Электрический реактивный движитель Российский патент 2019 года по МПК F02K9/90 F03H99/00 A63H27/26 

Описание патента на изобретение RU2689663C1

Изобретение относится к устройствам создания реактивной тяги, конкретно к электрическим реактивным движителям.

Известен электрический реактивный движитель (ЭРД) /RU 2015151255/, содержащий последовательно и соосно установленные по течению воздушного потока дельтовидные крылья, воздухозаборник, направляющие лопатки, многолопастную крыльчатку с приводом от вентильного электродвигателя, а также реактивное сопло, внутри которого условлено центральное тело, закрепленное внутри сопла спрямляющими лопатками.

Техническим недостатком известного ЭРД /RU 2015151255/ является недостаточная надежность управления, связанная с образованием крена из-за недостаточной компенсации спрямляющим лопатками энергии вращения струи многолопастной крыльчатки и с отсутствием возможности управления угловым направлением тяги ЭРД.

Задачей и техническим результатом изобретения является повышение надежности управления ЭРД.

Сущность изобретения.

Достижение заявленного технического результата и решение поставленной задачи обеспечивается тем, что электрический реактивный движитель (ЭРД) содержит последовательно и соосно установленные по течению воздушного потока дельтовидные крылья, воздухозаборник, направляющие лопатки, многолопастную крыльчатку с приводом от вентильного электродвигателя, а также реактивное сопло. Внутри сопла условлено центральное тело, закрепленное внутри сопла спрямляющими лопатками.

Согласно изобретению ЭРД дополнительно содержит рулевые пластины и рулевые машинки управления вектором тяги движителя, причем рулевые пластины установлены на внешней поверхности центрального тела в воздушно-реактивной струе ЭРД за срезом сопла, а рулевые машинки - внутри центрального тела и кинематически соединены с рулевыми пластинами.

При этом дельтовидные крылья и направляющие лопатки установлены с равномерным угловым шагом, а их задние кромки разнесены вдоль продольной оси воздухозаборника на величину, не меньшую чем размер хорды профиля направляющей лопатки. Дельтовидные крылья выполнены с загибом задней кромки против направления вращения многолопастной крыльчатки. Многолопастная крыльчатка установлена на валу вентильного электродвигателя между направляющими и спрямляющими лопатками.

Введение рулевых пластин и рулевых машинок управления вектором тяги движителя, установка рулевых пластин на внешней поверхности центрального тела в воздушно-реактивной струе ЭРД за срезом сопла, а также установка рулевых машинок - внутри центрального тела и кинематическое соединение их с рулевыми пластинами позволяют обеспечить управление осевым кручением корпуса движителя, изменять угловое направление вектора тяги, компенсировать рулевыми пластинами остаточную закрутку реактивной струи ЭРД, препятствуя его вредному для управления угловому вращению и образованию крена.

Рациональный выбор параметров ЭРД, а именно выполнение дельтовидных крыльев с загибом задней кромки против направления вращения многолопастной крыльчатки, установка их и направляющих лопаток с равномерным угловым шагом, разнесение их задних кромок вдоль продольной оси воздухозаборника на величину, не меньшую чем размер хорды профиля направляющей лопатки, а также установка многолопастной крыльчатки на валу вентильного электродвигателя между направляющими и спрямляющими лопатками дополнительно позволяют снизить кручение реактивной струи и ее вредное влияние на кручение корпуса движителя и управление его пространственным положением.

В целом указанные технические преимущества позволяют повысить надежность управления ЭРД и обеспечить достижение заявленного технического результата и решение поставленной задачи.

Сущность изобретения поясняется рисунками, представленными на фиг. 1-фиг. 4.

На фиг. 1 - представлен рисунок, поясняющий конструкцию ЭРД, на фиг. 2 - вид сечения «А-А» ЭРД в месте расположения воздухозаборника 2, на фиг. 3 - вид сечения «В-В» ЭРД в месте расположения многолопастной крыльчатки 4, на фиг. 4 - вид сечения «В-В» ЭРД в месте расположения направляющих 3 и спрямляющих 8 лопаток.

На фиг. 1-4 обозначены:

1 - дельтовидные крылья;

2 - воздухозаборник;

3 - направляющие лопатки;

4 - многолопастная крыльчатка (винт);

5 - вентильный электродвигатель;

6 - сопло;

7 - центральное тело;

8 - спрямляющие лопатки;

9 - рулевые пластины (рули управления направлением тяги воздушного реактивного потока крыльчатки 4);

10 - рулевые машинки;

11 - контейнер;

12 - спасательный парашют.

