Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к дорожно-строительным материалам, а именно к модифицирующей композиции для асфальтобетонной смеси, и может быть использовано при устройстве покрытий автомобильных дорог, мостов, аэродромов и гидротехнических сооружений.
Уровень техники
В условиях происходящего за последние годы резкого увеличения автотранспортных, климатических и техногенных нагрузок наблюдается исчерпание возможностей окисленных битумов, как вяжущих материалов, которые традиционно и наиболее широко используются в составе асфальтобетонов для дорожных покрытий.
Обычно дорожные битумы имеют интервал пластичности, как правило, не выше 60-65°C, что явно недостаточно для устройства верхних слоев покрытий в климатических условиях большинства регионов России. Кроме того, у вязких дорожных битумов практически отсутствуют упругие свойства, от которых зависит устойчивость композиционных материалов, каковым является асфальтобетон, к разрушению под действием циклической нагрузки. Поэтому битумные вяжущие принципиально требуют модификации и улучшения физико-механических свойств, поскольку по самой своей природе не могут обеспечить необходимую стойкость асфальтобетонных покрытий дорог в условиях увеличивающихся транспортных нагрузок.
Наиболее устойчивы к старению и стабильны во времени битумы, получаемые по прямогонным вакуумным технологиям при невысоких температурах. В России, в силу сложившихся обстоятельств, широко развилась технология получения битумов по методу барботажного окисления (окислительного дегидрирования). У таких «выжатых» окисленных битумов сильно уменьшена стабильность свойств и устойчивость к старению. Уменьшается устойчивость к воздействию воды, снижаются адгезионные свойства. Поэтому важнейшей задачей модификации таких битумов становится исправление не только физико-механических, но и химических свойств.
Одним из важнейших направлений повышения долговечности и качества таких материалов стало введение в их состав различного рода добавок, позволяющих улучшить присущие битумам свойства и модифицировать их в необходимом для практики направлении. Наиболее распространенным способом улучшения пластоэластических свойств битумных материалов в настоящее время является их модификация с помощью каучуков и термоэластопластов (блоксополимеров стирольного ряда, в основном СБС-типа). Повышение качества и долговечности дорожных вяжущих материалов, герметиков и мастик, применяемых для строительства и ремонта автомобильных мостов и аэродромных покрытий, гидроизоляции сооружений и транспортных конструкций, защиты подземных стальных трубопроводов и металлоконструкций, а также при проведении кровельных работ, является одним из наиболее эффективных путей продления сроков службы объектов и сокращения затрат материальных, энергетических и трудовых ресурсов на их ремонт и содержание.
Особенно актуальным является использование модифицированных битумных материалов повышенного качества при строительстве и ремонте дорог с асфальтобетонными покрытиями в районах с суровым континентальным климатом и низкими зимними температурами. Наибольшими потенциальными возможностями для улучшения свойств битумных вяжущих обладает крошка из резин общего назначения, в том числе шинная.
Резина, по сравнению с каучуками, намного более устойчива к окислительному воздействию кислорода воздуха. Она отличается высокой устойчивостью к воде и солевым растворам. Кроме того, важной особенностью резиновой крошки, особенно шинной, является присутствие в ее составе специальных химических веществ - антиоксидантов и антистарителей. Их присутствие сможет обеспечить повышение устойчивости вяжущего материала к окислительной деградации в условиях эксплуатации. Замедлит процессы старения при эксплуатационных температурах и в условиях нагрева до высокой технологической температуры. Получаемые резиновые порошки, удовлетворяющие приведенным выше показателям, достаточно быстро диспергируются в битуме, вводимом в асфальтобетонную смесь, и не приводят к увеличению времени изготовления этих смесей. Кроме того, подобные резиновые порошки, их принято называть активными, сохраняют основные физико-химические свойства шинных резин, что обеспечивает им способность соединения на молекулярном уровне с нефтяными битумами.
Известна модифицирующая композиция (RU 2377262, 27.12.2009), включающая активный резиновый порошок с высокой удельной поверхностью, полученный термомеханическим измельчением, с размером частиц не более 0,8 мм, в присутствии антиагломератора, например галогенсодержащего спирта-теломера, наполнитель - метасиликат игольчатой структуры, инициатор гелеобразования и структурирующий агент.
