Данное изобретение относится к области технического обслуживания совокупности устройств летательного аппарата. Точнее говоря, оно применяется к системам для централизованного технического обслуживания, которые собирают и систематизируют сообщения о неисправностях или аварийные сообщения, исходящие от различных устройств или функций, необходимых для полета летательного аппарата.
Летательный аппарат содержит большое количество механических, гидравлических, электрических или электронных устройств, различных видов, правильное функционирование которых в полете является важным. Чтобы улучшить степень достоверности, предоставляемую этими устройствами, каждое из них подвергается текущему контролю их правильного функционирования, заключающемуся в текущем контроле фундаментальных параметров и в автоматических или полуавтоматических тестированиях функционирования, сопровождаемых диагностированием неисправностей, которое может приводить к выдаче сообщений о неисправностях. Этот текущий контроль правильного функционирования, связанного с устройством, известен под названием функции BITE, выведенной из сокращения "оборудование встроенного контроля". Совокупность сообщений о неисправностях в общем группируется первоначально главной функцией летательного аппарата на компьютере, ответственном за эту функцию. Так обстоит дело, например, с текущим контролем неисправностей, связанных с автопилотом AP или с системой управления полетом FMS. Также дело обстоит с аварийными сообщениями, собираемыми в компьютере FWS ("системы аварийной сигнализации в полете"). Впоследствии так называемый компьютер централизованного технического обслуживания собирает и систематизирует сообщения о неисправностях и аварийные сообщения, исходящие от совокупности компьютеров летательного аппарата. К этому централизованному средству, известному под названием "центральный компьютер технического обслуживания", экипаж имеет доступ через интерфейс с клавиатурой и экраном в кабине экипажа летательного аппарата; оно также доступно для оператора во время операций по обслуживанию, выполняемых при нахождении летательного аппарата на земле.
Главная функция централизованного технического обслуживания состоит в том, чтобы выполнять, в режиме реального времени или в конце полета, диагностирование общего состояния летательного аппарата на основе сводной информации сообщений о неисправностях и аварийных сообщений, принимаемых от различных устройств летательного аппарата. Оно также выполняет другие функции, такие как сопоставление сообщений о неисправностях, принимаемых с сигналами тревоги, принимаемых на уровне приборной панели, проведение определенных тестирований на устройствах, предпринимаемых по запросу оператора, или составление отчетов, предназначенных для бригад наземного технического обслуживания. Эти отчеты о техническом обслуживании включают в себя журнал регистрации сообщений о неисправностях, выдаваемых различными устройствами летательного аппарата, и сигналов тревоги, предоставленных экипажу, так же как обобщенные результаты сообщений о неисправностях, выполненные как последнее средство. В более общем смысле они содержат всю информацию о рабочих состояниях устройств, облегчающую работу бригады наземного технического обслуживания.
Традиционно через свои функциональные возможности система для централизованного технического обслуживания соединена с несколькими десятками устройств или компьютеров, каждый из которых потенциально способен генерировать десятки или в действительности сотни сообщений о неисправностях.
Разработка и техническое обслуживание такой системы являются сложными и дорогостоящими, поскольку она зависит не только от технических требований устройств летательного аппарата, но также и от эксплуатационных традиций и процедур производителей летательных аппаратов и эксплуатантов. Функционирование строго придерживается характеристик системы самолета. Точная настройка является продолжительной и сложной из-за очень большого количества связанных устройств, подлежащих обработке (больше чем сотня компьютеров для летательного аппарата большой вместимости), и разнообразия протоколов. Проектирование такой системы имеет тенденцию многочисленных повторений разработки программного обеспечения, поскольку производитель авиационной техники стремится к завершенности в выражении своего требования, то есть к знанию поведения устройств эмпирически, до и после ввода в эксплуатацию.
