ГРУНТОВАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Российский патент 2007 года по МПК E01C3/04 B09B3/00 C04B28/04 C04B18/18 C04B111/20 

Описание патента на изобретение RU2296831C1

Изобретение относится к дорожному строительству и может использоваться для укрепления грунтов при устройстве оснований и покрытий автомобильных дорог при одновременной утилизации нефтесодержащих отходов промышленности.

Известен состав для укрепления связанного грунта (а.с. №883143, С 09 К 17/00, 1979), включающий нефть, добавку и воду, где в качестве добавки используется кремнефтористый натрий, при соотношении ингредиентов (мас.%): нефть 25-40; кремнефтористый натрий 15-30; вода - остальное. Недостатком является необходимость специального использования нефти для приготовления состава для обработки грунтовых смесей, недостаточная прочность и водостойкость закрепленного грунта.

Наиболее близким к заявляемому является техническое решение по патенту России №2154808, Е 01 С 3/04, 2002, позволяющее расширить сырьевую базу грунтов за счет применения отходов промышленности, в котором для устройства основания автомобильных дорог и аэродромов предлагается использовать шламобетон. Шламобетон включает нефтешлам и минеральное вяжущее - цемент или известь, основу нефтешлама составляет шлам нефтедобычи. Шлам нефтедобычи состоит из 50-75 мас.% высокодисперсных частиц металла, кварца, гидроксидов железа, алюминия и кальция, карбонатов кальция и магния, сырой нефти 20-40 мас.%. Соотношение компонентов в шламобетоне следующее (мас.%): шлам нефтедобычи 86-88, цемент или известь 12-14. Недостатком является высокое содержание воды в шламе нефтедобычи, влияющее на качество дорожного покрытия, в частности на его прочность, водостойкость и морозостойкость.

Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение качества грунта для дорожного строительства, получаемого при утилизации нефтесодержащих отходов.

Технический результат достигается тем, что грунтовая смесь для дорожного строительства, включающая нефтесодержащие отходы, минеральное вяжущее и добавку, в качестве нефтесодержащих отходов содержит нефтезагрязненный грунт, в качестве минерального вяжущего - портландцемент, в качестве добавки - лигносульфонаты технические порошкообразные, при следующем соотношении, мас.%:

нефтезагрязненный грунт 79,60-85,72портландцемент 14-20лигносульфонаты техническиепорошкообразные 0,28-0,4.

Технический результат достигается за счет укрепления нефтезагрязненного грунта (НЗГ) неорганическим вяжущим.

В естественном состоянии НЗГ представляет собой смесь фракций АСПО (асфальто-смоло-парафиносодержащих отложений), нефти, воды и грунта. НЗГ хранится в специальных хранилищах, куда свозится для утилизации после ликвидаций последствий аварий на трубопроводах.

В результате укрепления получают новое вещество, отличающееся по физико-механическим свойствам от исходных - НЗГ и портландцемента. Новое вещество, образующееся при объединении компонентов и добавлении лигносульфонатов технических порошкообразных (ЛСТП), в результате физических, физико-химических и химических процессов приобретает коагуляционную структуру, отличающуюся высокой прочностью, жесткостью, термостабильностью и повышенной упругостью.

ЛСТП вводятся в укрепленный грунт для предотвращения вымывания из него нефтепродуктов, т.к., обладая высокой удельной площадью поверхности, являются дополнительными сорбентами. Результаты водной вытяжки из образцов укрепленного НЗГ минеральным вяжущим - портландцементом показали, что даже при малых дозах (2% от массы вяжущего) отделение нефтесодержащих продуктов и их вымывание прекращается.

Экспериментальный подбор состава НЗГ, укрепленного портландцементом, показал, что оптимальное содержание вяжущего составляет 14-20% от массы сухой смеси. Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов в возрасте 28 суток составляет 3,09-4,8 МПа, на растяжение при изгибе 1,92-2,58 МПа, коэффициент морозостойкости 0,76-0,86 при нагрузке уплотнения 15 МПа.

Данные экспериментальных исследований приведены в таблице.

Состав, %Влажность, %Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов в возрасте 28 суток, МПаПредел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов в возрасте 28 суток, МПаКоэффициент морозостойкостиНЗГПортландцементЛСТ191,8480,16221,61,240,32289,80100,2221,841,460,47387,76120,24222,071,760,61485,72140,28223,091,920,76583,68160,32223,342,230,82679,60200,4224,82,580,86

Как видно из результатов таблицы, грунтовые смеси составов 1, 2, 3 не соответствуют поставленной технической задаче, т.к. не отвечают необходимым требованиям качества. Составы 4, 5, 6 оптимальны по процентному содержанию компонентов, обеспечивающему достаточную прочность и морозостойкость дорожного покрытия.

Требования по прочности грунтовой смеси обуславливаются требованием постоянства сопротивления действию колес транспортных средств.

Нефтезагрязненные грунты, укрепленные цементом, используют для устройства парогидроизолирующих слоев благодаря гидрофобизирующим свойствам. Изолирующие прослойки в земляном полотне устраивают, чтобы предохранить грунт в основании дорожной одежды от источников увлажнения, т.к. в условиях избыточного увлажнения уплотненный грунт разуплотняется в зоне промерзания.

Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет при утилизации НЗГ получить грунтовую смесь для дорожного строительства, отвечающую требованиям по прочности, водостойкости и морозостойкости.

