Изобретение относится к авиационной технике, а именно к способам и устройствам для защиты ГТД (газотурбинных двигателей) летательных аппаратов от попадания посторонних предметов.
Известен способ разрушения вихрей на входе в воздухозаборник ГТД, заключающийся в выдуве струй сжатого воздуха вниз и назад в пространство между нижней обечайкой воздухозаборника и поверхностью аэродрома.
Недостатком известного способа является то, что при компоновке двигателя за стойкой шасси, эффективность разрушения вихрей снижается в случае, если воздухозаборники размещены сзади-сбоку от стойки шасси.
Известно устройство для разрушения вихрей на входе в воздухозаборник ГТД, содержащее систему подвода сжатого воздуха в пространство между нижней обечайкой воздухозаборника и поверхностью аэродрома, выходные сечения сопел ориентированы назад, в сторону реактивного сопла двигателя.
Недостатком известного устройства является то, что при компоновке двигателя за стойкой шасси эффективность разрушения вихрей невысока в случае, если воздухозаборники размещены сзади-сбоку от стойки шасси.
Целью изобретения является повышение эффективности подавления вихрей на входе в воздухозаборник ГТД при его компоновке за стойкой колес шасси летательного аппарата.
Это достигается тем, что способ разрушения вихрей на входе в воздухозаборник ГТД заключается в выдуве струи сжатого воздуха вниз и назад, в пространство между нижней обечайкой воздухозаборника и поверхностью аэродрома, причем струи сжатого воздуха направляют вбок со стороны стойки колес шасси на поверхность аэродрома в зону формирования вихревых течений, создавая течение, обеспечивающее отрыв вихрей от поверхности аэродрома.
Это достигается тем, что устройство для разрушения вихрей на входе в воздухозаборник ГТД содержит систему подвода сжатого воздуха, воздушный коллектор с соплами для выдува воздуха в пространство между нижней обечайкой воздухозаборника и поверхностью аэродрома, выходные сечения сопел ориентированы назад, в сторону реактивного сопла двигателя, причем воздушный коллектор закреплен на стойке колес шасси, а сопла расположены по бокам и сзади колес шасси, обеспечивая выдув струй вниз вбок на поверхность аэродрома в зону формирования вихревых течений.
На фиг. 1 изображено устройство для разрушения вихрей для случая подкрыльевой компоновки воздухозаборников за передней стойкой летательного аппарата, общий вид; на фиг. 2 предложенное устройство, вид спереди.
Устройство для разрушения вихрей на входе в воздухозаборник ГТД содержит систему подвода 1 сжатого воздуха, воздушный коллектор 2 с соплами 3 для выдува сжатого воздуха между воздухозаборником 4 и поверхностью аэродрома 5. Устройство закреплено на стойке 6 шасси.
Устройство работает следующим образом.
При запуске ГТД воздух, всасываемый в двигатель, инициирует у поверхности аэродрома под воздухозаборником вихревое течение, вызывая заброс посторонних предметов с поверхности аэродрома в двигатель. Выдув струй сжатого воздуха в пространство между нижней обечайкой воздухозаборника 4 и поверхностью аэродрома 5 сбоку вниз и назад со стороны стойки 6 шасси в зону формирования вихревых течений создает у поверхности аэродрома течение, сдувающее вихрь под воздухозаборник в сторону реактивного сопла, что предотвращает попадание посторонних предметов в двигатель.
Изобретение относится к авиационной технике, а именно: к способам и устройствам для защиты ГТД летательных аппаратов от повреждений посторонними предметами. Целью изобретения является повышение эффективности подавления вихрей на входе в воздухозаборник ГТД при его компоновке за стойкой колес шасси летательного аппарата. Способ разрушения вихрей на входе в воздухозаборник ГТД включает выдув струи сжатого воздуха вниз и назад, в пространство между нижней обечайкой воздухозаборника и поверхностного аэродрома, причем струи сжатого воздуха направляют вбок со стороны стойки колес шасси на поверхность аэродрома в зону формирования вихревых течений, создавая течение, обеспечивающее отрыв вихрей от поверхности аэродрома. Устройство для разрушения вихрей на входе в воздухозаборник ГТД содержит систему подвода 1 сжатого воздуха, воздушный коллектор 2 с соплами 3 для выдува воздуха между воздухозаборником и поверхностью аэродрома 5. 2 с. п. ф лы, 2 ил.
Защита авиационных ГТД от повреждения посторонними предметами | |||
Обзоры ОНТИ ЦАГИ, N 680, 1988, с.24, рис.1.23. |
Авторы
Даты
1995-10-20—Публикация
1992-01-27—Подача