Изобретение относится к саням как средство передвижения по снежной поверхности и воде, преимущественно к саням для спортивных и развлекательных целей, для катания со снежных гор, как одному из наиболее популярных видов отдыха зимой, а также к саням, используемым для транспортировки хозяйственного груза в зимних условиях и для спасательных целей, используемых отрядами МЧС и предназначенным для транспортировки одного и более человек в лежачем положении по снегу, льду, воде, а в отдельных случаях даже для транспортировки по грязи, песку, заболоченной местности и т.п.
Обычно используемые для этой цели сани имеют жесткую конструкцию, состоящую из деревянных, пластиковых или металлических полозьев и площадка для сиденья. Помимо обычных саней с полозьями, к которым относятся и дровни, нарты и др., применяются для транспортировки людей или груза и простейшие формы саней без полозьев - валакуши.
Жесткие сани, особенно с короткими полозьями, имеют склонность к заносам и при этом отклоняются от общего направления движения. Доставка их к месту использования усложнена, они не достаточно транспортабельны вследствие отсутствия амортизирующих элементов, они не обладают должным уровнем комфорта для людей, использующих их. При неудачном спуске с крутых снежных гор повышается и опасность травмирования.
Однако общим их недостатком перечисленных выше саней является нецелесообразность использования для процесса обучения навыкам вождения таких лыж, т.е. в зависимости от их назначения - по воде или снегу для крутых разворотов вправо и влево. Другим основным недостатком является отсутствие устройства, в виде двигателя с ручным приводом и двигательных органов у них отсутствует, вследствие чего у них низкая эффективность, которая не приводит к повышению скорости перемещения саней, необходимо использовать физические усилия человека; невозможность менять ход движения поочередно вперед или назад; невозможность делать крутые повороты (виражи), соизмеримые с геометрическими параметрами саней, при отсутствие тяговой силы от применения движителей, например, двигателя с устройством самостоятельной плавучести и движение по снегу, льду, воде и т.п., а также торможения саней.
Известны складные сани, содержащие многосекционные раздвижные полозья, и стойки, связанные попарно поперечинами, несущими сиденья, при этом они снабжены надувными баллонами, размещенными на указанных полозьях, и крепежными шнурами, при этом в полозьях выполнены продольные направляющие, в которых пропущены указанные шнуры, а на баллонах имеются продольные выступы для захода в указанные направляющие, причем стойки закреплены на баллонах (Авторское свидетельство SU №893661, В62В 13/16 от 30.12.1981).
Сани по этому изобретению, имеют устойчивую собранную рациональную форму надувного каркаса, амортизирующего нагрузки, воздействующие на опорную площадку при движение саней. Однако они предназначены для расширения эксплуатационных возможностей, а именно их можно использовать для транспортировки грузов по снегу, заболоченным местам, по воде и т.д. Для группового катания со снежных гор, особенно со сложными склонами или на воде, они мало приспособлены, так как происходит изнашивание опорной поверхности продольных баллонов, а это происходит особенно быстро при спусках на обледененных склонах, поэтому потребуется заменять целиком нижнюю часть каркаса корпуса, а это самая материалоемкая и дорогая часть конструкции. Кроме того, усложняет его эксплуатацию и управление, так как требуется дополнительное буксировочное устройство, непосредственно закрепляющееся к буксировочному ремню с кольцом, в результате чего необходимы соизмеримые места крепления и монтажно-установочных работ перед пуском в эксплуатацию, при этом отсутствует тяговое усилие непосредственно контактной связи, например корпус с корпусом саней. Кроме того, возникают трудности прохождения особенно сложных различных участков трассы. Для дополнительной подкачки воздуха в баллоны, которые составляют общую картину конструкцию саней, требуется расположения дополнительного компрессора, который должен находится на санях, и в которых отсутствует это место расположения его, при этом нужно большое количество времени на подкачку баллонов и затраты его заполнения для определенных объемов. В результате чего отсутствует мгновенное заполнение, например, в ситуации, когда необходимо транспорту совершать движение по снегу, воде и т.п., частности, возможность использования буксира без наличия непосредственно сжатого воздуха при движении саней, что резко снижает эффективность таких саней. При этом резкие (крутые) повороты ограничены выполнением самой конструкции в целом.
Известны сани по патенту Великобритании №943037, МПК В62В, НКИ В7, В50 от 08.02.1961, которые рассмотрены в качестве одного из близких аналогов.
