Компенсатор относительных перемещений внутреннего и наружного корпусов турбомашины Российский патент 2023 года по МПК F01D25/26 

Описание патента на изобретение RU2794949C1

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции компенсаторов относительных перемещений внутреннего и наружного корпусов турбомашин, в частности компенсаторов, применяемых в качестве корпуса для измерительной аппаратуры, служащей для замера различных параметров потока газа.

В качестве наиболее близкого аналога выбран компенсатор относительных перемещений внутреннего и наружного корпусов турбомашины, содержащий жестко закрепленный на внутреннем корпусе полый элемент, проходящий через внутренний и наружный корпуса, подвижное соединение, установленное на наружном корпусе и включающее кольцевой элемент и средство соединения кольцевого элемента с полым элементом, выполненное в виде сферической втулки, охватывающей полый элемент и образующей с кольцевым элементом сферический шарнир, а с полым элементом - телескопическое соединение, при этом средство соединения снабжено средством для совместного перемещения полого элемента, кольцевого элемента и сферической втулки (см. RU 2639399 С1).

Недостатком известного компенсатора является отсутствие сохранения фиксированного углового положения полого элемента относительно его продольной оси при эксплуатации. В известном устройстве полый элемент не зафиксирован от проворота вокруг своей продольной оси, что приводит к смещению замеров относительно направления потока среды в турбомашине и, как следствие, к ошибкам и неточностям измерений параметров потока.

Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленного изобретения, является сохранение фиксированного углового положения полого трубчатого элемента в потоке среды.

За счет конструктивных особенностей настоящего изобретения обеспечивается возможность фиксации полого трубчатого элемента от проворота вокруг своей продольной оси, что обеспечивает сохранение его стабильного положения в потоке среды, гарантируя стабильность и точность измерений параметров потока среды.

Ожидаемый технический результат достигается тем, что компенсатор относительных перемещений внутреннего и наружного корпусов турбомашины выполнен в виде корпуса для измерительного устройства и содержит полый трубчатый элемент с фланцем, выполненным на концевом участке его наружной поверхности, установленный с зазорами в соосных сквозных отверстиях упомянутых корпусов, обтюратор, установленный на полом трубчатом элементе, выполненный в виде двух кольцевых элементов разных диаметров, соединенных телескопически, на противолежащих концевых участках наружных поверхностей которых выполнены буртик и фланец, причем фланцы кольцевого элемента обтюратора и полого трубчатого элемента жестко соединены друг с другом, фланцевый элемент, установленный на полом трубчатом элементе с зазором и жестко закрепленный на наружном корпусе, причем со стороны внутреннего диаметра фланцевого элемента выполнена кольцевая проточка с образованием кольцевой полости между ним и наружным корпусом, в которой установлен буртик кольцевого элемента обтюратора с зазором между его наружной поверхностью и противолежащей к ней стенкой кольцевой полости, с возможностью его смещения в одной плоскости, поперечной продольной оси полого трубчатого элемента, в пределах кольцевой полости, полый трубчатый элемент соединен с внутренним корпусом посредством байонетного замка, полый трубчатый элемент зафиксирован от проворота относительно своей продольной оси посредством фиксирующего устройства, выполненного в виде пластины с сквозными отверстием и двумя парами противолежащих относительно центра пластины пазов, установленной на полом трубчатом элементе с зазором, а также двух пар стержнеобразных элементов, причем одна пара противолежащих пазов расположена перпендикулярно другой паре, при этом одна пара стержнеобразных элементов установлена в отверстиях фланцев полого трубчатого элемента и кольцевого элемента обтюратора, а также в паре противолежащих пазов пластины с возможностью смещения первых в пределах последних, а другая пара стержнеобразных элементов установлена в другой паре противолежащих пазов пластины с возможностью смещения первых в пределах последних, а также в отверстиях фланцевого элемента, кроме того на участке наружной поверхности полого трубчатого элемента, расположенном во внутреннем корпусе, вдоль его продольной оси выполнен ряд сквозных отверстий для входа потока газа.

Такое конструктивное выполнение предусматривает фиксацию полого трубчатого элемента от проворота вокруг своей продольной оси, а также позволяет выставлять перед работой с последующей фиксацией полый трубчатый элемент в нескольких положениях относительно его продольной оси, под необходимым углом, что позволяет обеспечивать высокую точность и стабильность измерений параметров потока среды в контуре турбомашины, что позволяет получать достоверные данные о работе турбомашины в процессе проведения экспериментальных и доводочных работ.

