СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ Российский патент 2019 года по МПК E01C3/04 E01C7/18 

Описание патента на изобретение RU2678173C1

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к способу возведения дорожной одежды и может использоваться на дорогах сельскохозяйственного назначения с малой интенсивностью движения в засушливых регионах России.

Известен способ возведения дорожной одежды включающий: взрыхление грунта на глубину 10-30 см, полив взрыхленного грунта 0,12-0,3% водным раствором технического лигносульфоната с расходом раствора 3-6 л/м2 поверхности грунта, уплотнение увлажненного грунта механизированным катком весом 25-40 т в 10-15 проходов, выдерживание уплотненной смеси на воздухе до достижения им влажности 7-9%, устройство гидрозащиты в виде двухслойного асфальтобетонного покрытия: первый слой толщиной 7-8 см из асфальтобетона с содержанием щебня не более 40%, уплотненного гладковальцовым катком массой 10-18 т (8-10 проходов), второй слой асфальтопесчанным бетоном толщиной 5-8 см с последующим уплотнением гладковальцовым катком массой 10-18 т (8-10 проходов). [Патент РФ №2495181-прототип].

Недостатком известного способа является сложность возведения дорожной одежды для дорог с малой интенсивностью движения с использованием специальной дорожной техники необходимой для измельчения грунта, например, трактора с навесным оборудованием, снабженного дозаторами для введения в измельченный грунт пропитывающего раствора.

Недостатком способа является необходимость использования энергоемкой дорожной техники так как для достижения необходимого коэффициента уплотнения измельченного и пропитанного грунта используются тяжелые катки массой 25-40 т и уплотнение происходит за 10-15 проходов по одному следу, что значительно повышает трудоемкость осуществления способа, следовательно, повышает его экономические затраты.

Так же недостатком известного способа является низкая эксплуатационная надежность автомобильной дороги из-за применения пропитывающего раствора для грунтового основания дороги низкой 0,12-0,3% концентрации, что значительно снижает прочностные и эксплуатационные показатели грунтового основания дороги.

Помимо того, недостатком способа является также низкая эксплуатационная надежность дорожного покрытия, так как в асфальтобетонное покрытие выполнено с содержанием в своем составе щебня не более 40%.

Кроме того, недостатком способа также является повышенный расход раствора лигносульфоната, на 3-бл на м2 поверхности грунта, что также повышает экономические затраты на осуществление способа.

Технический результат - снижение трудоемкости возведения дорожной одежды.

Техническая задача - снижение трудоемкости возведения дорожной одежды за счет упрощения способа, при одновременном повышении эксплуатационных показателей и снижении затрат на осуществление способа.

Решение технической задачи

Способ возведения дорожной одежды, включающий подготовку грунтового основания дороги, увлажнение рабочего слоя основания дороги водным раствором лигносульфоната, уплотнение рабочего слоя основания дороги механизированным катком, возведение двухслойного асфальтобетонного покрытия с уплотнением каждого слоя гладковальцовым катком, в котором подготовку основания дороги осуществляют профилированием земляного полотна автогрейдером, а уплотнение земляного полотна осуществляют комбинированным катком, на подготовленном грунтовом основании дороги сооружают песчаный рабочий слой толщиной 10-20 см с размерами частиц 0,1-3,Омм и содержанием их в общей массе 25%-75%, а увлажнение песчаного рабочего слоя производят водным раствором технического лигносульфоната нормальной температуры концентрацией 0,85-1,50% и расходом 2-5 л на м поверхности песчаного рабочего слоя, после чего пропитанный песчаный рабочий слой уплотняют комбинированным катком, снабженным вибратором, массой 10-15 т за 8-10 проходов по одному следу до достижения коэффициента уплотнения Ку=0,95-1,00, а возведение двухслойного асфальтобетонного покрытия осуществляют над устроенным песчаным рабочим слоем, причем нижний слой выполнен из пористого крупнозернистого асфальтобетона толщиной 6-7 см, а верхний слой выполнен из плотного или высокоплотного мелкозернистого асфальтобетона толщиной 3-5 см, а уплотнение каждого слоя осуществляется катком 10-15 т за 4 прохода по каждому следу.

Сущность способа.

