Изобретение относится к области восстановительной медицины, а именно к профилактически-реабилитационной коррекции (далее - курс реабилитационной коррекции или курс реабилитации), нейрореабилитации, и может быть использовано для немедикаментозной коррекции, профилактики и реабилитации функционального состояния как здоровых пациентов разных возрастных групп, так и пациентов с различного рода психоневрологической симптоматикой. Способ может применяться как при легких, так и тяжелых формах указанных заболеваний, а также при сочетании их со значительным отставанием умственного развития.
В разработке способов коррекционных воздействий, направленных на оптимизацию функционального состояния человека и повышение адаптивных возможностей организма, сегодня можно выделить два основных направления, основанных на классическом и натуропатическом подходах к решению данной проблемы.
В рамках классического подхода для нейрореабилитации и реабилитационной коррекции в комплекс психолого-педагогических мероприятий достаточно часто включаются, особенно, например, при коррекции СДВГ, медикаментозные средства, например препараты ноотропного ряда [2]. Так, на детях в возрасте от 4-х до 12-ти лет с целью снятия риска возникновения нежелательных побочных эффектов при минимальных мозговых дисфункциях (ММД) изучалась эффективность применения комплексного ноотропного препарата инстенон [3]. Установлено также положительное влияние таких новых ноотропных препаратов, как пикалипан, пикамилон и нейробутал на психофизиологические показатели у детей с расстройством адаптации, имеющих нарушения в когнитивной сфере при минимальной мозговой дисфункции.
Однако к числу существенных недостатков вышеупомянутых медикаментозных методов лечения следует отнести наличие побочных эффектов и достаточно высокую вероятность возникновения осложнений, наиболее частыми из которых являются аллергические реакции, нарушение функции желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), печени, почек, сердечно-сосудистой и нервной систем.
Среди физиотерапевтических методов психоэмоциональной коррекции и реабилитационной коррекции таких заболеваний, как СДВГ, ДЦП (детский церебральный паралич), задержки нервно-психического и речевого развития, неврозов и неврозоподобных состояний, достаточно эффективным оказался метод транскраниальной микрополяризации, применение которой приводит к выраженному снижению импульсивности, гиперактивности, повышению внимания, положительной динамики в эмоциональном состоянии [4]. К числу недостатков данного метода коррекции следует отнести, в первую очередь, индивидуальную непереносимость тока, объемные процессы, наличие инородных тел в позвоночнике или спинном мозге, нарушения кожных покровов, возможность возникновения истерии, психозов, что оказывает неблагоприятное воздействие на пациентов
Известен также достаточно эффективный метод реабилитационной коррекции у детей и подростков, основанный на применении электроэнцефалографического бета-стимулирующего тренинга, в основе которого лежит принцип биологической обратной связи (БОС) [5]. В работе [5] показано, что после ЭЭГ (Электроэнцефалограмма) БОС-коррекции у 57% обследуемых детей с СДВГ было обнаружено достоверное изменение индекса внимания. В свою очередь, [7] также положили принцип биологической обратной связи в основу методики коррекции дезадаптивных состояний у младших школьников.
Однако методы БОС-коррекции невозможно использовать при значительном отставании в интеллектуальном развитии, что ограничивает возможности их использования на практике.
Наряду с классическим подходом к разработке способов коррекционных воздействий, направленных на оптимизацию функционального состояния человека и повышение адаптивных возможностей организма, в последнее время достаточно широкое применение в практике лечения и профилактики различных функциональных нарушений получил натуропатический подход.
Слово «натуропатический» означает применяюший для лечения (восстановления) природные, натуральные средства. Основными принципами натуропатии являются естественность, безвредность (отсутствие отрицательных побочных эффектов).
Анималотерапия является частью натуртерапии и использует животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи.
В зависимости от степени направленности воздействия выделяют ненаправленную анималотерапию, предполагающую взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического значения, и направленную анималотерапию, в рамках которой в качестве объектов общения целенаправленно используются специально обученные животные. В зависимости от объектов общения направленная анималотерапия подразделяется на следующие виды: иппотерапия (общение с лошадьми и верховая езда), канистерапия (общение с собаками), фелинотерапия (общение с кошками), дельфинотерапия (общение с дельфинами) и другие.
Дельфинотерапия применятся во всем мире для помощи людям с различными диагнозами. Наиболее распространенные из них - это церебральный паралич, синдром Дауна, аутизм, здесь она дает наиболее ценные результаты, но в программах участвуют люди и с другими нарушениями, такими как депрессия, синдром хронической усталости (астенический синдром), мышечная астения, нервная анорексия (отказ от еды), посттравматический синдром, задержка умственного развития, рак. Дельфинотерапия помогает достичь улучшения и при многих других заболеваниях, таких как астма, расстройства внимания, дистония, энурез, дерматиты, расстройства слуха, сердечно-сосудистые заболевания, гипотония, расстройства речи и другие [10, 11, 12].
В настоящее время нет однозначного мнения по поводу природы воздействия дельфина на человека. Часть исследователей усматривают ее в способности дельфинов к эхолокации. Так в Международном Институте Дельфинотерапии (г.Евпатория, Украина) под руководством В.И. Лысенко изучается воздействие дельфинов на физическое и психическое здоровье человека. В разработанном здесь методе дельфинотерапии важную роль играет явление сонофореза («сонофоретическая модель»). Сонофорез как прямой результат ультразвукового эхолокационного воздействия дельфина вызывает благоприятные химические и электрические изменения в организме пациентов [13, 14]. Сведений о природе этого явления в настоящее время не существует.
Основная цель большинства программ в области дельфинотерапии - создание эмоционально-мотивационной структуры поведения, когда в качестве самого мотивационного звена выступает предполагаемое общение с дельфином.
В 1980 г. доктор Натансон применил методику общения с дельфинами в отношении подобного контингента лиц (когда само общение с животными использовалось как награда) и это дало положительные результаты в плане повышения скорости запоминания, объема памяти и степени закрепления усвоенного материала у слабоумных детей [12].
Занятия, основанные на теории Д. Натансона, предполагают, что пациенты с отклонениями будут увеличивать свое внимание к внешним раздражителям в результате их желания пообщаться с дельфинами. Отсюда главной целью индивидуальной программы терапии, по Натансону, является поощрение пациента (посредством разрешенного контакта с дельфином) при получении желательного ответа. Пациенты могут взаимодействовать с дельфином только после того, как дадут правильный моторный, когнитивный, эмоциональный, вербальный ответ. Представленные в работах результаты свидетельствуют о значимом реабилитационном эффекте (увеличение правильных реакций пациентов) после курса дельфинотерапии.
Анализ вышеуказанных источников информации и иных доступных литературных источников по оценке эффективности дельфинотерапии показал, что при сравнительно большом числе работ по исследованию психологических эффектов дельфинотерапии отсутствуют разработанные способы реабилитационной коррекции, учитывающие особенности физиологических изменений в процессе курса дельфинотерапии и позволяющие осуществлять своевременную коррекцию курса с учетом вышеуказанных изменений, что сокращает сроки реабилитации и повышает ее эффективность. Кроме того, все исследования осуществляются при взаимодействии пациентов с дельфинами как на помосте, так и в воде, что является ограничивающим фактором в отношении пациентов, не владеющих навыками поведения на воде.
Наиболее близким аналогом к заявляемому изобретению является способ реабилитации детей с поражением ЦНС (центральной нервной системы) [патент на изобретение № RU 2345754]. Занятия проводят в бассейне с дельфином и осуществляют на помосте. Дельфин лежит на помосте, пациент поглаживает тело дельфина стопами ног и/или раскрытыми ладонями обеих рук от рострума до хвостовой лопасти, пытаясь самостоятельно найти теплые и/или холодные участки кожи на теле дельфина, и следит за его передвижениями в бассейне. Затем пациент садится или ложится на помост, опустив ноги или выпрямленные в локтях руки в воду, дельфин упирается рострумом в стопу или раскрытую опущенную в воду ладонь и выталкивает ее из воды. Реабилитацию проводят в два этапа. На первом этапе дельфин и пациент осуществляют упражнения, направленные на развитие тактильной двигательной системы пациента. На втором этапе пациент проводит реабилитационные мероприятия в воде. Способ развивает способность соблюдать равновесие, обеспечивает развитие координаторных движений. К числу недостатков данного способа следует отнести ограничение по развитию моторики и координации, отсутствие психоэмоциональной коррекции состояния пациента, развития коммуникативных способностей и адаптационного потенциала, отсутствие объективного контроля психофизического состояния пациента в ходе реабилитационных сеансов, а также необходимость наличия у детей навыков поведения на воде, что существенно ограничивает круг пациентов и не обеспечивает гарантированного достижения прогнозируемого результата вследствие неконтролируемого применения методики к пациентам с разными типами психологической адаптации.
Задачей настоящего изобретения является предложение эффективного способа профилактически-реабилитационной коррекции функционального состояния пациента, его нейрореабилитации, предназначенного для широкого круга лиц, вне зависимости от возрастной категории и с разной степенью подготовки, обеспечивающего стабильный лечебный эффект в более короткие сроки
Техническим результатом, достигаемым настоящим изобретением, является повышение стрессоустойчивости и адаптационного потенциала организма пациента с любой степенью функциональной подготовки, повышение коммуникативных способностей и направленности на активную целенаправленную деятельность, повышение прогнозируемости результатов и оптимизация длительности курса реабилитационной коррекции в зависимости от психоэмоционального состояния и способностей пациента, достижение положительной динамики в его психоэмоциональном состоянии и оптимизация эмоционального состояния пациента.
