Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к почвообрабатывающим орудиям для поверхностной обработки почвы, например боронования.
Известно широкозахватное почвообрабатывающее орудие, содержащее прицепное устройство, соединенное с рамой, имеющей центральную часть, связанную с помощью шарнирных соединений с раздвижными боковыми частями, транспортные и опорные колеса и смонтированные на упомянутых частях рамы рабочие органы. Рама снабжена шарнирно установленной на ней подпружиненной стрелой, связанной тросом или тросами с раздвижными боковыми частями рамы посредством, по меньшей мере, одного компенсатора, обеспечивающего свободное возвратно-поступательное перемещение троса при изменении его длины, три этом компенсатор выполнен в виде, по меньшей мере, одного шкива, или ступенчатого шкива, или в виде полиспаста, а шарнирные соединения центральной и боковых частей рамы выполнены в виде карданных шарниров. Рама снабжена механизмом фиксации поворотной стрелы в рабочем положении, раздвижные боковые части рамы в транспортном положении снабжены жесткой соединительной стяжкой, а в рабочем положении снабжены ограничителями поворота раздвижных боковых частей рамы, опорные и транспортные колеса установлены с возможностью свободного поворота (патент на полезную модель RU №101311).
Недостатком данного широкозахватного почвообрабатывающего орудия являются сложная конструктивно тросовая система фиксации боковых частей рамы, удерживающая их в рабочем положении и обеспечивающая перевод из рабочего в транспортное положение и обратно с натяжением тросов в процессе перевода и движения, а также установка транспортных колес с возможностью свободно фиксировать их положение под небольшим углом 1°-3° существенно затрудняет перевод орудия из транспортного положения в рабочее и обратно.
Известен широкозахватный почвообрабатывающий агрегат, принятый за прототип, содержащий раму, выполненную из труб за одно целое с прицепным устройством, которая опирается в задней части на два пневматических колеса, на задней трубе рамы установлены подвижно средний поворотный брус, который фиксируется на ней посредством двух гидроцилиндров через кронштейны, закрепленные неподвижно на этом среднем поворотном брусе, на торцах среднего поворотного бруса через шарнирные соединения, выполненные в виде карданных шарниров, также торцами присоединены боковые поворотные брусья, на противоположных торцах которых установлены рабочие колеса, а на передних стенках смонтированы транспортные колеса, установленные под углом внутрь по направлению движения агрегата. Крайние концы боковых поворотных брусьев соединены растяжками, выполненными из металлических труб, с передней частью рамы. При этом растяжки состоят из 2-х частей: передних - коротких, которые одними концами крепятся неподвижно к раме, а на вторых концах смонтированы уловители и защелки, подвижность которых ограничивается пружинами, установленными на пальцах, соединяющих защелки с кронштейнами, смонтированными неподвижно на передних - коротких частях растяжек; и задних - длинных, у которых передние концы соединены подвижно с П-образными поводками, установленными подвижно на раме агрегата, их вторые концы подвижно закреплены на крайних концах боковых поворотных брусьев, внутренние концы защелок посредством тросиков через компенсационные пружины с ограничителями соединены со средним поворотным брусом. На среднем и боковых поворотных брусьях могут быть смонтированы неподвижно, посредством стяжных хомутов, сменные парные стойки, шаг расстановки которых соответствует ширине зубовых борон зигзаг, например БЗСС-1.0 и БЗТ-1.0, закрепленных на этих стойках посредством якорных цепей, регулируемых по длине. Причем задние концы борон зигзаг закреплены посредством одной цепи, смонтированной серединой на свободном конце сменных парных стоек, а передние - посредством 2-х цепей, концами которых сменные парные стойки крепятся к поворотным брусьям. При использовании сменных одиночных длинных стоек, которые соединены между собой распорками, образующими соответственно с поворотными средним и боковыми брусьями жесткие системы, на которых посредством якорных регулируемых по длине цепей присоединены в 2 ряда зубовые бороны зигзаг, например БЗММ-1.0 или БЗТ-1.0, которые могут быть расположены в шахматном порядке. В задних - длинных частях растяжек рядом с вертикальными осями соединения этих частей растяжек с П-образными поводками расположены горизонтальные оси (патент RU 2511945 С1).
