Изобретение относится к области психологии и психотерапии и может быть использовано для развития эмоционального интеллекта детей и для повышения уровня социализации детей.
Из уровня техники известен способ развития эмоционального интеллекта по методике Д. Гоулмана (см. книгу: Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект» МИФ, 2016). По известному способу структура эмоционального интеллекта включает пять составляющих:
- идентификация и называние эмоциональных состояний, понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением и действием;
- управление эмоциональными состояниями - контроль эмоций и замена нежелательных эмоциональных состояний адекватными;
- способность входить в эмоциональные состояния, способствующие достижению успеха;
- способность читать эмоции других людей, быть чувствительным к ним и управлять эмоциями других;
- способность вступать в удовлетворяющие межличностные отношения с другими людьми и поддерживать их.
Однако известный способ развития эмоционального интеллекта по методике Д. Гоулмана может применяться только для взрослых тренинговых программ и не адаптирован для работы с детьми.
Известна модель эмоционального интеллекта Майера и Салоуэйя (см.: Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence. Intelligence Test (MSCEIT) User's Manual. Toronto, Canada: MHS Publishers, 2002). Майер и Сэловей выделяют всего четыре составляющие эмоционального интеллекта: точность оценки и выражения эмоций, использование эмоций в мыслительной деятельности, понимание эмоций, управление эмоциями. Человек благодаря этой модели учится управлять своими эмоциями, а также видеть мир под разными углами и более эффективно решать свои проблемы.
Однако указанная модель также разработана только для взрослых реципиентов и не может быть применена при работе с детьми.
В качестве прототипа выбрана методика развития эмоционального интеллекта у детей (см.: Brackett, М.A., Salovey, P. Emotional intelligence and social interaction/Personality and Social Psychology Bulletin, 2014). Указанная методика М. Брекетта основана на адаптации модели Майера и Сэловейя, при этом в рамках методики происходит работа только с базовыми эмоциями, такими как гнев, радость, грусть, отвращение. Однако указанная методика не позволяет работать с такими параметрами ребенка, как мотивация и самооценка, кроме того, дети при использовании данной методики не полностью вовлечены в игровой и образовательный процесс.
Задача настоящего изобретения заключается в улучшении восприятии ребенком информации и развитии его способности к осознанию эмоций как своих, так и окружающих, а также развить зрелость и эффективность эмоциональных реакций, сформировать состояние доверия к себе и к миру, повысить самооценку, улучшить социализацию.
Технический результат предлагаемого изобретения состоит в повышении самооценки, в развитии у ребенка стрессоустойчивости, мелкой моторики, коммуникативных, вербальных и когнитивных навыков, а также в развитии познавательной способности и навыка достижения целей, кроме того, ребенок учится осознавать и называть свои эмоции и эмоции окружающих.
Указанный технический результат достигается за счет того, что способ развития эмоционального интеллекта ребенка предусматривает заполнение родителем ребенка опросника для определения развития эмоционального интеллекта по таким параметрам, как осознанность, самооценка, мотивация, осознание собственного потенциала и интеллект, формирование на основе результатов опросника программы развития указанных параметров эмоционального интеллекта путем проведения развивающего обучения в игровой форме, при этом способ включает в себя этап развития осознанности, реализуемый путем проведения упражнений и игр, направленных на развитие органов чувств, а именно: слуха, обоняния, вкуса, зрения, осязания; этап развития мотивации к действию, реализуемый путем проведения игр и диалога с ребенком; этап развития интеллекта, реализуемый путем изучения научных фактов и решения логических задач; этап формирования самооценки, реализуемый путем проведения игр и упражнений с последующей фиксацией факта их успешного выполнения, и этап осознания собственного потенциала, реализуемый путем проведения игр, изготовления творческих поделок и прохождения квестов.
Предпочтительно опросник дополнительно содержит родительский блок, наличие которого позволяет охарактеризовать эмоциональную обстановку в семье и проконтролировать, по результатам прохождения программы, влияние развития параметров эмоционального интеллекта на эмоциональную обстановку в семье.
В предпочтительном варианте изобретения развивающее обучение в игровой форме проходит с участием сказочных персонажей, при этом программа развития параметров эмоционального интеллекта содержит дополнительный этап погружения, направленный на знакомство со сказочными персонажами. Участие сказочных персонажей в развивающем обучении, а также введение дополнительного этапа погружения позволяют способствовать развитию параметров эмоционального интеллекта ребенка за счет минимизации психоэмоциональных барьеров, препятствующих развитию эмоционального интеллекта.
Изобретение поясняется чертежом - на фиг. 1 показана модель развития эмоционального интеллекта.
Для полноценного и гармоничного развития ребенка очень важно уделять внимание формированию его эмоционального интеллекта. Именно благодаря эмоциональному интеллекту человек способен адекватно и в полной мере понимать чувства и настроения других людей, а также и свои собственные.
