СПОСОБ СЖАТИЯ ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА Российский патент 2018 года по МПК B60S5/00 B61G9/00 

Описание патента на изобретение RU2653335C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается способов обслуживания и ремонта тягового оборудования подвижного состава, точнее, к способам установки и снятия поглощающих аппаратов, используемых в сцепных устройствах

В состоянии поставки продольный размер поглощающего аппарата, проверяемый шаблоном, превышает длину отведенного для него места в тяговом хомуте. Для монтажа в хребтовую балку подвижного состава его сжимают прессом на 15…20 мм, фиксируют в сжатом состоянии, вставляя между частями аппарата вспомогательные элементы (далее - прокладки), устанавливают в тяговый хомут вместе с упорной плитой, устанавливают в хребтовую балку и закрепляют от падения поддерживающей планкой. Далее устанавливают сцепное устройство и приложенным к нему тяговым или толкающим усилием сжимают поглощающий аппарат. Многие типы поглощающих аппаратов устроены так, что при первом же сжатии аппарата вспомогательные элементы выпадают, упругие элементы аппарата расправляются, и он оказывается плотно прижат к заднему упору и через упорную плиту к переднему [«Инструкция по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог». Подраздел 2.2. Введена в действие распоряжением ОАО «РЖД» от 28.12. 2010 №2745р]. Недостаток известного способа состоит в том, что в эксплуатации находятся поглощающие аппараты и таких конструкций, которые не гарантируют или даже не допускают выпадение прокладок при первом сжатии, происходящем после установки сцепного устройства и приложении тягового усилия.

Для демонтажа поглощающего аппарата, тягового хомута или упорной плиты необходимо сжать аппарат до образования зазора между упорной плитой и передним упором. Известные способы [см., например, Коломийченко В.В. и др. Автосцепное устройство подвижного состава. М.: Транспорт, 1991, с. 205-206] осуществляют это в порядке, обратном описанному выше: отсоединяют сцепное устройство, между тяговым хомутом и упорной плитой устанавливают механический или гидравлический домкрат, основание которого через вспомогательные приспособления упирают в проушины/отверстия в тяговом хомуте для клина/валика, а пяту (опору штока) в упорную плиту, сжимают поглощающий аппарат, устанавливают в него прокладки, высота которых обеспечивает свободу его продольного перемещения, снимают поддерживающую планку, извлекают тяговый хомут с упорной плитой и поглощающим аппаратом из хребтовой балки вагона.

Помимо технологических инструкций и учебников этот способ известен из многочисленных патентных описаний, относящихся к конструкции устройств для сжатия поглощающего аппарата: домкратов и вспомогательных приспособлений, их установки в тяговом хомуте, способов монтажа и демонтажа тягового хомута из посадочного гнезда хребтовой балки. С механическим домкратом: [RU №№2137631, 2133682], с гидравлическим домкратом [US №№3534661, 3534942, 4354302, RU №№2376169].

Все эти устройства используют в качестве неподвижной опоры для основания домкрата проушины, либо соединительные планки тягового хомута, пяту которого упирают в упорную плиту, заводя ее через отверстие в ударной розетке. При этом либо используют специально изготовленный для этой цели домкрат, основание которого выполнено с возможностью его опоры на соединительные планки тягового хомута [RU №№2022846, 2137631, 2376169, US №№2956336, 4354302], либо используют домкрат, по конструкции близкий к универсальному со снабженным центрирующим пазом основанием, опирая его на дополнительный элемент, вставленный в проушины тягового хомута [US №№3534661, 3534942, RU №2225305].

Известны также устройства, в котором пята домкрата имеет упор, который вводят в проушину для клина тягового хомута, а основание снабжено вилкой, взаимодействующей непосредственно с фрикционными клиньями тягового хомута [SU №1532381, RU №2381926].

Все известные способы не вполне универсальны, поскольку они неприменимы для сжатия поглощающего аппарата беззазорных сцепок типа БСУ с шарнирным узлом со сферической головкой, тяговый хомут которых не имеет вилки с проушинами и соединительных планок, опираясь на которые можно было бы установить домкрат.