Поэтому важно быть в состоянии модернизировать систему для централизованного технического обслуживания, например, для модифицирования интерфейса "человек-машина" (MMI), добавления параметров, добавления устройств или усовершенствования диагностирования, без какой-либо сертификационной деятельности по программному обеспечению. Это условие не выполняется системами для централизованного технического обслуживания предшествующего уровня техники, которые демонстрируют характерную особенность, состоящую в том, что разрабатываются, с учетом сертификационных ограничений, как монолитный последовательный код. Громоздкое исполнение и обоснования, выполняемые в конце цикла разработки летательного аппарата, необходимы для объединения в систему для централизованного технического обслуживания обновлений других подсистем летательного аппарата и их функций диагностирования. Регулярные обновления программного обеспечения должны быть организованы во время разработки и на последующем этапе коммерческой эксплуатации летательного аппарата.
Предложенное решение полагается на разделение системы для централизованного технического обслуживания на общее ядро программного обеспечения и параметры конфигурации, которые могут меняться со временем.
С этой целью изобретение направлено на систему для централизованного технического обслуживания, предназначенную для летательного аппарата, содержащего совокупность устройств, необходимых для полета и способных выдавать сообщения о неисправностях или аварийные сообщения, при этом упомянутая система технического обслуживания выполнена с возможностью устанавливать связь с этой совокупностью устройств. Система для централизованного технического обслуживания содержит ядро программного обеспечения, параметризуемое посредством базы данных параметров, причем упомянутое ядро программного обеспечения содержит по меньшей мере четыре элементарные ячейки:
- первую ячейку для сбора сообщений о неисправностях и аварийных сообщений, исходящих от совокупности устройств летательного аппарата,
- вторую ячейку для формулирования диагностирования при техническом обслуживании, определяемого посредством сообщений о неисправностях и аварийных сообщений,
- третью ячейку для формулирования и отображения отчета о техническом обслуживании для оператора технического обслуживания летательного аппарата, определяемого на основе диагностирования при техническом обслуживании,
- четвертую ячейку для установления связи между оператором технического обслуживания и совокупностью устройств летательного аппарата,
при этом каждая из ячеек содержит программный механизм (движок), параметризуемый базой данных параметров.
Предпочтительно первая ячейка для сбора сообщений о неисправностях и аварийных сообщений дополнительно содержит средство для широковещательной рассылки общих параметров для совокупности устройств, причем упомянутые общие параметры содержат по меньшей мере дату и время, номер рейса, аэропорт отправления и аэропорт назначения или серийный номер летательного аппарата.
Предпочтительно вторая ячейка для формулирования диагностирования при техническом обслуживании содержит средство для: фильтрации сообщений о неисправностях и аварийных сообщений, посредством критериев, определяемых в базе данных параметров, установления непротиворечивости между сообщениями о неисправностях и/или аварийными сообщениями, формулирования диагностирования при техническом обслуживании.
Предпочтительно система технического обслуживания содержит средство для сохранения на борту летательного аппарата одной или более баз данных параметров, и средство для выбора базы данных, используемой для параметризации каждой из элементарных ячеек ядра программного обеспечения.
Предпочтительно система для централизованного технического обслуживания дополнительно содержит средство для проверки совместимости между базой данных параметров и каждой из элементарных ячеек ядра программного обеспечения.
Предпочтительно система для централизованного технического обслуживания дополнительно содержит квалифицированное инструментальное средство конфигурирования, обеспечивающее возможность преобразовывать конфигурационный файл, описывающий эксплуатационное требование системы для централизованного технического обслуживания посредством совокупности параметров, структурированных в соответствии с областью конфигурации, в базу данных параметров, выполненную с возможностью параметризовать ядро программного обеспечения системы для централизованного технического обслуживания.
Предпочтительно область конфигурации содержит определение по меньшей мере: совокупности устройств летательного аппарата, их протоколов связи и физических интерфейсов устройства в летательном аппарате, сообщений о неисправностях, связанных с каждым устройством, критериев для фильтрации и анализа непротиворечивости сообщений о неисправностях и/или аварийных сообщений, критериев для сортировки сообщений о неисправностях и аварийных сообщений, способных определять дерево отчета о техническом обслуживании, или интерактивных последовательностей между оператором технического обслуживания и устройством.
