СУЖАЮЩЕЕСЯ-РАСШИРЯЮЩЕЕСЯ СОПЛО ТУРБОМАШИНЫ, ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И ТУРБОВИНТОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2017 года по МПК F02K1/82 F02K3/06 

Описание патента на изобретение RU2635863C2

Предшествующий уровень техники

Изобретение относится к области сопел турбомашин. В частности, оно касается геометрического профиля сопел сужающегося-расширяющегося типа.

Областями применения изобретения являются двухконтурные турбореактивные двигатели и турбовинтовые двигатели летательного аппарата.

Известно, что сопло двухконтурного турбореактивного двигателя содержит центральное тело, первичный кожух, коаксиально размещенный вокруг центрального тела для ограничения вместе с ним первичного канала истечения горячего потока, и вторичный кожух, коаксиально размещенный вокруг первичного кожуха для ограничения вместе с ним вторичного канала истечения холодного потока. Когда сопло относится к сужающемуся-расширяющемуся типу, оно имеет поперечное сечение первичного канала и/или вторичного канала, которое сужается к задней части для того, чтобы расшириться в самой ее задней крайней точке.

Аналогично, сопло турбовинтового двигателя содержит центральное тело и кольцевой кожух, коаксиально размещенный вокруг центрального тела для ограничения вместе с ним кольцевого канала истечения горячего потока, поступающего из турбовинтового двигателя. Когда сопло относится к сужающемуся-расширяющемуся типу, оно имеет поперечное сечение канала, которое сужается к задней части для того, чтобы расшириться в самой ее задней крайней точке.

Данный тип сужающихся-расширающихся сопел позволяет улучшить эксплуатационные качества компрессоров, обеспечивающих подачу в сопла (например, нагнетательный вентилятор в рамках сопла двухконтурного турбореактивного двигателя). Действительно, при одном и том же критическом сечении сужающееся-расширающееся сопло позволяет добиться при взлете большего расхода, чем с просто сужающимся соплом.

Однако начертание сопла сужающегося-расширающегося типа представляет собой сложный и ответственный процесс; плохая концепция геометрической формы сопел может сильно ухудшить их аэродинамические характеристики, не получив при этом улучшения эксплуатационных качеств двигателя (т.е. в вопросе регулирования расхода сопла между двумя рабочими точками турбомашины).

Раскрытие изобретения

Таким образом, задача настоящего изобретение состоит в устранении вышеуказанных недостатков и в разработке особой геометрической формы сопла сужающегося-расширающегося типа, которая позволит улучшить его аэродинамические характеристики, сохранив при этом его эксплуатационные качества.

Данная задача решается сужающимся-расширающимся соплом турбомашины, которое содержит кольцевой центральный конструктивный элемент и кольцевой кожух, коаксиально размещенный вокруг центрального конструктивного элемента для ограничения вместе с ним кольцевого канала истечения потока газов, поступающих из турбомашины, и в котором, согласно изобретению, между критическим сечением сопла и сечением истечения из сопла центральный конструктивный элемент и кожух имеют, в продольном сечении, внутренние профили, смоделированные при помощи кривых линий, соответствующие радиусы кривизны которых идентичны в абсолютной величине.

Заявителем было обнаружено, что по сравнению с сужающимся-расширающимся соплом на базе достигнутого уровня техники идентичные радиусы кривизны (в абсолютных величинах) между кривыми линиями, моделирующими соответствующие внутренние профили центрального конструктивного элемента (которым может быть, например, первичный кожух двухконтурного турбореактивного двигателя) и кожуха сопла (которым может быть, например, вторичный кожух двухконтурного турбореактивного двигателя), приводят к значительному улучшению аэродинамических характеристик сопла и эксплуатационных качеств двигателя.

Предпочтительно, в продольном сечении соответствующие внутренние профили центрального конструктивного элемента и кожуха симметричны относительно оси симметрии.

В этом случае ось симметрии может быть наклонена относительно продольной оси турбомашины и образовывать с ней угол, составляющий от 5° до 20°.

Задача изобретения также решается двухконтурным турбореактивным двигателем, содержащим сужающееся-расширающееся сопло, которое было определено ранее.

Задача изобретения также решается турбовинтовым двигателем, содержащим сужающееся-расширающееся сопло, которое было определено ранее.

