Изобретение относится к психологии, конкретно к коррекционной психологии и может быть использовано специалистами в ходе психолого-педагогической диагностики индивидуальных психологических особенностей личности детей старшего дошкольного возраста. Оно представляет собой комплект дидактических пособий для диагностики уровня сформированности образа Я у дошкольников.
Образ Я - это система обобщенных и относительно устойчивых представлений индивида о физических, интеллектуальных, характерологических, социальных свойствах и переживаниях человека, которые имеет он сам.
Известен набор для оценки психосоциального профиля личности (Патент РФ №2625284), состоящий из фигур в виде персонажей ролевых образов, дифференцированных по возрасту и полу в пяти сферах: личностная, семейная, межличностная, профессиональная, интимная сфера. Испытуемому предлагают выбрать в каждой сфере последовательно три фигуры: с субъективно положительной характеристикой и одну фигуру с субъективно отрицательной характеристикой и расставить каждую фигуру на цветовом поле с учетом субъективного эмоционального соотношения образа фигуры с цветом. Психосоциальный профиль личности испытуемого оценивают на основании сопоставления результатов личностного психосоциального и обобщенного психосоциального личностного профилей. Недостаток набора состоит в том, что он разработан исключительно для работы со взрослыми людьми.
Известен наглядно-дидактический комплект «Я и детский сад». Автор-составитель Л.В. Прикуль (Наглядно-дидактический комплект для исследования личностных особенностей и психосоциальной зрелости детей. - Саратов: Изд. Учитель, 2015). В набор входит 8 сюжетных картин, с помощью которых оценивают преобладающий эмоциональный фон у ребенка, его коммуникативные навыки и потребности, а так же особенности взаимоотношений в детском социуме. Недостаток диагностического набора заключается в отсутствии протокола для фиксации ответов ребенка, что не позволяет получить представления о целостном образе.
Известен набор для исследования образа Я детей 4-12 лет (Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. - М.: Когито-Центр, 2002). Комплект состоит из стимульного материала на 12 карточках, на которых персонаж мужского или женского пола изображен в разные периоды жизни от младенчества до старости и руководства по его использованию. Тестирование с помощью набора позволяет оценить способность ребенка адекватно идентифицировать свой пол, возраст, жизненную позицию. Данный набор выбран нами в качестве прототипа.
Задачей изобретения является разработка комплекта дидактических пособий как арсенала диагностических средств, которые могут быть использованы для оценки уровня сформированности образа Я у детей старшего дошкольного возраста.
Техническим результатом реализации поставленной задачи является создание комплекта дидактических пособий, с помощью которого в ходе психологического обследования можно создать соответствующую возрасту игровую ситуацию, позволяющую собрать сведения о степени сложности и глубине основных структурных элементов образа Я у дошкольника через оценку когнитивного компонента - знание о себе и аффективного/эмоционально-оценочного компонента - отношение к себе, на основании чего могут быть определены направления и содержание психологической работы по развитию образа Я у обследуемого.
Изобретение представляет собой комплект дидактических пособий, которые используются для организации пяти игровых ситуаций, когда, действуя с пособиям, ребенок сопровождает деятельность высказываниями, что является показателем уровня сформированности одного из структурных элементов образа Я: осознание ребенком себя, осознание структуры семьи, ситуативное отношение ребенка к себе, ситуативное отношение к членам семьи, устойчивое эмоциональное отношение ребенка к себе и близкому социальному окружению.
В состав комплекта дидактических пособий входят следующие изделия:
4 схематичных фигуры людей светло-серого цвета с контуром черного цвета по краю шириной 1 мм, изготовленных из картона, имеющих магнитную вставку на лицевой поверхности: 1 женская фигура 12×7 см, 1 мужская фигура 12×7 см, 1 фигура девочки 6×3,5 см, 1 фигура мальчика 6× 3,5 см (Рис. 1).