Изобретение также относится к способу централизованного технического обслуживания летательного аппарата, содержащего совокупность устройств, необходимых для полета и способных выдавать сообщения о неисправностях или аварийные сообщения, содержащему этапы вычислений, параметризуемых посредством двоичной базы данных параметров для сбора сообщений о неисправностях и аварийных сообщений, выдаваемых совокупностью устройств летательного аппарата, формулирования диагностирования при техническом обслуживании, определяемого на основе сообщений о неисправностях и аварийных сообщений, формулирования и отображения отчета о техническом обслуживании на графическом интерфейсе, предназначенном для оператора технического обслуживания летательного аппарата, определяемого на основе диагностирования при техническом обслуживании, установления связи между оператором технического обслуживания и совокупностью устройств летательного аппарата.
Изобретение также относится к программному продукту, содержащему кодовые команды, обеспечивающие возможность выполнения этапов способа централизованного технического обслуживания, имеющего характерные особенности, описанные выше.
Наконец, изобретение относится к способу разработки системы для централизованного технического обслуживания, имеющему характерные особенности, описанные выше, содержащему этап определения области конфигурации, причем упомянутая область конфигурации выполнена с возможностью, с помощью параметризации, охватывать широкий спектр эксплуатационных требований системы для централизованного технического обслуживания, и этап программирования и сертификации нескольких общих программных движков.
Изобретение будет лучше понято, и другие преимущества станут очевидными при чтении подробного описания вариантов осуществления, приведенных посредством примера на следующих чертежах:
- фиг.1 представляет упрощенную функциональную архитектуру и взаимосвязи системы для централизованного технического обслуживания на борту летательного аппарата, содержащую сертифицированное ядро программного обеспечения в соответствии с изобретением,
- фиг.2 представляет упрощенную функциональную архитектуру квалификационного инструментального средства конфигурирования для системы для централизованного технического обслуживания в соответствии с изобретением,
- фиг.3 представляет пример связей между сертифицированным ядром программного обеспечения и базой данных, применимой для параметризации сертифицированного ядра программного обеспечения в соответствии с изобретением.
Ради ясности одни и те же элементы на различных чертежах имеют одинаковые обозначения.
Фиг.1 представляет упрощенную функциональную архитектуру и взаимосвязи системы для централизованного технического обслуживания на борту летательного аппарата, содержащую сертифицированное ядро программного обеспечения. Система для централизованного технического обслуживания в соответствии с изобретением предназначена для летательного аппарата, содержащего совокупность устройств, необходимых для полета и способных выдавать сообщения о неисправностях и аварийные сообщения. Эти устройства могут быть различных видов (механические, гидравлические, электрические или электронные). Они содержат средство для осуществления текущего контроля фундаментальных параметров и тестирований правильного функционирования, которые могут приводить к выдаче сообщений о неисправностях. В соответствии с действующими нормативными требованиями, летательный аппарат также оборудован средством управления аварийными сообщениями (FWS, для "системы аварийной сигнализации в полете"), способным выдавать аварийные сообщения. Поэтому система для централизованного технического обслуживания соединена с несколькими компьютерами, которые размещают функции, необходимые для полета летательного аппарата, и ретранслируют сообщения о неисправностях и аварийные сообщения, исходящие от устройств, на упомянутую систему для централизованного технического обслуживания. Для широкофюзеляжного воздушного судна система для централизованного технического обслуживания может быть соединена почти со ста компьютерами на борту летательного аппарата.
В соответствии с изобретением, система для централизованного технического обслуживания содержит ядро 10 программного обеспечения, параметризуемое посредством базы (11) данных параметров 11. Ядро 10 программного обеспечения имеет в качестве входных данных 12 сообщения о неисправностях и аварийные сообщения, выдаваемые совокупностью устройств летательного аппарата, также называемых окружающей средой 13 летательного аппарата. Как правило, сообщение о неисправностях состоит из нормализованного кода и текстовых параметров, связанных с этим кодом. Ядро 10 программного обеспечения также находится во взаимодействии с оператором 14 технического обслуживания, посредством одного или более интерфейсов 15 MMI типа "экран-клавиатура". Роль ядра 10 программного обеспечения также заключается в том, чтобы организовывать связь выходных данных 16 с подсистемами 17 летательных аппаратов.
