Способ температурной стабилизации насыпи железной дороги на вечномерзлых грунтах Российский патент 2018 года по МПК E01C3/06 E02D3/115 

Описание патента на изобретение RU2651713C1

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении дорожных насыпей в случае использования некондиционных тонкодисперсных грунтов (супесей, суглинков и др.) при строительстве транспортных сооружений на вечномерзлых грунтах в период с положительными значениями температуры воздуха.

Известен способ возведения насыпи на мерзлых грунтах путем поддержания насыпи и основания в мерзлом состоянии за счет размещения системы охлаждающих труб в нижней части насыпи (RU, №2010919, МПК E02D 17/18, 1994).

Недостатком известного способа является невозможность целенаправленного регулирования температурно-реологического состояния насыпи, что снижает эффективность использования способа.

Наиболее близким техническим решением является способ температурной стабилизации основания сооружений на вечномерзлых грунтах путем использования охлаждающей системы в виде труб, уложенных под слоем теплоизоляции по всей площади основания, размещенной в теле насыпи железной дороги, организации искусственного промораживания грунта и поддержания его в мерзлом состоянии (RU, №2415226, МПК E02D 3/115, 2011).

Недостатком известного технического решения является поддержание насыпи в процессе ее эксплуатации в одном заданном отрицательном температурном режиме и состоянии, что приводит к повышенным энергозатратам и снижает эффективность способа.

Технической проблемой данного изобретения является обеспечение температурной стабилизации насыпи железной дороги на вечномерзлых грунтах при строительстве транспортных сооружений в период с положительными значениями температуры воздуха.

Решением технической проблемы при использовании данного изобретения является снижение энергозатрат за счет создания оптимальных условий работы насыпи с возможностью целенаправленного круглогодичного регулирования ее температурного режима и ее состояния.

Поставленная техническая проблема решается тем, что способ температурной стабилизации насыпи железной дороги на вечномерзлых грунтах реализуется путем использования охлаждающей системы, размещенной в теле насыпи железной дороги, организации искусственного промораживания грунта и поддержания его в мерзлом состоянии. Согласно изобретению поддержание грунта в мерзлом состоянии в период с положительными значениями температуры воздуха выполняют, по крайней мере, в двух температурных режимах и состояниях, первый из которых - режим ожидания - задают на всем протяжении дороги с температурой от 0 до 0,5°С с возможностью сохранения пластично-мерзлого состояния грунта, а второй - режим активного промораживания - с температурой от -0,5 до -2°С осуществляют периодически перед прохождением состава по длине, равной не менее двух длин состава - с поддержанием температуры грунта твердомерзлого состояния.

Выполнение операции промораживания не в постоянном режиме, а периодически - только в момент прохождения состава и дискретно - на длине насыпи, равной не менее двух длин состава, позволяет, во-первых, экономить энергетические ресурсы, а, во-вторых, более оперативно изменять температурно-реологическое состояние насыпи при переходе из пластично-мерзлого состояния в твердомерзлое и обратно, что повышает эффективность способа.

Длина промораживания насыпи, равная не менее двух длин состава, выбрана из условия обеспечения сохранения более прочной структуры грунта - в твердомерзлом состоянии по всей длине прохождения состава с некоторым запасом промежутка пути, обеспечивающим сохранение прочностных характеристик грунта во время прохождения состава.

Использование двух температурных режимов - ожидания и активного промораживания - позволяет дополнительно экономить энергоресурсы как за счет поддержания насыпи в основное время в режиме на минимальном температурном уровне для предотвращения оттаивания и сохранения, при этом структурно устойчивого состояния - пластично-мерзлого состояния с температурой 0° - -0,5°С, так и за счет поддержания минимального времени при более низкой температуре для повышения структурной прочности грунта в твердомерзлом состоянии -0,5° - -2°С, что, в целом, также повышает эффективность способа. (Понятие пластично-мерзлое или твердомерзлое состояние известны, и для каждых грунтов выявлены свои температурные значения перехода из одного состояния в другое. Например: Роман Л.Т. Мерзлые торфяные грунты как основания сооружений. - Новосибирск: Наука, 1987. С. 108-109).

