Стоматологическая шина для иммобилизации зубов у пациентов с повышенным тонусом жевательных мышц Российский патент 2019 года по МПК A61C13/00 

Описание патента на изобретение RU2694503C1

Изобретение относится к медицине и в частности к стоматологии и может быть использовано в лечении пациентов с болезнями пародонта осложненными гиперфункцией жевательных мышц.

Из уровня техники известна каппа для лечения парафункций жевательных мышц, выполненная из жесткой пластмассы, разобщающей зубные ряды, отличающаяся тем, что каппа имеет отпечатки зубов-антагонистов нижней челюсти и при латеральных сдвигах нижней челюсти снабжена наклонным пелотом с оральной стороны, противоположной смещению, а при дистальных сдвигах нижней челюсти - с оральной стороны в области верхних фронтальных зубов (Патент РФ №2154440 от 20.08.2000). Известна каппа, используемая для лечения парафункций жевательных мышц (Журнал "Новое в стоматологии", Москва, 1999, N3, с. 3 14, В.А. Хватова "Лечебно-диагностические аппараты"). Автор предлагает шины для симптоматического лечения парафункций жевательных мышц. Для лечения всех форм парафункций, в том числе при латеральных и дистальных сдвигах, шина выполнена из жесткой пластмассы, разобщающей зубные ряды. Из уровня техники известна фрезерованная зубная шина выполнена монолитно путем получения оптического оттиска клинической ситуации в полости рта пациента, моделирования на компьютере формы шины на лингвальной поверхности шинируемых зубов с возможностью фиксации шины на расстоянии не менее 1 мм от маргинального края десны и фрезерования шины из полиуретана, шина имеет толщину 0,2 мм (Патент РФ №2477098 от 07.06.2011).

Известна фрезерованная зубная шина выполнена монолитно из полиметилметакрилата, содержащего равномерно распределенные внутри частицы наносеребра до 0,02 мас. %, имеет тело шириной до 3 мм и толщиной до 0,2 мм, совпадающее по форме контура с анатомическими структурами зубов пациента на их лингвальной поверхности, и ретенционные элементы, монолитно связанные с телом шины и выполненные в форме полусферической головки на ножке, края основания которой заовалены, а паз между ними имеет U-образную форму, при этом тело шины выполнено с возможностью расположения на лингвальной поверхности зубов и прохождения ее нижней границы, отступя 1,5 мм от маргинального края десны, ретенционные элементы выполнены с возможностью расположения в межзубных промежутках и их перехода на вестибулярные поверхности зубов, причем шина изготовлена методом фрезерования компьютерной модели, полученной при распознавании оптического оттиска клинической ситуации в полости рта пациента (Патент РФ №2558974 от 01.04.2014). Из уровня техники известна фрезерованная зубная шина, включающая искусственные элементы коронковой части для подвижных зубов, при этом для всех зубов, имеющих подвижность в одном из направлений: вестибулооральном или медиодистальном направлении, искусственные элементы шины выполнены с возможностью расположения на лингвальной или небной поверхности зубов, перекрывая на 2 мм клинические экваторы зубов, и расположения нижней границы по границе краевого пародонта маргинального края десны, а для зубов, имеющих подвижность в двух и более направлениях: как в вестибулооральном, так и в медиодистальном направлениях, искусственные элементы шины выполнены с возможностью расположения с вестибулярной поверхности, повторяя клиническую анатомию коронки естественного зуба, и имеют толщину 0,5 мм, причем шина выполнена из диоксида циркония и изготовлена методом CAD/CAM технологий при распознавании оптического оттиска клинической ситуации в полости рта пациента и индивидуализирована под имеющиеся зубы посредством нанесения керамической массы и красителей с последующим глазурованием (Патент РФ №2632755 от 09.10.2017).

