Изобретение относится к военной технике, а именно к бронированным эвакуационным машинам, выполненным с использованием механизмов и узлов моторно-трансмиссионного отделения и ходовой части, а также с использованием систем жизнеобеспечения и защиты, которые применяются для эвакуации поврежденных автомобильных средств заправки и транспортирования горючего (далее АСЗТГ).
Известна бронированная ремонтно-эвакуационная машина (Патент РФ RU №6883 U1, «Бронированная ремонтно-эвакуационная машина») [1], содержащая базовое шасси танка с его основными узлами, агрегатами, системами жизнеобеспечения, силовой установкой с трансмиссией и устройством отбора мощности, ходовой частью, размещенными в броневом корпусе, образованном верхним и нижним носовыми листами, задним кормовым листом, левым и правым бортами с надгусеничными полками, днищем и крышей, оснащенными подбоем противорадиационной защиты, разделенным передней и задней перегородками на отделение управления с сиденьями экипажа и аппаратурой контроля и управления, машинное отделение и моторно-трансмиссионное отделение и оборудованным гидравлическим грузоподъемным краном с выносной стрелой, шарнирно закрепленной на опорно-поворотном устройстве и оснащенной грузовым тросом с грузозахватным крюком, установленной в машинном отделении гидравлической основной тяговой лебедкой с намоточным и тяговым барабанами под трос с выведенным его концом наружу корпуса, гидравлической вспомогательной лебедкой, закрепленным на носу корпуса отвалом-бульдозером с гидроприводами подъема-опускания, средство самообороны и дымомаскировки, трубу-лаз для подводного вождения машины, аппаратуру для сварки и резки, основную и резервную насосные станции, инструмент и приспособления с запасными частями для собственного ремонта, грузовую платформу со съемными контейнерами с запасными частями для ремонта танка.
Также известна бронированная ремонтно-эвакуационная машина (Патент РФ RU №2155927 С2, «Бронированная ремонтно-эвакуационная машина») [2], содержащая корпус с крышей, опорно-поворотное устройство крана, включающее шариковую поворотную опору с двумя рядами шариков и колонну, механизм поворота и гидроколлектор, при этом шариковая поворотная опора снабжена кольцом с размещенным в нем радиальным сферическим подшипником и опорой, установленной на борту указанной машины, причем кольцо закреплено в расточке, выполненной в крыше корпуса машины для шарнирного соединения колонны опорно-поворотного устройства, размещенной в указанном подшипнике, а закрепленная на упомянутой колонне шариковая поворотная опора соединена с опорой, установленной на борту машины, при этом дорожки качения колец нижнего ряда шариков поворотной опоры выполнены со скосом, а радиальный зазор верхнего ряда шариков меньше нижнего, кроме того, в кольце опорно-поворотного устройства выполнено окно для установки механизма поворота.
Вышеописанные конструкции имеют существенный недостаток, выраженный в том, что указанные бронированные ремонтно-эвакуационные машины не имеют внутри своего корпуса емкость для горючего и насос для откачки горючего из цистерн, поврежденных автотопливозаправщиков или автомаслозаправщиков. При повреждении у автотопливозаправщика ходовой части, в частности колес, а также в случае повреждения противником цистерны автотопливозаправщика стрелковым оружием, часть горючего вытекает из образовавшихся отверстий, а часть остается в цистерне и, следовательно, такой автотопливозаправщик необходимо безопасно эвакуировать из района ведения боевых действий к месту последующего ремонта. При перемещении на жесткой или гибкой сцепке поврежденного автотопливозаправщика к месту ремонта на конструкцию цистерны начинают действовать дополнительные нагрузки, которые появляются от больших перемещений центра масс оставшегося горючего. Что в свою очередь существенно снижает устойчивость буксируемого поврежденного автотопливозаправщика, особенно при повреждении колес и наличии уклона в ту или иную сторону. При этом энергию продольных перемещений горючего значительно гасят волнорезы, расположенные внутри поврежденной цистерны. А наиболее опасными являются поперечные перемещения горючего внутри неполной поврежденной цистерны автотопливозаправщика, которые с большой долей вероятности при эвакуации могут привести к срыву цистерны или опрокидыванию поврежденного автотопливозаправщика, что может значительно усложнить его эвакуацию и последующий ремонт. Результаты практических испытаний показывают, что автотопливозаправщики могут опрокидываться даже без повреждений и соблюдения ограничения скорости при движении по криволинейным траекториям. Опасность представляют входы в затяжные повороты. Этот недостаток существенно влияет на весь комплекс мероприятий связанный с эвакуацией поврежденного автотопливозаправщика к месту ремонта.