16 схематичных фигур людей белого цвета с контуром черного цвета по краю шириной 1 мм, изготовленных из картона, имеющих магнитную вставку на лицевой поверхности: 4 женские фигуры 12×7 см, 4 мужские фигуры 12×7 см, 4 фигуры девочек 6×3,5 см, 4 фигур мальчиков 6×3,5 см (Рис. 2).
24 карточки со схематичным изображением подарка 2,5x3 см с контуром черного цвета по краю шириной 1 мм, изготовленных из картона, имеющих магнитную вставку на оборотной стороне, при этом каждые 6 карточек выполнена своим цветом, соответствующим цветам теста М. Люшера: 4 красных подарка, 4 желтых подарка, 4 зеленых подарка, 4 синих подарка, 4 коричневых подарка, 4 черных подарка (Рис. 3).
1 карточка со схематичным изображением ящика с ячейками (30×10 см) с контуром черного цвета по краю шириной 1 мм, изготовленных из картона, разделенного на 6 квадратных отсеков (5×10 см) черными линиями шириной 1 мм, на лицевой поверхности каждый отсек имеет магнитную вставку в центре и номер внизу (Рис. 4).
Особенности оформления изделий комплекта дидактических пособий позволяют использовать его в работе с детьми с ОВЗ. Крупный размер фигур людей и подарков, твердая поверхность материала изготовления - картон, наличие магнитной вставки облегчает манипуляцию с ними детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Для возможности использования данного комплекта в диагностике детей с нарушением зрения фигуры людей имеют четкие, ярко выделенные очертания в виде контура черного цвета по краю шириной 1 мм, подарки окрашены в интенсивные цвета спектра. Все фигуры людей выполнены схематично, черты лица не изображены, что позволяет ребенку спроецировать на выбранную фигуру образ себя или указанного члена семьи. Фигуры, представленные на Рис. 1 окрашены в светло-серый цвет, в этих условиях ребенку легче ориентироваться при выполнении заданий, выделяя фигуру, обозначающую самого себя от фигур других людей. Достаточное количество фигур людей - 16 штук, представляющих членов семьи, дает возможность детям из многодетных семей и детям из семей, в которых проживает два и больше поколения обозначить всех сиблингов и взрослых членов семьи, рассказать о них, продемонстрировать отношение к каждому. Подарок каждого цвета представлен в количестве четырех, что позволяет ребенку подарки с наиболее предпочитаемыми и не предпочитаемыми цветами использовать по отношению к нескольким членам семьи.
Использование комплекта дидактических пособий для оценки уровня сформированности образа Я у детей старшего дошкольного возраста осуществляют следующим образом. Предлагая определенные изделия комплекта дидактических пособий, специалист создает игровую ситуацию, в ходе которой просит ребенка в строгой последовательности выполнить пять игровых заданий, фиксирует ответы и поведение ребенка во время обследования. Если ребенок отказывается от выполнения хотя бы одного игрового задания, то обследование прекращается. Назначается другая дата и время обследования, удобные родителям и ребенку. При изучение осознания ребенком самого себя специалист располагает перед ребенком 4 схематичных фигуры людей светло-серого цвета, просит выбрать фигуру, которая больше других похожа на него, потом просит рассказать о себе. Критерием оценки является самостоятельное отражение внутреннего смысла собственных качеств и характеристик. Оценивают по 4-х бальной системе. Если при выполнении задания ребенок ориентируется на внутренние психофизические характеристики, самостоятельно, развернуто и подробно излагает полную информацию о себе: сообщает имя, фамилию и возраст, пол, называет качества внешности и характера, указывает реальные интересы и увлечения, выполнение задания оценивают в 4 балла. Если при выполнении задания ребенок ориентируется только на внешние, психофизические характеристики, самостоятельно излагает не полную информацию о себе: сообщает имя, возраст и пол, называет качества внешности, указывает реальные интересы, оценивают в 3 балла. Если ребенок самостоятельно затрудняется выполнить задание, после оказания дополнительной помощи ориентируется только на внешние психофизические характеристики, с помощью взрослого излагает не полную информацию о себе: сообщает имя, возраст и пол, называет качества внешности, указывает реальные интересы, оценивают в 2 балла. Если ребенок самостоятельно затрудняется выполнить задание, даже после оказания дополнительной помощи не ориентируется на внешние психофизические характеристики, с помощью взрослого не может изложить не полную информацию о себе: не сообщает имя, возраст и пол, не называет качества внешности, не указывает реальные интересы, оценивают в 1 балл. Если ребенок после оказания дополнительной помощи не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно при выполнении задания и не понимает его смысла, оценивают в 0 баллов.
