Способ регулирования подъемной силы летательного аппарата Российский патент 2018 года по МПК B64C21/00 F15D1/12 

Описание патента на изобретение RU2647363C2

Изобретение относится к авиации и может быть использовано при создании летательных аппаратов классической формы, так и типа «летающее крыло», блюдца, аппаратов, приспособленных для движения на воздушной подушке с минимальной крейсерской скоростью при посадке и взлете.

Известен способ торможения воздушного винта турбовинтового двигателя со свободной турбиной [1], в котором для торможения воздушного винта на стоянке при работающем двигателе сначала снижают режим работы двигателя до режима «малого газа», а затем производят дополнительное снижение мощности свободной турбины путем уменьшения площади сечения на срезе выходного устройства с помощью подвижной перфорированной заслонки. Однако такой способ лишь косвенно влияет на подъемную силу летательного аппарата.

Известен способ регулирования тяги двигателя летательного аппарата в полете [2], включающий изменение площади выходного сечения сопла.

Эту же идею развили в способе регулирования тяги двигателя летательного аппарата в полете [2] за счет повышения точности регулирования тяги двигателя. Для этого определяют ускорение летательного аппарата, производят дополнительные изменения площади выходного сечения сопла с последующим измерением ускорения и сравнивают значение ускорения до и после дополнительного изменения площади сопла до тех пор, пока упрощение ускорения не станет равным нулю. Однако и эти способы [2-3] лишь косвенно влияют на подъемную силу летательного аппарата.

Известен способ работы двигателя [4] за счет создания разности давления при сгорании органического топлива и распылом криогенной жидкости. Однако к летательным аппаратам такая технология не имеет отношения.

Самым известным способом является изменение профиля крыла, например, за счет выпуска подкрылок или увеличения угла атаки [5-6]. Увеличивая при этом скорость потока над верхней частью крыльев, создавая при этом, согласно закону Бернулли, пониженное давление над верхней частью крыльев. Разность давлений под нижней и верхней часть крыльев и создает подъемную силу летательного аппарата. Однако такой способ имеет существенные ограничения по увеличению подъемной силы, позволяя делать посадку пассажирским самолетам со скоростями выше 200 км/час, а военным в 260-350 км/час. Такие скорости при посадке зачастую приводят к многочисленным авариям. При скоростях менее критических самолет не может совершить посадку из-за слабой подъемной силы, обусловленной небольшой разностью давлений снизу и сверху крыльев. Менять что-либо при посадке с фюзеляжем практически невозможно. Особенно сильно эти проблемы возникают при посадке военных самолетов на палубу авианосцев. При посадке гражданских самолетов на бетонную полосу снижение скорости посадки с 200 до 100 км/час позволит снять стресс с большинства пассажиров.

В качестве прототипа выбран способ увеличения подъемной силы крыла самолета [7]. Способ заключается в отборе воздуха с верхней поверхности крыла через отверстия, которые соединены, по меньшей мере, одним каналом с компрессором или вентилятором газотурбинного двигателя и образуют входное сечение воздухозаборника указанного двигателя. Воздух отбирают более чем с 20% верхней поверхности крыла. Отверстия могут иметь форму щели и расположены в несколько рядов по поверхности крыла, а в качестве газотурбинного двигателя может быть использован двухконтурный турбореактивный двигатель.

Целью предлагаемого изобретения является повышение подъемной силы летательного аппарата и снижение его скорости при взлете и посадке.

Однако возможности такого способа ограничены. В частности, его нужно совмещать со сбросом его под фюзеляж или под нижнюю часть крыльев, а не бесполезно сбрасывать через двухконтурный турбореактивный двигатель в виде горизонтальной струи. К недостаткам можно отнести и большое количество (до 20% площади крыла) отверстий, снижающих прочность крыла. Сброс воздуха под фюзеляж или под нижнюю часть крыльев, увеличивающий давление в нижней части крыльев, а следовательно, и повышающий подъемную силу, в нем не используется.

Целью предлагаемого способа является существенное увеличение подъемной силы летательного аппарата. Как правило, во всех учебниках в анализе подъемной силы присутствуют только крылья [6], однако в данном случае уместно учитывать и фюзеляж. Изменение давления в верхней части фюзеляжа носит не гидродинамическую причину, а осуществляется с помощью другого физического эффекта.

