Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано в психиатрии, наркологии, психотерапии и в практической психологии, преимущественно в психотерапии депрессивных, невротических, аддиктивных и суицидальных больных, а также больных с расстройствами личности для оценки их состояния и динамики личностных изменений при лечении.
Известен способ оценки психического здоровья, в котором пациенту предлагается ответить на 220 утверждений, состоящих из 18 шкал, объединенных в 6 отдельных блоков (Патент РФ №2162657, А61В 5/16, опубл. 10.02.2001). Каждый из блоков описывает один из 6 психологических параметров: агрессия, тревога - страх, внешнее «Я - ограничение», внутреннее «Я - ограничение», нарциссизм, сексуальность. При этом каждую из 6-и психологических переменных оценивают тремя отдельными шкалами и выявляют степень выраженности конструктивной, деструктивной и дефицитарной составляющих. По этим показателям рассчитывается индекс психической компенсации и индекс психической активности.
Основными показаниями к применению данного метода являются массовые исследования различных контингентов населения, проводимые в связи с задачами психогигиены, психопрофилактики для экспресс-оценки уровня психического здоровья.
Ограничениями этого способа являются: его нельзя использовать для оценки личностных особенностей с целью определения тактики дальнейшего проведения психотерапии, его практически невозможно использовать для определения динамики личностных изменений в процессе психотерапии, кроме того, нежелателен для индивидуального использования. Используемое в способе большое количество вопросов затрудняет его применение для соматически ослабленных пациентов. Способ не прошел достаточной валидизации и стандартизации для его использования у суицидальных больных, поэтому он не показан для этого контингента.
Известен способ создания психогенетической модели личности, согласно которому психика развивается в соответствии с генетической программой. (Валентик Ю.В. Континуальная психотерапия больных алкоголизмом. Автореферат докторской диссертации. М., 1993.)
Для формирования личности необходимо проживание в обществе, овладение языком, развитие мышления и самосознания, а структурирование личности происходит в процессе взаимодействия со значимыми другими лицами в соответствии с качественно определенными этапами жизненного цикла человека. Посредством этого способа решается задача улучшения способов диагностики в целях дифференциации и повышения эффективности психотерапии. Дифференцированный подход в психотерапии строится на основании оценки основных нормативных структур личности - личностных статусов - у взрослых пациентов.
Универсальные личностные статусы составляют нормативную часть личности. Каждый статус связан с определенной сферой жизнедеятельности. Его функционирование зависит от реализации основных статусных потребностей: потребности получения, взаимодействия и отдачи. Статусы актуализируются в определенном возрасте при взаимодействии с определенными значимыми другими лицами. Если статус вовремя недостаточно раскрылся, рядом не оказалось значимого другого лица или этот человек не мог в силу разных обстоятельств оказаться по-настоящему значимым для индивида, то в дальнейшем в определенных ситуациях это может негативно проявиться в жизни взрослого индивида. Для улучшения функционирования индивида в этой сфере жизни может понадобиться психотерапевтическая помощь.
Известен способ кинезиологии в концепции «Три в одном», при котором используется мышечное тестирование для определения психоэмоциональных стрессов и их коррекции. (Сайт www.anti-stress.ru. Стокс Г., Уайтсайд Д. Единый мозг. Москва: Диалог - МГУ, 1996 г.)
Путем перечисления задаются вопросы о наличии стресса в отношениях с другими индивидами, перечисляются эмоциональные состояния, которые соответствуют индивиду, затем проводится обсуждение найденной информации с целью снижения стресса.
При мышечном тестировании (известном ранее методе диагностики, описанном в трудах по кинезиологии Д.Тая, Г.Стокса, Р.Уайтсайда) осуществляется тестирование мышцы тела - передней дельтовидной мышцы - посредством мягкого надавливания на руку. При этом рука помещается на 30 градусов вперед от туловища, а тестирование проводится путем задавания вопросов и при этом легкого надавливания на руку. Определяют уменьшение или увеличение мышечного тонуса, что является показателем наличия или отсутствия стресса. Уменьшение тонуса при легком надавливании расценивается как свидетельство наличия стресса. Увеличение или сохранение мышечного тонуса расценивается как нормальная реакция, при которой не требуется коррекции состояния индивида. В соответствии с этими реакциями проводится коррекция состояния индивида. Коррекция осуществляется путем обсуждения того вопроса, при котором наблюдалось уменьшение мышечного тонуса.
Ограничениями этого способа являются использование большого количества вопросов для определения стресса; использование мышечного тестирования только для определения стресса на другого индивида или на эмоциональное состояние. Отсутствуют вопросы, связанные с личностными статусами, т.к. не уделяется внимание личности и особенностям ее развития. Из-за этого ограничиваются показания к применению: только в случае нарушения адаптации и кратковременных реакций. Оно не позволяет работать с глубинными проблемами развития психики, его невозможно применить в целой сфере жизни, т.е. личностном статусе. Ограничения этого метода заключаются в том, что невозможно определить, по какой причине то или иное событие стало для индивида стрессовым.
Наиболее близким является способ диагностики психологических особенностей индивида, заключающийся в том, что производят тестирование индивида путем задания ему групп вопросов в утвердительной форме, характеризующих личностные статусы «Я - Телесное», «Я - Ребенок», «Я - Мужчина/Женщина», «Я - Партнер», «Я - Родитель», «Я - Член профессиональной группы», «Я - Аддиктивное», производят оценку ответов на заданные вопросы, по которой судят о личностном профиле индивида и необходимости его психотерапевтической коррекции. (Маренич О.Н. Особенности самосознания у лиц с зависимостью от психоактивных веществ. Автореферат дисс. Канд. психолог. наук. Специальность 19.00.11 - психология личности, Москва, 1999 г.).
В этом способе для его реализации необходимо построение после задания вопросов соответствующих диаграмм со шкалами, которые соответствуют упомянутым личностным статусам, а уже по форме построенных диаграмм судят о личностных профилях индивида, в том числе о патологическом профиле.
Этот способ рекомендован для использования в практике врачей психиатров - наркологов, психологов, специалистов по социальной работе для психологической диагностики лиц, зависимых от психоактивных веществ (больных наркоманиями). Тестирование можно использовать для подбора специализированных лечебно-реабилитационных мер с учетом особенностей личностного профиля каждого больного наркоманией.
