Способ оценки непроизвольного внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи с помощью дискриминационной чувствительности Российский патент 2018 года по МПК A61B5/00 A61B5/103 

Описание патента на изобретение RU2646566C2

Изобретение относится к области психофизиологии и предназначено для определения непроизвольного внимания с помощью дискриминационной чувствительности у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.

Непроизвольное внимание основано на чувственном восприятии, в основе которого лежит физиологический механизм или ориентировочный рефлекс. Непроизвольное внимание может быть изучено в результате психофизиологических реакций, возникающих при воздействии на органы чувств (свет, тепло, холод и т.д.).

Целью изобретения является определение непроизвольного внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи с помощью дискриминационной чувствительности.

Известен способ определения свойств непроизвольного внимания И.Н. Филимонов (1956). Для определения внимания пользуются специальными приборами - тахистоскопами ("тахистос" - быстрейший и "скопио" - смотрю), которые дают возможность показать человеку несколько объектов (букв, геометрических фигур, знаков) в течение одной секунды. Например, испытуемым показывают карточку, на которой изображено несколько чисел. Необходимо разглядеть, какие числа написаны, а затем, когда карточку уберут, сложить эти числа и записать сумму. Записав сумму, испытуемые должны ответить, на каких фигурах какие числа были написаны. На основании полученных показателей судят о концентрации внимания.

Для изучения распределения внимания параметров пользуются специальным прибором Пиорковского И.Н. Филимонов (1956). Прибор функционирует в результате воздействия на зрительные органы чувств. Основная рабочая часть аппарата - центральная панель. Учащиеся смотрят на шкалу прибора, в котором имеется ряд отверстий, в этих отверстиях появляется в случайной последовательности белая линия. Их появление испытуемый должен зафиксировать нажатием на кнопку. Аппарат имеет электрический привод, позволяющий регулировать быстроту появления белых линий в оконцах. Эта регуляция может осуществляться в максимальном, среднем и минимальном темпе. Прибор оснащен счетным устройством, фиксирующим ошибочное нажимание кнопок и пропуски появляющихся линий. Определяют количество правильных и неправильных нажимов у учащихся. Эти данные являются показателями степени концентрации внимания каждого ученика.

Недостатками вышеперечисленных методик являются сложность исследования: необходимость проведения специальных расчетов, не представлены нормативные данные. При замедленной реакции могут быть ошибки. Для исследований необходим инструктаж испытуемого, у детей со сниженным зрением и слухом затруднен контакт, что приводит к более частым ошибкам.

Однако еще до сих пор не разработаны надежные методики для объективного измерения показателей непроизвольного внимания у детей младшего школьного возраста с нарушения речи, у которых отмечаются различные психологические и психофизиологические отклонения (робость, тревожность, агрессивность, снижение внимания и т.д.). Проведение коррекционных мероприятий по поводу нарушениями речи у детей со сниженным произвольным вниманием снижает их эффективность

Нами предлагается способ оценки непроизвольного внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи с помощью дискриминационной чувствительности.

Исследование дискриминационной чувствительности заключается в способности различать два одновременно прилагаемых раздражения, которые одновременно наносятся на близко расположенные участки поверхности. Используется специальный циркуль со шкалой ранжированной в миллиметрах. При исследовании ножки циркуля сдвигаются до тех пор, пока ощущение двойного прикосновения не начнет восприниматься, как одно. Порог дискриминационной чувствительности варьирует на разных участках тела.

Установлена норма для 20 школьников дискриминационной чувствительности лица: в лобной области равна 1-2 мм, щечной - 3 мм, области нижней челюсти - 1-2 мм. С.Н. Федотов (1997).

На первом этапе производят предварительное психофизиологическое тестирование детей с дефектами речи, выделяют группу с нарушением психоэмоциональной сферы.

Одновременно осуществляют способ оценки непроизвольного (чувственного) внимания у таких детей с помощью дискриминационной чувствительности. Исследование дискриминационной чувствительности проводили с помощью специального прибора - циркуля Вебера, в спокойной обстановке, теплом помещении в утренние часы, при закрытых глазах.

На втором этапе в течение учебного года осуществлялась коррекция психофизиологических показателей по предложенной нами ранее методике - компьютерный метод коррекции психоэмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. Использовался цветовой игротренинг с применением компьютерной методики обработки рисунков при помощи графического редактора "Paint" (Л.А. Федотова, А.Г. Соловьев, 2011 г.).

После коррекции психофизиологических отклонений (тревожность, агрессивность, стресс) повторно определяют непроизвольное внимание.

При положительном результате коррекционных мероприятий показатели дискриминационной чувствительности восстанавливаются и свидетельствуют о нормализации непроизвольного внимания. Нормализация непроизвольного внимания является залогом успешной коррекции речевых нарушений, поскольку данный факт связан с воздействием на такие органы чувств как слух, органы зрения (таблица 1, 2).

Для апробации предложенного способа были отобраны 38 учащихся МБОУ Архангельская СОШ Соловецких юнг в возрасте от 7 до 9 лет (средний возраст 8,5±0,5 лет). Учащиеся были разделены на две группы. Из них 18 школьников с нарушениями речи - I гр., 20 контрольная - II гр., без нарушений речи.

Анализ средних значений. полученных по тесту Айзенка, у детей с нарушениями речи в начале учебного года выявил более высокий уровень тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности по сравнению с контрольной группой. После коррекции в I гр. отмечается тенденция снижения данных показателей, во II - группе в конце учебного года показатели тревожности и ригидности были достоверно выше (p=0,05).

