СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАБЛЮДАЮЩИХСЯ У ПСИХИАТОРОВ, ПСИХОНЕВРОЛОГОВ И НЕВРОПАТОЛОГОВ Российский патент 2003 года по МПК A61M21/00 A61H33/00 A61H1/00 

Описание патента на изобретение RU2203103C2

Изобретение относится к области медицины и касается приемов по оздоровлению школьников, наблюдающихся у психиатров, психоневрологов и невропатологов.

В настоящее время перед медициной и перед работниками сферы детского образования стоит актуальная задача оздоровления детей школьного возраста с ослабленным не только физическим, но и психическим состоянием здоровья и с пониженными успехами в освоении школьной программы.

Известен способ оздоровления детей школьного возраста, наблюдающихся у психиатров, психоневрологов и невропатологов, включающий их обучение с предъявлением им объектов зрительной информации в процессе обучения (Патент RU 2120314, А 61 М 21/00, опубл. 20.10.98г.) - прототип.

Данным известным способом предусмотрено использование объектов зрительной информации в виде фонетических, лексических, морфологических структур, набора видовых сюжетов. Способ обеспечивает только психологическую реабилитацию детей, коррекцию их артикулярного аппарата в процессе их обучения педагогом-дефектологом.

Техническим результатом, достигаемым настоящим изобретением, является получение положительной динамики в неврологическом, психическом, логопедическом, социальном и образовательном статусе, в состоянии эмоционально-волевой сферы, улучшение социальной адаптации детей школьного возраста, наблюдающихся у психиатров, психоневрологов и невропатологов с диагнозами: минимальная мозговая дисфункция, вегетососудистая дистония, гипердинамический синдром, гипертензионно-гидроцефальный синдром, девиантное поведение, дизартрия, дисграфия, дислексия, дисорфография, логоневроз, задержка психического развития, неврастенический (астенический) синдром, неврозоподобный синдром, нейродинамическая слабость, общее недоразвитие речи, педагогическая запущенность, диспраксия - функциональная незрелость отделов головного мозга, несформированность произвольной деятельности, психоэмоциональная незрелость, реакция протеста, нарушение слухоречевой памяти, органическое поражение центральной нервной системы, церебрастенический синдром, эмоциональная лабильность, дислалия, недостаточная сформированность слоговой структуры.

Техническим результатом также является медико-психолого-социально-педагогическое, дефектологическое и логопедическое оздоровление детей без применения медикаментозных средств.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе оздоровления детей школьного возраста, наблюдающихся у психиатров, психоневрологов и невропатологов, включающем их обучение с предъявлением им объектов зрительной информации в процессе обучения, отличительной особенностью является то, что обучают детей путем проведения с ними ускоренного цикла занятий по повышению их грамотности по родному языку с завершением полного курса общеобразовательной школы по родному языку за цикл занятий, а в качестве объектов зрительной информации используют демонстрационные средства, содержащие информацию по родному языку в объеме полного курса школы.

Рекомендуется проводить ежедневные занятия циклами продолжительностью в 5-30 дней по 2,5-5 ч каждое.

Целесообразно использовать демонстрационные средства, демонстрируемые перед аудиторией школьников.

Можно также использовать индивидуальные демонстрационные средства.

Демонстрационные средства школьники могут использовать при устных ответах и при выполнении письменных самостоятельных работ.

Рекомендуется изолировать школьников от избыточной информации. Рекомендуется также создавать школьникам щадящий психологический режим. Целесообразно также назначать школьникам физическую нагрузку, чередующуюся с расслаблением.

Рекомендуется также назначать школьникам диету. А также рекомендуется назначать школьникам водные процедуры. Ускоренное преподавание родного языка можно осуществлять по любой известной методике (см., например, Б.Ц. Бадмаев, Б.И. Хозиев. Методика ускоренного обучения русскому языку. -М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 1999г., с.54-57).

Изолировать детей от избыточной информации можно путем исключения просмотра телевизионных передач, видеозаписей, работы с компьютером, посещения зрелищных мероприятий и ограничения объема чтения в период посещения ими цикла ускоренных занятий по родному языку.

Щадящий психологический режим можно создавать для школьников путем проведения занятий в атмосфере доброжелательности, поддерживаемой родителями вне занятий, путем разрешения школьникам принимать любую позу и свободно перемещаться по аудитории во время занятий. Его можно создавать также, например, отказом от использования пишущих средств, колпачки которых издают раздражающие, отвлекающие внимание звуки.

