ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВАЯ КОЛОНКА Российский патент 2015 года по МПК B63H1/00 B63H20/00 

Описание патента на изобретение RU2554506C2

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях судовых движителей, в том числе и движительно-рулевых колонок (ДРК).

Известен винтовой движитель, включающий ступицу, на внешней поверхности которой установлены лопасти, и гребной вал, соединяющий движитель с судовым двигателем (см. П.В. Орехов, B.C. Муругов «Гребные винты регулируемого шага», ВИНИТИ, Москва, 1961 г., с. 53). Недостатком известного винтового движителя является невозможность его использования в движительно-рулевых комплексах.

Наиболее близким к заявляемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является движительно-рулевая колонка, содержащая основание колонки, баллер, приводной вал, расположенный внутри баллера, механизм поворота колонки, угловой редуктор, обтекаемую гондолу, закрепленную на баллере и закрывающую угловой редуктор, гребной винт и гребной вал, расположенный внутри корпуса гондолы, примыкающей к ступице гребного винта и передающий ей крутящий момент (см. Э.П. Лебедев и др. «Средства активного управления судами», изд. «Судостроение», Ленинград, 1969 г., с. 177, 185). Недостатком данной ДРК является недостаточная ее надежность работы и сложность замены гребного винта. Дело в том, что на лопасти гребного винта в процессе его работы воздействуют различные нерасчетные факторы: плавающие в воде бревна, льдины и т.д. Все они оказывают дополнительное силовое воздействие на лопасти гребного винта, а через них на вал винта, который соединен с приводным механизмом. Особенно остро стоит проблема, когда вал соединен с коническим зубчатым редуктором. Дополнительное силовое воздействие приводит к быстрому износу зубчатых колес и к снижению ресурса работы движительно-рулевой колонки. Кроме того, поломка лопастей гребного винта или потеря самого винта вызывает необходимость его замены, которую можно осуществить только при постановке судна в док, что очень дорого и требует большого времени.

Цель настоящего изобретения - повышение надежности работы движительно-рулевой колонки и упрощение замены гребного винта.

Указанная цель достигается тем, что в известной движительно-рулевой колонке, содержащей основание колонки, баллер, приводной вал, расположенный внутри баллера, механизм поворота колонки, угловой редуктор, обтекаемую гондолу, закрепленную на баллере и закрывающую угловой редуктор, гребной винт и гребной вал, расположенный внутри корпуса гондолы, примыкающей к ступице гребного винта и передающий ей крутящий момент, в нем ступица установлена через подшипники на корпусе гондолы и снабжена торцевым передающим элементом, скрепленным как со ступицей, так и с гребным валом. Торцевой передающий элемент может быть выполнен в виде зубчатой муфты, а между ним и торцом вала может размещаться демпфирующее устройство, при этом внешний обвод ступицы является продолжением внешнего обвода корпуса гондолы. В предлагаемой конструкции ДРК практически исключаются осевые нагрузки на вал гребного винта. При нерасчетном силовом воздействии на лопасти гребного винта, или на ступицу, или на торцевой передающий элемент последний смещается вдоль гребного вала, не передавая ему осевой нагрузки. При этом вал гребного винта уже не воздействует далее на приводной механизм и на подшипники, в которых он вращается. Торцевой передающий элемент может быть выполнен в различных конструктивных вариантах, однако наиболее оптимальным является зубчатая муфта, передающая только крутящий момент от гребного вала к ступице. При осевом смещении муфты она скользит по зубчатой передаче, не оказывая на гребной вал никакого воздействия. Введение в конструкцию предлагаемого движителя демпфирующего устройства между торцом гребного вала и торцевым передающим элементом позволяет гасить вибрации от гребного винта к гребному валу и далее к приводному механизму, что также снижает их износ. Для минимизации гидравлического сопротивления гондолы при движении судна важно исключить все выступающие части и ниши на внешней поверхности. Поэтому внешний обвод ступицы является продолжением внешнего обвода корпуса гондолы. Предлагаемая конструкция винтового движителя позволяет решить и еще одну важную задачу: относительно легкую замену гребного винта. Для его замены достаточно только демонтировать торцевой передающий элемент, который соединяется с валом по скользящей посадке или с гарантированным зазором, и далее снять ступицу с лопастями. Все можно осуществить в условиях плавания судна, не устанавливая его в док.

