АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ШАХМАТНЫЕ ЧАСЫ ДЛЯ ИГРЫ ЧЕСБОЛ Российский патент 2019 года по МПК G04F3/00 

Описание патента на изобретение RU2682106C1

Заявленное изобретение относится к области физики, а именно - измерению интервалов времени, а также к области удовлетворения жизненных потребностей человека, а именно - играм на досках. Более конкретно, заявленное изобретение относится к шахматным часам для игры Чесбол, предназначенным для контроля времени в командной игре в шахматы под названием Чесбол автора Сильвестрова С.А (см. авторское свидетельство правил игры, зарегистрированное в Российском авторском обществе №15488 от 29.07.2009 г.), а точнее - для координации действий членов команд, сигнализации состояния игры и контроля времени.

Правила игры в Чесбол в целом совпадают с правилами классических шахмат. Ниже дано краткое описание известных правил игры в Чесбол для лучшего понимания сущности заявленного технического решения [http.//www.e4-d5.com/rules].

Особенностью игры Чесбол является то, что противниками являются две команды, состоящие из восьми членов в каждой команде, играющие белыми и черными фигурами соответственно. Цель игры - выигрыш, который фиксируется так же, как и в классических шахматах, с контролем времени. Команде засчитывается поражение, если либо ее королю поставлен мат, либо она просрочила время определенное для игры.

Перед началом игры судья посредством пульта устанавливает время игры, игра начинается с момента запуска судьей электронных часов.

Первый ход предоставляется команде белых, при этом начинается обратный отсчет времени хода команды белых. Игрок команды белых, который решил сделать ход, нажимает на кнопку своего пульта и делает ход, после чего этот же игрок повторно нажимает на кнопку своего пульта, передавая этим право хода команде черных.

Игрок команды черных делают ход аналогично ходу игрока команды белых, те есть нажимает на кнопку своего пульта, делает ход, повторно нажимает на кнопку своего пульта, после чего право хода снова передается белым.

Характерной особенностью игры Чесбол является то, что каждый игрок может делать ход только фигурами, стоящими на вертикали, которую он контролирует. Какое-либо общение между членами команды запрещено правилами игры, при этом каждой команде отводится ограниченный интервал времени, по истечении которого ей записывается поражение.

Пульты электронных часов, устройство управления и монитор обеспечивают согласованность ходов игроков, индикацию возможных действий и оставшееся время каждой команды в текущей партии.

Игра считается завершенной (законченной) в случае, если:

- одна из команд поставила мат команде соперника или возникла ничейная ситуация по правилам шахмат;

- у одной из команд закончилось время, отведенное для игры.

Из существующего уровня техники заявителем выявлены электронные шахматные часы (авторское свидетельство РФ №1642443 от 15.04.1991), содержащие датчик периодических сигналов, переключатель ходов, клавиатуру, логический блок, два измерителя обратного времени, измеритель обратного числа ходов, причем выходы датчика периодических сигналов, переключателя ходов и первый выход клавиатуры соединены с первым, вторым и третьим входами логического блока соответственно, первый, второй и третий выходы логического блока соединены соответственно с первыми входами первого и второго измерителей обратного времени и измерителя обратного числа ходов, первые выходы которых подсоединены к четвертому, пятому и шестому входам логического блока соответственно, а вторые выходы - к входам соответствующих индикаторов.

Недостатком известного технического решения является невозможность контроля времени в шахматной командной игре Чесбол вследствие отсутствия специального устройства для управления игрой для всех 16 игроков команд, что не позволяет обеспечить быстрый доступ каждого игрока к переключателю часов и определить игрока с правом хода.

