Катковый стенд для оценки динамических параметров тележки вагона Российский патент 2018 года по МПК G01M17/10 

Описание патента на изобретение RU2668485C1

Предлагаемое устройство относится к области диагностики рельсовых транспортных средств и может быть использовано в лабораторных условиях при исследовании ходовых частей вагонов и локомотивов.

Из учебника под редакцией Шадура Л.А. «Вагоны (конструкция, теория, расчет), «Транспорт», М-1980, следует, что проверку динамической прочности вагонов проводят путем анализа их реакции на продольные ударные нагрузки или проведением вибрационных испытаний. Существуют две категории испытаний прочности вагонов на удар через автосцепку: единичные удары (соударение вагонов) и многократное действие повторных ударов (на усталость). Испытание на усталость при ударах практически возможно только на специальных стендах, которые используются для получения абсолютных и сравнительных данных.

Конструкция эффективных стендов окончательно не определена или довольно сложна.

Известен стенд для испытания вагонов (патент RU 2235305, G01M 17/08), предназначенный для создания в лабораторных условиях вибраций вагонов, подобных тем, которые они испытывают при движении в пути. Стенд закреплен в бетонированной траншее, оборудованной поверху сцепным устройством закрепления вагона со встроенным в него динамометром для замера горизонтальных сил в его раме. Стенд содержит вращательный комплекс, размещенный на постаменте днища траншеи. Вращательный комплекс выполнен в виде гусеничного движителя с двигателем и трансмиссией, на каждом траке которого установлены участки рельсового пути с заданной колеей испытываемого на открытом воздухе вагона, тележки которого опираются на рельсовый путь. Высота постамента для установки вращательного комплекса обеспечивает свободное провисание гусеничного движителя. Стенд оборудован вибратором, подвешенным к днищу вагона через распределительную балку, точки приложения нагрузки которой приближены к пятникам вагона.

Недостатком такой конструкции является большие габариты стенда и его сложность.

Другим известным устройством для диагностики тележек железнодорожных вагонов является стенд (патент ЕР 2239811 B1, G01M 17/08), позволяющий анализировать динамику нагружения тележки при извилистом движении колесной пары. Стенд содержит фундамент, опорную плиту с конусной поверхностью, взаимодействующую с подобной поверхностью основания фундамента посредством тел качения и подпружиненную относительно последнего, установленные на фундаменте и опорной плите рельсы, которые совпадают по уровню в начальный момент диагностики, а также валы с опорными роликами, контактирующими с колесами колесных пар тележки вагона. При этом каждый из опорных роликов состоит из двух подвижных друг относительно друга частей, первая из которых в осевом направлении подвижно размещена на валу и подпружинена относительно него, а вторая, также с возможностью осевого перемещения, установлена на первой, причем вторая часть подвижно расположена в стакане, жестко закрепленном на валу, полость которого заполнена рабочей жидкостью и контактирует с дополнительным роликом осевого перемещения, расположенного на подвижной оси, жестко соединенной с поршнем пневмопривода.

К недостаткам стенда также относится его сложная конструкция и длительная методика измерений.

Наиболее близким техническим решением, принятым за прототип, является катковый стенд, опубликованный в сборнике «Научно-технические разработки ИрГУПС» (Иркутск, 2015 год, с. 8). Стенд, предназначенный для оценки работоспособности тормозных колодок, представляет собой систему, состоящую из механической и электрической частей. Механическая часть состоит из участка рельсового пути и каретки с четырьмя роликами, в корпусе которых размещены по два роликовых подшипника; для вращения колесной пары предусмотрен асинхронный двигатель и клиноременная передача; на расстоянии половины межосевого расстояния от роликов установлен портал, оснащенный гидравлическим домкратом, для нагружения испытуемой тележки грузового вагона. Одна из колесных пар установлена на участок рельсового пути, а вторая фиксируется с помощью тормозных башмаков (колодок). Электрическая часть стенда, включающая асинхронный двигатель, пусковые элементы и средства регулирования скорости вращения и уровень нагрузки на тележку, служит для изменения и регистрации параметров испытаний.

