Изобретение относится к области здравоохранения, а именно к универсальным технологиям и может быть использовано при подготовке управленческих кадров здравоохранения. Сегодня эффективность принятия управленческих решений в сфере здравоохранения зависит не только от объема полученной информации, а что более важно от умения и быстроты нахождения нужной информации и адекватности ее применения в конкретной ситуации.
В настоящее время объект медицинская организация рассматривается с позиций BWL-теории как «… социально-техническая и экономическая отраслевая единица, ориентированная на обеспечение качества медицинских услуг, которая выполняет задачу удовлетворения их спроса на основе самостоятельных решений и ответственности за риск, в условиях внешних и внутренних ограничений, обусловленных задачами здравоохранения в целом.» (Э.В. Зимина, 2007). Сущность эффективного руководства медицинской организацией как системой является принятие оптимальных управленческих решений по распределению и использованию зачастую дефицитных ресурсов - кадровых, информационных, материально-технических и финансовых, с учетом их взаимовлияния. Отдельное внимание руководитель должен уделять методологии сокращения издержек. Имитационная модель в таком разрезе и представлена в нашем тренажере ИГС.
Дефектность (неэффективность) принятия управленческих решений сегодня повсеместно связано с когнитивным диссонансом (по Л. Фестингер, 2004) восприятия многообразия, сложноподчиненности проблем и отсюда фрагментарностью управленческих решений, без учета последствий в целом для внешней и внутренней среды организации.
В настоящее время существуют методики повышения активности обучаемых, вовлечения их в образовательный процесс: тренинги, деловые игры, вербальные и схематичные имитационные модели по отдельным направлениям управленческой деятельности (планирование, управление запасами, оптимизация штатного расписания) и т.д. и т.п.
Среди современных технологий в медицинском образовании особо выделяется «Симуляция» - имитация процесса с помощью механических и компьютерных устройств. «Симуляция в медицинском образовании -современная технология практической подготовки и оценки медицинского персонала, включающая освоение практических навыков, выработку автоматически повторяемых действий, оперативного принятия адекватных решений, основанная на моделировании клинических и иных ситуаций, в том числе рисковых, максимально приближенных к реальным условиям» (Н.Б. Найговзина и соавт., 2012).
Все существующие и сегодня широкоиспользуемые возможности симуляций и тренажеров в медицине обобщены и представлены в «Классификации симуляционных технологий» Дэвида Габа и «Типологии симуляционных методик» Гильома Алинье. Однако их использование в той или иной степени направлено на отработку лишь отдельных навыков и умений управленца в сфере здравоохранения: целеполагание, лидерство, командообразование, бизнес-планирование, управление отношениями и т.д. и т.п.
Следует отметить, что при многообразии применяемых методик активностей и разнообразии технологий формирования отдельных узконаправленных управленческих компетенций, у обучаемых, как правило, не складывается единая картина всего комплекса функций руководителя, направленной на повышение эффективности работы ОЗ в целом: а как на самом деле применить полученные знания и навыки в практической каждодневной рутине управленческой деятельности?
Важным аспектом актуальности разработки универсального тренажера «ИГС» для руководителя ОЗ стало не только отсутствие как таковых аналогов в других странах, но в большей степени особенности нормативно-правовой базы и других характеристик внешней среды ОЗ, что определяет неповторимость управленческих ситуаций в любой стране и уникальность предлагаемого нами продукта. Качественным преимуществом вовлечения обучаемого и развития его интегральных способностей путем формирования системного мышления достигается через универсальность технологии представленного изобретения «ИГС» независимо от особенностей входящих параметров профессиональных и универсальных компетенций слушателя. В предлагаемом тренажере предоставляется возможность использования совокупности ситуаций и ситуационных задач, приближенных к реальным условиям, и моделирование деятельности для индивидуального формирования практических навыков, выработку автоматически повторяемых трудовых действий руководителя ОЗ, направленных на оперативное принятие адекватных управленческих решений с учетом особенностей внешней и специфики внутренней среды ОЗ.