Сущность настоящего изобретения поясняется фигурами 1-3.

На фиг. 1 представлен продольный разрез заявленного компенсатора внутреннего и наружного корпусов турбомашины.

На фиг. 2 представлен компенсатор относительных перемещений внутреннего и наружного корпусов турбомашины в изометрии.

На фиг. 3 изображен вид сверху на заявленный компенсатор.

Компенсатор относительных перемещений внутреннего и наружного корпусов 1 и 2 турбомашины выполнен в виде корпуса для измерительного устройства и содержит полый трубчатый элемент 3 с фланцем 4, выполненным на концевом участке его наружной поверхности, установленный с зазорами в соосных сквозных отверстиях упомянутых корпусов 1 и 2. Компенсатор также содержит обтюратор, установленный на полом трубчатом элементе 3, выполненный в виде двух кольцевых элементов 5 и 6 разных диаметров, соединенных телескопически, на противолежащих концевых участках наружных поверхностей которых выполнены буртик 7 и фланец 8, причем фланцы 4 и 8 кольцевого элемента 5 обтюратора и полого трубчатого элемента 3 жестко соединены друг с другом посредством винтов 9. Составной частью компенсатора является также фланцевый элемент, выполненный в виде двух пластин 10 и 11, установленный на полом трубчатом элементе 3 с зазором и жестко закрепленный на наружном корпусе 2 винтами 12, причем со стороны внутреннего диаметра фланцевого элемента выполнена проточка с образованием кольцевой полости 13 между ним и наружным корпусом 2, в которой установлен буртик 7 кольцевого элемента 6 обтюратора с зазором между его наружной поверхностью и противолежащей к ней стенкой кольцевой полости 13, с возможностью его смещения в одной плоскости, поперечной продольной оси полого трубчатого элемента 3, в пределах кольцевой полости 13, полый трубчатый элемент 3 соединен с внутренним корпусом 1 посредством байонетного замка 14. Полый трубчатый элемент 3 зафиксирован от проворота относительно своей продольной оси посредством фиксирующего устройства, выполненного в виде пластины 15, имеющей сквозное отверстие в котором с зазором установлен полый трубчатый элемент, и имеющей две пары противолежащих относительно центра пластины 15 пазов 16 и 17, а также двух пар стержнеобразных элементов 18 и 19 (например, винтов), причем одна пара противолежащих пазов расположена перпендикулярно другой паре, при этом одна пара стержнеобразных элементов 18 установлена в отверстиях фланцев 4 и 8 полого трубчатого элемента 3 и кольцевого элемента 5 обтюратора, а также в паре противолежащих пазов 16 пластины 15 с возможностью смещения первых в пределах последних, а другая пара стержнеобразных элементов 19 установлена в другой паре противолежащих пазов 17 пластины 15 с возможностью смещения первых в пределах последних, а также в отверстиях фланцевого элемента 10, кроме того на участке наружной поверхности полого трубчатого элемента 3, расположенном во внутреннем корпусе 1, вдоль его продольной оси выполнен ряд сквозных отверстий 20.

Для осуществления измерений параметров газового потока в контуре турбомашины компенсатор с установленным в нем измерительным устройством устанавливается сквозными отверстиями 20 под нужным углом к потоку. Компенсатор фиксируется во внутреннем корпусе 1 турбомашины при помощи байонетного замка 14, а также на наружном корпусе 2 винтами 9. При этом за счет возможности перемещения кольцевого элемента 6 относительно кольцевого элемента 5 обтюратора в радиальном направлении относительно продольной оси турбомашины, а также смещения полого трубчатого элемента 3 в одной плоскости, поперечной продольной оси последнего, компенсируются относительные перемещения наружного 2 и внутреннего 1 корпусов турбомашины из-за деформаций, вызванных влиянием высоких температур при работе. Измерительное устройство может содержать термоэлектроды для проведения измерения температуры, каналы для измерения полного давления, каналы для отбора газа для химического анализа или иное. За счет того, что при перемещениях, вызванных температурным фактором, компенсатор позволяет сохранять стабильное угловое положение в потоке среды в контуре турбомашины, параметры, получаемые измерительным устройством, с течением времени остаются стабильными, сохраняется точность измерений, их сходимость при повторных замерах. Это позволяет получать достоверные сведения о процессах, протекающих в ходе работы турбомашины, а, следовательно, на основе полученных результатов принимать правильные решения, связанные с конструированием узлов и деталей турбомашины при проведении экспериментальных и доводочных работ.

