Камера сгорания прямоточного воздушно-реактивного двигателя из композиционных материалов Российский патент 2018 года по МПК F02K9/62 F23R3/42 

Описание патента на изобретение RU2643927C1

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к камерам сгорания прямоточных воздушно-реактивных двигателей.

В камерах сгорания по принципу действия ракетных и прямоточных воздушно-реактивных двигателей создается высокотемпературная газовая среда - газовый поток с повышенным давлением в их объеме и далее по тракту истечения, которое воспринимается их корпусами или наружными оболочками. Требования прочности, тепло- и эрозионной стойкости предъявляются, соответственно, и к их материалам, а при многослойных конструкциях предъявляются требования к их температурной и механической совместимости.

Известен углерод-углеродный композиционный материал по пат. RU №2520281 С2, МПК F02K 9/62 (2006.01) с защитным покрытием из карбида кремния с герметизирующим слоем из металла: никель, молибден, ниобий. Повышается долговечность и надежность, может быть использован при изготовлении жидкостных ракетных двигателей.

Известна камера сгорания по заявке RU №99115664 А, МПК7 F02K 9/62, содержащая корпус со стальной наружной и бронзовой внутренней оболочками с системой перепуска хладагента для охлаждения корпуса и сопла. Изобретение касается оформления системы перепуска хладагента в жидкостных ракетных двигателях.

Известна камера сгорания силовой установки крылатой ракеты по пат. RU №2554690 С1, МПК F02K 9/34 (2006.01), выполненная в виде многослойного изделия, содержащего обечайку, несущую механическую нагрузку внутреннего давления, и слой теплозащитного керамического композиционного материала, контактирующего с горячими газами с температурой до 2000°С. Толщина теплозащитного слоя подобрана таким образом, что не требуется дополнительного наружного воздушного охлаждения обечайки.

Предложение направлено на решение вопросов температурной и механической совместимости теплозащитного слоя с материалом обечайки.

Известен корпус камеры сгорания летательного аппарата по пат. RU №24300306 С1, МПК F02K 9/34 (2006.01), выполненный как многослойное изделие с металлической обечайкой, воспринимающей механическую нагрузку от внутреннего давления. Обечайка имеет слой кремнеземной ткани, пропитанной высокотемпературным клеем и соединенной им с внутренней поверхностью металлической обечайки, на который нанесен слой керамического композиционного материала, армированного углеродными волокнами, слой коррозионностойкого связующего материала и слой керамического композиционного высокотемпературного материала, контактирующего с образующимися при сжигании топлива горячими газами с температурой порядка 1600°С.

Толщина каждого из слоев подобрана так, что температурная нагрузка на металлическую обечайку снижена до уровня, не требующего ее дополнительного воздушного охлаждения.

Примененные материалы слоев подобраны с учетом механической и температурной совместимости, а предложение направлено на улучшение характеристик двигателя.

Известна камера сгорания (варианты) по заявке RU №97112747 А, МПК6 F02K 9/62, содержащая смесительную головку с устройством подавления колебаний.

Сущность изобретения касается выполнения устройства подавления колебаний в виде усеченного конуса с равномерно расположенными радиальными пластинами и определения соответствующих зазоров от внутренней стенки и расстояний расположения сопел форсунок.

То же касается и камеры сгорания по пат. RU №2551707 С2, МПК F23R 3/16 (2006.01), состоящей из двух оболочек, внутренняя из которых предназначена для работы при более высокой температуре, чем внешняя. Обечайки соединены гибкими пластинами для их связи и компенсации температурных деформаций.

Известна камера сгорания по пат. RU №2258150 С1, МПК7 F02K 7/10, конструктивно относящаяся к типу призматических и состоящая из комплекта наружных и внутренних стенок, оформляющих наружный облик камеры и внутренний газовый канал, в которой наружная стенка защищена слоем из газонепроницаемого термоструктурируемого композиционного материала, а отстоящая от нее к центру камеры перегородка, названная в патенте «наружным слоем», наоборот, выполнена из проницаемого для топлива термоструктурированного композиционного материала, топливо подается в зазор между этими термоструктурируемыми слоями и частично отбирается в камеру сгорания. Им же производится и охлаждение стенки камеры сгорания.