В известном способе пациенту предлагается ответить на 83 вопроса, после чего ответы обрабатываются и предъявляются в виде диаграммы, состоящей из 8 шкал. На этих шкалах отражены показатели выраженности личностных статусов «Я - Телесное», «Я - Ребенок», «Я - Мужчина/Женщина», «Я - Партнер», «Я - Родитель», «Я - Член профессиональной группы», «Я - Патологическое».
По результатам анализа диаграмм выделяют типы личностных профилей: дефицитарный профиль, ригидный профиль, инфантильный профиль, субнормативный профиль.
Ограничениями способа являются: большое количество задаваемых вопросов для определения личностных статусов, что увеличивает время проведения диагностики; необходимость построения диаграмм, что требует при большом количестве вопросов использования современных средств вычислительной техники и соответствующего программного обеспечения; недостаточно высокая надежность проведения диагностики, поскольку пациент на задаваемые вопросы может отвечать неискренне; недостаточно широкие функциональные возможности использования, например только у наркоманов молодого возраста (15-30 лет), так как способ не прошел достаточную валидизацию и стандартизацию для других групп. Способ трудно использовать для определения тактики психотерапии. Недостаточная точность полученных результатов для пациентов с личностным статусом «Я - член профессиональной группы». Этот способ нельзя использовать у суицидальных больных, поскольку отсутствует тест для выявления их суицидальной настроенности в виде личностного статуса «Я - Аутоагрессивное».
Решаемая изобретением задача - осуществление экспресс-диагностики психологических особенностей индивида с повышенным качеством, а также расширение арсенала средств с целью дифференциации и повышения эффективности психотерапии.
Технический результат, который может быть получен при осуществлении изобретения, - сокращение времени диагностики, расширение функциональных возможностей.
Для решения поставленной задачи с достижением указанного технического результата в известном способе диагностики психологических особенностей индивида, заключающемся в том, что производят тестирование индивида путем задания ему групп вопросов в утвердительной форме, характеризующих личностные статусы «Я - Телесное», «Я - Ребенок», «Я - Мужчина/Женщина», «Я - Партнер», «Я - Родитель», «Я - Член профессиональной группы», «Я - Аддиктивное», производят оценку ответов на заданные вопросы, по которой судят о личностном профиле индивида и необходимости его психотерапевтической коррекции, согласно заявленному изобретению при тестировании индивида личностный статус «Я - Член профессиональной группы» разделяют на два личностных статуса - «Я - Профессионал», «Я - Член групп», и дополнительно вводят личностный статус «Я - Аутоагрессивное», перед тестированием индивида выявляют его проблемный личностный статус путем названия личностного статуса и осуществления мышечного тестирования по каждому вышеперечисленному личностному статусу, и при получении более слабого мышечного ответа для данного личного статуса по сравнению с другими его полагают с возможным проблемным профилем, далее производят тестирование индивида и задают ему группу вопросов с их нечетным количеством, характеризующих выявленный статус с возможным проблемным профилем, оценку ответов на заданные вопросы производят указанием индивидом каждому из вопросов двух вариантов ответов «да» и «нет» при одновременном мышечном тестировании, причем независимо от ответов индивида «да» или «нет» за ответ «да» принимают ответ, при котором мышца находится в тонусе, а за ответ «нет» - при котором мышца слабеет, если количество ответов «нет» для статуса с возможным проблемным профилем из личностных статусов «Я - Телесное», «Я - Ребенок», «Я - Мужчина/Женщина», «Я - Партнер», «Я - Родитель», «Я - Профессионал», «Я - Член групп» более 50%, то полагают, что этот статус имеет патологический профиль и судят о необходимости проведения психотерапевтической коррекции этого патологического профиля, если количество ответов «да» для статуса с возможным проблемным профилем из личностных статусов «Я - Аддиктивное» и «Я - Аутоагрессивное» более 50%, то полагают, что этот статус имеет патологический профиль и судят о необходимости проведения психотерапевтической коррекции этого патологического профиля.
Возможен дополнительный вариант осуществления способа, в котором целесообразно, чтобы после суждения о необходимости проведения психотерапевтической коррекции патологического профиля дополнительно выявляли вид потребности, не реализуемой индивидом в статусе с патологическим профилем, из числа видов потребностей - получения, взаимодействия, отдачи путем задания при одновременном мышечном тестировании индивиду вопросов в утвердительной форме, характеризующих упомянутые потребности, при получении ответа «нет», при котором мышца слабеет, судят о необходимости проведения психотерапевтической коррекции такой потребности.
Указанные преимущества, а также особенности настоящего изобретения поясняются лучшим вариантом его выполнения.
Перед началом диагностики пациента знакомят в письменной или в устной форме с характеристикой личностных статусов (ЛС): «Я - Телесное», «Я - Ребенок», «Я - Мужчина/Женщина», «Я - Партнер», «Я - Родитель», «Я - Аддиктивное», «Я - Профессионал», «Я - Член групп», «Я - Аутоагрессивное».
ЛС «Я - Телесное» характеризуется умением поддерживать собственное здоровье через обеспечение оптимального режима жизни, питания, сна, физических и эмоциональных нагрузок, при необходимости - лечения. Патологический профиль проявляется ослабленным здоровьем, безграмотностью в отношении физиологических потребностей организма и равнодушным отношением к собственному состоянию.
ЛС «Я - Ребенок» характеризуется привязанностью к родителям и авторитетным лицам, эмоциональной или иной зависимостью от них, в более зрелом возрасте - помощью и поддержкой родителей. Патологический профиль проявляется в инфантильном поведении, неспособности нести ответственность за собственную жизнь, что приведет к эмоциональной и материальной зависимости от окружающих, а также в тенденции к злоупотреблению психоактивными веществами.
ЛС «Я - Мужчина/Женщина» характеризуется восприятием себя в качестве полноценного мужчины или женщины, умением взаимодействовать с представителями другого пола от простого знакомства до построения удовлетворительных сексуальных взаимоотношений. Патологический профиль этого ЛС характеризуется внутренним конфликтом между высокой потребностью в реализации себя как женщины или мужчины и одновременными проблемами в поло-ролевой идентификации, освоении поло-ролевых предписаний, желательности сексуального поведения и проявляется в жизни отсутствием постоянного сексуального партнера или конфликтными отношениями с ним в сочетании с повышенной важностью таких отношений.
ЛС «Я - Партнер» характеризуется стремлением к созданию собственной семьи с супругом или супругой, умением налаживать и поддерживать долгосрочные обязательства и отношения, навыками материального и бытового поддержания своего «гнезда». Патологический профиль проявляется в конфликтных семейных отношениях, отсутствии семьи при субъективной важности ее сохранения.