Ядро 10 программного обеспечения содержит по меньшей мере четыре элементарные ячейки:
- первую ячейку 18 для сбора сообщений о неисправностях и аварийных сообщений, исходящих от совокупности устройств летательного аппарата,
- вторую ячейку 19 для формулирования диагностирования при техническом обслуживании, определяемого посредством сообщений о неисправностях и аварийных сообщений,
- третью ячейку 20 для формулирования и отображения отчета о техническом обслуживании для оператора 14 технического обслуживания летательного аппарата, определяемого на основе диагностирования при техническом обслуживании,
- четвертую ячейку 21 для установления связи между оператором 14 технического обслуживания и совокупностью устройств летательного аппарата.
Каждая из ячеек 18, 19, 20 и 21 содержит сертифицированный программный движок, параметризуемый базой данных параметров 11. Таким образом, общее ядро 10 программного обеспечения системы для централизованного технического обслуживания позволяет каждой из ячеек получать доступ к базе 11 данных для извлечения своих специфических параметров конфигурации, чтобы адаптировать свои функциональные возможности и свое поведение. В частности, на основании внешних событий, таких как сообщения о неисправностях, аварийные сообщения, команды, исходящие от оператора технического обслуживания, и т.д., ядро программного обеспечения получает доступ к базе данных, чтобы извлекать параметры, определяющие поведение, связанное с этими событиями.
В соответствии с изобретением, роль первой ячейки 18 сбора данных заключается в централизации информации о техническом обслуживании. Это гарантирует интерфейс с совокупностью устройств летательного аппарата. Для каждого элемента из этой совокупности (элементом, как правило, является компьютер летательного аппарата), первая ячейка гарантирует, в частности:
- сбор сообщений о неисправностях каждого элемента,
- сбор аварийных сообщений, или сообщений CAS, где сокращение CAS обозначает "система сигнализации, привлекающая внимание экипажа".
Эта первая ячейка 18 для сбора сообщений о неисправностях и аварийных сообщений дополнительно содержит средство для широковещательной рассылки общих параметров для совокупности устройств, при этом упомянутые общие параметры содержат, в частности, этап полета, дату и время, номер рейса, аэропорт отправления и аэропорт назначения, серийный номер летательного аппарата.
Роль второй ячейки 19 заключается в том, чтобы устанавливать диагностирование при техническом обслуживании. Программный движок этой ячейки обеспечивает возможность анализировать данные, собранные первой ячейкой, фильтровать их и выполнять сопоставление динамическим способом (например, посредством временной корреляции между сообщениями CAS и сообщениями о неисправностях или временной корреляции между сообщениями о неисправностях) или статическим способом между этими данными, то есть искать непротиворечивость между различными сообщениями, чтобы производить диагностирование при техническом обслуживании для летательного аппарата. К примеру, если рассматривается компонент С, который периодически передает информацию на компьютеры A и B. Когда возникает неисправность, связанная с компонентом C, компьютеры A и В выдают сообщение о неисправности для централизованного технического обслуживания. При получении этих двух сообщений централизованное техническое обслуживание диагностирует, в соответствии с параметризацией через базу данных, неисправность, связанную с компонентом C.
Другими словами, вторая ячейка 19 для формулирования результатов диагностирования при техническом обслуживании содержит средство для:
- фильтрации сообщений о неисправностях и аварийных сообщений посредством критериев, определяемых в базе данных параметров,
- установления непротиворечивости между сообщениями о неисправностях и/или аварийными сообщениями,
- формулирования диагностирования при техническом обслуживании.
Роль третьей ячейки 20 заключается в том, чтобы формулировать отчеты о техническом обслуживании. Программный движок этой ячейки организует обратную связь по диагностированию с оператором 14 технического обслуживания. Это влечет за собой, в частности, структурирование в несколько меню отчета о техническом обслуживании, отображаемого интерфейсом 15 MMI для оператора технического обслуживания.
