ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ВНЕШНИМ ТЕПЛООБМЕННИКОМ Российский патент 2017 года по МПК F02C3/20 F23R3/34 

Описание патента на изобретение RU2629304C2

Изобретение относится к энергетике и машиностроению и может использоваться в двигателестроении.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявленному изобретению по совокупности признаков является газотурбинный двигатель, содержащий корпус и герметизирующую вход в корпус крышку, компрессор, камеру сгорания, систему подачи электролита (водного раствора электролита) через форсунку с кавитатором, воспламеняющее устройство, турбину и электролизер, герметизирующую вход в корпус крышку с возможностью регулируемого забора воздуха в двигатель, систему подачи электролита с возможностью подачи электролита через форсунку с кавитатором в поток забираемого в двигатель воздуха и с возможностью подачи топлива в камеру сгорания, электролизер, выполненный в виде кавитатора с центральным телом путем подводки постоянного электрического тока от источника питания к элементам кавитатора и установленный в обособленном корпусе, герметично соединенном с камерой сгорания, с возможностью подачи газовой смеси под давлением за компрессором через электролизер-кавитатор с центральным телом в камеру сгорания, за камерой сгорания установлено устройство для разделения потока газа на дозвуковой и сверхзвуковой из камеры сгорания на дозвуковую и сверхзвуковую составляющие (см. Патент РФ №2557793, опубликованный 27.07.2015, Бюл. №21).

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного устройства, принятого за прототип, относится то, что известное устройство недостаточно экономично и неэффективно использует энергию дозвуковой составляющей потока газа.

Сущность изобретения заключается в использовании теплообменника для использования теплоты дозвукового потока газа, направляемого в канал рециркуляции.

Технический результат - увеличение КПД газотурбинного двигателя.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в этом газотурбинном двигателе, содержащем корпус и герметизирующую вход в корпус крышку, компрессор, камеру сгорания, систему подачи электролита (водного раствора электролита) через форсунку с кавитатором, воспламеняющее устройство, турбину и электролизер, герметизирующая вход в корпус крышка выполнена с возможностью регулируемого забора воздуха в двигатель, система подачи электролита выполнена с возможностью подачи электролита через форсунку с кавитатором в поток забираемого в двигатель воздуха и с возможностью подачи топлива в камеру сгорания, электролизер при этом выполнен в виде кавитатора с центральным телом путем подводки постоянного электрического тока от источника питания к элементам кавитатора и установлен в обособленном корпусе, герметично соединенном с камерой сгорания, с возможностью подачи газовой смеси под давлением за компрессором через этот электролизер-кавитатор с центральным телом в камеру сгорания, трубу Леонтьева для разделения потока газа из камеры сгорания на дозвуковую и сверхзвуковую составляющие.

Особенность заключается в том, что канал рециркуляции дозвукового потока соединен с теплообменником, что позволит использовать теплоту дозвукового потока газа для подогрева пара или воздуха.

На чертежах представлены:

на фиг. 1 - прототип газотурбинного двигателя;

на фиг. 2 - предлагаемый газотурбинный двигатель с внешним теплообменником.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения с получением вышеуказанного технического результата, заключаются в следующем.

Газотурбинный двигатель содержит корпус 1, герметизирующую вход в корпус крышку 2, выполненную с возможностью регулируемого, например жалюзи 3, забора воздуха в двигатель, систему подачи электролита, выполненную в виде форсунки 4 с кавитатором, например местного сужения ее канала, подачи электролита в поток забираемого в двигатель воздуха и форсунки 5 подачи топлива в камеру сгорания, размещенный в корпусе вал 6 компрессора 7 и турбины 8, электролизер-кавитатор 9, местное сужение 10 канала с центральным телом 11, образованный путем подводки постоянного электрического тока от, например, аккумулятора 12 к элементам кавитатора, например, к его местному сужению и к его центральному телу. Установлен электролизер-кавитатор в обособленном корпусе 13 герметично, например на болтах, соединенном с камерой сгорания 14 и с возможностью подачи газовой смеси под давлением за компрессором, через этот электролизер-кавитатор с центральным телом в камеру сгорания с воспламеняющим устройством 15. На выходе из камеры сгорания установлена труба Леонтьева, содержащая сверхзвуковое сопло 16, внешнюю трубу 17, внутреннюю трубу 18, коаксиально расположенных друг относительно друга, канал рециркуляции дозвукового потока 19,соединенный с теплообменником 20.