Физическую нагрузку школьникам целесообразно назначать на утро в замедленном темпе.

При назначении диеты школьникам из их пищевого и питьевого рационов исключают острую и возбуждающую пищу и напитки. Водные процедуры рекомендуется назначать на вечер перед сном в виде приема прохладных душа или ванны.

Неожиданно в процессе разработки методики ускоренного преподавания родного языка школьникам было обнаружено, что успехи в освоении школьной программы проявляют не только здоровые, но и ослабленные дети, в том числе те из них, которые наблюдаются у психиатров, психоневрологов и невропатологов. При этом неожиданно они не только повышают свою грамотность, но и оздоравливаются. Способ согласно изобретению внедрен в практику на курсах ускоренного обучения русскому языку "Ликвидатор безграмотности". Контроль за состоянием здоровья школьников, посещающих курсы, проводил Консультативно-диагностический центр (КДС) Института коррекционной педагогики Российской Академии образования.

Ниже приведены примеры, иллюстрирующие изобретение.

Пример 1. На примере группы школьников с ослабленным здоровьем в возрасте от 9 до 15 лет, наблюдавшихся у психиатров, психоневрологов и невропатологов, реализовали способ согласно изобретению. Школьники прошли цикл ежедневных занятий продолжительностью в 30 дней при продолжительности каждого занятия цикла в 2,5 ч.

Предварительно с родителями детей была проведена беседа, следствием которой явилось соблюдение ими требований преподавателя: исключение из пищевого и питьевого рационов детей острой пищи, возбуждающих напитков типа кока-кола или пепси-кола. Дети соблюдали режим сна, ложась спать не позже 21 часа и поднимаясь утром после сна не ранее 7 ч 30 мин. При этом в выходные дни детей утром не поднимали и они спали до самостоятельного пробуждения.

По утрам дети выполняли легкие физические упражнения в медленном темпе. Перед сном они принимали прохладный душ или ванну. В семьях поддерживался доброжелательный психологический климат.

В течение всего цикла занятий был исключен просмотр школьниками телевизионных передач, видеозаписей, исключена работа с компьютером. Дети не посещали зрелищные мероприятия и читали ограниченное количество страниц художественной литературы.

Во время занятий детям разрешалось принимать любую удобную для них позу, при необходимости перемещаться по аудитории. Общих перерывов занятий преподаватель не устраивал, но индивидуально по просьбе ученика он мог выйти на короткое время из класса. Всем школьникам на каждом занятии раздавали индивидуальные демонстрационные средства (таблицы, карточки, брошюры, тетради, книги), в которых была изложена полная информация по курсу русского языка в объеме полной программы общеобразовательной школы. При необходимости перед аудиторией демонстрировались крупные демонстрационные средства, например, в виде таблиц или дополнительно к индивидуальным карточкам информация, размещенная на них, размещалась и на аудиторной доске. Все школьники в группе пользовались пишущими средствами без колпачков, что исключало возможность отвлекаться на раздражающие щелкающие звуки.

Продолжительные занятия обеспечивали возможность излагать и закреплять в памяти школьников большой объем информации по родному языку за один день, при этом они усваивали программу нескольких лет школьной программы. Такой успех в усвоении предмета вызывал у детей положительные эмоции. Возможность постоянно использовать демонстрационные средства с информацией, которую необходимо изложить в ответ на вопрос преподавателя, освобождало детей от нервного напряжения, комплексов, приводило к появлению чувства уверенности в себе. Школьники охотно шли на занятия на следующий день и охотно описывали дома свои успехи на занятиях.

Перед началом цикла занятий и после его завершения все школьники группы прошли обследование в КДЦ. Каждому школьнику группы были выданы справки о состоянии его здоровья до и после посещения им курса повышения грамотности по русскому языку. Далее выборочно приведены результаты обследования детей группы, свидетельствующие о положительной динамике в состоянии их здоровья, выявленной у каждого из них в результате реализации способа согласно изобретению.

Дмитрий А. , 10 лет. До посещения курса ускоренного изучения русского языка: черты психического инфантилизма, расстройство деятельности нейродинамического характера, нарушения письма, слабая техника чтения. После посещения курса: сохранились черты психического инфантилизма, наблюдается улучшение мотивации к обучению, повышение грамотности в письме, повышение общей психической активности в обучении.

