ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С СЕКТОРАМИ ДЕФЛЕКТОРА НА СРЕЗЕ СОПЛА Российский патент 2017 года по МПК F02K9/97 F02K9/80 

Описание патента на изобретение RU2631370C1

Изобретение относится к ракетным двигателям, в которых для управления вектором тяги в полете используются различные органы управления, расположенные у среза сопла или внутри него.

Известно, что на заре развития жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) в немецкой ракете ФАУ-2 для управления вектором тяги использовались газовые рули, выполненные из графита и расположенные на срезе сопла. При повороте этих рулей вокруг оси с увеличением площади натекания создается боковое усилие. Развитие ракетной техники потребовало создания более надежных и эффективных органов управления вектором тяги.

Известны газовые рули по патенту США №3251555 и по книге «Конструкция ракетных двигателей на твердом топливе» под общей редакцией Л.Н. Лаврова. – М.: Машиностроение, 1993, стр. 145, которые расположены в полости истекающей струи.

Недостатком является условие работы этих газовых рулей:

- тепловые и эрозионные воздействия высокотемпературного газового потока в течение всего времени работы двигателя;

- наличие механических нагрузок от сверхзвукового потока в течение всего времени работы двигателя.

Известен газовый руль ракетного двигателя, выбранный за прототип, содержащий перо, тарель с цилиндрическим выступом, вал, хвостовик которого с помощью кольцевой выточки через посредство разжимного кольца насажен на выступ тарели. В этой конструкции тарель и перо выполнены из разных деталей (патент России №2251013 F02К 9/80, 2003).

Недостатком данной конструкции является:

- низкая надежность органов управления, так как они все время находятся в высокотемпературном газовом потоке, что приводит к их эрозии и быстрому выгоранию;

- нахождение газовых рулей все время в потоке сопровождается наличием их лобового сопротивления, что снижает удельные энергетические характеристики;

- невозможность получения большой величины бокового управляющего усилия из-за небольшой рабочей поверхности органов управления;

- значительные усилия на рулевых органах.

Предлагаемое изобретение устраняет указанные недостатки прототипа и решает техническую задачу повышения эффективности, ресурса работы и получения большей величины бокового управляющего усилия и уменьшения усилия на рулевых органах.

Поставленная техническая задача решается тем, что в ЖРД, содержащем камеру с охлаждаемой сверхзвуковой частью сопла, рулевые агрегаты и раму, на наружной поверхности охлаждаемой сверхзвуковой части сопла в районе среза выполнено четыре сектора со сферической наружной поверхностью с центром, расположенным на оси камеры, и боковыми стенками, соединяющими сферические поверхности секторов, с наружной поверхностью охлаждаемой сверхзвуковой частью сопла, на которые установлены части дефлектора, выполненные из углерод-углеродного композиционного материала (УУКМ), наружные и внутренние поверхности которого, эквидистантные наружной поверхности секторов, закреплены к сферическим секторам с помощью фасонных кронштейнов, расположенных по бокам частей дефлектора и имеющих эквидистантные внутренние поверхности относительно наружных поверхностей дефлектора, имеющих зазор между собой для крепления кронштейна, расположенного на наружной поверхности частей дефлектора, при этом все эквидистантные поверхности сферических секторов, частей дефлектора и кронштейнов имеют графитовое покрытие.

Такое исполнение ЖРД позволяет реализовать следующие процессы:

- когда не требуется боковое управляющее усилие, сектора дефлектора находятся в исходном положении и не обтекаются газовым потоком;

- при необходимости получения бокового усилия в определенной плоскости подается команда на соответствующие рулевые агрегаты. Рулевым агрегатом сектор дефлектора погружается в газовый поток.

Боковое управляющее усилие будет реализовываться из двух составляющих: усилия от распределения давления на поверхности дефлектора и усилия от повышения давления в зоне сопла перед дефлектором.