При анализе данных источников информации можно выделить два способа тепловой защиты стенок камер сгорания и соответствующего им конструктивного оформления:

1. Посредством отвода тепла от стенок камер сгорания при омывании их протекающим хладагентом, которым является топливо (заявка RU №99115664 и пат. RU №2258150), с эрозионной защитой со стороны газового потока другими элементами конструкции;

2. Посредством ограничения передачи тепла от газового потока к наружным стенкам за счет теплозащитных свойств материалов покрытий, в том числе многослойных, самой силовой оболочки (пат. RU №№2554690, 2430306). При этом последний слой покрытия является наиболее подверженным тепловому и одновременно эрозионному воздействию и является защищающим от него.

В качестве прототипа для корпусов камер сгорания, конструктивное оформление которых больше соответствует приближенным к телам вращения, может быть взят корпус камеры сгорания по пат. RU №2430306, в котором тепловая и эрозионная защита обеспечивается соответствующими слоями покрытий.

Для прямоточных воздушно-реактивных двигателей более характерными являются призматические и многоканальные камеры сгорания. Поэтому в качестве прототипа взята и камера по пат.RU №2258150, состоящая из комплекта стенок, оформляющих составные части камеры.

В ней верхние стенки, контактирующие с потоком горячих газов, охлаждаются поступающим в форсунки топливом с частичным проникновением его через материал стенки (5-15%). Однако боковые стенки и нижние по данной схеме являются неохлаждаемыми.

Предпочтение имело бы однотипное техническое решение теплозащиты и эрозионной стойкости, включая и камеры сгорания с оболочками, приближенными к телам вращения.

Задачей данного предлагаемого изобретения является создание камеры сгорания прямоточного воздушно-реактивного двигателя с повышенной (усовершенствованной) теплозащитой наружной оболочки, эрозионной стойкостью и разгрузкой от давления газа внутренней.

Основными отличительными признаками конструкции камеры сгорания являются:

- заполнение пространства между наружной и внутренней оболочками или наружными и внутренними стенками пористой теплоизоляцией с закреплением высокотемпературным клеем на одной из оболочек или соответствующих им стенках или без него;

- выполнение наружной оболочки или комплекта соответствующих ей стенок из углерод-углеродного композиционного материала с антиокислительным и герметизирующим покрытием с внутренней стороны;

- выполнение внутренней оболочки из эрозионностойкого материала с регулируемой газопроницаемостью, например, перфорацией.

Предлагаемая камера сгорания поясняется фиг. 1, на которой представлен фрагмент разреза камеры.

Камера состоит из наружной 1 и внутренней 2 оболочек при выполнении камер в виде тел вращения или соответствующих им комплектов наружных и внутренних стенок при другом конструктивном оформлении камер. Пространство между оболочками заполнено пористой теплоизоляцией 3 с закреплением высокотемпературным клеем на одной из них, или на соответствующих им стенках, или без него.

Наружная оболочка или комплект соответствующих ей стенок выполнена из углерод-углеродного композиционного материала с антиокислительным и герметизирующим покрытием с внутренней стороны, а внутренняя оболочка, или комплект соответствующих ей стенок, выполнена из эрозионностойкого материала с регулируемой газопроницаемостью, например, с перфорацией 4.

Принцип работы камеры заключается в следующем.

При прохождении высокотемпературного газа по каналу, образованному внутренней 2 оболочкой, она подвергается эрозионному, тепловому и механическому воздействию от давления газа.

