Изобретение относится к области геологоразведки и судов для морского бурения, и предназначено для постановки бурового судна на якорную стоянку в точке бурения, а также для защиты водоотделяющей колонны (морского бурового райзера) от плавучих льдов.
Известны способы расстыковки верхней части турели и якорной системы, присоединенной к бую, раскрытые в патентах РФ №2487044 и 2485003. Следует отметить, что конструкции, приведенные в данных патентах, предназначены для работы только с нефтедобывающими платформами (суда типа FPSO), следовательно, подразумевают наличие множества водоотделяющих колонн и гибких трубопроводов, которые присоединены к бую и проходят через центральную шахту турели. Как следует из конструкций и способов стыковки и расстыковки, предложенных в патентах 2487044 и 2485003, их применение на буровом судне невозможно.
Также известна конструкция, описанная в патенте РФ №2224681, которая подразумевает натяжение якорных цепей посредством лебедок, размещенных на столе турели, однако не предусматривает возможности отсоединения судна от якорной системы путем расстыковки.
Наиболее близким по технической сути и достигаемому результату является турель, описанная в патенте РФ №2508223, которая предназначена для использования на буровом судне. Внутри корпуса турели бурового судна, имеющего цилиндрический корпус с буровой шахтой и систему якорного удержания судна, по изобретению в его нижней части установлена кольцевая цилиндрическая конструкция с балластными отсеками, выполненная с возможностью ее вертикального перемещения по направляющим ниже основной плоскости бурового судна. Внутри шахты размещены дефлекторы, расположенные по периметру шахты на ее стенках выше ватерлинии судна.
Недостатком данного технического решения является сложность постановки бурового судна оснащенного данной турелью на якорную стоянку, так как для этого необходимо использование подводных дистанционно управляемых аппаратов, а при работе во льдах это сильно затруднено.
Задачей изобретения является создание турели, специально предназначенной для использования на буровом судне, которая имеет затапливаемый и отделяемый буй, с возможностью индивидуальной регулировки натяжения каждой из цепей якорной системы и возможностью обратного присоединения буя без использования вспомогательных судов.
Указанная задача решается тем, что турель бурового судна, содержит верхнюю часть и нижнюю часть, представляющую собой буй с системой регулирования плавучести, соединенный с нижней частью якорной системы и присоединяемый к верхней части турели с помощью гидравлических замковых устройств, выполненных с возможностью спуска и подъема для захвата ответных частей якорных цепей, при этом цепи удерживающей якорной системы закреплены на верхней части турели на барабанах лебедок с применением гидравлических устройств натяжения.
Предлагаемая в настоящем патенте конструкция относится к оборудованию буровых судов, а именно подразумевает использование одной водоотделяющей колонны (морского бурового райзера), которая, согласно общеизвестному методу снятия и постановки бурового судна на точку бурения, должна быть полностью поднята перед любым перемещением бурового судна. В конструкции использован отделяемый затапливаемый буй, соединенный с нижней частью якорной системы и присоединяемый к верхней части турели с помощью восьми гидравлических замковых устройств, которые в свою очередь могут спускаться и подниматься для захвата ответных частей якорных цепей, а также, с помощью гидравлических цилиндров, расположенных на столе турели, регулировать натяжение каждой из цепей.
Предлагаемая турель отличается от прототипа тем, что цепи удерживающей якорной системы закреплены не на корпусе судна, а на самой турели на барабанах лебедок с применением гидравлических устройств натяжения, а также применением отделяемого буя с системой регулирования плавучести. Данные отличия позволяют производить присоединение и отсоединение бурового судна от буя без использования вспомогательных судов, что выгодно отличает предлагаемую конструкцию от прототипа.
Верхние части якорных цепей, проходящие сквозь отделяемый буй, имеют в своей конструкции ответные (пассивные) части гидравлических замков, которые в процессе присоединения буя к турели захватываются с помощью активных гидравлических замков, расположенных на якорных цепях, которые в свою очередь, намотаны на барабаны лебедок.
На фиг. 1 представлен эскиз турели в статическом положении, на фиг. 2 представлено буровое судно при позиционировании относительно буя, на фиг. 3 изображен процесс всплытия буя, на фиг. 4. изображен процесс захвата буя, на фиг. 5 изображен процесс регулирования натяжения якорных цепей. На фиг. 6 представлен эскиз устройства отделяемого буя.
Турель бурового судна состоит из верхней части 1 турели, нижней части 2 турели (буй с системой 3 регулирования плавучести), сквозь буй проходят цепи 4 якорной системы, на концах которых закреплены ответные (пассивные) части гидравлических замков 5. На столе верхней части турели на гидравлических цилиндрах 7 устройств натяжения закреплены барабаны лебедок 6, на которые намотаны цепи с верхними (активными) частями гидравлических замков 8.
Система регулирования плавучести представляет собой затапливаемый/продуваемый балластный отсек.