Способ возведения дорожной одежды заключается в том, что в начале осуществляют профилирование земляного полотна автогрейдером, и уплотнение земляного полотна комбинированным катком, затем сооружают рабочий слой толщиной 10-20 см из песчаного грунта, включающий размеры частиц от 0,1 мм до 3,0 мм с содержанием их в общей массе 25%-75%. После чего, отсыпанный песчаный слой увлажняют концентрированным 0,85-1,50% водным раствором технического лигносульфоната нормальной температуры и расходом 2-5 л на м2 поверхности слоя. Концентрация раствора и его расход на 1 м2 поверхности при пропитки рабочего песчаного слоя определены экспериментальным путем. Пропитанный слой песчаного грунта уплотняют комбинированным катком, снабженным вибратором, массой 10-15 т за 8-10 проходов по одному следу до достижения необходимого коэффициента уплотнения Ку=0,95-1,00 [п. 6.15 т. 22 СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги»]. Над устроенным пропитанным слоем песчаного грунта возводят два слоя дорожного покрытия, при этом нижний слой выполнен из пористого крупнозернистого асфальтобетона толщиной не менее 6-7 см [п. 7.24 т. 30 СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги»], а верхний слой выполнен из плотного или высокоплотного мелкозернистого асфальтобетона толщиной не менее 3-5 см [п. 7.24 т. 30 СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги»] с поочередным уплотнением каждого слоя гладковальцовым катком массой 10-15 т за 4 прохода по одному следу.

Для сравнения были проведены лабораторно-экспериментальные исследования по определению коэффициента уплотнения грунта земляного полотна по прототипу и рабочего песчаного слоя по заявляемому способу. Результаты исследований приведены в таблице.

Из приведенной таблицы по результатам полученных исследований видно, что для достижения необходимого коэффициента уплотнения рабочего слоя по заявляемому способу, в сравнении со способом по прототипу, достаточно меньшее количество проходов по каждому следу с использованием катков меньшей массой.

Таким образом, подготовка основания автомобильной дороги осуществляемая с профилированием и последующим уплотнением земляного полотна с дальнейшей отсыпкой на нем песчаного рабочего слоя толщиной 10-20 см позволяет обеспечить равномерное распределение нагрузки от движущего транспорта, что значительно повышает эксплуатационные характеристики дорожной одежды.

Использование водного раствора технического лигносульфоната высокой концентрации 0,85-1,50% при пропитке песчаного рабочего слоя позволяет повысить прочность основания дорожного покрытия, а, следовательно, и его эксплуатационные показатели, при этом для уплотнения песчаного рабочего слоя используются катки массой 10-15 т, а необходимый коэффициент уплотнения достигается за 8-10 проходов по одному следу, что значительно сокращает трудоемкость предлагаемого способа возведения дорожной одежды, а также энергоемкость используемой дорожной техники.

Выполнение двухслойного асфальтобетонного покрытия в котором нижний слой выполнен из пористого крупнозернистого асфальтобетона толщиной 6-7 см, а верхний слой из плотного или высокоплотного мелкозернистого асфальтобетона толщиной 3-5 см, позволяет выдерживать более высокие нагрузки на дорожное покрытие, а также способствует повышению долговечности их использования.

Предлагаемый способ возведения дорожного покрытия, в сравнении со способом по прототипу, является менее трудоемким при одновременном повышении эксплуатационных показателей, что является новым техническим результатом предлагаемого способа.

Похожие патенты RU2678173C1

название год авторы номер документа
КОЛЬЦЕВАЯ МАГИСТРАЛЬ МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КОЛЬЦЕВОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА 1998
  • Арутюнов В.С.
  • Браславский В.Д.
  • Карасева Н.С.
  • Коган Р.А.
  • Новиков А.А.
  • Пешков А.С.
  • Самохвалов А.Ю.
  • Селиванов Н.П.
RU2135672C1
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА И СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ С ЕЕ РЕМОНТОМ И РЕКОНСТРУКЦИЕЙ 1998
  • Коган Р.А.
  • Селиванов В.Н.
  • Селиванов С.Н.
  • Юмашев В.М.
RU2135671C1
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ОСНОВАНИЯ АЭРОДРОМНЫХ И ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД ИЗ НЕКОНДИЦИОННЫХ ГРУНТОВ 2021
  • Пащенко Федор Александрович
  • Харьков Никита Сергеевич
  • Гарбузов Валерий Викторович
RU2767638C1
Способ устройства слоев дорожных одежд для транспортной инфраструктуры 2017
  • Горбунов Олег Александрович
  • Добров Эдуард Михайлович
  • Кочеткова Рима Габдулловна
RU2666949C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ 2012
  • Боровик Виталий Сергеевич
  • Фомичев Валерий Тарасович
  • Глинянова Ирина Юрьевна
  • Ковалев Кирилл Михайлович
  • Прокшиц Владимир Никифорович
  • Наумова Галина Алексеевна
RU2495181C1
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА 1998
  • Селиванов Н.П.
RU2140479C1
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ОСНОВАНИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, ПЛОЩАДОК, ТРОТУАРОВ НА ОСНОВЕ ЗОЛОМИНЕРАЛЬНЫХ СМЕСЕЙ 1998
  • Симонов В.Я.
RU2153554C2
Способ строительства дорожной одежды и конструкция дорожной одежды 2018
  • Кочетков Андрей Викторович
  • Иванов Александр Федорович
  • Коротковский Сергей Алексеевич
  • Васильев Юрий Эммануилович
  • Талалай Виктор Вячеславович
RU2714547C1
СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ПЕСКОВ 2018
  • Гофман Дмитрий Иванович
  • Лескин Андрей Иванович
  • Алексиков Сергей Васильевич
  • Баев Анзор Абдулхалимович
RU2689106C1
СПОСОБ УШИРЕНИЯ ДОРОЖНОЙ КОНСТРУКЦИИ (ВАРИАНТЫ) 2013
  • Меркушов Николай Васильевич
  • Рудов Виталий Владимирович
RU2538560C2