В I-й группе - до коррекции дискриминационная чувствительность была снижена и равнялась: в лобной области 4,1±0,3 мм, щечной 4,5±0,1 мм, области нижней челюсти 5,0±0,3 мм. После проведения комплексной психофизиологической коррекции в I-й группе дискриминационная чувствительность стала соответствовать нормативным данным, показатели в лобной области равнялись - 2,0±0,3 мм, щечной - 2,5±0,2 мм, в области нижней челюсти - 3,5±0,2 мм., (p<0,05), что свидетельствуют о восстановлении непроизвольного внимания.

Во II группе учащихся до коррекции показатели дискриминационной чувствительности равнялись - в лобной области 2,2±0,2 мм, щечной - 3,0±0, мм, в области нижней челюсти 2,3±0,3 мм, что соответствовало нормативным данным. В конце учебного года имело место несущественное повышение дискриминационной чувствительности в области нижней челюсти, что следует связать с повышением тревожности в контрольной группе (табл. 2).

Таким образом, показатели дискриминационной чувствительности могут быть использованы для определения динамики показателей непроизвольного внимания у младших школьников с ЗПР в процессе психофизиологической коррекции.

Источники информации

1. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Под общ. ред. д.м.н. Е.М. Мастюковой. - М.: АРКТИ, 2002. - 72 с.

2. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - с. 400.

3. Практикум по общей психологии / А.И. Щербаков. - М.: Просвещение, 1979. - с. 103-105; с. 105-107.

4. Руководство к практическим занятиям в клинике нервных болезней / И.Н. Филимонов. - М.: Медгиз, 1956. - С. 49-50.

5. Федотов С.Н. Реабилитация больных с повреждением III ветви тройничного нерва при переломах и щадящий остеосинтез нижней челюсти металлическими спицами: монография / С.Н. Федотов. Архангельск: Изд-во АГМА. 1997. - С. 323.

6. Федотова Л.А., Соловьев А.Г. Коррекция психоэмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с использованием программированного цветового игротренинга // Вестник психотерапии. 2011. - №38 (43). - С. 76-80.

Похожие патенты RU2646566C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММИРОВАННОГО ЦВЕТОВОГО ИГРОТРЕНИНГА 2010
  • Федотова Любовь Антоновна
  • Соловьев Андрей Горгоньевич
  • Федотов Станислав Николаевич
RU2499556C2
СПОСОБ МНОГОМЕРНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ 2004
  • Ромицына Елена Евгеньевна
RU2297180C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ 2015
  • Грибанов Анатолий Владимирович
  • Нехорошкова Александра Николаевна
RU2590988C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 2009
  • Кожушко Надежда Юрьевна
  • Матвеев Юрий Константинович
RU2402973C1
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАБЛЮДАЮЩИХСЯ У ПСИХИАТОРОВ, ПСИХОНЕВРОЛОГОВ И НЕВРОПАТОЛОГОВ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2203103C2
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ 1998
  • Сметанкин А.А.
  • Вовк О.Н.
  • Бурмистров А.С.
RU2128944C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЦЕРЕБРАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 1-ГО ТИПА 2010
  • Филина Наталья Юрьевна
  • Болотова Нина Викторовна
  • Райгородский Юрий Михайлович
  • Шарков Сергей Михайлович
RU2428225C1
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИ-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА 2013
  • Манжосова Галина Владимировна
RU2557695C2
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 2004
  • Ростовцев Альберт Николаевич
  • Соколова Елена Михайловна
  • Соколов Алексей Александрович
RU2287190C2
СПОСОБ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗВУКОВ АЛФАВИТА РОДНОЙ РЕЧИ: "ЗВУКОВАЯ ДЫХАТЕЛЬНО-ЭВРИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА САМОРЕГУЛЯЦИИ" 2002
  • Семенова А.И.
RU2215475C2

Реферат патента 2018 года Способ оценки непроизвольного внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи с помощью дискриминационной чувствительности

Изобретение относится к области психофизиологии и предназначено для определения непроизвольного внимания с помощью дискриминационной чувствительности у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи. Определяют непроизвольное внимание у детей с нарушениями психоэмоциональной сферы и речи младшего школьного возраста. При этом в качестве раздражителя органов чувств используется циркуль Вебера, способный наносить одновременно два тактильных раздражения на кожу человека. По величине интервалов в процессе коррекции судят о динамике непроизвольного внимания. Способ позволяет определить динамику непроизвольного внимания в процессе коррекции за счет дискриминационной чувствительности у детей. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 646 566 C2

Способ определения непроизвольного внимания у детей с нарушениями психоэмоциональной сферы и речи младшего школьного возраста, отличающийся тем, что в качестве раздражителя органов чувств используется циркуль Вебера, способный наносить одновременно два тактильных раздражения на кожу человека, и по величине интервалов в процессе коррекции судят о динамике непроизвольного внимания.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2646566C2

под ред
СУЛЕЙМЕНОВОЙ Р.А
Психолого-медико-педагогическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста
Учебно-методич
пособие
Алматы, "Рекламное агенство Колорит", 2000
СПОСОБ ОЦЕНКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ ВНИМАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Альбертин Сергей Викторович
  • Головачева Ирина Павловна
RU2277374C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ СМЕЩЕНИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ НА ИЗОБРАЖЕНИИ 2014
  • Левашов Олег Вадимович
RU2545428C1
ЛЕБЕДЕВ В.Г
Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности
Метод
указания
Ярославль, 2006, с
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
ФЕДОТОВ Л.А
и др
Логопедические и психологические особенности младших школьников с речевыми нарушениями
В помощь практическому психологу
Архангельск, 2013, с
Железобетонный фасонный камень для кладки стен 1920
  • Кутузов И.Н.
SU45A1

RU 2 646 566 C2

Авторы

Федотова Любовь Антоновна

Соловьев Андрей Горгоньевич

Федотов Станислав Николаевич

Даты

2018-03-05Публикация

2015-04-15Подача