Известна фрезерованная зубная шина, выполненная монолитно из диоксида циркония с возможностью расположения на лингвальной или небной поверхностях шинируемых естественных зубов и перекрытия на 1,5 мм их клинических экваторов, а нижняя граница шины выполнена с возможностью расположения на расстоянии 1 мм от маргинального края десны, при этом шина включает искусственные фасетки зубов для отсутствующих зубов, соединенные с шиной монолитно и плотно прилегающие к клиническим экваторам зубов, ограничивающие дефект посредством точечного контакта, причем шина изготовлена методом фрезерования компьютерной модели, полученной при распознавании оптического оттиска клинической ситуации в полости рта пациента (Патент РФ №2567787 от 4.06.14).

Данная конструкция выбрана за прототип. К недостаткам прототипа можно отнести жесткость конструкционного материала и отсутствие функции разобщения зубных рядов, с целью реконструкции нижнего отдела лица, нормализации взаимоотношений элементов составляющих височно-нижнечелюстной сустав, снижения тонуса жевательных мышц.

Задачей, на решение которой направленно изобретение иммобилизация подвижных зубов у пациентов с болезнями пародонта осложненными явлениями мышечно-суставной дисфункции.

Техническим результатом изобретения является изготовление, аддитивным методом, на зубной ряд пациента индивидуальной шины, имеющей в составе элементы разобщающие зубные ряды и позиционирующие нижнюю челюсть в заданном врачом-стоматологом положении.

Технический результат изобретения заключается в том, что стоматологическая шина для иммобилизации зубов у пациентов с явлениями мышечно-суставной дисфункции, изготавливается аддитивным методом из полиметилметакрилата и фиксируется на оральной поверхности всех имеющихся зубов верхнего или нижнего зубного ряда, имеет толщину 3 мм, и располагается на 2 мм выше маргинальной десны, перекрывая экватор и жевательную поверхность моляров, премоляров и режущие края резцов и клыков, при этом окклюзионная поверхность шины имеет отпечатки зубов антагонистов, в случае отсутствия зубов в зубном ряду, конструкция шины может содержать искусственные фасетки зубов, при этом толщина шины располагающейся на окклюзионной поверхности зубных рядов и расположение отпечатков зубов антагонистов определяются врачом-стоматологом по индивидуальным особенностям пациента, исходя из разницы высоты нижнего отдела лица при центральном соотношении челюстей и центральной окклюзии.

Конструкционные особенности предлагаемой шины позволяют как, шинировать подвижные зубы у пациентов с болезнями пародонта, так и разобщать, а также, позиционировать нижнюю челюсть по отношению к верхней в заданной врачом позиции, что является неотъемлемой частью в гнатологическом лечении мышечно-суставной дисфункции. Так же неоценимым преимуществом предлагаемой шины является полная ее не инвазивность, т.е. ее изготовление и установка не требует препарирования твердых тканей зуба.

Устройство стоматологической шины для иммобилизации зубов у пациентов с повышенным тонусом жевательных мышц поясняется чертежом, где на фиг.1:

1. Зубной ряд.

2. Стоматологическая шина для иммобилизации зубов.

3. Оральная поверхность шины.

4. Окклюзионная поверхность шины.

5. Отпечатки зубов антагонистов на окклюзионной поверхности шины.

6. Искусственная фасетка отсутствующего зуба.

Способ лечения с использованием предлагаемой стоматологической шины для иммобилизации зубов у пациентов с повышенным тонусом жевательных мышц, осуществляется следующим образом:

1. Получают оттиски зубных рядов (1) пациента

2. Проводят определение центрального соотношения челюстей

3. Позиционируют модели нижней челюсти по отношению к верхней, ориентируясь на полученные при определении центрального соотношения данные в артикуляторе.

4. Сканируют модели в артикуляторе в цифровом блоке CAD\CAM системы.

5. На оцифрованных моделях на оральной поверхности (3) верхнего или нижнего зубного ряда (1), в компьютерной программе CAD\CAM системы моделируют стоматологическую шину (2) таким образом, что шина (2) имеет толщину 3 мм. Располагается нижняя граница шины (2) на 2 мм выше маргинальной десны, перекрывая экватор и жевательную поверхность моляров, премоляров и режущие края резцов и клыков, при этом окклюзионная поверхность (4) шины имеет отпечатки зубов антагонистов (5, с искусственными фасетками зубов (6), в случае отсутствия зубов в зубном ряду.