Работа предлагаемого газотурбинного двигателя осуществляется следующим образом.

Для пуска двигателя раскручивают его вал 6 и на электроды электролизера-кавитатора 9 с центральным телом 11 подают постоянный электрический ток от, например, аккумулятора 12. Работой компрессора 7 на его всасе создается разрежение, благодаря чему производится регулируемый, например жалюзи 3, забор атмосферного воздуха в корпус 1 двигателя. В поток забираемого в двигатель воздуха форсункой 4 с кавитатором подают электролит, например водный раствор едкого калия. За счет кавитации в кавитаторе форсунки 4 вода частично, до неопасного для компрессора предела, диссоциирует, ионизируется, капельки ее тончайше распыляются и смешиваются с воздухом. Далее за счет разрежения на всасе компрессора электролит превращается в пар. Затем эта смесь сжимается компрессором 7 и под давлением за компрессором подается в обособленный корпус 13 электролизера-кавитатора 9 и прогоняется через, например, местное сужение 10 с центральным телом 11, где за счет кавитации и за счет протекания постоянного тока через электролит частично уже диссоциированный в кавитаторе форсунки 4 водяной пар, присутствующий в потоке, полностью разлагается на водород и кислород, чем и достигается высокая экономическая и экологическая эффективность двигателя. Затем эта газовая смесь поступает в камеру сгорания 14, куда также подают через форсунку 5 небольшое количество топлива и образовавшуюся обогащенную водородом и кислородом топливовоздушную смесь поджигают воспламеняющим устройством 15. Далее температура продуктов сгорания нормализуется в зоне смешения камеры сгорания 14. Затем газовый поток разделяется на входе в трубу Леонтьева на два потока - один направляется во внешнюю трубу 17 и является дозвуковым, второй разгоняется до сверхзвуковой скорости в сверхзвуковом сопле 16 и направляется во внутреннюю трубу 18. Температура поверхности со стороны сверхзвукового потока будет ниже, чем температура поверхности со стороны дозвукового потока. Образующийся перепад температур приводит к возникновению теплового потока от дозвуковой части течения к сверхзвуковой. Дозвуковой поток, отдав тепло сверхзвуковому потоку, направляется по каналу рециркуляции дозвукового потока 19 в теплообменник 20. Сверхзвуковой поток на выходе из трубы Леонтьева, более нагретый и с более высоким давлением поступает и расширяется в турбине 8, вращают вал 6 двигателя и выкидывается в атмосферу. Таким образом, использование теплоты дозвукового потока в теплообменнике 20 позволит сократить расход топлива и повысить экономичность двигателя, т.к. для современных газовых турбин одним из главных факторов, влияющих на экономичность газотурбинных установок является непрерывное повышение температуры газа перед турбиной (см. Тепловая защита лопаток турбин / Б.М. Галицейский, В.Д. Совершенный, В.Ф. Формалев, М.С. Черный; Под ред. Б.М. Галицейского. - М.: Изд. МАИ, 1996. С. 5).

Похожие патенты RU2629304C2

название год авторы номер документа
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ПАРОВЫМИ ФОРСУНКАМИ 2015
  • Ковальногов Владислав Николаевич
  • Федоров Руслан Владимирович
  • Генералов Дмитрий Александрович
  • Золотов Александр Николаевич
  • Корнилова Мария Игоревна
RU2629305C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2014
  • Генералов Дмитрий Александрович
  • Ковальногов Владислав Николаевич
  • Школин Евгений Владимирович
RU2557793C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2016
  • Ковальногов Владислав Николаевич
  • Федоров Руслан Владимирович
  • Генералов Дмитрий Александрович
  • Чукалин Андрей Валентинович
  • Хахалева Лариса Валерьевна
RU2629309C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2006
  • Весенгириев Михаил Иванович
RU2324831C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2005
  • Весенгириев Михаил Иванович
RU2280184C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2005
  • Весенгириев Михаил Иванович
RU2280183C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2005
  • Весенгириев Михаил Иванович
RU2280182C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2006
  • Весенгириев Михаил Иванович
RU2327888C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2006
  • Весенгириев Михаил Иванович
RU2312246C1
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ГИПЕРЗВУКОВОГО САМОЛЕТА 2015
  • Болотин Николай Борисович
RU2591361C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 629 304 C2