Реферат патента 2019 года СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к способу возведения дорожной одежды, и может использоваться на дорогах сельскохозяйственного назначения с малой интенсивностью движения в засушливых регионах России. Способ возведения дорожной одежды заключается в том, что вначале осуществляют профилирование и уплотнение земляного полотна, затем сооружают рабочий слой толщиной 10-20 см из песчаного грунта. После чего отсыпанный песчаный слой увлажняют концентрированным 0,85-1,50% водным раствором технического лигносульфоната нормальной температуры и с расходом 2-5 л на м2 поверхности слоя. Пропитанный слой песчаного грунта уплотняют комбинированным катком, снабженным вибратором, массой 10-15 т за 8-10 проходов по одному следу до достижения необходимого коэффициента уплотнения Ку=0,95-1,00. Над устроенным пропитанным слоем песчаного грунта возводят два слоя дорожного покрытия, при этом нижний слой выполнен из пористого крупнозернистого асфальтобетона толщиной 6-7 см, а верхний слой выполнен из плотного или высокоплотного мелкозернистого асфальтобетона толщиной 3-5 см с поочередным уплотнением каждого слоя гладковальцовым катком массой 10-15 т за 4 прохода по одному следу. Технический результат - снижение трудоемкости возведения дорожной одежды. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 678 173 C1

Способ возведения дорожной одежды, включающий подготовку грунтового основания дороги, увлажнение рабочего слоя основания дороги водным раствором лигносульфоната, уплотнение рабочего слоя основания дороги механизированным катком, возведение двухслойного асфальтобетонного покрытия с уплотнением каждого слоя гладковальцовым катком, отличающийся тем, что подготовку основания дороги осуществляют профилированием земляного полотна автогрейдером, а уплотнение земляного полотна комбинированным катком, на подготовленном грунтовом основании дороги сооружают песчаный рабочий слой толщиной 10-20 см с размерами частиц 0,1-3,0 мм и содержанием их в общей массе 25-75%, а увлажнение песчаного рабочего слоя производят водным раствором технического лигносульфоната нормальной температуры с концентрацией 0,85-1,50% и расходом 2-5 л на 1 м2 поверхности песчаного рабочего слоя, после чего пропитанный песчаный рабочий слой уплотняют комбинированным катком, снабженным вибратором, массой 10-15 т за 8-10 проходов по одному следу до достижения коэффициента уплотнения Ку=0,95-1,00, после чего возведение двухслойного асфальтобетонного покрытия осуществляют над устроенным песчаным рабочим слоем, причем нижний слой выполнен из пористого крупнозернистого асфальтобетона толщиной 6-7 см, а верхний слой выполнен из плотного мелкозернистого асфальтобетона толщиной 3-5 см, а уплотнение каждого слоя осуществляют катком 10-15 т за 4 прохода по каждому следу.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2678173C1

СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ 2012
  • Боровик Виталий Сергеевич
  • Фомичев Валерий Тарасович
  • Глинянова Ирина Юрьевна
  • Ковалев Кирилл Михайлович
  • Прокшиц Владимир Никифорович
  • Наумова Галина Алексеевна
RU2495181C1
СОСТАВ ГРУНТОБЕТОННОЙ СМЕСИ, ГРУНТОБЕТОННОЕ ОСНОВАНИЕ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ, СПОСОБ ЕГО УСТРОЙСТВА 2010
  • Строкова Валерия Валерьевна
  • Карацупа Сергей Викторович
  • Дмитриева Татьяна Владимировна
  • Лютенко Андрей Олегович
  • Николаенко Михаил Алексеевич
RU2445285C2
ГРУНТОВАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 2005
  • Вяткин Александр Павлович
  • Афанасьев Иван Афанасьевич
  • Краснов Евгений Сергеевич
  • Вагнер Сергей Александрович
RU2296831C1
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ 2011
  • Бикбау Марсель Янович
  • Бикбау Ульяна Марсельевна
  • Тимочкина Лариса Юрьевна
RU2473728C1
CN 202755600 U, 27.02.2013.

RU 2 678 173 C1

Авторы

Гофман Дмитрий Иванович

Лескин Андрей Иванович

Гайдадин Алексей Николаевич

Бабаян Альберт Рафаелович

Глазунов Илья Игоревич

Даты

2019-01-23Публикация

2017-12-29Подача