Модульный центробежный компрессор с осевым входом и встроенным электроприводом Российский патент 2018 года по МПК F04D25/00 

Описание патента на изобретение RU2675296C1

Изобретение относится к компрессорной технике и может использоваться в качестве компрессорного агрегата для сжатия различных газов в нефтегазовых, химических и других отраслях промышленности.

Известные компрессорные агрегаты обычно выполняют в виде многоступенчатых конструкций (компрессорных корпусов сжатия, электродвигателей, мультипликаторов), объединенных с помощью различного типа трансмиссий в единый компрессорный агрегат (Шнепп В.Б. Конструкция и расчет центробежных компрессорных машин. - М.; Машиностроение. 1995. - 240 с).

Недостатком таких агрегатов является необходимость большой установочной площади для размещения составных частей агрегата и трубной обвязки.

Известны конструкции многовальных компрессорных агрегатов с осевым входом и со встроенным мультипликатором, в которых каждое рабочее колесо или два колеса установлены на концы своей вал-шестерни и образуют секцию центробежного компрессора с оптимальным подбором параметров. (Шнепп В.Б. Конструкция и расчет центробежных компрессорных машин. - М.; Машиностроение. 1995. - 240 с).

Такая конструкция наиболее близка функционально к предлагаемому устройству, однако она имеет ограничение по количеству ступеней и применяется на относительно невысокие давления

Известны конструкции компрессорных агрегатов, в которых электродвигатель и компрессорные ступени сжатия объединены в единую конструкцию, причем рабочие колеса центробежных ступеней сжатия устанавливаются на концы ротора электродвигателя с одной или с двух сторон. Такая компоновка компрессорного агрегата получила название MOPICO (Motor Pipeline Compressor) (М. Брюне, И. Детомб. Применение активных магнитных подшипников в турбокомпрессорах и турбодетандерах газовой промышленности. Компрессорная техника и пневматика. №7, 2001 г., 18 с).

В компрессорных агрегатах по схеме MOPICO все вращающиеся элементы находятся в одном герметизированном корпусе, расположенном в среде технологического газа. Учитывая, что оси входных и выходных патрубков таких компрессоров расположены под углом 90 градусов, то при многокорпусной компоновке агрегата также требуется большая площадь для размещения составных частей агрегата и трубной обвязки, что является их недостатком.

Задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является создание высокоэффективной и технологичной при монтаже конструкции компрессора полной заводской готовности, обеспечивающую также компактную сборку из нескольких компрессоров многокорпусного компрессорного агрегата.

Технический результат достигается тем, что в модульном компрессоре с осевым входом и встроенным электроприводом, содержащем установленный во внутреннем корпусе модуль электропривода с электродвигателем и опорами активных магнитных подшипников и модуль ступени сжатия, объединенные в едином наружном корпусе и имеющие единый ротор, сам ротор выполнен в виде полой трубы, сообщенной одним своим концом со всасывающим патрубком, а другим концом - со входом в консольно закрепленное на ней центробежное рабочее колесо модуля ступени сжатия, выход из которого соединен с выходным патрубком компрессора, причем с внешней стороны трубы установлены роторы электродвигателя и опор системы магнитных подшипников, при этом внутренний корпус модуля электропривода установлен в наружном корпусе с образованием полости охлаждения электродвигателя, выполненной герметичной относительно полостей всасывания и нагнетания компрессора. Кроме того, центробежное рабочее колесо может быть выполнено либо закрытого типа и при этом быть связанным своим выходом через диффузор и обратный направляющий аппарат с осевым выходным патрубком, либо полуоткрытого типа и при этом быть связанным с радиальным выходным патрубком через выходное устройство в виде сборной улитки, конструктивно совмещенным с задней крышкой компрессора.

В качестве электродвигателя модуля электропривода может быть применен высокочастотный электродвигатель постоянного или переменного тока с регулируемой частотой вращения единого ротора от электронного преобразователя.