При изучении осознания ребенком собственной семьи специалист располагает перед ребенком 16 схематичных фигур людей белого цвета и предлагает ребенку составить из фигур свою семью и познакомить с ней, рассказав про каждого. Критерием оценки будет являться самостоятельное отражение внутреннего смысла качеств и характеристик членов собственной семьи. Если при выполнении задания ребенок самостоятельно, развернуто и подробно излагает информацию о членах семьи: сообщает имена и родственно-семенную роль каждого, называет их качества внешности и характера, указывает их реальные интересы и увлечения, оценивают в 4 балла. Если при выполнении задания ребенок самостоятельно излагает не полную информацию о членах семьи: сообщает имена и родственно-семенную роль некоторых, называет качества их внешности, указывает их реальные интересы, оценивают в 3 балла. Если ребенок самостоятельно затрудняется выполнить задание, после оказания дополнительной помощи с помощью взрослого излагает не полную информацию о членах семьи: сообщает имена и родственно-семенную роль некоторых, называет качества их внешности, указывает их реальные интересы, оценивают в 2 балла. Если ребенок самостоятельно затрудняется выполнить задание, даже после оказания дополнительной помощи с помощью взрослого не может изложить полную информацию о членах семьи: не сообщает имена и родственно-семенную роль некоторых, не называет их качества внешности, не указывает их реальные интересы, оценивают в 1 балл.
Если ребенок после оказания дополнительной помощи не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно при выполнении задания и не понимает его смысла, оценивают в 0 баллов.
При изучении ситуативного эмоционального отношения к себе специалист располагает перед ребенком 6 карточек со схематичным изображением подарка: 1 красный, 1 желтый, 1 зеленый, 1 синий, 1 коричневый, 1 черный, предлагает ребенку рассмотреть их и выбрать для себя один подарок, пояснив выбор цвета, и рассказать, что бы он хотел иметь в этом подарке. Критерием оценки будет являться самостоятельное отражение внутреннего смысла эмоционального отношения к самому себе. 4 балла - если при выполнении задания ребенок самостоятельно, наделяя цвет эмоциональным значением, объясняет его; самостоятельно развернуто и подробно рассказывает о желаемом подарке, который отражает его реальные интересы, 3 балла - если при выполнении задания ребенок самостоятельно наделяет некоторые цвета эмоциональным значением без объяснения выбора, самостоятельно кратко рассказывает о желаемом подарке, который может не отражать его реальные интересы, 2 балла - если при выполнении задания ребенок с помощью взрослого наделяет некоторые цвета эмоциональным значением без объяснения выбора, после оказания дополнительной помощи кратко рассказывает о желаемом подарке, который может не отражать его реальные интересы, 1 балл - если при выполнении задания ребенок самостоятельно затрудняется выполнить задание, даже после оказания дополнительной помощи не наделяет некоторые цвета эмоциональным значением, после оказания дополнительной помощи не может кратко рассказать о желаемом подарке, 0 баллов - если ребенок после оказания дополнительной помощи не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно при выполнении задания и не понимает его смысла.
