Изобретение относится к электрическим машинам, а конкретно к синхронным двигателям с возбуждением от постоянных магнитов, и может быть использовано в качестве компактного агрегата "двигатель-редуктор" в механических системах с большим ресурсом работы при ударных нагрузках, для применения, например, в качестве мотор-колеса экологически чистых автомобилей.
Известно техническое решение по патенту РФ №2375806. Сущность заключается в том, что синхронный электродвигатель имеет корпус, пакет статора с зубцами и с многофазной обмоткой, вал, чередующиеся коаксиальные полые цилиндры ротора и статора, состоящие из ферромагнитных и немагнитных элементов, расположенных вдоль оси вращения, причем цилиндры ротора механически связаны с ротором, а цилиндры статора - с корпусом, при этом зубцы и ферромагнитные элементы цилиндров статора, а также зубцы магнитопровода и ферромагнитные элементы цилиндров ротора имеют свои одинаковые угловые положения. Введены второй пакет статора в виде полого цилиндра с зубцами на его внутренней поверхности, расположенный снаружи от полых цилиндров, вал с ротором быстрого вращения, содержащим высококоэрцитивные постоянные магниты в виде прямоугольных параллелепипедов, расположенные радиально, намагниченные тангенциально и встречно, клинообразные полюсные наконечники, расположенные между полыми цилиндрами и пакетом статора с многофазной обмоткой, имеющим обращенную конструкцию.
Недостатком является сложность конструкции и ограниченная скорость вращения из-за консольного расположения полых цилиндров, а также низкая надежность работы на подвижном основании.
Известно техническое решение по патенту РФ №2544835. Сущность заключается в том, что синхронный электродвигатель с магнитной редукцией содержит корпус, пакет статора с зубцами и с многофазной обмоткой, ротор быстрого вращения с постоянными магнитами на валу с подшипниками и многослойный ротор медленного вращения на валу с подшипниками. Ротор медленного вращения и статор имеют чередующиеся диски, состоящие из ферромагнитных и немагнитных элементов в виде секторов, постоянные магниты имеют вид секторов и намагничены аксиально с чередующейся полярностью, пакет статора выполнен в виде двух колец из ленты электротехнической стали путем навивки, расположенных по торцам электродвигателя, накладные зубцы с катушками и коронками установлены на торцевой поверхности кольца пакета статора, на поверхности другого кольца имеются клиновидные выступы, имеющие свои одинаковые угловые размеры и положения с ферромагнитными элементами дисков статора, причем количества ферромагнитных элементов на диске статора zc и на диске ротора zp связаны равенством zp=zc±2p, а угловые размеры ферромагнитных элементов дисков статора и ротора медленного вращения различны.
Недостатком является наличие двух валов, что усложняет конструкцию, а также отсутствие оптимального соотношения между толщиной постоянных магнитов и толщиной и количеством рабочих зазоров, что снижает энергетические показатели.
Наиболее близким техническим решением к заявленному техническому решению по наибольшему количеству совпадающих признаков и достигаемому техническому результату, выбранному заявителем в качестве прототипа, является изобретение по патенту РФ №2604058. Сущность заключается в том, что синхронный электродвигатель с магнитной редукцией содержит корпус, магнитопровод статора с зубцами и с многофазной обмоткой, ротор быстрого вращения с постоянными магнитами и с подшипником, ротор медленного вращения на валу с подшипниками и статор имеют чередующиеся диски, диски статора и ротора медленного вращения состоят из ферромагнитных и немагнитных элементов в виде секторов, постоянные магниты имеют вид секторов и намагничены аксиально с чередующейся полярностью, магнитопровод статора выполнен в виде двух колец из ленты электротехнической стали путем навивки, расположенных по торцам электродвигателя, накладные зубцы с катушками и коронками установлены на торцевой поверхности первого кольца магнитопровода статора, причем количества ферромагнитных элементов на диске статора zc и на диске ротора zp связаны равенством zp=zc±2р, где p - число пар полюсов обмотки статора, а угловые размеры ферромагнитных элементов дисков статора и ротора медленного вращения различны, подшипник ротора быстрого вращения установлен на валу ротора медленного вращения, а толщина постоянных магнитов hм на роторе быстрого вращения связана с толщиной и количеством рабочих зазоров соотношением hм=2mδ, где δ - зазор между дисками, m - число дисков ротора медленного вращения,
Недостатком является наличие осевого усилия на вал медленного вращения из-за несимметрии магнитной системы, большой поток рассеяния из-за большой МДС постоянного магнита и большого количества путей, а также трудность охлаждения из-за расположения обмотки с одного торца электродвигателя, что снижает энергетические показатели и надежность электродвигателя.