Исполнение единого ротора компрессора в виде трубы уменьшает массу ротора и повышает жесткость роторной системы, что облегчает выбор режимов настройки САМП, повышая, тем самым эффективность работы компрессора, и обеспечивая компактность и технологичность его схемы.

Установка внутреннего корпуса модуля электропривода в наружном корпусе с образованием герметичной относительно полостей всасывания и нагнетания компрессора полости, позволяет осуществлять охлаждение электродвигателя, что повышает эффективность работы компрессора.

Конструктивное исполнение модульного компрессора, как с осевым, так и радиальным направлением выхода компримируемого газа позволяет создавать максимально компактную сборку многокорпусного компрессорного агрегата из нескольких различных модульных компрессоров.

Применение в предлагаемой конструкции компрессора электропривода с регулируемой частотой вращения позволяет выбирать оптимальные режимы работы модуля ступени сжатия при использовании компрессора, как в индивидуальном применении, так и в составе многоступенчатого компрессорного агрегата.

На фиг. 1 представлен модульный компрессор с осевым входом и выходом компримируемого газа, на фиг. 2 представлен модульный компрессор с осевым входом и радиальным выходом компримируемого газа, на фиг. 3 представлен разрез А-А фиг. 2, на фиг. 4 представлена схема организации многокорпусной компоновки компрессорного агрегата, составленная из модульных компрессоров.

Модульный компрессор содержит цилиндрический внутренний корпус 1, в котором установлен статор 2 электродвигателя, статоры 3 и 4 радиальных и осевых электромагнитных опор системы активных магнитных подшипников (САМП), а также страховочные механические подшипники 5. Единый ротор компрессора выполнен в виде трубы 6, на которой с внешней стороны установлены ротор 7 электродвигателя, роторы 8 радиальных и осевых (диск упорный) электромагнитных опор САМП и рабочее колесо 9 модуля ступени сжатия. Рабочее колесо 9 может быть выполнено полуоткрытого и закрытого типа. При выполнении рабочего колеса закрытого типа (фиг. 1) оно состоит из основного и покрывного дисков 10, 11, тогда как у рабочего колеса полуоткрытого типа (фиг. 2) в наличии только основной диск 10 с выфрезерованными или приваренными к нему лопатками. Внутренняя полость трубы 6 соединена с осевым входным патрубком компрессора 12 и является полостью всасывания компрессора.

Внутренний корпус 1 и статорная часть модуля ступени сжатия размещены во внешнем цилиндрическом корпусе 13, являющимся и корпусом компрессора. Между внешним и внутренним корпусами 1, 13 образована полость 14 охлаждения электродвигателя, герметичная по отношению к полостям всасывания и нагнетания компрессора. Статорная часть модуля ступени сжатия содержит диффузор 15 и обратный направляющий аппарат 16, организующий совместно с элементом 18 поворот и осевой выход компримируемого газа через патрубок 17 (фиг. 1). Статорная часть модуля ступени сжатия может также быть выполнена в виде сборной улитки 19, организующей выход газа в радиальном направлении через выходной патрубок 17 (фиг. 2, 3).

Электродвигатель выполнен в виде высокочастотного электропривода постоянного или переменного тока с регулируемой частотой вращения ротора от электронного преобразователя. В конструкции может быть и электродвигатель другого типа, например синхронный двигатель или безконтактный двигатель постоянного тока, при этом при этом конструкция агрегата принципиально не изменяется, а отличаться варианты будут только роторными элементами электродвигателя и аппаратурой управления.

Модульное исполнение компрессора с осевым входом и осевым или радиальным выходом позволяет компоновать многоступенчатый компрессорный агрегат путем последовательной сборки друг за другом модульных компрессоров с их соединением через входные и выходные патрубки 12, 17. При этом производственная площадь, занимаемая многокорпусным компрессорным агрегатом, будет минимальна. На фиг. 4 показан вариант компоновки из модульных компрессоров 20, конструкция которых представлена на фиг. 1 и модульных компрессоров 21 конструкция которых, представлена на фиг. 2, 3.

Работу модульного компрессора рассмотрим на примере исполнения секций электродвигателя по типу асинхронного с обмоткой ротора в виде беличьей клетки.