Роль четвертой ячейки 21 заключается в управлении интерактивным режимом. Программный движок этой ячейки обеспечивает возможность диалога между оператором технического обслуживания и элементами совокупности устройств летательного аппарата. Она управляет интерактивными командами и ответами между оператором технического обслуживания и диагностируемыми устройствами. К примеру, программный движок может управлять следующими взаимодействиями: интерактивными тестами для подтверждения неисправностей, извлечением записанных данных системы для помощи при анализе проблемы или извлечением и представлением текущих данных системы.
В соответствии с изобретением система для централизованного технического обслуживания предпочтительно содержит средство для сохранения на борту летательного аппарата одной или более баз данных параметров и средство для выбора базы 11 данных, используемой для параметризации каждой из элементарных ячеек ядра 10 программного обеспечения.
Предпочтительно система для централизованного технического обслуживания дополнительно содержит средство для проверки совместимости между выбранной базой данных параметров 11 и каждой из элементарных ячеек ядра 10 программного обеспечения.
Фиг.2 представляет упрощенную функциональную архитектуру квалифицированного инструментального средства конфигурирования для системы для централизованного технического обслуживания. В соответствии с изобретением, квалифицированное инструментальное средство 30 конфигурирования обеспечивает возможность преобразовывать конфигурационный файл 31, описывающий эксплуатационные требования системы для централизованного технического обслуживания посредством структурированной совокупности параметров, в базу данных параметров 11, выполненную с возможностью параметризовать ядро 10 программного обеспечения системы для централизованного технического обслуживания.
Квалифицированное инструментальное средство 30 конфигурирования содержит первый модуль 32, обеспечивающий возможность проверять, что конфигурационный файл 31 соответствует предварительно определенной области конфигурации, и второй модуль 33, обеспечивающий возможность преобразовывать конфигурационный файл 31, состоящий из маркированных текстовых параметров, в базу данных параметров 11 в машинном формате.
Как правило, конфигурационный файл 31 содержит переменные параметры системы для централизованного технического обслуживания, которые являются специфическими для характеристик летательного аппарата, для специфических требований производителя летательного аппарата или оператора, для ограничений взаимодействия между оператором технического обслуживания и совокупностью устройств летательного аппарата. Содержание конфигурационного файла 31 может быть понятно для человека; для конфигурационного файла 31 возможны несколько форматов, и, в частности, XML, HTML, XHTML, LaTeX или любой другой структурированный текстовый формат. Инструментальное средство 31 конфигурирования является квалифицированным, то есть машинный код, генерируемый для базы данных параметров 11, не подвергается получению сертификационных разрешений.
Область конфигурации определяет формат, в котором должно быть описано эксплуатационное требование системы для централизованного технического обслуживания. Именно для этой совокупности параметров и их определенных диапазонов значений это ядро программного обеспечения было разработано и сертифицировано в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с изобретением, область конфигурации содержит:
- определение совокупности устройств летательного аппарата, их протоколов связи (например, A624, поддерживающего A664, A624, поддерживающего A429, A604 BOFR, Стандарта A604 A, дискретный), и характеристики физических интерфейсов устройства на летательном аппарате (связей с другими устройствами, резервированных связей, снабжения электроэнергией),
- определение сообщений о неисправностях, связанных с каждым устройством,
- определение критериев для фильтрации и анализа непротиворечивости сообщений о неисправностях и/или аварийных сообщений,
- определение критериев для сортировки сообщений о неисправностях и аварийных сообщений, способных определять дерево отчета о техническом обслуживании,
- и/или определение интерактивных последовательностей между оператором технического обслуживания и устройством, таких как, например, интерактивные тесты для подтверждения неисправностей, извлечение записанных данных системы для помощи при анализе проблемы или извлечение и представление текущих данных системы.
Посредством неограничивающего примера так называемое сообщение о неисправности "дискретная неисправность" может быть определено в соответствии с областью конфигурации:
- идентификация сигнала, в соответствии с интерфейсами системы,
- ожидаемая величина сигнала, обеспечивающая возможность генерирования неисправности,
- время подтверждения, связанное с этим изменением состояния, обеспечивающее возможность полагать, что неисправность присутствует или устранена.