От проникающего тепла газового потока наружная оболочка 1 защищена пористой теплоизоляцией 3. Эрозионная стойкость внутренней оболочки 2 обеспечивается соответствующими свойствами ее материала, а разгрузка от внутреннего давления газа - выполнением материала оболочки с регулируемой газопроницаемостью, например, перфорацией. При этом давление газа, заполнившего поры изоляции, воспринимается силовой наружной оболочкой, защищенной с внутренней стороны антиокислительным покрытием от окислительного действия, проникшего через поры газа.

Таким образом, производится разгрузка внутренней оболочки от давления газа, а проникший в пористую теплоизоляцию газ создает спокойную среду с существенным замедлением массообменных процессов с основным газовым потоком и соответствующим замедлением подвода окисляющих компонентов к наружной силовой оболочке.

По данному предлагаемому изобретению проведены расчеты теплового состояния фрагмента камеры сгорания и испытания макетного образца с подтверждением возможности реализации предложения.

Похожие патенты RU2643927C1

название год авторы номер документа
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2018
  • Калинин Владимир Николаевич
  • Ахметзянов Артур Сергеевич
  • Хасиятуллин Дамир Рустэмович
  • Рябинин Данил Валерьевич
RU2698869C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОРПУСА ВОСПЛАМЕНИТЕЛЯ ЗАРЯДА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ И ЕГО КОНСТРУКЦИЯ 2013
  • Норкин Николай Степанович
  • Пашутов Аркадий Витальевич
  • Барынин Вячеслав Александрович
  • Кульков Александр Алексеевич
  • Мерзляков Вячеслав Викторович
  • Базарко Анатолий Николаевич
RU2539939C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ДЛЯ РЕАКТИВНОГО СНАРЯДА, СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЛЯ СОПЛОВОГО БЛОКА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВКЛАДЫШЕЙ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПРЕСС-ФОРМА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ВКЛАДЫШЕЙ СОПЛОВОГО БЛОКА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1996
  • Макаровец Н.А.
  • Денежкин Г.А.
  • Семилет В.В.
  • Петуркин Д.М.
  • Бабинцев А.И.
  • Бурдыкин Н.Н.
  • Ковальчук В.Я.
  • Собко В.Ф.
  • Углов В.М.
  • Чернышов В.П.
  • Лопухов Н.А.
  • Сенаторов В.А.
  • Васькин А.М.
  • Соколов И.Ю.
  • Герасимов В.Д.
  • Копанев В.Т.
RU2104405C1
ЭЛЕМЕНТ ТРАКТА ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОГО ПОТОКА 1994
  • Лянгузов С.В.
  • Тодощенко А.И.
RU2084678C1
РЕГУЛЯТОР РАСХОДА ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2011
  • Суриков Евгений Валентинович
  • Шаров Михаил Сергеевич
  • Ширин Алексей Павлович
RU2484281C1
ТЕРМОСИЛОВАЯ ОХЛАЖДАЕМАЯ КОНСТРУКЦИЯ СТЕНКИ ЭЛЕМЕНТА ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОГО ВОЗДУШНО-ГАЗОВОГО ТРАКТА 2008
  • Шихман Юрий Моисеевич
  • Шлякотин Владимир Ефимович
  • Антыпко Людмила Вениаминовна
  • Меньшиков Александр Николаевич
RU2403491C2
Корпус ракетного двигателя на твёрдом топливе 2019
  • Бондаренко Сергей Александрович
  • Дергачёв Александр Анатольевич
  • Соколов Павел Михайлович
  • Налобин Михаил Алексеевич
  • Лузенин Антон Юрьевич
  • Трескин Олег Юрьевич
RU2727216C1
КОРПУС КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2010
  • Каримбаев Тельман Джамалдинович
  • Афанасьев Дмитрий Викторович
  • Даньшин Кирилл Анатольевич
  • Ежов Алексей Юрьевич
  • Луппов Алексей Анатольевич
RU2430306C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ГАЗОВОЙ СРЕДЫ С ЗАДАННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ КИСЛОРОДА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ГАЗОВОЙ СРЕДЫ С ЗАДАННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ КИСЛОРОДА 2008
  • Пикалов Валерий Павлович
  • Мелихов Александр Михайлович
  • Нарижный Александр Афанасьевич
  • Феонин Вячеслав Викторович
  • Орлов Владимир Аркадьевич
RU2403501C2
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ТЕПЛОЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ НА КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2018
  • Калинин Владимир Николаевич
  • Колчин Сергей Александрович
  • Усенков Никита Сергеевич
  • Иванов Сергей Николаевич
RU2688128C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 643 927 C1

