СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ УПРУГИХ ОБЪЕКТОВ Российский патент 2019 года по МПК G01M5/00 

Описание патента на изобретение RU2686870C1

Изобретение относится к исследованию упругих свойств конструкций или сооружений, а именно объектов транспортной инфраструктуры и самих транспортных средств, посредством создания их физических и конечно-элементных (КЭ) моделей.

Известен способ моделирования напряженно-деформированного состояния авиационной панели. Изобретение относится к испытательной технике. Сущность изобретения заключается в том, что нагружают масштабную модель в виде прямоугольной обшивки, соединенную дискретно на отдельных участках или непрерывно с продольными и поперечными силовыми наборами. Напряжение в панели в натуре определяют по заданной формуле перехода от напряжений, измеренных в модели, к напряжениям в натуре. Для идентичного напряженно-деформированного состояния натуры и модели принимают равными масштаб толщин обшивки и масштаб толщин силового набора, одинаковые граничные условия, произвольный общий масштаб геометрического подобия и равные относительные модули продольной упругости. Нагружение модели осуществляют растягивающими или сжимающими усилиями по торцам силового набора, либо по кромкам обшивки с сохранением подобия распределения усилий по натуре (Патент РФ №2243525, МПК G01M 5/00, опубл. 27.12.2004). Недостатком указанного способа является применение разных масштабов для различных элементов конструкции.

Известна также разработанная при конечно-элементном моделировании динамическая интерпретация масштабного эффекта, заключающаяся в том, что изменение масштаба КЭ модели исследуемого объекта влечет за собой обратно-пропорциональное изменение ее собственных частот. И, следовательно, при гармоническом нагружении резонансы на определенных собственных частотах в КЭ модели большого объекта наступают значительно раньше, чем в КЭ модели малого объекта, что и может объяснять физику более раннего разрушения больших объектов (Шабуневич В.И. Масштабный эффект в динамике конструкций. М.: Транслит, 2013, - 68 с.). Недостатком данной методики является отсутствие экспериментальных измерений и тепловых нагружений исследуемых объектов.

В ОКБ «Гидропресс» для проверки разработанных методик, программ и правильности используемых расчетных моделей выполнялись экспериментальные исследования сейсмического отклика оборудования водо-водяного энергетического реактора (ВВЭР) на моделях малого масштаба. Описанный в издании (Б.Н. Дранченко и др. Экспериментальные исследования напряженного состояния и прочности оборудования ВВЭР, М.: ИКЦ «Академкнига», 2004, - 640 с.) способ принят за прототип. Способ проведения исследований заключался в том, что масштабные модели последовательно устанавливались на специально изготовленной виброплатформе, колебания которой возбуждались электродинамическими вибраторами, позволяющими воспроизводить гармонические, случайные или специально формируемые реализации законов изменения ускорений во времени в модельном (масштабном) диапазоне ускорений и частот. Применялись электродинамические вибраторы типа ВЭДС (вибрационный электродинамический стенд) с максимальным толкающим усилием 100-200 кг и рабочим диапазоном частот 4-4000 Гц. Собственные частоты колебаний находились путем обработки осциллограмм показаний тензорезисторов в резонансных режимах. Исследования на вибрационном стенде позволили изучить характер деформирования основных элементов натурных объектов при резонансных колебаниях, найти значения собственных частот колебаний и влияние на эти значения жидкой среды (воды). Недостатками прототипа является отсутствие теплового нагружения моделей и неполный диапазон частот для сравнения моделей и натурных объектов.

Техническим результатом изобретения является повышение точности исследования параметров напряженно-деформированного состояния натурных объектов с целью достижения соответствия частот резонансных колебаний для физических и КЭ моделей и самих натурных объектов во всем диапазоне их собственных частот с учетом обратной пропорциональности изменения частот в зависимости от масштаба физических и КЭ моделей, и их теплового нагружения.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе исследования параметров напряженно-деформированного состояния упругих объектов, заключающемся в том, что создают геометрически подобные масштабные физические и КЭ модели упругих объектов, производят их гармоническое нагружение различными видами нагрузок, определенными в соответствии с масштабными критериями подобия, измеряют частоты и амплитуды резонансных колебаний различных параметров напряженно-деформированного состояния созданных моделей, дополнительно производят тепловое нагружение геометрически подобных масштабных физических и КЭ моделей упругих объектов, измеряют и рассчитывают частоты и амплитуды резонансных колебаний различных параметров напряженно-деформированного состояния геометрически подобных масштабных физических и КЭ моделей во всем диапазоне их собственных частот с учетом обратной пропорциональности изменения величин частот при изменении масштаба физических и КЭ моделей, которые дорабатывают, добиваясь соответствия измеренных и рассчитанных величин частот и амплитуд резонансных колебаний этих параметров реальным их значениям для натурных объектов.