Предлагаемая конструкция движительно-рулевой колонки приведена на фиг.1 и 2, где на фиг.1 показан общий вид ДРК, а на фиг.2 - узел размещения ступицы гребного винта на обтекаемой гондоле. На фигурах использованы следующие обозначения:

1 - основание колонки;

2 - баллер;

3 - приводной вал;

4 - механизм поворота колонки;

5 - угловой редуктор;

6 - обтекаемая гондола;

7 - опорный диск;

8 - лопасти гребного винта;

9 - ступица гребного винта;

10 - место заделки лопасти;

11 - подшипники ступицы;

12 - торцевой передающий элемент;

13 - вал гребного винта;

14 - демпфирующее устройство;

15 - корпус гондолы;

16 - внешний обвод ступицы;

17 - внешний обвод корпуса гондолы;

18 - смазочные каналы.

Движительно-рулевая колонка состоит (фиг. 1) из основания 1 и баллера 2, внутри которого расположен вертикальный приводной вал 3, соединенный с угловым редуктором 5. Последний расположен внутри обтекаемой гондолы 6, где также находится вал гребного винта 13, соединенный с гребным винтом 7. Механизм поворота колонки 4 обеспечивает ее поворот в диапазоне 360 градусов и фиксирует баллер 2 при помощи опорного диска 7.

Гребной винт (фиг. 2) включает ступицу 9, на внешней поверхности которой закреплены лопасти 8 в местах заделки 10. Ступица 9 установлена через подшипники 11 на корпусе гондолы 15. Смазка подшипников 11 производится через смазочные каналы 18. Соединение ступицы 9 с валом 13 гребного винта осуществляется через торцевой передающий элемент 12. В данном случае он выполнен в виде зубчатой муфты. Между торцом вала 13 гребного винта и торцевым передающим элементом 12 расположено демпфирующее устройство 14. Ступица 9 установлена на корпусе 15 гондолы таким образом, чтобы внешний обвод 16 ступицы являлся продолжением внешнего обвода 17 корпуса гондолы.

Предлагаемое устройство работает следующим образом. Крутящий момент с приводного двигателя (на фигурах не показан) передается на приводной вал 3, угловой редуктор 5 и вал 13 гребного винта. Далее крутящий момент передается на торцевой передающий элемент 12 и далее на ступицу 9, что приводит к вращению лопастей 8 гребного винта и созданию упора. При нерасчетном режиме воздействия на гребной винт и торцевой передающий элемент 12 дополнительного усилия оно не воздействует на вал 13 гребного винта, благодаря перемещению торцевого передающего элемента 12 вдоль вала 13 по зубчатой передаче внутри этого элемента. Таким образом, на вал 13 не действуют нерасчетные осевые нагрузки, что позволяет повысить надежность работы винтового движителя или, при прочих равных условиях, уменьшить диаметр вала и снизить вес винтового движителя. Следует отметить, что и без нерасчетных нагрузок предлагаемое техническое решение исключает весовые нагрузки на гребной вал. В данном случае на вал действует только крутящий момент, а вес гребного винта воздействует не на вал, а на корпус гондолы, что обеспечивает благоприятный режим работы гребного вала 13.

Размещение ступицы на корпусе гондолы позволяет обеспечить и относительно простую сборку-разборку гребного винта с целью его замены без установки судна в док, что снижает затраты на эксплуатацию движительно-рулевой колонки и судна в целом.