Устройство работает следующим образом: буй 2 с системой 3 регулирования плавучести и якорными цепями 4 заранее подобранной длины, соответствующей глубине моря в месте проведения буровых работ, транспортируется и устанавливается с помощью вспомогательных судов, и с помощью системы регулирования плавучести (плавучесть буя предпочтительно регулируется с помощью затопления внутренних полостей буя) затапливается на определенной глубине. После этого буровое судно 9 общеизвестным методом, с помощью системы динамического позиционирования (фиг. 2) встает на позицию над буем 2. Далее с помощью системы 3 регулирования плавучести осуществляется всплытие буя 2, и захват его гидравлическими замками 8, которые закреплены на нижней части якорных цепей, которые в свою очередь находятся на барабанах лебедок 6 по периметру верхней части 1 турели.
После захвата буя 2, он подтягивается (фиг. 4) вверх и стыкуется с верхней частью 1 турели с помощью направляющих. Таким образом, исключается поворот буя относительно верхней части турели.
При дальнейшем нахождении судна в точке бурения регулировка натяжения каждой из якорных цепей 4 осуществляется с помощью гидравлических цилиндров 7. (фиг. 5.) Также с помощью натяжения цепей 4 регулируется и положение буя 2, который выступает в качестве защиты от плавучих льдов, которые подламываются под корпус судна. Сужение на верхней части турели позволяет защитить барабаны лебедок и палубу буровой шахты от заливания морской водой.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОТСОЕДИНЯЕМАЯ СИСТЕМА ТУРЕЛЬНОГО ПРИЧАЛА С УТЯЖЕЛЕННЫМ ПРИЧАЛЬНЫМ БУЕМ, НЕСУЩИМ ВОДООТДЕЛЯЮЩУЮ КОЛОННУ | 2009 |
|
RU2487044C2 |
СИСТЕМА ШВАРТОВКИ С ОТДЕЛЕННЫМИ ЯКОРНЫМИ ОТТЯЖКАМИ И/ИЛИ СИСТЕМОЙ ВОДООТДЕЛЯЮЩИХ КОЛОНН | 2010 |
|
RU2519456C2 |
УЛУЧШЕННАЯ ОТСОЕДИНЯЕМАЯ ПЛАВУЧАЯ ШВАРТОВНАЯ СИСТЕМА С ТУРЕЛЬЮ | 2006 |
|
RU2412080C2 |
ОТСОЕДИНЯЕМАЯ ТУРЕЛЬНАЯ ЯКОРНАЯ СИСТЕМА С ВРАЩАЕМОЙ ПОВОРОТНОЙ ПЛАТФОРМОЙ | 2009 |
|
RU2489300C2 |
МОРСКОЕ ПЛАВУЧЕЕ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ДОБЫЧИ, ХРАНЕНИЯ И ВЫГРУЗКИ, ИСПОЛЬЗУЕМОЕ В ПОКРЫТОЙ ЛЬДОМ И ЧИСТОЙ ВОДЕ (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2478516C1 |
СПОСОБ ПОСТАНОВКИ БУРОВОГО СУДНА С ТУРЕЛЬЮ НА ЯКОРНО-ШВАРТОВНУЮ СИСТЕМУ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ | 2018 |
|
RU2676927C1 |
Система подводного позиционирования устройства типа "купол" для ликвидации подводных разливов нефти | 2019 |
|
RU2714336C1 |
СУДНО ДЛЯ БУРЕНИЯ И ДОБЫЧИ В ЛЕДОВЫХ ВОДАХ | 2009 |
|
RU2499724C2 |
ЦЕПНОЙ СТОЛ ДЛЯ ТУРЕЛИ СУДНА | 2018 |
|
RU2751136C2 |
СПОСОБ БУРЕНИЯ В АРКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ | 2016 |
|
RU2704403C2 |
Изобретение относится к области геологоразведки и морского бурения и касается постановки бурового судна на якорную стоянку в точке бурения. Предложена турель бурового судна, которая содержит верхнюю часть и нижнюю часть, представляющую собой буй с системой регулирования плавучести, соединенный с нижней частью якорной системы и присоединяемый к верхней части турели с помощью гидравлических замковых устройств, выполненных с возможностью спуска и подъема для захвата ответных частей якорных цепей, при этом цепи удерживающей якорной системы закреплены на верхней части турели на барабанах лебедок с применением гидравлических устройств натяжения. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик устройства за счет возможности индивидуальной регулировки натяжения каждой из цепей якорной системы и возможности обратного присоединения буя без использования вспомогательных судов. 6 ил.
Турель бурового судна, содержащая верхнюю часть и нижнюю часть, представляющую собой буй с системой регулирования плавучести, соединенный с нижней частью якорной системы и присоединяемый к верхней части турели с помощью гидравлических замковых устройств, выполненных с возможностью спуска и подъема для захвата ответных частей якорных цепей, при этом цепи удерживающей якорной системы закреплены на верхней части турели на барабанах лебедок с применением гидравлических устройств натяжения.
Авторы
Даты
2019-03-12—Публикация
2018-05-23—Подача