Специалистам в данной области техники должны быть известны другие типы неисправностей, такие как, например, неисправности типа BOFR, сокращение, обозначающее "биториентированное оповещение о неисправностях", неисправности типа A604 StdA или еще неисправности A624. Для всех этих неисправностей область конфигурации содержит определенное количество параметров, обеспечивающих возможность определять эти неисправности и реализовывать систему для централизованного технического обслуживания.
Область конфигурации также содержит параметры для определения фильтрации и сопоставления сообщений о неисправностях и аварийных сообщений. Определение фильтрации содержит правила фильтрации, которые могут быть применены к конкретным сообщениям о неисправностях или ко всем сообщениям о неисправностях элемента от совокупности устройств летательного аппарата, или к аварийным сообщениям, либо в режиме реального времени, в момент, когда они происходят, либо позже по времени, чтобы выполнять последующую обработку. Определение сопоставления определяет статические или динамические правила, обеспечивающие возможность выполнения сопоставления между сообщениями о неисправностях и сообщениями CAS.
Область конфигурации помимо этого содержит параметры для определения интерфейса "человек-машина" и, в частности:
- определение и варианты выбора для навигации в меню интерфейса централизованного технического обслуживания,
- выбор и определение местонахождения "виджетов" (графических элементов), визуальных элементов графического интерфейса, таких как кнопка, линейка прокрутки, всплывающий список и т.д., для интерактивных страниц,
- определение меню, подходящих для операций технического обслуживания авиакомпаний,
- определение представления отчетов о техническом обслуживании для оператора технического обслуживания. Это включает в себя, в частности, совокупность возможных ключей сортировки для того, чтобы систематизировать отчет о техническом обслуживании по категориям о неисправностях, по фазе полета или по неисправности на земле.
Наконец, область конфигурации содержит определение интерактивных последовательностей, реализуемых четвертой ячейкой 21 для управления интерактивным режимом. Как правило, он состоит из данного устройства в определении обменов между централизованным техническим обслуживанием и компьютером (интерактивные тесты для подтверждения неисправностей, извлечение записанных данных системы для помощи при анализе проблемы, извлечение и представление текущих данных системы).
Реализация системы для централизованного технического обслуживания в соответствии с изобретением особенно выгодна, поскольку она обеспечивает возможность изолировать неизменяемую часть, которая сертифицируется, от изменяемой части, которая содержит параметризуемую информацию. Эта реализация обеспечивает возможность, в частности, обойти трудности систем в соответствии с предшествующим уровнем техники, для которых адаптация к новому транспортному ЛА (летательному аппарату) или к изменениям на одном и том же транспортном средстве делает необходимым выполнять специфические действия спецификации, разработки, проверки, обоснования и предоставлять доказательства этих действий сертифицирующему органу. Весь цикл был длинным и дорогостоящим. Относительно переключения с одного транспортного средства на другое некоторые элементы в благоприятных случаях могли быть повторно использованы приспосабливающимся образом, но без возможности прохождения через сертификационные разрешения, полученные ранее.
Фиг.3 представляет пример связей между сертифицированным ядром программного обеспечения и базой данных, применимой для параметризации сертифицированного ядра программного обеспечения. Ядро 10 программного обеспечения содержит, как описано выше, первую ячейку 18 для сбора сообщений о неисправностях и аварийных сообщений, вторую ячейку 19 для формулирования диагностирования при техническом обслуживании, третью ячейку 20 для формулирования и отображения отчета о техническом обслуживании и четвертую ячейку 21 для установления связи между оператором 14 технического обслуживания и совокупностью устройств летательного аппарата. База 11 данных обеспечивает возможность параметризовать каждую из ячеек 18, 19, 20 и 21 ядра 10 программного обеспечения. Другими словами, каждая ячейка извлекает из базы 11 данных совокупность параметров, необходимых для ее функционирования.
В предпочтительном варианте осуществления изобретения, представленном на чертеже, база 11 данных разделена на несколько независимых баз 40, 41, 42 и 43 данных, способных параметризовать, соответственно, ячейки 18, 19, 20 и 21. Другими словами, с каждой ячейкой связана независимая база данных для параметризации упомянутой ячейки. Такая реализация демонстрирует преимущество, обеспечивая возможность обновления каждой из баз 40, 41, 42 и 43 данных независимо от остальной части системы для централизованного технического обслуживания. Таким образом, эти базы 40, 41, 42 и 43 данных могут быть сформулированы в зависимости от требования обновления (частоты обновления данных или обновления, выполняемого различными пользователями).