Татьяна В., 11 лет. До посещения ускоренного курса русского языка: нарушение письменной речи на фоне несформированности устной речи и нейродинамической слабости. Церебрастенический синдром. После посещения курса: церебрастенический синдром, сохраняется несформированность устной речи, но повысилась самооценка.

Диана Г., 12 лет. До посещения ускоренного курса русского языка: неврозоподобные реакции пубертатного периода. После посещения курса: неврозоподобные реакции пубертатного возраста в стадии разрешения. Положительная динамика в письме.

Николай Д. , 14 лет. До посещения ускоренного курса русского языка: астенические реакции. После посещения курса: астенические реакции отсутствуют. Улучшение мотивации к обучению. Существенное улучшение письменной грамотности.

Александра Ж. , 11 лет. До посещения ускоренного курса русского языка: последствия органического поражения центральной нервной системы. Астеноневротический синдром. Стертая форма дизартрии. Нарушение фонематического слуха. Дисграфия. Задержка психического развития. После посещения курса: задержка психического развития осталась неразрешенной, но отмечается положительная динамика в письменной речи - снижение числа ошибок. Дисграфические ошибки отсутствуют. Повысилась уверенность в себе, увеличился темп деятельности.

Елена З. , 12 лет. До посещения ускоренного курса русского языка: задержка темпов психического развития. Дисграфия. Дислексия. Замедленный темп психической деятельности. После посещения курса: появилась мотивация к усвоению школьных предметов. При сохранении дисорфографии уменьшилось количество ошибок дисграфического характера.

Александр К., 9 лет. До посещения ускоренного курса русского языка: церебрастенический синдром. Нарушение деятельности. Снижение работоспособности. Дисграфия. Дислексия. После посещения курса: положительная динамика отмечается в снижении количества орфографических ошибок, в улучшении техники чтения, в понимании прочитанного.

Александр М., 10 лет. До посещения ускоренного курса русского языка: астенические реакции у соматически ослабленного ребенка. Замедленный темп деятельности. Дисорфография. После посещения курса: астеноневротический синдром. Замедленный темп деятельности. Психоэмоциональная незрелость, но отмечается положительная динамика в письме и в чтении.

Дарья П. , 15 лет. До посещения ускоренного курса русского языка: остаточные явления общего недоразвития речи. Недостаточная сформированность слоговой структуры. Дислексия. После посещения курса: положительная динамика в письме. Повысилась продуктивность запоминания и усвоение учебного материала.

Павел П. , 13 лет. До посещения ускоренного курса русского языка: остаточные явления общего недоразвития речи. Вегетососудистая дистония. Угроза заикания. Замедленный темп деятельности. Элементы дисграфии, дислексии. После посещения курса: повышение темпа деятельности, улучшение произвольной организации психической деятельности, положительная динамика в продуктивности запоминания.

Андрей Р. , 13 лет. До посещения ускоренного курса русского языка: вегетативная дистония пубертатного периода по смешанному типу. Несформированность связной речи. Элементы дисграфии. После посещения курса: повысился темп деятельности. Усилился самоконтроль. Повысилась продуктивность запоминания и усвоения. Повысились мотивации к учебной деятельности. Уменьшилось количество ошибок в письменных работах. Элементы дисграфии не отмечаются. Речь стала свободнее, без аграмматизмов. Повысилась уверенность в себе.

Анна С. , 14 лет. До посещения ускоренного курса русского языка: недостаточный словарный запас. Несформированность устной речи. Тревожность. Заниженность самооценки. Течение пубертатного периода. После посещения курса: положительная динамика в оформлении устной речи, в свободе общения. Тревожности, заниженной самооценки, неуверенности в себе не отмечается. Снижение количества грамматических и дисорфографических ошибок в письменной речи.

Родители детей, посещавших ускоренный курс русского языка, отмечали, что дети становились более общительными, приветливыми, дружелюбными по отношению к членам семьи, к соседям, к одноклассникам. Дети легко стали вступать в контакт, делиться своими впечатлениями о прочитанном, увиденном, услышанном. У них повысилась самооценка. Многие из детей после посещения ускоренного курса русского языка охотно возобновили ранее прерванные ими посещения творческих кружков, музыкальных занятий, спортивных секций.