ЛС «Я - Родитель» характеризуется желанием иметь детей, способностью и умением их воспитывать, получать удовольствие от их наличия. Патологический профиль проявляется в жизни уверенностью в невозможности иметь собственных детей, желанием максимально отсрочить их появление, при наличии детей - неумением уделять им внимание, передавать собственный опыт.
ЛС «Я - Профессионал» характеризуется наличием удовлетворяющего индивида места работы, при котором тот отмечает субъективную важность ее сохранения. Иногда работа является главной сферой жизни, приносящей удовлетворение. Патологический профиль проявляется выраженной пассивностью в этой сфере жизни, отсутствием профессионального образования и интересов, отсутствием работы и тенденцией к иждивенчеству.
ЛС «Я - Член групп» характеризуется умением налаживать и поддерживать позитивные взаимоотношения со сверстниками, представителями своей национальности, других групп. При патологическом профиле будет наблюдаться чрезмерная ориентация на друзей, при которой индивид ставит интересы группы выше семейных и собственных интересов. Нередко это сопровождается неудовлетворенностью в профессиональных отношениях, тенденцией к злоупотреблению психоактивными веществами.
ЛС «Я - Аддиктивное» характеризуется склонностью к алкоголизации или употреблению психоактивных веществ, наркотиков, психотропных препаратов.
ЛС «Я - Аутоагрессивное» характеризуется формированием патологического процесса суицидентов. Патологический ЛС в его типичных вариантах представляет собой эпифеномен повторяющихся патологических потребностных циклов, аккумулирующий болезненные установки, ценности, смыслы, фиксированные стереотипы поведения и весь комплекс соответствующих переживаний, присущих данной категории пациентов, таких как безнадежность, безысходность, беспомощность, ощущение вины, собственной ненужности, душевная боль, чувство бессмысленности жизни.
В способе по настоящему изобретению, так же как в известном, можно выявить следующие типы личностных профилей: дефицитарный профиль, ригидный профиль, инфантильный профиль, субнормативный профиль, т.к. в нем присутствует диагностика всех личностных статусов: «Я - Телесное», «Я - Ребенок», «Я - Мужчина/Женщина», «Я - Партнер», «Я - Родитель», «Я - Член профессиональной группы», «Я - Аддиктивное». Однако при тестировании индивида личностный статус «Я - член профессиональной группы», разделяют на два личностных статуса «Я - Профессионал» и «Я - Член групп», и дополнительно вводят личностный статус «Я - Аутоагрессивное», что позволяет, как будет показано ниже, расширить функциональные возможности способа. Можно дополнительно выявить следующие патологические личностные профили: личностный напряженный профиль; личностный профиль индивида с внутренним половым конфликтом; личностный профиль трудоголика; личностный профиль индивида, ставящего общественные или групповые интересы выше, чем собственные; личностный профиль индивида, склонного к суициду.
Кроме того, оценку ответов на заданные вопросы производят указанием индивидом каждому из вопросов меньшего количества вариантов ответов, «да» или «нет», при обеспечении сокращения времени диагностики.
Способ диагностики психологических особенностей индивида осуществляется следующим образом.
1. Перед тестированием индивида выявляют проблемный ЛС индивидуума путем названия врачом наименования личностного статуса «Я - Телесное», «Я - Ребенок», «Я - Мужчина/Женщина», «Я - Партнер», «Я - Родитель», «Я - Аддиктивное», «Я - Профессионал», «Я - Член групп», «Я - Аутоагрессивное» и осуществления психотерапевтом мышечного тестирования по каждому личностному статусу. При получении более слабого мышечного ответа (мышца не в тонусе) для какого-либо названного ЛС по сравнению с другими этот ЛС полагают с возможным проблемным профилем. Таким образом, поочередно тестируются личностные статусы следующим образом: произносится вслух название статуса, например, статуса «Я - Телесное» и определяется мышечный ответ; затем произносится вслух название следующего статуса и так до статуса «Я - Аутоагрессивное». Дальнейшая психотерапевтическая диагностика проводится с тем статусом, на который получен слабый мышечный ответ. При этом могут быть выявлены несколько ЛС с возможным проблемным профилем, при котором передняя дельтовидная мышца слабеет.
2. Производят тестирование индивида и задают ему группу вопросов с их нечетным количеством, характеризующих выявленный статус с возможным проблемным профилем. В общем виде для конкретного выявленного статуса с возможным проблемным профилем вопросы могут быть сформулированы следующим образом:
1. Подумайте о том, насколько вам нравится эта сфера жизнедеятельности?
2. Подумайте о том, чтобы больше времени уделять этой сфере своей жизни?
3. Подумайте о людях, с которыми вы осуществляете контакт в этой сфере жизни?
4. Подумайте, насколько вы успешны в этой сфере жизни?
5. Подумайте, готовы ли вы улучшить эту сферу своей жизни?
На каждый вопрос индивид говорит «да» или «нет». Но его ответы не принимаются во внимание, т.к. могут быть неискренними, а психолог или психотерапевт, проводящий тестирование, руководствуется только мышечным тестированием. За ответ «да» специалист принимает ответ, при котором передняя дельтовидная мышца находится в тонусе, а за ответ «нет» - при котором мышца слабеет.
3. Для выявленного статуса с возможным проблемным профилем ЛС из перечня «Я - Телесное», «Я - Ребенок», «Я - Мужчина/Женщина», «Я - Партнер», «Я - Родитель», «Я - Профессионал», «Я - Член групп», если количество ответов «нет» более 50%, то полагают, что этот статус имеет патологический профиль, и судят о необходимости проведения психотерапевтической коррекции этого патологического профиля. Если количество ответов «нет» менее 50%, то соответственно полагают, что проблемный профиль не является патологическим и психотерапевтическая коррекция не требуется.
4. Если количество ответов «да» для статуса с возможным проблемным профилем из личностных статусов «Я - Аддиктивное» и «Я - Аутоагрессивное» более 50%, то полагают, что этот статус имеет патологический профиль, и судят о необходимости проведения психотерапевтической коррекции этого патологического профиля. Соответственно если количество ответов «нет» менее 50%, то полагают, что проблемный профиль не является патологическим и психотерапевтическая коррекция не требуется.