Изобретение также относится к способу централизованного технического обслуживания летательного аппарата, содержащего совокупность устройств, необходимых для полета и способных выдавать сообщения о неисправностях или аварийные сообщения, отличающемуся тем, что он содержит этапы вычислений, параметризуемых посредством двоичной базы данных параметров, для:
- сбора сообщений о неисправностях и аварийных сообщений, выдаваемых совокупностью устройств летательного аппарата,
- формулирования диагностирования при техническом обслуживании, определяемого на основе сообщений о неисправностях и аварийных сообщений,
- формулирования и отображения отчета о техническом обслуживании на графическом интерфейсе, предназначенном для оператора 14 технического обслуживания летательного аппарата,
- установления связи между оператором 14 технического обслуживания и совокупностью устройств летательного аппарата.
Изобретение также относится к программному продукту, содержащему кодовые команды, обеспечивающие возможность выполнения этапов способа централизованного технического обслуживания, имеющего характеристики, описанные выше.
Изобретение, наконец, относится к способу усовершенствования системы для централизованного технического обслуживания, имеющему характеристики, описанные выше, отличающемуся тем, что он содержит этап определения области конфигурации, причем упомянутая область конфигурации выполнена с возможностью, с помощью параметризации, охватывать широкий спектр эксплуатационных требований системы для централизованного технического обслуживания, и этап программирования и сертификации нескольких программных движков.
Группа изобретений относится к системе и способу централизованного обслуживания летательного аппарата (ЛА) и способу разработки такой системы. Система содержит устройства, способные выдавать сообщения о неисправностях или аварийные сообщения, ядро программного обеспечения, параметризируемое с помощью базы данных двоичных параметров (БД), содержащее не меньше четырех элементарных ячеек, каждая из которых содержит параметризируемый БД программный движок. Для осуществления способа централизованного обслуживания производят сбор сообщений о неисправностях и аварийных сообщений, их диагностирование и отображение отчета на графическом интерфейсе, устанавливают связь между оператором технического обслуживания и совокупностью устройств ЛА. Для разработки системы с помощью параметризации определяют область конфигурации для эксплуатационных требований системы для централизованного технического обслуживания, программируют и сертифицируют несколько общих программных движков. Обеспечивается централизованное обслуживание ЛА с возможностью регулярного обновления программного обеспечения в процессе разработки и эксплуатации ЛА. 3 н. и 6 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Система для централизованного технического обслуживания, предназначенная для летательного аппарата, содержащего совокупность устройств, необходимых для полета и способных выдавать сообщения о неисправностях или аварийные сообщения, при этом упомянутая система технического обслуживания выполнена с возможностью устанавливать связь с этой совокупностью устройств,
отличающаяся тем, что она содержит ядро (10) программного обеспечения, параметризуемое посредством базы данных параметров (11), причем упомянутое ядро (10) программного обеспечения содержит по меньшей мере четыре элементарные ячейки:
- первую ячейку (18) для сбора сообщений о неисправностях и аварийных сообщений, исходящих от совокупности устройств летательного аппарата,
- вторую ячейку (19) для формулирования диагностирования при техническом обслуживании, определяемого посредством сообщений о неисправностях и аварийных сообщений,
- третью ячейку (20) для формулирования и отображения отчета о техническом обслуживании для оператора (14) технического обслуживания летательного аппарата, определяемого на основе диагностирования при техническом обслуживании,
- четвертую ячейку (21) для установления связи между оператором (14) технического обслуживания и совокупностью устройств летательного аппарата,
при этом каждая из ячеек (18, 19, 20, 21) содержит программный движок, параметризуемый базой данных параметров (11).
2. Система для централизованного технического обслуживания по п.1, отличающаяся тем, что первая ячейка (18) для сбора сообщений о неисправностях и аварийных сообщений дополнительно содержит средство для широковещательной рассылки общих параметров для совокупности устройств, при этом упомянутые общие параметры содержат по меньшей мере дату и время, номер рейса, аэропорт отправления и аэропорт назначения или серийный номер летательного аппарата.
