Изобретение относится к области транспортирования и хранения моторных топлив. Может быть использовано для одновременного транспортирования двух видов топлива в боевых условиях, при которых высока вероятность нарушения герметичности контейнера из-за пробоя корпуса предметами с высокой кинетической энергией, с целью минимизации потерь продукции и предупреждения нежелательных последствий разгерметизации контейнера.
Существует образец бронированной транспортной машины для перевозки жидкого углеводородного топлива (РФ №2403157), который состоит из шасси, блока транспортирования, блока временного хранения и раздачи топлива, а также сливного и наливного оборудования. Блок транспортирования и временного хранения (раздачи) топлива - бронированы. На верхней поверхности емкости выполнен люк технического обслуживания с герметичной крышкой, и второй такой же люк, в который вмонтирована заливная горловина, ограничитель уровня налива, дыхательное устройство и датчик уровня жидкости. В нижней части емкости установлены отстойник и донный клапан, соединяющий емкость с напорной и всасывающей магистралью, предназначен для закрытого (защищенного) нижнего залива/слива горючего.
Машина относится к транспортному средству, предназначенному для перевозки жидких грузов, и может быть использована для транспортировки, кратковременного хранения и дозаправки топливом вооружения и военной техники в ходе выполнения ими боевых задач в различных природно-климатических условиях. К недостаткам описанной машины можно отнести применение только в условиях воздушного десантирования войск, малый объем транспортируемого топлива, а также высокую массу образца.
Известна также (RU, патент №2294519) многоцелевая военно-гусеничная машина, которая может быть выполнена в виде тяжелого бронетранспортера, машины огневой поддержки, командно-штабной машины, машины для подвоза боеприпасов, а также бронированного топливозаправщика. Конструкция данной многоцелевой гусеничной машины применительно к использованию в качестве бронированного топливозаправщика не раскрыта. Описанная машина предназначена для заправки вооружения и военной техники в ходе выполнения ими боевых задач, имеет большую массу и малый объем транспортируемого топлива. Топливная емкость конструктивно неотделима от шасси.
Общим недостатком приведенных выше образцов техники является их узконаправленность применения каждого из них, что выявлено и описано в ходе опытной эксплуатации этих технических средств. При выходе из строя базового шасси потребуется техника с аналогичными параметрами по грузоподъемности для перегрузки и доставки конечному потребителю транспортируемого топлива.
Известна также контейнер-цистерна (РФ №2036121), которая содержит емкость, расположенную между двумя торцевыми рамами с основанием, продольными и поперечными каналами для фиксации вилок электропогрузчика и отверстиями для ввода фиксирующих элементов.
Известна транспортабельная система емкостей для текучих продуктов (РФ №2528972), содержащая две емкости, расположенные последовательно в ряд на раме транспортного средства и обращенные друг к другу передними днищами, каждая из которых выполнена в виде контейнер-цистерны с раздельными отсеком верхнего налива-слива с арматурой верхнего налива-слива и отсеком смотрового люка в верхней части цистерны. Упомянутые отсеки снабжены технологическими отверстиями для установки дополнительного технологического оборудования, заглушенными в нерабочем состоянии. Каждая цистерна может быть снабжена отсеком нижнего налива-слива с соответствующей арматурой. Система оборудована средством доступа к верхней части каждой цистерны со стороны торцевого днища цистерны в виде лестницы, установленной на раме, а также дополнительную лестницу, установленную на передней торцовой стороне рамы.
Наиболее близким к изобретению, принимаемым за прототип, является контейнер для транспортирования горючего (RU №2315703 С1, 15.06.1994), состоящий из герметичного корпуса с расположенной в нем внутренней цилиндрической емкостью с образованием межстенного пространства, заполненного жидкостью, цилиндрическая емкость оснащена заливной арматурой, включающей, в том числе, и устройство слива-налива.
Описанные выше технические решения, предназначенные для перевозки жидких грузов, имеют низкий уровень сопротивления быстролетящим твердым телам, пулям, осколкам, твердым частицам грунта. Утолщение обечайки повлечет увеличение массы и стоимости изготовления, а в целом, и на логистику и обслуживание этих технических средств.
Технической задачей изобретения является создание контейнера для транспортирования горючего, имеющего высокий уровень сопротивляемости пробою корпуса предметами с высокой кинетической энергией (пули, осколки), для универсальных автомобильных шасси.
Техническая задача решается за счет того, что контейнер для транспортирования горючего, состоящий из герметичного корпуса, покрытого изнутри энергопоглотителем, двух внутренних параллельных емкостей, размещенных в корпусе с образованием межстенного с корпусом пространства, магистралей наполнения и опорожнения емкостей, при этом емкости размещены в гелевой оболочке и закреплены пружинно-амортизирующими опорами и роликовыми держателями. Кроме того, межстенное пространство заполнено жидким составом со сдвинутыми деформационными характеристиками, вязкость которого зависит от градиента скорости, при пробое корпуса контейнера и проникновении в его состав предмета с высокой кинетической энергией (пули, осколка) его вязкость мгновенно повышается до упруго-твердого или твердого состояния, тем самым гася его пробивную способность за счет перераспределения энергии на всю площадь межстенного пространства и объема энергопоглотителей, в случае пробоя первого уровня защиты. Цилиндрические емкости, имея запас подвижности, в момент соприкосновения с инородным предметом, меняют угловое положение и вызывают рикошет.
