ГИБРИДНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ Российский патент 2019 года по МПК B64C27/22 B64B1/34 B64C29/00 

Описание патента на изобретение RU2678180C1

Область техники

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к конструкциям комбинированных летательных аппаратов вертикального взлета и посадки, и предназначено для транспортировки людей и грузов в труднодоступной местности с посадкой на склоны, рыхлые поверхности и на воду, а также может быть использовано для полетов в городских условиях с возможностью причаливания к высотным объектам, как средство для мониторинга, спасения и пожаротушения.

Предшествующий уровень техники

Известны комбинированные летательные аппараты, например: «Вертостат» (патент РФ на полезную модель № 63770 от 10 июня 2007 г.) и как прототип «Летательный аппарат аварийно-спасательный» (патент РФ на изобретение № 2 337 855 от 10 ноября 2008 г.; патент США № 8,177,159 В2 от 15 мая 2012 г.).

Указанные летательные аппараты в качестве подъемной силы при взлете-посадке используют несущий газ (гелий) и силу тяговых силовых установок (винты), а при горизонтальном полете - аэродинамику корпуса и крыльев. Прототип приспособлен для посадок на склоны, рыхлые поверхности и воду, причаливания к высотным объектам, но имеет большие габариты, что ограничивает возможности его использования в горах и в условиях плотной городской застройки, а также при сильном ветре.

Раскрытие изобретения

Задачей настоящего изобретения является создание относительно простого и безопасного летательного аппарата вертикального взлета и посадки, позволяющего выполнять полеты в труднодоступной местности с посадкой на склоны, рыхлые поверхности и на воду, а также для полетов в городских условиях с возможностью причаливания к высотным объектам.

Эта задача решается тем, что вертоплан выполнен в виде конструкции, содержащей силовую раму, снизу которой расположена кабина. Сверху силовой рамы расположены по краям две продолговатые оболочки с гелием, подъемная сила которых по большей мере равна половине сухого веса для создания постоянно действующей метацентрической высоты, обеспечивающей устойчивость летательного аппарата. Габариты и форма оболочек обеспечивают аэродинамическую подъемную силу при горизонтальном полете и необходимую площадь парашютирования для плавного снижения в аварийной ситуации. Крепление оболочек снабжено устройством перемещения из верхнего положения в нижнее, необходимое для посадки на рыхлые поверхности и на воду, а также для снижения ветровой нагрузки при стоянке. Спереди и сзади силовой рамы между оболочками расположены два двигателя с винтами в защитных кольцах, создающие вертикальную подъемную силу, и органы управления. Задний винт для создания горизонтальной силы тяги вперед или назад снабжен устройством поворота в положения вертикальное - вперед и наклонное - назад.

Заявляемое изобретение поясняется примером его выполнения и функционирования, схематически изображенными на прилагаемых чертежах:

Фиг. 1. Вид вертоплана сбоку.

Фиг. 2. Вид вертоплана спереди.

Вертоплан (фиг. 1, фиг. 2) состоит из силовой рамы 1, двух оболочек с гелием 2, двух двигателей с винтами в защитных кольцах 3, устройства перемещения оболочек 4 и поворотного устройства заднего винта 5, органов управления 6, кабины для экипажа, пассажиров и грузов 7.

Во время стоянки оболочки 2 находятся в нижнем положении (фиг. 2), что обеспечивает минимальную ветровую нагрузку и необходимую устойчивость на рыхлой поверхности (снег, песок) или плавучесть на воде. Перед взлетом оболочки 2 переводятся устройством перемещения 4 в верхнее положение для создания постоянно действующей метацентрической высоты, обеспечивающей вертикальную устойчивость при объеме гелия, подъемная сила которого по большей мере равна половине сухого веса (около 20 процентов взлетной массы) летательного аппарата.

Основная подъемная сила при вертикальном взлете (около 80 процентов) создается двумя двигателями с винтами 3. После набора высоты вертоплан переводится в горизонтальный полет возрастающей горизонтальной силой тяги посредством плавного перевода устройством поворота 5 заднего винта 3 сначала в наклонное положение, а затем в вертикальное положение вперед; при этом вертоплан приподнимает нос для создания угла атаки (тангажа), обеспечивающего необходимую аэродинамическую подъемную силу. После достижения крейсерской скорости полета основная подъемная сила создается за счет аэродинамики оболочек 2 и передний двигатель 3 может отключаться с переводом винта в режим авторотации. В качестве органов управления 6 можно использовать рули, находящиеся под винтами в потоках воздуха. Перед посадкой включается передний двигатель с винтом, а задний винт плавно возвращается в горизонтальное положение. Для активного торможения или маневрирования задним ходом задний винт переводится в наклонное положение назад.

При аварийном отказе двигателей в полете вертоплан за счет аэродинамики оболочек 2 и авторотации винтов может планировать до ближайшей удобной площадки или плавно снижаться (парашютировать). При аварийной посадке на воду устройство перемещения 4 должно обеспечивать опережающий перевод оболочек 2 из верхнего положения в нижнее, чтобы исключить возможность временного затопления кабины.