Наиболее близким прототипом является бронированная эвакуационная машина технических средств службы горючего (Патент РФ RU №221096 U1, «Бронированная эвакуационная машина технических средств службы горючего») [3], содержащая бронированный корпус, ходовую часть, двигатель, трансмиссию, при этом цистерна и насос перекачки высокой производительности зафиксированы внутри бронированного корпуса тяжелой универсальной гусеничной платформы и жестко соединены между собой технологическим трубопроводом.
Существенным недостатком данного технического средства является отсутствие возможности быстрой эвакуации поврежденного автотопливозаправщика на жесткой или гибкой сцепке, у которого сильно повреждена или оторвана от автомобильного базового шасси передняя ось, в случае подрыва или применения противником крупнокалиберного оружия.
Технической задачей изобретения является обеспечение возможности беспрепятственной эвакуации поврежденного автотопливозаправщика, у которого помимо прочего сильно повреждена или оторвана от автомобильного базового шасси передняя ось, без воздействия дополнительных негативных факторов, связанных с возникновением гидродинамических нагрузок оставшегося горючего в цистерне при эвакуации поврежденного автотопливозаправщика, которые действуют на цистерну, установленную на поврежденном автотопливозаправщике.
Техническая задача достигается использованием бронированной эвакуационной машины АСЗТГ, содержащей установленные внутри бронированного корпуса цистерну, насос перекачки высокой производительности для откачки остатков горючего из цистерны поврежденного автотопливозаправщика и технологический трубопровод. При этом цистерна и насос перекачки высокой производительности устанавливаются на базу тяжелой универсальной гусеничной платформы, как вариант, Т-15 «Армата», а в кормовой части бронированного корпуса жестко зафиксировано устройство частичной погрузки грузового автомобиля, содержащее рамы, П-образный наклонный металлический элемент, опорный элемент и вилки.
Техническая задача решена за счет того, что бронированная эвакуационная машина АСЗТГ состоит из бронированного корпуса, ходовой части, двигателя, трансмиссии и устройства частичной погрузки грузового автомобиля, при этом цистерна и насос перекачки высокой производительности зафиксированы внутри бронированного корпуса тяжелой универсальной гусеничной платформы, и жестко соединены между собой технологическим трубопроводом, а устройство частичной погрузки, жестко зафиксированное в кормовой части бронированного корпуса, состоит из рам, П-образного наклонного металлического элемента, опорного элемента и вилок.
Бронированная эвакуационная машина АСЗТГ поясняется фиг.1, фиг.2, фиг.3, фиг.4, фиг.5, фиг.6 и фиг.7.
На фиг.1 представлена бронированная эвакуационная машина АСЗТГ вид сбоку, где обозначено: поз.1 - бронированный корпус; поз.2 - гусеничная лента; поз.3 - опорный каток; поз.4 - люк; поз.19 - П-образный наклонный металлический элемент; поз.20 - опорный элемент; поз.21 - вилка.
На фиг.2 представлена бронированная эвакуационная машина АСЗТГ вид сзади, где обозначено: поз.1 - бронированный корпус; поз.2 - гусеничная лента; поз.4 - люк; поз.6 - задняя дверь; поз.17 - буксировочные крюки; поз.18 - петля; поз.19 - П-образный наклонный металлический элемент; поз.20 - опорный элемент.
На фиг.3 представлена бронированная эвакуационная машина АСЗТГ вид сверху, где обозначено: поз.1 - бронированный корпус; поз.4 - люк; поз.5 - отверстие; поз.19 - П-образный наклонный металлический элемент; поз.20 - опорный элемент; поз.21 - вилка.