Реферат патента 2017 года ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ВНЕШНИМ ТЕПЛООБМЕННИКОМ

Газотурбинный двигатель с внешним теплообменником содержит корпус и герметизирующую вход в корпус крышку, компрессор, камеру сгорания, систему подачи электролита через форсунку с кавитатором, воспламеняющее устройство, турбину и электролизер. Герметизирующая вход в корпус крышка выполнена с возможностью регулируемого забора воздуха в двигатель. Система подачи электролита выполнена с возможностью подачи электролита через форсунку с кавитатором в поток забираемого в двигатель воздуха и с возможностью подачи топлива в камеру сгорания. Электролизер выполнен в виде кавитатора с центральным телом путем подводки постоянного электрического тока от источника питания к элементам кавитатора и установлен в обособленном корпусе, герметично соединенном с камерой сгорания, с возможностью подачи газовой смеси под давлением за компрессором через этот электролизер-кавитатор с центральным телом в камеру сгорания, трубу Леонтьева для разделения потока газа из камеры сгорания на дозвуковую и сверхзвуковую составляющие, канал рециркуляции дозвукового потока. Канал рециркуляции дозвукового потока соединен с теплообменником. Изобретение направлено на сокращение расхода топлива и повышение экономичности двигателя. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 629 304 C2

Газотурбинный двигатель с внешним теплообменником, содержащий корпус и герметизирующую вход в корпус крышку, компрессор, камеру сгорания, систему подачи электролита через форсунку с кавитатором, воспламеняющее устройство, турбину и электролизер, герметизирующая вход в корпус крышка выполнена с возможностью регулируемого забора воздуха в двигатель, система подачи электролита выполнена с возможностью подачи электролита через форсунку с кавитатором в поток забираемого в двигатель воздуха и с возможностью подачи топлива в камеру сгорания, электролизер при этом выполнен в виде кавитатора с центральным телом путем подводки постоянного электрического тока от источника питания к элементам кавитатора и установлен в обособленном корпусе, герметично соединенном с камерой сгорания, с возможностью подачи газовой смеси под давлением за компрессором через этот электролизер-кавитатор с центральным телом в камеру сгорания, трубу Леонтьева для разделения потока газа из камеры сгорания на дозвуковую и сверхзвуковую составляющие, канал рециркуляции дозвукового потока, отличающийся тем, что канал рециркуляции дозвукового потока соединен с теплообменником.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2629304C2

ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2014
  • Генералов Дмитрий Александрович
  • Ковальногов Владислав Николаевич
  • Школин Евгений Владимирович
RU2557793C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2006
  • Весенгириев Михаил Иванович
RU2324831C1
СВЕРХЗВУКОВАЯ ТРУБА ТЕМПЕРАТУРНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ 2007
  • Ковальногов Николай Николаевич
  • Магазинник Лев Максимович
  • Федоров Руслан Владимирович
RU2334178C1
СПОСОБ ТЕМПЕРАТУРНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ ГАЗА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ТРУБА ЛЕОНТЬЕВА) 1996
  • Леонтьев А.И.
RU2106581C1
СПОСОБ БЕСПОДОГРЕВНОГО РЕДУЦИРОВАНИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Чижиков Ю.В.
  • Визель Я.М.
RU2163323C1
СТЕНД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОЧИХ ПАРАМЕТРОВ И РЕЖИМОВ РАБОТЫ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН 0
  • В. И. Баловнев, А. Н. Зеленин, М. А. Бармаш, В. Я. Дворковой, Э. А. Кравцов, Г. Усков, Р. В. Губайдулин, В. Ф. Кутасевич
  • С. О. Брайловский Московский Автомобильно Дорожный Институт
SU248309A1

RU 2 629 304 C2

Авторы

Ковальногов Владислав Николаевич

Федоров Руслан Владимирович

Генералов Дмитрий Александрович

Золотов Александр Николаевич

Корнилова Мария Игоревна

Даты

2017-08-28Публикация

2015-12-22Подача