Движитель для скоростных судов Российский патент 2019 года по МПК B63H11/00 

Описание патента на изобретение RU2684887C2

Изобретение относится к судостроению и может найти широкое применение при изготовлении скоростных судов всех видов.

Известно, что водный транспорт является самым экономичным. На разных судах устанавливают разные двигатели, но движители почти всегда один - ходовой винт (далее - винт). Однако винт имеет ряд недостатков.

- винт с большой скоростью трется о воду;

- винт закручивает массу воды (отсюда и бурун за кармой);

- часть корпуса судна, находящаяся около винта, всегда находится под водой. Эта часть судна раздвигает большую массу воды (отсюда две расходящиеся волны);

- некоторые физические свойства воды влияют на КПД винта.

Эти недостатки круто уменьшают КПД винта при движении судна с большой скоростью. Приведем некоторые примеры.

1. Пассажирский теплоход проекта 301. Его характеристики:

- водоизмещение - 3570 тонн; максимальная скорость - до 26 км/час, мощность двух двигателей по 736 квт (1000 л.с.) Как видим, при такой большой массе судна мощность двигателей совсем небольшая. Причина - при скорости судна примерно в 15-20 км/час КПД винта приближается к 80%.

2. Современный торпедный катер проекта 12200 "Соболь". Его водоизмещение 57 тонн, максимальная скорость 47 узлов (87 км/час), имеет два двигателя по 1250 квт (1700 л.с). Вот что значит большая скорость! А ведь масса судна в 60 раз меньше массы судна проекта 301. Понятно, что КПД винта при такой скорости очень небольшой. Для сравнения скажем, что тяжелому грузовику такой же массы для движения со скоростью 100 км/час требуется всего 400 л.с.

Кроме винтов на суднах иногда применяют водометные движители и авиационные пропеллеры на судах на воздушной подушке.

3. Современный патрульный катер проекта 20990 "Горностай". Его водоизмещение всего 16,5 тонн, максимальная скорость 52 узла (96 км/час). Катер имеет два двигателя по 809 квт (1100 л.с.) и водометный движитель 1ДГ "Ветус". Как видим, водометный движитель на больших скоростях движения не лучше винта.

4. Судно на воздушной подушке "Сормович". Его водоизмещение 37 тонн, максимальная скорость 100 км/час. Имеет двигатель мощностью 1690 квт (2000 л.с). В итоге характеристики судна также плохие. Прибавим также высокую стоимость судна. Напрашивается вопрос: сколько же топлива "пожирают" скоростные суда?!

В связи с вышесказанным возникает требование искать для скоростных судов какие-то новые, не традиционные движители.

Предлагаемый нами скоростной движитель представляет собой узкую щель под плоским дном судна, а рабочей средой являются продукты сгорания топлива двигателя внутреннего сгорания. Считаем, что такое необычное решение позволит судну развивать скорость более 100 км/час при сравнительно небольшой мощности двигателя.

Устройство движителя

Устройство движителя для скоростных судов показано на фиг. 1

Корпус судна 1 имеет широкое плоское дно. Непосредственно на дне судна находится двигатель внутреннего сгорания (ДВС) 2, причем расположен ДВС в передней части дна в максимальной близости выпускных отверстий к дну. Короткий выпускной патрубок двигателя 3 переходит в узкую щель 4, имеющую высоту всего в несколько миллиметров и длину во всю ширину дна судна. ДВС предназначенный для применения на судне, немного изменен. В каждый цилиндр установлен третий клапан, названный нами рабочим и именно через него идут продукты сгорания топлива на движитель. А выпускной серийный клапан служит для полной очистки цилиндра в конце такта выпуска.

Работа движителя

На фиг. 2 показана в увеличенном масштабе щель 4 выпускного патрубка 3. Тяговое усилие, создаваемое рабочей средой выходящими через рабочий клапан продукты сгорания топлива равно: Р=pbh

где: р - среднее давление выходящих газов;

b - длина щели (равная ширине судна);

h - высота щели.

По нашим подсчетам, которые мы здесь не приводим, этого усилия вполне достаточно для движения судна со скоростью более 100 км в час. Здесь надо учесть, что выходящие газы создают под дном тонкий слой водо-газовой эмульсии 5, коэффицент трения дна о которую значительно меньше, чем коэффицент трения о воду.

На фиг 3 показана часть диаграммы рабочего цикла ДВС ВАЗ-2106. В измененном двигателе открытие рабочего клапана происходит в точке А еще до догорания рабочей смеси (она догорает в патрубке 3) и до достижения максимального давления Р max.