Предлагаемый способ развития эмоционального интеллекта ребенка представляет собой комплексную программу развития параметров эмоционального интеллекта (осознанность, самооценка, мотивация, осознание собственного потенциала и интеллект) путем проведения развивающего обучения в игровой форме. В предлагаемом способе развития эмоционального интеллекта ребенка основное внимание уделяется развитию сенсорных систем ребенка, осуществляемому за счет включения в программу элементов физической активности, творческих поделок и сценарных квестов.
Вышеуказанная программа развития параметров эмоционального интеллекта путем проведения развивающего обучения в игровой форме состоит из пяти этапов. При прохождении пяти этапов программы развития параметров эмоционального интеллекта ребенок учится понимать эмоции и управлять ими. Представленная на фиг. 1 модель развития эмоционального интеллекта демонстрирует пять этапов программы развития параметров эмоционального интеллекта путем проведения развивающего обучения в игровой форме, а именно:
- этап развития осознанности (условное обозначение «я чувствую»),
- этап развития мотивации (условное обозначение «я хочу»),
- этап развития интеллекта (условное обозначение «я знаю»),
- этап формирования самооценки (условное обозначение «я могу»),
- этап осознания собственного потенциала (условное обозначение «я делаю»).
Перед началом прохождения программа развития параметров эмоционального интеллекта осуществляется диагностика уровня развития эмоционального интеллекта ребенка. Для этого родителю ребенка предлагается заполнить опросник, характеризующий уровень развития эмоционального интеллекта ребенка по пяти параметрам: осознанность, самооценка, мотивация, осознание собственного потенциала и интеллект. Каждый из параметров оценивается родителем в отношении ребенка в соответствии со шкалой оценки (пятибалльная, семибалльная, девятибалльная и т.д.).
Для повышения точности оценка каждого параметра может быть представлена через декомпозицию общей оценки параметра на оценку в отдельности нескольких утверждений, характеризующих уровень развития эмоционального интеллекта ребенка по данному параметру. В таком случае, каждый параметр эмоционального интеллекта описывается несколькими различными утверждениями, степень соответствия ребенка которым оценивается родителем ребенка независимо для каждого из утверждений. Общая оценка по параметру вычисляется как простая арифметическая сумма оценок родителя для каждого из утверждений.
Опросник дополнительно также может содержать «Родительский блок». Оценки, выставляемые родителем для вопросов данного блока, характеризуют эмоциональную обстановку в семье и позволяют оценить взаимоотношения в семье (между ребенком и родителем). Оценки, например, могут относиться к тому, как часто происходит общение родителя с ребенком, как часто на него повышают голос, а также к тому, чем любит заниматься ребенок и как он проводит свободное время. Таким образом, можно получить более точный психологический портрет ребенка, а также охарактеризовать эмоциональную обстановку в семье.
После заполнения родителем опросника ребенок переходит непосредственно к прохождению программы развития параметров эмоционального интеллекта. Программа, как указывалось выше, состоит из пяти этапов:
- этап развития осознанности (условное обозначения «я чувствую») содержит комплекс упражнений и игр, которые направлены на активизацию сенсорных систем ребенка, создание необходимого эмоционального фона ребенка, осознание своих эмоций, а именно таких эмоций, как радость, гнев, страх, удивление, грусть, скука. Указанный этап направлен на развитие эмоциональной сферы и расширение чувственного опыта, ребенок учится осознавать взаимосвязь между переживаемым эмоциональным состоянием и его внешним проявлением, выражать свои эмоции, у него также развиваются тактильные ощущения, эмоционально-выразительные движения и словарный запас, обозначающий эмоции;
- этап развития мотивации (условное обозначения «я хочу») состоит из игр и диалога с ребенком и направлен на осознание ребенком мотивации к действию, а также понимание эмоций окружающих. Мотивация позволяет ребенку понять свои желания, а желания помогают сформировать цель. Ребенок учится подражательно «воспроизводить» или произвольно демонстрировать эмоции по заданному образцу. За счет активного ведения диалогов с ребенком в рамках данного этапа у ребенка развивается доверие, снимается психоэмоциональное напряжение, а также совершенствуются коммуникативные навыки;
- этап развития интеллекта (условное обозначения «я знаю») заключается в изучении научных фактов и решении логических задач и направлен на получение ребенком необходимых знаний, развитие внимания, памяти, и логики ребенка. В результате изучения научных фактов и решения логических задач у ребенка расширяется словарный запас, активизируется развитие мышления. Следует отметить, что умственная активность в рамках данного этапа неразрывно связана с активностью физической по аналогии с тем, как мышление связано с физическим состоянием. Передвигаясь, ползая, бегая, топоча по лужам или играя с песком, ребенок познает окружающую его действительность, развивая мозг;
- этап формирования самооценки (условное обозначения «я могу») содержит комплекс упражнений и игр с обязательной фиксацией успешного выполнения и достижения результатов. За счет такой фиксации развивается самооценка ребенка, стимулируется осознание ребенком собственных сил, развивается навык управления своими эмоциями. Также, стимулируется развитие у ребенка умений определять цель своих действий и предвидеть их конечный результат. В рамках данного этапа ребенок обучается определению целей своих поступков, учится брать на себя ответственность за их достижение, учится искать и находить, выбирая из множества вариантов средства достижения этих целей, а также развивает умение проверять эффективность выбранных средств действиями, предполагающими совершение и исправление ошибок, накопление чувственного и ситуативного опыта принятия решений в однотипных ситуациях;
- этап осознания собственного потенциала (условное обозначения «я делаю») заключается в установлении обратной связи с ребенком, осуществлении совместной выработки идей для применения полученных навыков в жизни. Определяются те параметры эмоционального интеллекта, над развитием которых ребенку необходимо продолжать работать, а также и те области, где ребенок показал наилучшие результаты. Цель этапа заключается в обучении применению полученных в рамках программы опыта, знаний, умений и навыков в реальной жизни. На этом этапе также осуществляется ритуал прощания.