Похожие патенты RU2296831C1

название год авторы номер документа
СОСТАВ ГРУНТОБЕТОННОЙ СМЕСИ, ГРУНТОБЕТОННОЕ ОСНОВАНИЕ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ, СПОСОБ ЕГО УСТРОЙСТВА 2010
  • Строкова Валерия Валерьевна
  • Карацупа Сергей Викторович
  • Дмитриева Татьяна Владимировна
  • Лютенко Андрей Олегович
  • Николаенко Михаил Алексеевич
RU2445285C2
Укрепленный грунт для устройства оснований дорожных одежд автомобильных и железных дорог 2021
  • Коновалова Наталия Анатольевна
  • Бесполитов Дмитрий Викторович
  • Панков Павел Павлович
  • Руш Елена Анатольевна
  • Авсеенко Надежда Дмитриевна
RU2771804C1
Состав грунтобетонной смеси и способ применения ее в строительстве 2017
  • Коновалова Наталия Анатольевна
  • Панков Павел Павлович
  • Дабижа Ольга Николаевна
  • Ярилов Евгений Витальевич
  • Яковлев Дмитрий Александрович
RU2691042C1
Дорожно-строительный материал - техногенный укреплённый грунт «БРИТ» и способы строительства конструктивных слоёв дорожной одеждыс его использованием 2019
  • Смирнов Антон Павлович
  • Мударисов Рамиль Тимербекович
  • Багаутдинова Ирина Александровна
  • Коротков Алексей Викторович
  • Мызгин Илья Александрович
  • Ушакова Ирина Валерьевна
  • Иванкин Николай Валерьевич
  • Барковский Дмитрий Владиславович
  • Агафонов Андрей Николаевич
RU2716406C1
ШЛАМОБЕТОН 2000
  • Ягудин Н.Г.
  • Коренькова С.Ф.
  • Шеина Т.В.
RU2184808C2
СПОСОБ ОЧИСТКИ НЕФТЕЗАГРЯЗНЕННОГО ГРУНТА ОТ НЕФТЕПРОДУКТОВ 2005
  • Вяткин Александр Павлович
  • Афанасьев Иван Афанасьевич
RU2297289C1
ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ 2013
  • Заболоцкий Станислав Сергеевич
RU2551560C2
ГРУНТ УКРЕПЛЕННЫЙ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ 2013
  • Заболоцкий Станислав Сергеевич
RU2541009C2
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД И ДРУГИХ СООРУЖЕНИЙ 2012
  • Митрофанов Николай Георгиевич
  • Панов Иван Валерьевич
  • Румянцев Дмитрий Анатольевич
  • Шабанова Татьяна Николаевна
  • Зенкин Игорь Николаевич
RU2520118C2
КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ 2011
  • Митрофанов Николай Георгиевич
  • Зенкин Игорь Николаевич
RU2471737C1

Реферат патента 2007 года ГРУНТОВАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Изобретение относится к дорожному строительству и может использоваться для укрепления грунтов при устройстве оснований и покрытий автомобильных дорог. Грунтовая смесь для дорожного строительства, включающая нефтесодержащие отходы, минеральное вяжущее и добавку, в качестве нефтесодержащих отходов содержит нефтезагрязненный грунт, в качестве минерального вяжущего портландцемент, в качестве добавки - лигносульфонаты технические порошкообразные, при следующем соотношении, мас.%: нефтезагрязненный грунт - 79,60-85,72, портландцемент - 14-20, лигносульфонаты технические порошкообразные - 0,28-0,4. Технический результат - при утилизация отходов промышленности - нефтезагрязненного грунта, повышение прочности, водостойкости и морозостойкости грунтовой смеси для дорожного строительства. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 296 831 C1

Грунтовая смесь для дорожного строительства, включающая нефтесодержащие отходы, минеральное вяжущее и добавку, отличающаяся тем, что в качестве нефтесодержащих отходов содержит нефтезагрязненный грунт, в качестве минерального вяжущего - портландцемент, в качестве добавки - лигносульфонаты технические порошкообразные при следующем соотношении, мас.%:

Нефтезагрязненный грунт79,60-85,72Портландцемент14-20Лигносульфонаты техническиепорошкообразные0,28-0,4

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2296831C1

ШЛАМОБЕТОН 2000
  • Ягудин Н.Г.
  • Коренькова С.Ф.
  • Шеина Т.В.
RU2184808C2
Композиция для изготовления изоляционного материала 1986
  • Дергачев Александр Алексеевич
  • Бам Вячеслав Янкелевич
  • Махмотов Ербол Сахитович
SU1362725A1
Вяжущее для бетонной смеси 1988
  • Глазкова Светлана Валентиновна
  • Гакен Мария Вячеславовна
  • Орбелин Сергей Иванович
  • Книжник Генрих Григорьевич
  • Козлов Игорь Аврамович
  • Липтуга Николай Иванович
  • Белик Павел Иванович
  • Рахимкулов Мидхад Гайфуллович
SU1629273A1
ГИДРОИЗОЛЯЦИОННАЯ СМЕСЬ 2000
  • Гельфенбуйм И.В.
  • Мерсон М.Э.
  • Ильясов С.Е.
  • Семенов В.В.
  • Вайсман Я.И.
  • Коротаев В.Н.
  • Тагилов М.А.
  • Тагилова О.А.
RU2177918C1
US 6706108 B2, 16.03.2004
Топчак-трактор для канатной вспашки 1923
  • Берман С.Л.
SU2002A1

RU 2 296 831 C1

Авторы

Вяткин Александр Павлович

Афанасьев Иван Афанасьевич

Краснов Евгений Сергеевич

Вагнер Сергей Александрович

Даты

2007-04-10Публикация

2005-09-08Подача