Сани по этому изобретению состоят из двух параллельных надувных продольных элементов, представляющих собой полозья, приспособленные для опоры и скольжения по снегу и льду, продольные элементы по конам связаны между собой надувными поперечинами, у которых имеется часть, выступающая над нижней частью каркаса. На нижний каркас установлен с возможностью отделения надувного верхний каркас, близкий по форме и очертанию с нижним каркасом, также с надувными боковыми элементами и поперечинами. Между боковыми элементами верхнего каркаса натянут пол »
Надувные сани по патенту Великобритании №943037 компактны, легко транспортабельные как в собранном, так и в разобранном виде, имеют устойчивую монолитную рациональную форму надувного каркаса корпуса, амортизирующего нагрузки, воздействующие на опорную площадку при движении саней. Однако они предназначены в основном только для спасательных целей, для транспортировки одного или двух человек в лежачем положении. Для группового катания со снежных гор, особенно со сложными склонами, они мало приспособлены, как и в движении на воде и т.п., так как в конструкции не предусмотрены удобные площадки для сиденья для каждого транспортируемого сидящего человека. При изнашивании опорной поверхности продольных баллонной, а это происходит особенно быстро при спусках на обледенелых склонах, потребуется заменять целиком нижнюю часть каркаса корпуса, а это самая материалоремкая и дорогая часть конструкции. Кроме того, отсутствует возможность использования, например, саней, связанного с устройством самостоятельного передвижения на воде, по снегу, льду и т.п. из дискообразного корпуса в качестве применения на них импеллера в виде нагнетательного устройства в режиме компрессора, э также для дополнительной возможной подкачки воздуха в полости продольных надувных элементов, что резко снижает эксплуатацию таких саней.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и совокупности существенных признаков является техническое решение надувные сани, состоящие из двух параллельных надувных продольных элементов, выполняющих функцию полозьев, и приспособленных для опоры всего корпуса саней и для скольжения, по снегу или льду (снежной поверхности), причем по концам продольные элементы связаны между собой приподнятыми поперечными надувными элементами так, что образуется единый каркас корпуса саней, к которому прикреплено эластичное днище корпуса, при этом к поперечным надувным элементам внутри каркаса в носовой и кормовой части прикреплен торцевому участкам центральный надувной продольный баллон, который имеет высоту надувных продольных элементов и содержит средство для изменения соотношения между высотой баллона и его шириной, которое размещено, по крайней мере, почти до торцевых участков его и выполнено в виде продольной эластичной диафрагмы, расположенной по центру поперечного сечения центрального баллона и прикрепленной внутри него с разделением его на две - правую и левую - зоны, равные по периметрам поперечных сечений, причем в поперечном сечении баллона образована замкнутая плоская алгебраическая кривая типа овала Кассини с талией, имеющая горизонтально расположенную ось и талию в вертикальной плоскости, при этом расстояние между вершинами овала по его горизонтальной оси больше диаметра центрального баллона без диафрагмы, а расстояние между любыми точками овала, расположенными на одной вертикали, меньше диаметра центрального баллона без диафрагмы, причем торцевые участки центрального надувного баллона в зоне присоединения к каркасу корпуса имеют ширину в горизонтальной плоскости, равную полупериметру центрального баллона, а к надувным продольным элементам внутри каркаса корпуса по всей длине прикреплены продольные опорные надувные баллоны с диаметром, меньшим диаметра продольных баллонов каркаса, а снаружи продольных и поперечны элементов каркаса съемное, например, на гибких связях типа шнуровки прикреплено эластичное днище (Патент RU №2252887, В62В 13/16, В63В 7/08, В63С 9/04 от 27.05.2005).