Особенность данного способа осуществляется тем, что при посадке и взлете над верхней частью крыльев, преимущественно на передними кромками, и фюзеляже понижают давление за счет распыла криогенной жидкости, например жидкого азота. К другим особенностям можно отнести то, что распыл криогенной жидкости осуществляют симметрично относительно центра тяжести летательного аппарата.

Изменение направление крейсерского полета осуществляется за счет нарушения симметрии распыла криогенной жидкости между правым и левым крылом.

К особенностям можно отнести и то, что запас криогенной жидкости на борту летательного аппарата набирают путем использования турбодетандера во время полета.

Техническим результатом данного изобретения является возможность регулирования подъемной силы летательного аппарата при посадке и взлете на малых скоростях.

На рис. 1 схематично изображен летательный аппарат, работающий с применением данного способа. При посадке и взлете над верхней частью крыльев 1, преимущественно над передними кромками 2, и фюзеляжа 3 понижают давление за счет распыла криогенной жидкости, например жидкого азота. Распыл криогенной жидкости осуществляют с помощью криогенных форсунок 4 симметрично относительно центра тяжести 5 летательного аппарата. Изменение направления полета реализуется за счет нарушения симметрии распыла криогенной жидкости между правым и левым крылом. Военные самолеты с такой системой могут совершать изменения траектории полета, недоступные другим самолетам, и совершенствовать тактику воздушного боя по новым схемам.

Запас криогенной жидкости на борту летательного аппарата набирают путем использования турбодетандера 6 во время полета. Оптимальное место расположения криогенного контейнера 7 в фюзеляже 3, а все трубопроводы 8, клапана и форсунки 4 должны быть выполнены в криогенном варианте. Наиболее эффективно использовать турбодетандер 6 при посадке. Поскольку способ предлагают использовать только при взлете и посаде, то проблем со льдообразованием на крыльях удается избежать. Длительность процесса распыла не превышает минуты.

Таким образом, предложен способ создания подъемной силы летательного аппарата, позволяющий взлетать аппарату и совершать посадку практически в условиях, не требующих протяженной посадочной полосы. Особенно привлекательно использовать данный способ для посадки военной авиации на авианосцы.

Патентная информация

1. Патент SU №1466376.

2. Патент ФРГ №1426433.

3. Патент SU №1663980.

4. Положительное решение по заявке №2012148856 на Способ работы двигателя.

5. Аэродинамика самолета / под ред. Г.Н. Котельникова. - Москва, Воениздат, 1974.

6. Энергетические методы увеличения подъемной силы крыла Петров А.В. ISBN: 978-5-9221-1343-4, 2011, 404 стр.

7. Патент SU №2240957 на Способ увеличения подъемной силы крыла самолета.