Наиболее близким к заявленному техническому решению, выбранным заявителем в качестве прототипа, являются электронные шахматные часы для игры с удаленным соперником по заявке на изобретение РФ №2010102827, опубликованной 27.07.2011. Сущность заключается в электронных шахматных часах для игры с удаленным соперником, содержащих последовательно соединенные блок питания, блок формирования хронирующих импульсов, блок обработки информации, который через переключатель часов связан со средством для индикации времени соперников, средство для индикации очередного хода удаленного соперника и блок сверки хода удаленного соперника, выход которого соединен с входом средства для индикации времени соперников, последовательно подключенные ко второму выходу блока питания видеопередающее устройство, блок приема-передачи информации, вход-выход которого связан с блоком обработки информации, и средство для визуального изображения удаленного соперника, последовательно подключенные к выходу блока задания режима учета времени обдумывания хода соперников блок обработки информации, средство учета погрешностей и сбоев и средство для индикации сбоев, при этом блок приема-передачи информации выполнен в виде последовательно включенных задающего генератора, фазового манипулятора, второй вход которого через формирователь модулирующего кода соединен с выходом блока обработки информации, амплитудного модулятора, второй вход которого через формирователь модулирующей функции соединен с выходом видеопередающего устройства, вход которого соединен с вторым выходом блока питания, первого смесителя, второй вход которого соединен с выходом первого гетеродина, усилителя первой промежуточной частоты, первого усилителя мощности, дуплексера, вход-выход которого связан с приемопередающей антенной, второго усилителя мощности, второго смесителя, второй вход которого соединен с первым выходом второго гетеродина, и первого усилителя второй промежуточной частоты, последовательно включенных амплитудного ограничителя и синхронного детектора, выход которого подключен к средству для визуального изображения удаленного соперника, последовательно подключенных к выходу амплитудного ограничителя первого перемножителя, второй вход которого соединен с выходом первого гетеродина, полосового фильтра и фазового детектора, второй вход которого соединен с первым выходом второго гетеродина, а выход подключен к блоку обработки информации, частоты ωг1 и ωг2 первого и второго гетеродинов разнесены на значение второй промежуточной частоты ωг2г1пр2, блок приема-передачи информации первого соперника излучает сложные сигналы с комбинированной фазовой манипуляцией и амплитудной модуляцией на частоте ω1пр1г2, а принимает на частоте ω2г1, а блок приема-передачи информации второго соперника, наоборот, излучает сложные сигналы с комбинированной фазовой манипуляцией и амплитудной модуляцией на частоте ω2, а принимает на частоте ω1, отличающиеся тем, что они снабжены двумя фазовращателями на +90°, третьим смесителем, вторым усилителем второй промежуточной частоты, сумматором, вторым перемножителем, узкополосным фильтром, амплитудным детектором и ключом, причем к второму выходу второго гетеродина последовательно подключены первый фазовращатель на+90°, третий смеситель, второй вход которого соединен с выходом второго усилителя мощности, второй усилитель второй промежуточной частоты, второй фазовращатель на +90°, сумматор, второй вход которого соединен с выходом первого усилителя второй промежуточной частоты, второй перемножитель, второй вход которого соединен с выходом второго усилителя мощности, узкополосный фильтр, амплитудный детектор и ключ, второй вход которого соединен с выходом сумматора, а выход подключен к входу амплитудного ограничителя и к второму входу синхронного детектора, второй фазовращатель блока приема-передачи информации первого соперника выполнен на -90°.

Недостатком прототипа является невозможность контроля времени в шахматной командной игре Чесбол вследствие отсутствия специального устройства для управления игрой для всех 16 игроков команд и судьи, что не позволяет обеспечить быстрый доступ каждого игрока к переключателю часов и определить игрока с правом хода.

Целью заявленного технического решения является создание автоматизированных шахматных часов для игры Чесбол, имеющих специальное устройство для управления игрой для судьи и всех 16 игроков команд, что дает возможность управлять началом и окончанием игры судьей, уменьшить время доступа игроков к переключателю времени шахматных часов, обеспечить возможность запроса права хода игрока, предоставление права хода одному из игроков, получение игроком индикации о предоставлении хода.