Сани по этому изобретению компактны, легко транспортабельны как в собранном, так и в разобранном виде, имеют устойчивую монолитную рациональную форму надувного каркаса корпуса, амортизирующего нагрузки, воздействующие на опорную площадку при движении саней, и содержит средство для изменения соотношения между высотой баллона и его шириной. Кроме того, подобраны оптимальные высотные размеры центрального баллона. Съемное днище выполнено из армированного полимерного материала с износостойким покрытием, обладающим меньшим коэффициентом трения, чем материал каркаса корпуса. Для наполнения воздухом элементы каркаса корпуса и центральные и опорные баллоны снабжены клапанами или трубками поддува с закрывающими пробками. Однако они для развлечения людей, отдыха и спорта и для спасательных целей конструкция надувных саней имеет недостаточную маневренность по воде, снегу, льду, болотной местности и т.п., а также значительно ухудшает эксплуатационные качества, при этом отсутствует возможность использования, например, надувных саней, связанных с устройством самостоятельного перемещения из дискообразного корпуса в качестве применения на нем импеллера в виде нагнетательного устройства в режиме компрессора для крепления с двух сторон, а именно, со стороны носовой и кормовой части, их возможности работы одинаковой малой мощности, как по отдельности в движении, так и вместе одновременно на крутых поворотах надувных саней. Кроме того, для дополнительно подкачки воздуха в полости баллонов, которые устанавливают для саней в каркасе корпуса, требуется расположение дополнительного компрессора для накачивания (подкачки) воздуха достаточного количества в надувные баллоны при монтажной сборке саней, а также в случае других его повреждений оснастки. В результате чего отсутствует мгновенное заполнение, например, в ситуации, когда необходимо сани поддерживать в рабочем состоянии в движении по воде, снегу, льду, болотистой местности и т.п., что резко снижает эффективность применения надувных саней, имеющих высокие скоростные показатели скольжения и в то же время для хода при спуске и подъемах.
Сущность изобретения
Целью (задачей) заявляемого изобретения является расширение арсенала и сферы применения надувных саней для использования сжатого воздуха от импеллера, уменьшение сопротивления корпуса в движении устройства в целом при использовании саней за счет максимального использования сжатого воздуха, выходящего из сопла импеллера под давлением на выходе, и улучшение эксплуатационных качеств надувных саней. Кроме того, максимально использования непосредственно подачи сжатого воздуха в полость продольных баллонов, и относительной простоты подсоединения его практической реализации, а также устройство тяговой силы и лучшей управляемостью надувных саней в данных конкретных как водных, так снежных и др. условиях при организации для развлечения людей, отдыха и спорта и для спасательных целей.
Технический результат - возможность одновременного перемещения надувных саней, сокращения времени заполнения воздухом полостей баллонов и управление воздушным потоком на выходе из сопла импеллера, а также удобство обслуживания и производительности такого транспортного средства для надувных саней.
Указанный технический результат достигается тем, что надувные сани, состоящие из двух параллельных надувных продольных элементов, выполняющих функцию полозьев, и приспособленных для опоры всего корпуса саней и для скольжения по снегу, льду или воде, причем по концам продольные элементы связаны между собой приподнятыми поперечными надувными элементами так, что образуется единый каркас корпуса саней, к которому прикреплено эластичное днище корпуса, при этом к поперечным надувным элементам внутри каркаса в носовой и кормовой части прикреплен торцевыми участками центральный надувной продольный баллон, который имеет высоту не менее диаметра параллельных надувных продольных элементов и содержит средства для изменения соотношения между высотой баллона и его шириной, которое размещено, по крайней мере, почти до торцевых участков его и выполнено в виде продольной вертикальной эластичной диафрагмы, расположенной по центру поперечного сечения центрального баллона и прикрепленной внутри него с разделением его на две - правую и левую - зоны, равные по периметрам поперечных сечений, причем в поперечном сечении баллона образована замкнутая плоская алгебраическая кривая типа овала Кассини с талией, имеющая горизонтально расположенную ось и талию в вертикальной плоскости, при этом расстояние между вершинами овала по его горизонтальной оси больше диаметра центрального баллона без диафрагмы, а расстояние между любыми точками овала, расположенными на одной вертикали, меньше диаметра центрального баллона без диафрагмы, причем торцевые участки центрального надувного баллона в зоне присоединения к каркасу корпуса имеют ширину в горизонтальной плоскости, равную полупериметру центрального баллона, а к надувным продольным элементам внутри каркаса корпуса по всей длине прикреплены продольные опорные надувные баллоны с диаметром, меньше диаметра продольных баллонов каркаса, а снаружи продольный поперечных элементов каркаса съемно, например, на гибких связях типа шнуровки прикреплено эластичное днище, согласно изобретения надувные сани выполнены транспортным средством на пневмопотоке, а в качестве движителей применены два нагнетательных устройства в виде импеллеров равной малой мощности, работающих в режиме компрессоров, и создают гидродинамические струи включением поочередно в носовой и кормовой части, при этом устройства выполнены самостоятельными плавучестью из дискообразного корпуса с плотно охватывающей кольцеобразной камерой в виде замкнутого тора, заполненного газом, а сопло каждого импеллера размещено на днище дискообразного корпуса в задней части приподнято с возможностью управления тяги в виде сжатого воздуха со стороны сопла каждого импеллера с помощью руля и возможностью перекрытия отверстия сопла поворотных пластин, соединенных каждой из них с рукояткой управления сидящего в центре надувных саней и соединенных через реверс-редуктор, при этом подсоединяют сопло каждого импеллера, расположенных в носовой и кормовой части с возможностью соединения его посредством газовоздушной трубки с краном с полостью поперечных надувных элементов внутри каркаса в носовой и кормовой частях, а также центрального надувного баллона, снабженных с закрывающими их пробками.