В рамках заявленного способа предложена и апробирована программа реабилитационной коррекции, нейрореабилитации, основанная на активном тактильном взаимодействии с дельфинами вне водной среды бассейна, направленная на оптимизацию эмоционального состояния пациентов и формирование у них доминирующей направленности на активную целенаправленную деятельность. Принципиальным отличием данной программы является ее модульность и ориентация на широкое применение игрового начала, повышающего мотивационно-эмоциональный потенциал поведенческих реакций, а также его опору на активный тактильный контакт с животным как важнейшее организующее звено в развитии адекватной системы коммуникативных взаимодействий под контролем комплексной объективной оценки результатов дельфинотерапии, позволяющей оптимизировать курс реабилитационной коррекции в результате изменения длительности курса и/или сложности и очередности исполняемых упражнений как в пределах модуля, так и в рамках полного курса реабилитации.
Вышеуказанный технический результат достигается тем, что предложен способ профилактически-реабилитационной коррекции функционального состояния пациента Способ профилактически-реабилитационной коррекции функционального состояния и повышения адаптивных возможностей организма, включающий курс тактильного взаимодействия пациента с дельфином, отличающийся тем, что курс осуществляют на основе последовательного выполнения находящимся на платформе пациентом упражнений, на основе взаимодействия пациента с дельфином, сгруппированных в функциональные блоки развития моторики, и/или двигательных функций, и/или коммуникативных возможностей и мотивации к активной целенаправленной деятельности пациента, в течение каждого из которых пациент находится на платформе, и осуществляют непрерывный мониторинг после каждого занятия показателей ситуативного эмоционального реагирования, эмоционального состояния, его вегетативного и гемодинамического обеспечения, адаптационных способностей пациента и стимулируют повышение мотивации к активному взаимодействию с дельфином, снижая уровень тревожности и эмоционального напряжения, повышая коммуникацию, укрепляя конструктивные стратегии поведения; путем корректировки комплекса упражнений функциональных блоков и их длительности в зависимости от установленного на данном этапе типа психологической адаптации и ситуативного эмоционального реагирования на стресс-фактор, с обеспечением возможности увеличения длительности курса занятий на данном этапе в случае установленного незавершенного типа адаптации пациента до выравнивания показателей ситуативного эмоционального реагирования, по меньшей мере вегетативного коэффициента до оптимальных значений 1,0-1,5 и/или снижения индекса тревоги до значений, близких к оптимальным, а по окончании курса осуществляют комплексную оценку психоэмоционального состояния пациента, включающую определение показателей психологического и физиологического состояния пациента.
Способ профилактически-реабилитационной коррекции функционального состояния может также содержать дополнительный установочный этап, предваряющий курс тактильного взаимодействия с дельфином, в рамках которого пациента готовят к контакту с дельфином и формируют пространство отношений с дельфином, обучают пациента коммуникативным навыкам в отношениях с дельфином посредством ознакомления пациента с особенностями поведения дельфинов на основе просмотра и прослушивания видео- и аудиоматериалов, осуществляемых для пациентов детской возрастной группы в игровой манере, соответствующей возрасту ребенка и его способностям, включающей, в том числе, ознакомление со строением дельфина с помощью игрушек, а также ознакомление с повадками дельфинов, изучаемых в игровой манере, путем имитации манеры поведения дельфинов в рамках игры, ассоциативно связанной с движением дельфина и/или его повадками.
В еще одном варианте осуществления изобретения способ коррекции может также дополнительно содержать адаптационный этап, осуществляемый после установочного этапа и/или непосредственно перед курсом тактильного взаимодействия с дельфином, в рамках которого осуществляют адаптацию пациента к непосредственному тактильному общению с дельфином, включающую осуществляемую под контролем обучающего встречу и знакомство пациента с живым дельфином, наблюдение за дельфином, находящимся в воде, стимулирование обучающим дистантного общения пациента с дельфином посредством мимики, жестов, речи, знакомство с именем и характером дельфина, осуществляемого для пациентов детского возраста в игровой манере, переход от дистантного общения к прямому контакту с животным, находящимся вне воды, на платформе, с применением прямого тактильного общения и навыков, полученных пациентом на установочном этапе, с отработкой и закреплением приемов взаимодействия с живым дельфином, порядка предъявления сигналов, жестов, используемых при взаимодействии с животными.
Кроме того, достижению технического результата также способствует осуществление контроля и оценки обучающим психоэмоционального и психофизиологического состояния пациента на каждом из возможных в курсе этапов, включающих курс тактильного взаимодействия с дельфином, и/или установочный, и/или адаптационный этап, в виде системно-интегративного мониторинга психофизиологического состояния пациента, включающего интегральные, взаимодополняющие и соизмеримые по временным параметрам физиологические и психологические методы исследования. При этом на каждом из этапов осуществляют коррекцию длительности ′полного курса реабилитации и/или отдельных этапов с обеспечением возможности, в зависимости от психоэмоционального состояния пациента, возврата пациента на предыдущий этап или к начальным упражнениям текущего этапа в случае выявления затруднения в адаптации. В одном из вариантов осуществления изобретения, на установочном этапе осуществляют сбор анамнеза пациента и проводят исследование психофизиологического статуса пациента на основе оценки методом омегаметрии уровня бодрствования, включая по меньшей мере оценку уровня активного бодрствования (УАБ) и времени спонтанной релаксации, надсегментарных механизмов его вегетативного, гемодинамического и кислородзависимого энергообеспечения, в сопоставлении с показателями уровня развития эмоциональной и когнитивной сферы, включающими по меньшей мере показатели вегетативного коэффициента и индекса тревоги, определяемые на основании результатов теста Люшера. Тогда как на адаптационном этапе, по меньшей мере, после первого занятия, фиксируют показатели ситуативного эмоционального реагирования в виде описания и оценки изменения поведения пациента, его эмоционального состояния, эффективности деятельности пациента в эмоциогенной ситуации, специфики проявления тактильных контактов при первом и последующих взаимодействиях с дельфином, и осуществляют оценку ситуативного эмоционального реагирования на стресс-фактор в незнакомой эмоциогенной ситуации, включая по меньшей мере оценку методом омегаметрии уровня активного бодрствования (УАБ) и времени спонтанной релаксации, а также надсегментарных механизмов его вегетативного, гемодинамического и кислородзависимого энергообеспечения, и эмоционального состояния, включающими по меньшей мере показатели вегетативного коэффициента и индекса тревоги, определяемые на основании результатов теста Люшера, по зафиксированным и измеренным показателям определяют степень стрессоустойчивости и адаптационный потенциал организма пациента, а также тип психологической адаптации:
- оптимальный при соответствии всех показателей оптимальным значениями, соответствующим возрастной норме пациента;
- неустойчивый при отсутствии времени спонтанной релаксации в сочетании со сниженным значением УАБ на установочном этапе на фоне оптимальных значений остальных показателей;
- незавершенный при умеренно сниженном УАБ, повышенных значениях ИТ, замедленном времени спонтанной релаксации и ВК выше или ниже оптимального диапазона, характеризующего направленность на активную деятельность,
в зависимости от которого осуществляют коррекцию длительности курса реабилитационной коррекции и отдельных этапов с обеспечением возможности возврата пациента в начало этапа или на установочный этап в случае выявления затруднения в адаптации определяемого, по меньшей мере, по выраженному напряжению надсегментарных механизмов регуляции вегетативного тонуса по симпатоадреналовому типу и/или увеличению индекса тревоги выше 6, и/или удержания повышенного значения индекса тревоги большего 6, и/или удержания значений вегетативного коэффициента выше 1,5 и/или меньше 1,0 в течение первых трех сеансов адаптационного этапа и/или фиксации отказа от тактильного контакта с дельфином. Полный курс реабилитационной коррекции составляет 10-14 сеансов, по 30-40 мин каждый, проводимых 3-4 раза в неделю в зависимости от установленного типа адаптации пациента и индивидуальных особенностей психоэмоционального состояния.
Изобретение иллюстрируется следующими схемами и графиками.
Фиг.1 - Показатели эмоционального состояния при первом сеансе и в ходе курса тактильного взаимодействия с дельфинами здоровых пациентов с оптимальным типом адаптации (I), неустойчивым типом адаптации (I) и феноменом незавершенной адаптации (III) до (сплошная линия) и сразу после каждого занятия (пунктирная линия). При этом на фиг.1 по оси ординат: а), в), д) - психовегетативный коэффициент (ВК), б), г), е) - индекс тревоги (ИТ); по оси абсцисс - номера занятий.
Фиг.2 - Показатели эмоционального состояния (А, Б) при первом сеансе и в ходе курса тактильного взаимодействия с дельфинами пациентов-детей с СДВГ с неустойчивым типом адаптации до (сплошная линия) и сразу после каждого занятия (пунктирная линия). При этом на фиг.2 по оси ординат: а), в), д) - психовегетативный коэффициент (ВК), б), г), е) - индекс тревоги (ИТ); по оси абсцисс - номера занятий.