Техническим результатом заявленного технического решения являются автоматизированные шахматные часы для игры Чесбол, позволяющие управлять началом и окончанием игры судьей, зафиксировать время доступа игроков к переключателю времени шахматных часов, обеспечить автоматическую возможность запроса права хода игрока, предоставить право хода одному из игроков, получить игроку индикацию о предоставлении права очередного хода.

Поставленные цели и заявленный технический результат достигаются созданием автоматизированных шахматных часов для игры в Чесбол, содержащих программируемое логическое устройство (контроллер) с многоканальным портом цифрового ввода-вывода, постоянный или подсоединяемый монитор, отображающий два индикатора времени, 1 пульт судьи для управления началом и окончанием игры, 16 пультов управления игроков для запроса права хода, индикации о предоставлении хода и передачи сигнала о завершении хода.

Сущностью заявленного технического решения являются автоматизированные шахматные часы для игры Чесбол, содержащие программируемый контроллер с многоканальным портом цифрового ввода-вывода, два индикатора времени хода игроков, причем входы индикаторов времени хода игроков подсоединены к выходам контроллера, характеризующиеся тем, что часы оснащены шестнадцатью пультами управления игроков для обеспечения возможности запроса права хода игрока и индикации о предоставлении хода, пультом управления судьи, при этом выходы контроллера подсоединены к входам пультов игроков и пульта судьи, входы контроллера подсоединены к выходам пультов игроков и пульта судьи.

Заявленное изобретение состоит из следующих элементов и узлов:

- программируемого контроллера с многоканальным портом цифрового ввода-вывода;

- двух индикатора времени хода игроков, отображаемых на мониторе;

- 16 пультов управления игроков;

- одного пульта управления судьи.

Далее приведено более подробное описание каждого из элементов и узлов заявленного технического решения.

Программируемый контроллер обеспечивает связь с каждым из элементов и узлов заявленного устройства и представляет собой программируемое логическое устройство на базе микропроцессора, имеющее:

- многоканальный порт цифрового ввода-вывода;

- клавиатуру.

Выходы контроллера подсоединены к входам пультов игроков, пульта судьи и монитору, входы контроллера подсоединены к выходам пультов игроков и пульта судьи. В качестве контроллера может быть использован компьютер с устройством многоканального цифрового ввода-вывода.

Программируемый контроллер заменяет несколько узлов прототипа, а именно - блок питания, блок формирования хронирующих импульсов, блок обработки информации, который через переключатель часов связан со средством для индикации времени соперников, средство для индикации очередного хода удаленного соперника, блок приема-передачи информации, вход-выход которого связан с блоком обработки информации. При этом в заявленном техническом решении указанные выше узлы и элементы программно управляются иначе, поскольку предназначены для игры с 16 игроками.

Индикаторы времени хода игроков представляют собой монитор с изображением показаний двух часов (команды белых и команды черных соответственно) и обеспечивают отсчет времени игры. Вход монитора подсоединен к выходу контроллера.

Пульты управления игроков обеспечивают запрос права хода, индикацию о предоставлении хода и передачу сигнала о завершении хода.

Пульты управления игроков имеют одинаковую конструкцию и включают в себя:

- переключатель шахматных часов в виде кнопки;

- индикатор предоставления хода, выполненный в виде светодиодов.

Пульт управления судьи обеспечивает управление началом и окончанием игры и включает в себя:

- переключатели для управления игрой в виде кнопки;

- индикаторы состояния игры в виде светодиодов (время пошло, время остановлено).

Заявленное техническое решение поясняется Фиг., на которой изображена блок-схема автоматизированных шахматных часов для игры Чесбол, где:

1-8 - пульты управления игроков команды белых;

9-16 - пульты управления игроков команды черных;

17 - пульт управления судьи;

18 - программируемый контроллер; "

19 и 20 - индикаторы времени команды белых и команды черных соответственно, отображаемые на мониторе.

Заявленное устройство работает следующим образом.

В соответствии с правилами игры, восемь пультов управления 1-8 использует для управления игрой команда белых фигур, восемь пультов 9-16 - использует команда черных фигур.

