Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины Российский патент 2017 года по МПК F01D25/26 

Описание патента на изобретение RU2639399C1

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции компенсаторов относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашин.

В качестве наиболее близкого аналога выбран компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины, содержащий жестко закрепленный на внутреннем корпусе полый элемент, проходящий через внутренний и внешний корпуса, подвижное соединение, установленное на внешнем корпусе и включающее кольцевой элемент и средство соединения кольцевого элемента с полым элементом.

/RU 2548235, F01D 25/26, 20.04.2015/ - прототип.

Недостатками известного компенсатора являются недостаточная прочность мембраны, в результате разрушения которой теряется герметичность.

Задачей заявленного изобретения является создание компенсатора относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины, лишенного вышеприведенных недостатков.

Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленного изобретения, является обеспечение достаточной герметичности в месте подвижного соединения и увеличение ресурса компенсатора.

Ожидаемый технический результат достигается тем, что компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины содержащит жестко закрепленный на внутреннем корпусе полый элемент, проходящий через внутренний и внешний корпуса, подвижное соединение, установленное на внешнем корпусе и включающее кольцевой элемент и средство соединения кольцевого элемента с полым элементом, по предложению средство соединения выполнено в виде сферической втулки, охватывающей полый элемент и образующей с кольцевым элементом сферический шарнир, а с полым элементом - телескопическое соединение, при этом средство соединения снабжено средством для совместного перемещения полого элемента, кольцевого элемента и сферической втулки. Кольцевой элемент содержит поясок и проточку. Подвижное соединение образовано фланцем стакана, на который жестко установлена крышка с образованием полости, в которую заключен поясок кольцевого элемента. Средство для совместного перемещения полого элемента, кольцевого элемента и сферической втулки выполнено в виде фиксирующего кольца, установленного между втулкой и кольцевым элементом, упругого разрезного кольца, установленного в проточке кольцевого элемента и контактирующего с винтом, установленным в радиальном отверстии кольцевого элемента. По меньшей мере, одна из торцевых поверхностей упругого разрезного кольца выполнена скошенной.

Такое конструктивное исполнение позволяет за счет возможности кольцевого элемента смещаться в плоскости пояска и тем самым компенсировать основное сдвиговое перемещение внутреннего корпуса относительно внешнего корпуса. Смещения корпусов в направлении вдоль оси компенсатора, и перекосы полого элемента компенсатора относительно плоскости пояска компенсируются телескопическим соединением, реализованным между полым элементом и сферической втулкой и сферическим шарниром, образованным сферической втулкой, кольцевым элементом и фиксирующим кольцом. При этом фиксирующее кольцо выполняет функцию уплотнения за счет поджатия его к двум другим деталям. Поджатие осуществляет упругое запорное кольцо за счет своей формы, а именно, одной скошенной торцевой поверхности. Реализация сферического шарнира и телескопического соединения снижает нагрузки на элементы компенсатора, тем самым снижая износ трущихся поверхностей, обеспечивая герметичность мест соединений и увеличивая ресурс компенсатора.

Сущность настоящего изобретения поясняется фигурами 1-3.

На фиг. 1 представлен продольный разрез заявленного компенсатора перемещений внутреннего корпуса относительно внешнего корпуса турбомашины.

На фиг. 2 - элементы внешнего корпуса.

На фиг. 3 представлен увеличенный вид А.

Компенсатор относительных перемещений внутреннего 1 и внешнего 2 корпусов турбомашины, содержащий полый герметичный элемент 3, проходящий сквозь последние и жестко закрепленный на внутреннем корпусе 1, например, болтовым соединением, при этом полый элемент 3 выполнен жестким, а на его наружной поверхности со стороны внешнего корпуса 2 установлена сферическая втулка 4 со сквозным отверстием под него в центральной части, при этом сферическая втулка 4 заключена в кольцевой элемент 5, содержащий поясок 6 и проточку 7. На внешнем корпусе 2 жестко установлен стакан 8, например, посредством болтового соединения, содержащий фланец 9, на котором закреплена крышка 10. А между кольцевым элементом 5 и сферической втулкой 4 установлено фиксирующее кольцо 11, поджимаемое к последним упругим разрезным кольцом 12, установленным в проточку 7. Для реализации большего поджатия в кольцевой элемент 5 установлен винт 13 в радиальном отверстии 14, выполненном напротив проточки 7. При этом винт 13 контактирует с упругим разрезным кольцом 12. Фланец 9 образует с крышкой 10 полость 15, в которую заключен поясок 6 кольцевого элемента 5.