Кроме того, устройство самостоятельной плавучести со стороны носовой и кормовой части дополнительно связаны с каркасом корпуса саней, к которому прикреплено эластичное днище корпуса с помощью сцепки каждого из них для контакта с кранцевой защиты каркаса корпуса саней.
Кроме того, с целью кругового разворота на угол 360°, в работу вступают одновременно оба импеллера, рули которых с поворотными щитками рулей, разворачивают одновременно в разные стороны друг от друга посредством механической передачи в виде тяг, связанных с рулевым колесом на рулевой колонке с возможностью поворота колонки вправо и влево от вертикальной осевой плоскости саней, и могут, служит для тормоза перемещения саней при отсутствии тяги одного импеллера и включения второго импеллера - на противоположное - присутствие тяги малой мощности.
Анализ известных устройств надувных саней с предложенными элементами позволяет сделать вывод об отсутствии в них признаков, сходные с отличительными признаками заявляемого устройства, что соответствует критерию «изобретательский уровень».
Надувные сани имеют необходимую посадку в снежный покров и в водную поверхность, сани становятся устойчивыми при малой мощности обоих малых импеллеров, размещенных на самостоятельных плавучих корпусах. При этом импеллеры каждый из них по отдельности может занимать места как со стороны носовой, так и со стороны кормовой части саней, а наличие их отдельно закрепленных друг от друга с управлением движителя создает с помощью наличия, например, узла из зубчатой горизонтальной рейки резко снижать усилия для управления рулем в движении надувных саней вперед, назад или совершать крутые развороты (повороты) на 360 градусов на любой поверхности - водной, снежной или льду. Кроме того, это может разнообразить развлечение на воде, по снегу и по льду, соответственно, только при наличии двух независимо работающих самостоятельных в движении дискообразного корпуса. Происходит из сопла формирование газодинамической струи высокого давления (даже для малых импеллеров) для получения сжатого воздуха в режиме перемещения надувных саней в целом и одновременно при необходимости подкачки воздуха в полость поперечных надувных элементов саней, это происходит в одном устройстве саней, как в движении, так и на стоянке с элементами механического сопряжения (соединение может быть выполнено автоматическим закрываемым трубку краном, а также открываемым краном - не показано).
Таким образом, надувные сани могут двигаться как вперед, так и назад, при этом совершать любые развороты на коротком расстоянии, а возможно их тормоз, то важно при развлечениях и т.п. При этом в целом надувные сани становятся в движении в стабилизирующем горизонтальном положении при низкой и одновременно мягкой посадке на любую поверхность и устойчивое положение при работающих импеллерах в каждом их расположении или совместно при любых заданных разворотов саней.
Благодаря наличию приведенных признаков обеспечивается не только устойчивое движение, но и снабжение надувных элементов внутри каркаса самих саней непосредственно из одного узла в целом, получаемого от импеллера (движителя) вовнутрь надувных элементов саней, воздух который можно регулировать в баллонах лыж, с помощью снабженных клапанами или трубками с закрывающими пробками. Такие надувные сани на пневмопотоке перемещения не имеют сзади (позади) носовой или кормовой части винты с лопастями.
На фиг. 1 изображен общий вид надувных саней, в которых используются устройства импеллеров для толкающих надувных саней, вид сверху; на фиг. 2 показан вид саней сбоку (без импеллеров); на фиг. 3 изображено поперечное сечение А-А на фиг 1 разъемного крепления баллона к продольному опорному баллону; на фиг.4 показан вид импеллера сверху (подключения двигателя не показано; на фиг. 5 показан фрагмент и место расположения тяги с пластиной руля сзади сопла одного из импеллеров.