На фиг.4 представлено расположение технологического оборудования внутри бронированной эвакуационной машины АСЗТГ, устройство частичной погрузки грузового автомобиля в рабочем положении, вид сверху, где обозначено: поз.1 - бронированный корпус; поз.6 - задняя дверь; поз.7 - цистерна; поз.8 - горловина; поз.9 - механический дыхательный клапан; поз.10 - крышка горловины; поз.11 - насос; поз.12 - технологический трубопровод; поз.13 - напорный патрубок; поз.14 - всасывающий патрубок; поз.15 - задвижка на всасывающей магистрали трубопровода; поз.16 - задвижка на напорной магистрали трубопровода; поз.19 - П-образный наклонный металлический элемент; поз.20 - опорный элемент; поз.21 - вилка; поз.22 - рама.
На фиг.5 представлено расположение технологического оборудования внутри бронированной эвакуационной машины АСЗТГ вид сзади, задняя дверь открыта, где обозначено: поз.1 - бронированный корпус; поз.2 - гусеничная лента; поз.4 - люк; поз.6 - задняя дверь; поз.11 - насос; поз.12 - технологический трубопровод; поз.13 - напорный патрубок; поз.14 - всасывающий патрубок; поз.17 - буксировочные крюки; поз.19 - П-образный наклонный металлический элемент; поз.20 - опорный элемент.
На фиг.6 представлено устройство частичной погрузки грузового автомобиля бронированной эвакуационной машины АСЗТГ, где обозначено: поз.1 - бронированный корпус; поз.6 - задняя дверь; поз.18 - петля; поз.19 - П-образный наклонный металлический элемент; поз.20 - опорный элемент; поз.21 - вилка; поз.22 - рама.
На фиг.7 представлен процесс эвакуации поврежденного автотопливозаправщика у которого оторвано переднее колесо с использованием устройства частичной погрузки грузового автомобиля бронированной эвакуационной машины АСЗТГ, где обозначено: поз.1 - бронированный корпус; поз.2 - гусеничная лента; поз.3 - опорный каток; поз.4 - люк; поз.19 - П-образный наклонный металлический элемент; поз.20 - опорный элемент; поз.21 - вилка.
Предлагается, что экипаж бронированной эвакуационной машины АСЗТГ будет составлять два человека, механик-водитель и оператор насосной установки.
В качестве шасси предлагается использовать, как вариант, перспективную российскую бронированную машину на базе тяжелой универсальной гусеничной платформы «Армата» Т-15.
Бронированная эвакуационная машина АСЗТГ содержит бронированный корпус (1), люк (4), расположенный сверху корпуса (1). В задней части корпуса расположены задняя дверь (6), зафиксированная петлями (18), буксировочные крюки (17) и устройство частичной погрузки грузового автомобиля, которое состоит из рам (22), П-образного наклонного металлического элемента (19), опорного элемента (20) и вилок (21). Также корпус имеет опорные катки (3) на которые одета гусеничная лента (2). Внутри бронированного корпуса (1) установлена цистерна (7) и насос (11) высокой производительности. Цистерна (7) имеет горловину (8), на которой, в свою очередь размещены крышка горловины (10) и механический дыхательный клапан (9). При этом цистерна (7) и насос (11) высокой производительности жестко соединены технологическим трубопроводом (12), который содержит напорный патрубок (13), всасывающий патрубок (14), задвижку на всасывающей магистрали трубопровода (15) и задвижку на напорной магистрали трубопровода (16). Сверху люка (4) имеется отверстие (5) для отвода паров горючего.
П-образный наклонный металлический элемент (19) шарнирно закреплен к рамам (22), зафиксированным сзади к бронированному корпусу (1), а опорный элемент (20) с зафиксированными сварным соединением вилками (21) в свою очередь прикреплен сварным соединением к П-образному наклонному металлическому элементу (19).