Пример 2. По методике примера 1 провели ускоренный курс русского языка: 5 занятий по 5 ч. каждое. Отмечена положительная динамика в состоянии здоровья детей, посещавших курс, выразившаяся в улучшении их неврологического, психического, логопедического, социального и образовательного статуса. При опросе родители отмечали у детей улучшение пространственной ориентации, почерка, уметние правильно расположить информацию на бумаге, отмечали расширение словарного запаса, улучшение звуко-буквенного восприятия и воспроизведения, улучшение аналитической деятельности, психологического состояния, концентрации внимания, стремления к знаниям, дети стали охотнее выполнять домашние задания, а также различные поручения родителей. Дети проявляли трудолюбие, улучшились взаимоотношения в семье. Родители отмечали улучшение состояния здоровья своих детей.

Пример 3. В летний период по методике примера 1 было проведено 15 ежедневных занятий по русскому языку продолжительностью по 3 ч каждое в группе учащихся из 9 человек, в которую, в частности, входила ученица М., закончившая первый класс общеобразовательной школы, и ученик А, закончивший восьмой класс общеобразовательной школы.

Ученица М. училась в общеобразовательной школе на "четыре" и "пять", но не была уверена в себе, была слезлива, замкнута, обидчива, молчалива.

Ученик А. закончил восьмой класс общеобразовательной школы на "тройки", и школа ответила отказом на его заявление зачислить его в девятый класс. Подросток проявлял повышенную возбудимость, был невнимательным, агрессивным.

Уже на третий день занятий ученица М. стала уверенно отвечать на те вопросы педагога, на которые давал неправильные или частично неправильные ответы ученик А. Одновременно, если педагог задавал вопрос ученице М., то ученик А. тянул руку вверх и просил позволить ему ответить на вопрос, заданный ученице М. На пятый день занятий ученица проявляла устойчивую уверенность в себе и в своих знаниях, стала общительной. В дальнейшем родители отмечали отсутствие слезливости, обидчивости. Девочка стала жизнерадостной, у нее после завершения курсов расширился круг общения, появились подруги, она стала контактной, разговорчивой, веселой, охотно поехала на отдых в детское оздоровительное учреждение, от чего раньше категорически отказывалась со слезами.

Ученик А. со второго дня занятий стал проявлять сдержанность; агрессивность и возбудимость заметно снизились. Ученик добровольно стал отказываться от компьютерных игр, которым до посещения курсов посвящал длительные отрезки времени. По мнению родителей, он "повзрослел, остепенился". После завершения курса занятий с изложением полной программы общеобразовательной школы ученик А. успешно сдал экзамены в три колледжа, удивив своими успехами преподавателей общеобразовательной школы, в которой он учился 8 лет. Родители больше не замечали ни агрессивности, ни излишней возбудимости. Подросток полностью изменил свое поведение на ровное, уравновешенное, спокойное. В период проведения данного цикла занятий наблюдения в КДЦ не проводились.

Пример 4. Группа школьников из 12 человек, наблюдавшихся у невропатолога, посещала занятия русского языка продолжительностью по 5 ч каждое в течение 5 дней, за которые им была изложена информация по русскому языку в объеме полной программы общеобразовательной школы по методике примера 1. Все школьники группы прошли полное клинико-психолого-педагогическое обследование в КДЦ до начала занятий, трижды во время занятий и после завершения занятий. Наблюдения выявили положительную динамику состояния здоровья учащихся группы в процессе обучения. У школьников отмечено постепенное формирование положительного отношения к учебе. У всех учащихся формировалась уверенность в себе, повышалась работоспособность, повысилась степень самоконтроля. У многих детей улучшился почерк, что является индикатором функционального состояния ребенка. Отмечено благоприятное влияние занятий на эмоционально-волевую сферу детей. Специалистами был сделан вывод: обучение нивелировало невротические проявления у детей, пробудило интерес к учебе.

Пример 5. Из числа школьников, посещающих репетиторские курсы по русскому языку "Ликвидатор безграмотности", отобрано 47 человек для наблюдения в КДЦ. Среди отобранных детей были школьники от окончивших первый класс общеобразовательной школы до обучающихся в одиннадцатом классе общеобразовательной школы. Детей для наблюдения в КДЦ отбирали в разных группах, посещающих курсы и занимающихся циклами от 5 до 30 дней при продолжительности одного занятия 2,5-5 ч. Занятия проводились по методике примера 1. В процессе посещения детьми курсов медикаментозная поддержка не проводилась.