Надувные сани состоят из двух параллельных продольных элементов 1, представляющих собой полозья, приспособленные для опоры и скольжения по снегу воде или льду. Продольные элементы связаны по концам между собой приподнятыми поперечными дугообразными надувными элементами 2 так, что образуют единый каркас корпуса саней, к которым прикреплено эластичное днище 3 корпуса. К поперечным надувным элементам 2 в носовой и кормовой частях корпуса внутри каркаса прикреплен сплюснутый торцевыми участками центральный надувной продольный баллон 4, который имеет высоту не менее диаметра параллельных надувных продольных элементов 1 и содержит средства для изменения соотношения между высотой этого баллона Н и его шириной L, которое размещено, по крайней мере, почти до торцевых участков его и выполнено в виде продольной вертикальной эластичной диафрагмы 5, расположенной по центру поперечного центрального баллона 4 и прикрепленной внутри него с разделением его на две зоны, правую и левую, равные по периметрам поперечных сечений, причем в поперечном сечении баллона образована замкнутая плоская алгебраическая кривая типа овала Кассини с «талией», имеющая горизонтально расположенную ось и «талию» в вертикальной плоскости. Сплюснутые торцевые участки центрального надувного баллона в зоне присоединения к каркасу корпуса имеют ширину в горизонтальной плоскости, равную полупериметру центрального баллона.
В зависимости от превалирующих при эксплуатации требований к конструкции надувных саней выбирают либо максимальную ширину L центрального баллона при угле α=90°, либо максимальную высоту при углах α до 45°. Изготовление саней производится по серийной технологии.
К надувным саням со стороны носовой и кормовой частям прикреплены с кранцевой защитой со сцепкой 6 и 7 на надводной поверхности или снежной закреплены самостоятельные средства передвижения 8 и 9. Каждое самостоятельное средство передвижения 8 и 9 выполнено в форме диска из плавучего материала, который плотно охватывает кольцеобразная камера в виде замкнутого тора 10, заполненного сжатым воздухом (газом) или, например, выполненного из пенопласта.
В выемке корпуса диска 8 и 9 с тягой в виде импеллера 11 и 12 (двигатель не показан) с соплом 13 и 14 в задней части диска 8 и 9, что согласуется в целом с работой каждого в отдельности из них с надувными санями 1 для контакта с помощью сцепов 6 и 7 носовой и кормовой части саней. Регулируя обороты каждого из импеллеров 11 и 12, регулируют также давление подачи воздуха в сопло 13 или 14, при этом можно уменьшить мощность применения импеллеров 11 и 12. Рукоятка управления 15 и 16 каждого из импеллеров может быть выполнена регулируемой по длине за счет боковых тяг, выполненных телескопическими с фиксацией в необходимом положении зажимным устройством (не показано). Кроме того, рукоятки 15 и 16 могут быть выполнены связью с помощью применения конструкции реверс-редуктора (узлы 17 и 18), состоящих из горизонтальной рейки (не показано), выполненных поверху в виде зубчатых выступов (аналогично рулю автомобиля), узлы которых связаны тягой с поверхностными щитками рулей 19 и 20, закрепленными со стороны непосредственно после каждого сопла 13 и 14.
Таким образом, сопла 13 и 14 импеллеров соответственно, 11 и 12 дают своим положением возможность для свободного и сжатого прохода воздушных потоков воздуха в виде водовоздушных потоков сзади и спереди плавающего корпуса дисков 8 и 9, закрепленных как в носовой и в кормовой части по отдельности в работе для перемещения надувных саней (вперед или назад) как и для поворотов саней а также возможен поворот на 360° при повороте щитками рулей в разные стороны одновременно (т.е. круговой поворот в ту или иную сторону), и выхода пневмопотока в атмосферу. Кроме того, щитки руля 19 и 20 расположены напротив сопел 13 и 14, и нижние концы их расположены в воде или касаясь снега, льда, а вместе каждый из них связан в одно целое устройство рукоятки 15 и 16 через редуктор 17 и 18 с возможностью поворота руля 19 или 20 снаружи относительно задней части дискообразного корпуса 8 и 9. Такие связи рулей 19 и 20 обеспечивают каждого устройства диска 8 и 9, как полное закрытие сопел 13 и 14 и одновременно каждое из них может тормозить движение вперед или назад перемещения саней в целом, а также позволяет увеличить возможность управляемость тяговой силой каждого дискообразного корпуса 8 или 9 по заданному радиусу поворота (или совместному круговому развороту) надувных саней. Площадь щитков рулей 19 и 20 выбраны таким образом, чтобы использовать при перемещении по воде, снегу и льду тяговую силу, лучшую маневренность саней и их динамическую устойчивость, в частности, как в движении, так и на поворотах по любым радиусам, в основном используя сжатый воздух (дополнительно можно использовать и воду и т.п.). Благодаря дискообразной формы каждого корпуса 8 и 9 надувные сани 1 также изменяют направления движения при сцепках 6 и 7 между собой в контакте толкания с кранцевой защитой саней 1 при минимальном сопротивлении каждого из корпусов 8 и 9 в движении.