В принципе, для экспресс-диагностики психологических особенностей индивида указанная выше технология может быть завершена, но для дополнительного повышения ее достоверности после суждения о необходимости проведения психотерапевтической коррекции патологического профиля дополнительно выявляют вид потребности, не реализуемой индивидом в данном ЛС с патологическим профилем.
5. Всего можно выделить три вида потребностей: получения, взаимодействия и отдачи. Возможно определение в патологическом профиле основного (или основных) вида потребности, не реализуемого(ых) у данного индивида. Последовательно перечисляя вопросы в утвердительной форме, относящиеся к этим потребностям, одновременно производится мышечное тестирование. Могут быть выявлены одна, две или все три вида потребностей.
В общем виде для конкретного выявленного статуса с возможным проблемным профилем вопросы, характеризующие потребности, могут быть сформулированы следующим образом:
Подумайте, что вы получаете в смысле удовлетворения, радости, материальных благ в этой сфере своей жизни?
Подумайте о взаимодействии со своими партнерами, близкими людьми, значимыми другими в этой сфере жизни?
Подумайте, что вы готовы вложить в эту сферу жизни? Подумайте, готовы ли вы уделить ей больше времени, сил, материальных благ?
Вопросы формулируются в соответствии с выявленным ЛС с патологическим профилем. При получении ответа «нет», при котором мышца слабеет, судят о необходимости проведения дополнительной психотерапевтической коррекции такой потребности. В дальнейшем психологическая или психотерапевтическая коррекция проводится с учетом выявленной нереализованной потребности.
После диагностики осуществляется психологическая коррекция состояния индивида известными методами.
Пример 1.
У пациента Л, 29 л., обратившегося с жалобой на слабость, легкую утомляемость даже после незначительных физических нагрузок, в соответствии с вышеописанной процедурой перечисления ЛС с одновременным мышечным тестированием был выявлен личностный статус «Я - Телесное» с возможным проблемным профилем. По сравнению с остальными ЛС при названии специалистом именно этого личностного статуса по сравнению с другими передняя дельтовидная мышца слабела.
Пациенту были заданы следующие 5 вопросов:
1. Подумайте о том, насколько вам нравится собственное состояние здоровья?
2. Подумайте о том, чтобы больше времени заниматься спортивными упражнениями, физическими нагрузками?
3. Подумайте о полноценном отдыхе, полезном питании, режиме сна и бодрствования?
4. Подумайте, насколько вы успешно поддерживаете собственное здоровье?
5. Подумайте, готовы ли вы заняться собственным здоровьем и улучшить его?
На эти вопросы пациент отвечал «да» и «нет». За ответы «да» специалистом принимались ответы, при котором мышца находится в тонусе, а за ответы «нет» - при котором мышца слабела.
В результате было получено 4 ответа «нет» и 1 ответ «да», т.е. 80% ответов «нет». Личностный статус «Я - Телесное» имеет явный патологический профиль и необходимо проведение психотерапевтической коррекции этого патологического профиля.
Для психологической коррекции можно рекомендовать следующие методы: телесно-ориентированная психотерапия для восстановления положительных ощущений от собственного тела, рациональная психотерапия для убеждения в важности этой сферы жизни, библиотерапия (подбор необходимой литературы), аналитическая психотерапия для выявления причин подобного равнодушного отношения к собственному здоровью, гипнотерапия для восстановления физических сил.
Далее пациенту Л. было задано три вопроса, характеризующих вид потребности, не реализуемой индивидом в этом ЛС статусе с патологическим профилем.
1. Подумайте, насколько вы получаете удовлетворение и радость от собственного здоровья?
2. Подумайте о том, как вы обеспечиваете себе оптимальные условия для жизни?
3. Подумайте, что вы готовы вложить в собственное здоровье? Подумайте, готовы ли вы уделить этому больше времени, усилий и материальных затрат?
При постановке вопросов проводилось одновременное мышечное тестирование. На второй и третий вопросы при мышечном тестировании получен ответ «нет». В результате установлено, что пациентом не реализуются потребности взаимодействия и отдачи.
С учетом этого можно для психологической коррекции состояния индивида уточнить и рекомендовать следующие известные методы, например: разъяснительная психотерапия с разъяснением особенностей функционирования человеческого тела, необходимости соблюдения определенных правил режима, гигиены, чтение книг соответствующей направленности, регулярные занятия в бассейне и тренажерном зале (пациент самостоятельно выбрал эти виды физической нагрузки в силу их субъективной привлекательности для него).
После проведения психотерапевтической коррекции состояния индивида было установлено, что передняя дельтовидная мышца как при названии специалистом ЛС «Я - Телесное», так и при ответе пациента на вышеперечисленные заданные вопросы находится в тонусе, что говорит о проведенной удачной коррекции.
Пример 2.
У пациентки Н., 23 л., обратившейся с жалобами на стеснительность, излишнюю застенчивость, робость, неумение знакомиться, одиночество, в соответствии с вышеописанной процедурой перечисления ЛС с одновременным мышечным тестированием был выявлен личностный статус «Я - Ребенок» с возможным проблемным профилем. По сравнению с остальными ЛС при названии специалистом именно этого личностного статуса по сравнению с другими передняя дельтовидная мышца слабела.
Пациенту были заданы следующие 5 вопросов:
1. Подумайте о том, насколько вам нравилось собственное детство?
2. Подумайте о том, чтобы больше времени уделять родительской семье?
3. Подумайте об отношениях с мамой и папой, о любви, которую вы получали от них?
4. Подумайте, насколько вы успешны как дочь, получается ли помогать в должной степени родителям?
5. Подумайте, готовы ли вы улучшить отношения с родителями?
На эти вопросы пациент отвечал «да» и «нет». За ответы «да» специалистом принимались ответы, при котором мышца находится в тонусе, а за ответы «нет» - при котором мышца слабела.
В результате было получено 5 ответов «нет» и ни одного ответа «да», т.е. 100% ответов «нет». Личностный статус «Я - Ребенок» имеет явный патологический профиль и необходимо проведение психотерапевтической коррекции этого патологического профиля.
Для психологической коррекции можно рекомендовать следующие методы: аналитическая психотерапия для выявления причин сложных отношений с родителями, семейная психотерапия для улучшения взаимоотношений в семье; групповая психотерапия для налаживания контактов со сверстниками; когнитивная психотерапия для идентификации и избавления от ошибочных убеждений, поведенческая терапия для освоения навыков знакомства и общения, рациональная психотерапия для убеждения в важности этой сферы жизни, терапия творческим самовыражением для обретения большей уверенности в себе.