Универсальность, ориентированность на общий конечный результат, преемственность - с одной стороны, и легкость интегрированности заданий отдельных квестов из разных разделов - с другой, значительно повышают скорость и эффективность в отработке автоматизированного навыка поиска и применения необходимой информации для принятия управленческого решения и способствует формированию единого комплекса управленческих компетенций у обучающегося в соответствии с требованиями действующего профессионального стандарта «Специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья», т.е. приобретается или совершенствуется практический опыт в симулированной среде. Это в свою очередь позволяет использовать предлагаемый тренажер не только как обучающий, но и в плане независимой оценки развития квалификации специалиста по отдельным компетенциям руководителя ОЗ и по их совокупности в целом.
Достигаемым в настоящем изобретении техническим результатом личностно-ориентированного обучения является развитие гибкости системного мышления, повышение аналитических способностей, расширение оперативной памяти, увеличение скорости обработки специализированной управленческой информации для принятия управленческого решения по конкретной ситуации, развитие функции планирования и контроля над ситуациями, т.е. развитие интегральных способностей оператора-управленца ОЗ и устранение когнитивного диссонанса в восприятии многообразия деятельности организации.
Способ осуществления изобретения.
Способ развития когнитивных способностей оператора-руководителя организации здравоохранения, необходимых в его профессиональной деятельности, включающий тренировку с помощью интерактивного тренажера-симулятора. Тренировку на симуляторе осуществляют путем прохождения игры-квеста на виртуальной модели организации здравоохранения (далее - ОЗ, амбулаторно-поликлинического, стационарного или другого профиля), где виртуальная модель ОЗ характеризуется наличием внешней и внутренней среды, образованных соответствующими заданными параметрами, в зависимости от типа и профиля осуществляемой деятельности, а именно:
параметрами внешней среды являются следующие условия и факторы, действующие в окружении ОЗ, прямым образом влияя на ее деятельность, причем в виртуальной модели задают один или любую совокупность из следующих параметров внешней среды:
- характеристика прикрепленного к ОЗ населения по возрастно-половому составу, число мужчин и женщин: детей, трудоспособного возраста, старше 60 лет, работающих, пенсионеров, лиц, имеющих производственную вредность, лиц, относящихся к группам риска и злоупотребляющих алкоголем, курением, наркотиками, лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями из группы: туберкулез, сахарный диабет, новообразования, заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата;
- характеристика врачебных участков, обслуживаемых амбулаторно-поликлиническими ОЗ или поликлиническими отделениями стационаров, в виде численности населения участков, плана участков с указанием обслуживаемых домов, числа квартир, расположением обслуживаемых ОЗ школ и детских дошкольных учреждений с указанием количества детей, предприятий и учреждений с указанием количества работающих,
- состояние здоровья и результаты лечения прикрепленного к ОЗ населения за заданный отчетный период времени: число трудоспособных и нетрудоспособных по заболеванию мужчин и женщин, возрастно-половая характеристика диспансерных групп, число нуждающихся в проведении лечебно-оздоровительных мероприятий, количество лиц, получивших амбулаторное, стационарное лечение, лечение в дневном стационаре, санаторно-курортное лечение, число проведенных прививок, анализов, инструментальных исследований, лечебных процедур, консультаций врачей, количество лиц, которым оказана скорая медицинская помощь, лиц, направленных в стационар, количество потерявших трудоспособность, умерших;
- параметры государственного регулирования деятельности данной ОЗ: перечень компетенций органов управления здравоохранением, содержание действующих нормативно-правовых документов федерального законодательства в области здравоохранения и подзаконных актов, а также перечень аспектов деятельности ОЗ, регулируемых этими документами;