Краткое описание чертежей

Другие отличительные особенности и преимущества настоящего изобретения представлены в нижеследующем описании, приводимым со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых изображен вариант практического осуществления, не имеющий ограничительного характера:

- фиг. 1 представляет собой схематический вид в продольном сечении половины детали двухконтурного турбореактивного двигателя, содержащего сопло согласно изобретению;

- фиг. 2А представляет собой увеличенный вид фиг. 1, изображающий соответствующие внутренние профили конструктивных элементов сопла, представленного на фиг. 1, и

- фиг. 2В изображает пример практического осуществления соответствующих внутренних профилей сопла, представленного на фиг. 2A.

Подробное описание изобретения

Изобретение применяется к любому соплу сужающегося-расширающегося типа, которым оснащена турбомашина, в частности двухконтурный турбореактивный двигатель 10, изображенный на фиг. 1.

На данной фиг. 1 двухконтурный турбореактивный двигатель 10 имеет продольную ось 12 и состоит из газотурбинного двигателя 14 и кольцевой гондолы 16, центрированной по оси 12 и концентрично размещенной вокруг двигателя.

Если следовать от передней части назад по направлению движения потока воздуха через турбомашину, то двигатель 14 содержит воздухозаборник 18, нагнетательный вентилятор 20, компрессор низкого давления 22, компрессор высокого давления 24, камеру сгорания 26, турбину высокого давления 28 и турбину низкого давления 30, причем каждый из этих конструктивных элементов расположен согласно продольной оси 12.

Сопло 32 истечения газов, образованных в такой турбомашине, состоит из кольцевого центрального тела 34, центрированного по продольной оси 12 турбореактивного двигателя, кольцевого первичного кожуха 36, коаксиально размещенного вокруг центрального тела для ограничения вместе с ним первичного кольцевого канала 38, и кольцевого вторичного кожуха 40, коаксиально размещенного вокруг первичного кожуха для ограничения вместе с ним вторичного кольцевого канала 42, коаксиально расположенного относительно первичного канала (согласно примеру практического осуществления, представленному на фиг. 1; причем гондола 16 турбореактивного двигателя и вторичный кожух 40 сопла выполнены как единый целый конструктивный элемент).

Сопло 32 относится к сужающемуся-расширающемуся типу, т.е. оно имеет поперечное сечение первичного канала 38 и/или вторичного канала 42, которое сужается к задней части для того, чтобы расшириться в самой ее задней крайней точке. Согласно примеру, изображенному на фиг. 1 и 2, речь идет о вторичном канале 42, который имеет поперечное сечение, сужающееся к задней части для того, чтобы расшириться в самой ее задней крайней точке.

Кроме того, далее в описании критическое сечение 44 определено как минимальное поперечное сечение вторичного канала 42 по всей длине сопла. Аналогично, сечение истечения 46 определено как поперечное сечение вторичного канала, которое находится в самой задней точке сопла.

Согласно изобретению, между критическим сечением 44 и сечением истечения 46 сопла соответствующие внутренние профили первичного кожуха 35 и вторичного кожуха 40 имеют в продольном сечении внутренние профили, смоделированные при помощи кривых линий C36, С40, соответствующие радиусы кривизны γ36, γ40 которых идентичны в абсолютной величине.

Фиг. 2A более детально изображает сопло в разрезе, выполненном в продольной плоскости (т.е. в плоскости, в которой расположена продольная ось турбореактивного двигателя).

Как показано на данной фиг. 2A, первичный кожух 36 имеет внутренний профиль, который может быть смоделирован между критическим сечением 44 и сечением истечения сопла посредством кривой линии C36, способной принимать в ортонормированном положении форму уравнения типа γ(x). Аналогичная ситуация сложилась и для кривой линии C40, моделирующей внутренний профиль вторичного кожуха 40.

Соответствующие радиусы кривизны γ36 и γ40 кривых линий, изображающих в продольном сечении внутренние профили первичного кожуха и вторичного кожуха на их участках, расположенных между критическим сечением и сечением истечения, образуются методом аппроксимации производной второго порядка ординаты y данных кривых линий C36, С40 относительно осевого положения вдоль данной кривой линии или:

Согласно изобретению, данные радиусы кривизны γ36 и γ40 идентичны в абсолютной величине (один является положительным, а другой - отрицательным).

На фиг. 2B изображен пример практического осуществления соответствующих внутренних профилей первичного и вторичного кожухов сопла, представленного на фиг. 2A, с соблюдением условий идентичности их соответствующих радиусов кривизны γ36 и γ40.

Вначале в продольной плоскости проводится прямая линия D, образующая угол α с продольной осью 12 турбореактивного двигателя, причем данный угол α является конструктивным параметром. Например, угол α составляет от 75° до 80°.