Наиболее близкой к заявляемой является модифицирующая композиция по RU 2458083, 10.08.2012, на основе активного резинового порошка, включающая наполнитель - молотую слюду или смесь молотой слюды и диатомита, например, мусковит или флогопит адгезив, выбранный из фенольноформальдегидных смол (смола 101 к, Яркопол 100, Яркопол ПО, ФЛ-326), и структурирующую добавку, выбранную из ФР-12, СФ-280, октофор 10S, резорцинформальдегидной смолы. Использование указанных модифицирующих композиций приводит к улучшению многих эксплуатационных показателей, например морозостойкости, стойкости к циклическим нагрузкам, что способствует увеличению срока их эксплуатации. Однако асфальтобетон с использованием указанных модифицирующих композиций имеет не достаточную величину водостойкости при длительном водонасыщении, сцепления при сдвиге, что не благоприятно сказывается на сдвигоустойчивости покрытия и увеличивает возможность колееобразования.
Асфальтобетонное покрытие летом в жаркую погоду может нагреваться до температуры более +70°C. Поэтому нижний предел водонасыщения, как правило, ограничивает количество вяжущего в асфальтобетонной смеси с той целью, чтобы была обеспечена требуемая сдвигоустойчивость при повышенных летних температурах (недостаточная сдвигоустойчивость приводит к появлению таких деформаций на покрытии дорог, как колея).
Раскрытие сущности изобретения
Целью настоящего изобретения является получение модифицирующей композиции для различных типов асфальтобетонных смесей, вводимой непосредственно при изготовлении смеси и повышающей эксплуатационные характеристики асфальтобетонов, а именно увеличение температурного интервала эксплуатации 76-82°C, снижение колееобразования, трещинообразования и увеличение водостойкости, что в свою очередь обеспечивает решение проблемы утилизации использованных автомобильных покрышек, долговечность дорожных покрытий, увеличение межремонтных сроков эксплуатации автодорог, экономию бюджетных средств, выделяемых на текущее обслуживание и капитальный ремонт дорожных покрытий.
Технический результат, достигаемый использованием заявленного изобретения, заключается в повышении прочностных и деформационных характеристик асфальтобетона при высоких температурах, увеличении пределов прочности при сжатии при 20°C и 50°C, сдвигоустойчивости по сцеплению, увеличении температурного интервала до 82°C, уменьшении колееобразования, коэффициента длительной водостойкости.
Указанный технический результат достигается применением модифицирующей композиции для асфальтобетонной смеси на основе активного резинового порошка, включающей наполнитель - молотую слюду и диатомит, адгезив и структурирующий агент и кубовый остаток полифторированных спиртов-теломеров, при следующем соотношении компонентов, мас. %:
В качестве активного резинового порошка используют резиновый порошок - продукт переработки шин и/или резинотехнических изделий, полученный термомеханическим измельчением, или резиновый порошок, химически активированный нефтяным маслом, или их смесь с размером частиц не более 1 мм.
В качестве структурирующего агента используют дисульфидалкилфенолформальдегидную смолу, предпочтительно ФР-12, СФ-280, октофор 10S, резорцинформальдегидную смолу.
В качестве адгезива используют фенольноформальдегидную смолу, предпочтительно смолу 101 к, Яркопол 100, Яркопол 110, ФЛ-326.
В качестве молотой слюды используют мусковит или флогопит с размером частиц не более 0,63 мм и диатомит с размером частиц не более 0,3 мм.
Фторорганическая добавка в виде кубового остатка полифторированных спиртов-теломеров (КОСТ), ТУ-6-02-884-79, оказывает неожиданное действие на свойства асфальтобетонной смеси и обеспечивает в сравнении с известным аналогом высокую гидрофобность и, соответственно, пониженное водопоглощение.
Для улучшения свойств асфальтобетонных смесей и получаемых на их основе дорожных покрытий достаточно введения от 0,3 до 0,7 мас. % модифицирующей композиции от массы минеральной составляющей асфальтобетонной смеси в зависимости от типа смеси. В то время как известные модифицирующие композиции вводятся в количестве более 1,0 мас. % от массы минеральной составляющей асфальтобетонной смеси.
Дополнительно модифицирующая композиция может содержать от 0,3 до 1,0 мас. % вспенивающего агента (порообразователя), который способствует быстрому перемешиванию модификатора с битумом. Модифицирующую композицию вводят в асфальтобетонную смесь после ввода битума согласно действующим технологиям. Вспенивающий агент, как правило, выбирается из известных агентов, таких как азодикарбонамидов и азоизобутилонитрилов. В частности, используются вспенивающие агенты с температурой разложения 140-160°С.