Недостатком широкозахватного почвообрабатывающего агрегата является то, что перевод его с рабочими органами из транспортного положения в рабочее и обратно осуществляется за счет расположения транспортных колес под небольшим острым углом обычно в 1°-2° к боковым поворотным брусьям, на которых они установлены, а так как этот угол небольшой, то перевод осуществляется обычно при длинном пути перемещения агрегата по полю, что является недопустимым. Специальное обучение механизаторов хотя и дает некоторые положительные результаты, но это крайне неустойчиво, так как на это оказывает существенное влияние уклон поля, наличие неровностей на поверхности и т.д., которые каждый раз индивидуальны.
Целью изобретения является резкое уменьшение пути прохождения агрегата по полю при его переводе из транспортного положения в рабочее и обратно за счет значительного увеличения угла установки транспортных колес к боковым поворотным брусьям, на которых они установлены.
Поставленная цель достигается тем, что в известном широкозахватном почвообрабатывающем агрегате, содержащем раму с прицепным устройством, задней частью опирающуюся на пневматические колеса, средний поворотный брус, фиксируемый гидроцилиндрами к раме, на котором подвижно посредством карданных шарниров установлены боковые поворотные брусья с рабочими и транспортными колесами, П-образные поводки, растяжки, состоящие из 2-х частей, передних - коротких и задних - длинных, с пальцами, пружинами, уловителями и защелками, на поворотных брусьях смонтированы неподвижно сменные парные стойки или сменные одиночные длинные стойки с зубовыми боронами зигзаг, закрепленные якорными цепями, регулируемыми по длине. При этом транспортные колеса установлены на боковых поворотных брусьях посредством кронштейнов, состоящих из неподвижных частей - корпусов и смонтированных в них подвижно стоек, на которых установлены оси ступиц транспортных колес, стойки транспортных колес в корпусах фиксируются съемными стопорными пальцами, устанавливаемыми в совмещенные отверстия кронштейнов, закрепленных неподвижно - одних на корпусах, вторых на подвижных стойках, а изменение угла установки транспортных колес к боковым поворотным брусьям осуществляется ступенчато от 0 до 45° съемным рычагом, который для поворота надевается на пальцы, неподвижно смонтированные на подвижных стойках.
Указанные отличия являются существенными, так как введение в конструкцию транспортных колес кронштейнов, в которых стойки установлены подвижно с возможностью их поворота посредством съемного рычага под разными углами и фиксацией их стопорными пальцами под требуемыми углами, позволяет резко сократить путь перемещения агрегата по полю при его переводе из транспортного положения в рабочее и обратно, а при транспортировке обеспечить параллельное положение боковых поворотных брусьев без их сближения по концам и упростить труд механизаторов.
Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг. 1 и 2 изображен широкозахватный почвообрабатывающий агрегат с установленными на нем в один ряд зубовыми боронами зигзаг (например БЗСС-1.0 или БЗТ-1.0) в рабочем и в транспортном положениях соответственно. А на фиг. 3 и 4 - широкозахватный почвообрабатывающий агрегат с установленными на нем зубовыми боронами зигзаг в два ряда в рабочем и транспортном положениях соответственно. На фиг. 5 показан фрагмент агрегата в зоне соединения частей растяжек защелкой, на фиг. 6 показано транспортное колесо с механизмом изменения угла установки транспортных колес.