Технический результат, на достижение которого направлено заявленное изобретение, заключается в улучшении энергетических показателей и повышении надежности.
Технический результат достигается тем, что в синхронный электродвигатель с магнитной редукцией, содержащий корпус, магнитопровод статора с зубцами и с многофазной обмоткой, ротор быстрого вращения с постоянными магнитами и с подшипником, ротор медленного вращения на валу с подшипниками и статор имеют чередующиеся диски, диски статора и ротора медленного вращения состоят из ферромагнитных и немагнитных элементов в виде секторов, постоянные магниты имеют вид секторов и намагничены аксиально с чередующейся полярностью, магниропровод статора выполнен в виде двух колец из ленты электротехнической стали путем навивки, расположенных по торцам электродвигателя, накладные зубцы с катушками и коронками установлены на торцевой поверхности первого кольца магнитопровода статора, причем количества ферромагнитных элементов на диске статора zc и на диске ротора zp связаны равенством zp=zc±2p, где p - число пар полюсов обмотки статора, а угловые размеры ферромагнитных элементов дисков статора и ротора медленного вращения различны, подшипник ротора быстрого вращения установлен на валу ротора медленного вращения а толщина постоянных магнитов hм на роторе быстрого вращения связана с толщиной и количеством рабочих зазоров соотношением hм=2mδ, где δ - зазор между дисками, m - число дисков ротора медленного вращения, введены накладные зубцы с катушками и коронками, установленные на торцевой поверхности второго кольца магнитопровода статора и имеющие одинаковые угловые положения с зубцами, катушками и коронками на первом кольце магнитопровода статора, на торцевых поверхностях коронок зубцов выполнены выступы, положение которых совпадает с ферромагнитными элементами дисков статора, а ротор быстрого вращения расположен посередине электродвигателя.
Заявленное техническое решение поясняется чертежами (Фиг. 1 - Фиг. 7):
- на Фиг. 1 - показано продольное сечение синхронного электродвигателя с магнитной редукцией;
- на Фиг. 2 - показан ротор быстрого вращения;
- на Фиг. 3 - показан диск статора;
- на Фиг. 4 - показан диск ротора медленного вращения;
- на Фиг. 5 - показан вид зубцов с катушками;
- на Фиг. 6 - показана форма листов шихтованного сектора (статора);
- на Фиг. 7 - показана схема замещения магнитной системы прототипа;
- на Фиг. 8 - показана схема замещения магнитной системы предлагаемого электродвигателя.
Далее детально представлены конструктивные особенности признаков, приведенных на указанных фигурах.
На Фиг. 1 представлен синхронный электродвигатель, где;
1 - корпус; 2, 3 - подшипниковые щиты;
4, 5 - кольца пакета статора;
6, 7 - зубцы;
8, 9 - катушки;
10 - постоянный магнит;
11 - втулка ротора быстрого вращения;
12,13 - втулки статора;
14, 15 - диски статора;
16, 17 - втулки ротора медленного вращения;
18, 19 - диски ротора медленного вращения;
20 - вал;
21, 22 - подшипники ротора медленного вращения;
23 - подшипник ротора быстрого вращения.
Заявленная конструкция собрана следующим образом. Корпус 1 жестко связан с подшипниковыми щитами 2, 3. На них установлены кольца 4, 5 магнитопровода статора. На кольце 4 имеются шесть зубцов 6 с катушками 8. На кольце 5 имеются шесть зубцов 7 с катушками 9.
