Изобретение относится к области машиностроения, в частности к камерам сгорания прямоточных воздушно-реактивных двигателей.
В камерах сгорания по принципу действия ракетных и прямоточных воздушно-реактивных двигателей создается высокотемпературная газовая среда - газовый поток с повышенным давлением в их объеме и далее по тракту истечения, которое воспринимается их корпусами или наружными оболочками. Требования прочности, тепло- и эрозионной стойкости предъявляются, соответственно, и к их материалам, а при многослойных конструкциях предъявляются требования к их температурной и механической совместимости.
Известен углерод-углеродный композиционный материал по пат. RU №2520281 С2, МПК F02K 9/62 (2006.01) с защитным покрытием из карбида кремния с герметизирующим слоем из металла: никель, молибден, ниобий. Повышается долговечность и надежность, может быть использован при изготовлении жидкостных ракетных двигателей.
Известна камера сгорания по заявке RU №99115664 А, МПК7 F02K 9/62, содержащая корпус со стальной наружной и бронзовой внутренней оболочками с системой перепуска хладагента для охлаждения корпуса и сопла. Изобретение касается оформления системы перепуска хладагента в жидкостных ракетных двигателях.
Известна камера сгорания силовой установки крылатой ракеты по пат. RU №2554690 С1, МПК F02K 9/34 (2006.01), выполненная в виде многослойного изделия, содержащего обечайку, несущую механическую нагрузку внутреннего давления, и слой теплозащитного керамического композиционного материала, контактирующего с горячими газами с температурой до 2000°С. Толщина теплозащитного слоя подобрана таким образом, что не требуется дополнительного наружного воздушного охлаждения обечайки.
Предложение направлено на решение вопросов температурной и механической совместимости теплозащитного слоя с материалом обечайки.
Известен корпус камеры сгорания летательного аппарата по пат. RU №24300306 С1, МПК F02K 9/34 (2006.01), выполненный как многослойное изделие с металлической обечайкой, воспринимающей механическую нагрузку от внутреннего давления. Обечайка имеет слой кремнеземной ткани, пропитанной высокотемпературным клеем и соединенной им с внутренней поверхностью металлической обечайки, на который нанесен слой керамического композиционного материала, армированного углеродными волокнами, слой коррозионностойкого связующего материала и слой керамического композиционного высокотемпературного материала, контактирующего с образующимися при сжигании топлива горячими газами с температурой порядка 1600°С.
Толщина каждого из слоев подобрана так, что температурная нагрузка на металлическую обечайку снижена до уровня, не требующего ее дополнительного воздушного охлаждения.
Примененные материалы слоев подобраны с учетом механической и температурной совместимости, а предложение направлено на улучшение характеристик двигателя.
Известна камера сгорания (варианты) по заявке RU №97112747 А, МПК6 F02K 9/62, содержащая смесительную головку с устройством подавления колебаний.
Сущность изобретения касается выполнения устройства подавления колебаний в виде усеченного конуса с равномерно расположенными радиальными пластинами и определения соответствующих зазоров от внутренней стенки и расстояний расположения сопел форсунок.
То же касается и камеры сгорания по пат. RU №2551707 С2, МПК F23R 3/16 (2006.01), состоящей из двух оболочек, внутренняя из которых предназначена для работы при более высокой температуре, чем внешняя. Обечайки соединены гибкими пластинами для их связи и компенсации температурных деформаций.
Известна камера сгорания по пат. RU №2258150 С1, МПК7 F02K 7/10, конструктивно относящаяся к типу призматических и состоящая из комплекта наружных и внутренних стенок, оформляющих наружный облик камеры и внутренний газовый канал, в которой наружная стенка защищена слоем из газонепроницаемого термоструктурируемого композиционного материала, а отстоящая от нее к центру камеры перегородка, названная в патенте «наружным слоем», наоборот, выполнена из проницаемого для топлива термоструктурированного композиционного материала, топливо подается в зазор между этими термоструктурируемыми слоями и частично отбирается в камеру сгорания. Им же производится и охлаждение стенки камеры сгорания.
