СПОСОБ ОПЕРАТИВНОЙ ДОСТАВКИ ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКИ Российский патент 2018 года по МПК B64G1/62 B64G1/14 

Описание патента на изобретение RU2666011C1

Изобретение относится к области авиационной, ракетной и космической техники. Объектом изобретения является способ оперативной доставки полезной нагрузки (ПН) в заданную точку на поверхности Земли или в атмосфере, в соответствии с которым на орбиту выводят космоплан с размещенным на нем гиперзвуковым летательным аппаратом (ГЛА) с ПН на борту для осуществления дежурства на орбите до момента поступления команды о необходимости доставки ПН в заданный район, по сигналу системы управления (СУ) космоплан спускают в атмосферу Земли, включают двигатель для компенсации силы лобового сопротивления и одновременно поворачивают космоплан на углы атаки и крена, обеспечивающие требуемые вертикальные и боковые маневры, после проведения которых производят отделение ГЛА, после чего выводят космоплан из атмосферы, отключают двигатель и осуществляют движение по орбите в режиме дежурства либо возвращают космоплан на Землю, а выведенный в заданный район ГЛА совершает требуемый маневр и доставляет ПН в заданную точку на поверхности Земли или в атмосфере.

Наиболее близким техническим решением является идея создания космической станции, на которой базируются автономные модули с летательными аппаратами (ЛА) баллистического или планирующего типа ([1], В.П. Лукашевич, И.Б. Афанасьев. Космические крылья. - М.: ЛенТа Странствий, 2009, стр. 392-395). По специальной команде модули отделяются от станции, совершают маневрирование и занимают необходимое исходное положение в космическом пространстве, ожидая команду на применение для последующего отделения летательных аппаратов. ЛА должны точно доставлять полезную нагрузку в заданный район в том числе за счет маневрирования в атмосфере.

Недостатком данного способа является то, что маневры в атмосфере осуществляются исключительно за счет аэродинамики ЛА и их двигательных установок (при наличии). Сам модуль совершает маневры только в космическом пространстве, что требует большого запаса топлива на борту, а также накладывает ряд ограничений на возможные углы поворота орбиты и, как следствие, на время доставки ПН в заданный район.

Технической задачей предлагаемого изобретения является сокращение времени доставки ПН в заданный район.

Техническим решением поставленной задачи является способ оперативной доставки полезной нагрузки, заключающийся в том, что выводят на орбиту на дежурство средство, содержащее летательный аппарат (ЛА) с полезной нагрузкой, по сигналу системы управления (СУ) по заложенной программе или по внешней команде осуществляют отделение ЛА с ПН и их доставку в заданный район, отличающийся тем, что выводят на орбиту космоплан, обладающий высоким аэродинамическим качеством с размещенным на нем гиперзвуковым летательным аппаратом (ГЛА) с ПН на борту для осуществления дежурства на орбите до момента поступления команды о необходимости доставки ПН в заданный район, по сигналу СУ космоплан спускают в атмосферу Земли, включают двигатель космоплана для компенсации силы лобового сопротивления и одновременно поворачивают космоплан на углы атаки и крена, обеспечивающие заданные параметры полета в атмосфере, при котором за счет аэродинамической подъемной силы аппарат совершает требуемые вертикальные и боковые маневры, в заданной области производят отделение ГЛА, после чего выводят космоплан из атмосферы, отключают двигатель и осуществляют движение по орбите в режиме дежурства либо возвращают космоплан на Землю, а выведенный в заданную область ГЛА поворачивают на углы атаки и крена, обеспечивающие заданные параметры полета в атмосфере, при которых за счет аэродинамической подъемной силы аппарат совершает требуемые вертикальные и боковые маневры и доставляет полезную нагрузку в заданный район.

Для пояснения способа представлены следующие чертежи:

- на фигуре 1 представлен схематический вид траектории движения в вертикальной плоскости космоплана и ГЛА при доставке полезной нагрузки в заданный район, где 1 - поверхность Земли, 2 - условная граница атмосферы, 3 - орбита дежурства космоплана;

- на фигуре 2 представлен схематический вид траектории движения космоплана и ГЛА в проекции на карту Земли при доставке полезной нагрузки в заданный район.