Дополнительно модифицирующая добавка может содержать от 0,3 до 1,0 мас. % антиоксиданта для повышения сопротивления смесей многократным деформациям. Антиоксидант выбирают, как правило, из нафтанов, ацетонанилов, анилинонафталинов. В частности, используются нафтаны, предпочтительно нафтам-2 (неозон Д) и параоксинеозон.
Осуществление изобретения
Для исследования свойств щебеночно-мастичного асфальтобетона готовили следующий состав с использованием модифицирующей добавки на основе резинового порошка:
Модифицирующую композицию вводят в асфальтобетонную смесь после ввода битума согласно действующим технологиям. Результаты испытаний асфальтобетона ЩМА-15 при содержании модифицирующей добавки на основе резинового порошка приведены в таблице 1.
Результаты исследования свойств щебеночно-мастичного асфальтобетона показывают, что применение модифицирующей добавки на основе резинового порошка в исходный состав ЩМА-15 в количестве 0,5 мас. % сверх 100% минеральной части приводит к существенному улучшению свойств щебеночно-мастичного асфальтобетона: увеличивается предел прочности при сжатии при 50°С до 1,62 МПа; увеличивается сдвигоустойчивость по углу внутреннего трения до 0,95 и по сцеплению до 0,33 МПа.
Результаты испытаний асфальтобетона по прототипу и по изобретению при содержании модифицирующей композиции на основе резинового порошка 0,0, 0,3, 0,5 и 0,7 мас. % приведены в таблице 2.
Из таблицы 2 видно, что оптимальное содержание модификатора в асфальтобетоне - 0,5 мас. % сверх 100% минеральной части. Увеличились пределы прочности при сжатии при 50°С и сдвигоустойчивость по сцеплению. Температурный интервал увеличился с 76°С до 82°С (температуры, при которых асфальтобетон имеет предел прочности при сжатии 1,0 МПа - значение, нормируемое ГОСТ 9128).
Асфальтобетонное покрытие летом в жаркую погоду может нагреваться до температуры более +70°С. Поэтому нижний предел водонасыщения, как правило, ограничивает количество вяжущего в асфальтобетонной смеси с той целью, чтобы была обеспечена требуемая сдвигоустойчивость при повышенных летних температурах (недостаточная сдвигоустойчивость приводит к появлению таких деформаций на покрытии дорог, как колея). В то же время пониженное количество вяжущего в смеси приводит к низкой водостойкости, особенно при длительном водонасыщении, и, соответственно, к недостаточной коррозионной устойчивости асфальтобетона в покрытии автомобильных дорог. Асфальтобетон на основе изверженных горных пород имеет высокую величину средней плотности и очень низкое значение водонасыщения. Однако снижать количество вяжущего в смеси в данном случае нецелесообразно: показатели предела прочности при сжатии при 50°С и сдвигоустойчивости по сцеплению при 50°С значительно превышают требуемые ГОСТ 9128-2009.
Кроме того, применение модификатора на основе резинового порошка существенным образом увеличивает температурный (рабочий) интервал асфальтобетона.
Применение модифицирующей добавки на основе резинового порошка приводит к повышению прочностных и деформационных характеристик асфальтобетона при высоких температурах, к уменьшению величины колеи. Для асфальтобетона типа А увеличились пределы прочности при сжатии при 20°С на 4,8%; при 50°С - на 10,8%; сдвигоустойчивость по сцеплению на 13,3%. Повысился коэффициент длительной водостойкости с 0,88 до 0,93. Температурный интервал увеличился с 76°С до 82°С. Глубина колеи уменьшилась на 30,3%.