Похожие патенты RU2554506C2

название год авторы номер документа
ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВАЯ КОЛОНКА СО ВСТРОЕННОЙ СИСТЕМОЙ КОМПЛЕКСНОГО МОНИТОРИНГА 2016
  • Лаповок Андрей Яковлевич
  • Судов Николай Леонидович
  • Роговой Олег Юрьевич
  • Михайлов Александр Викторович
  • Васильев Николай Васильевич
  • Гузеев Андрей Николаевич
  • Фурсов Дмитрий Михайлович
  • Голованов Антон Сергеевич
  • Никифоров Александр Владимирович
  • Филиппов Сергей Викторович
  • Гагарин Георгий Андреевич
  • Прахов Максим Сергеевич
  • Волов Артем Александрович
  • Тундыков Павел Сергеевич
  • Гнусин Павел Игоревич
  • Контиевская Ольга Анатольевна
  • Чернышев Андрей Александрович
  • Макаров Владислав Вячеславович
  • Тихомиров Юрий Михайлович
RU2648547C1
Редуктор судового движителя 1991
  • Бородулин Михаил Петрович
SU1781132A1
ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВАЯ КОЛОНКА 2011
  • Якубов Гаяр Измаилович
  • Васильев Валентин Федорович
  • Лавренюк Михаил Михаилович
  • Петров Артем Владимирович
RU2489310C2
ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВАЯ КОЛОНКА 2017
  • Гельвер Федор Андреевич
RU2670364C1
ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВАЯ КОЛОНКА 1971
SU426910A1
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС 2004
  • Кеслер Анатолий Александрович
RU2276039C1
СУДОВАЯ ДВИЖИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ТИПА "ПОВОРОТНАЯ КОЛОНКА" 1996
  • Тогуняц А.Р.
  • Бедекер В.Ф.
RU2115588C1
ВИНТОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2000
  • Ходукин В.М.
RU2167784C1
СУДОВАЯ ВИНТОРУЛЕВАЯ КОЛОНКА ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ И МАНЕВРИРОВАНИЯ СУДНА В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ 1998
  • Алексеев Ю.Н.
  • Беззубик О.Н.
  • Беляшов В.А.
  • Бицуля А.В.
  • Пашин В.М.
  • Пономарев А.В.
  • Спиро В.Е.
RU2128126C1
УСТАНОВКА ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ МОДЕЛЕЙ СУДОВЫХ ДВИЖИТЕЛЕЙ 2001
  • Беззубик О.Н.
  • Беляшов В.А.
  • Холоменкова Л.В.
RU2216476C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 554 506 C2

Реферат патента 2015 года ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВАЯ КОЛОНКА

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях судовых движителей. Движительно-рулевая колонка содержит основание колонки, баллер, приводной вал, который расположен внутри баллера, механизм поворота колонки, угловой редуктор, обтекаемую гондолу, закрепленную на баллере и закрывающую угловой редуктор. Гребной винт и гребной вал расположены внутри корпуса гондолы, которая примыкает к ступице гребного винта и передает ей крутящий момент. Ступица установлена через подшипники на корпусе гондолы и снабжена торцевым передающим элементом. Передающий элемент скреплен как со ступицей гребного винта, так и с гребным валом. Достигается повышение надежности работы движительно-рулевой колонки и упрощение замены гребного винта. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 554 506 C2

1. Движительно-рулевая колонка, содержащая основание колонки, баллер, приводной вал, расположенный внутри баллера, механизм поворота колонки, угловой редуктор, обтекаемую гондолу, закрепленную на баллере и закрывающую угловой редуктор, гребной винт и гребной вал, расположенные внутри корпуса гондолы, примыкающей к ступице гребного винта и передающий ей крутящий момент, отличающаяся тем, что ступица установлена через подшипники на корпусе гондолы и снабжена торцевым передающим элементом, скрепленным как со ступицей гребного винта, так и с гребным валом.

2. Движительно-рулевая колонка по п.1, отличающаяся тем, что торцевой передающий элемент выполнен в виде зубчатой муфты, передающей только крутящий момент.

3. Движительно-рулевая колонка по п.1, отличающаяся тем, что между торцевым передающим элементом и торцом вала размещено демпфирующее устройство.

4. Движительно-рулевая колонка п.1, отличающаяся тем, что внешний обвод ступицы является продолжением внешнего обвода корпуса гондолы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2554506C2

ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВАЯ КОЛОНКА 2011
  • Якубов Гаяр Измаилович
  • Васильев Валентин Федорович
  • Лавренюк Михаил Михаилович
  • Петров Артем Владимирович
RU2489310C2
ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО 0
SU207061A1
US 6009822 A1, 04.01.2000

RU 2 554 506 C2

Авторы

Пустошный Александр Владимирович

Якубов Гаяр Измаилович

Даты

2015-06-27Публикация

2013-11-12Подача