У всех детей, прошедших обследование в КДЦ, перед началом занятий была выявлена разнообразная клиническая симптоматика. Наиболее характерным было наличие астеноневротических, церебрастенических, неврозоподобных синдромов, невротических реакций, вегетососудистой дистонии. У всех детей отмечались нарушения деятельности, которые выражались в снижении темпа, в трудностях переключения, в недостаточной целенаправленности, в несформированности навыков контроля и самоконтроля. Постоянные трудности в обучении и пребывание в состоянии неуспеха приводили к изменениям в эмоционально-волевой сфере. У детей отмечалась повышенная тревожность, снижение самооценки, неуверенность в собственных силах, снижение учебной мотивации, что приводило к конфликтам в семье и в школе вплоть до школьной депривации.

Причиной трудностей в овладении навыками грамотного письма и чтения явились не выявленные и не скоррегированные в более раннем возрасте нарушения речевого развития (общее недоразвитие речи, дислалия, нарушения фонематического слуха, стертая дизартрия).

После завершения посещения детьми курсов "Ликвидатор безграмотности" было проведено их повторное обследование в КДЦ. Анализ результатов повторного обследования показал, что практически у всех детей отмечается положительная динамика в состоянии эмоционально-волевой сферы. У большинства детей повысилась самооценка, появилась уверенность в себе и впервые появился интерес к изучению русского языка, что значительно повысило мотивацию обучения. Посещение школьниками курсов "Ликвидатор безграмотности" способствовало организации их мыслительной деятельности, выбору рациональных способов решения поставленных перед ними задач.

Положительная динамика в овладении письмом и чтением касалась тех нарушений, которые были обусловлены нейродинамическими расстройствами. Заметно уменьшилось количество ошибок, допускаемых детьми в письме и в чтении. Чувство уверенности в себе, повышение самооценки, навыков контроля и самоконтроля, положительное отношение к занятиям способствовали улучшению почерка.

При беседе с детьми многие из них отмечали, что уверенность в себе им помогли обрести демонстрационные средства, которые были предоставлены каждому из них и которыми они свободно пользовались на занятиях, во время выполнения самостоятельных работ или домашних заданий. Дети отмечали, что право пользоваться этими демонстрационными средствами их успокаивало, и они практически не прибегали к их помощи, самостоятельно воспроизводили в памяти содержание той информации, которая была изложена на этих средствах, тем более что на занятиях эти же демонстрационные средства были представлены перед детской аудиторией в укрупненном виде, что всегда давало детям возможность прибегнуть к их "подсказке". Дети с большим удовольствием посещали курсы и с удовольствием рассказывали дома о своих впечатлениях. Они отмечали, что у них появилась уверенность в себе, повысилась работоспособность, улучшился контроль. Они охотно соблюдали рекомендации учителя, касающиеся легкой физической нагрузки, водных процедур, отказа от длительного просмотра телевизионных передач и от работы с компьютером. Дети отмечали, что они научились находить допущенные ими ошибки при выполнении письменных работ, у них повысился интерес к изучению русского языка. Ребята стали больше читать, лучше понимать прочитанное, у них повысился словарный запас, систематизировались знания по русскому языку, появилось желание и умение работать со словарем. Дети научились "видеть" в тексте незнакомые слова и охотно искали и находили их значение в словарях.

У многих детей отмечалось улучшение почерка, особенно при невысоком темпе деятельности. Этот факт является показательным, поскольку почерк является индикатором функционального состояния ребенка. Явные успехи в учебе благотворно влияли на эмоциональную сферу детей, нивелировали невротические проявления, пробуждали интерес к нелюбимому ранее предмету. У всех детей появилось устойчивое желание учиться. Дети работали активно и охотно, они прекрасно ориентировались в многочисленных конспектах (индивидуальных демонстрационных средства), стремились получить поощрение, не боялись высказываться. В детском коллективе появился дух соревновательности.

Убедительно положительные результаты были достигнуты в старшей возрастной группе, посещающей курсы с целью систематизации знаний. Преодолев имевшееся ранее негативное отношение к письму, эти школьники охотно вызывались написать свои отзывы о посещении курсов.