При анализе данных источников информации можно выделить два способа тепловой защиты стенок камер сгорания и соответствующего им конструктивного оформления:
1. Посредством отвода тепла от стенок камер сгорания при омывании их протекающим хладагентом, которым является топливо (заявка RU №99115664 и пат. RU №2258150), с эрозионной защитой со стороны газового потока другими элементами конструкции;
2. Посредством ограничения передачи тепла от газового потока к наружным стенкам за счет теплозащитных свойств материалов покрытий, в том числе многослойных, самой силовой оболочки (пат. RU №№2554690, 2430306). При этом последний слой покрытия является наиболее подверженным тепловому и одновременно эрозионному воздействию и является защищающим от него.
В качестве прототипа для корпусов камер сгорания, конструктивное оформление которых больше соответствует приближенным к телам вращения, может быть взят корпус камеры сгорания по пат. RU №2430306, в котором тепловая и эрозионная защита обеспечивается соответствующими слоями покрытий.
Для прямоточных воздушно-реактивных двигателей более характерными являются призматические и многоканальные камеры сгорания. Поэтому в качестве прототипа взята и камера по пат.RU №2258150, состоящая из комплекта стенок, оформляющих составные части камеры.
В ней верхние стенки, контактирующие с потоком горячих газов, охлаждаются поступающим в форсунки топливом с частичным проникновением его через материал стенки (5-15%). Однако боковые стенки и нижние по данной схеме являются неохлаждаемыми.
Предпочтение имело бы однотипное техническое решение теплозащиты и эрозионной стойкости, включая и камеры сгорания с оболочками, приближенными к телам вращения.
Задачей данного предлагаемого изобретения является создание камеры сгорания прямоточного воздушно-реактивного двигателя с повышенной (усовершенствованной) теплозащитой наружной оболочки, эрозионной стойкостью и разгрузкой от давления газа внутренней.
Основными отличительными признаками конструкции камеры сгорания являются:
- заполнение пространства между наружной и внутренней оболочками или наружными и внутренними стенками пористой теплоизоляцией с закреплением высокотемпературным клеем на одной из оболочек или соответствующих им стенках или без него;
- выполнение наружной оболочки или комплекта соответствующих ей стенок из углерод-углеродного композиционного материала с антиокислительным и герметизирующим покрытием с внутренней стороны;
- выполнение внутренней оболочки из эрозионностойкого материала с регулируемой газопроницаемостью, например, перфорацией.
Предлагаемая камера сгорания поясняется фиг. 1, на которой представлен фрагмент разреза камеры.
Камера состоит из наружной 1 и внутренней 2 оболочек при выполнении камер в виде тел вращения или соответствующих им комплектов наружных и внутренних стенок при другом конструктивном оформлении камер. Пространство между оболочками заполнено пористой теплоизоляцией 3 с закреплением высокотемпературным клеем на одной из них, или на соответствующих им стенках, или без него.
Наружная оболочка или комплект соответствующих ей стенок выполнена из углерод-углеродного композиционного материала с антиокислительным и герметизирующим покрытием с внутренней стороны, а внутренняя оболочка, или комплект соответствующих ей стенок, выполнена из эрозионностойкого материала с регулируемой газопроницаемостью, например, с перфорацией 4.
Принцип работы камеры заключается в следующем.
При прохождении высокотемпературного газа по каналу, образованному внутренней 2 оболочкой, она подвергается эрозионному, тепловому и механическому воздействию от давления газа.
От проникающего тепла газового потока наружная оболочка 1 защищена пористой теплоизоляцией 3. Эрозионная стойкость внутренней оболочки 2 обеспечивается соответствующими свойствами ее материала, а разгрузка от внутреннего давления газа - выполнением материала оболочки с регулируемой газопроницаемостью, например, перфорацией. При этом давление газа, заполнившего поры изоляции, воспринимается силовой наружной оболочкой, защищенной с внутренней стороны антиокислительным покрытием от окислительного действия, проникшего через поры газа.
Таким образом, производится разгрузка внутренней оболочки от давления газа, а проникший в пористую теплоизоляцию газ создает спокойную среду с существенным замедлением массообменных процессов с основным газовым потоком и соответствующим замедлением подвода окисляющих компонентов к наружной силовой оболочке.
