Способ повышения коэффициента сцепления шин мобильной машины с опорной поверхностью Российский патент 2018 года по МПК B60C27/06 B60B39/00 B60C11/00 

Описание патента на изобретение RU2652872C2

Изобретение относится к машиностроению, а именно к производству безрельсовых колесных транспортных средств, в частности к производству автомобилей, колесных тракторов и других колесных мобильных машин.

Взаимодействие колесной мобильной машины при движении происходит в контакте пневматических шин с опорной поверхностью. При этом передаются реакции дороги, тяговые и тормозные силы, силы сопротивления качению. Тягово-скоростные и тормозные эксплуатационные свойства мобильной машины зависят от силы сцепления шины колеса с опорной поверхностью, определяемой произведением нормальной нагрузки на коэффициент сцепления. Величина коэффициента сцепления зависит как от вида опорной поверхности, так и от конструкции пневматических шин.

Известен способ повышения коэффициента сцепления шин мобильной машины с опорной поверхностью, включающий установление зависимости между рисунком протектора и коэффициентом сцепления шин и выбор рисунка протектора, в наибольшей степени соответствующего виду опорной поверхности (Иларионов В.А. Теория и конструкция автомобиля. / В.А. Иларионов, М.М. Морин, Я.Е. Фаробин, А.А. Юрчевский.- М.: Машиностроение, 1992. - С. 32-33; Осепчугов В.В. Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчета. / В.В. Осепчугов, А.К. Фрумкин. - М.: Машиностроение, 1989. - С. 279).

Недостатком такого способа является невысокая эффективность, так как, во-первых, число рисунков протектора ограничено по сравнению с разновидностями опорных поверхностей, во-вторых, одна и та же опорная поверхность может менять свои характеристики.

Известен способ повышения коэффициента сцепления шин мобильной машины с опорной поверхностью, основанный на деформационном нагреве шин, особенно при разгонах, торможениях и поворотах, что является следствием установления зависимости коэффициента сцепления шины от ее температуры. В среднем наибольшее значение коэффициента сцепления находится в интервале температур 60-90°С (Влияние температуры шины на коэффициент сцепления. / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kaminsky.su/blog/ot-chego-zavisit-sceplenie-shin-s-dorogoj-chast-2. - Загл. с экрана. Дата обращения: 16.09.2016).

Описанный способ обладает ограниченным удобством реализации, так как ведет к повышенному износу шин за счет повышенного проскальзывания ведущих колес автомобилей, особенно на спортивных соревнованиях.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату (прототипом) является способ повышения коэффициента сцепления шин мобильной машины с опорной поверхностью, включающий прогрев протектора каждой шины до повышенной температуры перед началом движения мобильной машины съемным нагревательным элементом, подключенным к внешнему источнику энергии, который устанавливают на шине. При этом используют нагревательный элемент, представляющий собой чехол, который надевают на каждое колесо и снимают после прогрева шины перед поездкой (Прогрев шин: Утренние размышления. / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bikepost.ru/blog/49925/Progrev-shin--Utrennie razmyshlenija.html. - Загл. с экрана. Дата обращения: 16.09.2016).

Основными недостатками прототипа, рассмотренного выше, являются недостаточная эффективность нагрева, поскольку после снятия нагревательного элемента, представляющего собой чехол, температура шины понижается, и ограниченное удобство реализации, так как при надевании и снятии чехлов, а также во время прогрева движение мобильной машины невозможно.

В основе изобретения лежит техническая проблема обеспечения эффективного нагрева шин до требуемой температуры с повышенным удобством реализации процесса непосредственно во время движения мобильной машины по мере необходимости, с использованием автономного источника энергии.

Решение этой технической проблемы достигается тем, что в способе повышения коэффициента сцепления шин мобильной машины с опорной поверхностью, включающем прогрев протектора каждой шины до повышенной температуры нагревательным элементом, который устанавливают на шине, согласно изобретению используют электрический нагревательный элемент, который устанавливают под протектором шины, связанный через токосъемник с датчиком температуры и блоком управления для подачи питания от электрической цепи мобильной машины, подключенным к регулятору установки уровня нагрева протектора шины и блоку экстренного включения нагрева протектора шины. Прогрев протектора шины производят во время движения мобильной машины в режиме ручного управления включением и выключением нагрева, или в режиме автоматического управления включением и выключением нагрева для достижения заданного диапазона температуры, или в режиме автоматического экстренного включения нагрева для быстрого достижения оптимальной повышенной температуры.

Эффективный нагрев шин до требуемой температуры с повышенным удобством реализации процесса непосредственно во время движения мобильной машины по мере необходимости обусловлены установкой нагревательного элемента каждой шины мобильной машины стационарно под протектором шины при соединении нагревательного элемента с автономной электрической цепью мобильной машины и осуществлением прогрева протектора шины в режиме либо ручного управления включения-выключения нагрева, либо автоматического управления для достижения заданного диапазона температура, либо автоматического включения от соответствующего датчика, например в режиме экстренного торможения или разгона.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежом, на котором изображена схема использования способа повышения коэффициента сцепления шины колеса мобильной машины с опорной поверхностью.

Способ повышения коэффициента сцепления шин мобильной машины с опорной поверхностью осуществляется следующим образом.

Перед началом движения устанавливают в соответствии с типом опорной поверхности 1 предстоящей поездки уровень прогрева протектора 2 шины 3 колеса 4, находящегося на этой поверхности. Затем производят прогрев протектора 2 каждой шины 3 до повышенной температуры электрическим нагревательным элементом 5, связанным через токосъемник 6 с датчиком 7 температуры и блоком 8 управления для подачи питания от электрической цепи мобильной машины, подключенным к регулятору 9 установки уровня нагрева протектора шины и блоку 10 экстренного включения нагрева протектора шины, причем электрический нагревательный элемент 5 устанавливают под протектором 2 шины 3.