По результатам прохождения этапов программы развития параметров эмоционального интеллекта осуществляется повторная диагностика уровня развития эмоционального интеллекта ребенка. Финальная диагностика осуществляется с применением того же опросника, что и входная, что позволяет получить сравнимые результаты, значимые для оценки степени развития эмоционального интеллекта ребенка.
Программа развития параметров эмоционального интеллекта также может осуществляться с участием сказочных персонажей, например сказочных героев-«Монсиков» (см.: «Приключения Монсиков: важная книга о том, как общаться, дружить, понять себя и этот мир». Феникс-Премьер, 2014 г.). В таком случае программа содержит дополнительный этап - погружение, направленный на знакомство со сказочными персонажами. Участие сказочных персонажей в развивающем обучении, а также введение дополнительного этапа погружения влияют на эффективность развитии параметров эмоционального интеллекта ребенка за счет того, что происходит минимизация психоэмоциональных барьеров, препятствующих развитию эмоционального интеллекта, у ребенка формируется ощущение перехода в сказочный мир. Участие сказочных персонажей также позволяет применить сказочные метафоры для лучшего постижения ребенка самого себя, а также выявить его психологические проблемы.
Предлагаемый способ представляет собой комплексную программу системного развития эмоционального интеллекта, направленную на повышение уровня социализации детей. По результатам прохождения пяти предусмотренных способом развития эмоционального интеллекта этапов, за счет комплексного подхода, объединяющего совокупность различных игр, множества упражнений, в том числе развивающих, релаксационных, психогимнастических, телесно-ориентированных, графических и т.д., ведения диалога с ребенком, изучения научных фактов, решения логических задач, изготовления творческих поделок и прохождения квестов у ребенка развивается стрессоустойчивость, познавательная способность, навык достижения целей, мелкая моторика, коммуникативные, вербальные и когнитивные навыки; также ребенок учится осознавать и называть свои эмоции и эмоции окружающих.
Предлагаемый способ развития эмоционального интеллекта прошли уже более 1560 детей, по результатам которого все дети показали значительные улучшения.
Предлагаемый способ иллюстрируется следующими примерами.
Пример 1
Ребенок Дмитрий П. 7 лет. Перед началом прохождения программы Дмитрий обладал яркими проявлениями агрессивного поведения в случае неудачи, ему тяжело давалось вхождение в контакт с другими людьми, часто возникали конфликты с родителями. По результатам заполнения опросника (респондент - мать Дмитрия) была сформирована общая оценка параметров эмоционального интеллекта, был определен критически низкий показатель развития эмоционального интеллекта. Дмитрий последовательно прошел все этапы программы развития эмоционального интеллекта, по результатам прохождения программы был зафиксирован рост результатов опросника по всем параметрам. Дмитрий справился с ключевыми проблемами, повысил уровень самостоятельности, стал более коммуникабельным, стал намного лучше понимать свои эмоции, хорошо выражать и объяснять свою точку зрения, научился ставить цели. У него также появился интерес к обучению, он стал больше читать, занялся спортом на регулярной основе. Дмитрию было рекомендовано продолжать выполнение упражнений, направленных на развитие речи, развивать навыки, связанные с приобретенными за время обучения хобби, в особенности спортивными.