Фиг.3 - Показатели ситуативного эмоционального реагирования пациентов разных типов адаптации до и после первого занятия с дельфинами, где I - показатели группы пациентов с оптимальным типом адаптации и реакцией, характерной для реакции на новизну, II - показатели группы пациентов с неустойчивым типом адаптации (быстроутомляемых) и реакцией, характеризующей активационный эффект, III показатели группы пациентов с феноменом незавершенной адаптации (группа риска) и IV - показатели группы пациентов-детей с СДВГ, при этом показатели группы III и IV характерны для психоэмоционального стресса.
Фиг.4 - Психофизиологические показатели в группе контроля с оптимальным типом адаптации до и после курса коррекционной реабилитации, где: а) уровень когнитивного развития в баллах (по оси ординат шкала уровня когнитивного развития: ВВН - высокая возрастная норма; ВН - возрастная норма; СН - субнорма (пограничная возрастная норма); Н - низкий уровень развития когнитивных функций; по оси абсцисс - номера занятий); б) вегетативный индекс, в баллах; в) индекс тревоги в баллах; г) уровень бодрствования в мВ, где УАБ - уровень активного бодрствования; УОП - уровень оперативного покоя; д) тип омегаграммы, где по оси ординат ОП (омега-потенциал) в мВ, а по оси абсцисс - время в минутах. Значения исследуемых параметров до курса реабилитационной коррекции - белый столбец, сплошная линия; после курса занятий с дельфинами - черный столбец, пунктирная линия.
Фиг.5 - Психофизиологические показатели при неустойчивом типе адаптации где: а) уровень когнитивного развития в баллах (по оси ординат шкала уровня когнитивного развития: ВВН - высокая возрастная норма; ВН - возрастная норма; СН - субнорма (пограничная возрастная норма); Н - низкий уровень развития когнитивных функций; по оси абсцисс - номера занятий; б) вегетативный индекс в баллах; в) индекс тревоги в баллах; г) уровень бодрствования в мВ, где УАБ - уровень активного бодрствования; УОП - уровень оперативного покоя; д) тип омегаграммы, где по оси ординат ОП (омега-потенциал) в мВ, а по оси абсцисс - время в минутах. Значения исследуемых параметров до курса реабилитационной коррекции - белый столбец, сплошная линия; после курса занятий с дельфинами - черный столбец, пунктирная линия.
Фиг.6 - Психофизиологические показатели при неустойчивом типе адаптации пациентов с СДВГ, где: а) уровень когнитивного развития в баллах (по оси ординат шкала уровня когнитивного развития: ВВН - высокая возрастная норма; ВН - возрастная норма; СН - субнорма(пограничная возрастная норма); Н - низкий уровень развития когнитивных функций; по оси абсцисс - номера занятий); б) вегетативный индекс в баллах; в) индекс тревоги в баллах; г) Уровень бодрствования в мВ, где УАБ - уровень активного бодрствования; УОП - уровень оперативного покоя; д) тип омегаграммы, где по оси ординат ОП (омега-потенциал) в мВ, а по оси абсцисс - время в минутах. Значения исследуемых параметров до курса реабилитационной коррекции - белый столбец, сплошная линия; после курса занятий с дельфинами - черный столбец, пунктирная линия.
Способ профилактически-реабилитационной коррекции функционального состояния и повышения адаптивных возможностей организма в соответствии с изобретением осуществляется следующим образом.
Работа проводится с представителями класса Китообразные, отдела Зубатые киты, подотдел Дельфиновые в открытом или закрытом бассейне с минеральной водой (NaCl 1,8-2 промиле) температурой 25-28 градусов.
Перед работой дельфин проходит подготовку по специальной программе. Взаимодействие с дельфином направлено на выполнение комплекса упражнений для развития и закрепления у пациента новых сенсомоторных навыков, активизации эмоционально-волевой сферы.
Курс реабилитационной коррекции проводится для детей и взрослых в возрасте от 2,5 до 16; от 16 и старше и осуществляется, как правило, по выбору: в один этап, включающий курс тактильного взаимодействия согласно изобретению; два этапа, включающие установочный этап и курс тактильного взаимодействия либо адаптационный этап и курс тактильного взаимодействия. А также наиболее оптимальный курс, включающий 3 этапа: установочный, адаптационный и курс тактильного взаимодействия, осуществляемых последовательно в сочетании с системно-интегративным мониторингом психофизического состояния пациента или без него. Однако сопровождение полного курса реабилитации, включающего три этапа взаимодействия с дельфином, системно-интегративным мониторингом является предпочтительным вариантом реализации изобретения, который далее будет рассмотрен подробно. Данный пример реализации не является исчерпывающим.
Установочный этап, являющийся первым в курсе реабилитации, осуществляется продолжительностью не менее 3 занятий по 25-30 минут, направлен на предварительную подготовку пациента к контакту с дельфином и включает следующие действия и упражнения:
- осуществляют демонстрацию пациенту фото- и видеоматериалов, на которых запечатлены дельфины и сцены занятий детей с дельфинами; видеоматериалы о жизни дельфинов в их естественной среде обитания, а также демонстрирующих их возможности в искусственной среде дельфинария;
- осуществляют прослушивание пациентом аудиозаписей звуков, издаваемых дельфинами как в естественной среде обитания животных, так и в условиях закрытых бассейнов;
- осуществляют ознакомление пациента с особенностями строения дельфинов (расположение глаз, дыхала, слухового аппарата, плавников, линии рта и т.п.) и со спецификой их кожного покрова на основе использования специально разработанных рисунков-раскрасок с изображением как отдельного животного, так и пары дельфин-ребенок, «печатей» животных, сборного конструктора «Дельфин», пазлов с изображением животных, а также различных мягких, надувных, резиновых, пластмассовых игрушек-дельфинов;
- осуществляют ознакомление пациента с особенностями поведения дельфинов (специфика проявления дыхательной, двигательной, коммуникативной функции) посредством моделирования ситуаций с надувной игрушкой-дельфином, а также использования видео- и аудиоматериалов о жизни животных.
Ознакомительные мероприятий проводят в сочетании с упражнениями, выполняемыми пациентами самостоятельно или с помощью обучающего, позволяющими снизить негативные последствия стрессорной ситуации от предстоящей встречи с дельфином. Так пациентам, особенно пациентам-детям совместно с родителями, предлагают прослушать аудиозаписи звука дыхания животного, а также активно включиться в игру «Дельфины-паровозики», в рамках которой они могут имитировать особенности дыхания дельфина. Немаловажное значение в плане подготовки пациента к активному взаимодействию с дельфином имеет и получение пациентом знаний об особенностях коммуникативного взаимодействия дельфинов с человеком. В этом плане демонстрация аудио- и видеоматериалов, активные имитационно-игровые действия во многом усиливают мотивационную сторону будущих контактов пациента, особенно пациента-ребенка, с животным. Пациенты получают информацию о том, что дельфины могут общаться не только посредством звуков («разговаривать»), но также использовать язык движений: «показывать» свое согласие или несогласие кивком головы вперед или из стороны в сторону, демонстрировать «удовлетворение» поднятием хвостового плавника, «аплодировать» боковыми плавниками, и даже хвостовым плавником; «улыбаться», широко раскрыв пасть, или «быть более сдержанным» (закрытая пасть) и т.д. Знакомство пациента с особенностями коммуникации животных и особенностями движений осуществляют посредством моделирования ситуаций с игрушками.
В целях повышения эффективности общения человека с животным пациентов и родителей пациентов-детей на предварительном этапе курса реабилитации обучают приемам выполнения определенных цепочек команд, их последовательности (фиксация взгляда животного на предмете, показ животному места выхода с предметом из воды, правильное принятие предметов, поза человека на платформе и др.), равно как и приемам тактильного взаимодействия с дельфинами. Пациентам показывают, какие области на теле дельфинов можно гладить, чесать (спина, грудь, шея, бока, плавники, лоб), к каким надо относиться с осторожностью (область глаз и дыхала), обучают некоторым жестам, на которые реагируют животные, а также приемам обязательного тактильно-эмоционального подкрепления животных.
Обучение техники безопасности и правилам поведения пациентов и сопровождающих лиц на территории дельфинария во время проведения занятий включено во все игровые ситуации первого этапа.
Предварительная подготовка пациентов к активному взаимодействию с дельфином является важным направлением в курсе реабилитации, поскольку позволяет избежать дополнительной стрессовой ситуации, вызываемой при первой встрече пациента с дельфином, необычными для пациентов, особенно пациентов-детей, звуками, издаваемыми дельфинами при дыхании. Исключение возникновения стрессорной ситуации на начальном этапе знакомства пациента с дельфином оказывает положительное влияние на проведение общего курса реабилитации и значительно его ускоряет. Кроме того, на стадии установочного этапа формируют мотивационную заинтересованность пациента в будущих контактах с дельфинами и стимулируют когнитивную деятельность пациента, что создает благоприятный фон для развития и закрепления данных навыков в рамках полного курса реабилитации, срок проведения которой оптимизируется и сокращается.
Адаптационный этап, следующий за установочным и осуществляемый, как правило, продолжительностью 1-3 занятия по 30-35 минут в зависимости от возраста и индивидуальных характерологических особенностей пациента, направлен на адаптацию пациента к непосредственному общению с дельфином. В том случае, если у пациента наблюдались затруднения в адаптации и фиксируется отказ от тактильного контакта с дельфином, он возвращается на первый этап.