Первым этапом включения в работу является включение САМП представляющей собой пятиканальную систему автоматической стабилизации ротора относительно оси внутреннего корпуса 1. При включении САМП активизируются ее радиальные и осевые опоры, в результате действия которых ротор компрессора стабилизируется относительно оси корпуса без механического контакта с неподвижными элементами. На втором этапе включения в работу многофазная обмотка статора 2 электродвигателя запитывается от частотного преобразователя, осуществляющего запуск двигателя по определенному алгоритму. Компримируемый газ поступает со стороны всасывания, проходит через модуль ступени сжатия и поступает на сторону нагнетания, либо через обратный направляющий аппарат в осевом направлении, либо через сборную улитку в радиальном направлении.

Применение в предлагаемой конструкции компрессора электропривода с регулируемой частотой вращения позволяет выбирать оптимальные режимы работы при использовании компрессора, как в индивидуальном, так и в составе многоступенчатого компрессора.

Таким образом, благодаря выполнению компрессора в виде совмещенной конструкции модуля электропривода и модуля ступени сжатия, с единым ротором в виде трубы, установленной в опорах системы активных магнитных подшипников, получена возможность создания модульного компрессора с осевым входом и встроенным электроприводом, конструкция которого технологична при изготовлении, монтаже и вводе в эксплуатацию, и которая позволяет создавать компактную сборку многоступенчатых компрессорных агрегатов с оптимальным распределением параметров по ступеням сжатия.

Похожие патенты RU2675296C1

название год авторы номер документа
МОДУЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОДНОЙ КОМПРЕССОРНЫЙ АГРЕГАТ 2011
  • Андрианов Александр Васильевич
  • Ахметзянов Альберт Мингаязович
  • Гузельбаев Яхия Зиннатович
  • Страхов Геннадий Павлович
  • Хисамеев Ибрагим Габдулхакович
RU2461738C1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ХЛАДОНОВЫЙ КОМПРЕССОР 2021
  • Желваков Владимир Валентинович
RU2783056C1
Способ использования углеводородного газа и модульная компрессорная установка для его осуществления 2018
  • Власов Артем Игоревич
  • Калинин Владимир Викторович
  • Федоренко Валерий Денисович
  • Горюнов Сергей Владимирович
  • Крестовских Елена Владимировна
  • Белова Ольга Владимировна
RU2692859C1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОРНЫЙ АГРЕГАТ 2011
  • Андрианов Александр Васильевич
  • Архипов Александр Иванович
  • Гузельбаев Яхия Зиннатович
  • Кузьмин Олег Львович
  • Харитонов Александр Петрович
  • Хисамеев Ибрагим Габдулхакович
RU2458253C1
ХОЛОДИЛЬНАЯ УСТАНОВКА И ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОРНЫЙ АГРЕГАТ ХОЛОДИЛЬНОЙ УСТАНОВКИ 1996
  • Верещагин М.П.
  • Королев Э.Г.
  • Колончин В.С.
RU2104448C1
ТЕПЛОВАЯ ЭЛЕКТРОГЕНЕРИРУЮЩАЯ МАШИНА 2000
  • Квашенников В.В.
RU2176025C1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОРНЫЙ АГРЕГАТ 2011
  • Андрианов Александр Васильевич
  • Архипов Александр Иванович
  • Ахметзянов Альберт Мингаязович
  • Габрахманов Руслан Ильгизович
  • Гузельбаев Яхия Зиннатович
  • Лунев Александр Тимофеевич
  • Страхов Геннадий Павлович
  • Харитонов Александр Петрович
RU2472043C1
ТУРБОАГРЕГАТ КОМПРЕССОРНО-НАСОСНЫЙ 1997
  • Ульянов А.Г.
  • Шишкин Ю.П.
RU2133929C1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОРНЫЙ АГРЕГАТ И ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Верещагин М.П.
  • Карпышев А.В.
  • Куликов Н.И.
RU2150609C1
БЛОЧНО-КОМПЛЕКТНАЯ ТУРБОКОМПРЕССОРНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО ГАЗА 2008
  • Бухолдин Юрий Сергеевич
  • Зленко Александр Викторович
  • Кравец Вячеслав Григорьевич
  • Кутовой Константин Павлович
  • Парафейник Владимир Петрович
  • Татаринов Владимир Михайлович
RU2464448C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 675 296 C1