Предлагаемый способ рассмотрен на примере КЭ моделей решетки железнодорожного полотна.

Сущность способа поясняются следующими фигурами.

На фиг. 1 представлена фотография исследуемой натурной решетки железнодорожного полотна.

На фиг. 2 приведен график изменений виброускорений свободных колебаний по частоте для головки рельса в поперечном направлении натурной решетки железнодорожного полотна.

На фиг. 3 представлена конечно-элементная модель масштаба М1:1 исследуемой решетки железнодорожного полотна.

На фиг. 4 (а, б) приведены графики изменений суммарного виброускорения узла сетки головки рельса КЭ модели решетки масштаба М1:1 по частоте приложенной нагрузки при температурах модели 20°C и 70°C соответственно.

На фиг. 5 (а, б) приведены графики изменений суммарного виброускорения узла сетки головки рельса КЭ модели решетки масштаба M1:10 по частоте приложенной нагрузки при температурах модели 20°C и 70°C соответственно.

Способ осуществляется следующим образом. Для проведения испытаний создают масштабные геометрически подобные физические и КЭ модели. При различных температурах проводят гармоническое нагружение моделей различными видами нагрузок, величины которых определяют в соответствии с масштабным эффектом. Измеряют и рассчитывают частоты и амплитуды резонансных колебаний исследуемых параметров напряженно-деформированного состояния моделей. Сравнивают измеренные и рассчитанные на моделях и на натурных объектах резонансные частоты с учетом обратной пропорциональности их изменения в зависимости от изменения масштаба. И дорабатывают модели, добиваясь их соответствия по частотам натурным объектам с учетом масштабного эффекта.

На фигурах 4 (а, б) и 5 (а, б) наблюдается соответствие обратно-пропорциональной зависимости изменений резонансных частот колебаний от изменения масштаба моделей и значительное увеличение резонансных амплитуд колебаний на некоторых частотах при увеличении температуры. Значительное различие в амплитудах ускорений экспериментального графика (фиг. 2) и расчетных графиков (рис. 4 и 5) объясняется тем, что в экспериментах нагружение осуществлялось слабыми ударами молотка (резинового и металлического) по головке рельса, а в расчетах обеспечивалось гармоническое нагружение поперечными силами 100 кг и 10 кг для КЭ моделей M1:1 и М1:10 соответственно.

Способ позволит проводить исследование параметров напряженно-деформированного состояния объектов транспортной инфраструктуры и самих транспортных средств на их масштабных геометрически подобных моделях, не выезжая непосредственно к месту расположения натурных объектов, а также позволит значительно уменьшить время проведения испытаний и затрачиваемые при этом средства.

Похожие патенты RU2686870C1

название год авторы номер документа
Способ определения оптимальных размеров и количества уравнительных рельсов и ремонтных звеньев бесстыкового железнодорожного пути 2024
  • Коссов Валерий Семёнович
  • Шабуневич Виктор Иванович
  • Трепачева Татьяна Владиславовна
RU2824683C1
Способ оценки напряженно-деформированного состояния железнодорожного пути в условиях Крайнего Севера и Сибири 2022
  • Коссов Валерий Семенович
  • Волохов Григорий Михайлович
  • Оганьян Эдуард Сергеевич
  • Шабуневич Виктор Иванович
RU2795351C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 2006
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Челохьян Александр Вартанович
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Воробьев Владимир Борисович
  • Щербак Петр Николаевич
  • Озябкин Андрей Львович
  • Могилевский Виктор Анатольевич
  • Окулова Екатерина Станиславовна
  • Шуб Михаил Борисович
  • Бутов Эдуард Соломонович
  • Кикичев Шамиль Владимирович
  • Зайкин Денис Сергеевич
  • Родин Александр Евгеньевич
  • Коновалов Дмитрий Сергеевич
  • Александров Анатолий Александрович
  • Харламов Павел Викторович
  • Воронин Владимир Николаевич
  • Шапошников Игорь Александрович
RU2343450C2
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЗОНАНСНЫХ КОЛЕБАНИЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Шабуневич Андрей Викторович
  • Шабуневич Виктор Иванович
RU2620711C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ УПРУГИХ ОБЪЕКТОВ 2017
  • Бидуля Александр Леонидович
  • Волохов Григорий Михайлович
  • Овечников Михаил Николаевич
  • Панин Юрий Алектинович
  • Пономарев Андрей Сергеевич
  • Чунин Сергей Владимирович
  • Шабуневич Виктор Иванович
RU2670723C9
СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ВЫСОКОМОБИЛЬНЫХ НЕЛИНЕЙНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ 2020
  • Колесников Владимир Иванович
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Новиков Евгений Сергеевич
  • Озябкин Андрей Львович
  • Мантуров Дмитрий Сергеевич
  • Корниенко Роман Андреевич
  • Мищиненко Василий Борисович
  • Шестаков Михаил Михайлович
  • Харламов Павел Викторович
  • Буракова Марина Андреевна
  • Петрик Андрей Михайлович
  • Рябыш Денис Алексеевич
  • Фейзов Эмин Эльдарович
  • Фейзова Валентина Александровна
  • Сангин Джасур Якубович
  • Коропец Петр Алексеевич
RU2745382C1
СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ АВИАЦИОННОЙ ПАНЕЛИ 2003
  • Бабурченков М.Ф.
  • Бородачев Николай Максимович
RU2243525C1
Способ оценки влияния воздушной среды на демпфирование колебаний конструкций 2019
  • Бернс Владимир Андреевич
  • Лушин Виктор Николаевич
  • Маринин Дмитрий Александрович
RU2737031C1
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ НАСТУПЛЕНИЯ КАТАСТРОФИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 2012
  • Шабуневич Виктор Иванович
  • Шабуневич Андрей Викторович
RU2520167C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРОЧНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИЙ 1999
  • Шабуневич В.И.
RU2186361C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 686 870 C1