Для асфальтобетона ЩМА-15 увеличились пределы прочности при сжатии при 20°С на 19%; при 50°С - на 16,8%; сдвигоустойчивость по сцеплению на 13,2%. Глубина колеи уменьшилась на 6,8%.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МОДИФИЦИРУЮЩАЯ КОМПОЗИЦИЯ, СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ЕЕ В АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЯХ В РАЗЛИЧНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОНАХ | 2010 |
|
RU2458083C1 |
МОДИФИЦИРУЮЩАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ И СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОДИФИЦИРОВАННОЙ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ | 2008 |
|
RU2377262C1 |
Модификатор асфальтобетонной смеси и способ его получения | 2020 |
|
RU2748791C1 |
МОДИФИКАТОР АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ ГРАНУЛИРОВАННЫЙ | 2011 |
|
RU2472730C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2008 |
|
RU2381194C1 |
ПОЛИМЕРНЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МОДИФИКАТОР АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ И БИТУМНЫХ ВЯЖУЩИХ | 2023 |
|
RU2803598C1 |
Модифицирующая композиция для асфальтобетонных смесей | 2016 |
|
RU2656484C1 |
МОДИФИКАТОР АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ | 2009 |
|
RU2401817C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2012 |
|
RU2522497C1 |
Холодный способ получения щебеночно-мастичного асфальтобетона повышенной прочности для ремонта и устройства слоев дорожных покрытий | 2015 |
|
RU2612681C1 |
Изобретение относится к дорожно-строительным материалам, а именно к модифицирующей композиции для асфальтобетонной смеси, и может быть использовано при устройстве покрытий автомобильных дорог, мостов, аэродромов и гидротехнических сооружений. Модифицирующая композиция содержит активный резиновый порошок, наполнитель - смесь молотой слюды и диатомита, адгезив, структурирующий агент и кубовый остаток полифторированных спиртов-теломеров при следующем соотношении компонентов, мас.%: активный резиновый порошок - 60-75, молотая слюда - 15-25, диатомит - 2-9, адгезив - 1-3, структурирующий агент - 1-3, кубовый остаток - 0,5-1,5. Изобретение также относится к асфальтобетонной смеси, содержащей минеральные материалы, битум и модифицирующую композицию в количестве от 0,3 до 0,7 мас.% по отношению к общей массе минерального материала. Применение модифицирующей композиции приводит к улучшению физико-механических характеристик асфальтобетона. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 2 табл.
1. Модифицирующая композиция для асфальтобетонной смеси на основе активного резинового порошка, включающая наполнитель - смесь молотой слюды и диатомита, адгезив и структурирующий агент, отличающаяся тем, что дополнительно содержит кубовый остаток полифторированных спиртов-теломеров при следующем соотношении компонентов, мас.%:
2. Модифицирующая композиция по п.1, отличающаяся тем, что в качестве активного резинового порошка используют резиновый порошок - продукт переработки шин и/или резинотехнических изделий, полученный термомеханическим измельчением, или резиновый порошок, химически активированный нефтяным маслом, или их смесь с размером частиц не более 1 мм.
3. Модифицирующая композиция по п.1, отличающаяся тем, что в качестве молотой слюды используют мусковит или флогопит с размером частиц не более 0,63 мм и диатомит с размером частиц не более 0,3 мм.
4. Модифицирующая композиция по п.1, отличающаяся тем, что в качестве структурирующего агента используют дисульфидалкилфенолформальдегидную смолу, предпочтительно ФР-12, СФ-280, октофор 10S, резорцинформальдегидную смолу.
5. Модифицирующая композиция по п.1, отличающаяся тем, что в качестве адгезива используют фенольноформальдегидную смолу, предпочтительно смолу 101 к, Яркопол 100, Яркопол 110, ФЛ-326.
6. Модифицирующая композиция по п.1, отличающаяся тем, что дополнительно содержит вспенивающий агент, антиоксидант в количестве 0,3-1,0 мас.%.
7. Асфальтобетонная смесь, содержащая минеральные материалы и битум, отличающаяся тем, что содержит модифицирующую композицию по любому из пп.1-6 в количестве от 0,3 до 0,7 мас.% по отношению к общей массе минерального материала.
МОДИФИЦИРУЮЩАЯ КОМПОЗИЦИЯ, СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ЕЕ В АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЯХ В РАЗЛИЧНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОНАХ | 2010 |
|
RU2458083C1 |
МОДИФИЦИРУЮЩАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ И СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОДИФИЦИРОВАННОЙ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ | 2008 |
|
RU2377262C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМНОЙ КОМПОЗИЦИИ И БИТУМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1993 |
|
RU2162475C2 |
ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНАЯ АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ | 2011 |
|
RU2476397C2 |
US 5719215 A1, 17.02.1998 | |||
Г.А.БОНЧЕНКО, "Асфальтобетон | |||
Сдвигоустойчивость и технология модифицирования полимером", "Машиностроение", М., 1994, стр | |||
Приспособление для записи звуковых явлений на светочувствительной поверхности | 1919 |
|
SU101A1 |
Авторы
Даты
2017-10-09—Публикация
2016-12-28—Подача