На фиг 3 кривая 6 - это часть диаграммы серийного двигателя, а кривая 7 - это диаграмма работы двигателя с рабочим клапаном. Заштрихованная площадь между кривыми 6 и 7 представляет собой энергию сгоревшего топлива, идущего на движитель судна.

Точка открытия А и точка закрытия Б рабочего клапана должны быть подсчитаны теоретически и определены практически. Большая часть энергии сгорания топлива должна идти на движитель, а меньшая на вращение механизмов двигателя.

Моменты открытия и закрытия выпускных и впускных клапанов не меняются или меняются незначительно.

Заводится двигатель при неработающих рабочих клапанах. Начало движения судна - включение рабочих клапанов. При гидроприводе клапанов это сделать нетрудно.

Похожие патенты RU2684887C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ДВИЖЕНИЯ НА ВОДЕ И СКОРОСТНОЕ СУДНО ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ НА ВОДЕ НА ВЕКТОРАХ УПОРОВ ВОДНЫХ ДВИЖИТЕЛЕЙ (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Чернобаев Андрей Михайлович
  • Катышев Павел Константинович
  • Чернобаева Анна Андреевна
  • Чернобаев Владимир Андреевич
  • Молькова Татьяна Георгиевна
  • Чернобаева Элла Яковлевна
RU2364544C2
Колёсный амфибийный глиссер 2019
  • Фальмонов Евгений Васильевич
RU2714624C1
ДВИЖИТЕЛЬ ДЛЯ СУДОВ 2016
  • Кириллов Борис Матвеевич
  • Дублистов Юрий Георгиевич
  • Митряшкина Екатерина Юрьевна
RU2662367C2
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2007
  • Голубев Валентин Иванович
  • Голубев Виктор Валентинович
RU2402455C2
СУДНО И ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЭНЕРГИИ ВОЛН 2001
  • Поляков В.И.
RU2217342C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗОВОЙ СМАЗКИ ДЛЯ БЫСТРОХОДНОГО СУДНА НА СЖАТОМ ПНЕВМОПОТОКЕ ПОД ДНИЩЕ 2020
  • Голубенко Михаил Иванович
RU2737559C1
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО С ГАЗОВОЙ СМАЗКОЙ ДНИЩА 2019
  • Тараненко Александр Александрович
  • Воронков Максим Сергеевич
  • Найденов Роман Владимирович
RU2721023C1
ВЫСОКОСКОРОСТНОЕ СУДНО 2000
  • Поляков В.И.
RU2163555C1
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ КАВЕРНЕ 2019
  • Павлов Геннадий Алексеевич
RU2714040C1
СУДНО 2004
  • Прейс Лев Константинович
  • Суслов Георгий Валентинович
  • Толстолес Петр Григорьевич
RU2352492C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 684 887 C2

Реферат патента 2019 года Движитель для скоростных судов

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям. Устройство движителя для скоростного судна состоит из двигателя, в котором сгорает топливо, канала, отводящего продукты сгорания под днище судна и щели в днище судна, направляющей продукты сгорания (газы) назад по ходу судна. Газы, полученные при сгорании топлива, расширяются и выходят под избыточным давлением в щель под днищем судна назад, а реактивная сила выходящих газов движет судно вперед. Достигается повышение скорости судна при высоком КПД силовой установки. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 684 887 C2

Устройство движителя для скоростного судна, состоящее из двигателя, в котором сгорает топливо, канала, отводящего продукты сгорания под днище судна и щели в днище судна, направляющей продукты сгорания (газы) назад по ходу судна, отличающееся тем, что газы, полученные при сгорании топлива, расширяются и выходят под избыточным давлением в щель под днищем судна назад, а реактивная сила выходящих газов движет судно вперед, что позволяет судну развивать большую скорость при высоком КПД силовой установки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2684887C2

ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Дублистов Юрий Георгиевич
RU2289024C2
US 3590947 A1, 06.07.1971
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 2015
  • Павлов Геннадий Алексеевич
RU2610754C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТЯГИ 2014
  • Тесленко Вячеслав Степанович
  • Дрожжин Алексей Петрович
  • Мандрик Михаил Савельевич
  • Медведев Руслан Николаевич
RU2557337C1

RU 2 684 887 C2

Авторы

Дублистов Юрий Георгиевич

Кириллов Борис Матвеевич

Митряшкина Екатерина Юрьевна

Даты

2019-04-15Публикация

2017-09-22Подача