Прогрев протектора 2 шины 3 производят во время движения мобильной машины в режиме ручного управления включением и выключением нагрева, или в режиме автоматического управления включением и выключением нагрева для достижения заданного диапазона температуры, или в режиме автоматического экстренного включения нагрева для быстрого достижения оптимальной повышенной температуры, который используют в критических ситуациях, например при экстренном торможении.

Таким образом, во время движения предложенный способ обеспечивает установленный уровень нагрева протектора 2 шины 3 на основании сигнала датчика 7 температуры посредством включения и выключения нагрева, реализуемого блоком 8 управления для подачи питания от электрической цепи мобильной машины. При экстренном торможении предложенный способ обеспечивает переход на повышенный нагрев, несмотря на возможный увеличенный износ шин. При выключении зажигания нагрев отключается.

Следовательно, предложенный способ повышения коэффициента сцепления шин мобильной машины с опорной поверхностью позволяет обеспечить эффективный нагрев шин до требуемой температуры в соответствии с условиями движения мобильной машины и типом опорной поверхности.

Похожие патенты RU2652872C2

название год авторы номер документа
Способ повышения коэффициента сцепления шин мобильной машины с опорной поверхностью 2019
  • Павлюк Александр Сергеевич
  • Баранов Алексей Сергеевич
RU2726380C1
Способ повышения силы сцепления колес мобильной машины с опорной поверхностью 2018
  • Павлюк Александр Сергеевич
  • Баранов Алексей Сергеевич
  • Собачкин Александр Викторович
RU2691527C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМОВ ДВИЖЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ МАШИН 1997
  • Ким В.А.
RU2125517C1
Мобильная машина с повышенными эксплуатационными свойствами 2016
  • Павлюк Александр Сергеевич
  • Баранов Алексей Сергеевич
RU2631377C1
СПОСОБ УСКОРЕННОГО ИСПЫТАНИЯ ДОРОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ 2021
  • Мирончук Сергей Александрович
  • Конорев Александр Сергеевич
  • Думенко Виктор Александрович
  • Кошель Евгений Валерьевич
  • Молчанов Александр Сергеевич
RU2784647C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЛНОПРИВОДНЫХ КОЛЕСНЫХ МАШИН 2000
  • Сазонов Игорь Сергеевич
RU2187436C2
Мобильная машина 2019
  • Павлюк Александр Сергеевич
  • Баранов Алексей Сергеевич
RU2739637C1
Линия термовакуумной обработкиэлЕКТРОННОлучЕВыХ ТРубОК 1978
  • Вильдгрубе Георгий Сергеевич
  • Латышев Яков Михайлович
  • Нех Анатолий Михайлович
  • Окунь Евсей Львович
  • Курбатов Виктор Павлович
SU801134A1
Способ добычи вязкой продукции нефтяной скважины 2018
  • Голубов Артём Сергеевич
  • Донской Юрий Андреевич
RU2710057C1
Устройство, обеспечивающее безопасность инвалидной коляски при подъёме 2022
  • Маломыжев Олег Львович
  • Маломыжев Дмитрий Олегович
  • Тармаев Анатолий Анатольевич
RU2787981C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 652 872 C2

Реферат патента 2018 года Способ повышения коэффициента сцепления шин мобильной машины с опорной поверхностью

Изобретение предназначено для использования в безрельсовых колесных транспортных средствах. Для прогрева протектора каждой шины до повышенной температуры используют электрический нагревательный элемент, который устанавливают под протектором шины, связанный через токосъемник с датчиком температуры и блоком управления для подачи питания от электрической цепи мобильной машины, подключенным к регулятору установки уровня нагрева протектора шины и блоку экстренного включения нагрева протектора шины. Прогрев протектора шины производят во время движения мобильной машины в режиме ручного управления включением и выключением нагрева, или в режиме автоматического управления включением и выключением нагрева для достижения заданного диапазона температуры, или в режиме автоматического экстренного включения нагрева для быстрого достижения оптимальной повышенной температуры. Технический результат - обеспечение эффективности нагрева шин до требуемой температуры с повышенным удобством реализации процесса непосредственно во время движения мобильной машины по мере необходимости, с использованием автономного источника энергии. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 652 872 C2

Способ повышения коэффициента сцепления шин мобильной машины с опорной поверхностью, включающий прогрев протектора каждой шины до повышенной температуры нагревательным элементом, который устанавливают на шине, отличающийся тем, что используют электрический нагревательный элемент, который устанавливают под протектором шины, связанный через токосъемник с датчиком температуры и блоком управления для подачи питания от электрической цепи мобильной машины, подключенным к регулятору установки уровня нагрева протектора шины и блоку экстренного включения нагрева протектора шины, а прогрев протектора шины производят во время движения мобильной машины в режиме ручного управления включением и выключением нагрева, или в режиме автоматического управления включением и выключением нагрева для достижения заданного диапазона температуры, или в режиме автоматического экстренного включения нагрева для быстрого достижения оптимальной повышенной температуры.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2652872C2

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2013
  • Щурин Константин Владимирович
  • Исайчев Владимир Тимофеевич
RU2524407C1
US 6270118 B1, 07.08.2001
Электрическое приспособление для нагревания бандажей паровозных колес 1929
  • Басков Б.Н.
  • Рогозин И.С.
SU12334A1

RU 2 652 872 C2

Авторы

Павлюк Александр Сергеевич

Баранов Алексей Сергеевич

Даты

2018-05-03Публикация

2016-10-05Подача