На низкой круговой орбите Земли размещают космоплан с гиперзвуковым летательным аппаратом на борту. В случае необходимости доставки ПН в заданный район, подают команду, по которой космоплану сообщают тормозной импульс для схода с орбиты (т. А на фиг. 1), после чего аппарат движется с нулевыми углами атаки и крена (участок АВ) до момента пересечения условной границы атмосферы Земли (поз. 2), определяемой из условий решаемой задачи и находящейся в пределах 60-100 км. После вхождения космоплана в атмосферу Земли в т. В, по сигналу системы управления космоплана включают двигатель с регулируемой или постоянной величиной тяги для компенсации силы лобового сопротивления, что позволяет обеспечить компенсацию потерь продольной составляющей скорости космоплана. Маневр поворота (участок ВС) происходит под действием аэродинамических сил. В соответствии с программой управления поворачивают космоплан на углы атаки и крена, которые обеспечивают необходимое маневрирование аппарата. В программе управления движением космоплана учитывают ограничения на управляющие зависимости, терминальные условия и режимы движения. Ограничения на управление связаны с технической возможностью обеспечения требуемых значений углов атаки и крена, а также с характеристиками конкретной двигательной установки космоплана, имеющей ограничение на величину тяги. Ограничения на режимы движения связаны с конструкцией космоплана, рассчитанной на определенные значения перегрузки, скоростного напора и температуры поверхности. Ограничения на терминальные условия обеспечивают достижение основной цели выполнения маневра: выведение космоплана в расчетную область сброса ГЛА. После совершения маневра, в соответствии с программой управления, космоплан выводят из атмосферы и ставят на орбиту дежурства либо возвращают на Землю. Гиперзвуковой летательный аппарат, обладающий высоким аэродинамическим качеством, после отделения от космоплана совершает полет в атмосфере с гиперзвуковой начальной скоростью, соответствующей скорости космоплана на момент отделения. В соответствии с программой управления поворачивают ГЛА на углы атаки и крена, которые обеспечивают необходимое маневрирование (участок CF), и выводят аппарат в заданный район (т. F). В программе управления движением ГЛА учитывают ограничения на управляющие зависимости, режимы движения и терминальные условия (выведение ГЛА в район цели).

При необходимости доставки нескольких полезных нагрузок, может быть применен вариант способа оперативной доставки ПН, отличающийся тем, что на космоплан устанавливают два и более ГЛА. Маневр спуска космоплана с орбиты, выведения ГЛА в заданную область и возвращения космоплана на орбиту при этом повторяют многократно, в том числе для доставки ПН в районы, расположенные на значительном расстоянии друг от друга.

Для увеличения количества доставляемых ПН может быть также применена схема типа «матрешка», при которой на борту космоплана размещают один или несколько гиперзвуковых летательных аппаратов, полезной нагрузкой каждого из которых выступает один или более ГЛА меньших размеров, которые, в свою очередь, несут ПН.

Применение космоплана или нескольких космопланов, находящихся на дежурстве на орбите, целесообразно для решения задач, требующих оперативной доставки ПН на большую дальность, в том числе в любую точку земного шара. Обладая высоким аэродинамическим качеством, космоплан и ГЛА обеспечивают высокую маневренность и могут осуществлять движение по сложной траектории. Уменьшение времени воздействия тепловых и силовых нагрузок на ГЛА за счет того, что часть маневра в атмосфере совершается космопланом, позволяет значительно увеличить дальность полета, в том числе в боковом направлении. После окончания дежурства неиспользованные дорогостоящие ГЛА, а также сам космоплан могут быть возвращены на Землю.

Похожие патенты RU2666011C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОДНОВРЕМЕННОГО ВЫВЕДЕНИЯ ГРУППЫ СПУТНИКОВ НА НЕКОМПЛАНАРНЫЕ ОРБИТЫ (ВАРИАНТЫ) 2015
  • Будыка Сергей Михайлович
  • Измалкин Олег Сергеевич
  • Васильев Андрей Вячеславович
  • Дмитриева Александра Анатольевна
RU2583507C1
ПЛАНИРУЮЩИЙ КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ (ВАРИАНТЫ) СО СТВОРЧАТЫМ ГОЛОВНЫМ ОБТЕКАТЕЛЕМ И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЕГО ВОЗВРАЩЕНИЕМ НА АЭРОДРОМ 2011
  • Рябуха Николай Николаевич
RU2479469C1
СПОСОБ ВЫВЕДЕНИЯ ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКИ В КОСМОС МНОГОРАЗОВОЙ ТРАНСПОРТНО-КОСМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Подгорнов Геннадий Андреевич
  • Шахмистов Владимир Михайлович
  • Шахов Валентин Гаврилович
  • Колготин Олег Вячеславович
RU2331551C2
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДЛЯ СПУСКА В АТМОСФЕРЕ ПЛАНЕТЫ И СПОСОБ СПУСКА КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА В АТМОСФЕРЕ ПЛАНЕТЫ 1994
  • Болотин Виктор Александрович
  • Миненко Виктор Елисеевич
  • Решетин Андрей Георгиевич
  • Скотников Андрей Петрович
  • Щукин Александр Николаевич
RU2083448C1
Способ авиационно-космического выведения на околоземную орбиту малых искусственных спутников 2018
  • Пышный Иван Анатольевич
RU2724001C2
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДЛЯ СПУСКА В АТМОСФЕРЕ ПЛАНЕТЫ И СПОСОБ ЕГО СПУСКА В АТМОСФЕРЕ ПЛАНЕТЫ (ВАРИАНТЫ) 2001
  • Семенов Ю.П.
  • Решетин А.Г.
  • Болотин В.А.
  • Брюханов Н.А.
  • Дядькин А.А.
  • Макарьев О.Е.
RU2213682C2
МНОГОРАЗОВАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ МАССОВОЙ ДОСТАВКИ С ОКОЛОЗЕМНОЙ ОРБИТЫ НА ОКОЛОЛУННУЮ ОРБИТУ ТУРИСТОВ ИЛИ ПОЛЕЗНЫХ ГРУЗОВ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО ВОЗВРАЩЕНИЯ НА ЗЕМЛЮ 2019
  • Петрищев Владимир Федорович
RU2736657C1
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДЛЯ СПУСКА С ОРБИТЫ ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ И СПОСОБ ЕГО СПУСКА С ОРБИТЫ ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ 2005
  • Белошицкий Александр Васильевич
  • Болотин Виктор Александрович
  • Брюханов Николай Альбертович
  • Дядькин Анатолий Александрович
  • Журин Сергей Викторович
  • Землянский Борис Андреевич
  • Куликов Сергей Всеволодович
  • Лавров Владимир Николаевич
  • Лапыгин Владимир Иванович
  • Николаенко Валерий Александрович
  • Петров Николай Константинович
  • Погосян Михаил Асланович
  • Севастьянов Николай Николаевич
  • Симакова Татьяна Владимировна
  • Трашков Геннадий Анатольевич
  • Хамиц Игорь Игоревич
  • Шокуров Алексей Кириллович
  • Шувалов Михаил Петрович
  • Юрин Илья Евгеньевич
RU2334656C2
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ ПОЛЕЗНОГО ГРУЗА МНОГОРАЗОВОЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ 1996
  • Тенетов Виктор Павлович
RU2120397C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ МАССОВОЙ ДОСТАВКИ ТУРИСТОВ В СТРАТОСФЕРУ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО ВОЗВРАЩЕНИЯ НА ЗЕМЛЮ 2018
  • Петрищев Владимир Федорович
RU2730300C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 666 011 C1