Работу с пациентами в рамках данного этапа проводят по следующим направлениям:
- осуществляют встречу и знакомство пациента с живым дельфином, переход от дистантного общения к прямому контакту с животным. При этом адаптацию пациента к животному начинают с осуществления пациентом наблюдения за дельфином, находящимся в воде. В ходе наблюдения осуществляют стимулирование пациента к дистантному общению с дельфином посредством мимики, жестов, речи. Благодаря специальной тренировке дельфины охотно реагируют на стимуляцию со стороны пациента: животные «разговаривают» с пациентами, приветствуют их, «аплодируя» плавниками, выпрыгивают из воды, кувыркаются, танцуют и пр. Обучающий знакомит пациента с именем дельфина, его возрастом, особенностями характера, забавными ситуациями из его жизни, рассказывает пациентам-детям сказку о дельфинах. Далее следует этап адаптации к дельфину, находящемуся вне воды, на платформе. В этой ситуации улучшаются условия не только для дистантной рецепции (пациент может рассмотреть животное с более близкого расстояния и под разными углами зрения: издалека, вблизи, снизу вверх и сверху вниз, осмотреть его со всех сторон), но и предоставляется возможность перехода к прямому тактильному взаимодействию с дельфином. В свою очередь нахождение животного на суше, т.е. в «среде» человека, создает определенную атмосферу доверия между пациентом и животным, что способствует более быстрому протеканию адаптационного процесса;
- стимулируют применение знаний и умений, полученных на занятиях установочного этапа в реальной ситуации, в том числе с использованием сказочно-игрового варианта взаимодействия.
Пациенту предлагают (с обязательным предварительным показом со стороны обучающего) осуществить первый тактильный контакт с живым дельфином, применяя на практике все умения, полученные на виртуальных занятиях. Далее пациенту и родителям пациента-ребенка показывают процесс игрового взаимодействия с дельфинами и предметами, постепенно вовлекая его в игру. На данном этапе происходит отработка и закрепление приемов взаимодействия с живым дельфином, порядка предъявления сигналов, жестов, используемых при взаимодействии с животными.
Следующим, третьим, этапом является курс тактильного взаимодействия пациента с дельфином, осуществляемый продолжительностью 7-9 занятий по 35-40 минут. Данный этап направлен на активное тактильное взаимодействие с дельфином и в рамках его реализации решают следующие задачи:
- осуществляют обеспечение сенсорного уровня взаимодействия, при котором пациент достигает осознания различий в тактильных ощущениях (прикосновение, давление, тепло, прохлада, сухость, влажность и т.п.) с одновременным вовлечением в тактильную чувствительность наибольшего количества различных частей тела;
- осуществляют обеспечение перцептивно-когнитивного уровня взаимодействия, при котором пациент, будучи включенным в процесс тактильного взаимодействия с живым объектом, актуализирует механизмы межсенсорной интеграции, построения «интегральных образов среды» и категоризации окружающего пространства;
- осуществляют обеспечение гностического уровня взаимодействия, при котором пациент посредством задействования тактильной чувствительности постигает форму (контур), фактуру (текстуру), объем объекта. В результате освоения пациентом процесса активного осязания формируется более адекватная «схема тела и образ пространства», позволяющая выделить себя из среды как самостоятельный компонент (физическое «Я») и осознать автономность собственного движения.
Все занятия как адаптационного этапа, так и курса тактильного взаимодействия с дельфином включают в себя соответствующие функциональные блоки взаимодействия с живым объектом, осуществляемые при этом следующим образом:
- взаимодействие пациента с дельфином с платформы (10 мин) - пациент находится на платформе, дельфин в воде;
- взаимодействие пациента с дельфином на платформе (10 мин) - пациент и дельфин находятся вне воды на платформе;
- совместное творчество пациента и дельфина (10 мин) - пациент находится на платформе, дельфин в воде;
- игры пациента с дельфином или дельфинами (10 мин) - пациент находится на платформе, дельфин или дельфины в воде с выходами на платформу. В игровых действиях используют различные предметы (кольца, мячи, шары, буквы, фигуры и др.).
Для каждого из функциональных блоков используют комплекс заданий и упражнений, направленных на развитие тактильного, зрительного, слухового восприятия, совершенствование общей и мелкой моторики, формирование пространственно-временных представлений, развитие коммуникативных навыков (включая способы невербального общения - мимику, жесты, взгляды), развитие внимания. Все задания разработаны таким образом, чтобы обеспечить условия для активного взаимодействия пациента и животного с опорой на тактильную чувствительность. При успешном решении пациентом игровой задачи или возникновении тех или иных трудностей при ее выполнении условия игры могут быть модифицированы - либо усложнены, либо адаптированы к индивидуальным особенностям пациента.
При этом способ проведения реабилитационной коррекции согласно изобретению по каждому из вышеуказанных функциональных блоков включает следующий минимальный комплекс упражнений.
Первый функциональный блок: взаимодействие с дельфином осуществляют с платформы. Дельфин находится в воде у края платформы, пациент на платформе. Взаимодействие пациента с дельфином осуществляют с использованием навыков вербального, невербального и тактильного общения. Пациенту предлагают пообщаться с дельфином с помощью элементов лицевой мимики (поднять или опустить брови, сжать или надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться, наморщить нос, лоб, и т.п.), пантомимики, жестов, звуков, имитационного поведения (наклон или поворот головы, экспрессивные позы, характерные движения рук и ног и т.п.).
Целью указанных упражнений является выработка устойчивого понимания сходства и различий средств коммуникации (как человека, так и животных), определение опытным путем роли наших органов чувств (глаза, уши, нос, рот, кожа) в общении, становление дистантной рецепции, имеющей ориентирующее значение в поведении организма в среде, а также соотнесение тактильных ощущений (давление) с характером движения, совершенствование сенсомоторной координации, развитие контроля двигательной активности, тактильно-мышечную стимуляцию.
Второй функциональный блок: общение с дельфином осуществляют на платформе. Пациент приглашает дельфина на сушу, используя специальные жесты. Далее обучающий, взяв руку пациента в свою (прием «рука в руке»), помогает ему коснуться руками (ладонями, пальцами) различных частей тела дельфина, обводит контур выступающих частей (плавников, рострума), называя и сравнивая их с частями тела пациента Особое внимание уделяют качественной стороне тактильных ощущений: гладкие (спина, бок, шея, поверхность плавников и др.) и шероховатые (кончик рострума, подсохшая кожа спины дельфина), прохладные (поверхность тела) и теплые (плавники), мягкие (кожа) и упругие (рострум, плавники) части тела дельфина, при этом пациент овладевает навыком концентрации внимания на тактильных ощущениях и развивает способность тонко дифференцировать их качественное различие.
Далее проводят упражнения, направленные на развитие двигательной сферы, в частности имитацию движений дельфина, лежащего на платформе. Целью упражнений данного функционального блока является совершенствование системы регуляции мышечного тонуса, развитие крупной моторики, отработка движений, основанных на одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействиях; формирование границ своего тела и его положения в пространстве («схемы тела и образа пространства»).
Третий функциональный блок включает комплекс упражнений, направленный на совместное творчество и включает, например, упражнения с элементами арт-терапии и музыкальные упражнения. При выполнении упражнений данного функционального блока дельфин находится в воде, пациент на платформе.
При выполнении упражнений с элементами арт-терапии пациент, например, рисует красками картины совместно с дельфином (дельфин рисует кисточкой, зажав ее в пасти) и при помощи обучающего. Рисование пациентом может проводиться как с использованием кисточек, так и пальчиковым способом. Целью совместного творческого процесса является снятие психического напряжения, успокоение, сосредоточение, стимулирование общения, самовыражения.
При выполнении музыкальных упражнений, например, дельфин вертикально выходит из воды у края платформы, пациент «дирижирует» дельфину и тот исполняет «песенку». Затем пациенту предлагают исполнить песню совместно с дельфином, имитируя звуки, издаваемые животным. Целью занятия является развитие слухового восприятия, слуховой памяти, способности к слуховому вниманию (сосредоточению), к фантазированию.
Четвертый функциональный блок включает активные игры с предметами. При этом дельфин находится в воде, пациент на платформе. Пациент из разных положений бросает предмет дельфину, а дельфин возвращает его пациенту. Подача и прием предметов пациент осуществляет как из положения стоя, так и сидя. Бросание предметов пациент может осуществлять как в направлении местонахождения животного, так и в иную цель (например, обруч на воде или перебрасывание предмета через веревку, концы которой удерживают два дельфина). Пациент может осуществлять манипуляции сразу с несколькими предметами (два мяча, два-три кольца), поскольку у дельфинов выработан навык одновременно приносить более одного предмета. Формирование навыка игрового общения с дельфином происходит поэтапно, с повторяющимся наглядным показом обучающим необходимых действий, которые, в конце концов, объединяются в единый паттерн игрового поведения.
Существенным условием выполнения подобных заданий является необходимость сопровождать каждое действие пациента его речевым комментарием: прежде чем бросить предмет дельфину, пациент его сначала показывает дельфину, говоря «смотри»; кидать же предмет он должен со словами «лови». При этом движение предмета во время игр должно постоянного сопровождаться взглядом пациента.
Целью выполнения данного блока упражнений является развитие общей и мелкой моторики, координации движений, совершенствование контроля двигательной активности, регуляции эмоционального состояния, развитие внимания.