- число и содержание договоров с компаниями-поставщиками медикаментов, расходных материалов и медицинского оборудования, а также организациями, осуществляющими услуги, необходимые для обеспечения деятельности ОЗ (например, коммунальные, инженерные, транспортные, клининговые услуги);
- перечень и расположение конкурирующих ОЗ, осуществляющих свою деятельность как на территории обслуживания данной ОЗ, так и за ее пределами, и предлагающие населению сопоставимый с данной ОЗ объем медицинской помощи или медицинских услуг (стоимостное выражение единицы объема медицинской помощи);
параметрами внутренней среды являются параметры следующих процессов и элементов самой ОЗ, которыми располагает руководитель ОЗ и состояние которых определяет возможности ее деятельности, причем в виртуальной модели задают один или любую совокупность из следующих параметров:
- кадровые возможности в виде параметров процессов найма, обучения, продвижения кадров, оценки результатов труда, параметров стимулирования работников ОЗ; параметры мероприятий по созданию и поддержанию отношений между работниками ОЗ;
- производственные возможности в виде параметров снабжения и ведения складского хозяйства, обслуживания технологического парка, осуществления исследований и научных разработок;
-коммуникативные подходы к построению бесконфликтных трудовых отношений, как между сотрудниками ОЗ, так и с гражданами;
- организационные возможности в виде иерархии подчинения внутри ОЗ, содержания внутренних норм, правил, регламентов работы ОЗ, параметров коммуникационных процессов среди работников, параметров распределения прав и ответственности работников;
- маркетинговые возможности в виде параметров процессов, связанных с предоставлением медицинских услуг ОЗ: параметры объема и качества оказываемой медицинской помощи, подходы к предоставлению платных медицинских услуг, стратегии продвижения медицинских услуг ОЗ на данной территории;
- финансовые возможности в виде параметров процессов обеспечения эффективного использования и движения денежных средств в ОЗ;
при этом в начале тренировки оператор выбирает квест, представляющий собой логически связанное описание проблемной управленческой ситуации в рамках заданных параметров внешней и внутренней среды заданной ОЗ и содержащий заданное количество взаимосвязанных шагов в виде предъявления оператору вопросов или визуальных моделей управленческого поведения для выбора варианта решения на каждом шаге квеста,
прохождение каждого шага оценивается в баллах,
в процессе прохождения квеста осуществляют обратную связь в виде визуализируемой шкалы, отражающей, верным или неверным был ответ на пройденном шаге, а также визуализируют текущее местонахождение оператора в квесте и текущее время, затрачиваемое на его прохождение,
при этом виртуальная модель ОЗ выполнена с возможностью пересмотра оператором результатов шагов квеста и использования оператором дополнительных образовательных и справочных ресурсов, касающихся содержания квеста, по внешним ссылкам;
по количеству набранных баллов за заданное время прохождения квеста, а также динамике их изменения судят о развитии когнитивных способностей оператора и навыков принятия управленческих решений.
Взаимосвязь разработанного нами способа и указанного выше технического результата отражена в результатах проведенного исследования, включающего оценку слушателями практикориентированности и наглядности (по данным анонимного опросника по 7-бальной шкале Лайкерта) изучаемого материала.
Результаты проведенной оценки изложены ниже в таблицах (1-4).
Таблица 1
Сложности при прохождении игры возникали у 40,5% следующего характера:
Таблица 2
Таблица 3
Эмоциональная вовлеченность в игру по 7-балльной шкале («7 - очень интересно» до «1 - неинтересно»): 6+/- 0,8
Трудность прохождения квестов по 7-балльной шкале («7 - трудно» до «1 - очень легко») 4,4+/-1,3
Практикоориентированность квестов 7-балльной шкале («7 - полностью ориентирован» до «1 - не ориентированы на практику») 6,2+/-1
Внедрение ИГС «Виртуальная медицинская организация" (разработанной методики, компьютерно-реализованной) повышает эффективность и качество образовательного процесса -100%.