3. Система для централизованного технического обслуживания по п. 1 или 2, отличающаяся тем, что вторая ячейка (19) для формулирования диагностирования при техническом обслуживании содержит средство для
- фильтрации сообщений о неисправностях и аварийных сообщений посредством критериев, определяемых в базе данных параметров (11),
- установления непротиворечивости между сообщениями о неисправностях и/или аварийными сообщениями,
- формулирования диагностирования при техническом обслуживании.
4. Система для централизованного технического обслуживания по п. 1 или 2, отличающаяся тем, что она содержит средство для сохранения на борту летательного аппарата одной или более баз данных параметров (11) и средство для выбора базы (11) данных, используемой для параметризации каждой из элементарных ячеек ядра (10) программного обеспечения.
5. Система для централизованного технического обслуживания по п. 1 или 2, отличающаяся тем, что дополнительно она содержит средство для проверки совместимости между базой данных параметров (11) и каждой из элементарных ячеек ядра (10) программного обеспечения.
6. Система для централизованного технического обслуживания по п. 1 или 2, отличающаяся тем, что дополнительно она содержит квалифицированное инструментальное средство (30) конфигурирования, обеспечивающее возможность преобразовывать конфигурационный файл (31), описывающий эксплуатационное требование системы для централизованного технического обслуживания посредством совокупности параметров, структурированных в соответствии с областью конфигурации, в базу данных параметров (11), выполненную с возможностью параметризовать ядро (10) программного обеспечения системы для централизованного технического обслуживания.
7. Система для централизованного технического обслуживания по п.6, отличающаяся тем, что область конфигурации содержит определение по меньшей мере
- совокупности устройств летательного аппарата, их протоколов связи и физических интерфейсов устройства в летательном аппарате,
- сообщений о неисправностях, связанных с каждым устройством,
- критериев для фильтрации и анализа непротиворечивости сообщений о неисправностях и/или аварийных сообщений,
- критериев для сортировки сообщений о неисправностях и аварийных сообщений, способных определять дерево отчета о техническом обслуживании,
- или интерактивных последовательностей между оператором (14) технического обслуживания и устройством.
8. Способ централизованного технического обслуживания летательного аппарата, содержащего совокупность устройств, необходимых для полета и способных выдавать сообщения о неисправностях или аварийные сообщения, отличающийся тем, что он содержит этапы вычислений, параметризуемых посредством базы данных двоичных параметров для
- сбора сообщений о неисправностях и аварийных сообщений, выдаваемых совокупностью устройств летательного аппарата,
- формулирования диагностирования при техническом обслуживании, определяемого на основе сообщений о неисправностях и аварийных сообщений,
- формулирования и отображения отчета о техническом обслуживании на графическом интерфейсе, предназначенном для оператора (14) технического обслуживания летательного аппарата, определяемого на основе диагностирования при техническом обслуживании,
- установления связи между оператором (14) технического обслуживания и совокупностью устройств летательного аппарата.
9. Способ разработки системы для централизованного технического обслуживания по одному из пп.1-7, отличающийся тем, что он содержит этап определения области конфигурации, причем упомянутая область конфигурации выполнена с возможностью, с помощью параметризации, охватывать широкий спектр эксплуатационных требований системы для централизованного технического обслуживания, и этап программирования и сертификации нескольких общих программных движков.
СИСТЕМА ИНТЕГРИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ РАБОТЫ БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2010 |
|
RU2431175C1 |
СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ЭКИПАЖА ВОЗДУШНОГО СУДНА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ОСОБЫХ СИТУАЦИЙ | 2008 |
|
RU2386569C2 |
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ВЫСОКОИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2007 |
|
RU2339547C9 |
US 7809527 B2, 05.10.2010 | |||
US 20100100286 A1, 22.04.2010 | |||
US 20100312420 A1, 09.12.2010. |
Авторы
Даты
2017-10-11—Публикация
2013-05-08—Подача