Реферат патента 2018 года СПОСОБ ОПЕРАТИВНОЙ ДОСТАВКИ ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКИ

Изобретение относится к авиационно-космической технике. Способ включает выведение космоплана и размещенного на нем гиперзвукового летательного аппарата (ГЛА) с полезной нагрузкой (ПН) на орбиту дежурства. При поступлении команды о доставке ПН в заданный район космоплан спускают в атмосферу Земли, включают двигатель для компенсации силы лобового сопротивления и одновременно разворачивают космоплан по углам атаки и крена, осуществляя требуемые вертикальные и боковые маневры. Затем отделяют ГЛА и выводят космоплан из атмосферы, отключают двигатель и осуществляют движение по орбите в режиме дежурства. Выведенный в заданный район ГЛА совершает требуемый маневр и доставляет ПН в заданную точку на поверхности Земли или в атмосфере. Альтернативно, космоплан может быть возвращен на Землю. Возможно использовании нескольких ГЛА с ПН на каждом. Технический результат состоит в сокращении времени доставки одной или более ПН в заданные районы. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 666 011 C1

1. Способ оперативной доставки полезной нагрузки (ПН), заключающийся в том, что выводят на орбиту на дежурство средство, содержащее летательный аппарат и ПН, по сигналу системы управления (СУ) по заложенной программе или по внешней команде осуществляют отделение летательного аппарата и ПН и их доставку в заданный район, отличающийся тем, что выводят на орбиту космоплан, обладающий высоким аэродинамическим качеством, с размещенным на нем гиперзвуковым летательным аппаратом (ГЛА) с ПН на борту для осуществления дежурства на орбите до момента поступления команды о необходимости доставки ПН в заданный район, по сигналу СУ космоплан спускают в атмосферу Земли, включают двигатель космоплана для компенсации силы лобового сопротивления и одновременно поворачивают космоплан на углы атаки и крена, обеспечивающие заданные параметры полета в атмосфере, при котором за счет аэродинамической подъемной силы аппарат совершает требуемые вертикальные и боковые маневры, в заданной области производят отделение ГЛА, после чего выводят космоплан из атмосферы, отключают двигатель и осуществляют движение по орбите в режиме дежурства либо возвращают космоплан на Землю, а выведенный в заданную область ГЛА поворачивают на углы атаки и крена, обеспечивающие заданные параметры полета в атмосфере, при которых за счет аэродинамической подъемной силы аппарат совершает требуемые вертикальные и боковые маневры и доставляет полезную нагрузку в заданный район.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что для доставки нескольких полезных нагрузок на космоплан устанавливают два и более ГЛА.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2666011C1

ГИПЕРЗВУКОВОЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ И СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЕГО ПОЛЕТА 2009
  • Малышев Геннадий Викторович
  • Егоров Юрий Григорьевич
  • Кульков Владимир Михайлович
RU2393978C1
СПОСОБ ПОЛЕТА РАКЕТОПЛАНА 1999
  • Малышев Г.В.
  • Никитский В.П.
  • Кострубский Э.К.
  • Пышный И.А.
  • Давидсон Б.Х.
  • Дворников М.В.
  • Костанбаев В.С.
  • Кузнецов А.А.
RU2148537C1
SU 1811129 A1, 10.10.1996
US 3276722 А, 04.10.1966.

RU 2 666 011 C1

Авторы

Будыка Сергей Михайлович

Измалкин Олег Сергеевич

Дмитриева Александра Анатольевна

Горяев Андрей Николаевич

Даты

2018-09-05Публикация

2017-07-21Подача