Изобретение относится к области судостроения и может быть применено в конструкциях движительно-рулевых комплексов.
Известно два патента на технические решения для движительно-рулевой колонки (ДРК), патент на изобретение №2489310 от 18.11.2011 г. и патент на изобретение №2554506 от 12.11.2013 г., направленные на совершенствование конструкции ДРК для улучшения эксплуатационных качеств ДРК в экстремальных условиях, в частности в ледовых условиях, характеризующихся ударными нагрузками на гребной вал и поворотную часть ДРК. В обоих случаях ДРК содержит неподвижное основание, баллер с обтекаемой гондолой, вращающийся в азимутальной плоскости относительно неподвижного основания, и угловой редуктор, верхняя часть которого находится на основании, а нижняя в гондоле, причем ось вертикального вала углового редуктора совпадает с осью вращения баллера с гондолой, закрепленной на баллере и закрывающей угловой редуктор. В патенте №2489310 предложено конструктивное усовершенствование для снижения изгибных нагрузок в баллере, а в патенте №2554506 - конструктивное усовершенствование для демпфирования ударных нагрузок, воспринимаемых гребным валом ДРК.
Недостатком обоих упомянутых технических решений является отсутствие контроля за отклонениями в работе механизмов ДРК во время ее эксплуатации, а также внешними нагрузками, которые в ледовых условиях могут быть значительными и являются основной причиной преждевременного выхода ДРК из строя. Отсутствие контроля не позволяет также оценить эффективность реализованных конструктивных решений.
Технический результат заявляемого изобретения состоит в обеспечении бортовых информационно-управляющих систем объективной информацией, которая может быть использована для безопасного управления судном и планирования технического обслуживания ДРК по фактическому состоянию. Технический результат заявляемого изобретения достигается путем встраивания в конструкцию ДРК элементов аппаратно-программной системы комплексного мониторинга ДРК, содержащей подсистему формирования и передачи данных и сигналов с соответствующими датчиками, подсистему прикладной оценки текущего режима и технического состояния ключевых элементов движительно-рулевой колонки и центр обработки информации и коммуникации с внешними системами, причем в подсистему формирования и передачи данных и сигналов входят, в том числе, подсистема измерений крутящего момента в валопроводе, подсистема измерений усилий от гребного вала на корпус ДРК, подсистема измерений параметров вибрации элементов валопровода ДРК, подсистема измерений электрических и магнитных полей ДРК, подсистема измерений количества твердых примесей в масле, подсистема измерений количества воды в масле, подсистема прикладной оценки текущего режима и технического состояния ключевых элементов движительно-рулевой колонки включает специализированные прикладные блоки оценки гребного винта и его отдельных лопастей, несущих элементов валопровода, изнашивающихся элементов валопровода, электрокоррозионных процессов в валопроводе, а центр обработки информации и коммуникации с внешними системами обеспечивает трансляцию данных, необходимых для принятия решений по оперативному изменению текущего режима работы ДРК и планированию мероприятий по техническому обслуживанию ДРК.
На фигуре 1 условно изображена движительно-рулевая колонка 1 (конструктивное исполнение отдельных узлов ДРК не имеет принципиального значения) со встроенной системой комплексного мониторинга 2, которая содержит:
- центр обработки информации и коммуникации с внешними системами 3;
- подсистему формирования и передачи данных и сигналов 4;
- подсистему прикладной оценки 5 текущего режима и технического состояния ключевых элементов ДРК.
В состав подсистемы формирования и передачи данных и сигналов 4 входят:
- подсистема измерений крутящего момента в валопроводе 6;
- подсистема измерений усилий от гребного вала на элементы корпуса ДРК 7;
- подсистема измерений параметров вибрации элементов валопровода ДРК 8;
- подсистема измерений электрических и магнитных полей ДРК 9;
- подсистема измерений количества твердых примесей в масле 10;
- подсистема измерений количества воды в масле 11.
В состав подсистемы прикладной оценки 5 текущего режима и технического состояния ключевых элементов ДРК входят:
- специализированный блок прикладной оценки (СБПО) гребного винта и отдельных его лопастей 12;
- специализированный блок прикладной оценки (СБПО) несущих элементов валопровода 13;
- специализированный блок прикладной оценки (СБПО) изнашивающихся элементов валопровода 14;
- специализированный блок прикладной оценки (СБПО) электрокоррозионных процессов в валопроводе 15.