Похожие патенты RU2647363C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДЪЕМНОЙ СИЛЫ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2016
  • Шкилев Владимир Дмитриевич
  • Голиков Андрей Сергеевич
  • Коржавый Алексей Пантелеевич
RU2661005C2
Способ работы трубопроводного транспорта и устройство для его осуществления 2016
  • Шкилев Владимир Дмитриевич
  • Коржавый Алексей Пантелеевич
  • Голиков Андрей Сергеевич
RU2668452C2
ГРУЗОВОЙ ЭКРАНОПЛАН С УПРАВЛЯЕМОЙ ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКОЙ И СПОСОБ ЕГО РАБОТЫ 2017
  • Шкилев Владимир Дмитриевич
  • Коротков Виталий Владимирович
  • Анкудинов Анатолий Александрович
  • Коржавый Алексей Пантелеевич
RU2730302C2
ВЕНТИЛЯТОР 2016
  • Голиков Андрей Сергеевич
  • Коржавый Алексей Пантелеевич
  • Шкилев Владимир Дмитриевич
RU2651894C2
ЛЕТАЮЩИЙ АВТОМОБИЛЬ (малый экраноплан) 2020
  • Шкилев Владимир Дмитриевич
  • Анкудинов Анатолий Александрович
  • Хайченко Виктор Ефимович
  • Коржавый Алексей Пантелеевич
  • Шкилев Дмитрий Владимирович
  • Сысенко Никита Григорьевич
RU2749817C1
Способ работы двигателя и устройство для его осуществления 2016
  • Шкилев Владимир Дмитриевич
  • Коржавый Алексей Пантелеевич
  • Голиков Андрей Сергеевич
RU2654663C2
Летательный аппарат короткого взлета и посадки с газодинамическим управлением 2018
  • Сычев Владимир Борисович
  • Амброжевич Александр Владимирович
  • Пшиченко Дмитрий Викторович
  • Карташев Андрей Сергеевич
  • Корнев Алексей Владимирович
  • Караваев Николай Андреевич
  • Сычев Сергей Владимирович
  • Куликов Борис Михайлович
  • Грищенко Александр Владимирович
  • Мигалин Константин Валентинович
  • Сиденко Алексей Ильич
  • Середа Владислав Александрович
RU2711760C2
Летательный аппарат короткого взлета и посадки с газодинамическим управлением 2018
  • Сычев Владимир Борисович
  • Амброжевич Александр Владимирович
  • Пшиченко Дмитрий Викторович
  • Карташев Андрей Сергеевич
  • Корнев Алексей Владимирович
  • Середа Владислав Александрович
  • Караваев Николай Андреевич
  • Сычев Сергей Владимирович
  • Куликов Борис Михайлович
  • Грищенко Александр Владимирович
  • Мигалин Константин Валентинович
  • Сиденко Алексей Ильич
  • Караваев Николай Андреевич
  • Сычев Сергей Владимирович
  • Куликов Борис Михайлович
  • Грищенко Александр Владимирович
  • Мигалин Константин Валентинович
  • Сиденко Алексей Ильич
RU2711633C2
ТЕПЛОВАЯ ТРУБА 2016
  • Шкилев Владимир Дмитриевич
  • Коржавый Алексей Пантелеевич
  • Голиков Андрей Сергеевич
RU2650456C2
Сверхпроводящий накопитель энергии 2018
  • Шкилев Владимир Дмитриевич
  • Коржавый Алексей Пантелеевич
  • Сысенко Никита Григорьевич
  • Голиков Андрей Сергеевич
RU2696831C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 647 363 C2

Реферат патента 2018 года Способ регулирования подъемной силы летательного аппарата

Изобретение относится к авиации. Способ регулирования подъемной силы летательного аппарата заключается в регулировании тяги двигателя летательного аппарата и изменении профиля крыла (1) или снижении давления в верхней части крыльев при посадке и взлете. При посадке и взлете над верхней частью крыльев (1), преимущественно над передними кромками (2), и фюзеляжа (3) понижают давление за счет распыла криогенной жидкости, например жидкого азота. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 647 363 C2

1. Способ регулирования подъемной силы летательного аппарата путем регулирования тяги двигателя летательного аппарата и изменения профиля крыла, или снижения давления в верхней части крыльев при посадке и взлете, отличающийся тем, что при посадке и взлете над верхней частью крыльев, преимущественно над передними кромками, и фюзеляжа понижают давление за счет распыла криогенной жидкости, например жидкого азота или воздуха.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что распыл криогенной жидкости осуществляют с помощью криогенных форсунок, расположенных симметрично относительно центра тяжести летательного аппарата

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что стабилизация и изменение направления полета реализуется за счет регулирования симметрии распыла криогенной жидкости между правым и левым крылом.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что распыл криогенной жидкости осуществляют путем совмещения с отсосом воздуха через перфорации в крыльях и сброса его под фюзеляж или нижнюю часть крыльев.

5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что запас криогенной жидкости на борту летательного аппарата набирают путем использования турбодетандера во время полета.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2647363C2

СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ ПОДЪЕМНОЙ СИЛЫ КРЫЛА 2002
  • Письменный В.Л.
RU2240957C2
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРМОАЭРОГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОДЪЕМНОЙ СИЛЫ 1993
  • Куликов Евгений Иванович
RU2096264C1
US4807831 A, 28.02.1989
US3779199 A, 18.12.1973.

RU 2 647 363 C2

Авторы

Шкилев Владимир Дмитриевич

Коржавый Алексей Пантелеевич

Шкилев Дмитрий Владимирович

Голиков Андрей Сергеевич

Даты

2018-03-15Публикация

2016-09-12Подача