Четыре постоянных магнита 10 установлены на втулке 11 ротора быстрого вращения. Диски 14, 15 статора закреплены на втулках 12, 13 статора, установленных на корпусе 1. Диски 18, 19 ротора медленного вращения установлены на втулках 16, 17 ротора медленного вращения, установленных на валу 20. Вал 20 опирается на подшипники 21, 22, установленные в подшипниковых щитах 2, 3. Ротор быстрого вращения установлен на подшипнике 23, установленном на валу 20. Подшипник 23 имеет большую ширину и является радиально-упорным для обеспечения требуемого положения ротора быстрого вращения.
Кольца 4, 5 магнитопровода статора и зубцы 6, 7 выполнены лентой из электротехнической стали путем навивки. Зубцы 6, 7 с коронками имеют вид секторов. Они установлены на кольцах 4, 5 магнитопровода статора. Катушки, расположенные диаметрально, соединены последовательно встречно и образуют три фазы обмотки статора: А, В и С.
Ротор быстрого вращения имеет четыре постоянных магнита 10 из высококоэрцитивного магнитотвердого материала, имеющие вид секторов (на фиг. 2 показаны закрашенными), и немагнитные сектора (на фиг. 2 не закрашены). Сектора намагничены по оси вращения и образуют на торцевых поверхностях чередующиеся полюса.
На торцевых поверхностях коронок зубцов 6, 7 имеются клиновидные выступы (фиг. 3). Диски 14, 15 статора имеют чередующиеся секторы из магнитомягкого материала (на фиг. 3 показаны темными) и немагнитного материала (на фиг. 3 светлые). Магнитные элементы выполнены шихтованными из электротехнической стали.
Диски 18, 19 ротора медленного вращения имеют чередующиеся секторы из магнитомягкого материала (на фиг. 4 показаны темными) и немагнитного материала (на фиг. 4 светлые). Магнитные элементы выполнены шихтованными из электротехнической стали.
Количество ферромагнитных элементов дисков статора zc и ферромагнитных элементов дисков ротора медленного вращения zp, приходящихся на одно полюсное деление, отличаются на единицу. На фиг. 3, 4 показан случай, когда число пар полюсов p=2, zc=18, zp=22.
Синхронный электродвигатель с магнитной редукцией работает следующим образом. При подаче на обмотку статора трехфазной системы напряжений возникает вращающееся магнитное поле с четырьмя полюсами. Оно увлекает за собой ротор быстрого вращения. Вместе с ним вращаются области большой магнитной индукции в дисках статора и ротора медленного вращения. В результате ротор медленного вращения поворачиваются так, что места совпадения положений ферромагнитных элементов дисков статора и соответствующих ферромагнитных элементов дисков ротора медленного вращения находятся в зонах максимума модуля магнитной индукции.
За половину периода напряжения питания Т/2=π/ω ротор быстрого вращения повернется на угол π/2, а места максимума модуля магнитной индукции повторятся. При этом ротор медленного вращения должен повернуться на один сектор, т.е. на угол 2π/zp.Следовательно, магнитный редуктор имеет передаточное отношение zp/4. Поэтому скорость вращения ротора медленного вращения будет ωм=2ω/zp.Здесь ω - угловая частота напряжения питания. Момент на валу медленного вращения Мм=zpMб/2.
Наличие нескольких дисков статора и ротора вызывает многократную деформацию магнитного поля в зоне дисков, что увеличивает развиваемый момент и позволяет улучшить массогабаритные показатели.
На торцевых поверхностях коронок зубцов 6, 7, обращенных к активной зоне, имеются клиновидные выступы в виде секторов, повторяющие по форме и количеству ферромагнитные элементы дисков статора, что увеличивает развиваемый момент.
На фиг. 5 показаны зубцы с обмотками. На каждом зубце имеется три выступа, показанные темным цветом. Общее число выступов - 18 и совпадает с числом ферромагнитных элементов дисков статора.
Ферромагнитные элементы дисков статора и ротора медленного вращения выполнены из электротехнической стали шихтованными для уменьшения потерь в стали на вихревые токи, поскольку в процессе работы магнитная индукция в секторах изменяется (Фиг. 6).