Пример 2
Ребенок Елена С. 5 лет. Перед началом прохождения программы Елена проявляла чрезмерную застенчивость, очень мало говорила, тяжело вступала в контакт с другими детьми. По результатам заполнения опросника (респондент - мать Елены) была сформирована общая оценка параметров эмоционального интеллекта, был определен критически низкий показатель развития эмоционального интеллекта. По результатам прохождения программы удалось достигнуть улучшения оценки для каждого из пяти параметров эмоционального интеллекта. Елена справилась с ключевыми проблемами, стала более коммуникабельной, проявила скрытые ранее склонности к прикладному творчеству и театральному мастерству. У Елены появились постоянные подруги, стал развиваться устойчивый интерес к познавательной деятельности, улучшился контакт с родителями, с мамой выстроились доверительные отношения. Ей также было рекомендовано продолжать выполнение упражнений, направленных на развитие речи, развивать навыки, связанные с приобретенными за время обучения хобби, в особенности творческими. В качестве дополнительной меры ей также был рекомендован для прохождения курс упражнений и игр, развивающих право-левополушарные взаимосвязи.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ развития эмоционально-интеллектуальных навыков детей | 2019 |
|
RU2734133C1 |
Способ развития эмоционального интеллекта у взрослых | 2023 |
|
RU2823232C1 |
Способ развития эмоционального интеллекта у взрослых | 2023 |
|
RU2823511C1 |
СПОСОБ КОНДУКТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2272606C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ | 2004 |
|
RU2287190C2 |
СПОСОБ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ | 2011 |
|
RU2474439C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ С ТЕРМИЧЕСКОЙ ТРАВМОЙ | 2004 |
|
RU2270036C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
КОМПЛЕКСНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РЕЧИ, КОРРЕКЦИИ ЗАДЕРЖАННОГО РЕЧЕВОГО, ПСИХИЧЕСКОГО, ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ | 2019 |
|
RU2744332C1 |
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СОСТОЯНИЯ ВЫГОРАНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ | 2009 |
|
RU2416436C2 |
Изобретение относится к области психологии и психотерапии и может быть использовано для развития эмоционального интеллекта детей и для повышения уровня социализации детей. Определяют показатели развития эмоционального интеллекта ребенка. При определении критично низких показателей эмоционального интеллекта ребенка осуществляют развитие сенсорных систем ребенка путем воздействия на органы слуха, обоняния, вкуса, зрения и осязания, развитие мотивации к действию с использованием предоставляемых ребенку диалоговых игр, развитие общего логического и научного интеллекта ребенка с использованием развитой мотивации к действиям для решения логических и научных задач. Предоставляют ребенку квесты с использованием сказочных персонажей с мотивированием ребенка на успешное прохождение квестов в проблемной области. По достижении определенного уровня успешного прохождения квестов, проводят фиксацию успешно развитых навыков, требуемых для прохождения квестов. Способ позволяет повысить самооценку, развить у ребенка стрессоустойчивость, мелкую моторику, коммуникативные, вербальные и когнитивные навыки, а также развить познавательную способность и навык достижения целей, научить осознавать и называть свои эмоции и эмоции окружающих за счет выполнения игр и решения поставленных задач. 2 з.п. ф-лы, 1 ил., 2 пр.
1. Способ развития эмоционального интеллекта ребенка, содержащий выполняемые операции:
определение показателей развития эмоционального интеллекта ребенка;
при определении критично низких показателей эмоционального интеллекта ребенка:
развитие сенсорных систем ребенка путем воздействия на органы слуха, обоняния, вкуса, зрения и осязания;
развитие мотивации к действию с использованием предоставляемых ребенку диалоговых игр,
развитие общего логического и научного интеллекта ребенка с использованием развитой мотивации к действиям для решения логических и научных задач;
предоставление ребенку квестов с использованием сказочных персонажей с мотивированием ребенка на успешное прохождение квестов в проблемной области;
и по достижении определенного уровня успешного прохождения квестов фиксацию успешно развитых навыков, требуемых для прохождения квестов.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что определение развития эмоционального интеллекта ребенка осуществляют по результатам заполнения опросника родителями ребенка.
3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что перед предоставлением ребенку квестов с использованием сказочных персонажей обеспечивают знакомство ребенка со сказочными персонажами.
RU 2011125782 A, 23.06.2011 | |||
RU 2010126369 A, 10.01.2012 | |||
САВЕНКОВ А | |||
И | |||
Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей | |||
М., 2015 | |||
АНДРЕЕВА И | |||
Н | |||
Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии | |||
Новополоцк, ПГУ, 2011 | |||
LOPES et al | |||
Emotional intelligence and social interaction | |||
Personality and Social Psychology Bulletin, 2003, Р | |||
ТЕЛЕФОННЫЙ АППАРАТ | 1923 |
|
SU1018A1 |
Авторы
Даты
2017-11-02—Публикация
2016-09-20—Подача