Таким образом, в процессе взаимодействия с животным, в рамках выполнения упражнений каждого из функциональных блоков, пациент осваивает множество способов передачи информации как на вербальном, так и на невербальном уровне, а стало быть, существенно расширяет круг доступных ему средств и способов социального общения. Более того, активное взаимодействие с животным способствует формированию у пациентов качества, необходимого для успешного процесса установления социальных контактов - эмпатии как способности сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих. Все это в целом обеспечивает развитие способности к адекватной организации поведенческих паттернов, повышение стрессоустойчивости и формирование доверительного стиля социальных отношений.
В соответствии с заявленным способом реабилитационной коррекции выполнение упражнений на всех этапах курса, включающих установочный, адаптационный и курс тактильного взаимодействия с дельфином, осуществляют в сочетании и при постоянном контроле функционального состояния пациента, включающего оценку его психоэмоционального и психофизиологического состояния на каждом этапе курса реабилитационной коррекции, что позволяет распознать на ранней стадии характерные признаки отклонения психофизилогического состояния пациента от возрастной нормы, спрогнозировать возможные затруднения, которые может испытывать пациент при прохождении курса, и своевременно корректировать его длительность и характер исполняемых упражнений. При этом предпочтительным вариантом осуществления контроля функционального состояния пациента является системно-интеграционный мониторинг психофизиологического состояния.
Системно-интеграционный мониторинг психофизиологического состояния пациента включает интегральные, взаимодополняющие и соизмеримые по временным параметрам физиологические и психологические методы исследования, осуществляемые на каждом из вышеуказанных этапов курса реабилитации, и представляет собой инструмент коррекции курса реабилитации, основанный на объективных данных.
В частности блок физиологических методов исследования предусматривает оценку механизмов сверхмедленной регуляции уровня бодрствования (УБ) известным методом омегаметрии по значениям омега-потенциала милливольтового диапазона в отведении вертекс-тенар (V-T)(уровень активного бодрствования (УАБ), уровень оперативного покоя (УОП), время спонтанной релаксации), его вегетативного и гемодинамического обеспечения по интегральным параметрам вегетативного тонуса (вегетативный индекс Кердо - ВПК); центральной гемодинамики (минутный объем кровообращения - МОК); вегетативного обеспечения взаимодействия сердечно-сосудистой и дыхательной систем (коэффициент Хильдебранта - КХ) и кислородзависимый энергетический потенциал (устойчивость к транзиторной гипоксии), определяемый по длительности произвольного порогового апное (ППА) при пробе Штанге.
При этом УАБ оценивают по начальным значениям омега-потенциала (ОПн), характеризующим исходный уровень активации (норма ОПн -45,0±5,0 мВ). Уровень оперативного покоя (УОП) оценивают по значениям омега-потенциала после выхода на плато (ОПплато), характеризующим продуктивность познавательной деятельности, обучаемости, адаптационные возможности организма к стрессорным нагрузкам (норма ОПплато от -25,0 до -40,0 мВ). Значения ОПплато выше оптимального (от -5 до -25 мВ) свидетельствуют об ограничении приспособительных возможностей основных регуляторных систем, снижении адаптивных функциональных резервов и характеризуют низкий уровень бодрствования с психологическими и клиническими проявлениями астенического состояния. Значения ОПплато ниже оптимального диапазона (от -41 до -60 мВ) свидетельствуют о состоянии напряжения регуляторных механизмов, участвующих в обеспечении уровня бодрствования. На поведенческом уровне это проявляется психоэмоциональным напряжением, парадоксальными реакциями на воздействие любого рода. Время спонтанной релаксации (ВСР) определяют по измеренному времени выхода омега-потенциала на плато (норма 1-3 мин). Известно, что по интенсивности снижения ОПн до выхода на плато и по времени выхода на плато можно определять уровни гипнабельности детей. Таким образом, значения ОПн и времени спонтанной релаксации (ВСР) позволяют оценить уровень сохранности или нарушениях механизмов, обеспечивающих переход из активного бодрствования в состояние оперативного покоя, а также определять наличие и выраженность возникновения психоэмоционального напряжения. Значения ОПплато позволяют дополнительно провести более точную дифференциацию функционального состояния пациента.
Оценку вегетативного и гемодинамического обеспечения психоэмоционального состояния и уровня бодрствования проводят на основе измерения величины артериального давления (АД), частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхания (ЧД). Измерение АД производят на правой руке тонометром, по Короткову, ЧСС и ЧД - пальпаторно и визуально. Все значения фиксируют в протоколе, после чего высчитывают интегральные расчетные показатели:
- вегетативный индекс Кердо (ВИК=(1-АДдиас/ЧСС)*100), позволяющий оценить вегетативный тонус и отражающий преобладание симпатических или парасимпатических влияний. Положительное значение ВИК свидетельствует о преобладании симпатических влияний, тогда как отрицательное - о повышении парасимпатического тонуса. При полном вегетативном равновесии в сердечно-сосудистой системе (эйтонии) ВИК равен «0»;
- коэффициент Хильдебранта (КХ=ЧСС/ЧД), позволяющий оценить вегетативное обеспечение взаимодействия сердечно-сосудистой и дыхательной систем (норма 2,8-4,9);
- минутный объем кровообращения, который определяют непрямым способом Лилье-Штрандера и Цандера (МОК=АДред.*ЧСС), норма для детей 2,0-3,5 л/мин, для взрослых - 3,2-4,4 л/мин. У здоровых лиц повышение симпатического тонуса проявляется повышением МОК относительно нормы. При доминировании парасимпатических влияний МОК понижен.
Оценка кислородзависимого энергетического потенциала, характеризующего состояние механизмов регуляции кислородзависимых систем энергообеспечения, осуществляют на основе пробы Штанге по интегральному параметру устойчивости к транзиторной гипоксии - длительности произвольного порогового апноэ (ППА). Проба Штанге в виде однократного глубокого вдоха с последующей индивидуально-максимальной задержкой дыхания предъявляется в состоянии покоя, в положении сидя в комфортной обстановке. Длительность задержки дыхания определяют по началу сокращения мышц диафрагмы, свидетельствующему о возникновении раздражения дыхательного центра вследствие скопившейся в крови углекислоты оптимальная устойчивость к гипоксии для детей определяют при длительности ППА 40-60 сек, для взрослых 60-90 сек.
Блок психологических методов включает оценку эмоционального состояния и мотивации к деятельности, определяемого с помощью теста Люшера (вегетативный коэффициент (ВК); индекс тревоги (ИТ); суммарное отклонение от аутогенной нормы(СО), все перечисленные показатели оцениваются в баллах); определение особенностей ситуативного эмоционального реагирования (СЭР) по документированным результатам наблюдения за реакцией пациента на каждом этапе курса реабилитации; оценку уровня актуального развития когнитивных функций (внимания, развития речи, кратковременной памяти и др.) на основе использования для пациентов-детей модифицированного диагностического комплекса для определения готовности ребенка к школьному обучению и уровня развития когнитивных функций, а для остальных пациентов известные тесты оценки уровня интеллектуального развития (например, тесты Векслера, Амтхауэра и др.) в сочетании с адаптированными для разных возрастных категорий заданиями, выполнение которых интерпретируется в количественном (баллы) и качественном плане.
Невербальный тест Люшера (в баллах) используют для динамического контроля психоэмоционального состояния пациента и оценки особенностей психологической установки на активную деятельность. При этом на основании результатов теста Люшера рассчитывают базовые показатели психоэмоционального состояния пациента (в баллах): индекс тревоги (ИТ), отражающий меру напряженности внутриличностных конфликтов, и вегетативный коэффициент (ВК), используемый для оценки энергетической составляющей мотивации пациента к активной деятельности или минимизации усилий при выполнении деятельности. Для более детальной дифференциации психоэмоционального состояния пациента по тесту Люшера определяют и показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО), который рассматривается как индикатор психического благополучия (эмоциональный фон, настроение). В таблице 1 представлены нормативные оценки особенностей психологической установки на активную деятельность.
Полное психофизиологическое обследование пациента с использованием системно-интегративного психофизиологического подхода проводят на установочном этапе до начала занятий, на адаптационном этапе после 1-го контакта с дельфином и после окончания курса тактильного взаимодействия с дельфином. Кроме того, в рамках проведения курса тактильного взаимодействия с дельфином осуществляют выборочный контроль по любым из вышеперечисленных параметров в течение курса. Оценка вегетативного и гемодинамического обеспечения психоэмоционального состояния и уровня бодрствования проводится до и после каждого занятия на основе измерения величины артериального давления, частоты сердечных сокращений и частоты дыхания.
Таким образом, психофизиологическое исследование с использованием методики омегаметрии проводят перед началом курса реабилитационной коррекции, после первого занятия и далее по окончании курса.
При этом оценка состояния лимбико-ретикулярных механизмов, участвующих в организации эмоций и мотивации, проводится перед началом и после окончания коррекционно-развивающего курса, а также до и после каждого занятия на протяжении всего курса активного тактильного взаимодействия с животными. А оценка кислородзависимого энергетического потенциала проводится до и после курса тактильного взаимодействия с дельфинами.