В Таблице приведена информация о том, какие вертикали шахматной доски каждый игрок контролирует, используя свои пульты (см. Фиг. 1).

Индикатор 19 указывает время игры команды белых.

Индикатор 20 указывает время игры команды черных.

В начальной позиции шахматные фигуры расставлены на доске в соответствии с классическими правилами. Судья посредством пульта 17 устанавливает на часах индикаторов 19-20 исходное время игры и с помощью пульта 17 следит за соблюдениями правил игры.

Каждый игрок белой и черной команд владеет одним пультом и имеет право делать ход только на соответствующей вышеуказанной вертикали.

Игра начинается ходом белых фигур по сигналу судьи «Старт» с пульта судьи 17, при этом запускается обратный отсчет времени игры для команды белых на индикаторе 19, который (индикатор 19) фиксирует время, затраченное игроком команды белых на совершение хода.

При этом следует обратить внимание на то, что каждый игрок команды белых имеет одинаковое право делать ход, но с одним ограничением: ходить он может только фигурами, стоящими на его вертикали в текущее время. Игроки белых, решившие делать ход, нажимают на переключатель своего пульта из числа 1-8. Контроллер 18, получив сигнал с активного пульта 1-8, предоставляет право хода передачей сигнала на включение индикатора на пульте 1-8, с которого первым пришел запрос на право хода. Игрок, увидев, что на его пульте 1-8 включился индикатор предоставления ему хода, делает ход одной из белых фигур, находящихся на его вертикали, после чего нажимает на переключатель на своем пульте 1-8. По факту последнего нажатия, контроллер 18 останавливает обратный отсчет времени на индикаторе 19 команды белых и запускает обратный отсчет времени на индикаторе 20, предоставляя тем самым право хода команде черных.

Последовательность хода черных аналогичная: игрок заявляет ход нажатием переключателя на пультах 9-16, контроллер 18 предоставляет право хода передачей сигнала на включение индикатора на пульте 9-16, с которого первым пришел запрос. Игрок, получивший право, делает ход одной из черных фигур, находящихся на его вертикали и сообщает о его окончании нажатием на переключатель 9-16, после чего контроллер 18 останавливает обратный отсчет времени на индикаторе 20, запускает отсчет на индикаторе 19, тем самым снова предоставляя ход команде белых.

Далее игра продолжается аналогичным образом последовательными ходами белых и черных фигур. Судья в необходимых случаях во время игры может остановить игру, нажав на переключатель кнопку «Стоп» на пульте 17, после чего контроллер 18 останавливает обратный отсчет времени на индикаторах 19-20 и не принимает запросов на ход с пультов 1-16. Игра продолжается после нажатия судьей переключателя «Старт» на пульте 17.

Игра заканчивается в следующих случаях:

- одна команда поставила мат другой;

- возникла ничейная ситуация по правилам шахмат;

- закончилось время у одной из команд.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что заявителем достигнуты поставленные цели и заявленный технический результат, а именно - созданы автоматизированные шахматные часы для игры Чесбол, имеющие специальное устройство для управления игрой для судьи и всех 16 игроков команд, что дает возможность:

- управлять началом и окончанием игры судьей;

- ограничить (уменьшить) время доступа игроков к переключателю времени шахматных часов;

- обеспечить возможность запроса права хода игрока;

- обеспечить возможность предоставления права хода одному из игроков;

- обеспечить возможность получения игроком индикации о предоставлении хода.

Заявленное техническое решение соответствует критерию «новизна», предъявляемой к изобретениям, так как из исследованного уровня техники заявителем не выявлены технические решения, обладающие заявленной совокупностью существенных признаков.

Заявленное техническое решение соответствует критерию «изобретательский уровень», предъявляемому к изобретениям, так как не является очевидным для специалиста в анализируемой области техники.