Кроме того, известные способы избыточно трудоемки по следующим причинам.

Домкрат или сопряженные с ним элементы в известных способах заводят через отверстие в ударной розетке в условиях затрудненного визуального контроля. Это увеличивает время операции, утомляет персонал, создает риски перекосов, срывов и повреждения оснастки или элементов сцепного устройства.

Кроме того, независимо от конструкции поглощающего аппарата, в ходе эксплуатации, раньше или позже, его упругие элементы осаживаются, начальная затяжка (5…10 тс) аппарата ослабевает и, при появлении зазора между аппаратом и тяговым хомутом, начинается износ их опорных поверхностей. Для восстановления усилия начальной затяжки поглощающий аппарат сжимают, в зазор между тяговым хомутом и передней частью заднего упора вставляют ремонтные технологические пластины, аппарат освобождают. Эта операция требуется очень часто, и снижение трудозатрат на ее осуществление имеет большое значение. Хотя описанная операция может проделываться без снятия поглощающего аппарата, известные способы требуют отсоединения и снятия сцепной головки и потому являются избыточно трудоемкими.

Наиболее близким к предложенному по технической сущности является способ, описанный в [RU №2225305], согласно которому для сжатия поглощающего аппарата, установленного с тяговым хомутом в хребтовую балку, вводят через отверстие в ударной розетке пяту гидравлического домкрата до упора в упорную плиту, центрируют домкрат относительно оси поглощающего аппарата, опирая выступающей частью основания на нижний рог вилки тягового хомута, устанавливают дополнительный опорный элемент, проходящий через отверстия тягового хомута для клина/валика, фиксируют его относительно тягового хомута, совмещая опорный элемент с П-образным пазом в основании домкрата и подают в домкрат под давлением гидравлическую жидкость.

Из-за трудности визуального контроля установки домкрата через отверстие ударной розетки, приходится применять нестандартный домкрат, основание которою выполнено особым образом, с П-образным пазом, что увеличивает затраты на изготовление оборудования.

Известный способ не вполне универсален, поскольку неприменим для сжатия поглощающего аппарата беззазорных сцепок типа БСУ с шарнирным узлом со сферической головкой. Для сцепок БСУ с валиком, проходящим через сферический подшипник в хвостовике сцепки, известный способ применим, но при постановке дополнительного опорного элемента в точные отверстия вилки тягового хомута высок риск повреждения посадочных поверхностей под валик.

Третий недостаток состоит в избыточной трудоемкости, том, что для сжатия известным способом поглощающего аппарата с целью восстановления его начальной затяжки, требуется отсоединять сцепную головку от тягового хомута. Кроме того, из-за трудности визуального контроля правильной установки домкрата зачастую не удается добиться с первого раза.

Техническим результатом от применения предложенного способа является повышение его универсальности, состоящее в пригодности для всех видов сцепок и тяговых хомутов, снижение трудоемкости процесса сжатия и удешевление необходимого для этого оборудования.

Указанные результаты достигаются тем, что в известном способе сжатия поглощающего аппарата, состоящем в установке и фиксации опорного элемента для гидравлического домкрата, установке домкрата соосно с поглощающим аппаратом и подаче в домкрат под давлением гидравлической жидкости, отличающийся тем, что опорный элемент устанавливают вплотную к заднему упору, фиксируют его на нем и устанавливают домкрат между тяговым хомутом и опорным элементом.

Благодаря установке домкрата между зафиксированным в заднем упоре опорным элементом и тяговым хомутом, точнее, его задней торцевой частью, облегчается и ускоряется установка домкрата, снижаются трудозатраты, поскольку место его установки свободно контролируется визуально и тактильно.

Свобода контроля позволяет установить обычный серийный домкрат малой длины с точностью, достаточной для сжатия поглощающего аппарата без перекосов. Применение серийного домкрата снижает затраты на оборудование.

Установка домкрата между зафиксированным в заднем упоре опорным элементом и тяговым хомутом позволяет сжимать поглощающий аппарат для установки в него прокладок, а также устранять ослабление его начальной затяжки, не отсоединяя сцепку, что существенно экономит трудозатраты и сокращает время ремонта.