Распределение участников анкетирования представлено в таблице:
Таблица 4
В результате анализа полученной оценки, нами было выявлено, что в ходе прохождения игры (разработанного метода) формируется практический подход к восприятию ситуации и ускоряется способность анализировать информацию и принимать адекватные управленческие решения. Отрабатывается навык изучения нормативных правовых актов и другой информации перед принятием управленческого решения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ | 2023 |
|
RU2816401C1 |
СПОСОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА МОРСКИХ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩИХ ПЛАТФОРМ ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И АВАРИЙНЫХ УСЛОВИЯХ | 2010 |
|
RU2455699C1 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ СПОСОБНОСТЕЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ | 2017 |
|
RU2672171C1 |
Тренажер для подготовки водолазов | 2022 |
|
RU2785981C1 |
Способ мониторинга профессиональной надёжности | 2022 |
|
RU2825116C2 |
СИСТЕМА ДЛЯ ПРОАКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ | 2014 |
|
RU2584453C2 |
МОРСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР | 2003 |
|
RU2251157C2 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ГРУППОВОЙ ПОДГОТОВКИ ОПЕРАТОРОВ РАДИОЛОКАЦИОННЫХ СТАНЦИЙ | 2009 |
|
RU2419164C2 |
Комплекс технических средств обучения для подготовки общевойсковых соединений в центре боевой подготовки | 2016 |
|
RU2610725C9 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОПЕРАТОРОВ ГИДРОАКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ | 2008 |
|
RU2408079C2 |
Изобретение относится к области здравоохранения, управления в медицине, и может быть использовано при подготовке управленческих кадров здравоохранения. Способ развития когнитивных способностей оператора-руководителя организации здравоохранения, необходимых в его профессиональной деятельности, включает тренировку с помощью интерактивного тренажера-симулятора путем прохождения игры-квеста на виртуальной модели организации здравоохранения (далее - ОЗ), где виртуальная модель ОЗ характеризуется наличием внешней и внутренней среды, образованных соответствующими заданными параметрами, в зависимости от типа и профиля осуществляемой деятельности. В начале тренировки оператор выбирает квест, представляющий собой логически связанное описание проблемной управленческой ситуации в рамках заданных параметров внешней и внутренней среды заданной ОЗ и содержащий заданное количество взаимосвязанных шагов в виде предъявления оператору вопросов или визуальных моделей управленческого поведения для выбора варианта решения на каждом шаге квеста. Прохождение каждого шага оценивают в баллах. В процессе прохождения квеста осуществляют обратную связь в виде визуализируемой шкалы, отражающей, верным или неверным был ответ на пройденном шаге, а также визуализируют текущее местонахождение оператора в квесте и текущее время, затрачиваемое на его прохождение. Виртуальная модель ОЗ выполнена с возможностью пересмотра оператором результатов шагов квеста и использования оператором дополнительных образовательных и справочных ресурсов, касающихся содержания квеста, по внешним ссылкам. По количеству набранных баллов за заданное время прохождения квеста, а также динамике их изменения судят о развитии когнитивных способностей оператора и навыков принятия управленческих решений. Достигаемым результатом личностно-ориентированного обучения является развитие гибкости системного мышления, повышение аналитических способностей, расширение оперативной памяти, увеличение скорости обработки специализированной управленческой информации для принятия управленческого решения по конкретной ситуации, развитие функции планирования и контроля над ситуациями, т.е. развитие интегральных способностей оператора-управленца ОЗ и устранение когнитивного диссонанса в восприятии многообразия деятельности организации. 4 табл.
Способ развития когнитивных способностей оператора-руководителя организации здравоохранения, необходимых в его профессиональной деятельности, включающий тренировку с помощью интерактивного тренажера-симулятора, отличающийся тем, что тренировку на симуляторе осуществляют путем прохождения игры-квеста на виртуальной модели организации здравоохранения (далее - ОЗ), где виртуальная модель ОЗ характеризуется наличием внешней и внутренней среды, образованных соответствующими заданными параметрами, в зависимости от типа и профиля осуществляемой деятельности, а именно:
параметрами внешней среды являются следующие условия и факторы, действующие в окружении ОЗ, прямым образом влияя на ее деятельность, причем в виртуальной модели задают один или любую совокупность из следующих параметров внешней среды:
- характеристика прикрепленного к ОЗ населения по возрастно-половому составу, число мужчин и женщин: детей, трудоспособного возраста, старше 60 лет, работающих, пенсионеров, лиц, имеющих производственную вредность, лиц, относящихся к группам риска и злоупотребляющих алкоголем, курением, наркотиками, лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями из группы: туберкулез, сахарный диабет, новообразования, заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата;