Похожие патенты RU2794949C1

название год авторы номер документа
Дожигатель 2017
  • Ошега Алексей Николаевич
  • Лазарев Александр Геннадьевич
RU2678910C1
Фланцевый узел регулируемого аксиально-поршневого гидронасоса 1990
  • Каминский Владимир Иванович
  • Забегалин Валерий Константинович
SU1756612A1
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ШТИФТ 1993
  • Кикузо Курамото[Jp]
  • Йосиюки Сузуки[Jp]
RU2076188C1
Гидродинамический демпфер подшипниковой опоры ротора турбомашины 2020
  • Гусенко Сергей Михайлович
  • Кузьмин Максим Владимирович
  • Терешко Антон Герольдович
RU2741824C1
КЛАПАН ПЕРЕЛИВА ТОПЛИВНОГО БАКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2006
  • Дмитриев Альберт Иванович
  • Закота Анатолий Иванович
  • Кучеренко Юрий Стефанович
  • Ларионов Виталий Александрович
  • Мищенко Анатолий Петрович
RU2334655C1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
RU2572444C1
Автоматическое устройство термомеханического управления радиальным зазором между концами рабочих лопаток ротора и статора компрессора или турбины газотурбинного двигателя 2018
  • Эскин Изольд Давидович
  • Старцев Николай Иванович
  • Фалалеев Сергей Викторинович
RU2691000C1
ЛЕГКОСЪЕМНОЕ БЕЗЗАЗОРНОЕ КРЕПЕЖНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ФЛАНЦЕВ 2013
  • Сухоруков Евгений Михайлович
  • Адамчук Александр Александрович
  • Лебедько Николай Степанович
  • Шкляров Михаил Иванович
  • Ананьина Светлана Борисовна
  • Слепков Сергей Владимирович
  • Рыжков Андрей Александрович
  • Лебедько Дмитрий Николаевич
RU2519996C1
Наконечник тяги торсионного стабилизатора поперечной устойчивости кузова транспортного средства 2020
  • Белозерцев Евгений Олегович
  • Павлов Сергей Викторович
RU2738872C1
ПЛАЗМЕННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ЗАМКНУТЫМ ДРЕЙФОМ ЭЛЕКТРОНОВ 2000
  • Гопанчук В.В.
  • Казаков Г.И.
  • Козубский К.Н.
RU2191289C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 794 949 C1

Реферат патента 2023 года Компенсатор относительных перемещений внутреннего и наружного корпусов турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции компенсаторов относительных перемещений внутреннего и наружного корпусов турбомашин, в частности компенсаторов, применяемых в качестве корпуса для измерительной аппаратуры, служащей для замера различных параметров потока газа. Компенсатор относительных перемещений внутреннего и наружного корпусов турбомашины выполнен в виде корпуса для измерительного устройства и содержит полый трубчатый элемент с фланцем, выполненным на концевом участке его наружной поверхности, установленный с зазорами в соосных сквозных отверстиях упомянутых корпусов, обтюратор, установленный на полом трубчатом элементе, выполненный в виде двух кольцевых элементов разных диаметров, соединенных телескопически, на противолежащих концевых участках наружных поверхностей которых выполнены буртик и фланец, причем фланцы кольцевого элемента обтюратора и полого трубчатого элемента жестко соединены друг с другом, фланцевый элемент, установленный на полом трубчатом элементе с зазором и жестко закрепленный на наружном корпусе, причем со стороны внутреннего диаметра фланцевого элемента выполнена кольцевая проточка с образованием кольцевой полости между ним и наружным корпусом, в которой установлен буртик кольцевого элемента обтюратора с зазором между его наружной поверхностью и противолежащей к ней стенкой кольцевой полости, с возможностью его смещения в одной плоскости, поперечной продольной оси полого трубчатого элемента, в пределах кольцевой полости, полый трубчатый элемент соединен с внутренним корпусом посредством байонетного замка, полый трубчатый элемент зафиксирован от проворота относительно своей продольной оси посредством фиксирующего устройства, выполненного в виде пластины с сквозным отверстием и двумя парами противолежащих относительно центра пластины пазов, установленной на полом трубчатом элементе с зазором, а также двух пар стержнеобразных элементов, причем одна пара противолежащих пазов расположена перпендикулярно другой паре, при этом одна пара стержнеобразных элементов установлена в отверстиях фланцев полого трубчатого элемента и кольцевого элемента обтюратора, а также в паре противолежащих пазов пластины с возможностью смещения первых в пределах последних, а другая пара стержнеобразных элементов установлена в другой паре противолежащих пазов пластины с возможностью смещения первых в пределах последних, а также в отверстиях фланцевого элемента, кроме того, на участке наружной поверхности полого трубчатого элемента, расположенном во внутреннем корпусе, вдоль его продольной оси выполнен ряд сквозных отверстий для входа потока газа. Изобретение обеспечивает сохранение фиксированного углового положения полого трубчатого элемента в потоке среды. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 794 949 C1