Далее пациенту Л. было задано три вопроса, характеризующих вид потребности, не реализуемой индивидом в этом ЛС статусе с патологическим профилем.
1. Подумайте, что вы получаете в смысле удовлетворения, радости, материальных благ от своей родительской семьи?
2. Подумайте об отношениях с родителями?
3. Подумайте, что вы готовы отдать своей родительской семье? Подумайте, готовы ли вы уделить ей больше времени, сил, материальных благ?
При постановке вопросов проводилось одновременное мышечное тестирование. На первый и второй вопросы при мышечном тестировании получен ответ «нет». В результате установлено, что пациентом не реализуются потребности получения и взаимодействия. Пациентка подтвердила, что всегда ощущала себя нежеланным ребенком, ей было трудно общаться с матерью.
С учетом этого можно для психологической коррекции состояния индивида уточнить и рекомендовать следующие известные методы, например: системная семейная психотерапия для восстановления отношений с родителями, особенно с матерью и выравнивания всей семейной системы, снятие стресса на собственную нежеланность при помощи коррекций из кинезиологии, интерперсональная психотерапия для улучшения взаимодействия с авторитетными лицами и др.
После проведения психотерапевтической коррекции состояния индивида было установлено, что передняя дельтовидная мышца как при названии специалистом ЛС «Я - Ребенок», так и при ответе пациента на вышеперечисленные заданные вопросы находится в тонусе, что говорите проведенной удачной коррекции.
Пример 3.
У пациентки Л., 35 л., обратившейся с жалобами на раздражительность, головокружение, в соответствии с вышеописанной процедурой перечисления ЛС с одновременным мышечным тестированием был выявлен личностный статус «Я - Мужчина/Женщина» с возможным проблемным профилем. По сравнению с остальными ЛС при названии специалистом именно этого личностного статуса по сравнению с другими передняя дельтовидная мышца слабела.
Пациенту были заданы следующие 5 вопросов:
1. Подумайте о том, насколько вам нравится быть женщиной?
2. Подумайте о том, чтобы больше времени уделять уходу за собственной внешностью: косметологии, макияжу, одежде?
3. Подумайте об отношениях с мужчинами?
4. Подумайте, насколько вы успешны и привлекательны как женщина?
5. Подумайте, готовы ли вы улучшить свои сексуальные отношения с мужчинами?
На эти вопросы пациент отвечал «да» и «нет». За ответы «да» специалистом принимались ответы, при котором мышца находится в тонусе, а за ответы «нет» - при котором мышца слабела.
В результате было получено 3 ответа «нет» и 2 ответа «да», т.е. 60% ответов «нет». Личностный статус «Я - Мужчина/Женщина» имеет патологический профиль и необходимо проведение психотерапевтической коррекции этого патологического профиля.
Для психологической коррекции можно рекомендовать следующие методы: аналитическая психотерапия для выявления причин сложных отношений с мужчинами, семейная психотерапия для улучшения взаимоотношений в семье; групповая психотерапия для налаживания контактов с мужчинами при более безопасном взаимодействии в рамках группы, когнитивная психотерапия для идентификации и избавления от ошибочных убеждений, поведенческая терапия для освоения навыков общения с мужчинами, сексуальная терапия для диагностики и лечения сексуальных дисфункций, в случае наличия гинекологических заболеваний - консультация у гинеколога.
Далее пациенту Л. было задано три вопроса, характеризующих вид потребности, не реализуемой индивидом в этом ЛС статусе с патологическим профилем.
1. Подумайте, что вы получаете в смысле удовлетворения, радости, материальных благ от взаимодействия со своим мужчиной?
2. Подумайте о сексуальных отношениях с мужчиной?
3. Подумайте, что вы готовы отдать своему мужчине, отношениям с ним? Подумайте, готовы ли вы уделить этим отношениям больше времени, сил, материальных благ?
При постановке вопросов проводилось одновременное мышечное тестирование. На второй вопрос при мышечном тестировании получен ответ «нет». В результате установлено, что пациенткой не реализуются потребности взаимодействия. Пациентка подтвердила, что последнее время испытывает нежелание и страх перед сексуальными отношениями, которые развились после неудачной семейной жизни с мужем, страдавшим алкоголизмом.
С учетом этого можно для психологической коррекции состояния индивида уточнить и рекомендовать следующие известные методы, например: снятие стресса на болезненные воспоминания о неудачной семейной жизни при помощи кинезиологии, телесно-ориентированная психотерапия для восстановления положительной связи с собственным телом и сексуальностью, помощь сексолога, групповая психотерапия для получения поддержки от других членов группы и восстановления навыков общения с мужчинами.
После проведения психотерапевтической коррекции состояния индивида было установлено, что передняя дельтовидная мышца как при названии специалистом ЛС «Я - Мужчина/Женщина», так и при ответе пациента на вышеперечисленные заданные вопросы находится в тонусе, что говорит о проведенной удачной коррекции.
Пример 4.
У пациента Р., 42 л., обратившегося с жалобами на головную боль, в соответствии с вышеописанной процедурой перечисления ЛС с одновременным мышечным тестированием был выявлен личностный статус «Я - Партнер» с возможным проблемным профилем. По сравнению с остальными ЛС при названии специалистом именно этого личностного статуса по сравнению с другими передняя дельтовидная мышца слабела.
Пациенту были заданы следующие 5 вопросов:
1. Подумайте о том, насколько вам нравится быть мужем, иметь собственную семью?
2. Подумайте о том, чтобы больше времени уделять своей семье?
3. Подумайте об отношениях с женой?
4. Подумайте, насколько вы успешны как муж?
5. Подумайте, готовы ли вы улучшить свои отношения с женой?
На эти вопросы пациент отвечал «да» и «нет». За ответы «да» специалистом принимались ответы, при котором мышца находится в тонусе, а за ответы «нет» - при котором мышца слабела.
В результате было получено 4 ответа «нет» и 1 ответ «да», т.е. 80% ответов «нет». Личностный статус «Я - Партнер» имеет явный патологический профиль и необходимо проведение психотерапевтической коррекции этого патологического профиля.