6. Полученную цифровую модель стоматологической шины распечатывают на 3D-принтере из полиметилметакрилата.

7. Полученную стоматологическую шину для иммобилизации зубов у пациентов с повышенным тонусом жевательных мышц из полиметилметакрилата фиксируют в полости рта.

Похожие патенты RU2694503C1

название год авторы номер документа
Способ лечения пациентов с болезнями пародонта, осложненными явлениями мышечно-суставной дисфункции 2018
  • Арутюнов Сергей Дарчоевич
  • Степанов Александр Геннадьевич
  • Арутюнов Анатолий Сергеевич
  • Бутков Денис Сергеевич
  • Гветадзе Рамаз Шалвович
RU2696235C1
Способ иммобилизации подвижных зубов 2019
  • Арутюнов Сергей Дарчоевич
  • Арутюнов Анатолий Сергеевич
  • Степанов Александр Геннадьевич
  • Левченко Иван Михайлович
  • Бутков Денис Сергеевич
RU2708030C1
СПОСОБ ШИНИРОВАНИЯ ЗУБОВ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ЗАМЕЩЕНИЯ ДЕФЕКТОВ ЗУБНЫХ РЯДОВ 2014
  • Арутюнов Сергей Дарчоевич
  • Янушевич Олег Олегович
  • Журальский Сергей Владимирович
  • Градова Ольга Викторовна
  • Царев Виктор Николаевич
  • Ипполитов Евгений Валерьевич
RU2601654C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЖЕВАТЕЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОЛЯРОВ НИЖНЕЙ И ВЕРХНЕЙ ЧЕЛЮСТЕЙ С НАРУШЕННОЙ ЦЕЛОСТНОСТЬЮ КОРНЯ 2014
  • Арутюнов Сергей Дарчоевич
  • Степанов Александр Геннадьевич
  • Арутюнов Анатолий Сергеевич
  • Минко Вячеслав Вячеславович
  • Абакарова Дина Садуллаевна
RU2568102C1
Временный съемный зубной протез малой протяженности 2018
  • Арутюнов Сергей Дарчоевич
  • Степанов Александр Геннадьевич
  • Багдасарян Григорий Гарсеванович
  • Поляков Дмитрий Иванович
  • Киракосян Левон Гамлетович
RU2676629C1
ФРЕЗЕРОВАННАЯ ЗУБНАЯ ШИНА 2014
  • Арутюнов Сергей Дарчоевич
  • Янушевич Олег Олегович
  • Журальский Сергей Владимирович
  • Царев Виктор Николаевич
  • Ипполитов Евгений Валерьевич
  • Хван Вячеслав Игорьевич
  • Отырба Рита Дуговна
  • Градов Ольга Викторовна
RU2567787C1
Фрезерованная зубная шина 2016
  • Арутюнов Сергей Дарчоевич
  • Янушевич Олег Олегович
  • Ипполитов Евгений Валерьевич
  • Степанов Александр Геннадьевич
  • Царева Татьяна Викторовна
  • Богатырева Радима Мурадиновна
  • Малазония Тамар Тайгеровна
RU2632755C1
Способ горизонтального перемещения зубов при включенных дефектах зубных рядов 2018
  • Арутюнов Сергей Дарчоевич
  • Степанов Александр Геннадьевич
  • Багдасарян Григорий Гарсеванович
  • Оганесян Артак Степанович
  • Киракосян Левон Гамлетович
RU2679591C1
Способ изготовления и окклюзионной коррекции стабилизирующих фрезерованных шин для ночного использования 2021
  • Медведева Татьяна Ильинична
  • Базикян Эрнест Арамович
  • Харитонов Сергей Валентинович
  • Цаликова Нина Амурхановна
RU2757630C1
Способ иммобилизации зубов фрезерованными керамическими шинами 2023
  • Ахмедов Гаджи Джалалутдинович
  • Саввиди Константин Георгиевич
  • Битюков Владимир Васильевич
  • Битюкова Елена Владимировна
  • Пиекалнитс Ина Янисовна
  • Юсупова Ирина Сергеевна
  • Костин Игорь Олегович
  • Кошелев Константин Александрович
RU2822955C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 694 503 C1