По результатам проведенных измерений на установочном этапе или после первого контакта с дельфином на адаптационном этапе определяют тип адаптации пациента, различающиеся по типу реагирования на стресс-фактор и динамике психофизиологических показателей. На основании данных, полученных в рамках системно-интегративного мониторинга, осуществляемого согласно изобретению, выявлены следующие характерные типы адаптации:
- оптимальный (АОп) - характеризующийся оптимальным уровнем бодрствования и оперативного покоя, отражающегося в сбалансированности корково-стволовых, лимбико-ретикулярных и надсегментарных механизмов его регуляции, оптимальной адаптациией к эмоциональному стрессу (при первом контакте отмечена психофизиологическая реакция по типу реакции на новизну) и сохранение сбалансированности оптимальных параметров психофизиологического состояния пациентов в течение всего курса дельфинотерапии с усилением положительной окраски эмоционального фона (восторг, радость) и высокой мотивации к деятельности. При этом данный уровень адаптации характеризуется оптимальными значениями функционального состояния, в том числе: показатель уровня активного бодрствования (ОПн, мВ) - 47,5±0,9 соответствует оптимальным значениям в пределах - 45,5±3,5 мВ, время спонтанной релаксации в пределах 3 минут, вегетативный индекс (ВК, в баллах) 1,1-1,2 лежит в пределах нормы 1,0-1,5 балла и характеризует направленность на активную деятельность, индекс тревоги (ИТ, в баллах) 1,1-1,6 до и после общения с дельфином также лежит в оптимальных пределах: 0-3 баллов;
- неустойчивый (АН) - характерен, в частности, для быстроутомляемых пациентов, несмотря на оптимальную мотивацию к активной деятельности и низкий уровень тревожности, характеризуется более низким, по сравнению с оптимальным, уровнем ряда когнитивных функций, достаточно быстрой утомляемостью. Вместе с тем, в процессе дельфинотерапии отмечается раннее включение активационных механизмов, достаточно быстрая оптимизация корково-стволовых, лимбико-ретикулярных и надсегментарных механизмов регуляции уровня бодрствования, что уже ко 2-3-му занятию предопределяет изменение типа адаптации к эмоциональному стрессу с неустойчивого на оптимальный и переход на уровень высокой возрастной нормы развития когнитивных функций к концу курса. При этом данный уровень адаптации характеризуется следующими значениями функционального состояния, в том числе: показатель уровня активного бодрствования (ОПн, мВ) умеренно снижен до значений в пределах - 36,7±2,2 мВ на начальной стадии (до курса реабилитации) и достигает оптимальных значений в пределах - 45,3-48,7±1,0 мВ после первого общения с дельфином, которые сохраняются до конца курса реабилитации, время спонтанной релаксации на начальной стадии (до курса реабилитации) отсутствует, при этом после первого общения с дельфином фиксируется замедленная спонтанная релаксация порядка 4,6±0,3 мин, и к концу курса реабилитации данный показатель приходит в норму, т.е. в пределах 3 минут, при этом вегетативный индекс (ВК, в баллах) определяется в пределах 1,0-1,2 (норма 1,0-1,5) баллов и характеризует направленность на активную деятельность, индекс тревоги (ИТ, в баллах) также характеризуется оптимальными значениями в пределах 1,7-1,8 (норма 0-3) баллов с повышением ИТ до верхней границы оптимальных значений (2,9±0,2) после первого общения с дельфином;
- феномен незавершенной адаптации (замедленный, (ФАНз)) - отличает исходно повышенный уровень тревожности, отрицательная окраска эмоционального состояния (как исходный фон, так и при взаимодействии с дельфином), быстрая психическая и физическая утомляемость, неустойчивость и трудности концентрации внимания, выраженное психоэмоциональное напряжение, что свидетельствовало о напряжении механизмов регуляции вегетативного тонуса. При этом отмечено исходное напряжение надсегментарных механизмов вегетативной регуляции по симпатоадреналовому типу, повышенный минутный объем кровообращения при рассогласовании взаимодействия сердечно-сосудистой и дыхательной систем, которое снижалось только к концу курса дельфинотерапии. При первом взаимодействии с дельфинами была выявлена реакция по типу реакции психоэмоционального напряжения с признаками вегетативной дистонии. Для данной группы пациентов характерна отсроченность развития эффектов дельфинотерапии: оптимизация центральных механизмов регуляции уровня бодрствования, эмоционального состояния и его вегетативного обеспечения, равно как и психологической установки на активную деятельность достигается только к 6-7-му занятию. При этом данный уровень адаптации характеризуется следующими значениями функционального состояния, в том числе: показатель уровня активного бодрствования (ОПн, мВ) умеренно снижен до значений в пределах - 37,8±0,6 мВ на начальной стадии (до курса реабилитации) с повышением оптимальных значений в пределах - 44,7±3,4 мВ после первого общения с дельфином и небольшим снижением до значений - 41,8±2,3 мВ в конце курса реабилитации, время спонтанной релаксации на начальной стадии (до курса реабилитации) замедлено и составляет порядка 5,2±0,2 мин с постепенным сокращением к концу курса до значений, близких к оптимальным 4,0±0,4 мин, при этом вегетативный индекс (ВК, в баллах) как правило лежит ниже нижней границы оптимального диапазона (<1,0) и характеризует состояние самосохранения или, в редких случаях, выше верхней границы оптимального диапазона (>1,5) что характеризует состояние перевозбуждения, при этом индекс тревоги (ИТ, в баллах) характеризуется повышенными значениями в пределах 4,8±0,4 баллов на начальной стадии (до курса реабилитации) с существенным повышением ИТ до высоких значений (7,6±0,4) после первого общения с дельфином с постепенным снижением к концу курса до верхней границы оптимальных значений - 3,1±0,4 баллов.
Сравнительные результаты проведения тестирования на протяжении курса реабилитационной коррекции согласно изобретению для вышеуказанных типов адаптации для здоровых пациентов и пациентов с отклонениями в психоэмоциональном развитии, например детей с СДВГ, представлены на графиках фиг.1-6 и в таблицах 2-4. Статистический анализ результатов комплексного психофизиологического обследования детей проводился с использованием программы STATISTICA v.6.0 (StatSoft Inc., Tulsa, USA).
В таблице 2 представлены показатели уровня развития когнитивных функций у пациентов с разным типом адаптации к взаимодействию с дельфинами до и после курса профилактически-реабилитационной коррекции.
В связи с тем, что исходные данные, полученные в психологических методах исследования, представлены с использованием балльных оценок, при сравнении выборок были взяты непараметрические критерии: Т-критерий знаковых рангов Вилкоксона (связанные выборки) и U-критерий Манна-Уитни (независимые выборки).
При анализе исследуемых показателей функционального состояния пациентов рассчитывали средние значения и ошибку среднего в каждой из обследованных групп.
В таблице 3 приведены характеристики психоэмоционального состояния по показателям теста Люшера у пациентов до и после курса, а также после первого занятия с дельфином.
А в таблице 4 представлены показатели функционального состояния по параметрам уровня бодрствования, его вегетативного и гемодинамического, кислородзависимого обеспечения до, сразу после первого занятия и в конце курса
Из представленных на фиг.1-6 графиков, диаграмм и показателей, указанных в таблицах 2-4, характеризующих психоэмоциональное состояние пациента, очевидно, что для пациента с неустойчивым типом адаптации требуется большее время при проведении адаптационного этапа. При феномене незавершенной адаптации требуется максимально полный контроль на протяжении первых трех занятий второго адаптационного этапа с целью предупреждения высоких стрессовых нагрузок и более длительный срок проведения третьего этапа в сочетании с упражнениями облегченного характера.
Основываясь на вышеуказанных типовых характеристиках для разного вида адаптации, по результатам измеренных и определенных в рамках осуществления системно-интегративного мониторинга функционального состояния пациента, выполняющего программу курса реабилитационной коррекции согласно изобретению, показателей психоэмоционального состояния пациента осуществляют корректировку длительности и сложности курса реабилитации с достаточно высокой степенью прогнозирования результата как на начальном этапе на основе комплексной диагностики, так и на протяжении всего курса реабилитации в зависимости от изменения показателей реагирования пациента на ситуацию, сокращая курс или усложняя задания в случае положительной динамики или продлевая курс, с возможностью возврата на любой из предшествующих этапов, в случае нарастания тревоги или отсутствия положительных изменений в показателях психоэмоционального состояния пациента.
Способ реабилитационной коррекции согласно изобретению, основанный на прохождении курса в три этапа при осуществлении на каждом из этапов системно-интегративного мониторинга, был опробован в рамках исследований, в которых приняли участие две группы детей.
В I группу вошло 78 человек (20 девочек, 58 мальчиков), которые по данным клинического обследования были признаны здоровыми. При психофизиологическом обследовании до курса занятий с дельфинами среди детей I группы были выделены:
- группа контроля (32 чел.) - дети с высокой результативностью деятельности,
при высокой устойчивости к психическим нагрузкам и транзиторной гипоксии (длительность ППА 40-60 сек);
- группа быстроутомляемых детей (27 чел.) - дети, для которых была характерна психическая утомляемость, снижение продуктивности деятельности и устойчивости к транзиторной гипоксии (длительность ППА 20-40 сек);
- группа риска раннего развития нервно-психических расстройств в случае неадекватных адаптационному ресурсу организма психических и физических нагрузок (19 чел.) - дети характеризовались психоэмоциональной неустойчивостью, психической истощаемостью, резким снижением устойчивости к транзиторной гипоксии (длительность ППА менее 20 сек).