При использовании импеллеров 11 и 12 полной безопасности их работ и от попадания не нужных предметов предусматривается установка на каждом сетчатых кожухов (на чертеже не показано), а сами моторы и импеллера закрепляют кожухом сверху по окружности замкнутого тора 10.
Следует отметить, что надувные сани с помощью устройств в форме диска корпуса 8 и 9 на пневмопотоке с использованием в них сопел 13 и 14 обеспечивают также повышенную серость и тягу саней в движение, устойчивость на разворотах. Отсутствие гребных винтов обеспечивают сами корпуса 8 и 9 совместно с санями в рабочем состоянии хорошее и мягкое движение, и можно обеспечить оптимальную устойчивость надувных саней и повысить технологичность в целом использования данной конструкции.
Сопла 13 и 14 каждого из импеллеров 11 и 12 имеют в корпусе своем газовоздушные трубки 21 и 22 с регулируемыми кранами 23 и 24, выведенные сверху для возможности подсоединения трубок 21 и 22 с помощью гибкого шланга (не показано) к штуцеру (трубки) надувных продольных баллонов, воздух который поступает от работы самого импеллера 11 или 12 (движителя), работающих на пневмопотоке, т.е. вместе с системой подачи воздуха.
Таким образом, доскообразной формы корпуса самостоятельного движения просты по конструкции, имеют небольшой вес, малую себестоимость изготовления, и могут легко перевозиться в багажнике автомобиля, возможность их стыковке (сцепки) с надувными санями, что значительно расширяет их область применения, и придания хорошей обтекаемости, большой жесткости и прочности конструкции.
Такие сани в работе отличаются для спортивных и развлекательных целей, преимущественно к саням уже известным различной конструкции, тем, что дискообразная форма корпусов для сцепки к саням, предусматривает использовать их свободно устройством в движении и при необходимости фиксации сцепки с кранцевой защитой саней, и человек управляющий санями, может тем самым большей степени свободы ими управления в движении по сравнению с прототипом.
Процесс использования надувных саней заключается в следующем.
Перед началом использования надувных саней 1, которые размещают на водной поверхности или на снегу, подсоединяют транспортное средство на пневмопотоке, выполненное в виде движителей, например два нагнетательных устройства импеллера 11 и 12 со стороны носовой и кормовой части в виде дискообразной формы, оснащенные механизмом управления рулями. Человек, находящийся, например, в середине саней только сцепкой 6 и 7, соответственно, соединяет сцепкой с корпусом каждого диска 8 и 9. При включении движителя в виде одного из импеллера 11 со стороны носовой части саней (импеллер 9 не работает) посредством двигателя (не показан) возникает вращение лопастей импеллера 11, и давление сжатого воздуха направляется в сторону сопла 13, выходящее сзади корпуса диска 8 открытого щитка 19, при этом сопло 14 диска 9 закрыто щитком 20. Воздушный поток создает увеличенную силу тяги выхода сзади диска 8 со стороны также крепления щитка руля 19 после сопла 13. При этом увеличивая обороты импеллера 11, регулируют давление в сопле 13, так как весь воздух поступает в него и вбрасывается в атмосферу, надувные сани двигаются.
Управление при движении саней вперед дискообразной формы корпуса устройства на сжатом пневмопотоке осуществляется с помощью щитка руля 15 и 19 через реверс-редуктор 17, одновременно, позволяющих обеспечить повороты на заданный угол, создавая лучшую маневренность саней по воде, снегу и льду. При этом для случая движения назад надувных саней, в этом случае отключают импеллер 11, закрывают щиток руля 19 после сопла 13, и в работу включают второй импеллер 12 со стороны кормовой части со щитком руля 20 после сопла 14. Регулируют давление в сопле 14, так как воздух в этом случае (варианте) также поступает в него и выбрасывается в атмосферу, т.е. с другой уже стороны, сани двигаются назад.