При погружении дефлектора в газовую струю боковое усилие будет реализовываться не только за счет повышения давления на поверхности дефлектора, но также и за счет повышения давления в отрывной зоне на сопловой части перед сектором дефлектора. Причем повышение давления на сопловой части перед сектором дефлектора вносит существенную составляющую в получение бокового управляющего усилия и позволяет значительно уменьшить усилия на рулевом агрегате. За счет этого реализуется эффективное боковое усилие при уменьшенном усилии на рулевом агрегате и уменьшенных осевых потерях импульса тяги.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется схемами, показанными на фиг. 1, 2, 3.

ЖРД (фиг. 1) содержит камеру 1 с охлаждаемой сверхзвуковой частью сопла, сферические сектора 2, боковые стенки 3, части дефлектора 4, кронштейны 5, проушины (кронштейны) 6, рулевые агрегаты 7, раму двигателя 8.

На фиг. 2 показано расположение четырех частей дефлектора 4, фасонных кронштейнов 5, проушин (кронштейнов) 6, рулевых агрегатов 7

На фиг. 3 показана физическая картина получения бокового усилия. При погружении сектора дефлектора 4 в газовую струю на охлаждаемую сверхзвуковую часть сопла камеры 1 действует повышенное давление P1 за скачком уплотнения А перед сектором дефлектора 4, при этом на сектор дефлектора 4 действует давление Р2.

ЖРД с органами управления вектором тяги (частями дефлектора) работает следующим образом.

По команде «Запуск» ЖРД начинает работать по штатной циклограмме. Происходит подача компонентов топлива в камеру 1 и на их воспламенение, образуя внутри камеры газовую струю. При необходимости поворота на определенный угол от системы управления РН подается сигнал на соответствующие рулевые агрегаты 7, которые через проушину 6 поворачивают часть дефлектора 4 вокруг оси, расположенной на оси камеры 1. В результате погружения части дефлектора 4 в газовую струю на поверхности сектора дефлектора и охлаждаемой сверхзвуковой части сопла, примыкающей к сектору дефлектора, повышается статическое давление, которое существенно выше давления на противоположной части охлаждаемого сопла, в результате создается боковое управляющее усилие.

Таким образом, использование частей дефлектора со сферической поверхностью, выполненных из УУКМ и расположенных в районе среза сопла, позволяет получить большое управляющее усилие, уменьшение потерь в осевой тяге при получении бокового усилия, уменьшение усилия на рулевые агрегаты и повышение надежности работы и ресурса работы конструкции.

Похожие патенты RU2631370C1

название год авторы номер документа
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С НАСАДКОМ ИЗ УГЛЕРОД-УГЛЕРОДНОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА (УУКМ) 2017
  • Кафарена Павел Викторович
  • Хрисанфов Сергей Петрович
RU2657400C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДЕФЛЕКТОРОМ НА СРЕЗЕ СОПЛА 2015
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Кафарена Павел Викторович
  • Федоров Сергей Анатольевич
  • Хрисанфов Сергей Петрович
RU2579294C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДЕФЛЕКТОРОМ ВНУТРИ СОПЛА 2018
  • Кононенко Юлия Евгеньевна
  • Хрисанфов Сергей Петрович
RU2686367C1
ЖРД С ПЕРИФЕРИЙНЫМИ РУЛЯМИ НА СРЕЗЕ СОПЛА 2022
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Хрисанфов Сергей Петрович
RU2783307C1
КАМЕРА ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ЖРД) С ГАЗОДИНАМИЧЕСКИМ СПОСОБОМ УПРАВЛЕНИЯ ВЕКТОРОМ ТЯГИ И СОПЛОВЫМ НАСАДКОМ ИЗ УГЛЕРОД-УГЛЕРОДНОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА (УУКМ) 2022
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Космачёва Валентина Петровна
  • Хрисанфов Сергей Петрович
RU2786606C1
КАМЕРА ЖРД С РЕГУЛИРУЕМЫМ СОПЛОМ 2016
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Космачева Валентина Петровна
  • Кафарена Павел Викторович
  • Хрисанфов Сергей Петрович
RU2640903C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЕКТОРОМ ТЯГИ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Губертов Арнольд Михайлович
  • Миронов Вадим Всеволодович
  • Мосолов Сергей Владимирович
  • Ульянова Марина Викторовна
  • Давыденко Николай Андреевич
RU2594844C1
УЗЕЛ КАЧАНИЯ КАМЕРЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ЖРД) 2014
  • Кузнецов Александр Васильевич
  • Полянин Андрей Борисович
  • Скуратов Борис Иванович
  • Солдатов Дмитрий Валерьевич
RU2536738C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2008
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Черниченко Владимир Викторович
RU2391549C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2010
  • Вовчаренко Константин Иванович
  • Гольба Анатолий Викторович
  • Ефимочкин Александр Фролович
RU2451201C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 631 370 C1