Для психологической коррекции можно рекомендовать следующие методы: системная семейная психотерапия для анализа влияния родительской семьи на появление проблем, супружеская психотерапия для улучшения отношений с женой, аналитическая психотерапия для выявления причин сложных отношений с женой, групповая психотерапия для налаживания общения, когнитивная психотерапия для идентификации и избавления от ошибочных убеждений, поведенческая терапия для освоения навыков общения, сексуальная терапия для диагностики и лечения сексуальных дисфункций, телесно-ориентированная психотерапия для лечения головной боли.
Далее пациенту Л. было задано три вопроса, характеризующих вид потребности, не реализуемой индивидом в этом ЛС статусе с патологическим профилем.
1. Подумайте, что вы получаете в смысле удовлетворения, радости, материальных благ от своей семьи?
2. Подумайте об отношениях с женой?
3. По думайте, что вы готовы вложить в отношения с женой? Подумайте, готовы ли вы уделить этим отношениям больше времени, сил, материальных благ?
При постановке вопросов проводилось одновременное мышечное тестирование. На третий вопрос при мышечном тестировании получен ответ «нет». В результате установлено, что пациентом не реализуется потребность отдачи. Пациент подтвердил, что последнее время в связи с профессиональными проблемами не мог, а позже и не хотел уделять внимание семейной жизни, что косвенно провоцировало постоянные конфликтные отношения с супругой, не довольной таким положением дел.
С учетом этого можно для психологической коррекции состояния индивида уточнить и рекомендовать следующие известные методы, например: снятие стресса на болезненные воспоминания о неудачной семейной жизни при помощи кинезиологии, разъяснительная, рациональная и недирективно-суггестивная психотерапия с целью убеждения в важности полноценного контакта с семьей, обучение расставлять приоритеты, составлять режим жизни с запланированным временем для семьи и супруги, семейная психотерапия для улучшения контакта с супругой, телесно-ориентированная психотерапия для восстановления положительной связи с собственным телом и сексуальностью, помощь сексолога для улучшения эротического климата в семье и др.
После проведения психотерапевтической коррекции состояния индивида было установлено, что передняя дельтовидная мышца как при названии специалистом ЛС «Я - Партнер», так и при ответе пациента на вышеперечисленные заданные вопросы находится в тонусе, что говорит о проведенной удачной коррекции.
Пример 5.
У пациентки Н., 33 л., обратившейся с жалобами на ухудшение отношений в семье, в соответствии с вышеописанной процедурой перечисления ЛС с одновременным мышечным тестированием был выявлен личностный статус «Я - Родитель» с возможным проблемным профилем. По сравнению с остальными ЛС при названии специалистом именно этого личностного статуса по сравнению с другими передняя дельтовидная мышца слабела.
Пациенту были заданы следующие 5 вопросов:
1. Подумайте о том, насколько вам нравится быть матерью, иметь собственных детей?
2. Подумайте о том, чтобы родить детей?
3. Подумайте о воспитании своих детей?
4. Подумайте, насколько вы можете быть успешной как мать?
5. Подумайте, готовы ли вы налаживать и улучшать свои отношения с будущими детьми?
На эти вопросы пациент отвечал «да» и «нет». За ответы «да» специалистом принимались ответы, при котором мышца находится в тонусе, а за ответы «нет» - при котором мышца слабела.
В результате было получено 4 ответа «нет» и 1 ответ «да», т.е. 80% ответов «нет». Личностный статус «Я - Родитель» имеет явный патологический профиль и необходимо проведение психотерапевтической коррекции этого патологического профиля.
Для психологической коррекции можно рекомендовать следующие методы: системная семейная психотерапия для анализа влияния родительской семьи на появление проблем, аналитическая психотерапия для выявления глубинных причин негативного отношения к рождению и воспитанию собственных детей; когнитивная психотерапия для идентификации и избавления от ошибочных убеждений, и др.
Далее пациенту Л. было задано три вопроса, характеризующих вид потребности, не реализуемой индивидом в этом ЛС статусе с патологическим профилем.
1. Подумайте, что вы можете получить в смысле удовлетворения, радости от своих будущих детей?
2. Подумайте о взаимодействии с детьми, об их воспитании?
3. Подумайте, что вы готовы дать своим детям? Подумайте, готовы ли вы защитить их, помочь им «встать на собственные ноги»?
При постановке вопросов проводилось одновременное мышечное тестирование. На первый вопрос при мышечном тестировании получен ответ «нет». В результате установлено, что пациенткой не реализуется потребность получения. Пациентка подтвердила, что, находясь в браке 10 лет, сознательно не хотела наступления беременности, последнее время в связи с отсутствием детей в семье участились конфликты с мужем, который этим не удовлетворен и готов разводиться, если жена не решится родить ребенка.
С учетом этого можно для психологической коррекции состояния индивида уточнить и рекомендовать следующие известные методы, например: аналитическая терапия для анализа становления материнства в ранние годы пациентки и анализа отношений с матерью, снятие стресса на неумение получать радость от общения с детьми при помощи кинезиологии, разъяснительная, рациональная и недирективно-суггестивная психотерапия с целью убеждения в важности, привлекательности материнства, семейная психотерапия для улучшения отношений с супругом, телесно-ориентированная психотерапия для восстановления положительной связи с собственным телом и подготовки к беременности и др.
После проведения психотерапевтической коррекции состояния индивида было установлено, что передняя дельтовидная мышца как при названии специалистом ЛС «Я - Родитель», так и при ответе пациента на вышеперечисленные заданные вопросы находится в тонусе, что говорит о проведенной удачной коррекции.
Пример 6.
У пациента Р., 33 л., обратившегося с жалобами на сниженное настроение, плохой сон в ночное время, в соответствии с вышеописанной процедурой перечисления ЛС с одновременным мышечным тестированием был выявлен личностный статус «Я - Профессионал» с возможным проблемным профилем. По сравнению с остальными ЛС при названии специалистом именно этого личностного статуса по сравнению с другими передняя дельтовидная мышца слабела.
Пациенту были заданы следующие 5 вопросов:
1. Подумайте о том, насколько вам нравится ваша профессиональная деятельность, работа?
2. Подумайте о том, чтобы больше времени уделять своей профессиональной деятельности?
3. Подумайте о своих коллегах, начальстве, подчиненных на работе?
4. Подумайте, насколько вы успешны в своей профессиональной сфере?
5. Подумайте, готовы ли вы к улучшениям в своей профессиональной деятельности?
На эти вопросы пациент отвечал «да» и «нет». За ответы «да» специалистом принимались ответы, при котором мышца находится в тонусе, а за ответы «нет» - при котором мышца слабела.
