Болт для соединения деталей Российский патент 2019 года по МПК F16B41/00 F16B31/00 

Описание патента на изобретение RU2682807C1

Изобретение относится к конструированию крепежных деталей в машиностроении, преимущественно в авиастроении и турбомашиностроении.

В качестве наиболее близкого аналога (прототипа) выбран болт, состоящий из цилиндрического стержня с резьбой, отрывной головки, основной головки с кольцевой проточкой, выполненной со стороны отрывной головки, промежуточного элемента в виде усеченного конуса, меньшим диаметром расположенным внутри кольцевой проточки, и соединяющего отрывную головку с отрывной головкой (см. патент ЕР 1004719 А2, F16B 23/00, F16B 41/00, Е04В 2/96, 17.11.1999).

Основными недостатками такого технического решения являются возможность разрушения болта по резьбе в случае неточного его изготовления, извлечение болта при разборке соединенных им деталей только разрушающим методом, например, высверливанием, и неровная наружная поверхность в месте установки болта, то есть наличие на наружной поверхности канавки и места разрушения промежуточного элемента болта.

Задачей предлагаемого изобретения исключение описаных выше недостатков.

Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленного устройства, является гарантированное разрушение болта при сборке по минимальному диаметру промежуточного элемента с обеспечением требуемого усилия затяжки, возможность обеспечения ровной (без выступов и канавок) поверхности собираемых деталей в месте установки болта, а также обеспечить возможность вывернуть болт при разборке соединенных им деталей, что обеспечивает удобство сборки/разборки соединяемых деталей и обеспечить требуемые характеристики их наружных поверхностей в целом.

Ожидаемый технический результат достигается тем, что болт для соединения деталей состоит из цилиндрического стержня с резьбой, отрывной головки, основной головки с кольцевой проточкой, выполненной со стороны отрывной головки, промежуточного элемента в виде усеченного конуса, меньшим диаметром расположенным внутри кольцевой проточки, и соединяющего отрывную головку с основной головкой, при этом в цилиндрическом стержне выполнено глухое профилированное отверстие для извлечения болта, расположенное на торце стержня, при этом кольцевая проточка выполнена под покрытие, глубина которой не меньше толщины покрытия, а минимальный диаметр промежуточного элемента, не превышает 4/5 минимального диаметра резьбы.

Кроме того, глухое профилированное отверстие выполнено в виде многогранника.

Наличие на торце цилиндрического стержня глухого профилированного отверстия позволяет выкрутить болт при разборке, что обеспечивает удобство сборки/разборки соединяемых деталей в целом.

Выполнение кольцевой проточки под покрытие глубиной большей, чем толщина покрытия позволяет при нанесении покрытия заполнить его веществом канавку и обеспечить ровную поверхность соединяемых деталей в данном месте, что обеспечивает удобство сборки/разборки соединяемых деталей, а при условии последующего нанесения на них покрытия, позволяет обеспечить требуемые характеристики их наружных поверхностей. Это необходимо в случае обтекания данных деталей жидкостью или газом в работе, чтобы создавать меньше сопротивления течению.

Выполнение минимального диаметра промежуточного элемента, не превышающим 4/5 минимального диаметра резьбы, обеспечивает гарантированное разрушение болта при сборке по минимальному диаметру промежуточного элемента, расположенному в проточке, и требуемое усилие затяжки, которым болт стягивает детали, что обеспечивает удобство сборки/разборки соединяемых деталей в целом.

Выполнение глухого профилированного отверстия в виде многогранника позволяет использовать стандартный инструмент при разборке соединения, что обеспечивает удобство сборки/разборки соединяемых деталей в целом.

Сущность настоящего изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 - представлен продольный разрез болта и виды на него справа и слева.

На фиг. 2 - представлен увеличенный продольный разрез болта после сборки деталей.