С целью кругового разворота на угол 360° в работу вступают одновременно оба импеллера 11 и 12, щитки рулей 19 и 20 которых повернуты в этом варианте выполнения, щитки рулей разворачивают в разные стороны посредством механической передачи 15, 16, 19, 20 через реверс-редукторы. В то же время щитки рулей 19 и 20 могут, служит и тормозом для перемещения саней при отсутствии тяги одного и второго импеллеров, при этом благодаря устойчивости дискообразной формы корпуса 8 и 9, и сани тоже становятся устойчивыми в движении, т.е. соответственно, при минимальном сопротивлении самих дискообразных корпусов.
При необходимости поддува в надувные элементы (баллоны) на месте при включенном импеллере 11 или 12 на малых оборотах, подключается воздух в полость баллонов до расчетного давления. В результате чего одновременно производится перемещение надувных саней 1 на пневмопотоке и возможность заполнения полостей всех баллоны саней до расчетного давления с помощью подачи воздуха из сопла 13 или 14 в зависимости от работы того или иного импеллера 11 или 12 и рулевых устройств 17 или 18 сзади сопел 13 или 14, позволяет движение саней на пневмопотоке в любом заданном направление и под различным углом. При открытии крана 23 или 24 на газовоздушной трубке 21 или 22 саней и через гибкий шланг (не показан) с помощью соединения со штуцерами (не показано) в эластичных баллонах (наподобие автомобильных камер со штуцерами) наполняются воздухом и приводятся сани в рабочее положение.
Сетчатый экран (сетка) перед каждым импеллером 11 и 12 предотвращает попадание посторонних предметов с поступающим атмосферным воздухом, т.е. закрывает импеллер сверху.
Регулировка величины заданного давления в эластичных баллонах саней при наполнении их полостей при использовании сопел 13 или 14 через газовоздушную трубку 21 или 22 с регулируемым краном 23 или 24 может производиться, например, через золотник (не показан). Кроме того, у предложенной конструкции саней отпадает необходимость устраивать ручное перемещение саней в любую сторону, что ведет их к облегчению и упрощению по сравнению с прототипом. Также предлагаемые надувные сани обладают повышенной маневренностью, например, позволяют осуществлять движение как вперед, так и назад, совершать крутые развороты на угол 360° относительно разворота самих двух размещенных импеллеров одновременно с санями, благодаря контакту через сцепки между ними от нейтрального положения.
Предлагаемые сани обладают широкими эксплуатационными возможностями, их можно использовать для транспортировки грузов по снегу, заболоченным местам, по воде и т.д. Они надежны в эксплуатации, обладают большой грузоподъемностью (150-200 кг), просты по конструкции и компактны в разобранном положении для перевозки на автомобильном транспорте.
Таким образом, совокупность этих приемов изменения надувных саней с устройствами транспортных средств на пневмопотоке, в качестве которых движителей применены два нагнетательных устройства в виде импеллеров равными при малой их мощности, и работающих в режиме компрессоров, с помощью управления щитков рулей в целом, с учетом их отклонения на заданный угол поворота щитка руля. Совокупность признаков и степень раскрытия сущности изобретения достаточны для его практической реализации при разработке изготовления саней для передвижения по снегу, льду, воде, для спортивных и развлекательных целей, а также отдыха людей, связанных с конкретными условиями их применения.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к надувным саням. Надувные сани состоят из двух параллельных надувных продольных элементов. По концам продольные элементы связаны между собой приподнятыми поперечными надувными элементами так, что образуется единый каркас корпуса саней, к которому прикреплено эластичное днище корпуса. К поперечным надувным элементам внутри каркаса в носовой и кормовой частях прикреплен центральный надувной продольный баллон. Баллон содержит средства для изменения соотношения между высотой баллона и его шириной. К надувным продольным элементам прикреплены продольные опорные надувные баллоны. Снаружи продольный поперечных элементов каркаса прикреплено эластичное днище. Надувные сани выполнены транспортным средством на пневмопотоке. В качестве движителей применены два нагнетательных устройства в виде импеллеров равной малой мощности. Сопло каждого импеллера размещено на днище дискообразного корпуса. Достигается повышение удобства обслуживания саней. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