В результате было получено 3 ответа «нет» и 2 ответа «да», т.е. 60% ответов «нет». Личностный статус «Я - Профессионал» имеет явный патологический профиль и необходимо проведение психотерапевтической коррекции этого патологического профиля.
Для психологической коррекции можно рекомендовать следующие методы: когнитивная психотерапия для идентификации и избавления от ошибочных убеждений, перфекционизма и др., поведенческая терапия для обучения эффективным вариантам поведения на рабочем месте, профессиональная ориентация для выбора другой специальности, коучинг для обучения постановки бизнес задач и их достижения, и др.
Далее пациенту Л. было задано три вопроса, характеризующих вид потребности, не реализуемой индивидом в этом ЛС статусе с патологическим профилем.
1. Подумайте, насколько вы получаете удовлетворение, радость, материальную компенсацию от своей работы?
2. Подумайте о взаимодействии с коллегами, начальством?
3. Подумайте, что вы готовы вложить в свою профессиональную деятельность?
При постановке вопросов проводилось одновременное мышечное тестирование. На второй вопрос при мышечном тестировании получен ответ «нет». В результате установлено, что пациентом не реализуется потребность взаимодействия. Пациент отметил, что последнее время на работе испытывает напряжение в связи со сложными отношениями с новым руководителем.
С учетом этого можно для психологической коррекции состояния индивида уточнить и рекомендовать следующие известные методы, например: аналитическая терапия для анализа становления отношений с авторитетными лицами, особенно с отцом, снятие стресса на общение с руководителем при помощи кинезиологии, разъяснительная, рациональная и недирективно-суггестивная психотерапия с целью прояснения и улаживания конфликтных отношений; групповая психотерапия для получения поддержки от группы, налаживания отношений с лицами разного возраста, поведенческая психотерапия для обучения новым способам общения, и др.
После проведения психотерапевтической коррекции состояния индивида было установлено, что передняя дельтовидная мышца как при названии специалистом ЛС «Я - Профессионал», так и при ответе пациента на вышеперечисленные заданные вопросы находится в тонусе, что говорит о проведенной удачной коррекции.
Пример 7.
У пациентки В., 58 л., обратившейся с жалобами на сердцебиение, приступы одышки, временами сниженное настроение, в соответствии с вышеописанной процедурой перечисления ЛС с одновременным мышечным тестированием был выявлен личностный статус «Я - Член группы» с возможным проблемным профилем. По сравнению с остальными ЛС при названии специалистом именно этого личностного статуса по сравнению с другими передняя дельтовидная мышца слабела.
Пациенту были заданы следующие 5 вопросов:
1. Подумайте о том, насколько вам нравится быть частью какой-то группы, например, общаться со сверстниками?
2. Подумайте о том, чтобы больше времени уделять общению с ровесниками, подругами?
3. Подумайте о своих подругах, соседях, земляках?
4. Подумайте, насколько вы успешно общаетесь с ними?
5. Подумайте, готовы ли вы каким-то образом улучшить взаимоотношения с друзьями, ровесниками, земляками?
На эти вопросы пациент отвечал «да» и «нет». За ответы «да» специалистом принимались ответы, при котором мышца находится в тонусе, а за ответы «нет» - при котором мышца слабела.
В результате было получено 4 ответа «нет» и 1 ответ «да», т.е. 80% ответов «нет». Личностный статус «Я - Член групп» имеет явный патологический профиль и необходимо проведение психотерапевтической коррекции этого патологического профиля.
Для психологической коррекции можно рекомендовать следующие методы: когнитивная психотерапия для идентификации и избавления от ошибочных убеждений, которые могут мешать общению, поведенческая терапия для обучения эффективным вариантам общения, групповая психотерапия для налаживания контактов, получения поддержки, обучения навыкам общения.
Далее пациенту Л. было задано три вопроса, характеризующих вид потребности, не реализуемой индивидом в этом ЛС статусе с патологическим профилем.
1. Подумайте, насколько вы получаете удовлетворение, радость, материальную компенсацию от общения с друзьями, ровесниками, земляками?
2. Подумайте о взаимодействии с этими людьми?
3. Подумайте, что вы готовы вложить в общение с ними?
При постановке вопросов проводилось одновременное мышечное тестирование. На первый вопрос при мышечном тестировании получен ответ «нет». В результате установлено, что пациентом не реализуется потребность получения. Пациентка отметила, что в течение последнего года болела, затем вышла на пенсию и переехала жить к дочери в другой район города, где никого не знает. В результате не могла поддерживать старые связи и осталась фактически в изоляции в пределах заботливой семьи, что для нее причина значительного стресса.
С учетом этого можно для психологической коррекции состояния индивида уточнить и рекомендовать следующие известные методы, например: снятие стресса на потерю прежнего статуса при помощи кинезиологии, групповая психотерапия для получения поддержки от группы, налаживания отношений с лицами разного возраста, поведенческая психотерапия для обучения новым способам общения, аналитическая терапия для анализа становления отношений со сверстниками, разъяснительная, рациональная и недирективно-суггестивная психотерапия с целью прояснения важности получения в широком смысле, семейная психотерапия с семьей дочери для совместного поиска возможных вариантов помощи, налаживания контактов с соседями, старыми друзьями, с коллегами с бывшей работы и др.
После проведения психотерапевтической коррекции состояния индивида было установлено, что передняя дельтовидная мышца как при названии специалистом ЛС «Я - Член групп», так и при ответе пациента на вышеперечисленные заданные вопросы находится в тонусе, что говорит о проведенной удачной коррекции.
Пример 8.
У пациента К., 28 л., обратившегося с жалобами на конфликты дома, в соответствии с вышеописанной процедурой перечисления ЛС с одновременным мышечным тестированием был выявлен личностный статус «Я - Аддиктивное» с возможным проблемным профилем. По сравнению с остальными ЛС при названии специалистом именно этого личностного статуса по сравнению с другими передняя дельтовидная мышца слабела.
Пациенту были заданы следующие 5 вопросов:
1. Подумайте о том, насколько вам нравится употреблять алкогольные напитки?
2. Подумайте о том, что можно еще больше времени уделять отдыху с алкоголем?
3. Подумайте о своих друзьях, с которыми вы выпиваете?
4. Подумайте, сколько всего вас связывает с алкоголем?
5. Подумайте о том, чтобы продолжать такой образ жизни?
