Узел соединения модулей летательного аппарата Российский патент 2019 года по МПК B64D1/08 

Описание патента на изобретение RU2688502C1

Изобретение относится к области общего машиностроения, а именно к узлу соединения модулей летательного аппарата.

Известны узлы модулей летательного аппарата, содержащие корпус или контейнер летательного аппарата, скрепленный с узлами крепления с носителем (патент РФ №2526555) принятое за прототип. В соответствии с прототипом предлагается узел соединения корпуса летательного аппарата, скрепленного боковыми узлами крепления с носителем. В предлагаемом узле контейнер или дополнительный корпус летательного аппарата отсутствует, узел соединения состоит из трех цилиндрических модулей с торцевыми шпангоутами, состыкованными последовательно друг с другом при помощи резьбовых шпилек и гаек. Средний модуль, закрепленный между двумя модулями с жестким боковым креплением, при эксплуатации под воздействием поперечной силы в плоскостях соединения, испытывает значительные скручивающие нагрузки, которые в прототипе компенсируются жесткостью корпуса контейнера летательного аппарата, что увеличивает вес конструкции узла соединения летательного аппарата. Поперечные нагрузки в этом случае компенсируются силой трения в стыковочных узлах, возникающей за счет затяжки резьбового соединения. В случае недостатка этого трения происходит смятие стенок отверстий шпангоутов от воздействия шпилек, а в худшем случае при длительном воздействии знакопеременной нагрузки (длительная транспортировка) разрушение соединения.

Задачей изобретения является повышение сдвигоустойчивости соединения с обеспечением сборки и разборки модулей летательного аппарата.

Поставленная задача решается тем, что узел соединения модулей летательного аппарата, содержащий корпус летательного аппарата, скрепленный узлами крепления с носителем, сам корпус летательного аппарата состоит из трех цилиндрических модулей с торцевыми шпангоутами, состыкованных последовательно друг с другом при помощи резьбовых шпилек и гаек, а крайние модули связаны с носителем распадающимися узлами, установленными на наружной поверхности, при этом на наружной поверхности шпангоутов среднего модуля оппозитно распадающимся узлам крепления установлены два кронштейна с выступами, выходящими за торцы среднего модуля, каждый выступ фиксируется двумя винтами, установленными в стенках пазов смежных модулей и ориентированных перпендикулярно плоскости, проходящей через распадающийся узел крепления и ось летательного аппарата, в каждом стыке между модулями устанавливается кольцевая пластина, повторяющая торцевые поверхности соединяемых шпангоутов с отверстиями под резьбовые шпильки, и на каждой поверхности кольцевой пластины выполнены микровыступы, при этом одна из резьбовых шпилек в каждом стыке модулей, расположена оппозитно выступам кронштейнов и выполнена по скользящей посадке. При этом шпилька по скользящей посадке по отношению к другим резьбовым шпилькам выполнена с соотношением

D1D2<12(d1-d2) где

D1 - отверстие в торцевых шпангоутах в месте установки шпильки по скользящей посадке;

D2 - диаметр шпильки по скользящей посадке;

d1 - отверстие в торцевых шпангоутах в месте установки шпилек;

d2 - диаметр шпилек.

При этом микровыступы на кольцевой пластине выполнены струйно-абразивной обработкой с шероховатостью поверхности грубее Ra 4,5 мкм. При этом отношение твердости материала кольцевой пластины к твердости материала шпангоутов находится в интервале 2,0÷4,0. При этом на шпангоутах среднего модуля выполнены кольцевые выступы, которые при стыковке заходят на шпангоуты крайних модулей и взаимодействуют с их внешней поверхностью.

Изобретение поясняется фигурами чертежа.

На Фиг. 1 изображен узел соединения модулей.

На Фиг. 2 изображены выступы, закрепленные винтами.

На Фиг. 3 изображена шпилька по скользящей посадке и кольцевая пластина.

На Фиг. 4 изображена шпилька по свободным размерам и кольцевая пластина.

Узел соединения состоит из: поз. 1 - цилиндрические модули; поз. 2 - распадающиеся узлы крепления; поз. 3-выступы кронштейнов среднего модуля; поз. 4 - винты; поз. 5 - кольцевая пластина; поз. 6 -шпилька по скользящей посадке; поз. 7 - шпилька по свободным размерам; поз. 8 - кольцевой выступ, 9 - кронштейн крайнего модуля.