Технический результат заявляемого изобретения осуществляется в процессе работы ДРК путем регистрации объективных данных подсистемой формирования и передачи данных и сигналов 4, передачи собранных данных в подсистему прикладной оценки 5, выработки в ней оценок текущего режима работы и технического состояния ДРК и передачи этих оценок обратно в центр обработки информации и коммуникации с внешними системами 3, откуда они транслируются внешним системам для принятия решений по изменению текущего режима работы ДРК (при наличии опасности) и планированию мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту ДРК.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕМОНТА РУБАШКИ ВАЛА БАЛЛЕРА МЕТОДОМ ЛАЗЕРНОЙ НАПЛАВКИ НА БАЗЕ МОБИЛЬНОГО ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО РОБОТИЗИРОВАННОГО КОМПЛЕКСА (ВРК) | 2019 |
|
RU2743638C1 |
ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВАЯ КОЛОНКА | 2013 |
|
RU2554506C2 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИЖИТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ СУДОВ ЛЕДОВОГО КЛАССА И ЛЕДОКОЛОВ | 2016 |
|
RU2648544C1 |
Диагностический ремонтный комплекс для обслуживания специального железнодорожного подвижного состава | 2023 |
|
RU2808141C1 |
Способ испытаний судовых движительных комплексов и стенд для его осуществления | 2023 |
|
RU2817909C1 |
КОРАБЛЬ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ И ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ | 2010 |
|
RU2459738C2 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ТРУБОПРОВОДНЫХ СИСТЕМ, И СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2020 |
|
RU2767263C1 |
ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС СУДНА | 2017 |
|
RU2661271C2 |
Система управления техническими средствами и движением МАНС | 2023 |
|
RU2825914C1 |
СПОСОБ АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАБОТКОЙ ВАЛОПРОВОДОВ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВЫХ КОЛОНОК | 2013 |
|
RU2510665C1 |
Изобретение относится к области судостроения и может быть применено при создании новых движительно-рулевых колонок (ДРК). Движительно-рулевая колонка со встроенной системой комплексного мониторинга содержит неподвижное основание, поворотный баллер с обтекаемой гондолой и угловой редуктор, а также дополнительно встроена система комплексного мониторинга, которая содержит подсистему формирования и передачи данных и сигналов с соответствующими датчиками, подсистему прикладной оценки текущего режима и технического состояния ключевых элементов движительно-рулевой колонки и центр обработки информации и коммуникации с внешними системами. В подсистему формирования и передачи данных и сигналов входят подсистема измерений крутящего момента в валопроводе, подсистема измерений усилий от гребного вала на корпус ДРК, подсистема измерений параметров вибрации элементов валопровода ДРК, подсистема измерений электрических и магнитных полей ДРК, подсистема измерений количества твердых примесей в масле, подсистема измерений количества воды в масле. Подсистема прикладной оценки текущего режима и технического состояния ключевых элементов движительно-рулевой колонки включает специализированные прикладные блоки оценки гребного винта и его отдельных лопастей, несущих элементов валопровода, изнашивающихся элементов валопровода, электрокоррозионных процессов в валопроводе. Центр обработки информации и коммуникации с внешними системами обеспечивает трансляцию данных, необходимых для принятия решений по оперативному изменению текущего режима работы ДРК и планированию мероприятий по техническому обслуживанию ДРК. Достигается обеспечение бортовых информационно-управляющих систем объективной информацией и использование для безопасного управления судном и планирования технического обслуживания ДРК. 1 ил.
Движительно-рулевая колонка со встроенной системой комплексного мониторинга, содержащая неподвижное основание, поворотный баллер с обтекаемой гондолой и угловой редуктор, верхняя часть которого находится на неподвижном основании, а нижняя в гондоле, отличающаяся тем, что в нее дополнительно встроена система комплексного мониторинга, содержащая подсистему формирования и передачи данных и сигналов с соответствующими датчиками, подсистему прикладной оценки текущего режима и технического состояния ключевых элементов движительно-рулевой колонки и центр обработки информации и коммуникации с внешними системами, причем в подсистему формирования и передачи данных и сигналов входят, в том числе, подсистема измерений крутящего момента в валопроводе, подсистема измерений усилий от гребного вала на корпус ДРК, подсистема измерений параметров вибрации элементов валопровода ДРК, подсистема измерений электрических и магнитных полей ДРК, подсистема измерений количества твердых примесей в масле, подсистема измерений количества воды в масле, подсистема прикладной оценки текущего режима и технического состояния ключевых элементов движительно-рулевой колонки включает специализированные прикладные блоки оценки гребного винта и его отдельных лопастей, несущих элементов валопровода, изнашивающихся элементов валопровода, электрокоррозионных процессов в валопроводе, а центр обработки информации и коммуникации с внешними системами обеспечивает трансляцию данных, необходимых для принятия решений по оперативному изменению текущего режима работы ДРК и планированию мероприятий по техническому обслуживанию ДРК.
RU 2013150171 A, 20.05.2015 | |||
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ, ВЫРАБАТЫВАЕМОЙ ГЛАВНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЭНЕРГИИ СУДНА | 1995 |
|
RU2139810C1 |
US 5199912 A, 06.04.1993 | |||
Щитовая опалубка Е.В.Лапина | 1989 |
|
SU1716043A1 |
Авторы
Даты
2018-03-26—Публикация
2016-11-11—Подача