Существенным недостатком каткового стенда является довольно узкое назначение, не позволяющее проводить оценку динамических параметров испытуемой тележки.

Цель настоящего изобретения заключается в расширении технических возможностей каткового стенда.

Поставленная цель достигается тем, что для оценки динамических параметров испытуемой тележки вагона одна пара тормозных колодок установлена с высоким сцеплением с колесом, а другая - с предельно низким, а на испытуемой тележке, в одной из ее контрольных точек, установлен датчик прибора для измерения параметров вибрации при циклическом действии тормозного усилия.

Устройство стенда показано на фиг. 1 и 2. На фундаменте 1, имеющем приямок, установлен портал 2, участок рельсового пути 3 и две каретки с роликами 4 (по два в каждой). В приямке размещен асинхронный двигатель 5, передающий через клиновидный ремень вращение на одну из колесных пар 6 испытуемой тележки 7. Для создания тормозных усилий передней колесной паре 6 на фундаменте 1 установлен пневматический цилиндр, передающий тормозное усилие через триангель 8 на фрикционные колодки 9 и 10. Две колодки 9 имеют повышенное сцепление с колесом, а две колодки 10 - предельно низкое (условно показаны с зазором между колодками и колесом). На испытуемой тележке (в одной из ее контрольных точек) установлен датчик прибора для измерения параметров вибрации (амплитуда, частота и другие). Электрическая часть стенда, включающая асинхронный двигатель и пусковые элементы, служит для изменения и контроля скорости вращения колесной пары.

Работа каткового стенда. При испытании тележки, она устанавливается на рельсовый путь 3 и затем наезжает передней колесной парой на две каретки с роликами 4. На шейку оси оперативно устанавливается шкив клиноременной передачи для соединения с асинхронным двигателем 5. При включении двигателя колесная пара вращается с определенной скоростью. Созданием тормозного усилия от пневмоцилиндра через триангель 8 два колеса получают разный тормозной эффект, под действием которого тележка отклоняется в одну сторону.

Периодическое создание тормозного усилия вызывает вибрацию всей тележки, а ее параметры, измеряемые прибором, являются результатом испытания тележки. При нагружении тележки через портал 2 и пятник надрессорной балки 7 с помощью гидравлического домкрата по штатной схеме создаются дополнительные условия испытаний, повышающие точность контроля и расширяющие технические возможности анализа.

Похожие патенты RU2668485C1

название год авторы номер документа
Стенд для определения динамических нагрузок, возникающих в колесных парах тележки грузового вагона при прохождении кривых участков пути 2021
  • Мартыненко Любовь Викторовна
  • Емельянов Денис Олегович
RU2761887C1
Стенд для оценки уровня и характера силового взаимодействия колеса с рельсом 2017
  • Железняк Василий Никитович
  • Ермоленко Игорь Юрьевич
  • Федюкович Геннадий Иванович
  • Солодов Герман Сергеевич
  • Мартыненко Любовь Викторовна
RU2658510C1
Стенд для исследования параметров тормозного прижатия колодки к колесу 2022
  • Худоногов Анатолий Михайлович
  • Дульский Евгений Юрьевич
  • Иванов Павел Юрьевич
  • Емельянов Денис Олегович
  • Корсун Антон Александрович
  • Хамнаева Алена Александровна
  • Ковшин Андрей Сергеевич
RU2797930C1
СТЕНД ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ТЕЛЕЖЕК ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ 2006
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Зайцев Андрей Анатольевич
  • Оборотов Максим Геннадьевич
  • Ксензова Наталья Владимировна
RU2315276C1
Стенд для динамических и обкаточных испытаний колесно-моторных блоков локомотивов 1982
  • Биндер Наум Яковлевич
  • Ткаченко Александр Тимофеевич
SU1133491A1
СТЕНД ИСПЫТАНИЙ КОЛЕСНЫХ ПАР И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ 2010
  • Еремеев Валерий Константинович
  • Цвик Лев Беркович
  • Кулешов Алексей Владимирович
  • Запольский Денис Викторович
RU2436061C1
СТЕНД ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ КОЛЕСНЫХ ПАР РЕЛЬСОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2002
  • Рубцов В.В.
  • Щелоков А.И.
  • Шевандин В.М.
RU2227908C2
СТЕНД ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОЛЕСА С РЕЛЬСОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА (ВАРИАНТЫ) 1997
  • Михайлов Г.И.
  • Грек В.И.
  • Савоськин А.Н.
  • Винник Л.В.
  • Мещерин Ю.В.
  • Фридберг А.М.
  • Зубков В.Ф.
  • Гущин П.П.
RU2115908C1
СТЕНД ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ТЕЛЕЖЕК ВАГОНОВ 2020
  • Сливинский Евгений Васильевич
RU2733596C1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2001
  • Фридберг А.М.
  • Винник Л.В.
RU2211443C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 668 485 C1