Пересечение прямой линии D с внутренней обшивкой первичного кожуха 36 образует точку A. Расположенная на прямой линии D окружность Ω с центром O затем чертится таким образом, чтобы граничить с внутренней обшивкой первичного кожуха 36 (проходя, таким образом, через точку A). Диаметр данной окружности, а также угол α подбираются в зависимости от уширения сопла, необходимого для обеспечения эксплуатационных качеств двигателя (под термином «уширение» понимается соотношение между критическим сечением и сечением истечения сопла). Точкой, симметричной точке A относительно точки O, является точка B, расположенная на окружности.

Таким образом, проведена ось симметрии Δ; причем данная ось перпендикулярна прямой линии D и проходит через точку O. Таким образом, начертан симметричный элемент внутреннего профиля C36 первичного кожуха 36 относительно данной оси симметрии для образования внутреннего профиля C40 вторичного кожуха. Предпочтительно, существует, таким образом, симметрия (в продольном сечении) соответствующих внутренних профилей первичного кожуха и вторичного кожуха.

Кроме того, с углом α, составляющим от 75° до 80°, ось симметрии Δ образует угол, составляющий от 5° до 20°, с продольной осью 12 турбомашины.

После изображения, таким образом, внутренних профилей первичного и вторичного кожухов в продольной плоскости, показанной на фиг. 2B, производится полный оборот вокруг продольной оси 12 турбореактивного двигателя для образования таких же профилей на 360°.

Согласно примеру, описание которого приведено ранее, сопло относится к сужающемуся-расширающемуся типу на уровне вторичного канала. Безусловно, оно могло бы быть, в качестве альтернативного варианта, на уровне первичного канала, причем в этом случае условие идентичности кривых линий применялось бы к профилям центрального тела и расположенного против него первичного кожуха.

Похожие патенты RU2635863C2

название год авторы номер документа
РЕВЕРСЕР ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, ИМЕЮЩИЙ КРОМКУ ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ С ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ КРИВИЗНОЙ 1992
  • Феликс Каримали[Fr]
  • Мишель Жан Люсьен Легра[Fr]
RU2069782C1
СМЕСИТЕЛЬ ПОТОКОВ С ИЗМЕНЯЕМЫМ СЕЧЕНИЕМ ДЛЯ ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ СВЕРХЗВУКОВОГО САМОЛЕТА 2008
  • Дюссиллол Лоран Кристоф
  • Лонжевиль Оливье Ролан
  • Вюилльмен Александр Альфред Гастон
RU2450149C2
ТРУБА ДЛЯ ВЫПУСКА ГАЗОВ ИЗ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ ДВУХКОНТУРНОЙ КОНСТРУКЦИИ С СЕЧЕНИЕМ ОТВЕРСТИЯ ДЛЯ ВЫПУСКА ГАЗОВ ИЛИ ГОРЛОВИНЫ, ИЗМЕНЯЮЩИМСЯ ЗА СЧЕТ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ВТОРИЧНОГО ОБТЕКАТЕЛЯ, И ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2007
  • Шане Филипп
  • Зеггэ Камель
RU2435053C2
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И КРОНШТЕЙН СТАБИЛИЗАТОРА ПЛАМЕНИ ДЛЯ ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ 2007
  • Бюнель Жак Марсель
  • Паж Ален Пьер
  • Рош Жак Андре Мишель
  • Вюилльмено Ианн Франсуа Жан-Клод
RU2406033C2
УСТРОЙСТВО РЕВЕРСИРОВАНИЯ ТЯГИ ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ОТКЛОНЯЮЩИМИ ПОТОК ПРЕПЯТСТВИЯМИ, СВЯЗАННЫМИ С ПЕРВИЧНЫМ КОЖУХОМ 1997
  • Ги Бернар Вошель
RU2140558C1
СТАТОР АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И АВИАЦИОННЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2015
  • Шарбоннье Симон Пьер Клод
  • Перрье Маттье Иоанн
RU2706098C2
ГЕНЕРИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА В ТУРБОМАШИНЕ 2008
  • Фуко Ален
  • Жюшо Этьенн
  • Пьерро Арно
  • Русселэн Стефан
RU2470175C2
УСТРОЙСТВО РЕВЕРСИРОВАНИЯ ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ СО СТВОРКАМИ, УДЕРЖИВАЕМЫМИ В ОБВОДАХ ГОНДОЛЫ ДВИГАТЕЛЯ 1997
  • Пьер Андре Марсель Бодю
  • Патрик Гонидек
  • Паскаль Жерар Руие
  • Ги Бернар Вошель
RU2150594C1
УЗЕЛ ДВИГАТЕЛЯ САМОЛЕТА С ПОДВИЖНОЙ ГОНДОЛОЙ ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Журнад Фредерик
  • Ляфон Лоран
RU2472678C2
СОПЛО ВЫБРОСА ГАЗОВ И ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ МНОГОКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Бодар Гийом
  • Вюилльмен Александр Альфред Гастон
RU2575503C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 635 863 C2