Способ температурной стабилизации насыпи железной дороги на вечномерзлых грунтах иллюстрируется чертежом, где изображена схема работы железнодорожной насыпи.

На фигуре обозначено:

1 - насыпь, 2 - мерзлое основание, 3 - охлаждающая система, 4 - участок насыпи, работающий в ждущем температурном режиме, 5 - железнодорожный состав, 6 - участок насыпи, работающий в активном температурном режиме.

Способ температурной стабилизации насыпи железной дороги на вечномерзлых грунтах реализуется следующим образом.

В период с положительными значениями температуры воздуха в зависимости от грузоподъемности составов задают один из двух температурных режимов и состояний грунта охлаждающей системой 3. При использовании легко нагруженных составов и в случае длительного простоя насыпи задают более экономичный температурный режим - на уровне 0° - -0,5°С с формированием и поддержанием пластично-мерзлого состояния грунта, достаточного для предотвращения разрушения полотна. В случае прохождения тяжело нагруженных составов задают температурный режим - на уровне -0,5° - -2°С с формированием и поддержанием более прочной структуры - твердомерзлого состояния грунта.

Для повышения эффективности работы насыпи железной дороги (например, для экономии энергоресурсов) создают условия для проводки одновременно как легко нагруженных составов, так и тяжело нагруженных составов, для чего задают два режима промораживания. Первый задают в ждущем температурном режиме на уровне 0° - -0,5°С с формированием и поддержанием пластично-мерзлого состояния грунта на всем протяжении дороги 4, а второй задают в активном температурном режиме на уровне -0,5° - -2°С с формированием и поддержанием твердомерзлого состояния периодически - в момент прохождения тяжело нагруженного железнодорожного состава 5 и дискретно - на участке насыпи 6 впереди состава на длине насыпи, равной не менее двух длин состава kl (где l - длина состава; k - коэффициент, учитывающий температуру окружающей среды и скорость движения состава).

Способ температурной стабилизации насыпи железной дороги на вечномерзлых грунтах был смоделирован в строительной лаборатории кафедры ПСК ТвГТУ и показал возможность его реализации в реальных условиях строительства. Предлагаемое техническое решение рекомендуется использовать на сложных участках строительства дорог в Арктических зонах, характеризуемых широким распространением высокольдистых структурно-неустойчивых при оттаивании грунтов и отсутствием кондиционных грунтовых материалов, используемых для возведения дорожных насыпей.

Похожие патенты RU2651713C1

название год авторы номер документа
Насыпь железной дороги на вечномерзлых грунтах 2017
  • Трофимов Валерий Иванович
RU2657310C1
ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ 2004
  • Цернант А.А.
  • Крафт Я.С.
  • Дацковский А.Х.
  • Пассек В.В.
  • Цуканов Н.А.
  • Линник В.А.
RU2256031C1
ЗЕМЛЯНОЕ СООРУЖЕНИЕ НА ВЕЧНОМЕРЗЛОМ ОСНОВАНИИ 1992
  • Дербас В.А.
  • Жданова С.М.
RU2029813C1
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА И УСТРОЙСТВА СВАЙ В ЗОНАХ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕРМОСТАБИЛИЗАЦИОННЫХ МУФТ 2023
  • Евсеев Илья Антонович
  • Крупников Антон Владимирович
  • Шалай Виктор Владимирович
RU2818341C1
ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ 2004
  • Пассек В.В.
  • Цернант А.А.
  • Дацковский А.Х.
  • Цуканов Н.А.
  • Крафт Я.С.
  • Линник В.А.
RU2256032C1
ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ 2006
  • Ашпиз Евгений Самуилович
  • Лукин Игорь Петрович
  • Хрусталев Лев Николаевич
  • Шолин Вячеслав Васильевич
RU2324032C1
Берегозащитное сооружение мерзлого типа 2022
  • Кузнецов Георгий Иванович
  • Крук Наталья Владимировна
RU2790448C1
ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО НА ВЕЧНОМЕРЗЛОМ ОСНОВАНИИ 1999
  • Жданова С.М.
RU2160336C2
Дорожная насыпь на вечной мерзлоте в районах со снегопереносом 2020
  • Исаков Александр Леонидович
  • Шевчук Сергей Сергеевич
  • Бухов Степан Игоревич
RU2756148C1
Причальное сооружение мерзлого типа 2020
  • Кузнецов Георгий Иванович
  • Крук Наталья Владимировна
RU2739801C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 651 713 C1