При изучении ситуативного эмоционального отношения к членам собственной семьи специалист располагает перед ребенком 24 карточки со схематичным изображением подарка: 4 красных, 4 желтых, 4 зеленых, 4 синих, 4 коричневых, 4 черных и предлагает для каждого члена семьи выбрать один подарок, пояснив свой выбор, обращает внимание на то, что подарок одного и того же цвета можно дарить разным людям, и рассказать, что находится в подарке у каждого члена семьи. Критерием оценки будет являться самостоятельное отражение внутреннего смысла эмоционального отношения к членам собственной семьи. 4 балла - если при выполнении задания ребенок самостоятельно наделяет цвет эмоциональным значением, объясняет его; самостоятельно подробно рассказывает о разнообразных подарках для каждого члена семьи, учитывая их интересы, 3 балла - если при выполнении задания ребенок самостоятельно наделяет некоторые цвета эмоциональным значением без объяснения выбора, самостоятельно кратко рассказывает о разнообразных подарках для каждого члена семьи, рыльные интересы которых может не учитывать, 2 балла - если при выполнении задания ребенок с помощью взрослого наделяет некоторые цвета эмоциональным значением без объяснения выбора, после оказания дополнительной помощи кратко рассказывает о разнообразных подарках для каждого члена семьи, реальные интересы которых может не учитывать, 1 балл - если при выполнении задания ребенок самостоятельно затрудняется выполнить задание, даже после оказания дополнительной помощи не наделяет некоторые цвета эмоциональным значением, после оказания дополнительной помощи не может кратко рассказывает о разнообразных подарках для каждого члена семьи, 0 баллов - если ребенок после оказания дополнительной помощи не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно при выполнении задания и не понимает его смысла.
При изучении устойчивости эмоционального отношения к себе и близкому социальному окружению специалист располагает перед ребенком 1 карточку со схематичным изображением полки с ячейками и 6 карточек со схематичным изображением подарка: 1 красный, 1 желтый, 1 зеленый, 1 синий, 1 коричневый, 1 черный, просит ребенка убрать эти подарки в ящик в порядке предпочтения, уточняя, кому он подарил самые красивые подарки и почему. Критерием оценки будет являться самостоятельное отражение внутреннего смысла собственных поступков и переживаний, а так же поступков и переживаний других, отражение внутреннего смысла межличностных взаимоотношений между людьми. 4 балла - если при выполнении задания ребенок самостоятельно ранжирует цвета, указывает членов семьи с наиболее и наименее предпочитаемым цветом подарка, поясняет свой выбор исходя из понимания внутренних человеческих качеств, 3 балла - если при выполнении задания ребенок самостоятельно ранжирует некоторые цвета, самостоятельно указывает членов семьи с наиболее предпочитаемым цветом подарка, поясняет свой выбор исходя из конкретной ситуации, 2 балла - если при выполнении задания ребенок с помощью взрослого ранжирует некоторые цвета, указывает членов семьи с наиболее предпочитаемым цветом подарка, после оказания дополнительной помощи поясняет свой выбор исходя из конкретной ситуации, 1 балла - если при выполнении задания ребенок даже с помощью взрослого не ранжирует цвета, не может указывать членов семьи с наиболее предпочитаемым цветом подарка, после оказания дополнительной помощи не может пояснить свой выбор, 0 баллов - если ребенок после оказания дополнительной помощи не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно при выполнении задания и не понимает его смысла.
Примерный образец выполнения ребенком игровых заданий с использованием комплект дидактических пособий для оценки уровня сформированности образа Я у детей старшего дошкольного возраста представлен на Рис. 5.