Бронированная эвакуационная машина АСЗТГ работает следующим образом: при поступлении информации о необходимости эвакуации поврежденного автотопливозаправщика из района ведения боевых действий, бронированная эвакуационная машина АСЗТГ выдвигается к месту эвакуации. При обнаружении в цистерне поврежденного автотопливозаправщика остатков горючего оператор насосной установки к всасывающему патрубку (14) технологического трубопровода (12) подсоединяет резинотканевый рукав, другой конец которого подсоединяется к сливному патрубку цистерны поврежденного автотопливозаправщика. Механик-водитель через раздаточную коробку при заведенной силовой установке включает насос (11) высокой производительности. После чего оператор насосной установки перекрывает задвижку (15) и открывает задвижку (16), при этом напорный патрубок (13) заглушен, далее происходит процесс перекачки горючего из цистерны поврежденного автотопливозаправщика в цистерну (7) бронированной эвакуационной машины АСЗТГ. После перекачки горючего оператор насосной установки отсоединяет резинотканевый рукав от всасывающего патрубка (14) бронированной эвакуационной машины АСЗТГ и от сливного патрубка цистерны, поврежденного автотопливозаправщика, одевает заглушку на всасывающий патрубок (14), а механик-водитель, в случае если поврежденный автотопливозаправщик может эвакуироваться при помощи жесткой или гибкой сцепки фиксирует его к буксировочным крюкам (17) бронированной эвакуационной машины АСЗТГ. В случае, если у поврежденного автотопливозаправщика сильно повреждена передняя ось или передняя ось оторвана от автомобильного базового шасси и нет возможности эвакуировать его с помощью жесткой и гибкой сцепки, механик-водитель опускает П-образный наклонный металлический элемент (19) устройства частичной погрузки автомобиля, таким образом, чтобы при движении задним ходом вилки (21), зафиксированные на опорном элементе (20), зашли под переднюю часть автомобильного базового шасси поврежденного автотопливозаправщика. Затем механик-водитель немного приподнимает П-образный наклонный металлический элемент (19) до тех пор, пока не приподнимет переднюю часть поврежденного автотопливозаправщика от поверхности земли, а на поверхности земли не окажутся только задние колеса. После чего осуществляется эвакуация поврежденного автотопливозаправщика из района ведения боевых действий к месту последующего ремонта, при этом пары горючего, скапливающиеся в цистерне (7) при наполнении и транспортировании горючего, отводятся через механический дыхательный клапан (9), и для отвода паров горючего из корпуса (1) бронированной эвакуационной машины АСЗТГ в люке (4) имеется отверстие (5).
При этом у шасси тяжелой универсальной гусеничной платформы в отличии от грузовых автомобилей-эвакуаторов отсутствует возможность «отрыва» переднего моста от поверхности земли и зависания в воздухе при эвакуации неисправного или поврежденного автотопливозаправщика, размещенного на устройстве частичной погрузки грузового автомобиля в кормовой части тягача при движении вверх по уклону.
После эвакуации поврежденного автотопливозаправщика к месту ремонта, горючее из цистерны (7) сливается в другой автотопливозаправщик или на склад горючего, при этом оператор насосной установки перекрывает задвижку (16), открывает задвижку (15) и снимает заглушку с патрубка (13) напорной магистрали технологического трубопровода (12). Опустошив цистерну (7) от горючего бронированная эвакуационная машина убывает к месту стоянки или к месту следующей эвакуации поврежденного автотопливозаправщика.
Особенность бронирования данной бронированной эвакуационной машины АСЗТГ заключается в расположении экипажа с органами управления в изолированной бронекапсуле, отделенной от остальной части бронированной переборкой. Отсек моторно-трансмиссионного отделения также отделен бронированной переборкой от технологического оборудования. Предположительно это делает бронированную эвакуационную машину АСЗТГ необычайно живучей даже в случае множественных повреждений брони («Армата (универсальная боевая платформа» [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Армата_(универсальная боевая платформа)) [4].
Для комбинированной многослойной брони предлагается использовать новую бронесталь, как вариант 44С-св-Ш электрошлакового переплава с керамическими вставками. Броня с керамическими вставками поглощает энергию снаряда за счет разрушения керамического элемента и перемещения остальных керамических элементов в плоскости брони, что приводит к преобразованию осевого ударного импульса в импульс в плоскости брони [4].
Сборка бронированной эвакуационной машины АСЗТГ предусматривает предварительную установку и жесткую фиксацию цистерны (7), насоса (11) высокой производительности и технологического трубопровода (12) на шасси тяжелой универсальной гусеничной платформы, как вариант, «Армата» Т-15, имеющей опорные катки (3) и надетые на них гусеничные ленты (2). После чего сваривается герметичный бронированный корпус (1), который защищает технологическое оборудование и экипаж бронированной эвакуационной машины АСЗТГ при эвакуации поврежденного автотопливозаправщика из района ведения боевых действий к месту ремонта. А сзади бронированного корпуса (1) сварным соединением жестко фиксируются рамы (22) устройства частичной погрузки грузового автомобиля, к которым затем на шарнирных элементах подсоединяется П-образный наклонный металлический элемент (19), на котором при помощи сварного соединения размещается опорный элемент (20) с вилками (21).