Реферат патента 2018 года Способ температурной стабилизации насыпи железной дороги на вечномерзлых грунтах

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении дорожных насыпей при строительстве транспортных сооружений на вечномерзлых грунтах в период с положительными значениями температуры воздуха. Техническим результатом данного изобретения является обеспечение температурной стабилизации насыпи железной дороги на вечномёрзлых грунтах при строительстве транспортных сооружений в период с положительными значениями температуры воздуха. Технический результат достигается тем, что способ температурной стабилизации насыпи железной дороги на вечномерзлых грунтах реализуется путем использования охлаждающей системы, размещенной в теле насыпи железной дороги, организации искусственного промораживания грунта и поддержания его в мерзлом состоянии. Согласно изобретению поддержание грунта в мерзлом состоянии в период с положительными значениями температуры воздуха выполняют, по крайней мере, в двух температурных режимах и состояниях, первый из которых - режим ожидания - задают на всем протяжении дороги с температурой от 0 до 0,5°С с возможностью сохранения пластично-мерзлого состояния грунта, а второй - режим активного промораживания - с температурой от -0,5 до -2°С осуществляют периодически перед прохождением состава по длине, равной не менее двух длин состава - с поддержанием температуры грунта твердомерзлого состояния. Данный способ был смоделирован в строительной лаборатории кафедры ПСК ТвГТУ. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 651 713 C1

Способ температурной стабилизации насыпи железной дороги на вечномерзлых грунтах, реализуемый путем использования охлаждающей системы, размещенной в теле насыпи железной дороги, организации искусственного промораживания грунта и поддержания его в мерзлом состоянии, отличающийся тем, что поддержание грунта в мерзлом состоянии в период с положительными значениями температуры воздуха выполняют, по крайней мере, в двух температурных режимах и состояниях, первый из которых - режим ожидания - задают на всем протяжении дороги с температурой от 0 до 0,5°С с возможностью сохранения пластично-мерзлого состояния грунта, а второй - режим активного промораживания - с температурой от -0,5 до -2°С осуществляют периодически перед прохождением состава по длине, равной не менее двух длин состава - с поддержанием температуры грунта твердомерзлого состояния.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2651713C1

СИСТЕМА ДЛЯ ТЕМПЕРАТУРНОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ ОСНОВАНИЯ СООРУЖЕНИЙ НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ 2010
  • Долгих Григорий Меркулович
  • Долгих Дмитрий Григорьевич
  • Велечев Семен Петрович
  • Окунев Сергей Николаевич
  • Феклистов Владимир Николаевич
RU2415226C1
Устройство для замораживания грунта основания под сооружением 1979
  • Смирнов Вячеслав Дмитриевич
SU872640A1
КОНСТРУКЦИЯ НАСЫПНОГО ОХЛАЖДАЕМОГО ОСНОВАНИЯ СООРУЖЕНИЙ И СПОСОБ ТЕМПЕРАТУРНОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТОВ 1996
  • Березняков А.И.
  • Михайлов Н.В.
  • Попов А.П.
  • Ширихин Ю.Н.
  • Осокин А.Б.
  • Гумеров Р.Р.
RU2157872C2
DE 3112291 A1, 07.10.1982.

RU 2 651 713 C1

Авторы

Трофимов Валерий Иванович

Даты

2018-04-23Публикация

2017-03-27Подача