На фиг. 1 представлен эскиз транспортного контейнера для горючего, где изображены: поз. 1 - герметичный корпус; поз. 2 - две параллельно расположенные, подвижные цилиндрические емкости в гелевой оболочке; поз. 3 - пружинно-амортизирующие опоры; поз. 4 - роликовый держатель; поз. 5 – магистрали наполнения и опорожнения емкостей; поз. 6 - межстенное пространство; поз. 7 - состав со сдвинутыми деформационными характеристиками; поз. 8 - фитинг; поз. 9 - энергопоглотитель.
Корпус контейнера следует выполнить из металла, цилиндрические подвижные емкости из высокопрочных композитных материалов. Энергопоглотители могут быть выполнены из пенополиуретана высокой плотности или пористого металла. Слой геля должен обеспечить подвижность емкостей при резком изменении состояния состава со сдвинутыми деформационными характеристиками, который при взаимодействии с транспортируемым топливом или атмосферным воздухом должен быстро густеть и локально твердеть с образованием «пробки». Примерная вместимость транспортного контейнера составляет 7,5 м куб. При необходимости контейнер может оснащается технологическим отсеком, позволяющим выполнять заданный объем операций. Заполнение и опорожнение емкостей осуществляется закрытым способом. Контейнер может устанавливаться на универсальное автомобильное шасси, краном или системой мультилифт.
Предлагаемая конструкция работает следующим образом: при пробое герметичного корпуса 1, оснащенного фитингами 8, и проникновении предмета с высокой кинетической энергией (пули, осколка) в состав 7 со сдвинутыми деформационными характеристиками, которым заполнено межстенное пространство 6, вязкость состава мгновенно повышается до упруго-твердого или твердого состояния, что позволяет перераспределить энергию на всю площадь внутреннего пространства, включая закрепленные там энергопоглотители 9, тем самым погасить пробивную способность. В случае прохождения предмета сквозь состав 7 со сдвинутыми деформационными характеристиками и при соприкосновении с подвижными цилиндрическими емкостями 2 в гелевой оболочке, которые уложенными на роликовые держатели 4, закреплены пружинно-амортизирующими опорами 3 и соединены с аппаратурой нормального функционирования, включающей магистрали 5 для наполнения и опорожнения, последние, имея запас подвижности, в момент соприкосновения меняют угловое положение вызывая рикошет предмета (пули, осколка).
Использование предлагаемого изобретения позволит повысить пробивную стойкость и надежность транспортных контейнеров для перевозки горючего, а также производить дозаправку топливом вооружения и военной техники без его потерь в ходе выполнения боевых задач. Для доставки горючего конечным потребителям открываются возможности для использования универсального автомобильного шасси, что в целом позволит снизить затраты на транспортную логистику.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БРОНИРОВАННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ МАШИНА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЖИДКОГО УГЛЕВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА | 2007 |
|
RU2403157C2 |
КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА | 2006 |
|
RU2315703C1 |
ТРАНСПОРТАБЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЕМКОСТЕЙ ДЛЯ ТЕКУЧИХ ПРОДУКТОВ | 2013 |
|
RU2528972C1 |
МОБИЛЬНЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ЗАПРАВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС | 2014 |
|
RU2577431C1 |
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКТ ЗАПРАВКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2022 |
|
RU2792456C1 |
Заправочный комплекс для обслуживания и работы автозаправочных станций (АЗС) с вертикальной фиксацией резервуарных блоков, указанная АЗС, сменный резервуарный блок для неё | 2019 |
|
RU2725350C1 |
МОДУЛЬ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ | 2021 |
|
RU2762703C1 |
БРОНИРОВАННЫЙ АВТОМОБИЛЬ | 2012 |
|
RU2514637C1 |
СПОСОБ КОМПОНОВКИ И МОНТАЖА ВИНТОВЫМ ЗАГЛУБЛЕНИЕМ ВЕРТИКАЛЬНЫХ БЛОКОВ МОНОБЛОЧНОЙ/МУЛЬТИБЛОЧНОЙ АВТОЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ | 2015 |
|
RU2604763C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ВОДЫ В РЕГИОНАХ С НИЗКОЙ ТЕМПЕРАТУРОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В АВТОНОМНОМ РЕЖИМЕ | 2020 |
|
RU2767569C1 |
Контейнер для транспортирования горючего состоит из герметичного корпуса, покрытого изнутри энергопоглотителем, двух внутренних параллельных емкостей, размещенных в корпусе с образованием межстенного с корпусом пространства, магистралей наполнения и опорожнения емкостей. Емкости размещены в гелевой оболочке и закреплены пружинно-амортизирующими опорами и роликовыми держателями. Межстенное пространство заполнено жидким составом со сдвинутыми деформационными характеристиками, вязкость которого зависит от градиента скорости. Контейнер обладает высокой сопротивляемостью пробою корпуса летящими предметами с высокой кинетической энергией. 1 ил.
Контейнер для транспортирования горючего, состоящий из герметичного корпуса, покрытого изнутри энергопоглотителем, двух внутренних параллельных емкостей, размещенных в корпусе с образованием межстенного с корпусом пространства, магистралей наполнения и опорожнения емкостей, при этом емкости размещены в гелевой оболочке и закреплены пружинно-амортизирующими опорами и роликовыми держателями, а межстенное пространство заполнено жидким составом со сдвинутыми деформационными характеристиками, вязкость которого зависит от градиента скорости.
ЦИСТЕРНА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЖИДКОСТИ | 1995 |
|
RU2077462C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1990 |
|
RU2014263C1 |
US 5220823 A, 22.06.1993 | |||
ДРЕНАЖНЫЙ НАСОС И СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА БАРАБАННОГО ТИПА, СОДЕРЖАЩАЯ ТАКОЙ НАСОС | 2005 |
|
RU2291923C1 |
Авторы
Даты
2017-12-11—Публикация
2016-02-09—Подача