После посещения детьми курсов было очевидным их влияние на эмоционально-волевую сферу детей. Учитывая клиническую характеристику детей, посещающих курсы и прошедших обследование в КДЦ, этот факт можно расценивать как безусловное положительное влияние на состояние здоровья детей. Положительная динамика в овладении письмом и чтением касалась тех нарушений, которые были обусловлены нейродинамическими расстройствами. Заметно уменьшилось количество ошибок, допускаемых детьми в письме и в чтении. Чувство уверенности в себе, повышение самооценки, навыков контроля и самоконтроля, положительное отношение к занятиям способствовали улучшению почерка.

Пример 6. В КДЦ Института Коррекционной педагогики Российской Академии образования обследовали детей до и после посещения ими ускоренных курсов русского языка "Ликвидатор безграмотности". Продолжительность курса 5-30 дней, продолжительность одного занятия - 2,5-5 ч. Во время занятий перед аудиторией школьников демонстрировали крупногабаритные демонстрационные средства, на которых была изложена полная информация по изучаемому предмету в объеме полного курса общеобразовательной школы. Индивидуальные демонстрационные средства, которыми снабдили каждого школьника, полностью повторяли содержание информации, изложенной на крупногабаритных демонстрационных средствах. Во время устных ответов на вопросы учителя или во время выполнения школьниками письменных самостоятельных работ они имели возможность считывать информацию с любого демонстрационного средства, что позволяло им легко вспоминать забытую информацию, думать над ней и использовать при ответе или при выполнении письменной самостоятельной работы. Всего в Консультативно-диагностическом центре было обследовано 100 детей. Обследование носило комплексный характер с использованием клинических, нейрофизиологических и психолого-педагогических методов исследования. Кроме того, осуществлялось поэтапное динамическое наблюдение за детьми в течение всего времени обучения их на курсах.

Психолого-педагогическое обследование проводилось с использованием ряда общепринятых в психологии методик, направленных на исследование особенностей мыслительной деятельности, внимания, памяти, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Кроме того, проводилось исследование устной и письменной речи. Особое внимание уделялось изучению сформированности навыков письма. При оценке письма учитывались грамотность и графические навыки (темп и почерк).

В процессе тестирования проводились наблюдения за детьми. При анализе ответов испытуемых выявляли отношение ребенка к эксперименту, уровень самооценки, наличие тревожности, неуверенности в себе, сформированность навыков контроля и самоконтроля, особенности работоспособности (истощаемость, неравномерность, темп).

Безграмотное письмо - основная причина обращения на курсы "Ликвидатор безграмотности". Дети на протяжении достаточно продолжительного времени испытывали трудности в овладении русским языком. Эти трудности приводили к формированию комплекса неполноценности, к невротизации, психопатизации, школьной дезадаптации, к потере интереса к обучению. Ситуация постоянного неуспеха в школе усугубляла состояние детей. Все принятые ранее меры реабилитации не давали какого-либо заметного результата.

Обследованным детям, обратившимся на курсы "Ликвидатор безграмотности", были поставлены следующие диагнозы: минимальная мозговая дисфункция, вегетососудистая дистония, гипердинамический синдром, гипертензионно-гидроцефальный синдром, девиантное поведение, дизартрия, дисграфия, дислексия, дисорфография, логоневроз, задержка психического развития, неврастенический (астенический) синдром, неврозоподобный синдром, нейродинамическая слабость, общее недоразвитие речи, педагогическая запущенность; диспраксия - функциональная незрелость отделов головного мозга, несформированность произвольной деятельности, психоэмоциональная незрелость, реакция протеста, нарушение слухоречевой памяти, органическое поражение центральной нервной системы, церебрастенический синдром, эмоциональная лабильность, дислалия, недостаточная сформированность слоговой структуры.

Почти у всех детей, обратившихся на курсы "Ликвидатор безграмотности", была диагноcтирована минимальная мозговая дисфункция (ММД) в различной степени выраженности. ММД - это исход легкого органического повреждения головного мозга, на фоне которого наблюдаются различные невротические реакции, нарушения поведения, трудности школьного обучения, нарушения созревания высших мозговых функций, разнообразные неврозоподобные состояния. Это проявляется в повышенной двигательной активности, в недостаточной концентрации внимания, в незрелости сложных форм поведения, в недостаточной сформированности целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности, а также в нарушении письма и чтения.