По данному предлагаемому изобретению проведены расчеты теплового состояния фрагмента камеры сгорания и испытания макетного образца с подтверждением возможности реализации предложения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2018 |
|
RU2698869C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОРПУСА ВОСПЛАМЕНИТЕЛЯ ЗАРЯДА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ И ЕГО КОНСТРУКЦИЯ | 2013 |
|
RU2539939C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ДЛЯ РЕАКТИВНОГО СНАРЯДА, СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЛЯ СОПЛОВОГО БЛОКА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВКЛАДЫШЕЙ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПРЕСС-ФОРМА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ВКЛАДЫШЕЙ СОПЛОВОГО БЛОКА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1996 |
|
RU2104405C1 |
ЭЛЕМЕНТ ТРАКТА ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОГО ПОТОКА | 1994 |
|
RU2084678C1 |
РЕГУЛЯТОР РАСХОДА ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2011 |
|
RU2484281C1 |
ТЕРМОСИЛОВАЯ ОХЛАЖДАЕМАЯ КОНСТРУКЦИЯ СТЕНКИ ЭЛЕМЕНТА ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОГО ВОЗДУШНО-ГАЗОВОГО ТРАКТА | 2008 |
|
RU2403491C2 |
Корпус ракетного двигателя на твёрдом топливе | 2019 |
|
RU2727216C1 |
КОРПУС КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2010 |
|
RU2430306C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ГАЗОВОЙ СРЕДЫ С ЗАДАННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ КИСЛОРОДА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ГАЗОВОЙ СРЕДЫ С ЗАДАННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ КИСЛОРОДА | 2008 |
|
RU2403501C2 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ТЕПЛОЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ НА КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2018 |
|
RU2688128C1 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к камерам сгорания прямоточных воздушно-реактивных двигателей. Камера сгорания прямоточного воздушно-реактивного двигателя из композиционных материалов состоит из наружной силовой и внутренней стенки, оформляющей газовый канал, оболочек для конструктивных форм камер, приближенных к телам вращения, или комплекта наружных и внутренних стенок, оформляющих наружный облик камеры и внутренний газовый канал, при других, например, призматических конструктивных формах камер. Пространство между наружной и внутренней оболочками или наружными и внутренними стенками заполнено пористой теплоизоляцией с закреплением высокотемпературным клеем на одной из оболочек или соответствующих им стенках или без него. Наружная оболочка или комплект соответствующих ей стенок выполнена из углерод-углеродного композиционного материала с антиокислительным и герметизирующим покрытием с внутренней стороны, а внутренняя оболочка выполнена из эрозионностойкого материала с регулируемой газопроницаемостью, например, перфорацией. Изобретение направлено на повышение тепло- и эрозионной стойкости камеры сгорания и разгрузка ее внутренней оболочки от давления газа. 1 ил.
Камера сгорания прямоточного воздушно-реактивного двигателя из композиционных материалов, состоящая из наружной силовой и внутренней, оформляющей газовый канал, оболочек для конструктивных форм камер, приближенных к телам вращения, или комплекта наружных и внутренних стенок, оформляющих наружный облик камеры и внутренний газовый канал, при других, например, призматических конструктивных формах камер, отличающаяся тем, что в ней пространство между наружной и внутренней оболочками или наружными и внутренними стенками заполнено пористой теплоизоляцией с закреплением высокотемпературным клеем на одной из оболочек или соответствующих им стенках или без него, наружная оболочка или комплект соответствующих ей стенок выполнена из углерод-углеродного композиционного материала с антиокислительным и герметизирующим покрытием с внутренней стороны, а внутренняя оболочка выполнена из эрозионностойкого материала с регулируемой газопроницаемостью, например, перфорацией.
КОРПУС КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2010 |
|
RU2430306C1 |
КАМЕРА СГОРАНИЯ ДЛЯ ПРЯМОТОЧНОГО ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, СОДЕРЖАЩИЙ ТАКУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ | 2003 |
|
RU2258150C1 |
АКУСТИЧЕСКОЕ ДЕМПФИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ | 2013 |
|
RU2551707C2 |
DE 4301041 C1, 28.04.1994 | |||
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОМПОЗИТНОЙ СТЕНКИ | 2002 |
|
RU2317207C9 |
US 3190072 A, 22.06.1965. |
Авторы
Даты
2018-02-06—Публикация
2016-06-06—Подача