Болт для соединения деталей содержит цилиндрический стержень 1 с резьбой 2, отрывную головку 3, основную головку 4 с кольцевой проточкой 5 под покрытие, в частном случае реализации антикоррозийного, например, лака, промежуточный элемент 6 в виде усеченного конуса, меньший диаметр которого расположен внутри кольцевой проточки 5. Промежуточный элемент 6 соединяет отрывную головку 3 с основной головкой 4. Кольцевая проточка 5 выполнена на основной головке 4 со стороны отрывной головки 3. На торце стержня выполнено глухое отверстие 7 (фиг. 1). При этом глубина кольцевой проточки 5 должна быть не меньше, чем толщина наносимого покрытия после соединения деталей. В частном случае реализации основная головка 4 выполнена в виде потайной головки, усеченного конуса. В частном случае реализации основная головка 3 выполнена в виде классической шестигранной. В частном случае реализации глухое отверстие 7 выполнено под классический шестигранник.

При соединении деталей, например, панелей обшивки корпуса самолета или самолетной детали с двигательной, болт вворачивают в ответную часть до тех пор, пока не произойдет разрушение промежуточного элемента 6 (фиг. 2). При этом на промежуточный элемент 6 в качестве нагрузки действует момент затяжки разрушения, а на цилиндрический стержень 1 с резьбой 2 действуют растягивающее усилие, вызванное стягиванием деталей болтом, и скручивающий момент, вызванный трением на контактирующей с деталью поверхности основной головки 4. За счет своей формы резьба 2 является концентратором напряжений, которые возникают во впадинах, то есть на внутреннем диаметре резьбы 2. Поэтому, исходя из требуемого усилия затяжки, болт выбирают с минимальным диаметром промежуточного элемента 6 меньшим на 4/5 минимального диаметра резьбы 2. Что гарантированно приводит к разрушению болта при сборке по минимальному диаметру промежуточного элемента 6 даже с учетом отклонений окончательных размеров изготовленного болта от номинальных. Слом болта находится внутри кольцевой проточки 5. В случае выпирания поверхности слома из кольцевой проточки 5 проводят доработку данной поверхности до тех пор, пока она не опуститься в кольцевую проточку 5. После чего наносят покрытие, предварительно заполнив кольцевую проточку 5 материалом покрытия или другим материалом, например, материалом грунтовки, наносимой перед нанесением покрытия. Чтобы после нанесения покрытия не было его выпирания, требуется доработанную поверхность слома болта иметь на глубине в кольцевой проточке 5 меньше, чем толщина покрытия, относительно наружной поверхности детали. Все эти мероприятия обеспечивают гладкость поверхности собранных деталей в месте установки болта после нанесения покрытия.

В процессе работы болт удерживает соединенные им детали, скрепляя их между собой за счет усилия затяжки и своих прочностных свойств.

В целом задание определенных значений размеров и форм для характерных элементов болта обеспечивает удобство сборки/разборки соединяемых деталей, а при условии последующего нанесения на них покрытия, позволяет обеспечить требуемые характеристики их наружных поверхностей.