Клиническое исследование выявило наличие у 84% детей отклонения в состоянии центральной нервной системы различной степени выраженности, что получило подтверждение данными нейрофизиологических исследований (ЭЭГ, РЭГ, М-ЭХО). По диагнозам эти отклонения распределялись следующим образом: астеноневротический синдром - 32%, неврозоподобный синдром - 25,5%, церебрастенический синдром - 34%, гипердинамический синдром - 8,5%. Причиной перечисленных состояний явилось перенесенное ребенком органическое поражение центральной нервной системы и ее резидуально-органическая недостаточность, а также функциональная незрелость корковых структур.

Клиническая симптоматика проявляется в повышенной двигательной активности, быстрой утомляемости, колебаниях работоспособности, недостаточной концентрации, ограниченном объеме и быстром истощении внимания, снижении памяти, незрелости высших форм поведения, недостаточной сформированности целенаправленной деятельности и навыков самоконтроля на фоне быстрой истощаемости и снижения работоспособности, нарушения письма и чтения. Особо следует отметить нарушение произвольной деятельности, снижение мотивации учения, замедленный темп психической деятельности и снижение уровня познавательной деятельности: неуверенность в себе, граничащая с тревожностью и страхами перед трудностями обучения, что часто являлось причиной возникновения невротических реакций.

При анализе анамнестических данных у большинства детей следует отметить задержку в формировании устной речи (позднее появление устной речи, общее недоразвитие речи, стертая форма дизартрии). Многие дети в дошкольном возрасте посещали логопедические детские сады или занимались с логопедами. У подавляющего большинства детей отмечалась задержка развития двигательных навыков, особенно мелкой моторики, что проявлялось в затруднениях при рисовании и лепке, в неумении завязывать шнурки или манипулировать мелкими предметами.

Следует отметить, что перечисленная симптоматика у обследованных детей проявлялась не изолированно, а в различных сочетаниях. Например, несформированность произвольной деятельности сопровождается снижением мотивации и контроля, замедленностью темпа деятельности и т.д. Так, несформированность произвольной деятельности наблюдалась у 36 из 100 обследованных детей. У 32 детей было отмечено снижение учебной мотивации. Снижение темпа деятельности отмечено у 54 детей. Элементы общего недоразвития речи отмечены у 36 детей. У 20 детей было отмечено снижение уровня познавательной деятельности, у 8 детей - патохарактерологические реакции. Два ребенка оказались слабослышащими. Выявленное снижение учебной мотивации у обследованных детей приводило к конфликтам в семье и в школе вплоть до школьной депривации. Все эти моменты, в свою очередь, усугубляли клиническую картину описанных нарушений, делая невозможным разрешение этой сложной психологической проблемы в условиях школьного обучения.

В беседах с детьми, посещавшими курсы "Ликвидатор безграмотности", выявлено их положительное отношение к самому факту обучения на курсах. Всем понравилась атмосфера доброжелательности, сотрудничества, поощрения на занятиях. Дети отмечали, что у них появилась уверенность в себе, повысилась работоспособность, улучшился контроль. Дети научились находить свои ошибки, у них появился интерес к изучению русского языка. Они стали больше читать, лучше понимать прочитанное, у них обогатился словарный запас, систематизировались знания, появилось умение и желание работать. Они научились видеть в тексте незнакомые слова и находить их объяснение в словарях. Им понравилось работать со словарями.

Многие дети отмечали улучшение почерка, особенно при невысоком темпе деятельности. Этот факт является показательным, поскольку почерк является индикатором функционального состояния ребенка. Это позволяет сделать вывод о том, что посещение курсов благотворно влияет на эмоциональную сферу детей, нивелирует невротические проявления, пробуждает интерес к изучаемому предмету - родному языку, пробуждает желание учиться.

Наблюдения за детьми, посещающими курсы ускоренного изучения русского языка, показали, что они работают активно и охотно, успешно ориентируются в многочисленных конспектах, в индивидуальных демонстрационных средствах, стремятся получить поощрение, не боятся высказываться, в классе царит дух соревновательности, обстановка в высшей степени доброжелательная. Многие дети, преодолев негативное отношение к письму, охотно вызывались написать письменные отзывы о курсах "Ликвидатор безграмотности". Посещение курсов положительно влияет, в первую очередь, на эмоционально-волевую сферу ребенка, вселяя в него уверенность в себе, улучшая деятельность, пробуждая интерес к занятиям. Анализ результатов тестирования детей, посещавших ускоренные курсы, выявил отчетливую положительную динамику таких психических процессов, как внимание, работоспособность, темп деятельности.