Заявленное техническое решение соответствует критерию «промышленная применимость», предъявляемой к изобретениям, так как может быть изготовлена на стандартном оборудовании с использованием известных материалов и деталей.

Похожие патенты RU2682106C1

название год авторы номер документа
Устройство для игры в продвинутые шахматы 2021
  • Иванов Валерий Филиппович
RU2765456C1
Устройство для игры в парные шахматы 2021
  • Иванов Валерий Филиппович
RU2770697C1
Устройство для проведения игр в гибридных видах спорта 2022
  • Иванов Валерий Филиппович
RU2796332C1
Электронные шахматные часы 1988
  • Коробочкин Владимир Петрович
  • Филиппов Александр Викторович
SU1721583A1
Устройство для проведения игр в гибридных видах спорта 2023
  • Иванов Валерий Филиппович
RU2810195C1
ЭЛЕКТРОННЫЕ ШАХМАТНЫЕ ЧАСЫ 2008
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Малиборский Сергей Станиславович
  • Семёнова Галина Александровна
RU2373577C1
ЭЛЕКТРОННЫЕ ШАХМАТНЫЕ ЧАСЫ 1999
  • Ешан Б.Л.
RU2210111C2
Устройство для игры в дистанционные шахматы 2021
  • Иванов Валерий Филиппович
RU2761770C1
Интерактивные шахматы 2023
  • Куимов Алексей Анатольевич
  • Шевцов Егор Сергеевич
  • Семененко Николай Александрович
  • Радионов Дмитрий Михайлович
  • Рябинин Антон Александрович
  • Волков Степан Николаевич
RU2799731C1
СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СОРЕВНОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР МЕЖДУ УДАЛЕННЫМИ ДРУГ ОТ ДРУГА ИГРОКАМИ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2003
  • Баженов В.А.
RU2255372C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 682 106 C1

Реферат патента 2019 года АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ШАХМАТНЫЕ ЧАСЫ ДЛЯ ИГРЫ ЧЕСБОЛ

Заявленное изобретение относится к шахматным часам для игры Чесбол, предназначенным для контроля времени в командной игре в шахматы под названием Чесбол. Автоматизированные шахматные часы для игры Чесбол, содержащие программируемый контроллер с многоканальным портом цифрового ввода-вывода, два индикатора времени хода игроков, причем входы индикаторов времени хода игроков подсоединены к выходам контроллера, характеризующиеся тем, что часы оснащены шестнадцатью пультами управления игроков для обеспечения возможности запроса права хода и индикации о предоставлении хода, пультом управления судьи, при этом выходы контроллера подсоединены к входам пультов игроков и пульта судьи, входы контроллера подсоединены к выходам пультов игроков и пульта судьи. 1 табл., 1 ил.

Формула изобретения RU 2 682 106 C1

Автоматизированные шахматные часы для игры Чесбол, содержащие программируемый контроллер с многоканальным портом цифрового ввода-вывода, два индикатора времени хода игроков, причем входы индикаторов времени хода игроков подсоединены к выходам контроллера, отличающиеся тем, что часы оснащены шестнадцатью пультами управления игроков для обеспечения возможности запроса права хода и индикации о предоставлении хода, пультом управления судьи, при этом выходы контроллера подсоединены к входам пультов игроков и пульта судьи, входы контроллера подсоединены к выходам пультов игроков и пульта судьи.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2682106C1

RU 2010102827 A, 27.07.2011
Электронные шахматные часы 1987
  • Рубальский Дмитрий Моисеевич
SU1642443A1
Электронные шахматные часы "Медея 1984
  • Нарчемашвили Леван Георгиевич
SU1312518A1
Электронные шахматные часы 1975
  • Соколов Юрий Леонидович
  • Токарев Борис Александрович
SU548831A1

RU 2 682 106 C1

Авторы

Сильвестров Степан Аверкиевич

Стрекалов Владимир Алексеевич

Шаймухаметов Рамиль Рашитович

Даты

2019-03-14Публикация

2017-08-14Подача