Сборка заявленного изобретения осуществляется в следующей последовательности.

На внешний корпус 2 устанавливается стакан 8. Сферическую втулку 4 заводят в кольцевой элемент 5, далее устанавливают последовательно винт 13, фиксирующее кольцо 11, упругое разрезное кольцо 12. После чего для большего прижатия фиксирующего кольца 11 вкручивают винт 13, сжимая упругое разрезное кольцо 12. Собранную конструкцию помещают в стакан 8 таким образом, чтобы поясок 6 контактировал с фланцем 9, и на последний устанавливают крышку 10. Далее в сферическую втулку 4 заводят полый элемент 3. Во внешний корпус 2 заводят внутренний корпус 1. Совмещают полый элемент 3 с местом крепления на внутреннем корпусе 1 и жестко крепят посредством болтового соединения.

При работе турбомашины в результате действия эксплуатационных нагрузок и неравномерного нагрева происходит относительное смещение корпусов, в частности внутреннего корпуса 1 относительно внешнего корпуса 2. Подобное поведение корпусов 1, 2 турбомашины в процессе работы требует компенсации относительных перемещений для сохранения работоспособности коммуникаций, подводимых во внутренний корпус 1. Наиболее значимым является осевое смещение корпусов 1, 2, в результате которого внутренний корпус 1 с жестко закрепленным на нем полым элементом 3 компенсатора, с сферической втулкой 4, заключенной в кольцевой элемент 5, фиксирующее кольцо 11, упругое разрезное кольцо 12 смещаются относительно стакана 8, жестко установленного на внешнем корпусе 2. Основная часть данного перемещения, а также любое другое относительное перемещение в плоскости перпендикулярной оси полого элемента 3 компенсируется возможностью смещения кольцевого элемента 5 в полости 15, образованной поверхностями фланца 9 и крышки 10. Относительные перемещения внутреннего корпуса 1 относительно внешнего корпуса 2 в направлении вдоль оси полого элемента 3, а также перекосы полого элемента 3 относительно плоскости пояска 6, компенсируются телескопическим соединением между полым элементом 3 и сферической втулкой 4, также сферическим шарниром, образованным сферической втулкой 4, кольцевым элементом 5 и фиксирующим кольцом 11. При этом за счет скоса одной из сторон упругого разрезного кольца 12 обеспечивается постоянное поджатие фиксирующего кольца 11 к втулке 4 и кольцевому элементу 5 в работе турбомашины. Этим выбирается увеличивающийся зазор между последними, который возникает в процессе износа трущихся деталей и выработки ресурса турбомашины.

Больший ресурс заявленного компенсатора достигается введением в конструкцию большего количества подвижных соединений. Таких как сферический шарнир между сферической втулкой 4, кольцевым элементом 5 и фиксирующим кольцом 11, телескопическое соединение между полым элементом 3 и сферической втулкой 4, скользящая посадка между фланцем 9 с крышкой 10 и пояском 6 кольцевого элемента 5.