Кроме того, это делает предложенный способ универсальным, равно пригодным для упряжи как с автосцепкой, так и с беззазорными сцепными устройствами разных модификаций.

Существо изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 показан момент осуществления предложенного способа, непосредственно предшествующий сжатию поглощающего аппарата, в устройстве с беззазорной сцепкой типа БСУ-ТМ120.

На фиг. 2 показана установка технологических прокладок при восстановлении начальной затяжки поглощающего аппарата.

Предложенный способ осуществляется следующим образом.

В зазор между поперечной стенкой 1 заднего упора 2 и задней (торцевой) частью 3 тягового хомута 4 вводят опорный элемент 5, и фиксируют его, например, подвешивая за скрепленную с ним пластину 6 на поперечную стенку 1. В простейшем, показанном на чертеже исполнении, опорный элемент 5 выполняется в виде бруска, прочность которого достсточна для того, чтобы выдержать усилие, требуемое для сжатия поглощающего аппарата 9, которое может достигать (30…40) тс.

Далее, в зазор между опорным элементом 5 и торцевой частью 3 устанавливают гидравлический домкрат 7 с грузоподъемностью не менее 50 тс, например, типа ДГ50П50. выпускаемый серийно и потому имеющий минимальную стоимость, под визуальным контролем выравнивают домкрат соосно с поглощающим аппаратом 8 и приводят в действие насосную станцию 9 до заклинивания домкрата 7. Далее насосной станцией 9 создают необходимое давление и отжимают поглощающий аппарат 8 от заднего упора 2.

Дальнейшие действия зависят от того, с какой целью производится сжатие поглощающего аппарата.

При постановке тягового хомута 4 с поглощающим аппаратом 8 в хребтовую балку 10 вначале устанавливают тяговый хомут, поддерживающую планку 11, после чего осуществляют предложенный способ, причем сжатие проводят до высвобождения ранее установленных прокладок (на чертежах не показаны) под гайкой 12 стяжного болта поглощающего аппарата. После удаления прокладок давление в гидросистеме домкрата 7 сбрасывают, удаляют домкрат и опорный элемент 5.

При снятии тягового хомута 4 с поглощающим аппаратом 8 вначале осуществляют предложенный способ, сжимая поглощающий аппарат на (15…20) мм, устанавливают прокладки под гайку 12 поглощающего аппарата, сбрасывают давление, удаляют домкрат 7 и опорный элемент 5, снимают поддерживающую планку 11, извлекают тяговый хомут 4 с опорной плитой 13 и поглощающим аппаратом из хребтовой балки.

При устранении ослабления начальной затяжки поглощающего аппарата 8 сцепное устройство от тягового хомута 4 не отсоединяют, осуществляют предложенный способ, в зазор между основанием 14 поглощающего аппарата 8 и передней частью заднего упора 2, образующийся в результате сжатия поглощающего аппарата, вставляют ремонтные технологические стальные пластины 15 необходимой толщины (обычно от 3 до 6 мм), сбрасывают давление, удаляют домкрат 7 и опорный элемент 5, приваривают технологические пластины 75 к основанию 14 поглощающего аппарата.

Если сравнивать затраты времени (и труда), то предложенный способ за счет упрощения процесса сжатия поглощающего аппарата позволяет снимать его в полтора раза быстрее, чем при использовании других известных способов. Сжатие же поглощающего аппарата для восстановления его первоначальной затяжки, как показал практический опыт, можно проводить не только без отсоединения сцепной головки, но даже и без расцепления вагонов. Это дает многократное сокращение времени операции и трудозатрат.