II группу составили дети с СДВГ комбинированного типа (всего 112 человек, из них 20 девочек и 92 мальчика). Клинический диагноз устанавливался врачом-неврологом на основании критериев МКБ-10, не отягощен различными коморбидными состояниями (тики, энурез, заикание, фобические расстройства т.п.). Среди детей с СДВГ была выделена группа (29%), которые по целому ряду психофизиологических параметров были сопоставимы с детьми группы риска. Основное отличие заключалось в том, что у всех обследованных детей на фоне низкого уровня тревожности была выявлена высокая мотивация к активной деятельности.
У здоровых детей группы контроля при оптимальных исходных значениях и сбалансированности всех исследуемых показателей первый контакт с дельфинами вызвал системные психофизиологические изменения по типу реакции на новизну, что нашло отражение только в незначительном увеличении индекса тревоги (ИТ) в пределах нормы с усилением положительной окраски эмоционального фона (радость, восторг) и высокой мотивации к активной деятельности при отсутствии изменений других показателей (Фиг.3, 4).
В группе быстороутомляемых детей при первом контакте с дельфинами наблюдали активационный эффект, что проявлялось: в нарастании ИТ до пограничного уровня при тенденции к снижению мотивации к активной деятельности; в умеренном напряжении механизмов регуляции УАБ (нарастание начальных значений ОП); г) в умеренно выраженной симпатоадреналовой реакции (фиг.3, 5).
У детей группы риска и детей с СДВГ обнаружена реакция, характерная для психоэмоционального стресса (фиг.3, 6).
В группе риска реакция проявлялась в виде: а) выраженного нарастания исходно повышенного уровня тревоги; б) в нарастании симпатоадреналовой реакции с рассогласованием в вегетативном обеспечении сердечно-сосудистой и дыхательной систем; в) при выраженной активации механизмов регуляции УАБ; г) с углублением снижения мотивации к активной деятельности.
При существенном отличии исходного фона у детей с СДВГ, проявляющемся в высоком уровне тревоги, перевозбуждении по показателям ВК, наличии выраженных вегетативных расстройств по симпатоадреналовому типу, при исходном снижении УАБ наблюдали: нарастание проявлений вегетативной дистонии по симпатоадреналовому типу с усилением рассогласования в вегетативном обеспечении сердечно-сосудистой и дыхательной систем и эмоциональных расстройств тревожного ряда. В отличие от группы риска у детей с СДВГ отмечалась истощаемость механизмов регуляции УАБ, что проявлялось резким снижением ОПн при изменении типа мотивации к активной деятельности в виде перехода к минимизации усилий (реакция избегания).
Оптимальный тип адаптации обнаружен только в группе контроля. Для детей этой группы было характерно устойчивое активное взаимодействие с животными с 1-го занятия, что позволило сократить этап адаптации до одного занятия (фиг.1). Сбалансированность механизмов регуляции эмоционально-мотивационной сферы, УБ, его вегетативного, гемодинамического и кислородзависимого обеспечения, является физиологической основой высокой стрессорной устойчивости и приспособительных возможностей организма, включая оптимальную обучаемость и реализацию обученного. Основной эффект курса профилактически-реабилитационной коррекции с дельфинами у детей данной группы выражался в виде статистически значимого перехода с уровня возрастной нормы (ВН) на уровень высокой возрастной нормы (ВВН) в развитии концентрации внимания, скорости переработки информации, развития речи, кратковременной слухоречевой и зрительной памяти (Фиг.4).
Неустойчивый тип адаптации обнаружен у всех быстроутомляемых детей и в 29% случаев у детей с СДВГ. Установление активного продуктивного контакта с дельфинами наблюдали у этих детей уже ко 2-3 занятию, что определило длительность адаптационного этапа длительностью 2-3 занятия для данной группы пациентов (фиг.1, 2).
Эффект курса реабилитации у здоровых детей и детей с СДВГ при неустойчивом типе адаптации проявлялся в виде перехода типа адаптации на оптимальный в 89% случаев у здоровых быстроутомляемых детей и 75% случаев у детей с СДВГ. При этом в обеих группах наблюдали оптимизацию механизмов регуляции УБ, его вегетативного обеспечения; улучшение качества исследуемых когнитивных функций в пределах ВН у здоровых быстроутомляемых детей и переходе с уровня субнормы (СН) на уровень нижней границы ВН у детей с СДВГ при сохранении мотивации к активной деятельности и уровня тревоги в пределах нормы в обеих группах (Фиг.3, 6).
Феномен незавершенного типа адаптации был выделен у группы риска среди здоровых детей и 71% детей с СДВГ, у которых время установления контакта с животным наблюдалось к 6-9-му занятиям. При этом было обнаружено, что в группе риска (24%) после установления к 6-7-му занятию устойчивого взаимодействия с дельфином имеют место купирование психоэмоционального напряжения и появление мотивации к активному взаимодействию с животным. У детей с СДВГ сходные изменения отмечены в том случае, когда такое взаимодействие устанавливалось к 6-9-му занятию (фиг.2). Для данных групп прохождение курса тактильного взаимодействия с дельфинами способствовало проявлению положительных тенденций в динамике центральных механизмов регуляции уровня бодрствования, приближению к возрастной норме в развитии ряда познавательных функций, оптимизации эмоциональной сферы и мотивации к активной деятельности (фиг.6). Очевидно, что для данных групп пациентов курс реабилитации должен быть более продолжительным, учитывая требуемое время в 6-9 занятий для установления устойчивого взаимодействия с дельфином на адаптационном этапе или разделения данного времени на увеличение длительности как адаптационного этапа, так и курса тактильного взаимодействия с дельфином в сочетании с упражнениями облегченного типа для пациентов данной группы
Таким образом, объективная регистрация физиологических реакций пациентов дала возможность провести адекватную оценку функционального состояния здоровых детей и детей с СДВГ, выявить особенности его динамики при эмоциогенной нагрузке и с высокой степенью достоверности прогнозировать длительность курса реабилитационной коррекции согласно изобретению для разных групп пациентов.
Изобретение также может быть проиллюстрировано следующими конкретными примерами
Андрей К., 8 лет, диагноз - ранний детский аутизм (РДА). Ребенок вследствие нанесения себе повреждений постоянно был одет в шины (на руках, ногах), на голове шлем. Причем мальчик сам просил их одеть сразу после ночного сна (ночью ребенок спал без шин, с фиксацией к кровати). Уже после четвертого занятия в дневное время ребенок самостоятельно стал просить родителей снимать шины и шлем. Время нахождения мальчика без шин днем увеличивалось от занятия к занятию. Уже к седьмому занятию курса родители отказались от защитного шлема для головы, а шины на руки и ноги одевали только на время депрессивного настроения, причем ребенок стал сообщать об этом самостоятельно посредством метода Facilitated Communication (FC) - альтернативной коммуникации с помощью которого мальчик общался с членами семьи. К концу курса родители перешли на следующий этап контроля - ношение «ремня» на запястьях рук, который ограничивает движение рук во избежание нанесения себе ударов и травм. Отмечено уменьшение приступов «дурного» настроения. Во время занятий ребенок стал петь песни, что стало большим открытием для родителей (в быту ребенок практически не пользовался речью или говорил однозначные слова), появились адекватные эмоциональные реакции (улыбался, хмурился, смеялся), стал чаще подражать мимике, пантомимике, артикуляционным действиям, что является важными предшественниками речевой инициативе. Увеличилось время концентрации внимания. Мальчик в меньшей степени стал избегать прямого взгляда, реакция «глаза в глаза» стала продолжительней по времени.
Михаил С, 5 лет. Диагноз: Резидуально-органическое поражение головного мозга перинатального генеза, гипертензионно-гидроцефальный синдром в стадии субкомпенсации. Выраженная задержка психоречевого развития (ОНР 1 уровень). Отмечена дезинтеграция компенсаторно-приспособительных механизмов вегетативного и гемодинамического обеспечения УБ (по показателям СМБП головного мозга).
При проведении коррекционно-развивающих занятий в ходе сеансов дельфинотерапии уже к 3 сеансу наблюдали появление познавательного интереса к окружающему, появилась общая и речевая активность на занятии. По окончании 1-го курса взаимодействия с дельфинами (10 занятий) объективно по результатам обследования наблюдали улучшения свойств внимания, умственной работоспособности и продуктивности деятельности. Наблюдается улучшение перцептивного моделирования в виде появления зрительного соотнесения при пространственном соотнесении частей в целое. Задания выполняет на наглядно-действенном уровне. Значительно выросла речевая активность как на занятии, так и в быту. Действия сопровождает лепетом, увеличилось количество слов-корней, обозначающих обиходные предметы и действия. Стал отраженно повторять отдельные звуки, слоги, простые слова. Появилась подражательность.
Анализ результатов исследования отсроченного (курсового) эффекта показал, что спустя 2 месяца перед 2-м сеансом дельфинотерапии у ребенка отмечено усиление позитивных изменений во всех компонентах познавательной деятельности, что сказалось на повышении уровня развития (с переходом на более высокий уровень развития) исследуемых когнитивных функций и речи. Появился интонационный рисунок в словах, эмоциональные высказывания. Отмечена оптимизация УБ, что является физиологической основой улучшения обучаемости ребенка и реализации обученного. Полученные результаты явились прогностически благоприятным признаком для дальнейшего развития познавательной деятельности.
Илья 21 год, студент ВУЗа. Диагноз депрессия (длительный психоэмоциональный стресс). При психофизиологическом обследовании обнаружены вегетативно-сосудистые расстройства но типу дистонии с рассогласованием вегетативного обеспечения взаимодействия сердечно-сосудистой и дыхательной систем. По данным СМБП наблюдали неустойчивость УБ в виде фазности его изменений с тенденцией к спонтанному психоэмоциональному напряжению. Высокий уровень ситуативной тревожности. Резкое снижение устойчивости к транзиторной гипоксии.