Таким образом, представленная бронированная эвакуационная машина АСЗТГ имеет относительно простую и надежную конструкцию, обладает новизной и новыми техническими характеристиками и существенно отличается от прототипов обеспечивая возможность эвакуации поврежденного автотопливозаправщика из района ведения боевых действий, у которого помимо прочего сильно повреждена или оторвана от автомобильного базового шасси передняя ось, без воздействия дополнительных негативных факторов, связанных с возникновением гидродинамических нагрузок оставшегося горючего в цистерне при буксировке поврежденного автотопливозаправщика, которые действуют на цистерну, установленную на автотопливозаправщике. Данная бронированная эвакуационная машина АСЗТГ может быть использована в ремонтных подразделениях Вооруженных сил Российской Федерации или других силовых структурах при эвакуации поврежденного автотопливозаправщика из района ведения боевых действий к месту последующего ремонта, предварительно выкачав, при наличии, остатки горючего из его цистерны.
Список использованной литературы:
1. Патент РФ RU №6883 U1, «Бронированная ремонтно-эвакуационная машина»;
2. Патент РФ RU №2155927 С2, «Бронированная ремонтно-эвакуационная машина»;
3. Патент РФ RU №221096 U1, «Бронированная эвакуационная машина технических средств службы горючего»;
4. «Армата (универсальная боевая платформа» [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Армата_(универсальная боевая платформа).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Многофункциональный секционный автотопливозаправщик | 2022 |
|
RU2797524C1 |
Мультиагентный робототехнический поисково-спасательный комплекс | 2021 |
|
RU2773987C1 |
Наземный роботизированный комплекс | 2023 |
|
RU2819223C1 |
БРОНИРОВАННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ МАШИНА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЖИДКОГО УГЛЕВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА | 2007 |
|
RU2403157C2 |
БРОНИРОВАННАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ДОРОЖНАЯ МАШИНА | 2010 |
|
RU2440547C1 |
Унифицированная моторно-трансмиссионная установка боевой машины | 2019 |
|
RU2725096C1 |
МОДУЛЬНЫЙ БРОНЕАВТОМОБИЛЬ | 2022 |
|
RU2801086C1 |
Гусеничный топливомаслозаправщик | 2020 |
|
RU2750209C1 |
БРОНИРОВАННАЯ ЭВАКУАЦИОННО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СОЧЛЕНЕННАЯ МАШИНА | 1999 |
|
RU2153997C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БРОНИРОВАННОГО КУНГа ПАНЕЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ | 2011 |
|
RU2492405C1 |
Изобретение относится к военной технике, а именно к бронированным эвакуационным машинам, выполненным с использованием механизмов и узлов моторно-трансмиссионного отделения и ходовой части. Бронированная эвакуационная машина содержит установленные внутри бронированного корпуса цистерну, насос перекачки высокой производительности для откачки остатков горючего из цистерны поврежденного автотопливозаправщика и технологический трубопровод. В кормовой части бронированного корпуса жестко зафиксировано устройство частичной погрузки грузового автомобиля, содержащее рамы, П-образный наклонный металлический элемент, опорный элемент и вилки. Цистерна и насос перекачки высокой производительности зафиксированы внутри бронированного корпуса. Достигается возможность беспрепятственной эвакуации поврежденного автотопливозаправщика. 7 ил.
Бронированная эвакуационная машина автомобильных средств заправки и транспортирования горючего, содержащая бронированный корпус, ходовую часть, двигатель, трансмиссию и зафиксированные внутри бронированного корпуса цистерну и насос высокой производительности, жестко соединенные между собой технологическим трубопроводом, отличающаяся тем, что в кормовой части бронированного корпуса жестко зафиксировано устройство частичной погрузки грузового автомобиля, включающее в себя рамы, П-образный наклонный элемент, опорный элемент и вилки.
УСТРОЙСТВО для АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМА КОНТАКТНОЙ СВАРКИ | 0 |
|
SU210967A1 |
0 |
|
SU221096A1 | |
US 6073953 A1, 13.06.2000 | |||
US 2008106063 A1, 08.05.2008. |
Авторы
Даты
2024-10-21—Публикация
2023-12-26—Подача