После посадки на воду, на лед или снег вертоплан способен двигаться по их поверхности как глиссер или аэросани за счет силы тяги заднего двигателя с винтом. Аналогично прототипу вертоплан может совершать посадки на наклонные площадки с последующим взлетом с них, а также временно причаливать к высотным объектам.

Постоянно действующая метацентрическая высота, обеспечивающая устойчивость вертоплана, а также гарантия плавного снижения (парашютирования) в аварийной ситуации обеспечивают повышенную безопасность полетов, в том числе в сложных метеоусловиях. Простота конструкции исключает необходимость высоких требований к мощности и надежности двигателей, качеству и управляемости винтов, возможностям автоматики, что позволяет в несколько раз снизить стоимость и сроки изготовления вертоплана, а также расходы на его эксплуатацию по сравнению с вертолетами аналогичной грузоподъемности и производительности.

Перечень позиций:

1. Силовая рама

2. Оболочки с несущим газом

3. Двигатели с винтами в защитных кольцах

4. Устройства для перемещения оболочек

5. Устройство поворота заднего винта

6. Органы управления

7. Кабина.

Похожие патенты RU2678180C1

название год авторы номер документа
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ 2007
  • Хакимов Борис Васильевич
  • Черников Александр Николаевич
  • Демидов Герман Викторович
  • Хамитов Рустэм Закиевич
RU2337855C1
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ АЭРОМОБИЛЬНЫЙ ПОДЪЕМНИК 2015
  • Хакимов Борис Васильевич
  • Данилов Анатолий Николаевич
  • Ямилов Назиб Халитович
RU2585697C1
АВИАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ 2008
  • Воронков Юрий Сергеевич
  • Воронков Олег Юрьевич
RU2381959C1
Автожир 2018
  • Краснобородько Владимир Всеволодович
RU2673933C1
ВЕСТАПЛАН-ВЕРТОСТАТ ПЛАНИРУЮЩИЙ И СПОСОБЫ ЕГО БАЗИРОВАНИЯ 2014
  • Шульгин Николай Борисович
RU2578834C2
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2015
  • Яковлев Владимир Васильевич
RU2619976C2
ВИНТОВОЙ СТАТИЧЕСКИЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ "ВИСТЛА-01" 2005
  • Шуликов Константин Владимирович
RU2313472C2
ВИНТОКРЫЛЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2016
  • Юриков Евгений Петрович
  • Андреев Владимир Иванович
RU2662339C2
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2012
  • Анохин Борис Алексеевич
RU2544062C2
Малогабаритный летательный аппарат (ЛА) вертикального взлета/посадки с увеличенной дальностью полета 2017
  • Атаманов Александр Викторович
RU2681464C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 678 180 C1

Реферат патента 2019 года ГИБРИДНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям летательных аппаратов вертикального взлета и посадки, использующих в качестве аэростатической и аэродинамической подъемной силы оболочки с несущим газом и тягу движителей. Гибридный летательный аппарат содержит силовую раму, оболочки с несущим газом, двигатели с винтами, органы управления, кабину. Кабина расположена под силовой рамой, оболочки с несущим газом во время полета - над силовой рамой, имеют аэростатическую подъемную силу, равную по большей мере половине сухого веса летательного аппарата. Оболочки с несущим газом оборудованы устройством перемещения с верхнего положения в нижнее положение относительно силовой рамы, а габариты и форма оболочек обеспечивают аэродинамическую подъемную силу при горизонтальном полете и необходимую площадь для плавного снижения в аварийной ситуации. Обеспечивается возможность посадки на склоны, рыхлые поверхности и на воду, причаливания к высотным объектам. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 678 180 C1

1. Гибридный летательный аппарат, содержащий силовую раму, оболочки с несущим газом, двигатели с винтами, органы управления, кабину, отличающийся тем, что кабина расположена под силовой рамой, оболочки с несущим газом во время полета - над силовой рамой, имеют аэростатическую подъемную силу, равную по большей мере половине сухого веса летательного аппарата, которая необходима для обеспечения устойчивости летательного аппарата, оболочки с несущим газом оборудованы устройством перемещения с верхнего положения в нижнее положение относительно силовой рамы, а габариты и форма оболочек обеспечивают аэродинамическую подъемную силу при горизонтальном полете и необходимую площадь для плавного снижения в аварийной ситуации.

2. Летательный аппарат по п. 1, отличающийся тем, что расположенные между оболочками с несущим газом двигатели с винтами ограждены защитными кольцами, при этом задний двигатель с винтом для создания горизонтальной силы тяги оборудован устройством поворота из горизонтального положения в вертикальное - вперед и наклонное – назад.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2678180C1

ВЕРТОСТАТ 1993
  • Кирсанов Евгений Анисимович
RU2066661C1
Кантующая букса к прокатным станам 1940
  • Попов Н.И.
SU63770A1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ "ШОТА" СО СПЕЦИАЛЬНЫМ ВИНТОМ 1990
  • Хуцишвили Шота Николаевич[Ge]
RU2022875C1
US 20040129831 A1, 08.07.2004
US 5383627 A1, 24.01.1995.

RU 2 678 180 C1

Авторы

Хакимов Борис Васильевич

Даты

2019-01-23Публикация

2018-02-12Подача