Результаты выполнения пяти диагностических игровых заданий с использованием дидактического комплекта специалист заносит в бланк фиксации результатов, в графе «Примечание» фиксирует особенности поведения ребенка во время обследования и особенности выполнения задания:
При итоговой оценке от 18 до 20 баллов - уровень развития образа Я ребенка оценивают как характерологический, что свидетельствует о том, что ребенок обладает пониманием внутреннего смысла собственных качеств, переживаний, поступков и поведения, понимает внутренний смысл качеств, поступков других людей и межличностных взаимоотношений. Для детей с данным вариантом развития образа Я обследование закончено. С целью дальнейшего развития образа Я психологическая работа должна быть направлена: на уточнение и пополнение представлений о своих личностных качествах; на формирование интереса к новым аспектам образа Я; на расширение представлений о временных границах своего прошлого, настоящего и будущего; на дифференцирование самооценки. При итоговой оценке от 15 до 17 баллов - уровень развития образа Я ребенка характеризуют как содержательный. Данный вариант свидетельствует о том, что ребенок обладает пониманием внешних характеристик собственных качеств и поступков, обладает пониманием внешних характеристик качеств, поступков других людей и межличностных взаимоотношений. Для детей с этим вариантом развития образа Я обследование закончено. Для дальнейшего развития образа Я ребенку требуется психолого-педагогическая работа по: развитию представлений о своих личностных качествах; формированию способности к рефлексии собственных эмоциональных переживаний, качеств и поступков; приобретению обобщенного социального смысла норм и правил поведения и межличностного взаимодействия. При итоговой оценке от 9 до 14 баллов - уровень развития образа Я ребенка характеризуют как формальный. Данный вариант свидетельствует о том, что ребенок пока самостоятельно не осознает внешних социальных характеристик человеческих качеств, поведения и отношения между людьми, однако в сотрудничестве со взрослым готов овладеть новым качеством или умением. Для детей с этим вариантом развития образа Я обследование закончено. Для дальнейшего развития образа Я ребенку требуется дополнительная психолого-педагогическая помощь с целью: развития более точного и полного представления о собственных внешних физиологических качествах; формирования способности описывать свое поведение, деятельность и осознавать собственные переживания. При итоговой оценке от 5 до 8 баллов - уровень развития образа Я ребенка - элементарный. Этот вариант свидетельствует о том, что ребенок даже с помощью взрослого не может отразить внешние характеристики человеческих качеств, поведения и отношения между людьми. Для детей с этим вариантом развития образа Я обследование закончено. Для дальнейшего развития образа Я ребенку требуется дополнительная психолого-педагогическая помощь для формирования первичных представлений о собственных психофизиологических характеристиках: образе тела, физических умениях; а также на обучение навыкам сотрудничества со взрослым. При итоговой оценке от 0 до 4 баллов - то уровень развития образа Я ребенка - зачаточный. Детей с этим уровнем развития образа Я нужно направить на комплексную медико-социальную диагностику с целью выявления причины несоответствия уровня развития образа Я возрастному нормативу.
Разработка и апробация комплекта дидактических пособий сформированности образа Я у детей старшего дошкольного возраста осуществлялись в течение двух лет. В исследовании приняли участие 320 условно здоровых детей от 6 лет до 6 лет 11 месяцев, воспитывающихся в условиях семьи и посещающих различные дошкольные образовательные учреждения города Москвы и Московской области. Апробация дидактического набора была также осуществлена в ходе психолого-педагогического обследования 152 детей от 6 лет до 8 лет с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проживающих в различных регионах России и посещающих образовательные учреждения.
Примеры использования предлагаемого комплекта дидактических пособий.
Пример №1. Даля Г., 2013 г.р. Возраст на момент обследования 6 лет 7 мес. В результате выполнения пяти игровых заданий девочка использовала: 1 схематичную фигуру человека светло-серого цвета и 3 схематичные фигуры белого цвета разного пола и размера, 4 карточки со схематичные изображением подарка: 2 красного цвета и 2 синего цвета. Результаты выполнения игровых заданий были занесены в таблицу. Итоговый балл: 4+4+4+4+4=20 баллов, что соответствует характерологическому уровню сформированности образа Я. В этом случае целью психологической помощи является дальнейшее развитие и совершенствование всех компонентов образа Я.