1. Надувные сани, состоящие из двух параллельных надувных продольных элементов, выполняющих функцию полозьев и приспособленных для опоры всего корпуса саней и для скольжения по снегу, льду или воде, причем по концам продольные элементы связаны между собой приподнятыми поперечными надувными элементами так, что образуется единый каркас корпуса саней, к которому прикреплено эластичное днище корпуса, при этом к поперечным надувным элементам внутри каркаса в носовой и кормовой частях прикреплен торцевыми участками центральный надувной продольный баллон, который имеет высоту не менее диаметра параллельных надувных продольных элементов и содержит средство для изменения соотношения между высотой баллона и его шириной, которое размещено, по крайней мере, почти до торцевых участков его и выполнено в виде продольной вертикальной эластичной диафрагмы, расположенной по центру поперечного сечения центрального баллона и прикрепленной внутри его с разделением на две - правую и левую - зоны, равные по периметрам поперечных сечений, причем в поперечном сечении баллона образована замкнутая плоская алгебраическая кривая типа овала Кассини с талией, имеющая горизонтально расположенную ось и талию в вертикальной плоскости, при этом расстояние между вершинами овала по его горизонтальной оси больше диаметра центрального баллона без диафрагмы, а расстояние между любыми точками овала, расположенными на одной вертикали, меньше диаметра центрального баллона без диафрагмы, причем торцевые участки центрального надувного баллона в зоне присоединения к каркасу корпуса имеют ширину в горизонтальной плоскости, равную полупериметру центрального баллона, а к надувным продольным элементам внутри каркаса корпуса по всей длине прикреплены продольные опорные надувные баллоны с диаметром, меньшим диаметра продольных баллонов каркаса, а снаружи продольных поперечных элементов каркаса съемно, например, на гибких связях типа шнуровки прикреплено эластичное днище, отличающиеся тем, что надувные сани выполнены транспортным средством на пневмопотоке, а в качестве движителей применены два нагнетательных устройства в виде импеллеров равной малой мощности, работающих в режиме компрессоров, и создают гидродинамические струи включением поочередно в носовой и кормовой частях, при этом устройства выполнены самостоятельными плавучестью из дискообразногокорпуса с плотно охватывающей кольцеобразной камерой в виде замкнутого тора, заполненного газом, а сопло каждого импеллера размещено на днище дискообразного корпуса, в задней части приподнято с возможностью управления тяги в виде сжатого воздуха со стороны сопла каждого импеллера с помощью руля и возможностью перекрытия отверстия сопла поворотных пластин, соединенных каждой из них с рукояткой управления сидящего в центе надувных саней и соединенных через реверс-редуктор, при этом подсоединяют сопло каждого импеллера, расположенных в носовой и кормовой частях, с возможностью соединения его посредством газовоздушной трубки с краном с полостью поперечных надувных элементов внутри каркаса в носовой и кормовой частях, а также центрального надувного баллона, снабженных закрывающими пробками.
2. Сани по п. 1, отличающиеся тем, что устройство самостоятельной плавучести со стороны носовой и кормовой частей дополнительно связано с каркасом корпуса саней, к которому прикреплено эластичное днище корпуса с помощью сцепки каждого из них для контакта с кранцевой защиты каркаса корпуса саней.
3. Сани по п. 1, отличающиеся тем, что с целью кругового разворота на угол 360° в работу вступают одновременно оба импеллера, рули которых с поворотными щитками релей разворачивают одновременно в разные стороны друг от друга посредством механической передачи в виде тяг, связанных с рулевым колесом на рулевой колонке с возможностью поворота колонки вправо и влево от вертикальной осевой плоскости саней, и могут служит для тормоза перемещения саней при отсутствии тяги одного импеллера и включения второго импеллера - на противоположное - присутствие тяги малой мощности.
НАДУВНЫЕ САНИ (ВАРИАНТЫ) | 2003 |
|
RU2252887C2 |
Способ получения светлого масла из хлопковых семян | 1953 |
|
SU96546A1 |
САНИ КНАУСА | 1996 |
|
RU2098305C1 |
Охранно-сигнализированное устройство автомобиля | 1980 |
|
SU943037A1 |
Авторы
Даты
2019-04-25—Публикация
2018-08-03—Подача