Таким образом, способ согласно изобретению обеспечивает наиболее ощутимую положительную динамику в состоянии эмоционально-волевой сферы детей, наблюдающихся у невропатологов, психоневрологов, психиатров. Это проявляется в повышении мотивации учения, нивелировании негативного отношения к предмету обучения, что сопровождается снижением уровня тревожности, повышением самооценки и, как следствие, повышением умственной работоспособности, улучшением общей клинической картины без дополнительной медикаментозной поддержки.

Способ согласно изобретению позволяет нетрадиционным путем - в результате проведения курса повышения грамотности по родному языку на фоне щадящего психологического режима оздоровить физически и психически ослабленных детей, повысить их успеваемость, освободить от проявления у них ряда логопедических и дефектологических нарушений.

Похожие патенты RU2203103C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ Т.В.ЗОТОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ 2002
  • Зотова Т.В.
RU2216785C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2168770C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РАЗДЕЛУ ЯЗЫКА - МОРФОЛОГИИ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2168769C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2168772C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЕМЫХ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2168773C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 2009
  • Кожушко Надежда Юрьевна
  • Матвеев Юрий Константинович
RU2402973C1
СПОСОБ ЗОТОВОЙ Т.В. ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ОБУЧАЕМЫХ 1998
  • Зотова Т.В.
RU2143747C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2168771C1
СПОСОБ Т.В.ЗОТОВОЙ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ 1998
  • Зотова Т.В.
RU2143748C1
СПОСОБ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2005
  • Ростовцев Альберт Николаевич
  • Соколова Елена Михайловна
  • Соколов Алексей Александрович
RU2302040C2

Реферат патента 2003 года СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАБЛЮДАЮЩИХСЯ У ПСИХИАТОРОВ, ПСИХОНЕВРОЛОГОВ И НЕВРОПАТОЛОГОВ

Изобретение относится к медицине, более точно к психоневрологии, и может быть использовано для оздоровления детей школьного возраста, наблюдающихся у психиатров, психоневрологов. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности способа. Этот результат достигается тем, что обучают детей путем проведения с ними ускоренного цикла занятий по повышению их грамотности по родному языку с завершением полного курса общеобразовательной школы по родному языку за цикл занятий, а в качестве объектов зрительной информации используют демонстрационные средства, содержащие информацию по родному языку в объеме полного курса школы. В изобретении показана эффективность заявленного способа оздоровления. 1 с. и 9 з.п ф-лы.

Формула изобретения RU 2 203 103 C2

1. Способ оздоровления детей школьного возраста, наблюдающихся у психиатров, психоневрологов и невропатологов, включающий их обучение с предъявлением им объектов зрительной информации в процессе обучения, отличающийся тем, что обучают детей путем проведения с ними ускоренного цикла занятий по повышению их грамотности по родному языку с завершением полного курса общеобразовательной школы по родному языку за цикл занятий, а в качестве объектов зрительной информации используют демонстрационные средства, содержащие информацию по родному языку в объеме полного курса школы. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что проводят ежедневные занятия циклами продолжительностью в 5-30 дней по 2,5-5 ч каждое. 3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что используют демонстрационные средства, демонстрируемые перед аудиторией школьников. 4. Способ по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что используют индивидуальные демонстрационные средства. 5. Способ по любому из пп.1-4, отличающийся тем, что школьники используют демонстрационные средства при устных ответах и при выполнении письменных самостоятельных работ. 6. Способ по любому из пп.1-5, отличающийся тем, что школьников изолируют от избыточной информации. 7. Способ по любому из пп.1-6, отличающийся тем, что школьникам создают щадящий психологический режим. 8. Способ по любому из пп.1-7, отличающийся тем, что школьникам назначают физическую нагрузку, чередующуюся с расслаблением. 9. Способ по любому из пп.1-8, отличающийся тем, что школьникам назначают диету. 10. Способ по любому из пп.1-9, отличающийся тем, что школьникам назначают водные процедуры.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2203103C2

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Бадмаев Б.Ц., Хозиев Б.И
Методика ускоренного обучения русскому языку
- М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 1999.

RU 2 203 103 C2

Авторы

Зотова Т.В.

Даты

2003-04-27Публикация

2000-05-24Подача