Реферат патента 2017 года ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С СЕКТОРАМИ ДЕФЛЕКТОРА НА СРЕЗЕ СОПЛА

Изобретение относится к ракетным двигателям, в которых для управления вектором тяги в полете используются различные органы управления, расположенные у среза сопла или внутри него. ЖРД содержит камеру с охлаждаемой сверхзвуковой частью сопла, рулевые агрегаты и раму, на наружной поверхности охлаждаемой сверхзвуковой части сопла в районе среза выполнено четыре сектора со сферической наружной поверхностью с центром, расположенным на оси камеры, и боковыми стенками, соединяющими сферические поверхности секторов, с наружной поверхностью охлаждаемой сверхзвуковой частью сопла, на которые установлены части дефлектора, выполненные из углерод-углеродного композиционного материала (УУКМ), наружные и внутренние поверхности которого, эквидистантные наружной поверхности секторов, закреплены к сферическим секторам с помощью фасонных кронштейнов, расположенных по бокам частей дефлектора и имеющих эквидистантные внутренние поверхности относительно наружных поверхностей дефлектора, имеющих зазор между собой для крепления кронштейна, расположенного на наружной поверхности частей дефлектора, при этом все эквидистантные поверхности сферических секторов, частей дефлектора и кронштейнов имеют графитовое покрытие. Изобретение обеспечивает повышение эффективности, ресурса работы и получения большей величины бокового управляющего усилия и уменьшения усилия на рулевых органах. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 631 370 C1

ЖРД, содержащий камеру с охлаждаемой сверхзвуковой частью сопла, рулевые агрегаты и раму, отличающийся тем, что на наружной поверхности охлаждаемой сверхзвуковой части сопла в районе среза выполнено четыре сектора со сферической наружной поверхностью с центром, расположенным на оси камеры, и боковыми стенками, соединяющими сферические поверхности секторов, с наружной поверхностью охлаждаемой сверхзвуковой частью сопла, на которые установлены части дефлектора, выполненные из углерод-углеродного композиционного материала, наружные и внутренние поверхности которого, эквидистантные наружной поверхности секторов, закреплены к сферическим секторам с помощью фасонных кронштейнов, расположенных по бокам частей дефлектора и имеющих эквидистантные внутренние поверхности относительно наружных поверхностей дефлектора, имеющих зазор между собой для крепления кронштейна, расположенного на наружной поверхности частей дефлектора, при этом все эквидистантные поверхности сферических секторов, частей дефлектора и кронштейнов имеют графитовое покрытие.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2631370C1

ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДЕФЛЕКТОРОМ НА СРЕЗЕ СОПЛА 2015
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Кафарена Павел Викторович
  • Федоров Сергей Анатольевич
  • Хрисанфов Сергей Петрович
RU2579294C1
ГАЗОВЫЙ РУЛЬ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Кустов Ю.И.
  • Зарицкий В.И.
  • Макаревич Ю.Л.
RU2251013C2
US 5067316 A1, 26.11.1991
УСТРОЙСТВО МАССОВОЙ ПАМЯТИ И СИСТЕМА ХРАНЕНИЯ ДАННЫХ 2009
  • Куртийе Жан-Мари
  • Гилло Франсуа
RU2509349C2

RU 2 631 370 C1

Авторы

Кафарена Павел Викторович

Хрисанфов Сергей Петрович

Даты

2017-09-21Публикация

2016-05-04Подача