Похожие патенты RU2682807C1

название год авторы номер документа
БОЛТ С ОТРЫВНОЙ ГОЛОВКОЙ 1998
  • Лабазов Ю.Г.
  • Рычков И.А.
RU2132978C1
Резьбовое соединение 1983
  • Ярош Валерий Ильич
SU1141233A1
Стопорящееся резьбовое соединение 2023
  • Лашков Вячеслав Александрович
  • Кондрашева Светлана Геннадьевна
  • Хамидуллина Дина Александровна
  • Халилов Амир Ильдарович
  • Клементьева Анастасия Юрьевна
  • Аллахвердиева Эльвира Фируз Кызы
RU2802165C1
УСТРОЙСТВО СТОПОРЕНИЯ РЕЗЬБОВОГО СОЕДИНЕНИЯ 2000
  • Голубев Г.А.
  • Дюжев Г.С.
  • Маркина Е.В.
  • Плохов Ю.А.
RU2225951C2
УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА НАСОСА НА ВАЛУ 2005
  • Герасимов Владимир Сергеевич
  • Комаров Александр Сергеевич
  • Никифоров Сергей Аркадьевич
  • Паутов Юрий Михайлович
  • Шабалин Андрей Анатольевич
  • Щуцкий Сергей Юрьевич
RU2296888C1
БОЛТОВОЕ БЕЗЗАЗОРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ФЛАНЦЕВ 2020
  • Лебедько Дмитрий Николаевич
RU2740147C1
УСТРОЙСТВО СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 2014
  • Зыкунов Юрий Иосифович
  • Кузьмин Максим Владимирович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2561895C1
Соединение деталей 1986
  • Сидоренко Виктор Игнатьевич
SU1413310A1
ОРУЖИЕ ДЛЯ САМООБОРОНЫ 1992
  • Симонов В.В.
  • Симонова Е.М.
  • Мартынов С.Б.
RU2045735C1
Устройство для соединения деталей 1989
  • Детинов Юрий Михайлович
  • Лещенко Сергей Васильевич
SU1710879A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 682 807 C1

Реферат патента 2019 года Болт для соединения деталей

Изобретение относится к конструированию крепежных деталей в машиностроении, преимущественно в авиастроении и турбомашиностроении. Болт для соединения деталей состоит из цилиндрического стержня с резьбой, отрывной головки, основной головки с кольцевой проточкой, выполненной со стороны отрывной головки, промежуточного элемента в виде усеченного конуса, меньшим диаметром расположенного внутри кольцевой проточки и соединяющего отрывную головку с основной головкой. В цилиндрическом стержне выполнено глухое профилированное отверстие для извлечения болта, расположенное на торце стержня, при этом кольцевая проточка выполнена под покрытие, глубина которой не меньше толщины покрытия, а минимальный диаметр промежуточного элемента не превышает 4/5 минимального диаметра резьбы. Изобретение обеспечивает гарантированное разрушение болта при сборке по минимальному диаметру промежуточного элемента с обеспечением требуемого усилия затяжки, возможность обеспечения ровной поверхности собираемых деталей в месте установки болта, а также возможность вывернуть болт при разборке соединенных им деталей, что обеспечивает удобство сборки/разборки соединяемых деталей и требуемые характеристики их наружных поверхностей в целом. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 682 807 C1

1. Болт для соединения деталей, состоящий из цилиндрического стержня с резьбой, отрывной головки, основной головки с кольцевой проточкой, выполненной со стороны отрывной головки, промежуточного элемента в виде усеченного конуса, меньшим диаметром расположенного внутри кольцевой проточки и соединяющего отрывную головку с основной головкой, отличающийся тем, что в цилиндрическом стержне выполнено глухое профилированное отверстие для извлечения болта, расположенное на торце стержня, при этом кольцевая проточка выполнена под покрытие, глубина которой не меньше толщины покрытия, а минимальный диаметр промежуточного элемента не превышает 4/5 минимального диаметра резьбы.

2. Болт для соединения деталей по п. 1, отличающийся тем, что глухое профилированное отверстие выполнено в виде многогранника.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2682807C1

Устройство для управления отопительным агрегатом 1981
  • Ширшов Вячеслав Михайлович
  • Пирогов Николай Иванович
SU1004719A1
US 5713705 A, 03.02.1998
DE 3150434 A1, 30.06.1983
US 4502825 A, 05.03.1985
БОЛТ С ОТРЫВНОЙ ГОЛОВКОЙ 1998
  • Лабазов Ю.Г.
  • Рычков И.А.
RU2132978C1

RU 2 682 807 C1

Авторы

Терешко Антон Герольдович

Гусенко Сергей Михайлович

Шухнин Всеволод Сергеевич

Даты

2019-03-21Публикация

2017-11-01Подача