Пример №2. Захар К. 2012 г.р. Возраст на момент обследования 6 лет 4 мес. В результате выполнения пяти игровых заданий мальчик использовал: 1 схематичную фигуру человека светло-серого цвета и 6 схематичные фигуры белого цвета разного пола и размера: в состав семьи кроме проживающих с ребенком родителей мальчик включил отдельно проживающих дедушек и бабушке, 7 карточек со схематичные изображением подарка: 5 разноцветных карточек и 2 синего цвета. Результаты выполнения игровых заданий были занесены в таблицу Итоговый балл: 4+3+3+3+3=16 баллов, что соответствует содержательному уровню сформированности образа Я. В этом случае целью психологической помощи является развитие представлений о собственных внутренних личностных качествах и качествах окружающих, формирование способности к осознанию собственных эмоциональных переживаний и пониманию внутренней сути межличностных взаимоотношений.
Пример №3. Тимофей К. 2014 г.р. Возраст на момент обследования 6 лет. Результаты выполнения заданий занесены в таблицу. В результате выполнения пяти игровых заданий мальчик использовал: 1 схематичную фигуру человека светло-серого цвета и 3 схематичные фигуры белого цвета одного пола и размера, выбирал фигуры случайно, без учета реального пола и возраста, 2 карточки со схематичные изображением подарка: не всем членам семьи желает дарить подарки; при обсуждении члена семьи с наименее привлекательным цветом подарка появляется эмоциональное напряжение, беспокойство. Результаты выполнения игровых заданий были занесены в таблицу. Итоговый балл: 2+1+2+2+2=9 баллов, что соответствует формальному уровню сформированности образа Я. В этом случае целью психологической помощи является развитие более точного и полного представления о собственных внешних физиологических качествах; формирование способности описывать свое поведение и деятельность, осознавать собственные переживания. Рекомендована диагностика детско-родительских отношений с использованием специального инструментария.
Пример №4. Иван К. 2013 г.р. Возраст на момент обследования 6 лет 11 мес. В результате выполнения пяти игровых заданий мальчик использовал: 1 схематичную фигуру человека светло-серого цвета и 10 схематичных фигур белого цвета разного пола и в размера в состав семьи кроме проживающих с ребенком родителей, мальчик включил друзей, 12 карточек со схематичные изображением подарка: мальчик не мог выбрать себе 1 подарок, настойчиво выбирал 2 подарка, цвет подбирал в случайном порядке, остановился на 2 черных подарках; 10 разноцветных карточек с подарками для родителей и друзей: 3 красных, 3 синих, 2 зеленых, 2 желтых, 1 коричневый, цвета не подбирал. Результаты выполнения игровых заданий были занесены в таблицу. Итоговый балл: 2+2+1+1+1=7 баллов, что соответствует элементарному уровню сформированности образа Я. В этом случае, целью психологической помощи является формирование первичных представлений о собственных физиологических признаках и обучение навыкам сотрудничества с взрослым.
Пример №5. Фатьма А. 2012 г.р. Возраст на момент обследования 6 лет 8 мес. В результате выполнения пяти игровых заданий девочка использовала: 1 схематичную фигуру человека светло-серого цвета и 2 схематичные фигуры белого цвета разного пола, одинакового размера. В ходе выполнения игрового задания, направленного на осознание семьи девочка начинает совершать игровые действия с изделиями комплекта, играет в семью. При демонстрации изделий комплекта для оценки ситуативного отношения к себе девочка выражала протест, стремилась продолжить игру с изделиями комплекта. На это обследование было прекращено. Результаты выполнения игровых заданий были занесены в таблицу. Итоговый балл: 1+1+0+0+0=2 балла, что соответствует зачаточному уровню сформированности образа Я. В этом случае родителям предложено пройти с ребенком комплексную медико-социальную диагностику с целью выявления у него причины несоответствия уровня развития образа Я возрастному нормативу.
Предлагаемое изобретение - дидактическое пособие, является компактным и удобным в практическом применении комплектом, с помощью которого возможно создать игровую ситуацию для оценки уровня сформированности образа Я у детей старшего дошкольного возраста, определить направления коррекционно-развивающей работы по формированию и развитию образа Я.