Реферат патента 2019 года СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ УПРУГИХ ОБЪЕКТОВ

Изобретение относится к исследованию упругих свойств конструкций или сооружений, а именно объектов транспортной инфраструктуры и самих транспортных средств, посредством создания их физических и конечно-элементных (КЭ) моделей. В ходе реализации способа создают геометрически подобные масштабные физические и конечно-элементные модели упругих объектов, производят их гармоническое нагружение различными видами нагрузок, определенными в соответствии с масштабными критериями подобия, измеряют частоты и амплитуды резонансных колебаний различных параметров напряженно-деформированного состояния созданных моделей. Дополнительно производят тепловое нагружение геометрически подобных масштабных физических и КЭ моделей упругих объектов, измеряют и рассчитывают частоты и амплитуды резонансных колебаний различных параметров напряженно-деформированного состояния физических и КЭ моделей во всем диапазоне их собственных частот с учетом обратной пропорциональности изменения величин частот при изменении масштаба физических и КЭ моделей, которые дорабатывают, добиваясь соответствия измеренных и рассчитанных величин частот и амплитуд резонансных колебаний этих параметров реальным их значениям для натурных объектов. Технический результат заключается в повышении точности исследования параметров напряженно-деформированного состояния натурных объектов с целью достижения соответствия частот резонансных колебаний для физических, КЭ моделей и самих натурных объектов во всем диапазоне их собственных частот с учетом обратной пропорциональности изменения частот в зависимости от масштаба физических и КЭ моделей, и их теплового нагружения. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 686 870 C1

Способ исследования параметров напряженно-деформированного состояния упругих объектов, заключающийся в том, что создают геометрически подобные масштабные физические и конечно-элементные модели упругих объектов, производят их гармоническое нагружение различными видами нагрузок, определенными в соответствии с масштабными критериями подобия, измеряют частоты и амплитуды резонансных колебаний различных параметров напряженно-деформированного состояния созданных моделей, отличающийся тем, что дополнительно производят тепловое нагружение геометрически подобных масштабных физических и конечно-элементных моделей упругих объектов, измеряют и рассчитывают частоты и амплитуды резонансных колебаний различных параметров напряженно-деформированного состояния геометрически подобных масштабных физических и конечно-элементных моделей во всем диапазоне их собственных частот с учетом обратной пропорциональности изменения величин частот при изменении масштаба физических и конечно-элементных моделей, которые дорабатывают, добиваясь соответствия измеренных и рассчитанных величин частот и амплитуд резонансных колебаний этих параметров реальным их значениям для натурных объектов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2686870C1

Б.Н
Дранченко и др
Экспериментальные исследования напряженного состояния и прочности оборудования ВВЭР, М.: ИКЦ "Академкнига", 2004, - 640 с.
СПОСОБ ТЕПЛОВОГО НАГРУЖЕНИЯ ОБТЕКАТЕЛЕЙ РАКЕТ ИЗ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ 2015
  • Райлян Василий Семенович
  • Русин Михаил Юрьевич
  • Резник Сергей Васильевич
  • Просунцов Павел Викторович
RU2583353C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ПЛАСТИНОК ПЕРЕМЕННОГО СЕЧЕНИЯ 2001
  • Коробко В.И.
  • Коробко А.В.
  • Киржаев Ю.В.
RU2189022C1
Шабуневич В.И
Масштабный эффект в динамике конструкций
М.: Транслит, 2013, - 68 с.

RU 2 686 870 C1

Авторы

Волохов Григорий Михайлович

Гасюк Александр Сергеевич

Овечников Михаил Николаевич

Чунин Сергей Владимирович

Шабуневич Андрей Викторович

Шабуневич Виктор Иванович

Даты

2019-05-06Публикация

2018-06-01Подача