Передача момента от ротора быстрого вращения к ротору медленного вращения является упругой - через магнитное поле. При увеличении момента нагрузки на валу медленного вращения он отстает на некоторый угол от положения, соответствующего холостому ходу.
Электродвигатель не имеет механических контактов между подвижными активными частями, бесшумен в работе, имеет большой срок службы, определяемый подшипниками, допускает ударные нагрузки, так как связь между роторами осуществляется через магнитное поле.
Удельная энергия магнитного поля определяется выражением
.
При линейной кривой размагничивания максимальная энергия постоянного магнита достигается при условии равенства магнитных сопротивлений постоянного магнита и нагрузки, которой являются зазоры между дисками статора и ротора медленного вращения. Это равенство выполняется, если толщина магнита равна сумме длин зазоров между дисками, т.е. при выполнении равенства
hм=2mδ,
где δ - зазор между дисками, m - число дисков ротора медленного вращения. За счет этого заявленный электродвигатель имеет повышенные энергетические показатели.
Благодаря установке подшипника 23 ротора быстрого вращения на вал 20 увеличивается база для вала и упрощается конструкция, т.к. вал быстрого вращения отсутствует. Ротор быстрого вращения усиливает поле, созданное обмоткой двигателя, и передает момент транзитом от статора к магнитному редуктору.
Благодаря размещению ротора быстрого вращения посередине и размещении зубцов с катушками на втором магнитопроводе получается симметричная магнитная система и полностью снимается осевое усилие, действующее на вал. Подшипники 21, 22 нагружены лишь радиальными усилиями, что снижает напряжение трогания электродвигателя, а также повышает его надежность.
Центральное размещение ротора быстрого вращения с постоянными магнитами снижает магнитный поток рассеяния в магнитном редукторе приблизительно в четыре раза.
На фиг. 7 показана схема замещения магнитной системы прототипа. Здесь Fм - магнитодвижущая сила (МДС) постоянного магнита; Rм - магнитное сопротивление постоянного магнита; R0 - магнитное сопротивление участка магнитной цепи; Rσ - магнитное сопротивление потока рассеяния. Магнитное напряжение постоянного магнита зависит от его магнитного потока:
Uм=Fм-RмФм.
Магнитный поток определяется суммой полезного магнитного потока, имеющего осевое направление, и потоков рассеяния.
Фм=Ф0+Фσ.
Здесь поток рассеяния определяется полной МДС постоянного магнита и шестью сопротивлениями рассеяния, включенными параллельно.
На фиг. 8 показана схема замещения магнитной системы предлагаемого электродвигателя.
Середина постоянного магнита имеет нулевой магнитный потенциал. Поэтому и МДС, и магнитное сопротивление, приходящиеся на одну сторону схемы замещения, в два раза меньше. Магнитный поток рассеяния, входящий в поток постоянного магнита, проходит с каждой стороны по трем магнитным сопротивлениям Rσ. В результате поток рассеяния приближенно в четыре раза меньше. В результате магнитное напряжение на постоянном магните больше, чем у прототипа. Это увеличивает полезный магнитный поток, проходящий через диски статора и ротора медленного вращения, что увеличивает максимальный вращающий момент электродвигателя.
Мощность потерь в обмотках, приходящаяся на один торец электродвигателя, в два раза меньше, чем у прототипа. Это облегчает охлаждение электродвигателя и снижает температуру обмоток, что повышает его надежность.