Работает узел соединения следующим образом. При стягивании стыков между модулями выступы кронштейнов среднего модуля входят в пазы кронштейнов крайних модулей и фиксируются в них винтами, при этом кронштейны на всех модулях установлены оппозитно боковому креплению, где действует максимальная нагрузка при скрутке стыка и реализуется максимальное перемещение элементов стыка модулей от узлов бокового крепления к носителю. В местах оппозитно выступам в каждом стыке установлены по одной шпильки по скользящей посадке. Ее оппозитное расположение позволяет ограничить поперечные перемещения в стыке в зоне распадающихся узлов крепления. Все остальные шпильки в стыке выполнены по свободным размерам, что снижает трудоемкость выполнения отверстий и резьбовых шпилек такого стыка. При этом соотношение диаметров отверстий в шпангоутах и диаметров резьбовых шпилек выполнено в соотношении D1-D2<1/2 (d1-d2), что обеспечивает включение в работу по восприятию сдвига только резьбовой шпильки, выполненной по скользящей посадке. Такая конструкция исключает зазор в поперечном направлении и позволяет повысить сдвигоустойчивость узла. Кольца с микровыступами в стыке между модулями, выполненные из титанового сплава, повторяющие торцевую поверхность стягиваемых шпангоутов, при стягивании внедряются в более мягкий материал шпангоутов, выполненных из алюминиевых сплавов, тем самым повышается трение в стыке и сдвигоустойчивость узла. На шпангоутах среднего модуля выполнены кольцевые выступы, которые при стыковке заходят на шпангоуты крайних модулей и взаимодействуют с их внешней поверхностью, что также повышает сдвигоустойчивость соединения при деформации модулей по линии, проходящей через ось модуля перпендикулярно плоскости, проходящей через ось модуля и разрушающийся узел крепления.

Таким образом использование предлагаемого изобретения позволяет осуществить сдвигоустойчивость соединения при длительных знакопеременных нагрузках. При этом обеспечивается сборка и разборка указанных модулей без замены деталей в стыке и уменьшается трудоемкость выполнения стыка.

Похожие патенты RU2688502C1

название год авторы номер документа
Узел соединения отделяемых частей летательного аппарата 2015
  • Зачёсов Александр Львович
  • Митрофанов Игорь Викторович
  • Панкратов Владимир Иванович
  • Французов Вячеслав Аркадьевич
RU2619611C1
ГОЛОВНОЙ БЛОК РАКЕТЫ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ 1993
  • Соломонов Юрий Семенович
  • Васильев Юрий Семенович
  • Аверичев Валентин Иванович
  • Митрофанов Игорь Викторович
  • Никишаев Виктор Иванович
  • Пилипенко Петр Борисович
  • Французов Вячеслав Аркадьевич
  • Дементьев Виктор Петрович
  • Соломонов Лев Семенович
  • Шеломов Игорь Александрович
RU2072954C1
Устройство соединения корпусов отсеков 2021
  • Шанаев Владимир Афанасьевич
  • Зачёсов Александр Львович
  • Андреев Алексей Дмитриевич
  • Олейник Илья Владимирович
  • Коряковцев Сергей Михайлович
RU2785483C1
Панель крыла или оперения летательного аппарата из слоистых композиционных материалов 2019
  • Васильев Валерий Витальевич
  • Палкин Александр Николаевич
  • Сисаури Виталий Ираклиевич
  • Азаров Андрей Валерьевич
  • Бабичев Антон Александрович
RU2734147C1
ОТДЕЛЯЕМЫЙ КРУПНОГАБАРИТНЫЙ ГОЛОВНОЙ ОБТЕКАТЕЛЬ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ 2010
  • Гребнев Николай Егорович
  • Круглов Генрих Евгеньевич
  • Новиков Валентин Николаевич
  • Моисеев Валентин Петрович
  • Солунин Владимир Сергеевич
  • Шемендюк Вячеслав Митрофанович
RU2424953C1
Устройство соединения корпусов отсеков летательного аппарата 2021
  • Шанаев Владимир Афанасьевич
  • Зачёсов Александр Львович
  • Андреев Алексей Дмитриевич
  • Олейник Илья Владимирович
  • Шестаков Дмитрий Алексеевич
RU2781377C1
Многорычажная система стыковки отсеков 2022
  • Стрельников Александр Сергеевич
RU2792950C1
СПОСОБ И ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОВРЕЖДЁННОЙ РЕЗЬБЫ 2019
  • Коломбо Дарио
  • Регонини Роберто
  • Фиорио Серхио
RU2792983C2
ФЛАНЦЕВЫЙ ТОЧЕЧНЫЙ СТЫК 2008
  • Бобков Николай Николаевич
  • Минаков Анатолий Викторович
  • Минаков Андрей Анатольевич
  • Самашов Евгений Иванович
RU2361790C1
Направляющий механизм для цилиндра и цилиндр с направляющим механизмом 2015
  • Исибаси Коитиро
  • Сато Мотохиро
  • Сузуки Нариаки
  • Икеда Хидефуми
  • Сато Тосио
RU2679292C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 688 502 C1