Реферат патента 2018 года Катковый стенд для оценки динамических параметров тележки вагона

Изобретение предназначено для проведения лабораторных испытаний колесных пар рельсового подвижного состава для определения динамических и ресурсных характеристик, проведения приемочных испытаний. Стенд состоит из участка рельсового пути, приямка, двух кареток с роликами в направлении каждого рельса, портала для создания вертикальной нагрузки на тележку, пневматического цилиндра для передачи тормозного усилия на фрикционные колодки передней колесной пары, датчика прибора для измерения параметров вибрации. Передняя колесная пара при испытании находится в области кареток. В приямке установлен асинхронный двигатель, соединенный с шейкой передней колесной пары тележки клиноременной передачей. При этом одна пара фрикционных колодок установлена с высоким сцеплением с колесом, а вторая – с предельно низким. Технический результат – оценка динамических и ресурсных свойств тележек в условиях приближения испытания тележек к реальным нагрузкам, приходящимся на тележку при соударениях вагонов через автосцепку. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 668 485 C1

Катковый стенд для оценки динамических параметров тележки вагона, содержащий установленные на фундаменте с приямком участок рельсового пути для приема и снятия испытуемой тележки вагона, две каретки с роликами в направлении каждого рельса, портал для создания вертикальной нагрузки на тележку с помощью гидродомкрата, размещенного на тележке, пневматический цилиндр для передачи тормозного усилия на фрикционные колодки передней колесной пары, находящейся при испытании тележки в области кареток, в приямке установлен асинхронный двигатель, соединяемый с шейкой передней колесной пары тележки клиноременной передачей, отличающийся тем, что для оценки динамических параметров испытуемой тележки вагона одна пара фрикционных колодок установлена с высоким сцеплением с колесом, а другая - с предельно низким, а на испытуемой тележке, в одной из ее контрольных точек, установлен датчик прибора для измерения параметров вибрации при циклическом действии тормозного усилия.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2668485C1

СТЕНД ИСПЫТАНИЙ КОЛЕСНЫХ ПАР И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ 2010
  • Еремеев Валерий Константинович
  • Цвик Лев Беркович
  • Кулешов Алексей Владимирович
  • Запольский Денис Викторович
RU2436061C1
Ультразвуковой пьезоэлектрический преобразователь 1959
  • Семенников Ю.Б.
SU122771A1
Стенд для испытаний колесных пар рельсовых транспортных средств 1985
  • Кротов Виктор Павлович
  • Муратов Алексей Сергеевич
  • Крюков Юрий Михайлович
  • Ситников Петр Иванович
  • Кротов Сергей Викторович
  • Приходько Владимир Иванович
  • Радутный Евгений Николаевич
  • Швец Анатолий Владимирович
  • Барбашов Валентин Михайлович
  • Андреев Александр Васильевич
SU1245919A1
Автомобиль-сани, движущиеся на полозьях посредством устанавливающихся по высоте колес с шинами 1924
  • Ф.А. Клейн
SU2017A1
Автомобиль-сани, движущиеся на полозьях посредством устанавливающихся по высоте колес с шинами 1924
  • Ф.А. Клейн
SU2017A1

RU 2 668 485 C1

Авторы

Ермоленко Игорь Юрьевич

Мартыненко Любовь Викторовна

Железняк Василий Никитович

Федюкович Геннадий Иванович

Даты

2018-10-01Публикация

2017-10-10Подача