Широкозахватный почвообрабатывающий агрегат состоит из рамы 1, совмещенной с прицепом 2, опирающейся в задней части на два пневматических колеса 3, на заднем брусе 4 рамы 1 подвижно смонтирован средний поворотный брус 5, подвижность которого фиксируется гидроцилиндрами 6, на торцах среднего поворотного бруса 5 размещены шарниры 7, выполненные в виде карданных шарниров, на которых установлены боковые поворотные брусья 8, на крайних концах которых смонтированы транспортные колеса 9, а на торцах - рабочие колеса 10. Концы боковых поворотных брусьев 8 соединены растяжками 11 с передней частью рамы 1, при этом растяжки 11 выполнены из 2-х частей: передних - коротких 12, которые одними концами соединены с рамой 1, а на вторых установлены уловители 13 и защелки 14, подвижность которых ограничивается пружинами 15, установленными на пальцах 16, закрепленных на кронштейнах 17, смонтированных на передних - коротких 12 частях растяжек 11 и задних - длинных 18, которые впереди соединены с П-образными поводками 19, которые вторыми концами подвижно установлены на раме 1, а сзади закреплены подвижно на боковых поворотных брусьях 8. На среднем поворотном 5 и боковых поворотных 8 брусьях установлены сменные парные стойки 20, на которых посредством якорных цепей 21, регулируемых по длине, крепятся бороны зигзаг 22. В транспортном положении крайние концы боковых поворотных брусьев 8 соединяются ограничительным тросом 23. Устройство широкозахватных почвообрабатывающих агрегатов, показанных на фиг. 3 и 4, аналогично вышеописанным, за исключением того, что сменные парные стойки 20 заменены сменными одиночными длинными стойками 24, которые соединены между собой распорками 25, образующими соответственно с поворотным средним 5 и боковыми 8 брусьями жесткие системы, на которых посредством якорных регулируемых по длине цепей 21 установлены зубовые бороны зигзаг, например БЗСС01.0 или БЗТ-1.0, в два ряда, которые могут быть установлены в шахматном порядке. Внутренние концы защелок 13 соединены посредством тросиков 26 через компенсационные пружины 27, ход которых ограничивается упорами 28 со средним поворотным брусом 5. Транспортные колеса 9 на боковых поворотных брусьях 8 смонтированы посредством кронштейнов 29, состоящих из неподвижных частей - корпусов 30 и установленных в них подвижно стоек 31, на которых смонтированы оси 32 со ступицами 33 транспортных колес 9, на корпусах 30 и подвижных стойках 31 закреплены неподвижно соответственно кронштейны с отверстиями 34 и 35, в отверстия которых при их совмещении вставляются стопорные пальцы 36, которые фиксируются упругими шплинтами 37, в нижних частях подвижных стоек 31 установлены пальцы 38, на которые при изменении угла установки транспортных колес 9 устанавливаются съемные поворотные рычаги 39.
Широкозахватный почвообрабатывающий агрегат работает следующим образом. Перед началом работы агрегат с трактором устанавливают на краю поля и переводят из транспортного положения в рабочее, для этого снимают задний ограничительный трос 23, затем снимают съемный поворотный рычаг 39 с задней - длинной растяжки 18, устанавливают его на палец 38, после этого вытаскивают упругий шплинт 37, освобождая тем самым стопорный палец 36, после чего вынимают его, освободив при этом кронштейны с отверстиями 34 и 35, затем съемным поворотным рычагом 39 поворачивают подвижные стойки 31 транспортных колес 9 на необходимый угол (до 45°) до соответствующего совмещения отверстий кронштейнов с отверстиями 34 и 35, вставляют в них стопорный палец 36, который фиксируют упругим шплинтом 37, аналогично поворачивают и устанавливают второе транспортное колесо 9. После чего съемный поворотный рычаг 39 устанавливают на одну из задних - длинных растяжек 18. Затем начинают движение агрегата назад, так как транспортные колеса 9 повернуты на большие углы, то боковые поворотные брусья 8 с боронами зигзаг 22 практически без холостого движения по полю быстро развернутся по фронту до прямой линии, затем снимают пальцы-фиксаторы (на фиг. не показано), освобождая тем самым средний поворотный брус 5 с боронами зигзаг 22 от рамы 1, после этого подают масло гидросистемой трактора в гидроцилиндры 6 агрегата, которые поворачивают средний 5 и боковые поворотные брусья 8 до горизонтального положения сменных парных стоек 20 или сменных одиночных длинных стоек 24, при этом бороны зигзаг 22 опускаются на почву, и агрегат готов к работе. Включают необходимую передачу трактора и начинают движение.