- характеристика врачебных участков, обслуживаемых амбулаторно-поликлиническими ОЗ или поликлиническими отделениями стационаров, в виде численности населения участков, плана участков с указанием обслуживаемых домов, числа квартир, расположением обслуживаемых ОЗ школ и детских дошкольных учреждений с указанием количества детей, предприятий и учреждений с указанием количества работающих;
- состояние здоровья и результаты лечения прикрепленного к ОЗ населения за заданный отчетный период времени: число трудоспособных и нетрудоспособных по заболеванию мужчин и женщин, возрастно-половая характеристика диспансерных групп, число нуждающихся в проведении лечебно-оздоровительных мероприятий, количество лиц, получивших амбулаторное, стационарное лечение, лечение в дневном стационаре, санаторно-курортное лечение, число проведенных прививок, анализов, инструментальных исследований, лечебных процедур, консультаций врачей, количество лиц, которым оказана скорая медицинская помощь, лиц, направленных в стационар, количество потерявших трудоспособность, умерших;
- параметры государственного регулирования деятельности данной ОЗ: перечень компетенций органов управления здравоохранением, содержание действующих нормативно-правовых документов федерального законодательства в области здравоохранения и подзаконных актов, а также перечень аспектов деятельности ОЗ, регулируемых этими документами;
- число и содержание договоров с компаниями-поставщиками медикаментов, расходных материалов и медицинского оборудования, а также организациями, осуществляющими услуги, необходимые для обеспечения деятельности ОЗ;
- перечень и расположение конкурирующих ОЗ, осуществляющих свою деятельность как на территории обслуживания данной ОЗ, так и за ее пределами, и предлагающие населению сопоставимый с данной ОЗ объем медицинской помощи или медицинских услуг;
параметрами внутренней среды являются параметры следующих процессов и элементов самой ОЗ, которыми располагает руководитель ОЗ и состояние которых определяет возможности ее деятельности, причем в виртуальной модели задают один или любую совокупность из следующих параметров:
- кадровые возможности в виде параметров процессов найма, обучения, продвижения кадров, оценки результатов труда, параметров стимулирования работников ОЗ; параметры мероприятий по созданию и поддержанию отношений между работниками ОЗ;
- производственные возможности в виде параметров снабжения и ведения складского хозяйства, обслуживания технологического парка, осуществления исследований и научных разработок;
- коммуникативные подходы к построению бесконфликтных трудовых отношений, как между сотрудниками ОЗ, так и с гражданами;
- организационные возможности в виде иерархии подчинения внутри ОЗ, содержания внутренних норм, правил, регламентов работы ОЗ, параметров коммуникационных процессов среди работников, параметров распределения прав и ответственности работников;
- маркетинговые возможности в виде параметров процессов, связанных с предоставлением медицинских услуг ОЗ: параметры объема и качества оказываемой медицинской помощи, подходы к предоставлению платных медицинских услуг, стратегии продвижения медицинских услуг ОЗ на данной территории;
- финансовые возможности в виде параметров процессов обеспечения эффективного использования и движения денежных средств в ОЗ;
при этом в начале тренировки оператор выбирает квест, представляющий собой логически связанное описание проблемной управленческой ситуации в рамках заданных параметров внешней и внутренней среды заданной ОЗ и содержащий заданное количество взаимосвязанных шагов в виде предъявления оператору вопросов или визуальных моделей управленческого поведения для выбора варианта решения на каждом шаге квеста,
прохождение каждого шага оценивается в баллах,
в процессе прохождения квеста осуществляют обратную связь в виде визуализируемой шкалы, отражающей, верным или неверным был ответ на пройденном шаге, а также визуализируют текущее местонахождение оператора в квесте и текущее время, затрачиваемое на его прохождение,
при этом виртуальная модель ОЗ выполнена с возможностью пересмотра оператором результатов шагов квеста и использования оператором дополнительных образовательных и справочных ресурсов, касающихся содержания квеста, по внешним ссылкам;
по количеству набранных баллов за заданное время прохождения квеста, а также динамике их изменения судят о развитии когнитивных способностей оператора и навыков принятия управленческих решений.
Способ развития эмоционального интеллекта ребенка | 2016 |
|
RU2634635C1 |
RU 2009126074 А, 20.01.2011 | |||
WO 2012096852 А3, 19.07.2012 | |||
Adrian M | |||
Owen et al | |||
Putting brain training to the test// Nature | |||
Приспособление для суммирования отрезков прямых линий | 1923 |
|
SU2010A1 |
ALOHACARE QUEST INTEGRATION PROVIDER MANUAL, 2017, Section 6 (c.49-67). |
Авторы
Даты
2018-08-28—Публикация
2018-06-21—Подача