На эти вопросы пациент отвечал «да» и «нет». За ответы «да» специалистом принимались ответы, при котором мышца находится в тонусе, а за ответы «нет» - при котором мышца слабела.
В результате было получено 5 ответов «да» и ни одного ответа «нет», т.е. 100% ответов «да». Личностный статус «Я - Аддиктивное» имеет явный патологический профиль и необходимо проведение психотерапевтической коррекции этого патологического профиля.
Для психологической коррекции можно рекомендовать следующие методы: континуальная психотерапия, противоалкогольная психотерапия, групповая психотерапия алкогольной зависимости, работа с зависимостью методом кинезиологии, поведенческая терапия алкогольной зависимости, индивидуальная аналитическая психотерапия для анализа становления алкоголизма.
Для ЛС «Я - Аддиктивное» не нужно определять вид потребности, т.к. в этом статусе реализуются патологические потребности в употреблении алкоголя, для коррекции они не имеют значения.
После проведения психотерапевтической коррекции состояния индивида было установлено, что передняя дельтовидная мышца как при названии специалистом ЛС «Я - Аддиктивное», так и при ответе пациента на вышеперечисленные заданные вопросы находится в тонусе, что говорит о проведенной удачной коррекции.
Пример 9.
У пациентки М., 25 л., обратившейся с жалобами на тоску, плохое общее самочувствие, в соответствии с вышеописанной процедурой перечисления ЛС с одновременным мышечным тестированием был выявлен личностный статус «Я - Аутоагрессивное» с возможным проблемным профилем. По сравнению с остальными ЛС при названии специалистом именно этого личностного статуса по сравнению с другими передняя дельтовидная мышца слабела.
Пациенту были заданы следующие 5 вопросов:
1. Подумайте о том, что, видимо, жизнь не удалась?
2. Подумайте о том, насколько часто вы испытываете чувство безнадежности, безысходности?
3. Подумайте о том, насколько часто вы испытываете чувство одиночества, думаете о том, что вы никому не нужны?
4. Вас посещают мысли о желании покончить со всем этим?
5. Подумайте о том, насколько вы импульсивны, склонны к необдуманным поступкам?
На эти вопросы пациент отвечал «да» и «нет». За ответы «да» специалистом принимались ответы, при котором мышца находится в тонусе, а за ответы «нет» - при котором мышца слабела.
В результате было получено 4 ответа «да» и 1 ответ «нет», т.е. 80% ответов «да». Личностный статус «Я - Аутоагрессивное» имеет явный патологический профиль и необходимо проведение психотерапевтической коррекции этого патологического профиля.
Для психологической коррекции можно рекомендовать следующие методы: снятие стресса и ощущения безнадежности при помощи кинезиологии, аналитическая психотерапия развития здоровой агрессивности и аутоагрессии, континуальная психотерапия, транзактный анализ отрицательных предписаний, когнитивная психотерапия ошибочных убеждений, системная семейная психотерапия для анализа появления подобной безнадежности и др.
Для ЛС «Я - Аутоагрессивное» не нужно определять вид потребности, т.к. в этом статусе реализуются патологические потребности, направленные против самого себя, для коррекции они не имеют значения.
После проведения психотерапевтической коррекции состояния индивида было установлено, что передняя дельтовидная мышца как при названии специалистом ЛС «Я - Аутоагрессивное», так и при ответе пациента на вышеперечисленные заданные вопросы находится в тонусе, что говорит о проведенной удачной коррекции.
Достоверность заявленного способа диагностики психологических особенностей индивида при помощи психотерапевтической кинезиологии дополнительно сравнивалась для перечисленных выше примеров с точностью диагностики достигаемой по более трудоемкому способу диагностики в ближайшем аналоге с построением диаграмм по каждому из перечисленных личностных статусов (с большим их числом и с большим количеством задаваемых вопросов). В результате установлено, что расхождение результатов диагностики заявленным способом по сравнению с ближайшим аналогом составляет менее 10%, что вполне делает перспективным его использование для метода экспресс-диагностики.
Наиболее успешно заявленный способ диагностики психологических особенностей индивида при помощи психотерапевтической кинезиологии промышленно применим в психиатрии, наркологии, психотерапии и области практической психологии, в процессе лечения и реабилитации пациентов.
Изобретение относится к медицине и может быть использовано в психиатрии, наркологии, психотерапии, практической психологии. Перед тестированием индивида выявляют его проблемный личностный статус (ЛС) путем названия ЛС «Я - Телесное», «Я - Ребенок», «Я - Мужчина/Женщина», «Я - Партнер», «Я - Родитель», «Я - Профессионал», «Я - Член групп», «Я - Аддиктивное», «Я - Аутоагрессивное» и осуществления мышечного тестирования по каждому из них. При получении более слабого мышечного ответа, при котором мышца слабеет, для данного ЛС по сравнению с другими его полагают с возможным проблемным профилем. Производят тестирование индивида и задают ему группу вопросов с их нечетным количеством, характеризующих выявленный ЛС с возможным проблемным профилем. Оценку ответов на заданные вопросы производят при одновременном мышечном тестировании, причем за ответ «да» принимают ответ, при котором мышца находится в тонусе, а за ответ «нет» - при котором мышца слабеет. Если количество ответов «нет» для ЛС с возможным проблемным профилем из личностных статусов «Я - Телесное», «Я - Ребенок», «Я - Мужчина/Женщина», «Я - Партнер», «Я - Родитель», «Я - Профессионал», «Я - Член групп» более 50%, то полагают, что этот ЛС имеет патологический профиль. Если количество ответов «да» для ЛС с возможным проблемным профилем из ЛС «Я - Аддиктивное» и «Я - Аутоагрессивное» более 50%, то полагают, что этот ЛС имеет патологический профиль, и судят о необходимости проведения психотерапевтической коррекции этого патологического профиля. 1 з.п. ф-лы.
СПОСОБ ОБЪЕКТИВИЗАЦИИ МЫШЕЧНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ | 1998 |
|
RU2171623C2 |
ВАЛЕНТИК В.В | |||
Психологическая модель личности пациента с зависимостью от психоактивных веществ | |||
Научно-практический журнал "Вопросы наркомании Казахстана" | |||
- Павлодар, 2003, т.3, №2, с.45-52 | |||
АПУХТИНА Т.П | |||
и др | |||
Объективизация метода мышечного тестирования, используемого в прикладной кинезиологии | |||
Вестник новых |
Авторы
Даты
2007-12-20—Публикация
2006-05-29—Подача