Компенсатор относительных перемещений внутреннего и наружного корпусов турбомашины, характеризующийся тем, что выполнен в виде корпуса для измерительного устройства и содержит полый трубчатый элемент с фланцем, выполненным на концевом участке его наружной поверхности, установленный с зазорами в соосных сквозных отверстиях упомянутых корпусов, обтюратор, установленный на полом трубчатом элементе, выполненный в виде двух кольцевых элементов разных диаметров, соединенных телескопически, на противолежащих концевых участках наружных поверхностей которых выполнены буртик и фланец, причем фланцы кольцевого элемента обтюратора и полого трубчатого элемента жестко соединены друг с другом, фланцевый элемент, установленный на полом трубчатом элементе с зазором и жестко закрепленный на наружном корпусе, причем со стороны внутреннего диаметра фланцевого элемента выполнена проточка с образованием кольцевой полости между ним и наружным корпусом, в которой установлен буртик кольцевого элемента обтюратора с зазором между его наружной поверхностью и противолежащей к ней стенкой кольцевой полости, с возможностью его смещения в одной плоскости, поперечной продольной оси полого трубчатого элемента, в пределах кольцевой полости, полый трубчатый элемент соединен с внутренним корпусом посредством байонетного замка, полый трубчатый элемент зафиксирован от проворота относительно своей продольной оси посредством фиксирующего устройства, выполненного в виде пластины со сквозным отверстием, в котором с зазором установлен полый трубчатый элемент, имеющей две пары противолежащих относительно ее центра пазов, а также двух пар стержнеобразных элементов, причем одна пара противолежащих пазов расположена перпендикулярно другой паре, при этом одна пара стержнеобразных элементов установлена в отверстиях фланцев полого трубчатого элемента и кольцевого элемента обтюратора, а также в паре противолежащих пазов пластины с возможностью смещения первых в пределах последних, а другая пара стержнеобразных элементов установлена в другой паре противолежащих пазов пластины с возможностью смещения первых в пределах последних, а также в отверстиях фланцевого элемента, кроме того, на участке наружной поверхности полого трубчатого элемента, расположенном во внутреннем корпусе, вдоль его продольной оси выполнен ряд сквозных отверстий.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2794949C1

Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины 2016
  • Гусенко Сергей Михайлович
  • Ефимов Андрей Сергеевич
  • Таранищенко Антон Сергеевич
RU2639399C1
КОМПЕНСАТОР ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО КОРПУСОВ ТУРБОМАШИНЫ 2013
  • Гусенко Сергей Михайлович
  • Кутуев Сергей Алексеевич
  • Кравец Константин Владимирович
  • Кулаков Николай Михайлович
RU2548235C1
0
SU154744A1
Миниатюрная стирающая магнитная головка 1983
  • Римкус Видунас Ионович
  • Бакис Ромуальдас-Антанас Селямонович
  • Епишкин Юрий Сергеевич
  • Чичелис Людмила Валентиновна
  • Найкялис Витас Юозович
  • Ясинавичюс Римвидас Пятрович
SU1137512A1
US 4251185 A, 17.02.1981.

RU 2 794 949 C1

Авторы

Буренин Александр Васильевич

Дудкинский Андрей Геннадьевич

Даты

2023-04-26Публикация

2022-08-12Подача