Реферат патента 2018 года Камера сгорания прямоточного воздушно-реактивного двигателя из композиционных материалов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к камерам сгорания прямоточных воздушно-реактивных двигателей. Камера сгорания прямоточного воздушно-реактивного двигателя из композиционных материалов состоит из наружной силовой и внутренней стенки, оформляющей газовый канал, оболочек для конструктивных форм камер, приближенных к телам вращения, или комплекта наружных и внутренних стенок, оформляющих наружный облик камеры и внутренний газовый канал, при других, например, призматических конструктивных формах камер. Пространство между наружной и внутренней оболочками или наружными и внутренними стенками заполнено пористой теплоизоляцией с закреплением высокотемпературным клеем на одной из оболочек или соответствующих им стенках или без него. Наружная оболочка или комплект соответствующих ей стенок выполнена из углерод-углеродного композиционного материала с антиокислительным и герметизирующим покрытием с внутренней стороны, а внутренняя оболочка выполнена из эрозионностойкого материала с регулируемой газопроницаемостью, например, перфорацией. Изобретение направлено на повышение тепло- и эрозионной стойкости камеры сгорания и разгрузка ее внутренней оболочки от давления газа. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 643 927 C1

Камера сгорания прямоточного воздушно-реактивного двигателя из композиционных материалов, состоящая из наружной силовой и внутренней, оформляющей газовый канал, оболочек для конструктивных форм камер, приближенных к телам вращения, или комплекта наружных и внутренних стенок, оформляющих наружный облик камеры и внутренний газовый канал, при других, например, призматических конструктивных формах камер, отличающаяся тем, что в ней пространство между наружной и внутренней оболочками или наружными и внутренними стенками заполнено пористой теплоизоляцией с закреплением высокотемпературным клеем на одной из оболочек или соответствующих им стенках или без него, наружная оболочка или комплект соответствующих ей стенок выполнена из углерод-углеродного композиционного материала с антиокислительным и герметизирующим покрытием с внутренней стороны, а внутренняя оболочка выполнена из эрозионностойкого материала с регулируемой газопроницаемостью, например, перфорацией.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2643927C1

КОРПУС КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2010
  • Каримбаев Тельман Джамалдинович
  • Афанасьев Дмитрий Викторович
  • Даньшин Кирилл Анатольевич
  • Ежов Алексей Юрьевич
  • Луппов Алексей Анатольевич
RU2430306C1
КАМЕРА СГОРАНИЯ ДЛЯ ПРЯМОТОЧНОГО ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, СОДЕРЖАЩИЙ ТАКУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ 2003
  • Буше Марк
  • Фалампен Франсуа
RU2258150C1
АКУСТИЧЕСКОЕ ДЕМПФИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ 2013
  • Ботин Мирко Рубен
  • Йергенсен Стивен В
  • Пеннелл Дуглас Энтони
RU2551707C2
DE 4301041 C1, 28.04.1994
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОМПОЗИТНОЙ СТЕНКИ 2002
  • Брэнд Джозеф
  • Даухэн Майкл
  • Просив Лев Александер
RU2317207C9
US 3190072 A, 22.06.1965.

RU 2 643 927 C1

Авторы

Барынин Вячеслав Александрович

Пашутов Аркадий Витальевич

Кульков Александр Алексеевич

Норкин Николай Степанович

Гашков Юрий Алексеевич

Антипов Евгений Алексеевич

Тимофеев Анатолий Николаевич

Даты

2018-02-06Публикация

2016-06-06Подача