Для молодого человека была разработана индивидуальная программа взаимодействия с дельфином, включающая все четыре блока на каждом занятии.
Уже к середине курса результаты мониторинга функционального состояния показали позитивную динамику: уменьшение уровня тревожности, отмечены позитивные изменения УБ с тенденцией к релаксации.
После курса (10 занятий) объективно по результатам психофизиологического исследования отмечено: снятие ситуативной тревожности, оптимизация УБ, его вегетативного и гемодинамического обеспечения, значительное улучшение длительности ППА (в том числе за счет серии дыхательных упражнений, которые использовались при взаимодействии с дельфином под водой). В целом улучшение нервно-психического статуса пациента.
Субъективно по высказываниям пациента: улучшился фон настроения, появилось «видение позитивного даже в сложных, неприятных ситуациях», появилась уверенность в своих силах и способность к самопознанию своей личности. Все это повлияло на качество жизни и является благоприятной тенденцией для саморазвития личности.
Таким образом, предложенный способ позволяет добиться высокой эффективности при профилактически-реабилитационной коррекции функционального состояния пациентов и существенного повышения адаптивных возможностей организма пациентов различных возрастных категорий и степени подготовки.
Литература
1. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Формирование здорового образа жизни как личного и национального приоритета» // Москва. - 2008. - С.2-8.
2. Глущенко В.В., Бражанин Г.Г., Шабанов П.Д. К вопросу о коррекции расстройств школьной адаптации у детей с минимальной мозговой дисфункцией. // Изучение факторов риска и прогнозирование здоровья населения на региональном уровне: Сборник научных трудов Новгородского научного центра Северо-Западного отделения РАМН. М. - 2003. - Т.1. - С.186-193.
3. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Румянцева М.В., Овчинникова А.А. Применение инстенона при лечении минимальной мозговой дисфункции у детей. // Неврология и психиатрия, 2002, т.102, №5, с.29-35
4. Илюхина В.А., Матвеев Ю.К., Чернышева Е.М. Транскраниальная микрополяризация в физиологии и клинике // СПб.: Институт мозга человека РАН. - 2006. - 192 с.
5. Косачева И.Б., Голдобина З.П. Использование электроэнцефалографического бета-стимулирующего тренинга для коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности в условиях областного детского дома // Бюл. СО РАМН. - 2004. - №3. - С.136-138.
6. Бондаренко Ю.В., Шевченко И.Г. Динамика индекса внимания в ходе коррекции методом ЭЭГ БОС. // Материалы III Международной конференции по когнитивной науке. М.: - 2008. - Т.1. - С.207.
7. Васильев В.Н., Сенникова И.А., Афанасьев Е.А. Применение метода биологической обратной связи как коррекционной методики дезадаптивных состояний у младших школьников // Биологическая обратная связь. - 2000. - №3. - С.34-35.
8. Friedmann Е., Katcher А.Н., Thomas S.A., Lynch J.J., Messent P.R Social interaction and blood pressure: Influence of companion animals // Joum. of Nervous and Mental Disease. - 1983. - V. 171 (8). - P.461-465.
9. Katcher A.H., Beck A.M. Dialogue with animals. // Translations and Studies College of Physicians. - 1986. - V.8. - P.105-112.
10. Antonioli C, Reveley M.A. Randomised controlled trial of animal facilitated therapy with dolphins in the treatment of depression // BMJ. - 2005. - Nov 26; 331(7527):1231.
11. Лукина Л.Н. Реабилитация аутичных детей с помощью дельфинов // Севастополь: Изд-во Научно-исследовательский центр «Государственный океанариум» министерства обороны Украины и Национальной Академии наук Украины. - 2000. - 36 с.
12. Nathanson D.Е. Dolphins and kids: А communication experiment // Congress proceedings of the XVI World Assembly of the World Organisation for Preschool Education. - 1980. - P.447-451.
13. Лысенко В.И., Загоруйченко И.В., Батозский Ю.К. Использование дельфинотерапии в реабилитации детей // Материалы IV Конгресса педиатров России. «Неотложные состояния у детей». - М. - 2000. С - 177-178.
14. Cole D.M. Phenomenological effect of dolphin interaction on humans. // International Symposium on Dolphin Healing. Co-hosted by the Aqua Thought Foundation. - 1996.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА | 2022 |
|
RU2792045C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ С НИЗКОЙ САМООЦЕНКОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ | 2021 |
|
RU2770986C1 |
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ, ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПРИ ДЕЗОМОРФИНОВОЙ НАРКОМАНИИ | 2012 |
|
RU2501579C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 2007 |
|
RU2345754C2 |
СПОСОБ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ КОРРЕКЦИИ АЛЕКСИТИМИИ И УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СПОРТСМЕНОВ | 2009 |
|
RU2429025C2 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ И ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ | 2020 |
|
RU2746661C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА | 2011 |
|
RU2486925C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ПОВЕДЕНЧЕСКИМИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, СТРАДАЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ | 2020 |
|
RU2743876C1 |
СПОСОБ СОВМЕСТНОЙ КАНИС- И ИППОТЕРАПИИ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 2020 |
|
RU2771878C2 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОЖИРЕНИЕМ | 2006 |
|
RU2342115C2 |
Изобретение относится к восстановительной медицине и может быть использовано для немедикаментозной коррекции, профилактики и реабилитации функционального состояния и повышения адаптации пациентов разных возрастных групп, с различного рода психоневрологической симптоматикой. Проводят три последовательных этапа: установочный (УЭ), адаптационный (АЭ) и этап тактильного взаимодействия (ТЭ) пациента с дельфином. УЭ включает ознакомление пациента с особенностями строения и поведения дельфинов, обучение приемам выполнения необходимых при общении с дельфином команд, тактильного общения с дельфином. АЭ включает знакомство и прямой тактильный контакт с живым дельфином на платформе бассейна, вне воды. ТЭ включает упражнения, направленные на развитие коммуникативных способностей пациента, мелкой моторики, координации движений, контроля двигательной активности, эмоционального состояния и внимания, с использованием элементов арт-терапии, музыкальных упражнений совместно с дельфином, совместные с дельфином активные игры с предметами. ТЭ проводят в бассейне с минеральной водой NaCl 1,8-2,0 промилле температурой от 25 до 28 градусов, длительность полного курса коррекции от 10 до 14 сеансов, каждый от 30 до 40 мин. Продолжительность УЭ не менее 3 сеансов по 30 мин, АЭ - от 1 до 3 сеансов по 30-35 мин, ТЭ - от 7 до 9 сеансов по 35-40 мин. Способ обеспечивает повышение стрессоустойчивости, адаптационного потенциала пациента с любой степенью функциональной подготовки, интегральное повышение коммуникативных способностей и направленности на активную целенаправленную деятельность, оптимизацию длительности курса реабилитации в зависимости от психоэмоционального состояния и способностей пациента. 3 з.п. ф-лы, 6 ил., 3 пр., 4 табл.
1. Способ профилактически-реабилитационной коррекции функционального состояния и повышения адаптивных возможностей организма пациента, включающий три последовательных этапа: установочный, адаптационный и этап тактильного взаимодействия пациента с дельфином, где установочный этап включает ознакомление пациента с особенностями строения и поведения дельфинов, обучение приемам выполнения необходимых при общении с дельфином команд и приемам тактильного общения с дельфином; адаптационный этап включает знакомство и прямой тактильный контакт пациента с живым дельфином, находящимся на платформе бассейна, вне воды; далее переходят к этапу тактильного взаимодействия пациента с дельфином, включающему упражнения, направленные на развитие коммуникативных способностей пациента, его мелкой моторики, координации движений, контроля двигательной активности, эмоционального состояния и внимания, с использованием элементов арт-терапии, музыкальных упражнений совместно с дельфином, совместные с дельфином активные игры с предметами, отличающийся тем, что этап тактильного взаимодействия с дельфином проводят в бассейне с минеральной водой NaCl 1,8-2,0 промилле температурой от 25 до 28 градусов, длительность полного курса коррекции от 10 до 14 сеансов, каждый от 30 до 40 минут.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что продолжительность установочного этапа не менее 3 сеансов, каждый в течение 30 минут.
3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что продолжительность адаптационного этапа от 1 до 3 сеансов, каждый в течение 30-35 минут.
4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что продолжительность этапа тактильного взаимодействия пациента с дельфином от 7 до 9 сеансов, каждый в течение 35-40 минут.
RU 2010136923 A, 10.03.2012 | |||
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 2007 |
|
RU2345754C2 |
Способ защиты от коррозии черных металлов | 1933 |
|
SU37439A1 |
JP 2004283522 A, 14.10.2004 | |||
МОНЖОСОВА Г.В | |||
Психофизиологическое исследование адаптации детей к взаимодействию с дельфинами, дисс | |||
… к.б.н., СПб, 2009, с.46-208 | |||
Дельфинотерапия, 24.11.2012, 4 с., найдено [19.11.2014] из Интернет http://lubovbezusl.ucoz.ru/publ/celitelstvo/lechenie/delfinoterapija/45-1-0-870 |
Авторы
Даты
2015-07-27—Публикация
2013-11-07—Подача