Реферат патента 2018 года Модульный центробежный компрессор с осевым входом и встроенным электроприводом

Изобретение относится к компрессорной технике. Модульный центробежный компрессор с осевым входом и встроенным электроприводом содержит модуль электропривода и модуль ступени сжатия, объединенные во внешнем корпусе и имеющие единый ротор, выполненный в виде трубы, на внешней стороне которой установлены роторные части электродвигателя и опор системы активных магнитных подшипников. Ротор одним своим концом сообщен с всасывающим патрубком, а другим концом - с входом в консольно закрепленное рабочее колесо модуля ступени сжатия, выход из которого соединен с выходным патрубком компрессора. Внутренний корпус модуля электропривода установлен в наружном корпусе с образованием полости охлаждения электродвигателя, выполненной герметичной относительно полостей всасывания и нагнетания компрессора. Изобретение позволяет создать модульный компрессор с технологичной при изготовлении и монтаже конструкцией, обеспечивающей компактную сборку из нескольких компрессорных агрегатов с оптимальным распределением параметров по ступеням сжатия. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 675 296 C1

1. Модульный центробежный компрессор с осевым входом и встроенным электроприводом, содержащий установленный во внутреннем корпусе модуль электропривода с электродвигателем и опорами активных магнитных подшипников, и модуль ступени сжатия, объединенные в едином наружном корпусе и имеющие единый ротор, отличающийся тем, что ротор выполнен в виде полой трубы, сообщенной одним своим концом с всасывающим патрубком, а другим концом - с входом в консольно закрепленное на ней рабочее колесо модуля ступени сжатия, выход из которого соединен с выходным патрубком компрессора, причем с внешней стороны трубы установлены роторы электродвигателя и роторные опоры системы магнитных подшипников, при этом внутренний корпус модуля электропривода установлен в наружном корпусе с образованием полости охлаждения электродвигателя, выполненной герметичной относительно полостей всасывания и нагнетания компрессора.

2. Модульный компрессор по п. 1, отличающийся тем, что выходной патрубок компрессора выполнен осевым, при этом центробежное рабочее колесо выполнено закрытого типа и связано с выходным патрубком через диффузор и обратный направляющий аппарат.

3. Модульный компрессор по п. 1, отличающийся тем, что рабочее колесо выполнено полуоткрытого типа и связано с выходным патрубком через выходное устройство в виде сборной улитки, конструктивно совмещенной с задней крышкой компрессора, при этом выходной патрубок компрессора выполнен радиальным.

4. Модульный компрессор по п. 2 или 3, отличающийся тем, что электропривод выполнен в виде высокочастотного электродвигателя постоянного или переменного тока с регулируемой частотой вращения ротора от электронного преобразователя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2675296C1

ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОРНЫЙ АГРЕГАТ 2003
  • Лабуб Пьер
  • Пюнье Жан-Марк
  • Фриэ Патрик
RU2333398C2
Способ изготовления отверстий униполярными импульсами тока 1952
  • Особое Конструкторское Бюро Станкостроительной Промышленности
SU110432A1
УЗЕЛ ТУРБОКОМПРЕССОРА С ОХЛАЖДАЮЩЕЙ СИСТЕМОЙ 2010
  • Коренблик Герард
RU2532080C2
WO 2002099286 A1, 12.12.2002.

RU 2 675 296 C1

Авторы

Андрианов Александр Васильевич

Ахметзянов Альберт Мингаязович

Гузельбаев Яхия Зиннатович

Страхов Геннадий Павлович

Якимов Дмитрий Евгеньевич

Даты

2018-12-18Публикация

2018-02-13Подача