Согласно фиг. 1-фиг. 4 ЭРД содержит последовательно и соосно установленные по течению воздушного потока дельтовидные крылья 1, воздухозаборник 2, направляющие лопатки 3, многолопастную крыльчатку 4 с приводом от вентильного электродвигателя 5, а также реактивное сопло 6. Внутри сопла 6 условлено центральное тело 7, закрепленное внутри сопла 6 спрямляющими лопатками 8. На внешней поверхности центрального тела 7 в воздушно-реактивной струе ЭРД установлены рулевые пластины 9, а внутри тела 7 - рулевые машинки 10, кинематически соединенные со струйными рулями 9.

При этом дельтовидные крылья 1 и направляющие лопатки 3 установлены с равномерным угловым шагом, а их задние кромки разнесены вдоль продольной оси воздухозаборника 2 на величину, не меньшую чем размер хорды профиля направляющей лопатки 3.

Для компенсации вращающего момента крыльчатки 4 на корпус ЭРД дельтовидные крылья 1 выполнены с загибом задней кромки против направления вращения многолопастной крыльчатки 4.

Для повышения управляемости ЭРД рулевые пластины 9 установлены на внешней поверхности центрального тела 7 за срезом сопла 6. Для послеполетного спасения ЭРД в его теле 7 может быть установлен контейнер 11 для размещения спасательного парашюта 12.

Предлагаемый ЭРД работает следующим образом.

При включении вентильного электродвигателя 5, запитываемого от блока бортовых аккумуляторных батарей (на фигурах не показано), крыльчатка 4 практически мгновенно набирает обороты вращения, необходимые для создания необходимой тяги ЭРД. ЭРД взлетает. При этом крыльчатка 4 своими лопастями втягивает наружный воздух из встречного набегающего потока через окна между спрямляющими лопатками 8 и выбрасывает его через сопло 6, образуя на его выходе воздушно-реактивную струю с направлением углового вращения, совпадающего с направлением вращения крыльчатки 4. Встречный поток воздуха, взаимодействует с дельтовидными крыльями 1, расположенными вдоль оси ЭРД и с концами, загнутыми в сторону противоположную вращения крыльчатки, препятствуя вращению ЭРД вдоль его оси и образованию углового крена ЭРД.

Одновременно с помощью направляющих 3 и спрямляющих 8 лопаток вращающийся поток воздуха преобразуется в линейный поток на выходе сопла 6. Рулевые пластины 9 обдуваемые реактивной струей воздуха меняя свое угловое положение от рулевой машинки 10 управления имеют возможность управлять угловым направлением реактивной струи ЭРД и дополнительно компенсировать рулевой машинкой 10 от блока управления ЭРД (на фигурах не показано) остаточное вращение реактивной струи, вызывающей вращение и крен ЭРД в процессе его полета.

Данное изобретение не ограничивается представленным примером его осуществления. В рамках данного изобретения возможны и другие варианты его исполнения. Так, например, вместо аккумуляторных батарей электропитания вентильного электродвигателя 5 могут быть использованы накопительные конденсаторы электрического тока, водородные и другие малогабаритные источники электричества.

Изобретение разработано на уровне опытного образца и технических предложений по его применению.