Реферат патента 2017 года СУЖАЮЩЕЕСЯ-РАСШИРЯЮЩЕЕСЯ СОПЛО ТУРБОМАШИНЫ, ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И ТУРБОВИНТОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ

Сужающееся-расширяющееся сопло турбомашины содержит кольцевой центральный конструктивный элемент и кольцевой кожух, коаксиально размещенный вокруг центрального конструктивного элемента таким образом, чтобы ограничивать вместе с ним кольцевой канал потока газов двигателя. Между критическим сечением сопла и сечением истечения сопла наружный профиль центрального конструктивного элемента и внутренний профиль кожуха сформированы, в продольном сечении, посредством кривых линий, радиусы кривизны которых имеют значение производной второго порядка функции y(x), определяющей форму указанных кривых линий, относительно осевого положения вдоль соответствующей кривой линии. Соответствующие радиусы кривизны кривых линий идентичны по абсолютной величине. Другие изобретения группы относятся к двухконтурному турбореактивному двигателю и турбовинтовому двигателю, содержащему указанное выше сопло. Группа изобретений позволяет повысить аэродинамические характеристики сопла. 3 н. и 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 635 863 C2

1. Сужающееся-расширяющееся сопло турбомашины, содержащее кольцевой центральный конструктивный элемент (36) и кольцевой кожух (40), коаксиально размещенный вокруг центрального конструктивного элемента таким образом, чтобы ограничивать вместе с ним кольцевой канал (42) потока газов двигателя, причем между критическим сечением (44) сопла и сечением истечения (46) сопла наружный профиль центрального конструктивного элемента и внутренний профиль кожуха сформированы, в продольном сечении, посредством кривых линий (С36, С40), радиусы кривизны (γ36, γ40) которых имеют значение производной второго порядка функции y(x), определяющей форму указанных кривых линий (С36, С40), относительно осевого положения (x) вдоль соответствующей кривой линии, причем соответствующие радиусы кривизны (γ36, γ40) кривых линий (С36, С40) идентичны по абсолютной величине.

2. Сопло по п. 1, в котором, в продольном сечении, соответствующие внутренние профили центрального конструктивного элемента и кожуха симметричны относительно оси симметрии.

3. Сопло по п. 2, в котором ось симметрии наклонена относительно продольной оси (12) турбомашины и образует с ней угол, составляющий от 5° до 20°.

4. Двухконтурный турбореактивный двигатель, содержащий сужающееся-расширяющееся сопло по любому из пп. 1-3.

5. Турбовинтовой двигатель, содержащий сужающееся-расширяющееся сопло по любому из пп. 1-3.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2635863C2

Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей, под ред
В.М.Кудрявцева, Москва, "Высшая школа", 1967, стр
Букса для железнодорожного подвижного состава 1922
  • Аржаников А.М.
SU329A1
Способ гальванического снятия позолоты с серебряных изделий без заметного изменения их формы 1923
  • Бердников М.И.
SU12A1
В.Е.Алемасов, Теория ракетных двигателей, Москва, "Оборонгиз", 1963, стр
Льночесальная машина 1923
  • Чепуль Э.К.
SU245A1
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1
А.А.Иноземцев и др., Основы конструирования авиационных двигателей и энергетических установок, Москва, "Машиностроение", 2008, том 2, стр
Переставная шейка для вала 1921
  • Булгаков С.М.
SU309A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
US 4802629 A, 07.02.1989
GB 1447144 A, 25.08.1976
КОЛЬЦЕВОЕ СОПЛО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1991
  • Александер Т.Г.
  • Ключников А.Н.
  • Ульянов Ю.П.
  • Паламарчук В.П.
RU2007607C1

RU 2 635 863 C2

Авторы

Лейко Маттье

Бертюши Жан

Гайо Матье

Даты

2017-11-16Публикация

2012-12-04Подача