В процессе работы при выполнении технологических поворотов и разворотов бороны зигзаг 22 для предотвращения перегрузов в конструкции агрегата, а также образования на местах поворотов и разворотов сгруживания почвы, приподнимают на высоту, при которой они не касаются почвы. Для этого подают масло в гидроцилиндры 6, которые поворачивают средний 5 и боковые 8 поворотные брусья на некоторый угол, при этом средний поворотный брус 5 через тросики 26 сжимают компенсационные пружины 27, ход которых ограничиваются упорами 28, вмонтированными в эти компенсационные пружины 27. Эта же процедура проводится в случаях, когда бороны зигзаг забиваются пожнивными остатками и их приподнимают для очистки.
После окончания работ для дальнейшей транспортировки агрегата на новое обрабатываемое поле или на хранение на машинный двор его переводят в транспортное положение, для этого агрегат останавливают, включают гидросистему трактора, подающую масло в гидроцилиндры 6 агрегата, поворачивающие средний 5 и боковые 8 поворотные брусья, опора которых при этом переходит с рабочих колес 10 на транспортные колеса 9 с одновременным подъемом борон зигзаг 22 до вертикального положения сменных парных стоек 20 или сменных одиночных длинных стоек 24, затем устанавливают фиксирующие пальцы (не показано), соединяющие средний поворотный брус 5 с рамой 1, после чего начинают движение агрегата вперед до параллельного расположения боковых поворотных брусьев 8 с боронами зигзаг 22, затем концы боковых поворотных брусьев 8 соединяют транспортным ограничительным тросом 23. Снимают съемный поворотный рычаг 39 с задней - длинной растяжки 18, устанавливают его на палец 38 одного из транспортных колес 9, затем снимают упругий шплинт 37, освободив тем самым стопорный палец 36, используя съемный поворотный рычаг 39 вытаскивают его из совмещенных отверстий, кронштейнов с отверстиями 34 и 35, тем самым освободив их от взаимной фиксации, после чего съемным поворотным рычагом 39 поворачивают стойку 31 до установки транспортного колеса 9 в положение, при котором их плоскости будут параллельны поворотным боковым брусьям 8. Затем, также используя съемный поворотный рычаг 39, совмещают соответствующие близкие отверстия кронштейнов с отверстиями 34 и 35, вставляют в них стопорный палец 36, который фиксируют упругим шплинтом 37, аналогично переводят в транспортное положение транспортное колесо 9 на 2-м поворотном боковом брусе 8. После чего съемный рычаг 39 устанавливают обратно на заднюю - длинную растяжку 18. Широкозахватный почвообрабатывающий агрегат готов к транспортировке.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШИРОКОЗАХВАТНЫЙ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ АГРЕГАТ | 2015 |
|
RU2603041C1 |
ШИРОКОЗАХВАТНЫЙ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ АГРЕГАТ | 2012 |
|
RU2511945C1 |
ШИРОКОЗАХВАТНЫЙ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ СКЛАДЫВАЮЩИЙСЯ МОДУЛЬ | 2016 |
|
RU2621021C1 |
ШИРОКОЗАХВАТНЫЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ АГРЕГАТ | 2014 |
|
RU2556147C1 |
ШИРОКОЗАХВАТНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ АГРЕГАТ | 2016 |
|
RU2613500C1 |
ШИРОКОЗАХВАТНАЯ ПРУЖИННАЯ БОРОНА | 2014 |
|
RU2546176C1 |
ШИРОКОЗАХВАТНАЯ ТЯЖЕЛАЯ ЗУБОПРУЖИННАЯ БОРОНА | 2012 |
|
RU2488986C1 |
ШИРОКОЗАХВАТНЫЙ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ АГРЕГАТ | 2016 |
|
RU2630458C1 |
ШИРОКОЗАХВАТНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ АГРЕГАТ | 2015 |
|
RU2603032C1 |