Реферат патента 2019 года Стоматологическая шина для иммобилизации зубов у пациентов с повышенным тонусом жевательных мышц

Изобретение относится к медицине и, в частности, к стоматологии и предназначено для использования при лечении пациентов с болезнями пародонта, осложненными гиперфункцией жевательных мышц. Изготавливают стоматологическую шину аддитивным методом из полиметилметакрилата и фиксируют на оральной поверхности всех имеющихся зубов верхнего или нижнего зубного ряда. Шина имеет толщину 3 мм и располагается на 2 мм выше маргинальной десны, перекрывая экватор и жевательную поверхность моляров, премоляров и режущие края резцов и клыков. При этом окклюзионная поверхность шины имеет отпечатки зубов антагонистов, в случае отсутствия зубов в зубном ряду конструкция шины может содержать искусственные фасетки зубов, при этом толщина шины, располагающейся на окклюзионной поверхности зубных рядов, и расположение отпечатков зубов антагонистов определяются врачом-стоматологом по индивидуальным особенностям пациента, исходя из разницы высоты нижнего отдела лица при центральном соотношении челюстей и центральной окклюзии. Использование шины позволяет иммобилизировать подвижные зубы пациента и позиционировать нижнюю челюсть в заданном врачом-стоматологом положении. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 694 503 C1

Стоматологическая шина для иммобилизации зубов у пациентов с явлениями мышечно-суставной дисфункции изготавливается аддитивным методом из полиметилметакрилата и фиксируется на оральной поверхности всех имеющихся зубов верхнего или нижнего зубного ряда, имеет толщину 3 мм и располагается на 2 мм выше маргинальной десны, перекрывая экватор и жевательную поверхность моляров, премоляров и режущие края резцов и клыков, при этом окклюзионная поверхность шины имеет отпечатки зубов антагонистов, в случае отсутствия зубов в зубном ряду конструкция шины может содержать искусственные фасетки зубов, при этом толщина шины, располагающейся на окклюзионной поверхности зубных рядов, и расположение отпечатков зубов антагонистов определяются врачом-стоматологом по индивидуальным особенностям пациента, исходя из разницы высоты нижнего отдела лица при центральном соотношении челюстей и центральной окклюзии.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2694503C1

СПОСОБ ШИНИРОВАНИЯ ЗУБОВ 2011
  • Арутюнов Сергей Дарчоевич
  • Янушевич Олег Олегович
  • Апресян Самвел Владиславович
  • Петров Анатолий Николаевич
  • Плескановская Наталья Владимировна
  • Пименова Мария Павловна
RU2464952C1
СПОСОБ ШИНИРОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ЗУБОВ I-II СТЕПЕНИ 2009
  • Адамчик Анатолий Анатольевич
  • Адамчик Алина Анатольевна
  • Вишняк Игорь Евгеньевич
RU2394524C1
СПОСОБ ШИНИРОВАНИЯ ЗУБОВ ПРИ ПАРОДОНТИТЕ 2000
  • Рогатнев В.П.
  • Модина Т.Н.
  • Молькова С.С.
RU2173113C1
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КАППА 2009
  • Лакасс Иннокентий Александрович
  • Волкова Ксения Николаевна
RU2398548C1
US 0005098304 A1, 24.03.1992.

RU 2 694 503 C1

Авторы

Арутюнов Сергей Дарчоевич

Степанов Александр Геннадьевич

Арутюнов Анатолий Сергеевич

Бутков Денис Сергеевич

Даты

2019-07-15Публикация

2018-11-28Подача