Похожие патенты RU2639399C1

название год авторы номер документа
Компенсатор относительных перемещений внутреннего и наружного корпусов турбомашины 2022
  • Буренин Александр Васильевич
  • Дудкинский Андрей Геннадьевич
RU2794949C1
ЗАТВОР ДЛЯ ТРУБОПРОВОДОВ И АППАРАТОВ, РАБОТАЮЩИХ ПОД ДАВЛЕНИЕМ 2013
  • Артемьев Михаил Викторович
  • Иващенко Валентин Павлович
  • Кривоносов Олег Юрьевич
  • Мальцев Александр Павлович
  • Мальцев Юрий Иванович
  • Ломаев Сергей Сергеевич
RU2519627C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИКСАЦИИ ОТДЕЛЯЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЧАСТЕЙ ИЗДЕЛИЯ ОТ КОРПУСА 2002
  • Геров В.И.
  • Соломонов Ю.С.
  • Сухадольский А.П.
RU2234005C2
ОПОРА ТУРБИНЫ ТУРБОМАШИНЫ 2019
  • Гусенко Сергей Михайлович
  • Зайдуллин Данис Амирович
  • Макарычев Антон Сергеевич
RU2724074C1
ШАРОВОЙ ШАРНИР, КОРПУС, ВКЛАДЫШ И ЗАЩИТНЫЙ ЧЕХОЛ ЭТОГО ШАРНИРА 2004
  • Бойченко Олег Валентинович
  • Бойченко Дмитрий Валентинович
RU2267665C2
СПОСОБ КРЕПЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СТОЙКИ СТАБИЛИЗАТОРА ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Филякин Александр Валериевич
  • Баканов Алексей Юрьевич
  • Лебедев Владислав Валериевич
  • Бояркин Максим Владимирович
  • Бояркин Владимир Федорович
RU2614162C1
ПАКЕР-ПРОБКА ДЛЯ УСТАНОВКИ В БОКОВОЙ СТВОЛ МНОГОЗАБОЙНОЙ СКВАЖИНЫ 2010
  • Зайнуллин Альберт Габидуллович
  • Поленок Павел Владимирович
  • Илалов Рустам Хисамович
  • Ахмадишин Фарит Фоатович
  • Малышев Сергей Геннадьевич
RU2439287C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СОЕДИНИТЕЛЬ 1995
  • Шестун А.Н.
  • Николаев Н.Б.
  • Церельман И.М.
  • Мишин Ю.М.
  • Комиссаров А.Б.
RU2091933C1
ПАКЕР ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ 2011
  • Бекетов Сергей Борисович
  • Карапетов Рустам Валерьевич
  • Акопов Арсен Сергеевич
  • Машков Виктор Алексеевич
  • Величко Игорь Александрович
RU2473781C1
ПОГРУЖНОЙ ЛИНЕЙНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2014
  • Калий Валерий Алексеевич
  • Савченко Михаил Сергеевич
  • Резниченко Алексей Викторович
  • Скварский Павел Анатольевич
RU2549381C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 639 399 C1

Реферат патента 2017 года Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции компенсаторов относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашин. Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины содержит жестко закрепленный на внутреннем корпусе полый элемент, проходящий через внутренний и внешний корпуса, подвижное соединение, установленное на внешнем корпусе и включающее кольцевой элемент и средство соединения кольцевого элемента с полым элементом. Средство соединения выполнено в виде сферической втулки, охватывающей полый элемент и образующей с кольцевым элементом сферический шарнир, а с полым элементом - телескопическое соединение, при этом средство соединения снабжено средством для совместного перемещения полого элемента, кольцевого элемента и сферической втулки. Изобретение позволяет обеспечить достаточную герметичность в месте подвижного соединения и увеличить ресурс компенсатора. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 639 399 C1

1. Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины, содержащий жестко закрепленный на внутреннем корпусе полый элемент, проходящий через внутренний и внешний корпуса, подвижное соединение, установленное на внешнем корпусе и включающее кольцевой элемент и средство соединения кольцевого элемента с полым элементом, отличающийся тем, что средство соединения выполнено в виде сферической втулки, охватывающей полый элемент и образующей с кольцевым элементом сферический шарнир, а с полым элементом - телескопическое соединение, при этом средство соединения снабжено средством для совместного перемещения полого элемента, кольцевого элемента и сферической втулки.

2. Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины по п. 1, отличающийся тем, что кольцевой элемент содержит поясок и проточку.

3. Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины по п. 1, отличающийся тем, что подвижное соединение образовано фланцем стакана, на который жестко установлена крышка с образованием полости, в которую заключен поясок кольцевого элемента.

4. Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины по п. 1, отличающийся тем, что средство для совместного перемещения полого элемента, кольцевого элемента и сферической втулки выполнено в виде фиксирующего кольца, установленного между втулкой и кольцевым элементом, упругого разрезного кольца, установленного в проточке кольцевого элемента и контактирующего с винтом, установленным в радиальном отверстии кольцевого элемента.

5. Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины по п. 1, отличающийся тем, что, по меньшей мере, одна из торцевых поверхностей упругого разрезного кольца выполнена скошенной.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2639399C1

US 2936999 A, 19.05.1960
КОМПЕНСАТОР ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО КОРПУСОВ ТУРБОМАШИНЫ 2013
  • Гусенко Сергей Михайлович
  • Кутуев Сергей Алексеевич
  • Кравец Константин Владимирович
  • Кулаков Николай Михайлович
RU2548235C1
FR 3009341 A1, 06.02.2015
US 6299217 B1, 09.10.2001
СТАТОР ТУРБОМАШИНЫ 2011
  • Бекренёв Игорь Анатольевич
RU2490478C2

RU 2 639 399 C1

Авторы

Гусенко Сергей Михайлович

Ефимов Андрей Сергеевич

Таранищенко Антон Сергеевич

Даты

2017-12-21Публикация

2016-09-22Подача