Похожие патенты RU2689663C1

название год авторы номер документа
Самонаводящаяся электроракета 2018
  • Бендерский Геннадий Петрович
  • Иванов Константин Александрович
  • Хаметов Рустам Саидович
RU2686550C1
Способ перехвата летательных аппаратов самонаводящейся электроракетой 2018
  • Бендерский Геннадий Петрович
  • Иванов Константин Александрович
  • Фоменко Андрей Александрович
  • Хаметов Рустам Саидович
RU2685597C1
Оптоэлектронный измеритель координат воздушных целей 2018
  • Бендерский Геннадий Петрович
  • Дудко Владимир Георгиевич
  • Иванов Константин Александрович
  • Микляев Юрий Владимирович
  • Хаметов Рустам Саидович
RU2674563C1
Активная головка самонаведения 2018
  • Бендерский Геннадий Петрович
  • Дудко Владимир Георгиевич
  • Иванов Константин Александрович
  • Микляев Юрий Владимирович
  • Хаметов Рустам Саидович
RU2689276C1
Способ вращения цилиндров, выполняющих роль крыльев на летательных аппаратах, и беспилотный летательный аппарат для его осуществления 2024
  • Широков Игорь Анатольевич
  • Иванов Николай Николаевич
  • Просвирин Иван Дмитриевич
  • Широков Владимир Игоревич
  • Иванов Алексей Николаевич
  • Лященко Андрей Вадимович
  • Автаев Максим Сергеевич
  • Иванова Екатерина Алексеевна
RU2826746C1
ХВОСТОВОЙ ОТСЕК ВОЗДУШНО-ДИНАМИЧЕСКИХ РУЛЕВЫХ ПРИВОДОВ ДЛЯ УПРАВЛЯЕМЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ УПРАВЛЯЕМЫХ АВИАЦИОННЫХ БОМБ) И ПНЕВМОДВИГАТЕЛЬ РУЛЕВОГО ПРИВОДА 2009
  • Бабушкин Дмитрий Петрович
  • Евтеев Константин Петрович
  • Кривов Иван Артемьевич
  • Кузнецов Михаил Юрьевич
  • Никаноров Борис Александрович
  • Плещеев Игорь Евгеньевич
  • Фимушкин Валерий Сергеевич
  • Храпов Анатолий Викторович
  • Шелякин Юрий Петрович
  • Семенов Сергей Сергеевич
RU2418261C2
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2012
  • Воронков Юрий Сергеевич
  • Воронков Олег Юрьевич
  • Ушаков Андрей Петрович
RU2518143C2
СВЕРХЗВУКОВОЙ МАЛОЗАМЕТНЫЙ САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2018
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2682054C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОБЕЖНОЙ СИЛЫ В СИЛУ ТЯГИ 2009
  • Дундуков Константин Валентинович
  • Дундуков Кирилл Константинович
  • Дундуков Валентин Константинович
RU2454353C2
ВИНТОКРЫЛ ГРЕБЕНЮКА 2008
  • Гребенюк Геннадий Петрович
RU2396184C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 689 663 C1

Реферат патента 2019 года Электрический реактивный движитель

Изобретение относится к устройствам создания реактивной тяги, конкретно к электрическим реактивным движителям (ЭРД). ЭРД содержит последовательно и соосно установленные по течению воздушного потока дельтовидные крылья 1, воздухозаборник 2, направляющие лопатки 3, многолопастную крыльчатку 4 с приводом от вентильного электродвигателя 5, а также реактивное сопло 6. Внутри сопла 6 условлено центральное тело 7, закрепленное внутри сопла 6 спрямляющими лопатками 8. На внешней поверхности центрального тела 7 в воздушно-реактивной струе ЭРД установлены рули 9, а внутри тела 7 - рулевые машинки 10, кинематически соединенные с рулями 9. Такое конструктивное исполнение ЭРД позволяет управлять угловым направлением его вектора тяги, компенсировать положение струйных рулей остаточной закрутки реактивной струи ЭРД, препятствуя его угловому вращению и образованию крена. В целом указанные технические преимущества позволяют повысить надежность управления ЭРД и обеспечить достижение заявленного технического результата и решение поставленной задачи. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 689 663 C1

Электрический реактивный движитель (ЭРД), содержащий последовательно и соосно установленные по течению воздушного потока дельтовидные крылья, воздухозаборник, направляющие лопатки, многолопастную крыльчатку с приводом от вентильного электродвигателя, а также реактивное сопло, внутри которого установлено центральное тело, закрепленное внутри сопла спрямляющими лопатками, отличающийся тем, что он дополнительно содержит рулевые пластины и рулевые машинки управления вектором тяги движителя, причем рулевые пластины установлены на внешней поверхности центрального тела в воздушно-реактивной струе ЭРД за срезом сопла, а рулевые машинки - внутри центрального тела и кинематически соединены с рулевыми пластинами, дельтовидные крылья и направляющие лопатки установлены с равномерным угловым шагом, а их задние кромки разнесены вдоль продольной оси воздухозаборника на величину, не меньшую чем размер хорды профиля направляющей лопатки, причем дельтовидные крылья выполнены с загибом задней кромки против направления вращения многолопастной крыльчатки, многолопастная крыльчатка установлена на валу вентильного электродвигателя между направляющими и спрямляющими лопатками.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2689663C1

RU 2015151255 A, 06.06.2017
US 8561385 B2, 22.10.2013
Приспособление для вытаскивания костылей из железнодорожных шпал 1957
  • Шестаков Н.А.
SU109233A1
ТВЕРДОТОПЛИВНАЯ РАЗГОННАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2001
  • Соколовский М.И.
  • Зыков Г.А.
  • Иоффе Е.И.
  • Лянгузов С.В.
  • Ефремов Г.А.
  • Леонов А.Г.
  • Минасбеков Д.А.
  • Соколов П.М.
RU2209331C2
US 3049876 A, 21.08.1962.

RU 2 689 663 C1

Авторы

Бендерский Геннадий Петрович

Иванов Константин Александрович

Пьянков Кирилл Сергеевич

Хаметов Рустам Саидович

Даты

2019-05-28Публикация

2018-03-07Подача