Реферат патента 2019 года Узел соединения модулей летательного аппарата

Изобретение относится к системам соединения модулей летательных аппаратов (ЛА). Узел соединения модулей ЛА состоит из трех цилиндрических модулей с торцевыми шпангоутами, состыкованных последовательно друг с другом при помощи резьбовых шпилек и гаек. Крайние модули связаны с носителем боковыми распадающимися узлами, установленными на наружной поверхности. На наружной поверхности шпангоутов среднего модуля оппозитно боковым распадающимся узлам крепления установлены два кронштейна с выступами, выходящими за торцы среднего модуля. Каждый выступ фиксируется двумя винтами, установленными в стенках пазов смежных модулей и ориентированных перпендикулярно плоскости, проходящей через распадающийся узел крепления и ось ЛА. В каждом стыке между модулями устанавливается кольцевая пластина, повторяющая торцевые поверхности соединяемых шпангоутов с отверстиями под резьбовые шпильки. На каждой поверхности кольцевой пластины выполнены микровыступы, при этом одна из резьбовых шпилек в каждом стыке модулей расположена оппозитно выступам кронштейнов, выполнена по скользящей посадке. Техническим результатом изобретения является повышение устойчивости соединения к сдвигам при длительных знакопеременных нагрузках. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 688 502 C1

1. Узел соединения модулей летательного аппарата, скрепляющий корпус летательного аппарата боковыми узлами крепления с носителем, отличающийся тем, что состоит из трех цилиндрических модулей с торцевыми шпангоутами, состыкованных последовательно друг с другом при помощи резьбовых шпилек и гаек, а крайние модули связаны с носителем боковыми распадающимися узлами, установленными на наружной поверхности, а на наружной поверхности шпангоутов среднего модуля оппозитно боковым распадающимся узлам крепления установлены два кронштейна с выступами, выходящими за торцы среднего модуля, каждый выступ фиксируется двумя винтами, установленными в стенках пазов смежных модулей и ориентированных перпендикулярно плоскости, проходящей через распадающийся узел крепления и ось летательного аппарата, в каждом стыке между модулями устанавливается кольцевая пластина, повторяющая торцевые поверхности соединяемых шпангоутов с отверстиями под резьбовые шпильки, и на каждой поверхности кольцевой пластины выполнены микровыступы, при этом одна из резьбовых шпилек в каждом стыке модулей, расположенная оппозитно выступам кронштейнов, выполнена по скользящей посадке.

2. Узел соединения модулей летательного аппарата по п. 1, отличающийся тем, что шпилька по скользящей посадке по отношению к другим резьбовым шпилькам выполнена с соотношением

, где

D1 - отверстие в торцевых шпангоутах в месте установки шпильки по скользящей посадке;

D2 - диаметр шпильки по скользящей посадке;

d1 - отверстие в торцевых шпангоутах в месте установки шпилек;

d2 - диаметр шпилек.

3. Узел соединения модулей летательного аппарата по п. 1, отличающийся тем, что микровыступы на кольцевой пластине выполнены струйно-абразивной обработкой с шероховатостью поверхности грубее Ra 4,5 мкм.

4. Узел соединения модулей летательного аппарата по п. 1, отличающийся тем, что, отношение твердости материала кольцевой пластины к твердости материала шпангоутов находится в интервале 2,0÷4,0.

5. Узел соединения модулей летательного аппарата по п. 1, отличающийся тем, что на шпангоутах среднего модуля выполнены кольцевые выступы, которые при стыковке заходят на шпангоуты крайних модулей и взаимодействуют с их внешней поверхностью.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2688502C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБРОСА ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКИ С ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Мищенко Анатолий Петрович
  • Семененко Юрий Николаевич
  • Чернов Леонид Александрович
RU2526555C2
RU 94023895 A1, 10.05.1996
US 4809936 A1, 07.03.1989
US 5586790 A1, 24.12.1996.

RU 2 688 502 C1

Авторы

Митрофанов Игорь Викторович

Французов Вячеслав Аркадьевич

Зачёсов Александр Львович

Лукомский Дмитрий Константинович

Михайлов Андрей Игоревич

Даты

2019-05-21Публикация

2017-12-25Подача