Таким образом, в результате симметричного расположения ротора быстрого вращения с постоянными магнитами, расположения на втором магнитопроводе статора шести зубцов с катушками получен синхронный электродвигатель с магнитной редукцией, имеющий повышенные энергетические характеристики и повышенную надежность.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Синхронный электродвигатель с магнитной редукцией | 2018 |
|
RU2704491C1 |
Синхронный электродвигатель для винта вертолета | 2019 |
|
RU2708382C1 |
СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С МАГНИТНОЙ РЕДУКЦИЕЙ | 2015 |
|
RU2604058C1 |
Мотор-колесо для самолета | 2018 |
|
RU2703704C1 |
Мотор-колесо для летательного аппарата | 2022 |
|
RU2784743C1 |
МОТОР-КОЛЕСО | 2017 |
|
RU2655098C1 |
МОТОР-КОЛЕСО | 2017 |
|
RU2673587C1 |
СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С МАГНИТНОЙ РЕДУКЦИЕЙ | 2015 |
|
RU2588599C1 |
Электромагнитный редуктор | 2019 |
|
RU2717820C1 |
СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С МАГНИТНОЙ РЕДУКЦИЕЙ | 2013 |
|
RU2544835C1 |
Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам с магнитной редукцией. Технический результат - улучшение энергетических показателей, повышение надежности. Синхронный электродвигатель с магнитной редукцией содержит кольца магнитопровода статора, ротор быстрого вращения с постоянными магнитами и ротор медленного вращения. Диски статора ротора медленного вращения имеют ферромагнитные и немагнитные элементы в виде секторов. Ротор быстрого вращения опирается на подшипник, установленный на валу ротора медленного вращения. Количества ферромагнитных элементов на диске статора zc и на диске ротора zp связаны равенством zp=zc±2p, где p - число пар полюсов обмотки статора. Дополнительно введены накладные зубцы с катушками и коронками, установленные на торцевой поверхности второго кольца магнитопровода статора и имеющие одинаковые угловые положения с зубцами, катушками и коронками на первом кольце магнитопровода статора. На торцевых поверхностях коронок зубцов выполнены выступы, положение которых совпадает с ферромагнитными элементами дисков статора. Ротор быстрого вращения расположен посередине электродвигателя. 8 ил.
Синхронный электродвигатель с магнитной редукцией, содержащий корпус, магнитопровод статора с зубцами и многофазной обмоткой, ротор быстрого вращения с постоянными магнитами и подшипником, ротор медленного вращения на валу с подшипниками и статор имеют чередующиеся диски, диски статора и ротора медленного вращения состоят из ферромагнитных и немагнитных элементов в виде секторов, постоянные магниты имеют вид секторов и намагничены аксиально с чередующейся полярностью, магниропровод статора выполнен в виде двух колец из ленты электротехнической стали путем навивки, расположенных по торцам электродвигателя, накладные зубцы с катушками и коронками установлены на торцевой поверхности первого кольца магнитопровода статора, причем количества ферромагнитных элементов на диске статора zc и на диске ротора zp связаны равенством zp=zc±2p, где р - число пар полюсов обмотки статора, а угловые размеры ферромагнитных элементов дисков статора и ротора медленного вращения различны, подшипник ротора быстрого вращения установлен на валу ротора медленного вращения, а толщина постоянных магнитов hм на роторе быстрого вращения связана с толщиной и количеством рабочих зазоров соотношением hм=2mδ, где δ - зазор между дисками, m - число дисков ротора медленного вращения, отличающийся тем, что введены накладные зубцы с катушками и коронками, установленные на торцевой поверхности второго кольца магнитопровода статора и имеющие одинаковые угловые положения с зубцами, катушками и коронками на первом кольце магнитопровода статора, на торцевых поверхностях коронок зубцов выполнены выступы, положение которых совпадает с ферромагнитными элементами дисков статора, а ротор быстрого вращения расположен посередине электродвигателя.
СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С МАГНИТНОЙ РЕДУКЦИЕЙ | 2015 |
|
RU2604058C1 |
СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С МАГНИТНОЙ РЕДУКЦИЕЙ | 2013 |
|
RU2544835C1 |
СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С МАГНИТНОЙ РЕДУКЦИЕЙ | 2008 |
|
RU2375806C1 |
Механизм для транспортирования паспортной ленты | 1957 |
|
SU118136A1 |
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ВЫБОРА ТОВАРОВ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ТОРГОВОГО АППАРАТА | 1997 |
|
RU2133982C1 |
US 20160087517 A1, 24.03.2016 | |||
US 8987963 B2, 24.03.2015. |
Авторы
Даты
2018-10-08—Публикация
2017-12-21—Подача