ШИРОКОЗАХВАТНЫЙ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ АГРЕГАТ | 2015 |
|
RU2581532C1 |
Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к почвообрабатывающим орудиям для поверхностной обработки почвы, например боронования. Агрегат включает раму с прицепным устройством, задней частью опирающуюся на пневматические колеса и средний поворотный брус, фиксируемый гидроцилиндрами к раме. На брусе подвижно посредством карданных шарниров установлены боковые поворотные брусья с рабочими и транспортными колесами, П-образные поводки, растяжки, состоящие из 2-х частей: передних - коротких и задних – длинных, с пальцами, пружинами, уловителями и защелками. На поворотных брусьях смонтированы неподвижно сменные парные стойки или сменные одиночные длинные стойки с зубовыми боронами зигзаг. Бороны закреплены якорными цепями, регулируемыми по длине. Транспортные колеса установлены на боковых поворотных брусьях посредством кронштейнов (29). Кронштейны (29) состоят из неподвижных частей – корпусов (30) и смонтированных в них подвижно стоек (31), на которых установлены оси (32) ступиц (33) транспортных колес. Стойки транспортных колес в корпусах (30) фиксируются съемными стопорными пальцами (38), устанавливаемыми в совмещенные отверстия (34 и 36) кронштейнов (29). Кронштейны (29) закреплены неподвижно: одни на корпусах (30), вторые - на подвижных стойках (31). Изменение угла установки транспортных колес к боковым поворотным брусьям осуществляется ступенчато от 0° до 45° съемным рычагом (39), который для поворота надевается на пальцы (38), неподвижно смонтированные на подвижных стойках. Обеспечивается сокращение пути перемещения агрегата по полю при его переводе из транспортного положения в рабочее и обратно. 8 ил.
Широкозахватный почвообрабатывающий агрегат, включающий раму с прицепным устройством, задней частью опирающуюся на пневматические колеса, средний поворотный брус, фиксируемый гидроцилиндрами к раме, на котором подвижно посредством карданных шарниров установлены боковые поворотные брусья с рабочими и транспортными колесами, П-образные поводки, растяжки, состоящие из 2-х частей: передних - коротких и задних – длинных, с пальцами, пружинами, уловителями и защелками, на поворотных брусьях смонтированы неподвижно сменные парные стойки или сменные одиночные длинные стойки с зубовыми боронами зигзаг, закрепленные якорными цепями, регулируемыми по длине, отличающийся тем, что транспортные колеса установлены на боковых поворотных брусьях посредством кронштейнов, состоящих из неподвижных частей - корпусов и смонтированных в них подвижно стоек, на которых установлены оси ступиц транспортных колес, стойки транспортных колес в корпусах фиксируются съемными стопорными пальцами, устанавливаемыми в совмещенные отверстия кронштейнов, закрепленных неподвижно: одни - на корпусах, вторые - на подвижных стойках, а изменение угла установки транспортных колес к боковым поворотным брусьям осуществляется ступенчато от 0 до 45° съемным рычагом, который для поворота надевается на пальцы, неподвижно смонтированные на подвижных стойках.
ШИРОКОЗАХВАТНЫЙ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ АГРЕГАТ | 2012 |
|
RU2511945C1 |
Оправка для станов холодной прокатки труб | 1959 |
|
SU130472A1 |
Транспортное средство сельскохозяйственного назначения | 1980 |
|
SU898972A1 |
Способ ультразвукового исследования предблоковой части верхней косой мышцы глаза | 2023 |
|
RU2809455C1 |
US 2008011496 A1, 17.01.2008. |
Авторы
Даты
2017-10-03—Публикация
2016-12-14—Подача