Похожие патенты RU2653335C1

название год авторы номер документа
УДАРНО-ТЯГОВОЕ УСТРОЙСТВО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2017
  • Милованов Валентин Карпович
  • Голоколенов Геннадий Владимирович
RU2650282C1
ПОГЛОЩАЮЩИЙ АППАРАТ ДЛЯ АМОРТИЗАЦИИ УДАРНЫХ И ТЯГОВЫХ ДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗОК (ВАРИАНТЫ) И ФРИКЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА 2008
  • Спрэйнис Рональд
  • Ринг Майкл Э.
  • Андерсон Брэдли
  • Марлоу Джонатон
  • Мейер Дэвид
  • Мориарити Майкл Дж.
  • Канджо Ваджих
RU2456190C2
Автосцепное устройство железнодорожного подвижного состава 1980
  • Архипов Петр Федорович
  • Хоминич Валерий Семенович
SU933518A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНЯТИЯ ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА С ТЯГОВЫМ ХОМУТОМ АВТОСЦЕПКИ С ВАГОНА 2001
  • Ганин Ф.Г.
RU2225305C2
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СЦЕПКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2007
  • Гончарук Геннадий Георгиевич
  • Хахин Геннадий Алексеевич
  • Минин Андрей Кириллович
RU2347702C1
Приспособление для обеспечения сжатия поглощающего аппарата в случае обрыва тяговой полосы с использованием механизма сжатия автономного гидровыжимного устройства 2016
  • Гвоздев Николай Андрианович
  • Степанов Виктор Викторович
RU2634067C1
УЗЕЛ ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Спрэйнис Рональд
  • Ринг Майкл Э.
  • Андерсон Брэдли
  • Марлоу Джонатон
  • Мейер Дэвид
  • Мориарити Майкл Дж.
  • Канджо Ваджих
RU2470812C2
Жесткое сцепное устройство с универсальным прицепным хвостовиком для вагонов железнодорожного транспорта 2017
  • Каменский Александр Леонидович
  • Колпаков Владимир Александрович
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
  • Малафеев Виктор Артемович
  • Салищев Виктор Васильевич
  • Усов Олег Александрович
RU2722250C2
СПОСОБ РАБОТЫ ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА ГРУЗОВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2009
  • Вильшенко Сергей Геннадьевич
  • Калетин Сергей Владимирович
  • Осинцев Александр Васильевич
  • Батурина Надежда Васильевна
  • Паначев Олег Иванович
  • Пашолок Игорь Леонидович
  • Федотов Владислав Валентинович
RU2444456C2
ДВУХКОМПОНЕНТНЫЙ КОРПУС ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА, ИМЕЮЩЕГО ВСТРОЕННЫЙ ХОМУТ 2006
  • Мейер Дэвид
  • Соммерфелд Говард Р.
  • Ринг Майкл Э.
RU2374109C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 653 335 C1

Реферат патента 2018 года СПОСОБ СЖАТИЯ ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА

Предложен способ сжатия поглощающего аппарата сцепных устройств подвижного состава, состоящий в том, что опорный элемент для гидравлического домкрата устанавливают и фиксируют вплотную к заднему упору, домкрат устанавливают между тяговым хомутом и опорным элементом соосно с поглощающим аппаратом и подают в домкрат под давлением гидравлическую жидкость. При осуществлении способа используют короткоходовый домкрат серийного изготовления. Способ позволяет сжимать поглощающий аппарат, не отсоединяя сцепную головку и даже не расцепляя вагоны. Способ эффективен для всех видов сцепных устройств, включая беззазорные. Наибольшая экономия трудозатрат достигается, когда сжатие производят для восстановления первоначальной затяжки поглощающего аппарата методом установки прокладок между основанием поглощающего аппарата и задним упором. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 653 335 C1

Способ сжатия поглощающего аппарата, состоящий в установке и фиксации опорного элемента для гидравлического домкрата, установке домкрата соосно с поглощающим аппаратом и подаче в домкрат под давлением гидравлической жидкости, отличающийся тем, что опорный элемент устанавливают вплотную к заднему упору, фиксируют его на нем и устанавливают домкрат между тяговым хомутом и опорным элементом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2653335C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНЯТИЯ ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА С ТЯГОВЫМ ХОМУТОМ АВТОСЦЕПКИ С ВАГОНА 2001
  • Ганин Ф.Г.
RU2225305C2
US 3534942 A1, 20.10.1970
US 4354302 A, 19.10.1982
US 2956336 A, 18.10.1960.

RU 2 653 335 C1

Авторы

Милованов Сергей Валентинович

Юдин Виталий Павлович

Даты

2018-05-07Публикация

2017-07-14Подача