Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к конструкциям уплотнения вращающихся валов и роторов газотурбинных двигателей, установок и других роторных машин.
Известно щеточное уплотнение (RU №2269047 C2, F16J 15/16, опубл. 10.06.2006 г.) для разделения полостей высокого и низкого давления рабочей среды, содержащее корпус, в котором хвостовиками установлено не менее одного ряда щетин, собранных не менее чем в один пучок с возможностью смещения их уплотнительных оконечностей до сопряжения с подвижной контактной поверхностью, а щетины выполнены из листового материала в виде блока, при этом хвостовики и уплотнительные оконечности щетины разделены прорезями с образованием торсионных перемычек.
Однако уплотняющие свойства этого устройства недостаточно высоки и оно сложно в изготовлении. Блок выполнен из листового материала, а хвостовики, не имеющие жесткого закрепления, в эксплуатации могут вибрировать, что крайне нежелательно для обеспечения надежности узла уплотнения.
Известно уплотнение, принятое за прототип (RU №2433323 C2, F16J 15/16, опубл. 10.11.2011 г.), выполнено в виде гибких упругих элементов, размещенных между кольцевыми пластинами и на части поверхности жестко связанных с последними, при этом гибкие уплотнительные элементы выполнены из листового материала, например из фольги, в виде диска с центральным отверстием, которое контактирует с валом.
Данное уплотнение обеспечивает необходимую работоспособность, однако из-за повышенного размера по диаметру не везде может быть применено.
Задачей, решаемой данным изобретением, является создание уплотнения уменьшенных габаритов.
Указанная задача решается уплотнением, разделяющим полости высокого и низкого давления рабочей среды, в которой гибкий уплотняющий элемент выполнен из листового материала в виде многослойного цилиндра, который собирается из нескольких цилиндрических элементов с прорезанными пазами, при этом каждый последующий элемент смещен относительно предыдущего, перекрывая пазы смежного слоя. Многослойный цилиндр с одного торца зажат герметично между наружным и внутренним кольцами, при этом наружный диаметр внутреннего кольца равен диаметру цилиндрической поверхности бурта вала, по которой контактирует внутренняя поверхность многослойного цилиндрического гибкого уплотнительного элемента. За счет разницы в полостях высокого и низкого давления уплотнительные элементы прижимаются к цилиндрической поверхности бурта вала, обеспечивая герметичность зазора между корпусом и валом.
Сущность изобретения поясняется фиг. 1, 2:
фиг. 1 - уплотнение;
фиг. 2 - элемент уплотнительный.
На фиг. 1 уплотнение, которое разделяет полости высокого А и низкого Б давления рабочей среды, включает корпус 1 и вал 2. В корпусе 1 установлено уплотнение 3, содержащее гибкие уплотнительные элементы 4, выполненные из листового материала в виде многослойного цилиндра 5, собираемого из нескольких цилиндрических гибких уплотнительных элементов 4 с прорезанными пазами 7 (фиг. 1, фиг. 2), при этом элементы смещены, перекрывая пазы смежного элемента. Многослойный цилиндр 5 зажимается между внутренним 8 и наружным 9 кольцами, наружный диаметр 10 внутреннего кольца 8, например, равен диаметру цилиндрической поверхности бурта 11 вала 2, по которой контактирует внутренняя поверхность 12 гибкого уплотнительного элемента 4 многослойного цилиндра 5. За счет разницы давления рабочей среды между А и Б гибкие уплотнительные элементы 4 прижимаются к цилиндрической поверхности бурта 11 вала 2, обеспечивая герметичность зазора между корпусом 1 и валом 2.
Таким образом, предложенная конструкция уплотнения зазора между корпусом и валом обеспечивает надежность разделения высокого и низкого давлений рабочих сред, длительный ресурс работы, низкую трудоемкость его изготовления и уменьшенные габариты изделия.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УПЛОТНЕНИЕ | 2016 |
|
RU2633740C2 |
УПЛОТНЕНИЕ | 2016 |
|
RU2633729C2 |
УПЛОТНЕНИЕ | 2010 |
|
RU2433323C2 |
Рабочее колесо вентилятора с обтекателем и способ изготовления из композиционного материала | 2018 |
|
RU2689498C1 |
Способ изготовления из композиционного материала рабочего колеса компрессора или вентилятора авиационного двигателя | 2022 |
|
RU2798639C1 |
Щёточное уплотнение ротора турбомашины | 2022 |
|
RU2800209C1 |
УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ ШТОКА СИЛОВОГО ЦИЛИНДРА | 2013 |
|
RU2546380C1 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 2017 |
|
RU2679956C1 |
Газотурбинный двигатель, содержащий вентилятор и компрессор | 2016 |
|
RU2625078C1 |
Способ изготовления рабочего колеса авиационного двигателя из композиционного материала | 2021 |
|
RU2769595C1 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям уплотнения вращающихся валов и роторов газотурбинных двигателей и других роторных машин. Узел уплотнения выполнен в виде гибких упругих элементов, собранных в многослойный цилиндр, часть которого закреплена между внутренним и наружным кольцами. Гибкие уплотнительные элементы имеют пазы, при этом пазы предыдущего элемента перекрываются поверхностью последующего. Внутренняя поверхность многослойного цилиндра контактирует с поверхностью бурта вала. Изобретение обеспечивает надежность, технологичность и уменьшенные диаметральные габариты узла уплотнения. 2 ил.
Уплотнение зазора между корпусом и валом, выполненное в виде гибких упругих элементов из листового материала, у которых имеются сквозные пазы, при этом пазы предыдущего элемента перекрываются поверхностью последующего и жестко связаны между кольцами, отличающееся тем, что гибкие упругие элементы собраны в виде многослойного цилиндра, часть которого размещена и жестко закреплена между внутренним и наружным кольцами, свободная часть гибких уплотнительных элементов направлена в сторону высокого давления рабочей среды и контактирует с цилиндрической поверхностью бурта вала внутренним диаметром многослойного цилиндра.
УПЛОТНЕНИЕ | 2010 |
|
RU2433323C2 |
ЩЕТОЧНОЕ УПЛОТНЕНИЕ | 2003 |
|
RU2269047C2 |
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГЕРМЕТИЗАЦИИ ЩЕЛИ МЕЖДУ ДВУМЯ СОСЕДНИМИ КОНСТРУКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ | 2002 |
|
RU2300033C2 |
DE 10064261 A1, 04.07.2002 | |||
US 4781388 A1, 01.11.1988 | |||
US 5927721 A1, 27.07.1999. |
Авторы
Даты
2017-10-17—Публикация
2016-01-21—Подача