Изобретение соответствует условию патентоспособности «новизна», так как из уровня техники не известны изделия того же назначения, которым присущ независимый пункт формулы изобретения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ диагностики психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера | 2023 |
|
RU2817210C1 |
Набор для диагностики психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера | 2023 |
|
RU2817165C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА | 2003 |
|
RU2267980C2 |
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни | 2016 |
|
RU2640097C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА | 2015 |
|
RU2594559C1 |
Способ обучения детей с расстройствами аутистического спектра разной степени выраженности с помощью модели полисенсорного виртуально-реального учебного пространства | 2019 |
|
RU2722673C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ХОД ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРЕНЕСЕННОГО ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ЛЕЧЕНИЯ | 2010 |
|
RU2449728C1 |
НАБОР ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА | 1996 |
|
RU2121316C1 |
СПОСОБ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ДОШКОЛЬНИКОВ | 2011 |
|
RU2483668C2 |
Изобретение относится к медицине, а именно к медицинской коррекционной психологии и может быть использовано для оценки сформированности образа Я у дошкольников. Комплект дидактических пособий состоит из 4 схематичных фигур людей светло-серого цвета и магнитной вставкой на лицевой стороне; 16 схематичных фигур людей белого цвета и магнитной вставкой на лицевой стороне; 24 карточек со схематичным изображением подарка и магнитной вставкой на оборотной стороне; 1 карточки со схематичным изображением ящика с ячейками, разделенных на 6 квадратных отсеков, каждый отсек имеет магнитную вставку в центре и номер внизу. Данный комплект дидактических пособий позволяет проводить оценку сформированности образа Я: его когнитивного и эмоционально-оценочного компонента, а так же определить направление психолого-педагогической помощи для дальнейшего развития образа Я у детей дошкольного возраста. 1 табл., 5 пр., 5 ил.
Комплект дидактических пособий для оценки уровня сформированности образа Я у детей старшего дошкольного возраста, состоящий из изготовленных из картона: 4 схематичных фигур людей светло-серого цвета с контуром черного цвета и магнитной вставкой на лицевой стороне: 1 женская фигура 12×7 см, 1 мужская фигура 12×7 см, 1 фигура девочки 6×3,5 см, 1 фигура мальчика 6×3,5 см; 16 схематичных фигур людей белого цвета с контуром черного цвета и магнитной вставкой на лицевой стороне: 4 женские фигуры 12×7 см, 4 мужские фигуры 12×7 см, 4 фигуры девочек 6×3,5 см, 4 фигуры мальчиков 6×3,5 см; 24 карточек со схематичным изображением подарка 2,5×3 см с контуром черного цвета и магнитной вставкой на оборотной стороне, при этом каждые 6 карточек выполнены своим цветом: 4 красных, 4 желтых, 4 зеленых, 4 синих, 4 коричневых, 4 черных; 1 карточка со схематичным изображением ящика с ячейками 30×10 см с контуром черного цвета, разделенных на 6 квадратных отсеков 5×10 см черными линиями, каждый отсек имеет магнитную вставку в центре и номер внизу.
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ЛИЧНОСТИ | 2016 |
|
RU2625284C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ | 2005 |
|
RU2294215C1 |
СПОСОБ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАГАДКАМИ | 2017 |
|
RU2661470C1 |
Белобрыкина О.А | |||
Развитие самосознания в детском возрасте: Монография | |||
Новосибирск: Изд | |||
Способ и приспособление для нагревания хлебопекарных камер | 1923 |
|
SU2003A1 |
Белопольская Н.Л | |||
Половозрастная идентификация | |||
Методика исследования детского самосознания | |||
Топчак-трактор для канатной вспашки | 1923 |
|
SU2002A1 |
Авторы
Даты
2022-05-23—Публикация
2021-05-19—Подача