викторович
  • Соколов Валентин Иванович
SU1285240A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 627 758 C1

Реферат патента 2017 года ОПОРНО-НАЖИМНОЙ УЗЕЛ ТОРЦОВОГО УПЛОТНЕНИЯ ВАЛА

Изобретение относится к опорно-нажимному узлу торцового уплотнения вала. Узел содержит выполненную из эластомера втулку 1 с осевым сквозным отверстием 2 для расположения в нем вала. На наружных поверхностях втулки 1 выполнены два кольцевых бурта 3 и 4. На одном торце втулки 1 выполнена кольцевая выемка 5, в которой установлено кольцо трения 6. Узел также содержит два бандажных кольца 7 и 8, выполненных из металла, и цилиндрическую пружину сжатия 9, установленную между бандажными кольцами 7 и 8. Бандажные кольца 7 и 8 снабжены зубьями соответственно 10 и 11. Линии оснований указанных зубьев расположены на обращенных друг к другу торцах бандажных колец 7 и 8. Зубья 10 и 11 имеют одинаковую высоту и ориентированы параллельно оси бандажных колец 7 и 8 навстречу друг другу. Высота каждого зуба меньше расстояния между линиями расположения оснований зубьев 10 и 11 соответствующих бандажных колец 7 и 8. Указанные зубья обеспечивают зубчатую передачу вращательного момента от бандажного кольца 7 к бандажному кольцу 8 и от бандажного кольца 8 к бандажному кольцу 7. Технический результат заключается в увеличении площади контакта вала с элементом, непосредственно обеспечивающим уплотнение по валу, и в повышении жесткости передачи вращательного момента от вала на подвижное кольцо трения. 2 ил.

.

Формула изобретения RU 2 627 758 C1

Опорно-нажимной узел торцового уплотнения вала, который содержит кольцо трения, два бандажных кольца, выполненных из металла, и цилиндрическую пружину сжатия, установленную между бандажными кольцами, отличающийся тем, что он содержит выполненную из эластомера цилиндрическую втулку с осевым отверстием для расположения в нем вала, с двумя кольцевыми буртами на наружной поверхности втулки в области ее торцов и кольцевой выемкой на торце, в которой установлено кольцо трения, при этом бандажные кольца установлены на указанных кольцевых буртах снаружи втулки с аксиально расходящимся поджатием к этим буртам при помощи упомянутой пружины и снабжены зубьями для обеспечения зубчатой передачи вращательного момента от одного бандажного кольца к другому, так что число зубьев одного бандажного кольца равно числу зубьев другого бандажного кольца, а высота каждого зуба указанной зубчатой передачи меньше расстояния между линиями расположения оснований зубьев противоположных бандажных колец.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2627758C1

RU 20698705 C1, 10.12.1997
ТОРЦЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ 1995
  • Тлупов С.Х.
  • Логоватовская Т.М.
RU2095668C1
ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА 0
  • А. И. Голубев, Г. М. Фрейдисман, В. Н. Шипилов, В. В. Гордеев, В. Ф. Богаченко, Ю. Б. Максименко, Б. С. Горицкий, В. П. Кожин
  • А. И. Яковлев
SU359465A1
Торцовое уплотнение 1975
  • Полозов Николай Иванович
  • Подковенко Леонтий Павлович
  • Евтушенко Александр Павлович
SU653468A1

RU 2 627 758 C1

Авторы

Нуриахметов Марат Шамсиахметович

Нуриахметов Альберт Маратович

Гурчина Ираида Евгеньевна

Вьюгов Константин Владимирович

Даты

2017-08-11Публикация

2016-08-08Подача